• Преподавателю
  • Обществознание
  • Методическая разработка «Экологическое воспитание детей через выставочную деятельность: интеграция основного и дополнительного образования в рамках реализации ФГОС нового поколения»

Методическая разработка «Экологическое воспитание детей через выставочную деятельность: интеграция основного и дополнительного образования в рамках реализации ФГОС нового поколения»

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3»











Введение новых образовательных стандартов в практику работы образовательных организаций: опыт, проблемы, перспективы

Тема: «Экологическое воспитание детей через выставочную деятельность: интеграция основного и дополнительного образования в рамках реализации ФГОС нового поколения»



Автор: Веретова Дарья Александровна,

учитель истории, обществознания,

руководитель школьного музея







г. Верхняя Салда

2015



Содержание

I. Введение с.3

II. Экологическое воспитание детей через выставочную деятельность.

1. Формирование экологической культуры детей - одна из важнейших задач современного образования по ФГОС НОО и ООО нового поколения с.4

2. Первый этап работы, направленной на экологическое воспитание детей, - организация фотовыставки «Исчезающий мир» с.5-6

3. Фотовыставка «Секреты натуралиста» как способ формирования устойчивого интереса детей к природе родного края с.7-9

4. Экологическая фотовыставка «Иду за рассветом…» - одна из форм системы по экологическому воспитанию детей в школе № 3 с.10-11

5. Организация экологической фотовыставки «Право на жизнь» с.12

6. Педагогические формы, приёмы и методы в ходе работы, направленной на формирование экологической культуры детей. Результаты и перспективы педагогической деятельности по формированию экологической культуры детей через выставочную деятельность с.13-14

III. Заключение с.15

Литература с.16

Приложение с.17-30







Введение

Образовательные стандарты нового поколения направлены на становление гармонично развитой личности выпускника, не только обладающего определённым набором знаний, умений и навыков, но и принявшим общечеловеческие ценности. Системно-деятельностный подход в современном образовании помогает реализовать дополнительное образование.

Российский феномен дополнительного образования детей - уникальная форма образования, не имеющая адекватных зарубежных аналогов. Под дополнительным образованием понимается образовательный процесс, осуществляемый после завершения обучения в школе. Образовательным при этом признаётся организованный устойчивый длительный процесс коммуникации, порождающий обучение. Дополнительное образование детей в Российской Федерации реализуется одновременно с получением общего или профессионального образования.

Данная педагогическая практика занимает особое место в российской образовательной системе. Её системные характеристики определяются спецификой государственного заказа, основным смыслом которого является удовлетворение образовательных потребностей детей. Специфика государственного заказа предопределяет содержание и структуру концепции дополнительного образования детей как новой формы образования, в том числе концепцию содержания ДОД.

Важнейшей задачей современного образования является формирование экологической культуры детей, бережного отношения к природе и, как следствие, к своему здоровью. В МБОУ «СОШ №3» с 2008-го года сформировалась система работы по экологическому воспитанию детей через экологические выставки. Данная деятельность может стать серьёзным подспорьем в работе учителей общеобразовательных школ по реализации ФГОС НОО и ООО.

Цель данной публикации - транслирование опыта педагогической деятельности, направленной на формирование экологической культуры детей в рамках реализации образовательных стандартов нового поколения.

Структура работы включает введение; основную часть, включающую описание практического опыта по организации экологических выставок, его результатов и перспектив; заключение и приложение.





II. Экологическое воспитание детей через выставочную деятельность.

1. Формирование экологической культуры детей - одна из важнейших задач современного образования по ФГОС НОО и ООО нового поколения.

Экологическое воспитание и формирование экологической культуры всегда было важной составляющей воспитательного и образовательного процесса. В новых образовательных стандартах разработаны личностные характеристики выпускника и предметные результаты освоения образовательных программ, включающие формирование экологической культуры.

Так, в ФГОС начального общего образования от 2009 года определены предметные результаты освоения образовательных программ по обществознанию и естествознанию: «Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности» Также в этом документе указано: «Программа формирования экологической культуры должна обеспечивать формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе»13

Кроме того, в ФГОС НОО большое значение отводится внеурочной деятельности: «Программа духовно-нравственного развития в НОО должна быть направлена на формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность»13 Значит, проекты, программы и мероприятия экологической направленности, осуществляемые в сфере дополнительного образования, помогают достичь желаемого результата образования в общеобразовательной школе.

В ФГОС ООО от 2012 года определены личностные характеристики выпускника: «Осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды; формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления»13 Определены предметные результаты освоения образовательных программ по общественно-научным предметам: «Владение экологическим мышлением, обеспечивающим понимание взаимосвязи между природными, социальными и политическими явлениями, их влияния на качество жизни человека и качество окружающей его среды»13; по естественно-научным предметам: «Воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде»13

Таким образом, экологическое воспитание подрастающего поколения - важнейшая задача современного образования. А мероприятия экологической направленности, реализуемые в системе дополнительного образования, помогают учителям общеобразовательных школ достичь желаемого результата по формированию экологической культуры детей, определённого в новых образовательных стандартах.


