Рабочая программа по внеурочной деятельности Развитие интеллектуальных умений

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по внеурочной деятельности Развитие интеллектуальных уменийПояснительная записка

Развитие интеллектуальных умений 7 класс

Программа составлена на основе авторской программы Криволаповой Н.А. «Программа развития познавательных способностей учащихся 5-8 классы»- М., Просвещение 2012

Цель данной программы - сформировать компетентность в сфере познавательной деятельности, создать условия для овладения учащимися способами деятельности, в состав которых входят общие и специальные учебные умения и навыки, и, такимобразом, сделать детей активными участниками учебного процесса, заинтересованными в полноценных образовательных результатах. Универсальный характер учебных действий проявляется в том . что они носят надпредметный , метапредметный характер, обеспечивают целостность общекультурного личностного и познавательного развития , преемственность всех ступеней образовательного развития и саморазвития ребенка., преемственность всех ступеней образования лежат в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от её специально-предметного содержания.

Овладение универсальными учебными действиями в конечном счёте ведёт к формированию способности успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения.

Умение учиться выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенции, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

Программа курса направлена на формирование универсальных (метапредметных) умений, навыков, способов деятельности, которыми должны овладеть учащиеся, на развитие познавательных и творческих способностей и интересов. Программа предполагает освоение способов деятельности на понятийном аппарате тех учебных предметов, которые ученик изучает; занятия проводятся в форме предметно-ориентированного тренинга.

Основными задачами курса являются:

  • развитие психических познавательных процессов: мышления, восприятия, внимания, памяти, воображения у обучающихся на основе развивающего предметно-ориентированного тренинга;

  • формирование учебно-интеллектуальных умений, приёмов мыследеятельности, освоение рациональных способов её осуществления на основе учёта индивидуальных особенностей учащихся;

  • формирование собственного стиля мышления;

  • формирование учебно-информационных умений и освоение на практике различных приёмов работы с разнообразными источниками информации, умений структурировать информацию, преобразовывать её и представлять в различных видах;

  • освоение приёмов творчества и методов решения творческих задач;

Программа рассчитана на учащихся 5-8 классов (140 ч), имеет практико-ориентированный характер, так как 80% времени отведено на освоение приёмов и способов деятельности, и состоит из следующих блоков:

  • развитие интеллектуальных умений (5-7 классы) - 105 ч;

  • учимся работать с информацией (8 класс) - 35 ч.

Общая характеристика курса

В 7 классе 1 час в неделю. Общее количество часов-35.

В процессе освоения содержания программы её результативность предполагается проверять с помощью системы диагностик: психологических и педагогических тестов, наблюдения, анкетирования.

Для реализации программы подготовлен учебно-методический комплекс: программа курса и сборник заданий для работы с учащимися.

В результате изучения курса учащиеся должны:

знать:

  • правила конструирования определений, формулирования выводов;

  • правила классификации и сравнения;

  • методы решения творческих задач: разрешение противоречий, метод от противного, мозговой штурм, контрольные вопросы, синектики, преобразование свойств, морфологический ящик;

  • способы чтения, структурирования, обработки и представления учебной информации;

  • правила поиска информации в библиотеке, работы с каталогами;

  • способы планирования и проведения наблюдений и исследований правила сохранения информации, приёмы запоминания;

уметь:

  • анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать, выделять главную мысль, абстрагировать, формулировать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять закономерности, строить умозаключения;

  • слушать, владеть приёмами рационального запоминания, работать с источниками информации (чтение, конспектирование, составление тезисов, библиографический поиск, работа со справочником), представлять информацию в различных видах (вербальном, табличном, графическом, схематическом, аналитическом), преобразовывать из одного вида в другой;

  • проводить наблюдения, измерения, планировать и проводить опыт, эксперимент, исследование, анализировать и обобщать результаты наблюдений, представлять результаты наблюдений в различных видах;

  • владеть монологической и диалогической речью, пересказывать прочитанный текст, составлять план текста, передавать прочитанное в сжатом или развёрнутом виде, составлять конспекты, тезисы, анализировать текст с точки зрения основных признаков и стилей, описывать рисунки, модели, схемы, составлять рассказ по карте, схеме, модели, задавать прямые вопросы и отвечать на них;

работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами и каталогами

Тематическое планирование

Название темы (занятия)

Кол-во час.

Характеристика учебной деятельности

1-2

Секреты и методы творчества

2

Как развивать творческие способности. Практические задания, развивающие игры

3-4

Поиск закономерности

2

Осуществляют поиск закономерностей. Представление закономерностей в различных видах. Практические задания, развивающие игры

5-6

Логические цепочки

2

Тренируют внимания. Устанавливают функциональные отношения между понятиями. Практические задания, развивающие игры

7-8

Логические цепочки. Причинно-следственные связи

2

Устанавливают причинно-следственные связи. Логически рассуждают .Практические задания, развивающие игры

9-10

Как решать изобретательские задачи

2

Узнают как рождаются изобретения, ставят и разрешают проблемы

11-12

Мы наблюдатели. Развитие наблюдательности

2

Тренинг внимания. Отрабатывают внимательность через практические занятия

13-14

Развитие воображения

2

Решают ребусы, составляют рассказ по вопросам. Тренируют и развивают воображение. Решают творческие задачи

15

Учимся оценивать и применять альтернативные стратегии действия

1

Анализируют, выбирают и обосновывают свое решение, действие

16-17

Изобретательское творчество

2

Узнают что такое изобретение, приводят примеры. Практические задания, развивающие игры

18-19

Методы решения творческих задач. Методы разрешения противоречий

2

Знакомятся с методами решения изобретательских задач: проб и ошибок. Практические задания, развивающие игры

20

Решение задач методом разрешения противоречий

1

Отрабатывают приемы разрешении противоречий: изменения окраски, предварительного исполнения, прием «наоборот». Практические задания, развивающие игры

21

Решение задач методом разрешения противоречий

1

Знакомятся и отрабатывают способы разрешения противоречий: во времени, пространстве, в воздействии. Практические задания, развивающие игры

22-23

Творчество и фантастика

2

Находят примеры фантастики в литературе. Изобретательские приемы в литературных произведениях.

24-25

Методы решения творческих задач

2

Решают творческие задачи методом фокальных объектов

26

Методы решения творческих задач: преобразование свойств

1

Решают творческие задачи дедуктивным методом ( метод Шерлока Холмса)Практические задания, развивающие игры

27

Методы решения творческих задач: метод фокальных объектов

1

Решают творческие задачи методом преобразования свойств. Практические задания, развивающие игры

28-29

Методы решения творческих задач: идеальный конечный результат

2

Решают творческие задачи методом морфологического ящика.

30-31

Метод решения творческих задач: морфологический метод

2

Решают творческие задачи . Составляют собственнные

32-33

Методы решения творческих задач

2

Решают творческие задачи . Составляют собственные

34-35

Резерв

2

УМК

Внеурочная деятельность.Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся.5-8 классы./Н.А. Криволапова. -М.: Просвещение, 2012

Гетманова А.Д. Занимательная логика для школьников: Ч. 1. - М.:Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС,1998 .

Копытов Н.А. Задачи на развитие логики: Книга для детей, учителей и родителей. - М.: АСТ-ПРЕСС,1999.



© 2010-2022