Программа по элективному курсу Права человека

Раздел Обществознание
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Содержание

Стр.

1. Пояснительная записка……………………………………………3

2. Требования к уровню подготовки учащихся…………………….5

3.Учебно-тематический план………………………………………..5

4. Календарно-тематическое планирование.…………….................6

5. Содержание программы учебного предмета……………………12

6. Формы и средства контроля………………………………………14

7. Перечень учебно-методических средств обучения…………….15

8. Перечень обязательного оборудования по правам человека…..16



1. Пояснительная записка

Рабочая программа по элективному курсу «Права человека» для 10-11 классов (базовый уровень) составлена на основе:


  • Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования;

  • Приказа Минобрнауки России от 19.12.2012 №1067, зарегистрированного в Минюсте России 30.01.2013 №26755 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год»;

  • Приказа департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области № 819 от 23.03.2010 г. «Об утверждении положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательного учреждения»;

  • Положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа№4 г. Новый Оскол Белгородской области» (протокол №1 от 29.08.12, приказ №158 от 29.08.12);

  • Учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа№4 г. Новый Оскол Белгородской области» на 2015-2016 учебной год;

  • Календарного учебного графика муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа№4 г. Новый Оскол Белгородской области» на 2015-2016 учебной год;

  • Расписания уроков муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа№4 г. Новый Оскол Белгородской области» на 2015-2016 учебной год;

  • Программы: Права человека 10-11 классы. Под ред. Т.В. Болотина, П.В. Миков., М. Русское слово 2006.

  • Учебника: Обществознание. 10 класс. Профильный уровень / сост. Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лозебникова. - 2-е изд., - М.: Просвещение, 2010.; Обществознание. 11 класс. Профильный уровень / сост. Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лозебникова. - 2-е изд., - М.: Просвещение, 2010.

Преподавание осуществляется при помощи комплекта:

Для итогового повторения и успешной подготовки к экзамену по обществознанию, организуется повторение всех тем, изученных ранее. В целях более эффективной подготовки обучающихся к сдаче ЕГЭ в 11 классе в тематическое планирование добавлены тестовые задания из учебно-методических пособий:

Права человека: Учебник для вузов / Отв. ред. Е.А. Лукашева.М., 1999.

Права человека: Учебник для вузов. М., 2002.

Правоведение: Учебник / Г.И. Гойман, И.В. Калинский, В.И. Червонюк / Под общ. ред. доктора юр. наук, проф. В.И. Червонюка. М., 2002.

С учетом уровневой специфики класса выстроена система учебных занятий, спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения. Планируется использование новых педагогических технологий в преподавании предмета.

В течение года возможны коррективы календарно - тематического планирования, связанные с объективными причинами.

Согласно действующему в школе учебному плану и с учетом направленности классов, календарно-тематический план предусматривает следующую организацию процесса обучения:

  • в 10 классе на изучение прав человека отводится 35 часов при 1 часе в неделю

  • в 11 классе на изучение прав человека отводится 34 часа при1 часе в неделю

  • планируется провести контрольных тестирований -по 3 в 10-11 классах ( входное, промежуточное и итоговое)

Помимо знаний, содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; система гуманистических и демократических ценностей.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.

Основные цели обучения правам человека:

• воспитывать личность, осознающую достоинство человека;

• формировать межличностные отношения в духе терпимости, ненасилия, уважения, солидарности;

• давать знания о правах человека в национальном и международном измерениях;

• воспитывать понимание неразрывной связи прав человека и сохранения мира на земле.

При обучении правам человека должна быть реализована главная целевая установка гуманистического образования - воспитание гуманного человека.

задачи:

• развивать способность ценить свободу в тесной связи с ответственностью перед обществом;

• признавать и воспринимать различия культур, которые существуют между народами;

• формировать уважение культурного наследия, языка и самобытности страны, в которой ребенок проживает, и уважать цивилизации, отличные от его собственной;

• развивать сотрудничество, согласованность между индивидуальными и коллективными ценностями; формировать умения ненасильственного урегулирования конфликтов;

• воспитывать личную и гражданскую ответственность, солидарность и справедливость на национальном и международном уровне;

• формировать умения защищать окружающую природу (Рекомендации ЮНЕСКО).