2. Первый этап работы, направленной на экологическое воспитание детей, - организация фотовыставки «Исчезающий мир».

Организация экологических фотовыставок в музее школы началась в 2008 году. Возможной эта работа стала благодаря накопленному фотоматериалу салдинских фотографов. Первая экологическая фотовыставка называлась «Исчезающий мир», большая часть экспозиции которой была предоставлена Сергеем Александровичем Ивановым.

С.А Иванов - известный в городе Верхняя Салда натуралист, орнитолог, член Уральского орнитологического общества. Увлечение птицами появилось у него ещё в детстве. Тогда, в 70-е годы XX века, распространено было птицеловство. Вот и Сергей загорелся идеей ловить и держать дома птиц. Ловля птиц - дело трудное. Прежде, чем отправляться на ловлю, необходимо знать повадки птиц, их особенности, место обитания. И здесь первыми помощниками Сергея были книги - занимательные рассказы природоведов Игоря Акимушкина, Александра Формозова, Валерия Орлова, Николая Никонова11. За длительное время, проведённое на природе, развивались такие качества, как наблюдательность, терпение, внимательность. Уже по отдалённому звуку Сергей мог определить, какие птицы летят: чижи, щеглы, реполовы или клесты, а может, щуры или овсянки. Уловив стремительное движение в небе, Сергей легко мог определить, что это за птица, дать подробное её описание. Знал он, где будут гнездиться рябчики, где токуют глухари и тетерева, а когда над городом полетят гиганты - орланы. Став взрослым, Сергей Александрович не бросил своё увлечение, а наоборот, стал относиться к нему более серьёзно. С появлением видео- и фотоаппаратуры натуралист стал вести съёмку, увлёкся фотоохотой. Предметом изучения Сергея стали не только птицы, но и млекопитающие, насекомые, растения нашего края; рамки познания родной природы постоянно расширялись, давая всё новые и новые возможности для изучения. Постоянно гуляя по лесу, натуралист видел, какие бесчинства в лесу творит человек: погубленные деревья, огромные кучи мусора, загрязнённые водоёмы. Поэтому Сергей Иванов стал активным борцом за чистоту родного леса, пытается привлечь к этой стороне жизни внимание общественности, властей.

Также в создании экспозиции «Исчезающий мир» приняли участие ещё два салдинских фотографа: натуралист, соратник Сергея Иванова Игорь Петрович Погребной и Оксана Викторовна Кизилова. На фотографиях были изображены птицы, млекопитающие, пейзажи Среднего Урала. Всего экспонировалось более 80-ти фотографий. Фотопейзажи были дополнены стихами педагога, члена Союза писателей России Любови Владимировны Стасюк, которые создавались специально к этой выставке. Экспозиция была гармонично дополнена лесными скульптурами Андрея Владимировича Аверичева. Выставка носила экологический характер, часть фотографий отражала разрушающее влияние человека на природу. Идея экологического воспитания в рамках выставки воплотилась в сотрудничестве с Обуховой Еленой Борисовной, педагогом Центра детского творчества, руководителем кружка «Весёлые ладошки». Деятельность этого коллектива заключается в изготовлении игрушек из бросового материала, из которых была составлена яркая и красочная часть экспозиции «Исчезающий мир». Отношения между человеком и природой наглядно выразил плакат, открывший выставку. Он был разделён на две части: «Это сделала природа» и «Это сделал человек». На плакате подчёркнут контраст двух совершенно разных изображений: чудесная нетронутая природа и замусоренный лес.

Экскурсии сопровождались показом видеосюжета из фильма «Птицы. Странствующий народ». В завершении каждой экскурсии с целью рефлексии проводилась викторина с учётом возрастных особенностей посетителей, определялся самый внимательный слушатель. Вопросы были такие: Какие животные делают большие кормовые запасы, которыми питаются и другие звери?2 (бурундуки); Какие животные при передвижении используют эхолокацию? (летучие мыши, птицы козодои); Что дарит самец речной крачки самке во время брачных игр?1 (рыбу); Жилище какого животного может достигать 10 метров в высоту?2 (бобра) и другие.

