- Преподавателю
- Обществознание
- Программа по элективному курсу Права человека
Программа по элективному курсу Права человека
Раздел | Обществознание |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Масловская С.А. |
Дата | 27.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Содержание
Стр.
1. Пояснительная записка……………………………………………3
2. Требования к уровню подготовки учащихся…………………….5
3.Учебно-тематический план………………………………………..5
4. Календарно-тематическое планирование.…………….................6
5. Содержание программы учебного предмета……………………12
6. Формы и средства контроля………………………………………14
7. Перечень учебно-методических средств обучения…………….15
8. Перечень обязательного оборудования по правам человека…..16
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по элективному курсу «Права человека» для 10-11 классов (базовый уровень) составлена на основе:
-
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования;
-
Приказа Минобрнауки России от 19.12.2012 №1067, зарегистрированного в Минюсте России 30.01.2013 №26755 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год»;
-
Приказа департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области № 819 от 23.03.2010 г. «Об утверждении положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательного учреждения»;
-
Положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа№4 г. Новый Оскол Белгородской области» (протокол №1 от 29.08.12, приказ №158 от 29.08.12);
-
Учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа№4 г. Новый Оскол Белгородской области» на 2015-2016 учебной год;
-
Календарного учебного графика муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа№4 г. Новый Оскол Белгородской области» на 2015-2016 учебной год;
-
Расписания уроков муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа№4 г. Новый Оскол Белгородской области» на 2015-2016 учебной год;
-
Программы: Права человека 10-11 классы. Под ред. Т.В. Болотина, П.В. Миков., М. Русское слово 2006.
-
Учебника: Обществознание. 10 класс. Профильный уровень / сост. Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лозебникова. - 2-е изд., - М.: Просвещение, 2010.; Обществознание. 11 класс. Профильный уровень / сост. Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лозебникова. - 2-е изд., - М.: Просвещение, 2010.
Преподавание осуществляется при помощи комплекта:
Для итогового повторения и успешной подготовки к экзамену по обществознанию, организуется повторение всех тем, изученных ранее. В целях более эффективной подготовки обучающихся к сдаче ЕГЭ в 11 классе в тематическое планирование добавлены тестовые задания из учебно-методических пособий:
Права человека: Учебник для вузов / Отв. ред. Е.А. Лукашева.М., 1999.
Права человека: Учебник для вузов. М., 2002.
Правоведение: Учебник / Г.И. Гойман, И.В. Калинский, В.И. Червонюк / Под общ. ред. доктора юр. наук, проф. В.И. Червонюка. М., 2002.
С учетом уровневой специфики класса выстроена система учебных занятий, спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения. Планируется использование новых педагогических технологий в преподавании предмета.
В течение года возможны коррективы календарно - тематического планирования, связанные с объективными причинами.
Согласно действующему в школе учебному плану и с учетом направленности классов, календарно-тематический план предусматривает следующую организацию процесса обучения:
-
в 10 классе на изучение прав человека отводится 35 часов при 1 часе в неделю
-
в 11 классе на изучение прав человека отводится 34 часа при1 часе в неделю
-
планируется провести контрольных тестирований -по 3 в 10-11 классах ( входное, промежуточное и итоговое)
Помимо знаний, содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; система гуманистических и демократических ценностей.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.
Основные цели обучения правам человека:
• воспитывать личность, осознающую достоинство человека;
• формировать межличностные отношения в духе терпимости, ненасилия, уважения, солидарности;
• давать знания о правах человека в национальном и международном измерениях;
• воспитывать понимание неразрывной связи прав человека и сохранения мира на земле.
При обучении правам человека должна быть реализована главная целевая установка гуманистического образования - воспитание гуманного человека.
задачи:
• развивать способность ценить свободу в тесной связи с ответственностью перед обществом;
• признавать и воспринимать различия культур, которые существуют между народами;
• формировать уважение культурного наследия, языка и самобытности страны, в которой ребенок проживает, и уважать цивилизации, отличные от его собственной;
• развивать сотрудничество, согласованность между индивидуальными и коллективными ценностями; формировать умения ненасильственного урегулирования конфликтов;
• воспитывать личную и гражданскую ответственность, солидарность и справедливость на национальном и международном уровне;
• формировать умения защищать окружающую природу (Рекомендации ЮНЕСКО).
