Правовая культура (лекционный материал)

Правовая культура, отраженная в содержании Конституции РФ 1993 г., представляет собой стандарт демократической правовой культуры, включающий демократические принципы и ценности, заключенные в следующих элементах: — внедрение в общественное сознание и бытие идеи приоритета человеческой личности, уважения ее достоинства; — непосредственное участие народа в осуществлении функций власти; не просто наличие определенных государственных органов, но демократический порядок их формирования на основе изби...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ильина Елена Евгеньевна















"Правовая культура"

государственный правовой культура

Введение

В настоящее время господствует традиционное, весьма вольное избирательное отношение к законам и правовым нормам со стороны, как граждан, так и структур власти, сложившееся в России за долгий период существования государственного и общественного приоритета по отношению к личному. В реальности мы можем увидеть низкий уровень правовой культуры у большинства граждан нашего государства, будь то обычный гражданин, работник ОВД или представитель власти.

Состояние правовой культуры является показателем степени зрелости политических и социальных институтов в конкретно-исторический период развития, а также одним из параметров всесторонней модернизации. Это в полной мере относится и к современной России. В правовой культуре как в зеркале отражается достигнутый государством на рубеже веков и тысячелетий уровень цивилизационного развития.

Процесс государственно-правового реформирования и укрепления демократических начал немыслим без соответствующего уровня правовой культуры общества в целом и каждого его члена в отдельности. Без строгого соблюдения законов всеми субъектами права, в том числе теми, кто представляет интересы публичной власти (государственной и муниципальной власти), никакие реформы осуществлены быть не могут. Высокая степень развития правовой культуры приводит к возникновению упрочению стойкой традиции и привычки соблюдать закон как неукоснительное правило поведения цивилизованной личности. Следовательно, высокий уровень правовой культуры - основа правовой государственности.

Формирование соответствующего правосознания сотрудников должно привести к оздоровлению морально-психологического климата в подразделениях органов внутренних дел, созданию в формируемом демократическом обществе привлекательного образа полицейского, обладающего высокой правовой культурой и достаточным иммунитетом против негативного криминального давления.

В современной отечественной науке формированию и расширению представлений о правовой культуре как о самостоятельном явлении посвящены труды С. С. Алексеева, И. И. Балаклеец, А. И. Бобылева, А. Б. Венгерова, В. В. Лазарева, В Я Любашиц, А. В Малько, В. С. Нерсесянца, А. С. Пиголкина, В. М. Сырых и др.1

Объектом исследования выступают общественные отношения, детерминирующие правовую культуру как социально-правовое явление, как компонент правовой системы и государственности.

Предметом исследования являются закономерности становления, противоречия и проблемы, тенденции и перспективы формирования правовой культуры в современном российском государстве.

Цель исследования состоит в комплексном анализе функционально-содержательной значимости правовой культуры для формирования качественно новой правовой государственности России, для формирования правового сознания сотрудников ОВД.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть понятие и содержание правовой культуры;

- раскрыть функции правовой культуры;

- изучить правовое воспитание как условие формирования высокого уровня правовой культуры;

- раскрыть сущность правовой культуры сотрудников органов внутренних дел.

Методологическую основу работы составляют общенаучные методы, исторического и логического, нормативно-правового и статистического, сравнительного и формально-юридического анализа.

Нормативно-правовую базу данной работы образуют Конституция Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные акты законодательного и подзаконного характера.

1.Понятие и содержание правовой культуры

Термин «культура» происходит от латинского слова «cultura» которое обозначает процесс внесения изменений в окружающую человека природу с целью создания благоприятных для индивидуальной и общественной жизнедеятельности условий. Таким образом, первоначально культура понималась как культивация и рассматривалась в контексте земледельческой, животноводческой и ремесленной деятельности.2

В русской философии права соотношение понятий «цивилизация» и «культура» осуществлялось в соответствии с иными принципами. Культура рассматривалась как нечто духовное, определяемое в большей степени сознанием, внутренним восприятием действительности, в то время как цивилизация - это внешнее материальное проявление культуры. В этой связи весьма показательно замечание И. А. Ильина, который указывает на то, что «культура духовна, первична, творчески целенаправленна, органична. Цивилизация технична, вторична, размножаема, механична, вещественно и инструментально создаваема. Культура касается внутреннего мира, самого значительного в нем, святого и главного. Цивилизация касается более внешнего, полезного, материального, второстепенного».3

Отмечая множественность подходов к пониманию сущности и содержания культуры, следует сделать вывод, что она представляет собой сложный социальный феномен, проникающий в разные области человеческих отношений: политические и научные, производственные и корпоративные и т. д4.

Специфика формирования и функционирования культуры в рамках относительно обособленных социальных сфер позволяет говорить об относительно самостоятельных видах культуры. При этом в качестве критериев, характеризующих культуру, как правило, принимают общечеловеческие ценности (детерминанты), а также специфические особенности, определяющие содержание и направленность поведенческих установок в той или иной социальной группе (корпорации).5

Понимание общечеловеческих ценностей как показатель культурности предполагает некое единство во взглядах на такие понятия, как жизнь, свобода, равенство, справедливость и т. п. При этом если поведение человека (группы людей) осуществляется в определяемом этими ценностями «масштабе», то делается вывод о том, что человек (общество) являются культурными, если же подобный «ценностный масштаб» нарушается, то констатируется отсутствие культуры. К примеру, человеконенавистническая политика фашистской Германии во время Второй мировой войны, повлекла за собой оценку деятельности этого государства как варварской (несмотря на высокоразвитый уровень используемых средств и технологий).