В ходе работы выставки проводились конкурсы сочинений и рисунков. В конкурсе сочинений на тему «Родному городу - чистое утро» приняли участие 201 школьник в возрасте от 7-ми до 15-ти лет. В сочинениях ребятам нужно было предложить меры по сохранению окружающей среды. 13 детей стали победителями этого конкурса. В предложениях ребят прозвучало: «Чтобы наш город был самым красивым и безопасным для птиц и животных, нужно делать скворечники для птиц, но не прибивать их к деревьям. Каждый день насыпать в них корм. Бездомных животных нужно собирать в одном здании и кормить их, иначе они могут замёрзнуть и умереть. Не надо мусорить. Мусор необходимо складывать в специальные контейнеры»9 (Даша Замураева, 4а класс,); «Для этого нужно поставить больше мусорок, сделать по всему городу обширные зоны цветов и деревьев, открыть небольшие заповедники около леса, нанять людей, чтобы следили за чистотой города. В лесу сделать специальные места для отдыха на природе, чтобы люди не разводили костры где попало, не мусорили и не рубили деревья»9 (Констанция Бузунова, 7а класс); «»Можно парк сделать чище с помощью штрафов, лекций, которые читают известные люди города на площади при всех, распространение буклетов»9 (Настя Пашенина, 6б класс); «Что же нам делать? В первую очередь, помнить: не разлагается целый ряд веществ, и весь этот ряд представлен на полках магазинов. Поэтому, прежде чем бросить в лесу полиэтиленовый мешок или пивную банку, подумайте о том, что вы меняете нашу природу на годы вперёд. Можно организовывать в лесу и субботники. Если мы можем убирать мусор возле наших домов, то почему бы не убрать его в лесу, этом подарке природы. Но самое главное - один человек может сделать немного. Два человека могут сделать уже больше. А десятки людей могут всё»9 (Костя Шапкин, 8а класс). В конкурсе рисунков приняли участие 61 школьник, из которых 16 стали победителями.

Одной из самых востребованных и эффективных форм работы с посетителями стала театрализованная экскурсия для младших школьников, где функцию экскурсоводов выполняли герои известного мультфильма Крош и Ёжик. По предложению организаций состоялись выездные выставки, которые сопровождались мастер-классами Обуховой Е.Б. по изготовлению игрушек из бросового материала. На торжественных церемониях открытия и закрытия выставки все участники и победители конкурсов были награждены грамотами и подарками.

3. Фотовыставка «Секреты натуралиста» как способ формирования устойчивого интереса детей к природе родного края.

В 2010 году в школьном музее отрылась следующая экологическая фотовыставка «Секреты натуралиста». Здесь было представлено более 80-ти фотографий салдинских орнитологов, натуралистов: Сергея Александровича Иванова, Игоря Петровича Погребного, Людмилы Викторовны Вольф. На фотографиях были изображены птицы, насекомые, рептилии, млекопитающие Верхнесалдинского района. За каждой фотографией - огромный труд, много терпения, накопленные знания и опыт наблюдения за живой природой.8 Экспозицию составляли фотографии нескольких видов синиц: большая синица, московка, буроголовая гаичка, белая лазоревка; птиц нашего района, занесённых в Красные книги: седой дятел, филин, оляпка, осоед; тетеревиного тока; различных видов сов: ушастая сова, бородатая неясыть, длиннохвостая неясыть, воробьиный сыч; различных видов куликов: фифи, кулик-сорока; летяги и землеройки и многие другие. Фотографам удалось запечатлеть удивительные моменты в природе, например, как стрекоза откладывает личинки в воду, или как в гнезде вылупляются птенцы.

Целью организации выставки было не только удивить салдинской природой, но и привлечь внимание к её беззащитности перед человеком. Часть фотографий экспозиции изображала варварское отношение человека к живой природе. Срубленные вековые деревья, горы мусора, мёртвые животные - это, к сожалению, тоже часть салдинских пейзажей. Эти фотографии были расположены в виде перечёркнутого креста, что символизировало своеобразный запрет подобного отношения человека к природе. Данная часть экспозиции была дополнена стихами салдинского поэта Александра Лесневского. Рядом с фотографией мёртвой собаки размещалось такое стихотворение:

У собаки короткий век.

Только в этом ли вся причина?

В лес собаку привёл человек,

Утомлённую старостью псину.

Уходя, не позвал за собой,

Взгляд собачий своим не измерил.

Уплывал небосвод голубой

Между острых еловых расщелин.

В небе звёзд тяжелеет гроздь

Как молчанье на все вопросы…

Трётся мордою брошенный пёс

О шершавые ноги сосен.

А тревогу -пойди измерь.

Лес скрипит на ветру как ставень.

«Вот и всё… Только как же теперь

Будет жить без меня хозяин?!»

Экспозиция была построена на контрасте между удивительными явлениями в природе и тем, во что наша природа может быть превращена человеком. Центр выставочного зала был оформлен как наблюдательный пост натуралиста - камуфляжная палатка со специальными прорезями для наблюдений, штатив для фотографирования. Фотографии птиц и зверей оформлялся в паспарту, имитирующее края фотоплёнки.

