- Преподавателю
- Обществознание
- Что делает человека человеком
Что делает человека человеком
Раздел | Обществознание |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Виноградова М.Б. |
Дата | 17.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Интегрированный урок в 8 классе
(обществознание и биология)
Тема урока: «Что делает человека человеком»
(технология развития критического мышления)
Цели урока:
- сформировать у учащихся представление об отличиях человека от животного;
- развить умение анализировать (выделять главное, проводить аналогию, обобщать, делать выводы);
- формировать умение работы в группах.
Стадия «вызова»
Учитель задает классу вопрос:
- Что делает человека человеком? Человек это социальное существо или только на него похожее?
На доске чертится схема «Т-таблица». Учащимся предлагается ответить на вопрос. Дети заполняют таблицу индивидуально, затем в парах, потом в группах. Учитель фиксирует ответы группы на доске.
ЧЕЛОВЕК
-
…..
-
…..
-
…. и т.д.
Существо социальное (примерные ответы) Существо биологическое
-
Речь 1. Все тело покрыто волосами
-
Мышление 2. Может передвигаться на 4-х
конечностях
Вывод: человек - существо биосоциальное, потому что….
Учитель приводит примеры:
№ 1. Обезьяну сажают в клетку. В клетке ящик из-под фруктов и палка. Под потолком подвешена гроздь бананов. Обезьяна, увидев висящие бананы, ставит ящик, берет палку и сбивает гроздь бананов на землю.
№ 2. Обезьяну сажают в клетку. В клетке чистый лист фанеры. Под потолок подвешена - гроздь бананов. Обезьяна выгрызает из фанеры палку и сбивает бананы.
После приведенных примеров учитель задает вопрос классу:
- Способна ли обезьяна мыслить как человек?
Стадия «содержания»
Используется методика конструктивного противостояния. Класс делится на группы по 4 человека. Задание: первым двум группам доказать, что человек - это существо биологическое (животное), двум другим доказать, что человек - существо социальное (общественное). В течение 10 минут учащиеся читают фрагменты текстов из учебников по биологии и обществознанию.
Человек существо
Биологические Социальное
-
Физиологические потребности 1. Мыслить
-
Развивается в среде 2. Говорит, общается
-
Вырос в природе 3. Семья (например,
-
Анатомия вне семьи - Маугли)
Анализ в Т-таблице - вывод.
Учитель спрашивает: - А достаточно ли вам тех данных для ответа на вопрос «Что делает человека человеком»? Если учащиеся отвечают «да, достаточно», то учитель читает высказывания:
«Человек становится человеком только через язык».
«Человек это существо, способное на деятельность, на которую не способно никакое другое существо».
«Человек - единственное животное, поведение которого в значительной степени определяется мыслью».
«Человек непременно должен израсходовать адаптационную энергию - наследственно определенный ограниченный запас жизнеспособности, чтобы удовлетворить врожденную потребность в самовыражении».
Каждый учащийся выбирает высказывание индивидуально для себя. Делится этим выбором в группе.
Работа с учебником: «Как человек реализует себя?» Подчеркнуть в тексте те слова и словосочетания, которые помогут им ответить на вопрос. Работа в группе.
Стадия «рефлексии»
На выбор: коллаж «Человек - биосоциальное существо» или синквейн (индивидуально или в группе).