Общая культура, представляясь целостной системой, в свою очередь, складывается из совокупности субкультур. При этом сущность каждой субкультуры определяется как количественными, так и содержательными критериями6.

По количественному критерию следует выделять общую, корпоративную и индивидуальную культуру.

В соответствии с содержательным критерием можно выделить политическую, экономическую и религиозную культуры и т. п. Наряду с перечисленными видами культур следует выделить и правовую культуру, которую в широком смысле можно рассматривать как юридическую действительность во всем многообразии ее материальных и духовных проявлений.

Так, например, А. Б. Венгеров считал, что правовая культура представляет собой наиболее высокую и емкую форму правосознания. При этом если правосознание охватывает только духовную жизнь общества и является лишь частью общественного сознания, то правовая культура включает в себя как духовные характеристики, так и юридические учреждения, их организацию и отношения; роль права в обществе, судебной, нотариальной, арбитражной и иных систем.7

По мнению Т. В. Синюкова, правовая культура - это сфера человеческой практики, представляющая собой совокупность норм, ценностей, юридических институтов, процессов и форм, выполняющих функцию социоправовой ориентации людей в конкретном обществе (цивилизации).8

С. С. Алексеев отмечает, что правовая культура - это состояние правосознания, законности, совершенства законодательства и юридической практики, выражающее утверждение и развитие права как социальной ценности, т. е. своего рода «юридическое богатство» общества.

А. Ф. Черданцев придерживается точки зрения, что правовую культуру следует рассматривать как «в широком», так и «в узком» смыслах. При этом «под правовой культурой в широком смысле слова понимается все, что создано человечеством в правовой сфере: право, правовая наука, правосознание, юридическая практика. Правовая культура характеризуется состоянием юридической науки, правосознания, уровнем разработки текстов законов, состоянием законности и правопорядка, уровнем профессиональной деятельности правоохранительных органов, юристов-профессионалов.

В узком смысле слова правовая культура - это уровень знания права членами общества и уважительное отношение к праву, высокий престиж права в обществе… Антиподом правовой культуры является правовой нигилизм как недооценка роли права или даже его отрицательная оценка, неуважение к праву, пренебрежительное отношение к нему, питающее различного рода правонарушения».9

Наряду с плюрализмом подходов, следует отметить также терминологическую неопределенность по поводу отношения категории правовой культуры с такими категориями, как «правовая надстройка», «правовая система» пр.10

Представляется, что, несмотря на значительное элементное совпадение содержания этих понятий, они не являются тождественными. Правовая система не охватывает всего комплекса юридических явлений, используется прежде всего для «выражения внутренних связей правовых явлений»11 и не структурируется по субъектному принципу. Правовая надстройка есть категория известной материалистической концепции и занимает в ее рамках строго определенное место, т. е. определяется через другие категории исторического материализма. Правовая культура же обозначает, всю юридическую действительность во всем единстве и противоречивости составляющих ее элементов. Под правовой культурой следует понимать «систему овеществленных и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права, и их отражение в сознании и поведении людей».12

Таким образом, в самом широком смысле правовая культура - это система правовых норм, ценностей, институтов, состояний и форм, в совокупности выполняющих функцию социально-правовой ориентации людей в процессах правотворчества и реализации права.

Правовая культура представляет собой правовую среду жизнедеятельности государства, общества и индивида. При этом она может существовать в виде культуры отдельного человека - индивидуальная правовая культура, и в виде правовой культуры общества.

Правовая культура общества - это часть социальной культуры, сформировавшейся в обществе на определенном этапе его развития. Правовая культура характеризует качественное состояние правовой жизни общества. Содержательными элементами правовой культуры общества являются: правовые ценности, действующее законодательство, правосознание, правомерное поведение.

Правовые ценности как наиболее значимые для государства, общества, личности руководящие установки характеризуют перспективные цели правового воздействия. В ценностях воплощается сложившийся в данном обществе, на данном этапе исторического развития, идеалы представлений о правильном, справедливом, гуманном общественном порядке, на поддержание которого и направлено правовое воздействие.

Действующее законодательство представляет собой совокупность обладающих в данное время юридической силой источников права, при помощи которых устанавливаются стандарты (нормы) общезначимого поведения и посредством которых регулируются и охраняются общественные отношения.

Общественное правосознание - это совокупность идей, взглядов, переживаний, выражающих отношение большинства членов данного сообщества к правовым явлениям.

О проблемах развития правового сознания, о формирования правовой культуры в своем выступлении Президент РФ В.В. Путин в день Конституции РФ отмечал: «На улицах наших городов и посёлков мы видим сегодня результаты того, что происходило в государстве, в обществе, в школе, в СМИ, да и в наших головах в последние, в предыдущие 15-20 лет. Это и понятно. Но, к сожалению, тогда же были утрачены и многие нравственные ориентиры. Мы в известном смысле вместе с грязной водой и ребёнка выплеснули. Сегодня это проявляется в равнодушии к общественным делам часто, в готовности мириться с коррупцией, с наглым стяжательством, с проявлениями экстремизма и оскорбительного поведения. И всё это порой приобретает безобразные, агрессивные, вызывающие формы, скажу больше - создаёт долгосрочные угрозы обществу, безопасности да и целостности России»13.