В ходе экскурсий использовалось множество занимательных фактов из жизни млекопитающих, птиц, насекомых, растений, грибов родного края, изображённых на фотографиях. Рассказ сопровождался показом интересных находок натуралистов: совиные погадки, перья редких птиц, гнёзда, домики ручейника, ветки, обглоданные зайцами и бобрами и другие. В экскурсиях звучало: «Хищная птица сорокопут устраивает себе «жертвенный куст»: нанизывает свою добычу (кузнечика, птичку, мышку) на сучок, и только затем поедает… Только несколько дней в мае в наших лесах растёт гриб сморчок, который в европейских ресторанах признан особым деликатесом…Дрозды, защищая потомство, обливают своих врагов помётом. «Помётовые бомбы», попадая на крылья ворон и соек, склеивают перья и обездвиживают птиц… Самец зяблика никогда не помогает самке строить гнездо, а самец водоплавающей птицы красношейной поганки не только строит с самкой гнездо, но и высиживает птенцов, чередуясь с самкой»7 А красношейную поганку и её потомство дети могли увидеть не только на фотографиях, но и в видеосюжете, просмотр которого сопровождал каждую экскурсию. Уникальные кадры из жизни водоплавающих птиц и их птенцов предоставил салдинский орнитолог С.А.Иванов. Каждая экскурсия заканчивалась викториной, в которой звучали такие вопросы, как: Сколько видов синиц различают учёные?1 (40) Как ведут себя птенцы дрозда при приближении опасности?1 (замирают) Где рябчик строит своё гнездо?1 (на земле) Кто любит лакомиться личинками земляных ос? (птицы осоеды, медведи) и другие.

Выставка «Секреты натуралиста» была организована весной и сопровождалась акцией «Покормите птиц». Каждой экскурсионной группе вручалась листовка «Покормите птиц зимой».

А учащиеся 4-х классов, посетившие выставку, стали участниками литературно-музыкальной композиции «Берегите землю, берегите!» На мероприятии звучали стихи Е.Евтушенко, Л.Мартынова, Л.Стасюк, А.Лесневского, Т.Собакина, И.Трофимовой на экологическую тематику в исполнении ребят. Песни «Покормите птиц», «Весенний сезон», «Давайте сохраним» были исполнены Сергеем Ивановым и участниками вокальной группы «Однозначно». На мероприятии состоялось интересное живое общение детей с одним из авторов экспозиции С.А.Ивановым.













4. Экологическая фотовыставка «Иду за рассветом…» - одна из форм системы по экологическому воспитанию детей в музее школы.

В 2012 году открылась очередная экологическая фотовыставка «Иду за рассветом…» Автором фотографий являлся Сергей Александрович Иванов, салдинский натуралист, орнитолог, член Уральского орнитологического общества. Этим человеком были в 2011-1012 годах были сделаны удивительные открытия на Озерском болоте, которое расположено в 5-ти км от города Верхняя Салда. Фотографии редких птиц, растений и животных Озерского болота и стали основной частью открывшейся экспозиции.12 Увлечение салдинской природой у Сергея началось ещё в детстве, а именно с прочтения книги известного уральского натуралиста и учёного Капорейко О.П. «Иду за рассветом…»3, поэтому выставка получила такое же название и была посвящена автору книги.

На выставке было представлено более 60-ти новых фотографий С.А.Иванова: уральские орхидеи (венерин башмачок, пальчатокоренник Фукса, пальчатокоренник пятнистый)6; новорожденные лосята, появившиеся на свет всего около часа назад в зарослях Озерского болота; насекомоядные растения (два вида росянки); гнёзда и птенцы ушастой и болотной сов; летяга и её детёныши10; кукушка; пара серых журавлей и другие.

Часть экспозиции была посвящена тем представителям живой природы, которых можно изучать в черте города, если быть наблюдательным и внимательным. Здесь были представлены фотографии щура, свиристелей, дубоноса, соловья, малого пёстрого дятла и других птиц.

На выставке также были представлены различные приспособления, необходимые для наблюдения в природе: бинокль, компас, накомарник, фотоаппарат, специальные свистки-манки, и, конечно, книги: рассказы о природе родного края, справочники-определители, без которых фотографирование будет просто любительским.

С помощью оформительского приёма - увеличения одного и того же кадра - было показано, насколько важно развивать наблюдательность. На первой фотографии - панорама Озерского болота, на второй, увеличенной, уже видны какие-то птицы, а на третьей, ещё более увеличенной, уже ясно видно, что эти птицы - пуночки. Вот так, вдали, если развивать наблюдательность, можно заметить удивительных птиц.

Оформление экспозиции было построено на контрасте между фотографиями чистой, живой природы и изображениями того, во что превращает родную природу человек. В центре выставочного зала располагалась инсталляция - дерево на поляне: с одной стороны цветущее и живое, а с другой - мёртвое, обугленное. Фотографии зверей, птиц, растений, насекомых были расположены на силуэтах живых деревьев в форме кроны, а фотографии с изображением мусорных свалок, раненых и мёртвых животных, погубленных деревьев - на силуэтах чёрных, обугленных деревьев.

