Внеурочное мероприятие День вежливости

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка внеурочного

мероприятия «День вежливости»

Автор: Макарова Людмила Николаевна

Преподаватель обществознания

Краевое государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Комсомольский-на-Амуре лесопромышленный техникум»

Цели: Духовно-нравственное воспитание молодого поколения

Задачи :

Образовательная: Дать учащимся новые знания об этикете, правилах поведения.

Развивающая: Развить у учащихся познавательные навыки анализа информации. Умения анализировать, предлагать свои варианты решений существующих проблем.

Воспитательная: Подтолкнуть учеников к осмыслению своего поведения . Раскрыть важность выбора поведенческих моделей каждым жителем России, воспитание у учащихся ответственности, причастности за свое будущее и будущее своей страны, в котором должны утверждаться общечеловеческие ценности, которые помогут выйти из духовно-нравственного кризиса, в котором сейчас находится общество.

"Чтобы изменить мир... необходимо осознать,

что если этого не сделаете вы, то этого не

сделает никто».

Джон Иццо

Мероприятие началось с обсуждения на уроках обществознания правил поведения в общества и возможностей изменить это поведение в лучшую сторону. Так родилась идея внеурочного мероприятия «День вежливости», в котором принимали участие все учащиеся техникума. Сначала разработали критерии оценки поведения обучающихся, включив следующие пункты: дисциплина на занятии, есть ли опоздавшие, приветствие старших по возрасту, употребление ненормативное лексики, стиль общения между обучающимися, поведение в столовой и на переменах. (Приложение №1)

Далее, подготовили вопросы для обучающихся на знание правил поведения в общественных местах, знание правил этикета. (Приложение №2)

Используя информацию в сети Интернет, нашли афоризмы, цитаты на тему, связанную с правилами поведения в обществе, которую распечатали на больших листах бумаги и решили разместить для всеобщего обозрения на информационных стендах. (Приложение №3).

В назначенный день, в учебных кабинетах разместили афоризмы, цитаты на тему, связанную с правилами поведения в обществе и по радиосвязи объявили о проведении «Дня вежливости».

Старшие в учебных группах получили лист с критериями поведения, которые по окончанию учебного занятия они должны были предъявить преподавателю для получения оценки своего поведения.

В каждой группе провели викторину на знание правил поведения в общественных местах и знание правил столового этикета. В конце дня подвели итог и выявили группы, получившие наибольшее количество баллов по заданным критериям, о чем объявили на общей линейке и поздравили победителей.

Как прошел «День вежливости», какие результаты Вы могли отметить? Этот вопрос мы задали и обучающимся и педагогам.

На этот вопрос обучающиеся ответили по разному, некоторые отнеслись к этому равнодушно, а большая часть обучающихся отметила, что в этот день многие были добрее и вели себя не так как обычно, а старались проявить умения быть вежливыми, чаще говорили « спасибо» и «пожалуйста», были любезными в общении друг с другом и старшими, а на занятиях были более дисциплинированными. Некоторые с удивлением для себя отмечали, что не употребляли ненормативную лексику и с другими людьми общаться было приятнее. А вот участвовать в викторине на знание правил хорошего поведения и этикета понравилось практически всем, эти вопросы обсуждались и те, кто набрал большинство баллов, с гордостью говорили об этом. Не зря были размещены афоризмы, цитаты на тему, связанные с правилами поведения в обществе , эта информация читалась обучающимися при переходе из одного учебного кабинета в другой и обсуждалась. Вот цитата из одного ответа на опрос по итогам дня: « Интересно было почитать, они заставили меня задуматься».

Педагоги в ответе на этот вопрос пришли к общему мнению, что такие дни нужно проводить чаще, отмечая, что увидели многих своих учеников в ином качестве, когда самые непослушные и шумные вели себя дисциплинированно и вежливо, демонстрируя знания правил хорошего поведения в обществе и этикета. Да и сами педагоги для себя отмечали, что в этот день особенно хотелось быть примером вежливости, учтивости и такта.

Подводя итог нашему исследованию, мы пришли к следующему выводу : этот день не прошел впустую. Кто-то ощутил себя достойным членом общества, проявил свои лучшие качества, узнал что-то новое, а главное задумался о своем поведении к окружающим людям и реальной возможности своими действиями действительно что-то изменить, а значит, цель нашей работы достигнута и это принесло нам ощущение радости и удовлетворения. Мы не просто прожили этот день, а сделали много полезного, внеся свой , пусть такой небольшой, но по нашему мнению, значимый вклад в то, чтобы мир стал лучше. И останавливаться на этом мы не будем, а готовы работать в этом направлении и дальше.

Приложение №1

ДЕНЬ ВЕЖЛИВОСТИ.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ, ПЕРЕМЕНАХ И В СТОЛОВОЙ.