Российская культура в правовом государстве просто немыслима без ее важной составляющей - правовой культуры. Именно правовой культуры так не хватает сегодняшней России; зримо вопиюще каждодневно бросается в глаза «беззаконие» во всех формах и сферах. Издавна на Руси строгость законов нивелировалась необязательностью их исполнения, примерами, как ловко можно обойти закон, схитрить. В век скоростного обмена информацией, гласности правовое безволие, беспредел, а главное - коррупция, стали очень заметны, они сильно мешают развитию государственности. Обращают на себя внимания слова В. В. Путина: «Знаете, уважаемые коллеги, мне больно сегодня об этом говорить, но сказать я об этом обязан. Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп: милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи - дефицит того, что всегда, во все времена исторические делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились». Стоит согласится, правовой культуре надо обучать с детства, с первых школьных лет, рассказывая о правилах дорожного движения и о том, что такое «хорошо и что такое плохо»; сначала - в детской игре учить выполнять ту или иную социальную роль в соответствии с нормами закона. Знаете, с каким интересом студенты, да и старшеклассники примеряют на себя роли прокурора, судьи, участников процесса. Они сами моделируют ситуации, четко сверяют их с буквой и смыслом закона.

«Мы должны всецело поддержать институты, которые являются носителями традиционных ценностей, исторически доказывающих свою способность передаваться их из поколения в поколение. Закон может защищать нравственность, и должен это делать, но нельзя законом установить нравственность. Попытки государства вторгаться в сферу убеждений и взглядов людей - это, безусловно, проявление тоталитаризма. Это для нас абсолютно неприемлемо. Мы и не собираемся идти по этому пути. Мы должны действовать не путём запретов и ограничений, а укреплять прочную духовно-нравственную основу общества. Именно поэтому определяющее значение приобретают вопросы общего образования, культуры, молодёжной политики. Эти сферы - это не набор услуг, а прежде всего пространство для формирования нравственного гармоничного человека, ответственного гражданина России»14.

Нам нужно опереться на богатство российской культуры. Россия принадлежала и принадлежит к тем странам, которые не только формируют свою собственную культурную повестку, но и оказывают влияние на всю мировою цивилизацию. Государственная политика в этой сфере должна быть направлена на решение актуальных общественных задач. Мы обязаны чётко знать и отвечать на запросы современного общества, особенно молодёжи, укреплять традиции народов России15. Правомерное поведение представляет собой практическое воплощение предписаний правовых норм в правомерных деяниях (действиях, бездействии) членов сообщества. Формирование правовой культуры общества связано с такими качественными характеристиками, как:

- качество нормативного материала, используемого в процессе правового регулирования;

- правовая информированность населения;

- сознательное выполнение правовых предписаний большинством членов сообщества;

- эффективная деятельность механизмов правотворчества и реализации права.

Таким образом, правовая культура является непременной составной частью общечеловеческой культуры. Подлинно культурным признается такое общество, где разработана и действует развернутая и непротиворечивая система законодательства, отражающая общечеловеческие духовные ценности, где права личности обеспечиваются и защищаются, господствует режим законности и законопослушания, где сохраняются юридические памятники как непреложные культурные ценности. Правовая культура, отражая уровень правовой цивилизованности общества и включая в себя прогрессивные достижения зарубежных правовых систем, объединяет все, что создано человечеством в правовой сфере - право, юридическую науку, правосознание, практику законотворчества и судебной деятельности, юридическое мировоззрение, национальные корни, историческую память, юридические обычаи и традиции. Это обусловленно социальным, экономическим и духовным строем общества внутренним состоянием его правовой жизни.

2. Функции правовой культуры

Функции правовой культуры - относительно обособленные прогрессивные направления воздействия ПК на сознание и поведение людей, их коллективов и организаций, все сферы общественной и личной жизни, в которых проявляется ее сущность, социальная и специально-юридическая роль и назначение в механизме правового регулирования общественных отношений.16

Правовая культура в реальной жизни выполняет одновременно несколько специфических функций - познавательно-преобразовательную, праворегулятивную, ценностно-нормативную, правосоциализаторскую, коммуникативную и прогностическую.

1) Познавательно-преобразовательная функция связана с теоретической и организаторской деятельностью по формированию правового государства и гражданского общества. Она призвана содействовать согласованию общественных, групповых и личных интересов, поставить человека в центр общественного развития, создать ему достойные условия жизни и труда, обеспечить социальную справедливость, политическую свободу, возможность всестороннего развития. Эта функция связана с созданием правовых и нравственных гарантий таких общечеловеческих ценностей, как честность и порядочность, доброта и милосердие, моральный самоконтроль и совестливость, человеческое достоинство и свобода выбора.

2) Праворегулятивная функция направлена на обеспечение устойчивого, слаженного, динамичного и эффективного функционирования всех элементов правовой системы, а стало быть, и общества в целом.

Правовая культура, выступая компонентом правового сознания и бытия в их органическом единстве, сопряжена не только с отражением всего общественного бытия, но и с активным обратным воздействием на него. Присущие ей идеалы, правовые нормы, принципы, традиции и образцы поведения могут способствовать консолидации классов, иных социальных групп и слоев граждан, концентрации их усилий на формирование правового государства.

Правовая культура может обеспечивать социальное сплочение людей. Она позволяет не только осуществлять правовое общение между гражданами, но и регулировать их взаимоотношения в юридической сфере.

Регулятивная функция реализуется через правовые и другие социальные нормы. Благодаря этой функции правовая культура обеспечивает подчинение социальных стремлений и идеалов, взаимосвязь прав и обязанностей граждан, вносит элемент упорядоченности в эти отношения17.