Открытие выставки «Иду за рассветом…» было проведено в преддверии больших экологических праздников: Дня Земли и Международного Дня птиц (1 апреля). На экскурсиях ребятам рассказывали об этих праздниках. Кроме того, показ фотографий сопровождался рассказом о правилах поведения на природе. Например, при показе фотографии раненой хищной птицы мохноногого канюка говорилось о вреде охоты и о возможной помощи птицам в центре реабилитации хищных птиц «Халзан» (Челябинская область, Сысертский район). Учащиеся школы так заинтересовались этим вопросом, что совершили поездку в этот центр.

В ходе рассказа экскурсовода звучало множество занимательных фактов из жизни животных и растений салдинских лесов. Например, таких:

- Одна сова сохраняет за лето почти тонну хлеба, поедая мышей-полёвок.7

- Росянка - насекомоядное растение. Поверхность этого растения покрыта волосками с клейким соком, похожим на росу. Насекомое приклеивается, лист медленно заворачивается, выделяя жидкость, похожую на желудочный сок, и насекомое переваривается. Росянка растёт только на болотах.10

- Глухарь - самая большая птица наших лесов, символ уральского леса. Чем больше у птицы хвост, тем она старше.7

- Дупель - единственный кулик, который токует на земле в ночное время. Другие кулики токуют в воздухе.1

С целью развития познавательного интереса к изучению природы родного края в ходе каждой экскурсии проводилась фотовикторина «Чей это след?» по фотографиям С.А.Иванова. Фотовикторина была составлена по 17-ти кадрам, запечатлевшим: след журавля; следы зайца и норки на снегу; останки рябчика, съеденного лисой; шкурку перелинявшего паука; остатки сосновой хвои, которую поедал глухарь и другие явления.

Экскурсии заканчивались викториной по содержанию экскурсии. Вопросы были, например, такие: Сколько лосят, как правило, рождается у лосихи? (2); Корой какого дерева любят лакомиться зайцы? (осины); Где всю жизнь проводят иволги?1 (на большой высоте, на самых высоких деревьях) и т.д.





5. Организация экологической фотовыставки «Право на жизнь».

В 2014 году в нашем городе появилась Красная книга салдинского края.4 Содержание этой книги стало ключевой темой новой экологической фотовыставки «Право на жизнь». Цель данной экспозиции - формирование у подрастающего поколения экологической культуры через расширение знаний о природе родного края и необходимости её сохранения.

Значительную часть выставки составляли фотографии редких и исчезающих видов салдинского края. Эти фотографии предоставлены натуралистом, членом научного областного орнитологического общества, инициатором создания в Верхней Салде Красной книги С.А.Ивановым. Экспонируется более 50-ти изображений животных, растений и грибов, многие из которых являются уникальными: здесь летяга и ёж обыкновенный, дубровник и дупель, серый журавль и птенцы сорокопута, уральские орхидеи и загадочное земноводное - сибирский углозуб, а также другие редкие виды.5 Фотографии были оформлены в виде разворотов Красной книги разных цветов, ведь цвет страницы имеет определённое значение. Например, на желтых страницах располагается информация о видах, количество которых резко сокращается. Также имеются серые, зелёные и белые страницы.5

Часть выставки была посвящена птицам и животным, ещё не занесённым в Красные книги, но количество которых по наблюдениям учёных неизменно сокращается. В этой части экспозиции располагались фотографии тетеревов и глухаря, уток и вальдшнепов, белки, лося, болотной совы и других животных. В ходе экскурсий был сделан акцент на лимитирующие факторы, которые приводят к сокращению численности и исчезновению животных, растений и грибов.4

Ещё одна часть выставки была посвящена животным, попавшим в беду и нуждающимся в помощи человека. В выставочном зале жили две живые птицы: дятел со сломанным крылом и ослабленная сойка. Посетители узнали о том, как помочь раненой птице, как ухаживать за птицей в неволе. Также о своих спасённых домашних питомцах (кошках, собаках, черепахах) поведали жители нашего города, принеся на выставку фотографию или рисунок с изображением питомца и сопроводив изображение историей спасения своего любимца. На предложение поучаствовать в этой части выставки откликнулись 21 житель нашего города, это и взрослые, и дети. При знакомстве с этой частью выставки у посетителей, безусловно, возник эмоциональный отклик, у детей формируется милосердие, сострадание к братьям нашим меньшим, доброта.

Экспозиция была гармонично дополнена художественными композициями, выполненными участниками творческого объединения ЦДТ «Глиняный сувенир» (руководитель Ю.В.Артёмова): «Животные русского леса» и «Приют домашних животных». Выставка была красочно оформлена художниками Л.В.Вольф и С.А.Панаськовым.

6. Педагогические формы, приёмы и методы в ходе работы, направленной на формирование экологической культуры детей. Результаты и перспективы педагогической деятельности по формированию экологической культуры детей через выставочную деятельность.