2. Требования к уровню подготовки учащихся

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков:

иметь представление:
- о содержании тем по правам человека в курсе "Обществознание" для1учащихся средних образовательных учреждений;
- о содержании модульного курса "Права человека" для учащихся1общеобразовательных школ;

знать:
- права человека;
- основные российские и международные документы по правам человека;
- основные механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина;
- механизмы ограничения прав и свобод человека;
- как соотносятся права человека и законы;

уметь:
- анализировать ситуации нарушения прав человека;
- защищать свои права и права учащихся.

Программа построена с учётом обязательного минимума содержания обществоведческого образования для основной и средней (полной) школы, который предполагает изучение значительного блока правовых знаний.



3. Учебно-тематический план


Содержание

Кол-во часов

10 класс

Раздел 1. Государство и права человека

10

Раздел II. Личные (гражданские права)

9

Раздел 111. Политические права

5

Раздел IV. Экономические, социальные и культурные права.

7

Резервное время:

4

Итого

35

11 класс

Раздел 1. Права ребенка

9

Раздел 2. Права женщин

2

Раздел 3. Права меньшинств

2

Раздел 4. Права беженцев

2

Раздел 5. Права человека и международное гуманитарное право

2

Раздел 6. Защита прав человека

14

Резервное время:

3

Итого

34




4. Календарно-тематическое планирование

10 класс

п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

Примечание

(подготовка к ЕГЭ)

Цифровые образовательные ресурсы

план

факт

Раздел 1. Государство и права человека

10+1

Тема 1

1

Введение в курс « Права человека»

1

03.09

2-3

Входной контроль (тест). Права человека: подходы, происхождение, ценности и принципы.

2

10.09

17.09

4

История развития идей прав человека.

1

24.09

5

История прав и свобод личности в России.

1

01.10

6-7

Естественные и позитивные права человека.

2

08.10

15.10

8

Закон и права человека.

1

22.10

9

Гражданское общество, правовое государство и права человека

1

29.10

10

Права, обязанности, ответственность

1

12.11

11

Повторение по теме: Государство и права человека.

1

19.11


Раздел 2. Личные (гражданские права)

9+1

Тема 2

12

Всеобщая декларация прав человека.

1

29.11

13

Право на жизнь.

1

03.12

14

Свобода от жестокого обращения и пыток.

1

10.12

15

Промежуточный контроль (тест). Право на справедливый суд

1

17.12

16

Право на неприкосновенность частной жизни.

1

24.12

17

Свобода мысли, свобода совести и вероисповедания.

1

14.01

18

Право на собственность.

1

21.01

19-20

Право на семейную жизнь

2

28.01

04.02


21

Повторение по теме: Личные (гражданские права).

1

11.02


Раздел 3. Политические права

Тема3

22-23

Право на участие в управлении делами государства.

2

18.02

25.02

24

Свобода выражения мнения.

1

04.03

25

Право на информацию.

1

11.03

26

Право на объединение

1

18.03

27

Повторение по теме: Политические права.

1

01.04


Раздел4. Экономические, социальные и культурные права.

7+1

Тема 4

28-29

Право на труд и свободный выбор занятий.

2

08.04

15.04

30

Право на достойный уровень жизни.

1

22.04

31-32

Право на образование

2

29.04

06.05

33

Право на участие в культурной жизни.

1

13.05

34

Итоговый контроль (тест). Право на благоприятную окружающую среду

1

20.05

35

Повторение по теме: Экономические, социальные и культурные права.