3) Ценностно-нормативная функция правовой культуры выражается с помощью системы аксиологических характеристик. Она проявляется в разнообразных фактах, которые приобретают ценностное значение, отражаясь в сознании действующих индивидов и человеческих поступках, социальных институтах. Исходя из этого, правовые нормы и другие составляющие правовой культуры общества выступают объектами оценки. Здесь идет речь о ценностях в праве и о самом праве как ценности18.

Указанная функция проявляется и при изучении оценочного отношения личности к результату и цели ее действий, направленных на изменение окружающей правовой действительности, к эталонам и образцам поведения, предусмотренным нормами права. Оценочная деятельность в правовой культуре состоит в «измерении» индивидом, общностью людей права, законности, правопорядка, правоотношений, механизма правового регулирования путем сопоставления с соответствующими правовыми ценностями. Оценке подвергается правовая реальность в самом широком диапазоне - от конкретной юридической ситуации до правовой системы в целом. Это оценка всей совокупности законодательства, конкретных правовых норм, поведения граждан, деятельности правоохранительных органов в борьбе с правонарушениями.

4) Правосоциализаторская функция может быть изучена через призму формирования правовых качеств личности. Безусловно, на этот процесс существенное влияние оказывает правовая действительность. Вместе с тем необходима целенаправленная правовоспитательная работа, важны мероприятия по организации юридического обучения всего населения, оказанию ему юридической помощи, активизации процессов самовоспитания личности.

5) Правовая культура выполняет и коммуникативную функцию. Обеспечивая общение граждан в юридической сфере, она существует через это общение и влияет на него. Здесь имеется в виду не только непосредственное общение граждан в сфере действия права, но и косвенное «общение» с лицами, принадлежащими к прошлым поколениям, или с нашими современниками, с которыми мы лично незнакомы, или которые отделены от нас расстоянием и временем.

Такое общение опосредуется юридическими произведениями и сегодня значительно расширяется в связи с совершенствованием средств массовой информации. Правовое общение выступает как форма межсубъектных взаимодействий свободных и уникальных личностей в сфере права.

Таким образом, Функционирование правовой культуры возможно только через деятельность ее носителей, то есть конкретных людей, коллективов и организаций. Функции представляют собой относительно обособленные направления воздействия (правопреобразующего, регулятивного, охранительного, компенсационного и т. д.). Функции правовой культуры обладают определенной устойчивостью и стабильностью, что, однако, не означает отсутствия динамики в их развитии, не отрицает возможности изменения содержания конкретных функций, исчезновения и появления новых направлений воздействия правовой культуры на общественные отношения.

3. Правовое воспитание как условие формирования высокого уровня правовой культуры

Будучи основным средством формирования и повышения уровня правосознания и правовой культуры граждан, инструментом духовного воспитания личности в условиях построения в России правового государства, правовое воспитание представляет собой особую форму деятельности государства, его органов и должностных лиц, общественных объединений, трудовых коллективов, направленную на формирование в сознании людей уважения к праву, позитивных знаний, представлений, взглядов, поведенческих ориентации, установок, навыков и привычек, обеспечивающих правомерное поведение, активную жизненную позицию при исполнении и использовании юридических норм. Это система мер, направленных на внедрение в сознание индивидов демократических правовых и моральных ценностей, принципов права, стойких убеждений в необходимости и справедливости юридических норм.19

Целями правового воспитания являются:

1) достижение прочных знаний людей о законодательстве, правах и обязанностях личности. Известно с древности правило, что незнание закона или неверное, искаженное его понимание, расходящееся с волей законодателя, не освобождает от ответственности за его нарушение;

2) повышение авторитета закона как непреложной социальной ценности, уважения к нему, решительное преодоление правового нигилизма;

3) создание у граждан устойчивой ориентации на правомерное поведение, формирование установок и привычек законопослушания, навыков и умения участвовать в правосудии и иных формах юридической деятельности, а также создание атмосферы нетерпимости ко всем случаям его нарушения, неотвратимости ответственности20.

Правовое воспитание - сложная и многоаспектная деятельность, проявляющаяся в нескольких формах21. Среди них:

1) пропаганда права в средствах массовой информации (журналы, газеты, радио, телевидение). Для этой формы характерен широкий охват аудитории, использование различных рубрик, тематических бесед, репортажей и т.д.);

2) издание литературы по юридической проблематике (популярные брошюры, комментарии законов и правовой практики и др.);

3) создание компьютерных баз, данных «Гарант», «Консультант-плюс», «Кодекс», «Референт» и др., распространение правовой информации через Интернет;

4) правовое образование граждан - изучение законодательства в общеобразовательных школах, колледжах, техникумах и вузах. Позитивные черты этой формы - постоянство аудитории, наличие программ, домашних заданий, семинаров, экзаменов, закрепление цельной, внутрисвязанной системы знаний;

5) профессиональная подготовка специалистов в области права через юридические вузы, факультеты, специальные курсы повышения квалификации и т.д.;

6) наглядная правовая информация (стенды, фотографий правонарушителей, стенгазеты, боевые листки и т.д.);

7) влияние юридической практики - законотворческой деятельности государства, Конституционного Суда РФ, работы общих судов и других правоохранительных органов22;

8) влияние произведений литературы и искусства, посвященных правовым проблемам - кинофильмов, театральных постановок, романов и повестей российских и зарубежных писателей;

9) правовое обучение (специальная подготовка и обучение в высших и средних специальных учебных заведениях, в школе);

10) правовая пропаганда (правовое воспитание населения в лекториях, общественных консультациях, телевидением и другими средствами массовой информации и т. д.);

11) правовое воспитание правонарушителей правоприменительными (правоохранительными) органами (правовоспитательная деятельность органов внутренних дел, суда, прокуратуры, органов, исполняющих наказание, и др.);

12) юридическая практика (особенно важна для практикующих студентов, которые получают знания в результате непосредственного участия в правоприменительной деятельности)23.

