Курс по выбору Обществознание

Раздел Обществознание
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов пгт Мурыгино Юрьянского района



Утверждаю

приказ по школе №____

от «___»__________200_ г.

Директор школы__________













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Курса по выбору

Обществознание

9 класс



























Мельникова Г.В.

Учитель истории и обществознания













Мурыгино.

2012-2013 уч.г.




Пояснительная записка.

Факультатив по обществознанию для 9 класса основной школы направлен на реализацию нового содержания обществоведческого образования. Курс является интегративным, т.е. включает знания различных общественных наук (социологии, экономической теории, политологии, правоведения, психологии, этики) в адаптированной для учеников 9 класса педагогически целесообразной форме.

Цель курса: формировать более глубокие представления о базовых обществоведческих понятиях, закономерностях, взаимосвязях.

Задачи курса:

- способствовать улучшению усвоения и углублению знаний учащимися курса «Обществознание» в соответствии с современными требованиями к Государственной итоговой аттестации в форме ГИА или экзамена;

- стимулировать познавательную активность и интерес учеников к предмету, в том числе в контексте выбора ими социально - гуманитарного профиля для дальнейшего обучения;

- отработка умения получать социальную информацию из разнообразных источников и ориентироваться в ней, в том числе для решения задач познавательного и практического характера;

- содействовать воспитанию свободной и ответственной личности ученика, её социализации в современных условиях.

Курс рассчитан на 17 учебных часов и включает 4 темы, охватывающих как общую характеристику современного общества как целостной динамично развивающейся системы, так и изучение отдельных аспектов его социальной, экономической, политической, духовной подсистем. Содержание курса, прежде всего, ориентировано на те темы и вопросы, которые присутствуют в итоговой аттестации, но недостаточно полновесно рассматриваются в базовом школьном курсе «Обществознание. 8-9классы»

При этом большое внимание уделяется практической работе с различными источниками права, с дополнительной литературой по предмету. Предполагаются разнообразные формы работы: лекционные занятия, семинары, урок - диспут, комбинированные уроки, практические занятия.

Отработка навыков проверки знаний осуществляется с использованием материалов «Типовых тестовых заданий для подготовки к Государственной итоговой аттестации». По итогам курса предполагается выполнение учениками зачётной работы по типу ГИА.


Тематическое планирование

№ п/п

Названия тем, уроков

Количество

часов



1

Тема 1. Современное общество

2

Тема 2 Человек среди людей

5









Тема 3. Экономическая сфера жизни общества

8



Тема 4. Политика и право

2






итого

17











Содержание обучения

Тема 1. Современное общество.(2 ч.)

Общество как динамичная саморазвивающаяся система. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Важнейшие социальные институты.

На пути к современной цивилизации. Изменение положения человека в процессе развития общества. Аграрное, индустриальное, постиндустриальное общество. Пути гуманизации общества.

Глобальные проблемы современности. Многообразие и единство современного мира. Перспективы современного общества.

Социальные конфликты, пути их решения.

Тема 2. Человек среди людей. (5 ч.)

Биологическое и социальное в человеке.

Человек и его ближайшее окружение.

Личность и межличностные отношения.

Семья как малая группа

Особенности подросткового возраста.

Социальная структура. Неравенство и социальная дифференциация. Страты и классы.

Личность и мораль. Нравственность, этика, моральные ценности и идеалы. Моральная оценка. «Золотое правило нравственности». Воспитательная роль морали.

Мышление и речь

Межличностные конфликты, их конструктивное решение.

Тема 3. Экономическая сфера жизни общества. (8ч.)

Экономика и её роль в жизни общества.

Экономические системы.

Право собственности. Виды собственности. Правомочия собственника. Способы приобретения права собственности. Приватизация. Защита прав собственности. Собственность и несовершеннолетние. Прекращение прав собственности.

Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов.

Предпринимательство.

Рынок и рыночный механизм.

Экономические цели и функции государства.

Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки.

