Что делает человека человеком

  Сегодня в различных научныхисточниках можно найти разные определения критического мышления. Все они сводятся к тому, что критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на личный жизненный опыт. В этом и есть отличие критического мышления от мышления творческого, которое не предусматривает оценочности, а предполагает продуцирование новых идей, очень часто выходящих за рамки жизненного опы...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интегрированный урок в 8 классе

(обществознание и биология)


Тема урока: «Что делает человека человеком»

(технология развития критического мышления)


Цели урока:

- сформировать у учащихся представление об отличиях человека от животного;

- развить умение анализировать (выделять главное, проводить аналогию, обобщать, делать выводы);

- формировать умение работы в группах.

Стадия «вызова»

Учитель задает классу вопрос:

- Что делает человека человеком? Человек это социальное существо или только на него похожее?

На доске чертится схема «Т-таблица». Учащимся предлагается ответить на вопрос. Дети заполняют таблицу индивидуально, затем в парах, потом в группах. Учитель фиксирует ответы группы на доске.

ЧЕЛОВЕК

  1. …..

  2. …..

  3. …. и т.д.

Существо социальное (примерные ответы) Существо биологическое

  1. Речь 1. Все тело покрыто волосами

  2. Мышление 2. Может передвигаться на 4-х

конечностях

Вывод: человек - существо биосоциальное, потому что….


Учитель приводит примеры:

№ 1. Обезьяну сажают в клетку. В клетке ящик из-под фруктов и палка. Под потолком подвешена гроздь бананов. Обезьяна, увидев висящие бананы, ставит ящик, берет палку и сбивает гроздь бананов на землю.

№ 2. Обезьяну сажают в клетку. В клетке чистый лист фанеры. Под потолок подвешена - гроздь бананов. Обезьяна выгрызает из фанеры палку и сбивает бананы.

После приведенных примеров учитель задает вопрос классу:

- Способна ли обезьяна мыслить как человек?

Стадия «содержания»

Используется методика конструктивного противостояния. Класс делится на группы по 4 человека. Задание: первым двум группам доказать, что человек - это существо биологическое (животное), двум другим доказать, что человек - существо социальное (общественное). В течение 10 минут учащиеся читают фрагменты текстов из учебников по биологии и обществознанию.

Человек существо

Биологические Социальное

  1. Физиологические потребности 1. Мыслить

  2. Развивается в среде 2. Говорит, общается

  3. Вырос в природе 3. Семья (например,

  4. Анатомия вне семьи - Маугли)

Анализ в Т-таблице - вывод.

Учитель спрашивает: - А достаточно ли вам тех данных для ответа на вопрос «Что делает человека человеком»? Если учащиеся отвечают «да, достаточно», то учитель читает высказывания:

«Человек становится человеком только через язык».

«Человек это существо, способное на деятельность, на которую не способно никакое другое существо».

«Человек - единственное животное, поведение которого в значительной степени определяется мыслью».

«Человек непременно должен израсходовать адаптационную энергию - наследственно определенный ограниченный запас жизнеспособности, чтобы удовлетворить врожденную потребность в самовыражении».

Каждый учащийся выбирает высказывание индивидуально для себя. Делится этим выбором в группе.

Работа с учебником: «Как человек реализует себя?» Подчеркнуть в тексте те слова и словосочетания, которые помогут им ответить на вопрос. Работа в группе.

Стадия «рефлексии»

На выбор: коллаж «Человек - биосоциальное существо» или синквейн (индивидуально или в группе).

© 2010-2022