Правовое обучение как система передачи и усвоения прошлого исторического опыта, а также практики и навыков реализации права в условиях современной действительности призвано сформировать у индивида чувство уверенности и самостоятельности в правовой сфере, стимулировать правовую активность личности. Правовая активность предполагает добровольное, осознанное, инициативное, социально и нравственно ответственное поведение человека.

Формы правового воспитания, отражая внешнюю, поведенческую сторону взаимоотношений воспитателя и воспитуемого, могут быть как устные (лекции, беседы, встречи с юристами и т. п.), так и печатные (газеты, книги, плакаты и т. д.).

Вместе с тем правовое воспитание нельзя сводить только к правовой информированности граждан. Это более глубинный процесс, связанный с осознанием прав и свобод человека и гражданина, положений Конституции и основных действующих законов.

Методы правового воспитания

Методы правового воспитания - это многообразные приемы педагогического, психологического и иного воздействия на воспитуемых. К ним относят, прежде всего, убеждение и принуждение, личный пример, поощрение и др.

Средства правового воспитания делятся:

- на материальные (нормативные и правоприменительные акты, акты толкования права, газеты, журналы и др.);

- устные (лекции, семинары, беседы и т. п.).

В заключение следует отметить, что правовая культура является составной частью общей культуры и функционирует во взаимодействии с другими сферами культуры. Поэтому для совершенствования правовой культуры необходимо повышать уровень культуры в целом. В этом плане особо значимым является взаимодействие правовой и нравственной культуры. Именно нравственное сознание как элемент нравственной культуры опосредованно способствует деятельности личности в соответствии с предписаниями правового закона.

Правовое воспитание тесно связано с политическим и нравственным воспитанием. Нельзя сформировать у человека уважение к закону, если нет уважения к государству (законодателю), к другим людям - носителям субъективных прав и свобод.

Основные принципы правового воспитания: связь с жизнью, юридической практикой, научный характер, яркость и образность, а также ориентирование на укрепление законности, повышение авторитета закона, знание действующих норм и умение ими пользоваться.

В современный период, к сожалению, внимание к правовому воспитанию, особенно по месту жительства граждан, в значительной степени ослабло. Многие его формы вообще исчезли, другие используются явно недостаточно. Между тем, они показали свою достаточную эффективность в прошлом и вполне могут быть использованы и усовершенствованы сейчас, когда роль закона и юриспруденции в целом в стране значительно выросла.

4. Правовая культура сотрудников органов внутренних дел

Огромное значение в настоящее время приобретают вопросы гуманизации права в общественной жизни, реализации индивидом правовых норм в соответствии с нравственной убежденностью в необходимости укрепления механизма гарантий прав и свобод личности.

Решение данных вопросов невозможно без формирования в обществе высокого уровня правовой культуры. Проявления нравственного начала в правовой деятельности связаны прежде всего с реализацией общеповеденческих установок, которые складываются в правосознании личности и отражают уровень, ее нравственно-правового мышления, относясь не только к содержательной (собственно правовой) стороне деятельности, но и к форме ее осуществления, играя важную оценочную роль.

Особое значение в данной связи приобретают проблемы формирования правовой культуры у сотрудников органов внутренних дел, от качества правоохранительной и правоприменительной деятельности, которых во многом зависит нормальное функционирование различных общественных и государственных институтов.24

Правоохранительные органы являются той системой государственных институтов, которые призваны охранять и защищать основные права человека и гражданина. Поскольку сотрудники органов внутренних дел являются самыми близкими и доступными представителями исполнительной власти к гражданам, очень важно, чтобы у них была сформирована высокая правовая культура, которая складывается на основе многократного повторения определенной деятельности, систематического функционирования различных структурных элементов нормативно-правовой системы, морали, традиций, привычек и представляют собой устойчивое состояние общественного сознания и социальной практики25.

Правовая культура сотрудников правоохранительных органов, как правило, состоит из таких качеств личности, которые характеризуют содержание данного понятия: знание, понимание права и соблюдение закона, уважение правовых предписаний, убежденность в их правильности и справедливости, активная жизненная позиция, т.е. познавательные, оценочные и поведенческие элементы в правовой сфере26.

Недостаточная разработанность правовой базы, регулирующей происходящие в обществе процессы, несовершенство правоприменительной практики снижают уровень правосознания и порождают правовой нигилизм, который имеет в России глубокие исторические корни. Еще в период Петра I была учреждена такая система правления, которая служила интересам самодержавия, идея закона ассоциировалась с главой государства, а не с нормами права. И хотя иногда предпринимались попытки кодификации права, монархи воздерживались от признания его общих принципов, на которых основывается власть и которые в иерархии ценностей выше, чем сама власть. Так, когда независимость судей представляла угрозу для правительства, оно тут же грубо вмешивалось в их деятельность.

Правовой статус личности в России, практически во все времена определялся социальным положением, в соответствии, с которым устанавливались права и привилегии граждан27.