Группа

Поведение на

пере

менах

и в столовой

Дисцип-лина на занятии

Привет-

ствие

старших

по возрасту

Наличие

опоздав-

ших на

занятие

Употребле-

ние

ненорматив-

ной

лексики

Стиль общения

между

обучающимися

Итог




Баллы:

0-нарушения в системе

1-частичные замечания

2-нет замечаний

Приложение №2

ВИКТОРИНА НА ЗНАНИЕ ПРАВИЛ ПОВЕДЕНИЯ

В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ

1.Что такое этикет ?

Ответ: Совокупность правил поведения приятных в обществе.

2.Что значит слово « вежливость» ?

Ответ:Слово «вежливость» происходит от славянского слова «веже» - это знаток, т. е. быть вежливым - это знать, как себя вести.

3.Где должен находится мужчина, идущий с женщиной,- слева или справа от нее ?

Ответ:Слева. Но может идти справа - в том случае, если женщине угрожает опасность справа, например, яма, лужа, лестница без перил, машина, которая может обрызгать. Справа также идут военные, чтобы иметь возможность отдать честь правой рукой.

4.Кто должен пройти первым: входящий в магазин или выходящий в это же время из него?

Ответ:Говорят, что уступает дорогу тот, кто лучше воспитан. А вообще при выходи (не только из магазина) входящий должен пропустить выходящего.

5.Можно ли войти в магазин с собакой ?

Ответ:Не в коем случае, даже если это магазин, торгующий товарами для животных. С собаками нельзя входить ни в одно общественное здание.

6.Можно ли есть фойе или зрительном зале театра ?

Ответ:Нет. Для этого существует буфет.

7.Что можно рассматривать в театре в бинокль ?

Ответ:Только сцену. Рассматривать зрительный зал и публику не допустимо.

8.Как идти вдоль сидящих в ряду к своему месту: лицом к ним или спиной?

Ответ:Лицо и только лицо.

9.В какое время можно звонить кому-либо по телефону?

Ответ:С 9 до 22 часов, если вы не оговорили более раннее или позднее время звонка особо.

10.С какого слова звонящий должен начинать телефонный разговор?

Ответ:Со слова «здравствуйте!».

11.Кто перезванивает, если во время разговора телефон внезапно отключается?

Ответ:Тот, кто звонил.

12.Кто первым должен заканчивать разговор по телефону?

Ответ: Женщина при разговоре с мужчиной.Старший при разговоре с младшим.При равных условиях - тот, кто звонил.

13.Сколько следует ждать, если на Ваш телефонный звонок никто не отвечает?

Ответ:Если на 6-7-й гудок не кто не отвечает, вешайте трубку .

14.Как правильно произнести слова « звонишь», « звонить»?

Ответ:С ударением на «и».

15.Какой стороны надо держаться, когда идешь по улице: правой или левой?

Ответ:Правой.

16.С какой стороны нужно обходить прохожих?

Ответ:Идущих на встречу - справа, идущих впереди - слева.

17. Один из знакомых сидит в кафе за столиком, а другой входит в кафе. Как они поздороваются?

Ответ:Если ты увидел своего знакомого, поклонись ему издали молча. Сидящий за столиком обычно здоровается, не вставая места. Делают это кивком головы и легким наклоном туловища.

18. Можно ли подойти к столику знакомого, если он находится в обществе постороннего человека? Можно в этом случае спросить разрешения сесть за их стол? Можно ли остановиться у стола для разговора и как себя ведет сидящий?

Ответ: Не всегда можно подходить к столику знакомого, даже если в кафе нет свободного места.

В данном случае такт должен подсказать, как поступить. Если знакомый находится в обществе постороннего человека, нельзя спрашивать разрешения присесть за их столик, так как это может не совпадать с планами знакомого и поставит его в неловкое положение.

Если знакомый остановился у столика, сидящий встает из-за столика и разговаривает с ним стоя (это, разумеется, правило для мужчин). Сядет он тогда, когда подошедший отойдет.

ВИКТОРИНА НА ЗНАНИЕ ПРАВИЛ СТОЛОВОГО ЭТИКЕТА

1.Как поступить, если вам захотелось попробовать блюдо, стоящее далеко от вас?

а) Тихо выйти с тарелкой из-за стола и, подойдя к нужному месту, взять угощение.

б) Попросить, чтобы вам передали нужное блюдо.

в) Передать с помощью соседей свою тарелку, чтобы ее наполнили нужным угощением.

2.Что делать, если вы взяли кусок в рот и ... обнаружили, что блюдо сильно пересолено?

а) Немедленно выплюнуть кусок на вилку и положить на край тарелки.

б) Взятый в рот кусок нужно проглотить без комментариев.

в) Вы должны сделать хозяйке замечание и потребовать убрать со стола пересоленное блюдо.

г) Вы должны предостеречь гостей, какое блюдо пересолено.

3.Можно ли критиковать угощения, приготовленные хозяйкой?

а) Ни в коем случае - это невежливо. б) Можно, иначе хозяйка не узнает о своей неумелости.

в) Следует не критиковать, а рассказать хозяйке о секретах приготовления тех блюд, которые у нее получились неудачными. Кстати, это пригодится всем девушкам, сидящим за столом.

4.Что делать, если вы уронили на пол нож или вилку?

