- Преподавателю
- Обществознание
- Урок обществознания в 11 классе по теме Демографические проблемы современной России
Урок обществознания в 11 классе по теме Демографические проблемы современной России
Раздел | Обществознание |
Класс | 11 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Колованова Т.Н. |
Дата | 25.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок обществознания в 11 классе по теме « Демографическая ситуация современной России»
Тип урока: урок-исследование
Цели урока:
Образовательная: Дать учащимся представление о новой общественной науке, охарактеризовать круг проблем, которые она изучает. Описать современную демографическую ситуацию.
Развивающая: Развить у учащихся познавательные навыки анализа информации, представленной в текстовой и графической форме. Дать первичный опыт анализа демографической ситуации.
Воспитательная: Подтолкнуть учеников к осмыслению демографической ситуации как острой социально-экономической проблемы на уровне региона, страны. Раскрыть важность выбора поведенческих моделей каждым жителем России.
Ход урока
I Фаза вызова
Мотивация. Определение темы и целей урока.
Здравствуйте ребята, здравствуйте уважаемые члены жюри и гости! Я рада приветствовать вас на уроке обществознания.
Вы заметили, что мы не совсем обычноначинаем урок? Я хотела что бы вы почувствовали плечо и локоть своих друзей. Это чувство сегодня будет необходимо и вам и мне на уроке. Давайте знакомиться. Меня зовут Татьяна Николаевна, ваши имена я вижу. Надеюсь у нас сегодня получится интересный и плодотворный диалог. Я рада видеть ваши улыбки.
- Давайте разделимся на группы, так нам будет легче и удобнее работать. Сделайте это произвольно, так что бы вам было комфортно работать вместе.
Посмотрите на экран. 1-2 слайды( картинки абстакции).
-Что вы видите? А вы?
-Вот так и в жизни общества на многие предметы и явления существуют разные взгляды. И мы будем учиться формировать собственный взгляд на происходящие события.
-Посмотрите на картинки. слайд 3 Подумайте что может связывать все эти фото? И мы поймем тему нашего разговора сегодня. ( ответы детей)
- Как вы думаете какая наука поможет нам сегодня углубиться в эти проблемы?
Слайд 4 Демография. А что такое демография? Как вы думаете?
Слайд 5 Демография это наука о народонаселении и его воспроизводстве.
Итак тема нашего урока сегодня слайд 6 « Демографическая ситуация в современной России».
-Все согласны поговорить сегодня об этом?
-Отлично!
- О чем бы вам хотелось сегодня узнать, задуматься в рамках данной темы? ( ответы детей)
Для этого вам придется работать с разнообразной информацией, анализировать её, вычленять проблемы, предлагать пути их решения. Свою же миссию я вижу в том, что бы немного помочь вам в этом.
II. Фаза осмысления.
-
Постановка проблемы урока.
Внимание на экран ( видео фрагмент)
-Что бы понять слова корреспондента , сейчас я покажу вам счетчик рождаемости и смертности в нашей стране. Он работает в он лайн режиме.
Слайд 7. Россия движется в … Как вы можете продолжить это предложение? А какая есть альтернатива?
- Пока это только ваша гипотеза.
Мы вернемся к этому вопросу в конце урока.
-
Выявление демографических проблем России.
-Для того что бы иметь правильное представление о демографических процессах в стране, государство периодически проводит перепись населения. Впервые перепись населения была проведена в 1897 году по инициативе Семенова Тян-Шанского.
- А кто из вас знает, когда проходила последняя перепись населения?( в 2010 г и ее девизом был «России важен каждый»
Работа в группах.
Перед вами статистические данные. Изучив и проанализировав информацию, вы должны сформулировать одну из демографических проблем нашей страны. Время для обсуждения 2 минуты.
1 группа.
Проблема превышения смертности над рождаемостью.
Ситуация «Русскмй крест»
2 группа
Мужчин старше 40 лет меньше чем женщин. Мужчины живут меньше чем женщины.
-
Группа.
Проблема: увеличение доли людей пенсионного возраста, сокращение количества трудоспособного населения.
-
Группа.
Число неполных семей в России выросло до 6,2 млн, из них 5,6 млн - с матерями-одиночками
26.04.2012 12:32 | РИА «Новости»
Количество неполных семей в России за последние годы выросло до 30%, сообщил уполномоченный при президенте России по правам ребенка Павел Астахов.
По его словам, на настоящий момент 6,2 млн семей в стране являются неполными: в России насчитывается 5,6 млн матерей одиночек и 634,5 тыс. одиноких отцов.
Преобладание семей с 1 ребенком. Рост числа неполных семей.
Учитель: Эта проблема не новая. Послушайте отрывок из песни, которая появилась в начале 80 годов. ( звучит песня «У меня сестренки нет»)
4 группа.
Проблема демографического старения.
Итак, давайте подведем небольшой итог вашей работы.
-На экране те проблемы, которые вы выявили , работая со статистическими данными. Но как вы прокомментируете последние пункты? ( проблем гораздо больше)
Поэтому я предлагаю остановиться на проблемах семьи.
Слайд. Семья основной инструмент демографической политики
3. Работа в группах ( 5 мин)
(Пока группы работают, на экране слайд шой и звучит музыка).
1группа.Демографы. Модель идеальной семьи. ( на ватмане)
2 группа. Демографы.Отклонение от идеальной семьи
3. группа. Политологи. Государственная политика поддержания семьи . ( работа с документом) Цели, приоитеты.результаты.
4 группа. Философы. Подобрать афоризм о семье, который наиболее точно отражает проблему нашего разговора и составить синквейн со словом Семья
Выступление групп с презентацией своей работы.
1 группа.
- А вот что думают видные политики об идеальнй семье ( видео 2)
- Данные из газет о многодетных семьях.
3 группа. Видео пресс конференции Путина о материнском капитале.
Выдержка из Российской газеты о том, кто имеет право получить материнский капитал в случае смерти матери.
3. Итог урока.
Итак, давайте вернемся к вопросу, который мы задали в начале урока.
Куда же по вашему мнению движется Россия? Каково её будущее?
- Если вы не думаете о будущем, его у вас нет ( слайд)
Семья - это самое емкое слово.
В нем слышится «семя» - жизни основа.
Семь «я» - это семеро, связанных прочно,
И будущих жизней - надежный источник.
4. Домашнее задание. Найдите дома статистические данные демографической ситуации в Ставропольском крае и выявите основные тенденции развития и проблемы.
-
Рефлексия.
-Посмотрите, я сложила и развернула лист бумаги. Что осталось на нем? ( след). Вот так и в нашей жизни каждое событие оставляет свой след. Скажите, какой след оставил наш урок у вас? О чем он заставил вас задуматься?
Я получила большой опыт и удовольствие от общения с вами. Большое спасибо за сотрудничество!.