Сценарий ток-шоу Права человека глазами ребенка

Ток-шоу - форма внеклассной работы. Целью проведения мероприятия является формирование правовой культуры, активной жизненой позиции, умения отстаивать свою точку зрения, стремления жить, руководствуясь принципами доброй воли, уважения автономии, прав и свобод всех членов общества. Данная надпредметная форма деятельности в рамках образовательного пространства способствует формированию у учащихся навыков демакротического поведения в обществе.В ходе ток-шоу разбираются различные аспекты поведения в...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сценарий ток-шоу «Права человека глазами ребёнка»

Автор - учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ №2035

Пепина Ольга Ивановна


Процессы становления и развития гражданского общества в России находят своё выражение, в том числе и во всё усиливающемся стремлении научиться самим и научить своих детей жить, руководствуясь принципами доброй воли, уважения автономии, прав, свобод всех членов общества на уровне межличностных социальных и институциональных контактов. Решению данной проблемы служит гражданское образование в самом широком смысле этого слова. Я рассматриваю его и как учебный предмет, и как надпредметную форму деятельности в рамках образовательного пространства, и как форму организации школьной жизни, которая способствует демократическому поведению как самой школы - в рамках отношений с местным сообществом, - так и всех участников образовательного процесса в рамках внутришкольной жизни, и как форму социальной практики. Речь идёт о системе гражданско-правового образования и воспитания в школе, о создании своего рода вертикали гражданско-правовых знаний.

Наиболее интересной формой внеклассной работы считаю ток-шоу, так как в процессе подготовки и участия в нём происходит формирование правовой культуры школьников, активной жизненной позиции, умения отстаивать свою точку зрения.

Ток-шоу «Права человека глазами ребёнка»


  1. Выступление агитбригады «Всё начинается с мелочей» («Подросток и закон»).


  1. Ведущий: Сегодня мы собрались с вами, чтобы обсудить важные проблемы: подростковая преступность и права ребёнка. Задача участников - иметь умные мысли, высказывать их ёмко, лаконично, формулировать аргументировано свою позицию. В качестве экспертов выступят наши гости: юрист, представитель ИДН, участковый полицейский. Они помогут нам найти компромиссное решение, обобщить подвести итоги. Вы можете не только принять участи в обсуждении, но и задавать вопросы экспертам. Регламент выступления - 1 минута. Тайм-спикер будет следить за регламентом и подавать звуковые сигналы, если регламент будет нарушен.



  1. Видеоролик 1 о подростковой преступности.

Ведущий: Итак, подростковая преступность - это большая проблема для нашего общества. Судя по диаграмме, количество преступлений, совершенных несовершеннолетними и при их участии, снижается. Но всё равно, цифры шокирующие. В своих исследованиях правоведы называют множество различных причин правонарушений, которые типичны для современного российского общества. В их числе: поляризация социальных интересов, низкий уровень материальной жизни населения, кризис власти, различные виды отклоняющегося поведения, несовершенство законов, низкий уровень правовой культуры граждан, недостаточно эффективная работа правоохранительных органов, кризис морали.

* Чем порождается преступность подростков в наше время? Что является причиной, из которой зарождается, развивается и начинает действовать вирус зла?

* Иногда от шалости и озорства до правонарушения один шаг. Кто виноват в этом шаге: семья, школа, улица?

* Многие психологи считают, что одна из причин роста преступности в молодежной среде - растлевающее воздействие СМИ, навязывание культа жестокости и насилия, потребительской психологии, превращение воров в национальных героев. Что вы думаете по этому поводу?

* Согласны ли вы с тем, что «излишние ограничения порождают правонарушения»?

* Согласны ли вы с тем, что подростка, осужденного за совершение преступления можно исправить, освободив от наказания и подвергнув принудительным мерам воспитательного воздействия?

* Способны ли вы совершить противозаконный поступок, если считаете, что об этом никто не узнает?

Ведущий: Есть мнение, что «Единственным по-настоящему действенным способом борьбы с преступностью является ужесточение карательной политики государства». А что думаете вы?

Как вы относитесь к предложению ужесточить наказания за правонарушения, совершаемые несовершеннолетними? Поможет ли это, на ваш взгляд, снижению уровня преступности?

Ведущий: Можно ли исправить преступника? На этот счёт есть две точки зрения. Какой придерживаетесь вы? Посмотрите на экран.

1) Воспитание человека осуществляется в основном в детстве, исправить преступника уже нельзя. Изоляция преступников, причём на как можно более длительные сроки, - единственное, что может спасти от него общество. 2) Сознание человека - это своего рода лист бумаги, на котором есть некоторые записи. Нежелательные знаки (антиобщественную установку преступника) можно стереть (применяя наказание). Вообще же развитие личности, её воспитание идёт всю жизнь, а не только в детстве, подростковом и юношеском возрасте.

Эксперт (представитель ИДН) подводит итоги дискуссии.