В ходе педагогической деятельности по формированию экологической культуры детей автор применяет следующие формы, приёмы и методы работы:

- Красочное, нестандартное оформление экспозиций, способное вызвать эмоциональный отклик ребёнка.

- Использование уникального материала, накопленного салдинскими натуралистами.

- Театрализованные формы экскурсий, где ведущими выступают различные звери и птицы (Заяц, Ёжик, Бабочка, Бородатая неясыть, Собака), игровые приёмы.

- Экскурсии с элементами беседы с опорой на уже имеющийся опыт детей.

- Технологии проблемного обучения, когда в ходе экскурсий перед детьми ставится проблема и происходит поиск её решения.

- Проведение викторин по содержанию экскурсии как рефлексии с учётом возрастных особенностей детей.

- Показ и обсуждение видеоматериалов в ходе экскурсионной работы.

- Создание и проведение фотовикторины «Чей это след?»

- Привлечение детей к участию в конкурсах в рамках работы выставок: сочинений, рисунков, кормушек, листовок.

- Привлечение детей к участию в выставке - экспозиция о спасённых питомцах на выставке «Право на жизнь»

- Литературно-музыкальная композиция «Берегите землю, берегите!» в рамках экологической фотовыставки «Секреты натуралиста»

- Организация поездки в центр реабилитации хищных птиц «Халзан» (Челябинская область, Сысертский район)

- Творческие встречи с автором фотографий Сергеем Александровичем Ивановым.

- Использование песен, стихов на экологическую тему на открытиях, закрытиях выставок и в ходе экскурсий.

- Создание и показ клипа на песню С.А.Иванова «Быль о странствующем голубе» в ходе открытия выставки «Право на жизнь» и экскурсионной работе.

Результаты педагогической деятельности по формированию экологической культуры детей:

- Посещаемость экологических фотовыставок: с 2008 по 2014 годы посетителями четырёх выставок стали более 1200 детей.

- Устойчивый интерес к экологическим выставкам подтверждается приглашениями в образовательные учреждения с выездными мероприятиями: выездные мультимедийные выставки прошли в ОУ № 17, № 9, № 3; ДОУ № 5, 24, 22, 51, 19. Посетителями выездных выставок стало более 800 детей.

- Сформированный интерес к природе родного края демонстрирует желание детей участвовать в конкурсах, становиться участниками выставок: в конкурсах сочинений, рисунков, кормушек, листовок приняли участие более 300 детей нашей школы.

- На основе материалов экологических выставок ребята создают и защищают творческие проекты: Веретова Света, ученица 3а класса, стала победительницей НПК младших школьников с проектом «Судьба Озерского болота и его обитателей» (2013 год); группа учащихся школы № 2 под руководством М.В.Суетиной стали победителями конкурса «Экоколобок» с проектом «Озерское болото» (2015 год).

- Материалы экологических фотовыставок побуждают к дальнейшим формам работы: поездке в центр реабилитации хищных птиц «Халзан» (Челябинская область), творческим встречам с автором фотографий С.А.Ивановым уже после окончания работы выставки для получения большего количества информации о природе родного края.

Перспективы работы по формированию экологической культуры детей через выставочную деятельность:

- Экспонирование новых фотографий салдинских натуралистов.

- Сотрудничество с методическим объединением учителей естественно-научного цикла в рамках реализации новых образовательных стандартов.

- Выпуск фотоальбомов, наборов открыток на основе краеведческого материала о природе родного края.

- Создание мультимедийных экологических выставок с использованием современных компьютерных технологий.

- Сотрудничество в различных формах с педагогами, родителями и детьми нашего города, неравнодушными к состоянию родной природы.

III. Заключение.

Образовательные стандарты нового поколения определяют личностные характеристики выпускника, а также предметные результаты освоения образовательных программ, среди которых важное место отводится формированию экологической культуры детей, познавательного интереса и бережного отношения к природе. В МБОУ «СОШ №3» с 2008 года оформилась система работы по формированию экологической культуры детей через выставочную деятельность. В школьном музее было организовано четыре экологических фотовыставки: «Исчезающий мир» (2008 год), «Секреты натуралиста» (2010 год), «Иду за рассветом…» (2012 год), «Право на жизнь» (2014 год) В экспозициях были представлены уникальные фотографии салдинских натуралистов, в течение многих лет ведущих наблюдение за природой родного края. Время экспонирования каждой выставки - 1-2 месяца. Экспозиции красочно оформлялись, выставлялись не только фотографии, но и удивительные находки, сделанные натуралистами, книги, приспособления для наблюдений за живой природой, а также живые птицы, нуждающиеся в помощи человека. Экскурсии проводились в театрализованной интерактивной форме с использованием фотовикторин, видеоматериалов, художественных произведений: стихов и песен на экологическую тему. Состоялись выездные мультимедийные выставки в образовательные учреждения. Всего посетителями экологических фотовыставок стало более 2000 детей нашего города в возрасте от 7-ми до 17 лет. В рамках выставок проводились конкурсы сочинений, рисунков, листовок, кормушек. В конкурсах приняли участие более 300 детей, победители награждались грамотами и подарками на открытиях и закрытиях выставок. В ходе работы выставок были организованы творческие встречи с автором фотографий, натуралистом и орнитологом Сергеем Александровичем Ивановым, а также литературно-музыкальные композиции, поездка в центр реабилитации хищных птиц «Халзан». Материалы фотовыставок использовали учащиеся школ для создания творческих экологических проектов.