2. Требования к уровню подготовки учащихся
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков:
иметь представление:
- о содержании тем по правам человека в курсе "Обществознание" для1учащихся средних образовательных учреждений;
- о содержании модульного курса "Права человека" для учащихся1общеобразовательных школ;
знать:
- права человека;
- основные российские и международные документы по правам человека;
- основные механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина;
- механизмы ограничения прав и свобод человека;
- как соотносятся права человека и законы;
уметь:
- анализировать ситуации нарушения прав человека;
- защищать свои права и права учащихся.
Программа построена с учётом обязательного минимума содержания обществоведческого образования для основной и средней (полной) школы, который предполагает изучение значительного блока правовых знаний.
3. Учебно-тематический план
Содержание
Кол-во часов
10 класс
Раздел 1. Государство и права человека
10
Раздел II. Личные (гражданские права)
9
Раздел 111. Политические права
5
Раздел IV. Экономические, социальные и культурные права.
7
Резервное время:
4
Итого
35
11 класс
Раздел 1. Права ребенка
9
Раздел 2. Права женщин
2
Раздел 3. Права меньшинств
2
Раздел 4. Права беженцев
2
Раздел 5. Права человека и международное гуманитарное право
2
Раздел 6. Защита прав человека
14
Резервное время:
3
Итого
34
4. Календарно-тематическое планирование
10 класс
№
п/п
Наименование раздела и тем
Часы учебного времени
Плановые сроки прохождения
Примечание
(подготовка к ЕГЭ)
Цифровые образовательные ресурсы
план
факт
Раздел 1. Государство и права человека
10+1
Тема 1
1
Введение в курс « Права человека»
1
03.09
2-3
Входной контроль (тест). Права человека: подходы, происхождение, ценности и принципы.
2
10.09
17.09
4
История развития идей прав человека.
1
24.09
5
История прав и свобод личности в России.
1
01.10
6-7
Естественные и позитивные права человека.
2
08.10
15.10
8
Закон и права человека.
1
22.10
9
Гражданское общество, правовое государство и права человека
1
29.10
10
Права, обязанности, ответственность
1
12.11
11
Повторение по теме: Государство и права человека.
1
19.11
Раздел 2. Личные (гражданские права)
9+1
Тема 2
12
Всеобщая декларация прав человека.
1
29.11
13
Право на жизнь.
1
03.12
14
Свобода от жестокого обращения и пыток.
1
10.12
15
Промежуточный контроль (тест). Право на справедливый суд
1
17.12
16
Право на неприкосновенность частной жизни.
1
24.12
17
Свобода мысли, свобода совести и вероисповедания.
1
14.01
18
Право на собственность.
1
21.01
19-20
Право на семейную жизнь
2
28.01
04.02
21
Повторение по теме: Личные (гражданские права).
1
11.02
Раздел 3. Политические права
Тема3
22-23
Право на участие в управлении делами государства.
2
18.02
25.02
24
Свобода выражения мнения.
1
04.03
25
Право на информацию.
1
11.03
26
Право на объединение
1
18.03
27
Повторение по теме: Политические права.
1
01.04
Раздел4. Экономические, социальные и культурные права.
7+1
Тема 4
28-29
Право на труд и свободный выбор занятий.
2
08.04
15.04
30
Право на достойный уровень жизни.
1
22.04
31-32
Право на образование
2
29.04
06.05
33
Право на участие в культурной жизни.
1
13.05
34
Итоговый контроль (тест). Право на благоприятную окружающую среду
1
20.05
35
Повторение по теме: Экономические, социальные и культурные права.