1

27.05


Календарно-тематическое планирование

11 класс



п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

Примечание

(подготовка к ЕГЭ)

Цифровые образовательные ресурсы

план

факт

Раздел 1. Права ребенка

9+1

Тема 1

1

Уроки по правам человека в 11 классе

1

04.09

2

Входной контроль (тест). Конвенция ООН о правах ребёнка

1

11.09

3-4

Основные права ребёнка

2

18.09

25.09

5

Дополнительные гарантии реализации прав детей-сирот

1

02.10

6

Семинар по теме дети - сироты инвалиды

1

09.10

7

Дополнительные гарантии реализации прав детей- инвалидов.

1

17.10

8-9

Защита прав ребёнка.

2

24.10

31.10

10

Повторение по теме: Права ребёнка

1

06.11


Раздел 2. Права женщин

2

Тема 2

11-12

Права женщин

2

13.11

20.11


Раздел 3. Права меньшинств

2

Тема3

13-14

Права меньшинств

2

27.11

04.12


Раздел 4. Права беженцев

Тема 4

15-16

Промежуточный контроль (тест). Права беженцев

2

11.12

18.12


Раздел 5. Права человека и международное гуманитарное право

2+1

Тема 5

17-18

Права человека и международное гуманитарное право

2

25.12

15.01

19

Повторение по теме: человек и его неотъемлемые права

1

22.01


Раздел 6. Защита прав человека

14+1

Тема 6

20-21

Международные механизмы защиты прав человека

2

29.01

05.02

22

От наказания нацистов к Международному уголовному суду

1

12.02

23

Совет Европы и защита прав человека

1

19.02

24

Европейский суд по правам человека

1

26.02

25-26

Российские государственные институты защиты прав ребёнка

2

05.03

12.03

27

Уполномоченный по правам человека

1

19.03

28-29

Международные и российские неправительственные правозащитные организации

2

02.04

09.04

30

Европейский суд по правам человека

1

16.04

31

Образование в области прав человека

1

23.04

32-33

Итоговый контроль (тест). Социальная практика в организациях по защите прав человека

2

07.05

14.05

34

Повторение по теме: Защита прав человека

1

21.05





5. Содержание программы учебного предмета

10 класс.

Тема 1. Государство и права человека

Права человека: подходы, происхождение, ценности и принципы. История развития идей прав человека. История прав и свобод личности в России. Естественные и позитивные права человека Закон и права человека. Гражданское общество, правовое государство и права человека Права, обязанности, ответственность

Тема 2. Личные (гражданские права)

Всеобщая декларация прав человека. Право на жизнь. Свобода от жестокого обращения и пыток. Право на справедливый суд. Право на неприкосновенность частной жизни. Свобода мысли, свобода совести и вероисповедания. Право на собственность. Право на семейную жизнь.

Тема 3. Политические права

Право на участие в управлении делами государства. Свобода выражения мнения. Право на информацию. Право на объединение

Тема 4. Экономические, социальные и культурные права.

Право на труд и свободный выбор занятий. Право на достойный уровень жизни. Право на образование. Право на участие в культурной жизни. Право на благоприятную окружающую среду

11 класс

Тема 1. Права ребенка

Отличие прав ребенка от прав взрослых. Международные стандарты по правам детей: Декларация прав ребенка (1959), Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. Ребенок как субъект права. Основные личные, политические, социальные, экономические, культурные права детей. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»: социальная адаптация, социальная реабилитация ребенка, социальные службы для детей, социальная инфраструктура для детей. Дополнительные гарантии реализации прав детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей инвалидов. Защита прав ребенка.

Тема 2. Права женщин

Международные стандарты по правам женщин: Декларация о ликвидации дискриминации в отношении женщин от 7 ноября 1967 г.; Конвенция о политических правах женщин от 20 декабря 1952 г.; Конвенция о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности от 29 июня 1951 г. Права женщин в российском законодательстве. Проблема предотвращения физического, психического, сексуального насилия в отношении женщин. Основные права женщин. Равенство мужчин и женщин. Репродуктивные права женщин: право на рождение ребенка, право на искусственное оплодотворение и др. Политические права женщин. Участие женщин в деятельности федеральных и региональных органов власти в РФ. Экономические и социальные права женщин в РФ.