Налоги, уплачиваемые гражданами.

Тема 4. Политика и право. (2ч.)

Основы Конституционного строя Российской федерации. Принципы конституционного устройства РФ.

Участие граждан в политике и управлении. Выборы. Референдумы. Публичное право. Политическая и правовая культура граждан.

Политический режим. Демократия.

Правовое государство и гражданское общество

Власть. Роль политики в жизни общества.

Правоохранительные органы в Российской федерации.

Органы государственной власти Российской федерации.

Административное и уголовное законодательство о несовершеннолетних.

Требования к уровню подготовки учащихся по предмету:

В результате изучения обществознания ученик должен

Знать/понимать:

  1. социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

  2. сущность общества как формы совместной деятельности людей;

  3. характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

  4. содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Уметь:

  1. описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

  2. сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

  3. объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

  4. приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

  5. оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

  6. решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

  7. осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

  8. самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

  2. общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

  3. нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

  4. реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей

  5. первичного анализа и использования социальной информации;

  6. сознательного неприятия антиобщественного поведения.











Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Названия тем, уроков

Количество

часов

По плану

По факту

Тема 1. Современное общество (2 ч)




1

Общество - динамичная саморазвивающаяся система

1



2

Социальные конфликты и пути их решения.

1



Тема 2. Человек среди людей(5 ч)




3

Биологическое и социальное в человеке.

1




4

Личность и межличностные отношения

1



5

Социальная структура. Неравенство и социальная дифференциация. Страты и классы.

1



6

Личность и мораль. Нравственность, этика, моральные ценности и идеалы. Моральная оценка. «Золотое правило нравственности». Воспитательная роль морали.

1



7

Межличностные конфликты, их конструктивное решение.

1



Тема 3. Экономическая сфера жизни общества (8ч)




8

Экономика и её роль в жизни общества

1



9

Экономические системы. Разбор ситуаций

1



10

Право собственности. Виды собственности. Правомочия собственника. Способы приобретения права собственности. Приватизация. Защита прав собственности. Собственность и несовершеннолетние. Прекращение прав собственности.

1



11

Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов.

1



12

Предпринимательство.

1



13

Рынок и рыночный механизм.

1



14

Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки.

1



15

Налоги, уплачиваемые гражданами.

1



Тема 4. Политика и право(2 ч)




16

Основы Конституционного строя Российской федерации. Принципы конституционного устройства Р.Ф.

1



17

Политический режим. Демократия.

1




Ресурсное обеспечение программы:

  1. Баранов П. А. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ. - М., АСТ:Астрель, 2009

  2. ГИА 2009(в новой форме) Обществознание. 9 класс. Типовые тестовые задания/ А. Ю. Лабезникова, О. А. Котова . - М.: Издательство «Экзамен»,2009.

  3. Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание»/ Под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Т. Кинкулькина. - М., 2002.

  4. Кашанина Т. В. , Кашанин А. В. Право и экономика. - М.,

  5. Конституция РФ.- Санкт-Петербург 2012

  6. Мухаев Р. Т. Политология. И - М.,2000

  7. Обществознание 8 кл./ Под ред. А. Ф. Боголюбова

  8. Обществознание 9 кл./под ред. Боголюбова Л.Н., Матвеева А.И. - М.: Просвещение 2010

  9. Обществознание: экспресс-репетитор для подготовки к ГИА 9 кл./ Баранов П.А. - М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ,2011.

  10. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ:2009:Обществознание/ авт. - сост. О. А. Котова, Т. Е. Лискова. М.: Астрель, 2009.

  11. Сборник кодексов РФ. - М.,2002

  12. Хрестоматия по курсу «Основы правовых знаний»: Пособие для учащихся 8-9 кл./ Сост.С. И. Володина и др.- М.: Вита - Пресс, 2000

dmsuslin.narod.ru/club-licey5.htm

lesson-history.narod.ru/

reshuege.ru "Решу ЕГЭ" - образовательный портал



© 2010-2022