а) Незаметно поднять с пола и продолжать есть. б) Ничего не поднимая с пола, продолжать есть тем прибором, который остался. в) Попросить у хозяйки другой прибор.

5.Какими приборами можно пользоваться, если вам подали рыбу?

а) Ножом и вилкой. б) Двумя вилками. в) Двумя ножами.

6.Для чего к рыбе подается нож?

а) Чтобы разрезать большой кусок на маленькие. б) Чтобы отделять мясо от костей.

в) Чтобы придерживать кусок, когда пользуешься вилкой.

7.Как правильно есть сосиски?

а) Сосиски можно есть даже руками. б) Сосиски едят, пользуясь только вилкой.

в) Сосиски едят, пользуясь вилкой и ножом.

8.Как следует держать чашку с чаем, кофе?

а) Просунув для надежности указательный палец в ушко ручки.

б) Не просовывая указательный палец в ушко ручки.

в) Не просовывая указательный палец в ушко ручки, но поддерживая чашку снизу левой рукой.

9.Размешав сахар в чашке с чаем или кофе, что делать с ложечкой?

а) Оставить в чашке и осторожно пить. б) Вынуть из чашки и положить на бумажную салфетку.

в) Вынуть из чашки и положить на блюдце.

10.Как правильно есть фрукты из компота? Что делать с косточками?

а) Косточки осторожно выплюнуть на бумажную салфетку. б) Косточки подхватить ложкой и положить на блюдце.

в) Подхватить ложкой косточки и положить рядом с блюдцем на бумажную салфетку.

11.На столе стоят персики. Как их правильно есть?

а) Ножом и вилкой, отрезая небольшие кусочки, косточки оставить на тарелке.

б) Держа в руках, откусывать небольшими кусочками.

в) Персик разрезать пополам, вынуть косточку и съесть поочередно каждую половинку.

12.Как правильно есть яблоки и груши?

а) Яблоко грызть спиралеобразно, грушу начинать есть с более узкой части.

б) Разрезать пополам, удалить сердцевину, половинки есть ножом и вилкой.

в) Разрезать на тарелке на 4-8 частей, удалить сердцевину, получившиеся кусочки брать руками и откусывать.

13.Как правильно есть бананы?

а) Очистить руками и откусывать по кусочку. б) Очистить руками, есть с помощью ножа и вилки.

в) Очищать и есть с помощью ножа и вилки.

14. Как правильно в гостях съесть арбуз, который подали нарезанным ломтями с кожурой в общей тарелке?

а) Взять руками и съесть, косточки выплюнуть в руку

б) Взять руками, положить себе в тарелку. Разрезать ножом и вилкой съесть кусочки, косточки выплюнуть в тарелку.

в) Взять из общей тарелки, положить к себе в тарелку, ножом подрезать мякоть выше корки и съесть ее чайной ложечкой. Если попадается арбузная косточка, ее чайной ложкой кладут на тарелку.

Приложение №3

АФОРИЗМЫ,ЦИТАТЫ.

По манере человека держаться можно узнать, что это за человек, что он делает, откуда прибыл и зачем./ Оноре де Бальзак/.

Если ведёшь себя развязно - будь готов, что тебя... пристегнут!

/Михаил Камакин/.

Как человек себя ведёт, туда он себя и приведёт. /Елена Сиренка /

Поведение - это зеркало, в котором каждый показывает свой облик.

/Иоганн Вольфганг фон Гете /

Не делайте другим того, чего себе не пожелаете. Тогда ни в государстве, ни в семье не будет недовольных. / Конфуций /

Научиться вести себя в обществе - так же мучительно, как научиться кататься на коньках. Единственный способ пережить позор - смеяться над собой вместе со всеми. /Джордж Бернард Шоу /

На вашем месте я бы сидел на месте ./Илья Ильф /

Лучшая гарантия безопасности - достойное поведение./Давид Ливингстон /

Будь собой, остальные роли заняты. /Оскар Уайльд /

Не делай другому того, что было бы неприятно тебе самому.

/Восточная мудрость /

Чтобы люди стали лучше, не надо делать им плохо. /Аврелий Марков /

Когда кто-то ведет себя, как животное, трудно относиться к нему, как к человеку./Валерий Красовский /

Несерьезное поведение бывает причиной многих серьезных проблем..

/Валерий Красовский /

Вседозволенность - удел дикаря. /Анжелика Миропольцева /

Кидая грязью - определись с направлением ветра. / Нейах /

Чтобы держать себя в руках - нужно иметь силу... воли. /Нейах /

Люди с хорошими манерами - безумно симпатичны . /Mario Gomez /

Литература:

1.Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е: СПб.: Норинт С. А. Кузнецов. 1998.

2.Джон Иццо «Как изменить мир к лучшему: Воспитание личной ответственности за все, что происходит вокруг».Berrett-Koehler, 2012.

3.Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений /Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М.: Азбуковник, 1999.

4.Толковый словарь русского языка: // Под ред. Д. Н. Ушакова. М., 2000.



© 2010-2022