При таком историческом прошлом в обществе довольно прочно укрепилось нигилистическое отношение к праву, понимание его исключительно как приказы государственной власти (часто несправедливые). В классовом сознании право воспринимается до настоящего времени как орудие власти, как инструмент для формирования такого общества, которое выгодно для лиц, находящихся у власти.

Изменение сложившейся ситуации возможно лишь при формировании правового сознания, в котором будет развито уважение к закону, в котором будет осознаваться равенство всех перед законом независимо от занимаемого положения.

Но поскольку сознание есть отражение объективной реальности, - именно она способствует формированию правосознания нового поколения демократического государства и правовой культуры сотрудников правоохранительных органов. Противостоять спонтанно складывающимся негативным тенденциям практики правоохранительной деятельности, проявлять принципиальность и во всех случаях соблюдать закон, обеспечивать защиту и охрану прав и свобод человека и гражданина способен только специалист, для которого уважение к закону будет нормой жизни.28

Итак, формирование правовой культуры работников правопорядка - это целенаправленное, планомерное, систематическое, длительное, непрерывное образовательно-воспитательное воздействие на личность сотрудника, результатом которого является расширение границ правового и информационного пространства, развитие правового мышления, становление правовой культуры, составляющих правовую ментальность сотрудников органов внутренних дел29.

Расширение правового информационного поля личного состава осуществляется в процессе усвоения правовых знаний, приобретения умений юридического анализа, оценки событий и ситуаций, навыков правоприменения, правоисполнения и правоохраны. Критерием уровня правовой культуры, качества правовых знаний, умений и навыков является их грамотное, самостоятельное, вариативное, а нередко и автоматическое использование сотрудниками органов внутренних дел в процессе решения служебно-оперативных задач30.

Основными научно-методическими принципами реализации правового воспитания сотрудников органов внутренних дел являются:

- сознательность, активность и самостоятельность сотрудников;

- целеустремленность;

- учет уровня индивидуального правосознания;

- принцип коллективизма и опоры на положительное в личности и коллективе;

- сочетание высокой требовательности к подчиненным с уважением их личного достоинства и заботой о них;

- принцип гуманности и учета национальных традиций и др31.

Действенным средством формирования правосознания сотрудников органов внутренних дел является их ежедневная профессионально-служебная деятельность и постоянное грамотное оперирование нормативными актами, твердое знание и выполнение которых обязательно.

Решающую роль в организации работы по правовому воспитанию сотрудников играет руководитель органов внутренних дел. Реализуя свои управленческие функции, связанные с учетом, анализом, прогнозированием, планированием, организацией, регулированием, контролем правовоспитательного воздействия, направленного на формирование правового сознания работников полиции, руководитель органов содействует повышению эффективности деятельности каждого отдельного сотрудника и всех подразделений в целом.

Таким образом, на процесс формирования правового сознания работников органов внутренних дел оказывают влияние многие институты пресса, радио, телевидение, учебные заведения МВД, культурно-просветительные учреждения. Главенствующая же роль при этом отводится организационно-правовой работе руководящего состава и кадрового аппарата УМВД, УМВД и горрайорганов внутренних дел.

Правовое воспитание сотрудников органов внутренних дел содействует продуктивности решения служебно-оперативных задач, а в конечном итоге, будет способствовать эффективности деятельности всей системы органов внутренних дел.

Заключение

Формирование правосознания и правовой культуры сотрудников полиции является важнейшим элементом социально-психологического аспекта управления в органах внутренних дел. Совершенство правовой культуры работников, отвечающее современным требованиям общества, позволит существенно повысить эффективность решения основных задач, стоящих перед органами внутренних дел, связанных с обеспечением личной безопасности граждан; охраной общественного порядка и обеспечением общественной безопасности, предупреждением и пресечением преступлений и административных правонарушений; раскрытием преступлений, консультированием граждан, должностных лиц, предприятий, учреждений, организаций в осуществлении их законных прав и интересов.

При формировании правовой культуры необходимо развивать:

1) стремление к саморазвитию и самосовершенствованию;

2) формирование у сотрудников органов внутренних дел жизненных целей и моральных идеалов, лежащих в основе программы самосовершенствования и являющихся мощными побудительными силами и мотивами правоохранительной деятельности;

3) привитие сотрудникам необходимых нравственных и правовых знаний, выработка у них практических умений и навыков;

4) воспитание самосознания и способности к объективной моральной оценке сотрудниками своей профессиональной деятельности;

5) развитие привычек волевого саморегулирования в психологически сложных ситуациях оперативно-служебной деятельности;

6) активное использование личного примера высокоэтического, нравственного поведения руководителя подразделения, являющегося важнейшим побудительным мотивом профессионализации и гуманизации служебной деятельности и одним из основных компонентов модели нравственно-правовой культуры сотрудника органов внутренних дел.

Решающую роль в организации работы по правовому воспитанию сотрудников играет руководитель органов внутренних дел. Реализуя свои управленческие функции, связанные с учетом, анализом, прогнозированием, планированием, организацией, регулированием, контролем правовоспитательного воздействия, направленного на формирование правового сознания работников полиции, руководитель органов содействует повышению эффективности деятельности каждого отдельного сотрудника и всех подразделений в целом.

Показателем эффективности работы, направленной на формирование правосознания сотрудников полиции как важнейшего элемента социально-психологического аспекта управления в органах внутренних дел является то, что вот уже несколько лет подряд возглавляемые нами органы внутренних дел занимают лидирующие позиции по основным показателям оперативно-служебной деятельности.