1
27.05
Календарно-тематическое планирование
11 класс
№
п/п
Наименование раздела и тем
Часы учебного времени
Плановые сроки прохождения
Примечание
(подготовка к ЕГЭ)
Цифровые образовательные ресурсы
план
факт
Раздел 1. Права ребенка
9+1
Тема 1
1
Уроки по правам человека в 11 классе
1
04.09
2
Входной контроль (тест). Конвенция ООН о правах ребёнка
1
11.09
3-4
Основные права ребёнка
2
18.09
25.09
5
Дополнительные гарантии реализации прав детей-сирот
1
02.10
6
Семинар по теме дети - сироты инвалиды
1
09.10
7
Дополнительные гарантии реализации прав детей- инвалидов.
1
17.10
8-9
Защита прав ребёнка.
2
24.10
31.10
10
Повторение по теме: Права ребёнка
1
06.11
Раздел 2. Права женщин
2
Тема 2
11-12
Права женщин
2
13.11
20.11
Раздел 3. Права меньшинств
2
Тема3
13-14
Права меньшинств
2
27.11
04.12
Раздел 4. Права беженцев
Тема 4
15-16
Промежуточный контроль (тест). Права беженцев
2
11.12
18.12
Раздел 5. Права человека и международное гуманитарное право
2+1
Тема 5
17-18
Права человека и международное гуманитарное право
2
25.12
15.01
19
Повторение по теме: человек и его неотъемлемые права
1
22.01
Раздел 6. Защита прав человека
14+1
Тема 6
20-21
Международные механизмы защиты прав человека
2
29.01
05.02
22
От наказания нацистов к Международному уголовному суду
1
12.02
23
Совет Европы и защита прав человека
1
19.02
24
Европейский суд по правам человека
1
26.02
25-26
Российские государственные институты защиты прав ребёнка
2
05.03
12.03
27
Уполномоченный по правам человека
1
19.03
28-29
Международные и российские неправительственные правозащитные организации
2
02.04
09.04
30
Европейский суд по правам человека
1
16.04
31
Образование в области прав человека
1
23.04
32-33
Итоговый контроль (тест). Социальная практика в организациях по защите прав человека
2
07.05
14.05
34
Повторение по теме: Защита прав человека
1
21.05
5. Содержание программы учебного предмета
10 класс.
Тема 1. Государство и права человека
Права человека: подходы, происхождение, ценности и принципы. История развития идей прав человека. История прав и свобод личности в России. Естественные и позитивные права человека Закон и права человека. Гражданское общество, правовое государство и права человека Права, обязанности, ответственность
Тема 2. Личные (гражданские права)
Всеобщая декларация прав человека. Право на жизнь. Свобода от жестокого обращения и пыток. Право на справедливый суд. Право на неприкосновенность частной жизни. Свобода мысли, свобода совести и вероисповедания. Право на собственность. Право на семейную жизнь.
Тема 3. Политические права
Право на участие в управлении делами государства. Свобода выражения мнения. Право на информацию. Право на объединение
Тема 4. Экономические, социальные и культурные права.
Право на труд и свободный выбор занятий. Право на достойный уровень жизни. Право на образование. Право на участие в культурной жизни. Право на благоприятную окружающую среду
11 класс
Тема 1. Права ребенка
Отличие прав ребенка от прав взрослых. Международные стандарты по правам детей: Декларация прав ребенка (1959), Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. Ребенок как субъект права. Основные личные, политические, социальные, экономические, культурные права детей. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»: социальная адаптация, социальная реабилитация ребенка, социальные службы для детей, социальная инфраструктура для детей. Дополнительные гарантии реализации прав детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей инвалидов. Защита прав ребенка.
Тема 2. Права женщин
Международные стандарты по правам женщин: Декларация о ликвидации дискриминации в отношении женщин от 7 ноября 1967 г.; Конвенция о политических правах женщин от 20 декабря 1952 г.; Конвенция о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности от 29 июня 1951 г. Права женщин в российском законодательстве. Проблема предотвращения физического, психического, сексуального насилия в отношении женщин. Основные права женщин. Равенство мужчин и женщин. Репродуктивные права женщин: право на рождение ребенка, право на искусственное оплодотворение и др. Политические права женщин. Участие женщин в деятельности федеральных и региональных органов власти в РФ. Экономические и социальные права женщин в РФ.