Данная работа по формированию экологической культуры детей продолжается. В перспективе - экспонирование новых фотографий салдинских натуралистов; сотрудничество с методическим объединением учителей естественно-научного цикла; выпуск фотоальбомов, наборов открыток на основе краеведческого материала о природе родного края; создание мультимедийных экологических выставок с использованием современных компьютерных технологий; сотрудничество в различных формах с педагогами, родителями и детьми нашего города, неравнодушными к состоянию родной природы.



Литература

1. Анашкина Е.Н. 300 вопросов и ответов о птицах. - Ярославль: «Академия развития», 1998

2. Большаков В.Н., Кузнецова И.А. Млекопитающие Среднего Урала: Справочник-определитель. - Екатеринбург: Изд-во «Сократ», 2006

3. Капорйко О.П Иду за рассветом. Свердловск, Средне-Уральское книжное издательство, 1981

4. Красная книга салдинского края. Авторы-составители: О.Журавлёв, С.Иванов, А.Рыбаков. Верхняя Салда, 2014

5. Красная книга Свердловской области: животные, растения, грибы. - Екатеринбург: Баско, 2008

6. Мамаев С.А. и др. Орхидные Урала: систематика, биология, охрана. Екатеринбург: УрО РАН, 2004

7. Рябицев В.К. Птицы Урала, Приуралья и Западной Сибири: Справ.-определитель. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2008

8. Во всей красе и беззащитности. Я.Горланова//Новатор, 2010 год, 12 февраля.

9. Исчезающая красота. Т.Гарбар//Салдинские вести, 2008 год, № 49

10. Коралловый корень может пропасть на корню. Д.Веретова//Уральская панорама, 2013 год, № 2

11. Крылатое увлечение. Т.Тимохова//Новатор, 2013 год, № 53

12. Чутьё зверя, зрение птицы, взгляд ребёнка. В.Дорофеева//Салдинский рабочий, 2012 год, № 12

13. Инернет. Минобрнауки.рф/документы



Приложение





























Фотографии экскурсии по выставке «Секреты натуралиста»

Методическая разработка «Экологическое воспитание детей через выставочную деятельность: интеграция основного и дополнительного образования в рамках реализации ФГОС нового поколения»

Методическая разработка «Экологическое воспитание детей через выставочную деятельность: интеграция основного и дополнительного образования в рамках реализации ФГОС нового поколения»





Методическая разработка «Экологическое воспитание детей через выставочную деятельность: интеграция основного и дополнительного образования в рамках реализации ФГОС нового поколения»

Методическая разработка «Экологическое воспитание детей через выставочную деятельность: интеграция основного и дополнительного образования в рамках реализации ФГОС нового поколения»

Открытие экологической фотовыставки «Исчезающий мир»

Методическая разработка «Экологическое воспитание детей через выставочную деятельность: интеграция основного и дополнительного образования в рамках реализации ФГОС нового поколения»

Методическая разработка «Экологическое воспитание детей через выставочную деятельность: интеграция основного и дополнительного образования в рамках реализации ФГОС нового поколения»



Фрагменты экспозиции «Иду за рассветом…»

Методическая разработка «Экологическое воспитание детей через выставочную деятельность: интеграция основного и дополнительного образования в рамках реализации ФГОС нового поколения»

Методическая разработка «Экологическое воспитание детей через выставочную деятельность: интеграция основного и дополнительного образования в рамках реализации ФГОС нового поколения»



Методическая разработка «Экологическое воспитание детей через выставочную деятельность: интеграция основного и дополнительного образования в рамках реализации ФГОС нового поколения»

Методическая разработка «Экологическое воспитание детей через выставочную деятельность: интеграция основного и дополнительного образования в рамках реализации ФГОС нового поколения»

Экологическая фотовыставка «Право на жизнь»

Методическая разработка «Экологическое воспитание детей через выставочную деятельность: интеграция основного и дополнительного образования в рамках реализации ФГОС нового поколения»

Методическая разработка «Экологическое воспитание детей через выставочную деятельность: интеграция основного и дополнительного образования в рамках реализации ФГОС нового поколения»



Методическая разработка «Экологическое воспитание детей через выставочную деятельность: интеграция основного и дополнительного образования в рамках реализации ФГОС нового поколения»

Методическая разработка «Экологическое воспитание детей через выставочную деятельность: интеграция основного и дополнительного образования в рамках реализации ФГОС нового поколения»