Руководители всех служб УМВД, работники кадрового аппарата совместно с начальниками подразделений одной из главных составляющих успешного осуществления функций управления органами внутренних дел видят в совершенствовании работы по формированию правосознания сотрудников полиции.

Список литературы


  1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г. (ред.от 30.12.2008 №7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 26.01.2009, № 4, ст. 445.

  2. Федеральный закон от 7 февраля 2011г. №3-ФЗ «О полиции» (ред. от 02.07.2013) // Российская газета, февраль.2011г.

  3. Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ (в ред. от 02.07.2013) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации» // Российская газета. № 275. 2011. 7 декабря.

  4. Приказ МВД России от 31 октября 2013 г. № 883 «О признании утратившим силу приказа МВД России от 24 декабря 2008г. №1138»

  5. Послание Президента РФ В. В. Путина Федеральному Собранию РФ от 12 декабря 2012 г. // URLL.: garant.ru/hotlaw/federal/436087/ (дата обращения: 26.10.2013 г.).

  6. Абсалямов И. С. Многообразие подходов к характеристике правовой культуры // Правовое государство: теория и практика. 2013. №3(33). С. 140-145.

  7. Байниязов Р. С. Понятие правовой культуры как реализация // Правовая культура. 2011. 1(10). С. 8-12.

  8. Балаклеец И. И. Правовая культура и кадры органов власти // Законы России: опыт, анализ, практика. 2010. № 7. С. 109-114.

  9. Балаклеец И. И. Правовая культура в условиях модернизации России. Учебное пособие. Калининградский юридический институт МВД России. 2010. - 68 с.

  10. Балаклеец И. И. Правовая культура: генезис, сущность, состояние, проблемы и перспективы развития: монография Калининград: Калининградский юридический институт МВД России. 2012. - 196 с.

  11. Балаклеец И. И. Значение правовой культуры должностных лиц в условиях инновационного развития государства // Законность и правопорядок. Правовой научно-практический журнал Генеральной прокуратуры Республики Беларусь. 2011. С. 62-67. №1(17).

  12. Болотаева О. С. Профессиональное правосознание сотрудников органов внутренних дел в условиях становления информационного общества // Вестник Калининградского юридического института МВД России. 2010. №1(19). С. 114-119.

  13. Васильев А. А. Самобытность правовой культуры России в воззрениях славянофилов // Правовая культура. 2010. №2(9). С. 32-42.

  14. Венгеров А. Б. Теория государства и права: Учебник. 9-е изд., стер. М.: Издательство «Омега-Л», 2013. - 607 с.

  15. Власов В. И. Теория государства и права: Учебное пособие. изд. 2-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2012.- 331 с.

  16. Дмитриев Ю. А., Пиголкин А. С. Теория государства и права: Учебник. 2013. - 743 с.

  17. О.П. Егоршина, Д.И. Игнатенко, А.Г. Индык и др. Теория государства и права: Учебник. Изд.: «Юридический центр Пресс». 2005.-630стр.

  18. Захарцев С. И. Правосознание: понятие и уровни // Правовое поле современной экономики. 2012. №2. С. 48-53.

  19. Комаров С. А., Малько А. В. Теория государства и права. М.: Норма: ИНФРА-М, 2013. - 448 с.

  20. Лазарев В. В., Липень С. В. Теория государства и права: Учебник для бакалавров. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт; 2013. - 634 с.

  21. Любашиц В. Я. Теория государства и права: Учебник. Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. - 700 с.

  22. Марченко М. Н., Дерябина Е. М. Основы государства и права: Учебник. М.: ТК Велби, 2014. - 360 с.

  23. Марченко М. Н. Сравнительное правоведение: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2014. - 784 с.

  24. Марченко М. Н. Проблемы теории государства и права: Учебник. М.: Проспект, 2013. - 768 с.

  25. Марченко М. Н. Теория государства и права: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2013.-656 с.

  26. Мухаев Р. Т. Теория государства и права: Учебник для бакалавров. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2014. - 585 с.

  27. Перегадина О. В. Понятие и структура правосознания // Правоохранительные органы: теория и практика. 2010. №7. С. 58-61.

  28. Плахтий Е. В. Влияние правового нигилизма на уровень правовой культуры в России // Вестник Московского университета МВД России. 2011. №4. С. 14-148.

  29. Радько Т. Н., Лазарев В. В., Морозова Л. А. Теория государства и права: Учебник для бакалавров. М.: Проспект, 2014. - 568 с.

  30. Смоленский М. Б. Теория государства и права: Учебник. Изд. 2-е, стер. Ростов н/Д: Феникс, 2012. - 478 с.

  31. Сырых В. М. Теория государства и права: Учебник для вузов. Издательство: Юстицинформ, 2012 г. - 704 с.

  32. Хропанюк В. Н. Теория государства и права: Учебник для бакалавров. 7-е изд., стер. М.: Издательство «Омега-Л», 2013. - 323 с.

  33. Public.ru . Статья «На очереди - воспитание духовности». Автор: П.Демидов. Изд.: Москва. 2013.

Приложение

Рассмотрим какие изменения происходили в правовой культуре нашего общества. Заметные изменения в правовой культуре можно проследить проанализировав Конституцию с 1936 года по сегодняшний день.

Носителями той или иной культуры являются социальные группы, классы, партии. Конституционный процесс в СССР и в современной России ярко выразили взаимодействие правовых культур различных социальных групп. Процесс перехода от одной конституции к другой отразил глубокие изменения в правовой культуре российского общества, концентрированным выражением которой выступила правовая культура, закрепленная в конституционных нормах.