Тема 3. Права меньшинств
Меньшинства. Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим меньшинствам, религиозным и языковым меньшинствам. Запрещение дискриминации меньшинств.
Права национальных, этнических и иных меньшинств. Права национальных меньшинств в Российской Федерации. Проблемы реализации и совершенствования государственной национальной политики в современной России.
Тема 4. Права беженцев
Международные военные, этнические, религиозные конфликты. Конвенция ООН о статусе беженцев. Беженцы и вынужденные переселенцы. Права беженцев. Деятельность Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ) (1949).
Тема 5. Права человека и международное гуманитарное право
Защита прав человека в период вооруженных конфликтов. Гуманитарные нормы, касающиеся положения человека в вооруженных конфликтах международного и немеждународного характера.
Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны от 12 августа 1949 г. (ООН). Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол № 1) от 8 июня 1977 г. Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера (Протокол № 2) от 8 июня 1977 г. Международный комитет Красного Креста (МККК). Основополагающие принципы деятельности МККК: гуманность, беспристрастность, нейтральность, независимость, добровольность, единство и универсальность.
Тема 6. Защита прав человека
История создания ООН. Устав ООН. Деятельность Комиссии по правам человека ООН (1946-1948). Дискуссии при подготовке Международного Билля о правах человека (позиции СССР, США и других держав). Структура ООН: главные и вспомогательные органы. Роль ООН в поддержании мира и обеспечении международной безопасности. Система учреждений ООН: Детский фонд (ЮНИСЕФ), МОТ, Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), ВОЗ и др. Основные направления деятельности ООН. Деятельность верховного комиссара по правам человека. Комитет по расовой дискриминации (1966). Комитет по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979). Комитет по экономическим, социальным и
6.Формы и средства контроля
С целью проверки знаний, умений и навыков учащихся в данную программу включены контрольные и текущие проверочные работы.
План выполнения программы
Темы контроля и практических работ
Дата проведения
10
класс
Количество контрольных работ - 3
Входной контроль (тест)
Промежуточный контроль (тест)
Итоговый контроль (тест)
11
класс
Количество контрольных работ - 3
Входной контроль (тест)
Промежуточный контроль (тест)
Итоговый контроль (тест)
Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются : текущий и промежуточный контроль знаний, промежуточная аттестация ,которые позволяют:
● определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету ( согласно учебного плана);
● установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего
образования;
● осуществить контроль за реализацией образовательной программы (учебного плана) и программ учебных курсов.
1.Текущий контроль знаний - проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные и контрольные работы, зачеты, тестирование и т.п. в рамках урока.
Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную, контрольную, зачетную и т.п. работу выставляется в классный журнал к следующему уроку.
2.Промежуточный контроль знаний обучающихся
Промежуточный контроль знаний - контроль результативности обучения школьника, осуществляемый по окончании полугодия на основе результатов текущего контроля.
Промежуточный контроль проводится в соответствии с установленным годовым календарным учебным графиком.
3. Итоговая аттестация обучающихся
Итоговая аттестация обучающихся 10 -11 классов проводится по окончании учебного года на основе итогов промежуточного контроля и в форме ЕГЭ (тестирования). Сроки итоговой аттестации устанавливаются в соответствии с Положением о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
Учебные часы, предложенные для текущего и итогового повторения и обобщения, используются для организации уроков-практикумов, ученических проектов или для проведения различных форм контроля: тест, эссе, самостоятельная работа и т.д. Время проведения указанных форм контроля на уроке 5-20 минут. Оценки могут выставляться фронтально и выборочно.
Критерии оценивания
Задания с выбором ответа (закрытый тест), задания « дополните предложение» (открытый тест) оценивается в один и два балла соответственно. Как правило, на одно задание с выбором ответа приходится около минуты, а на составление свободного ответа - около 2-3 минут. Пример открытого теста: прочитайте текст, заполните пропуски. Оптимально на одной контрольной работе дать 15-25 заданий:
(10-20 с выбором ответа и 5 со свободным ответом).
