- Преподавателю
- Обществознание
- Рабочая программа по внеурочной деятельности Развитие интеллектуальных умений
Рабочая программа по внеурочной деятельности Развитие интеллектуальных умений
Раздел | Обществознание |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Андрейщева Н.В. |
Дата | 30.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Пояснительная записка
Развитие интеллектуальных умений 7 класс
Программа составлена на основе авторской программы Криволаповой Н.А. «Программа развития познавательных способностей учащихся 5-8 классы»- М., Просвещение 2012
Цель данной программы - сформировать компетентность в сфере познавательной деятельности, создать условия для овладения учащимися способами деятельности, в состав которых входят общие и специальные учебные умения и навыки, и, такимобразом, сделать детей активными участниками учебного процесса, заинтересованными в полноценных образовательных результатах. Универсальный характер учебных действий проявляется в том . что они носят надпредметный , метапредметный характер, обеспечивают целостность общекультурного личностного и познавательного развития , преемственность всех ступеней образовательного развития и саморазвития ребенка., преемственность всех ступеней образования лежат в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от её специально-предметного содержания.
Овладение универсальными учебными действиями в конечном счёте ведёт к формированию способности успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения.
Умение учиться выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенции, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
Программа курса направлена на формирование универсальных (метапредметных) умений, навыков, способов деятельности, которыми должны овладеть учащиеся, на развитие познавательных и творческих способностей и интересов. Программа предполагает освоение способов деятельности на понятийном аппарате тех учебных предметов, которые ученик изучает; занятия проводятся в форме предметно-ориентированного тренинга.
Основными задачами курса являются:
-
развитие психических познавательных процессов: мышления, восприятия, внимания, памяти, воображения у обучающихся на основе развивающего предметно-ориентированного тренинга;
-
формирование учебно-интеллектуальных умений, приёмов мыследеятельности, освоение рациональных способов её осуществления на основе учёта индивидуальных особенностей учащихся;
-
формирование собственного стиля мышления;
-
формирование учебно-информационных умений и освоение на практике различных приёмов работы с разнообразными источниками информации, умений структурировать информацию, преобразовывать её и представлять в различных видах;
-
освоение приёмов творчества и методов решения творческих задач;
Программа рассчитана на учащихся 5-8 классов (140 ч), имеет практико-ориентированный характер, так как 80% времени отведено на освоение приёмов и способов деятельности, и состоит из следующих блоков:
-
развитие интеллектуальных умений (5-7 классы) - 105 ч;
-
учимся работать с информацией (8 класс) - 35 ч.
Общая характеристика курса
В 7 классе 1 час в неделю. Общее количество часов-35.
В процессе освоения содержания программы её результативность предполагается проверять с помощью системы диагностик: психологических и педагогических тестов, наблюдения, анкетирования.
Для реализации программы подготовлен учебно-методический комплекс: программа курса и сборник заданий для работы с учащимися.
В результате изучения курса учащиеся должны:
знать:
-
правила конструирования определений, формулирования выводов;
-
правила классификации и сравнения;
-
методы решения творческих задач: разрешение противоречий, метод от противного, мозговой штурм, контрольные вопросы, синектики, преобразование свойств, морфологический ящик;
-
способы чтения, структурирования, обработки и представления учебной информации;
-
правила поиска информации в библиотеке, работы с каталогами;
-
способы планирования и проведения наблюдений и исследований правила сохранения информации, приёмы запоминания;
уметь:
-
анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать, выделять главную мысль, абстрагировать, формулировать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять закономерности, строить умозаключения;
-
слушать, владеть приёмами рационального запоминания, работать с источниками информации (чтение, конспектирование, составление тезисов, библиографический поиск, работа со справочником), представлять информацию в различных видах (вербальном, табличном, графическом, схематическом, аналитическом), преобразовывать из одного вида в другой;
-
проводить наблюдения, измерения, планировать и проводить опыт, эксперимент, исследование, анализировать и обобщать результаты наблюдений, представлять результаты наблюдений в различных видах;
-
владеть монологической и диалогической речью, пересказывать прочитанный текст, составлять план текста, передавать прочитанное в сжатом или развёрнутом виде, составлять конспекты, тезисы, анализировать текст с точки зрения основных признаков и стилей, описывать рисунки, модели, схемы, составлять рассказ по карте, схеме, модели, задавать прямые вопросы и отвечать на них;
работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами и каталогами
Тематическое планирование
№
Название темы (занятия)
Кол-во час.
Характеристика учебной деятельности
1-2
Секреты и методы творчества
2
Как развивать творческие способности. Практические задания, развивающие игры
3-4
Поиск закономерности
2
Осуществляют поиск закономерностей. Представление закономерностей в различных видах. Практические задания, развивающие игры
5-6
Логические цепочки
2
Тренируют внимания. Устанавливают функциональные отношения между понятиями. Практические задания, развивающие игры
7-8
Логические цепочки. Причинно-следственные связи
2
Устанавливают причинно-следственные связи. Логически рассуждают .Практические задания, развивающие игры
9-10
Как решать изобретательские задачи
2
Узнают как рождаются изобретения, ставят и разрешают проблемы
11-12
Мы наблюдатели. Развитие наблюдательности
2
Тренинг внимания. Отрабатывают внимательность через практические занятия
13-14
Развитие воображения
2
Решают ребусы, составляют рассказ по вопросам. Тренируют и развивают воображение. Решают творческие задачи
15
Учимся оценивать и применять альтернативные стратегии действия
1
Анализируют, выбирают и обосновывают свое решение, действие
16-17
Изобретательское творчество
2
Узнают что такое изобретение, приводят примеры. Практические задания, развивающие игры
18-19
Методы решения творческих задач. Методы разрешения противоречий
2
Знакомятся с методами решения изобретательских задач: проб и ошибок. Практические задания, развивающие игры
20
Решение задач методом разрешения противоречий
1
Отрабатывают приемы разрешении противоречий: изменения окраски, предварительного исполнения, прием «наоборот». Практические задания, развивающие игры
21
Решение задач методом разрешения противоречий
1
Знакомятся и отрабатывают способы разрешения противоречий: во времени, пространстве, в воздействии. Практические задания, развивающие игры
22-23
Творчество и фантастика
2
Находят примеры фантастики в литературе. Изобретательские приемы в литературных произведениях.
24-25
Методы решения творческих задач
2
Решают творческие задачи методом фокальных объектов
26
Методы решения творческих задач: преобразование свойств
1
Решают творческие задачи дедуктивным методом ( метод Шерлока Холмса)Практические задания, развивающие игры
27
Методы решения творческих задач: метод фокальных объектов
1
Решают творческие задачи методом преобразования свойств. Практические задания, развивающие игры
28-29
Методы решения творческих задач: идеальный конечный результат
2
Решают творческие задачи методом морфологического ящика.
30-31
Метод решения творческих задач: морфологический метод
2
Решают творческие задачи . Составляют собственнные
32-33
Методы решения творческих задач
2
Решают творческие задачи . Составляют собственные
34-35
Резерв
2
УМК
Внеурочная деятельность.Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся.5-8 классы./Н.А. Криволапова. -М.: Просвещение, 2012
Гетманова А.Д. Занимательная логика для школьников: Ч. 1. - М.:Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС,1998 .
Копытов Н.А. Задачи на развитие логики: Книга для детей, учителей и родителей. - М.: АСТ-ПРЕСС,1999.