Тема 3. Права меньшинств

Меньшинства. Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим меньшинствам, религиозным и языковым меньшинствам. Запрещение дискриминации меньшинств.

Права национальных, этнических и иных меньшинств. Права национальных меньшинств в Российской Федерации. Проблемы реализации и совершенствования государственной национальной политики в современной России.

Тема 4. Права беженцев

Международные военные, этнические, религиозные конфликты. Конвенция ООН о статусе беженцев. Беженцы и вынужденные переселенцы. Права беженцев. Деятельность Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ) (1949).

Тема 5. Права человека и международное гуманитарное право

Защита прав человека в период вооруженных конфликтов. Гуманитарные нормы, касающиеся положения человека в вооруженных конфликтах международного и немеждународного характера.

Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны от 12 августа 1949 г. (ООН). Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол № 1) от 8 июня 1977 г. Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера (Протокол № 2) от 8 июня 1977 г. Международный комитет Красного Креста (МККК). Основополагающие принципы деятельности МККК: гуманность, беспристрастность, нейтральность, независимость, добровольность, единство и универсальность.

Тема 6. Защита прав человека

История создания ООН. Устав ООН. Деятельность Комиссии по правам человека ООН (1946-1948). Дискуссии при подготовке Международного Билля о правах человека (позиции СССР, США и других держав). Структура ООН: главные и вспомогательные органы. Роль ООН в поддержании мира и обеспечении международной безопасности. Система учреждений ООН: Детский фонд (ЮНИСЕФ), МОТ, Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), ВОЗ и др. Основные направления деятельности ООН. Деятельность верховного комиссара по правам человека. Комитет по расовой дискриминации (1966). Комитет по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979). Комитет по экономическим, социальным и



6.Формы и средства контроля


С целью проверки знаний, умений и навыков учащихся в данную программу включены контрольные и текущие проверочные работы.



План выполнения программы

Темы контроля и практических работ

Дата проведения

10

класс

Количество контрольных работ - 3

Входной контроль (тест)

Промежуточный контроль (тест)

Итоговый контроль (тест)

11

класс

Количество контрольных работ - 3

Входной контроль (тест)

Промежуточный контроль (тест)

Итоговый контроль (тест)

Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются : текущий и промежуточный контроль знаний, промежуточная аттестация ,которые позволяют:

● определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету ( согласно учебного плана);

● установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего

образования;

● осуществить контроль за реализацией образовательной программы (учебного плана) и программ учебных курсов.

1.Текущий контроль знаний - проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные и контрольные работы, зачеты, тестирование и т.п. в рамках урока.

Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную, контрольную, зачетную и т.п. работу выставляется в классный журнал к следующему уроку.

2.Промежуточный контроль знаний обучающихся

Промежуточный контроль знаний - контроль результативности обучения школьника, осуществляемый по окончании полугодия на основе результатов текущего контроля.

Промежуточный контроль проводится в соответствии с установленным годовым календарным учебным графиком.

3. Итоговая аттестация обучающихся

Итоговая аттестация обучающихся 10 -11 классов проводится по окончании учебного года на основе итогов промежуточного контроля и в форме ЕГЭ (тестирования). Сроки итоговой аттестации устанавливаются в соответствии с Положением о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.

Учебные часы, предложенные для текущего и итогового повторения и обобщения, используются для организации уроков-практикумов, ученических проектов или для проведения различных форм контроля: тест, эссе, самостоятельная работа и т.д. Время проведения указанных форм контроля на уроке 5-20 минут. Оценки могут выставляться фронтально и выборочно.

Критерии оценивания

Задания с выбором ответа (закрытый тест), задания « дополните предложение» (открытый тест) оценивается в один и два балла соответственно. Как правило, на одно задание с выбором ответа приходится около минуты, а на составление свободного ответа - около 2-3 минут. Пример открытого теста: прочитайте текст, заполните пропуски. Оптимально на одной контрольной работе дать 15-25 заданий:
(10-20 с выбором ответа и 5 со свободным ответом).
Критерии оценок: «5»: 16 + 4 (80 - 100 % от общего числа баллов)
«4»: 14 + 3 (70 - 75 %)
«3»: 12 + 0 или 10+2 (50 - 65 %).



