- Преподавателю
- Обществознание
- Курс по выбору Обществознание
Курс по выбору Обществознание
Раздел | Обществознание |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Мельникова Г.В. |
Дата | 31.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов пгт Мурыгино Юрьянского района
Утверждаю
приказ по школе №____
от «___»__________200_ г.
Директор школы__________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса по выбору
Обществознание
9 класс
Мельникова Г.В.
Учитель истории и обществознания
Мурыгино.
2012-2013 уч.г.
Пояснительная записка.
Факультатив по обществознанию для 9 класса основной школы направлен на реализацию нового содержания обществоведческого образования. Курс является интегративным, т.е. включает знания различных общественных наук (социологии, экономической теории, политологии, правоведения, психологии, этики) в адаптированной для учеников 9 класса педагогически целесообразной форме.
Цель курса: формировать более глубокие представления о базовых обществоведческих понятиях, закономерностях, взаимосвязях.
Задачи курса:
- способствовать улучшению усвоения и углублению знаний учащимися курса «Обществознание» в соответствии с современными требованиями к Государственной итоговой аттестации в форме ГИА или экзамена;
- стимулировать познавательную активность и интерес учеников к предмету, в том числе в контексте выбора ими социально - гуманитарного профиля для дальнейшего обучения;
- отработка умения получать социальную информацию из разнообразных источников и ориентироваться в ней, в том числе для решения задач познавательного и практического характера;
- содействовать воспитанию свободной и ответственной личности ученика, её социализации в современных условиях.
Курс рассчитан на 17 учебных часов и включает 4 темы, охватывающих как общую характеристику современного общества как целостной динамично развивающейся системы, так и изучение отдельных аспектов его социальной, экономической, политической, духовной подсистем. Содержание курса, прежде всего, ориентировано на те темы и вопросы, которые присутствуют в итоговой аттестации, но недостаточно полновесно рассматриваются в базовом школьном курсе «Обществознание. 8-9классы»
При этом большое внимание уделяется практической работе с различными источниками права, с дополнительной литературой по предмету. Предполагаются разнообразные формы работы: лекционные занятия, семинары, урок - диспут, комбинированные уроки, практические занятия.
Отработка навыков проверки знаний осуществляется с использованием материалов «Типовых тестовых заданий для подготовки к Государственной итоговой аттестации». По итогам курса предполагается выполнение учениками зачётной работы по типу ГИА.
Тематическое планирование
№ п/п
Названия тем, уроков
Количество
часов
1
Тема 1. Современное общество
2
Тема 2 Человек среди людей
5
Тема 3. Экономическая сфера жизни общества
8
Тема 4. Политика и право
2
итого
17
Содержание обучения
Тема 1. Современное общество.(2 ч.)
Общество как динамичная саморазвивающаяся система. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Важнейшие социальные институты.
На пути к современной цивилизации. Изменение положения человека в процессе развития общества. Аграрное, индустриальное, постиндустриальное общество. Пути гуманизации общества.
Глобальные проблемы современности. Многообразие и единство современного мира. Перспективы современного общества.
Социальные конфликты, пути их решения.
Тема 2. Человек среди людей. (5 ч.)
Биологическое и социальное в человеке.
Человек и его ближайшее окружение.
Личность и межличностные отношения.
Семья как малая группа
Особенности подросткового возраста.
Социальная структура. Неравенство и социальная дифференциация. Страты и классы.
Личность и мораль. Нравственность, этика, моральные ценности и идеалы. Моральная оценка. «Золотое правило нравственности». Воспитательная роль морали.
Мышление и речь
Межличностные конфликты, их конструктивное решение.
Тема 3. Экономическая сфера жизни общества. (8ч.)
Экономика и её роль в жизни общества.
Экономические системы.
Право собственности. Виды собственности. Правомочия собственника. Способы приобретения права собственности. Приватизация. Защита прав собственности. Собственность и несовершеннолетние. Прекращение прав собственности.
Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов.
Предпринимательство.
Рынок и рыночный механизм.
Экономические цели и функции государства.
Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки.
Налоги, уплачиваемые гражданами.
Тема 4. Политика и право. (2ч.)
Основы Конституционного строя Российской федерации. Принципы конституционного устройства РФ.
Участие граждан в политике и управлении. Выборы. Референдумы. Публичное право. Политическая и правовая культура граждан.
Политический режим. Демократия.
Правовое государство и гражданское общество
Власть. Роль политики в жизни общества.
Правоохранительные органы в Российской федерации.
Органы государственной власти Российской федерации.
Административное и уголовное законодательство о несовершеннолетних.
Требования к уровню подготовки учащихся по предмету:
В результате изучения обществознания ученик должен
Знать/понимать:
-
социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
-
сущность общества как формы совместной деятельности людей;
-
характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
-
содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь:
-
описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
-
сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
-
объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
-
приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
-
оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
-
решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
-
осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
-
самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
-
общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
-
нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
-
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
-
первичного анализа и использования социальной информации;
-
сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Названия тем, уроков
Количество
часов
По плану
По факту
Тема 1. Современное общество (2 ч)
1
Общество - динамичная саморазвивающаяся система
1
2
Социальные конфликты и пути их решения.
1
Тема 2. Человек среди людей(5 ч)
3
Биологическое и социальное в человеке.
1
4
Личность и межличностные отношения
1
5
Социальная структура. Неравенство и социальная дифференциация. Страты и классы.
1
6
Личность и мораль. Нравственность, этика, моральные ценности и идеалы. Моральная оценка. «Золотое правило нравственности». Воспитательная роль морали.
1
7
Межличностные конфликты, их конструктивное решение.
1
Тема 3. Экономическая сфера жизни общества (8ч)
8
Экономика и её роль в жизни общества
1
9
Экономические системы. Разбор ситуаций
1
10
Право собственности. Виды собственности. Правомочия собственника. Способы приобретения права собственности. Приватизация. Защита прав собственности. Собственность и несовершеннолетние. Прекращение прав собственности.
1
11
Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов.
1
12
Предпринимательство.
1
13
Рынок и рыночный механизм.
1
14
Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки.
1
15
Налоги, уплачиваемые гражданами.
1
Тема 4. Политика и право(2 ч)
16
Основы Конституционного строя Российской федерации. Принципы конституционного устройства Р.Ф.
1
17
Политический режим. Демократия.
1
Ресурсное обеспечение программы:
-
Баранов П. А. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ. - М., АСТ:Астрель, 2009
-
ГИА 2009(в новой форме) Обществознание. 9 класс. Типовые тестовые задания/ А. Ю. Лабезникова, О. А. Котова . - М.: Издательство «Экзамен»,2009.
-
Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание»/ Под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Т. Кинкулькина. - М., 2002.
-
Кашанина Т. В. , Кашанин А. В. Право и экономика. - М.,
-
Конституция РФ.- Санкт-Петербург 2012
-
Мухаев Р. Т. Политология. И - М.,2000
-
Обществознание 8 кл./ Под ред. А. Ф. Боголюбова
-
Обществознание 9 кл./под ред. Боголюбова Л.Н., Матвеева А.И. - М.: Просвещение 2010
-
Обществознание: экспресс-репетитор для подготовки к ГИА 9 кл./ Баранов П.А. - М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ,2011.
-
Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ:2009:Обществознание/ авт. - сост. О. А. Котова, Т. Е. Лискова. М.: Астрель, 2009.
-
Сборник кодексов РФ. - М.,2002
-
Хрестоматия по курсу «Основы правовых знаний»: Пособие для учащихся 8-9 кл./ Сост.С. И. Володина и др.- М.: Вита - Пресс, 2000
dmsuslin.narod.ru/club-licey5.htm
lesson-history.narod.ru/
reshuege.ru "Решу ЕГЭ" - образовательный портал