  1. Ведущий: В последнее время много говорят о преступлениях, связанных с насилием над детьми. Часто преступления совершаются самыми близкими людьми - родителями.

Видеоролик 2 о насилии над детьми.

Как вы думаете, несовершеннолетний имеет право подать в суд на родителей? Должно ли государство вмешиваться в отношения родителей и детей?

5. Ведущий: Вы, наверно, слышали о ювенальной юстиции? Ювенальная юстиция - это «правосудие для юных», правосудие для несовершеннолетних преступников и потерпевших, контроль за их реабилитацией и профилактика детской преступности, защита прав ребёнка.

Её воспринимают как некарательные меры воздействия на малолетних преступников. Общество раскололось на тех, кто за и тех, кто против принятия закона о ювенальной юстиции. Вы на чьей стороне? Но сначала посмотрите видеоролик 3 о ювенальной юстиции.

6.Видеоролик 4 о продаже детям спиртных напитков.

Ведущий: Вы являетесь свидетелем того, как на ваших глазах продавец отпускает подростку пиво или сигареты. Как вы поступите в этой ситуации?

Ведущий: К сожалению, отмечается нежелание большинства молодых людей содействовать органам правопорядка в борьбе с преступностью. Такая позиция, вероятно, связана с оценкой деятельности правоохранительных органов, с расширением правового нигилизма (неуважение к праву, пренебрежительное к нему отношение) и формированием установки на допустимость правонарушений. Антиправовая установка основана на неприятии ценностей, утверждаемых правом. Она отражает предрасположенность к нарушению права.

Мораль: «Народ должен защищать закон, как свой оплот, как охранительную свою стену» (Гераклит).

Что вы думаете по этому поводу?

Эксперт - юрист подводит итоги дискуссии и отвечает на вопросы школьников

7.Ведущий: Были ли вы свидетелями того, как нарушаются права детей?

Право на труд. Почему у нас столь немногие несовершеннолетние стремятся работать? Что надо сделать в правовой области, чтобы желающих работать среди них стало больше?

Давайте поговорим о расходовании заработанных подростками денег.

В России был проведён социологический опрос. 75% опрошенных взрослых считают, что подросток должен полностью или частично отдавать заработок родителям.15% думают, что подросток может самостоятельно распоряжаться всей заработанной суммой. 30% взрослых считают, что у подростка не должно быть денег. 70% думают, что подростки обязательно должны распоряжаться некоторыми деньгами.

А как считаете вы?

Право на образование.

Можно ли делить детей на классы по их способностям?

Выпускнику 9 класса директором школы было отказано в приеме в 10 класс из-за большого количества «троек» в аттестате о получении основного общего образования. Прав ли директор?

На уроке ученик не выполнял задания учителя, постоянно отвлекался, мешал одноклассникам, бросая в них бумажки. Учитель после нескольких обращений к ученику с требованием соблюдать дисциплину на уроке вывел ученика из класса. Прав ли учитель и нарушены ли право ученика на доступность образования?

Право на свободу.

Что значит быть свободным? С какой из двух точек зрения на свободу вы согласны в большей степени? Внимание на экран.

  1. «Свобода - это состояние человека, при котором его

никто не сдерживает и никто не контролирует, кроме властей и той цели, которую он сам себе поставил» (Луи Лефевр).

  1. «Общественная свобода есть не что иное, как пунктуальное

соблюдение общественных законов» (Д. Ботто).

Ведущий: При всей разнице подходов к определению того, что такое свобода, почти все философы отмечают, что о свободе можно говорить лишь тогда, когда отсутствует принуждение и существует реальная возможность действовать по своей воле в соответствии со своими желаниями. Если это так, то возникает ещё один вопрос: имеет ли свобода границы или она абсолютна, т.е. не может быть ограничена ни при каких обстоятельствах?

Чем вседозволенность отличается от свободы?

Почему свобода одного оборачивается несвободой другого?

Ведущий: Представим ситуацию: некий человек решил перейти улицу там, где не положено, но полицейский не только остановил его, но и заставил заплатить штраф или в сырую промозглую погоду у многих учеников возникает желание подольше полежать в постели и не идти на занятия, а родители настаивают на посещении школы. Можно ли сказать, что полицейский и родители посягают на право человека на свободу действий?

Свободны ли вы в реализации своих планов? Если да, то в чём? Если нет, то почему?

Ведущий: В нашей школе собираются вводить электронное устройство для слежения за учащимися школы (турникеты). Законно ли это?

Не нарушается ли в данном случае право на личную жизнь и свободу передвижения (ст.16 Конвенции о правах ребёнка)?

Ведущий: Итак, свобода - это прежде всего право выбора. Если нет этого права, то нет и свободы. Но вместе с выбором вы берёте на себя ответственность за тот или иной поступок, за своё решение.

На экране:

1)Свобода всегда связана со свободой выбора.

2)Выбор зависит от поставленной цели.

3)Свобода всегда влечёт ответственность за принятое решение.