7. Перечень учебно-методических средств обучения

Основная литература:

  1. Азаров А.Я. Права человека. Новое знание. М., 1995.

  2. Азаров А., Болотина Т. Права человека: Пособие для учителя. М., 1994.

  3. Азаров А., Ройтер В., Хюфнер К. Защита прав человека. Международные и российские механизмы. М.: Московская школа прав человека, 2000.

Дополнительная литература для учителя:

  1. Абрамов В.И. Правовая политика современного Российского государства в области защиты прав детей // Государство и право. 2004. № 10.

  2. Азаров А.Я. Права человека. Новое знание. М., 1995.

3. Большой юридический словарь / Под ред. А. Я. Сухарева,

4. В.Е. Крутских. 2е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА М, 2002.

Дополнительная литература для учащихся:

  1. Бутрос&Гали Б. ООН и апартеид. М., 1996.

  2. Бутрос&Гали Б. ООН и права человека. М., 1995.

  3. Бушв&Сольнье Ф. Практический словарь гуманитарного права: Пер. с фр. М., 2004.

  4. Витрук Н.В. Права человека: Состояние и перспектива развития // Право и власть. М., 1990.

  5. Гассер Х.П. Международное гуманитарное право: Введение. М.,1995.

  6. Глушкова С.И. Права ребенка: международные стандарты и Россия. Екатеринбург, 2003.

  7. Глушкова С.И. Права человека в России. М., 2004.

  8. Певцова Е.А. Право: Основы правовой культуры. М., 2005. Первые шаги. Лондон, 1997.

  9. Поленина С.В. Права женщин в системе прав человека: Международный и национальный аспект. М., 2000.

8. Перечень обязательного оборудования

по правам человека


№п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Дидактическое описание

Количество на 25 учащихся


Профильный уровень

%

МАТЕРИАЛЬНАЯ СРЕДА// ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ// ИЛЛЮСТРАЦИИ// ПЛАКАТЫ//Комплекты таблиц


1.

Комплекты таблиц по правам человека

Служат для обеспечения

наглядности при изучении

материала, обобщения и повторения



25


СРЕДСТВА ИКТ

2.

Ноутбук

Используется учителем


100

3.

Цифровой проектор

Используется учителем и учащимися при коллективной работе


100

4.

Экран настенный

Предназначен для проецирования разных материалов


100


ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ

5.

Энциклопедия

Энциклопедия является уникальным познавательным средством для учителя и учащихся


75


СРЕДСТВА ИКТ// ЦИФРАВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕССУРСЫ//НФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ // СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ

6.

Цифровые образовательные ресурсы.

Информационные источники.

Обеспечивают потребности учащихся в информации по обществознанию, нужной при выполнении домашних заданий, самостоятельных творческих работ и т. д.


65

7.






УМК по правам человека

УМК, включает в себя те учебники которые рекомендованы МРФ и входят в региональный перечень учебников по обществознанию на 2014-2015 уч.год


100

8.

Иллюстрации по правам человека

При необходимости иллюстрации включают разметку и звуковое

сопровождение.Дают наглядное

представление об изучаемых темах


30

9.

Справочники по правачеловека

Содержат схемы, определения системы понятий и т.д., покрывающие

потребности, базовых, профильных и

элективных курсов по обществознанию


70

10.

Учебно-методические комплексы

по обществознанию

УМК, включающие учебники, имеющие рекомендацию Министерства образования РФ, и

предоставленные правообладателем для свободного использования их

содержания в цифровой форме в системе общего образования РФ.

Предназначены для использования

материалов (текстов и изображений) учителем и учащимися в процессе

классной, групповой и самостоятельной работы.


100


18


© 2010-2022