Критерии оценок: «5»: 16 + 4 (80 - 100 % от общего числа баллов)
«4»: 14 + 3 (70 - 75 %)
«3»: 12 + 0 или 10+2 (50 - 65 %).
7. Перечень учебно-методических средств обучения
Основная литература:
-
Азаров А.Я. Права человека. Новое знание. М., 1995.
-
Азаров А., Болотина Т. Права человека: Пособие для учителя. М., 1994.
-
Азаров А., Ройтер В., Хюфнер К. Защита прав человека. Международные и российские механизмы. М.: Московская школа прав человека, 2000.
Дополнительная литература для учителя:
-
Абрамов В.И. Правовая политика современного Российского государства в области защиты прав детей // Государство и право. 2004. № 10.
-
Азаров А.Я. Права человека. Новое знание. М., 1995.
3. Большой юридический словарь / Под ред. А. Я. Сухарева,
4. В.Е. Крутских. 2е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА М, 2002.
Дополнительная литература для учащихся:
-
Бутрос&Гали Б. ООН и апартеид. М., 1996.
-
Бутрос&Гали Б. ООН и права человека. М., 1995.
-
Бушв&Сольнье Ф. Практический словарь гуманитарного права: Пер. с фр. М., 2004.
-
Витрук Н.В. Права человека: Состояние и перспектива развития // Право и власть. М., 1990.
-
Гассер Х.П. Международное гуманитарное право: Введение. М.,1995.
-
Глушкова С.И. Права ребенка: международные стандарты и Россия. Екатеринбург, 2003.
-
Глушкова С.И. Права человека в России. М., 2004.
-
Певцова Е.А. Право: Основы правовой культуры. М., 2005. Первые шаги. Лондон, 1997.
-
Поленина С.В. Права женщин в системе прав человека: Международный и национальный аспект. М., 2000.
8. Перечень обязательного оборудования
по правам человека
№п/п
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Дидактическое описание
Количество на 25 учащихся
Профильный уровень
%
МАТЕРИАЛЬНАЯ СРЕДА// ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ// ИЛЛЮСТРАЦИИ// ПЛАКАТЫ//Комплекты таблиц
1.
Комплекты таблиц по правам человека
Служат для обеспечения
наглядности при изучении
материала, обобщения и повторения
25
СРЕДСТВА ИКТ
2.
Ноутбук
Используется учителем
100
3.
Цифровой проектор
Используется учителем и учащимися при коллективной работе
100
4.
Экран настенный
Предназначен для проецирования разных материалов
100
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ
5.
Энциклопедия
Энциклопедия является уникальным познавательным средством для учителя и учащихся
75
СРЕДСТВА ИКТ// ЦИФРАВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕССУРСЫ//НФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ // СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ
6.
Цифровые образовательные ресурсы.
Информационные источники.
Обеспечивают потребности учащихся в информации по обществознанию, нужной при выполнении домашних заданий, самостоятельных творческих работ и т. д.
65
7.
УМК по правам человека
УМК, включает в себя те учебники которые рекомендованы МРФ и входят в региональный перечень учебников по обществознанию на 2014-2015 уч.год
100
8.
Иллюстрации по правам человека
При необходимости иллюстрации включают разметку и звуковое
сопровождение.Дают наглядное
представление об изучаемых темах
30
9.
Справочники по правачеловека
Содержат схемы, определения системы понятий и т.д., покрывающие
потребности, базовых, профильных и
элективных курсов по обществознанию
70
10.
Учебно-методические комплексы
по обществознанию
УМК, включающие учебники, имеющие рекомендацию Министерства образования РФ, и
предоставленные правообладателем для свободного использования их
содержания в цифровой форме в системе общего образования РФ.
Предназначены для использования
материалов (текстов и изображений) учителем и учащимися в процессе
классной, групповой и самостоятельной работы.
100
18