Абсолютной свободы и безграничных прав не бывает. Права и свободы каждого человека возможны только при условии соблюдения прав и свобод окружающих людей.

Человек, его права и свободы - высшая ценность. Всякий, кто покушается на ваши права и свободы, будет отвечать перед законом.

Но ваша свобода кончается там, где начинается свобода другого человека.

Заключение эксперта:. К сожалению, наш комфорт и безопасность не всегда зависят от нас самих. Порой незнание или нежелание исполнять правовые нормы отдельными людьми осложняют нашу жизнь и нарушают наши права. В таких случаях нужно уметь их отстаивать и не стесняться призывать нарушителей к ответу. Знайте, на вашей стороне закон, и государство вам окажет любую помощь в защите ваших законных прав. Именно для этого существуют правоохранительные органы, в том числе и суд. Обеспечить нам безопасность и осуществление наших прав - их прямая обязанность.

Ток-шоу сопровождается показом презентации «Подросток и закон».

Выступление агитбригады «Всё начинается с мелочей»

---------------------------------------------------------------------------------------

УК: А ты знаешь, что всё начинается с мелочей? Смотри!

Ситуация 1.

Завтра контрольная работа, а Вася не успел к ней подготовиться. Что делать? И Вася придумал. Ранним утром в день контрольной Вася позвонил по телефону 02 и сообщил, что школа заминирована. В полиции тотчас отреагировали на сообщение о теракте и в школу прибыла следственно-оперативная группа с кинологом и служебно-розыскной собакой. Примчались пожарные, скорая помощь, группа МЧС. Как ты думаешь, сколько стоит такой выезд государству?

И немного статистики: ежегодно в каждом крупном городе России по телефону 02 принимается в среднем до 200 разных заведомо ложных сообщений. А государство вынуждено тратить колоссальные средства на защиту от таких шалостей.

Вернёмся к Васе. Суд не оценил шутку Васи и отправил его в детскую колонию на 1 год, а родители возместили ущерб.

Ст.207 УК РФ. Заведомо ложное сообщение о терроризме. Наказывается штрафом до 200000 рублей, ограничением свободы сроком до 3-х лет, лишением свободы на срок до 3-х лет.

Ситуация 2: Тринадцатилетний Витёк был парнем решительным. Мог спокойно взять чужую вещь - попользоваться. Правда, возвращал. Но как-то взял у соседей велосипед, а вернул разбитым. Те - в полицию. И пришлось Витьку возмещать стоимость ремонта.

Ситуация 3:

Если делать стало нечего,

Надо гадость сотворить.

Например, каждого встречного

С крыши водой облить.

Можно кошку помыть в порошке,

Можно бросить кирпич в мешке.

Эти действия являются хулиганством. Ст. 213 УК РФ. Хулиганство- есть грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу… .Наказывается лишением свободы на срок до 5 лет.

Ситуация 4.

Нынче пуст у меня карман,

Я готов идти на обман.

Вот и стоящее дело:

Отобью кому-то тело.

Берегись, народ честной,

Вот встречаю я Санька,

У которого - деньга.

Говорю ему просительно

И совсем не оскорбительно:

«Поделись,-говорю я -деньгою,

А иначе влеплю я ногою».

Бедному Саньке делиться не хочется.

Надоело мне с ним морочиться.

Ох, как врезать ему мне хочется.

Ст. 162 УК РФ. Разбой - то есть нападение в целях хищения чужого имущества, совершённое с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия. Наказывается лишением свободы на срок от 3-х до 8 лет со штрафом до 500000 рублей.

Ситуация 5.

Жили- были два другана

Симпатичных мальчугана,

И решили как- то раз

Надавать кому-то в глаз.

Был один орешек крепкий

И удар его был меткий,

А другой был чуть похуже,

Каратэ урок был нужен.

Не мешало это им

Издеваться над другими.

Ст. 111 УК РФ. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью. Наказывается лишением свободы на срок от2-х до8 лет.

Ситуация 6.

Захотелось как-то Коле выразить эмоции, переполнявшие душу. Решил блеснуть красноречием. Благо, богат наш русский язык. Зазвучала музыка нецензурной брани. И совсем неважно ему было, чьи уши воспринимают звуковые сигналы: учителя, девчонки за соседней партой. Не подумал Коля о последствиях. А последствия наступили в соответствии со ст.20.1 КоАП «Мелкое хулиганство , т.е. нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением чужого имущества». Наказание-штраф в размере от 500 до 1000 рублей или административный арест на срок до 15 суток.

Мораль:

Постарайтесь быть более внимательными к своему поведению, особенно к тому, что часто кажется вам мелочью. Например, случается, что, не обратив внимания на сигнал светофора, мы можем создать аварийную ситуацию; выбросив мусор в неположенном месте - нарушить правила гигиены; или проехать без билета, оскорбить человека, ударить малыша или одноклассника. Но все эти «мелочи» называются проступком, который от преступления отделяет весьма тонкая грань.


© 2010-2022