ЛМетодическая разработка «Экологическое воспитание детей через выставочную деятельность: интеграция основного и дополнительного образования в рамках реализации ФГОС нового поколения»истовка «Сохраним Озерское болото!», выполненная Светой Веретовой, ученицей школы № 3

НМетодическая разработка «Экологическое воспитание детей через выставочную деятельность: интеграция основного и дополнительного образования в рамках реализации ФГОС нового поколения»аграждение участников экологической фотовыставки «Право на жизнь»



Методическая разработка «Экологическое воспитание детей через выставочную деятельность: интеграция основного и дополнительного образования в рамках реализации ФГОС нового поколения»





ПМетодическая разработка «Экологическое воспитание детей через выставочную деятельность: интеграция основного и дополнительного образования в рамках реализации ФГОС нового поколения»оездка в центр реабилитации хищных птиц «Халзан»

Методическая разработка «Экологическое воспитание детей через выставочную деятельность: интеграция основного и дополнительного образования в рамках реализации ФГОС нового поколения»

Из отзывов посетителей экологических фотовыставок

«Выставка замечательная! Сделана с большой любовью и профессионально. Именно такая интерактивная выставка принесёт большую пользу в воспитании у детей любви к природе и своему краю»

И.Н.Танкиевская, научный сотрудник краеведческого музея г.Нижняя Салда

«Выставка меня очаровала: эстетическое оформление, голоса птиц, изумительные фотографии, правильно подобранные стихи, задушевные песни (прослезилась); у ведущих чёткая, приятная дикция, доброжелательны. Спасибо! Спасибо! Экологическое воспитание продолжается»

В.А.Зуева, учитель биологии № 14, эколог

«Огромное спасибо всем педагогам, подготовившим эту прекрасную фотовыставку, также огромное спасибо Дарье Александровне Веретовой за столь интересные рассказы о животных и птицах нашего края, за игровые приёмы на выставке (детям очень понравилось!) Благодаря этой выставке наши дети обязательно будут больше уделять внимания животным и птицам (кормить зимой птиц, бездомных собак, не обижать своих домашних питомцев), не мусорить в лесу и в городе. Спасибо!»

С уважением педагоги начальных классов

«Очень интересная выставка, много материала, неожиданного и нового для детей. Именно так, благодаря подбору материала, форме проведения и рождается интерес к родной природе. Выставка заставляет задуматься о проблеме сохранения живой природе, формирует бережное отношение к миру природы. Очень полезна для детей любого возраста. Интересно дизайнерское оформление выставки. Удивительные профессиональные фотографии, понятно, что без фотографов-натуралистов выставка бы не случилась. Эмоционально и интересно посвящает в секреты натуралистов Дарья Александровна. Всё вместе привело к успеху выставки»

учитель начальных классов

«Очень интересная выставка! Мы узнали много нового. Постараемся беречь лес, животных и птиц»

Учащиеся 7а класса

«Мне очень понравилось, такое разнообразие птиц и животных. Мне очень жаль, что охотники не понимают, что природу надо сохранять»

Учащийся 4а

«Через фотографии, представленные на выставке, мы общаемся с животным и растительным миром нашей местности, вместе с автором «идём за рассветом». Выставка Сергея Иванова расширяет наш кругозор, пробуждает и укрепляет любовь и привязанность к уникальному нашему краю. Большое спасибо Сергею Александровичу и всем организаторам выставки за возможность насладиться прекрасными мгновениями жизни флоры и фауны. Благодаря увлечению и открытиям Сергея мы ощущаем себя причастными ко всему, что вокруг нас, и ответственными за все свои деяния»

Учащиеся 10а класса

«Интересная, познавательная выставка. Доступная, увлекательная беседа, соответствующая возрастным особенностям класса. Интересный фрагмент фильма. В конце беседы рефлексия. Большое спасибо организаторам выставки, фотолюбителям, экскурсоводам, которые были добродушны. Ваша работа оставит в памяти детей хорошие впечатления, поможет задуматься, как им вести себя в природе и любить малую родину. Творческих Вам успехов!»

С уважением коллективы учащихся 3-го и 4-го классов

«Спасибо за интересный, содержательный рассказ. Дети слушали его на одном дыхании. Я думаю, что после этой выставки дети будут больше любить животных и птиц и беречь нашу природу. Спасибо большое авторам, организаторам и ведущим этой выставки! Детям очень понравилось»

С благодарностью от детей школы

«Нашему классу очень понравилась выставка фотографий! Мы поняли, что порой мы тоже загрязняем природу. Огромное спасибо за то, что показали и рассказали нам о природе»

Учащиеся 4б класса

«Спасибо огромное за вашу фотовыставку! В наше сложное с экологической точки зрения время это просто необходимо: знать родной край и видеть, в каком он состоянии, а также правила поведения в природе!»

Т.В.Лазарева, педагог


© 2010-2022