Под «правовой культурой Конституции» понимают информацию об уровне или степени отражения правовой культуры общества в Основном Законе страны.

Конституция СССР 1936 г., как и воспроизводившая ее положения Конституция РСФСР 1937 г., основывалась на таких принципах, как социалистическая законность, равноправие, справедливость, которые выступали основой ценностно-нормативной ориентации общества в правовой сфере. Конституции закрепили неприкосновенность личности, жилища и тайну переписки, как бы гарантировав людям защиту от беззаконных арестов, обысков, выемок, осмотров личной корреспонденции и иных мер, ограничивающих личную свободу, но это была во многом формальная декларация, поскольку ни свободного правосудия, ни общественного контроля над карательными органами в стране не существовало.

Конституция впервые закрепила принцип равноправия граждан, однако в весьма усеченном виде. Предусматривалось равноправие граждан только «независимо от их национальности и расы» (ст. 127).

В Конституции впервые было закреплено право на труд. Оно выдвигалось как мощный аргумент в защиту социалистической системы, «освободившей человека от кризисов перепроизводства и безработицы». Однако право не могло иметь юридического механизма своей реализации, если его понимать, как «право на получение гарантированной работы с оплатой труда по его количеству и качеству» (ст. 118).

В Основном Законе был фактически отражен принцип единства власти и трудового народа, воплощенный в Советах. Советы соединяли в своих руках и законодательные, и исполнительные функции.

Конституция СССР 1977 г., как и Конституция РСФСР 1978 г., прямо говорила о сохранении преемственности идей, принципов и ценностей предшествующих советских конституций. Она сохранила антидемократическую машину власти, хотя в то же время попытались расширить перечень гражданских прав и свобод. Но на них легла печать двойственности. В Конституции, отражавшей достижения «развитого социализма», была включена ст. 6, закрепившая руководящую роль КПСС в общественной и государственной жизни.

Таким образом, правовая культура этих основных законов соответствует стандарту социалистической правовой культуры, которая отразила определенные достижения общецивилизационного уровня и в то же время продемонстрировала ограниченность, связанную с особенностями государственно-правового развития страны.

Начавшаяся в 1985 г. перестройка быстро привела к существенным изменениям в правосознании и правовой культуре страны. Этот процесс был отчасти закреплен посредством внесенных изменений и дополнений в Конституцию РСФСР 1978г.

Из Конституции были исключены характеристики общества и государства как советского и социалистического. Принцип однопартийности уступил место многопартийности и политическому плюрализму. Система власти, построенная на верховенстве Советов, была заменена провозглашением принципа разделения властей. Разрушено господство государственной собственности, изменена система общественно-социальных ценностей. В Конституции определялось, что гражданин сам и по своему усмотрению распоряжается своими способностями к труду. Закрепляется новая правовая культура статуса личности на основе общепризнанных принципов, ценностей и норм международного права. Учреждается принципиально новая система федеральных государственных органов, что в основных чертах повторяется и на региональном уровне. В России появляется институт Президента как главы исполнительной власти и высшего должностного лица государства. Вводится местное самоуправление. Верховный Совет РФ становится постоянно действующим законодательным органом власти, осуществляются демократические выборы, реализуется принцип состязательности. Предпринимаются шаги по реформе судебной системы в целях обеспечения защиты прав личности. Таким образом, наблюдается переход в развитии правовой культуры от социалистического к современному демократическому стандарту, который содержит показатели, соответствующие международным научно-техническим требованиям важнейших принципов и ценностей права.

Однако, несмотря на многочисленные изменения, внесенные в Конституцию, она во многом не соответствовала новым общественным реалиям, наглядно иллюстрируя конфликт между культурой законодательства и значительно продвинувшейся в то время вперед правовой культурой населения. В результате Россия переживала кризис государственности. Назревший конфликт противоборствующих политических сил, проповедующих противоположные правовые культуры, привел к кровопролитным событиям осени 1993 г. и принятию новой Конституции.

Конституция РФ 12 декабря 1993 г. раскрывает в своем содержании правовую культуру через фундаментальные принципы и ценности демократии. Так, демократизм Российского государства находит свое выражение в обеспечении народовластия, в основе которого лежат идеологическое и политическое многообразие, незыблемость прав и свобод человека и гражданина. Идея народовластия воплощена в принципе народного суверенитета. Политической основой демократии является наличие политического многообразия в стране.

Правовая культура, отраженная в Конституции РФ 1993 г., - одна из важных составляющих процесса обновления и преобразования России на основе права, демократии, справедливости. Речь идет о правовой культуре законодательного закрепления в Основном Законе проводимых в стране политических и экономических реформ, направленных на формирование и функционирование современной федеративной государственности, социально ориентированной рыночной экономики, гарантий обеспечения прав и свобод личности. Особенность правовой культуры обусловлена тем принципиальным обстоятельством, что в стране осуществляется переход от предшествующего антиправового социализма к демократическому строю.

Правовая культура, отраженная в содержании Конституции РФ 1993 г., представляет собой стандарт демократической правовой культуры, включающий демократические принципы и ценности, заключенные в следующих элементах:

- внедрение в общественное сознание и бытие идеи приоритета человеческой личности, уважения ее достоинства;

- непосредственное участие народа в осуществлении функций власти; не просто наличие определенных государственных органов, но демократический порядок их формирования на основе избирательной системы, основанной на всеобщности, равенстве, свободе, состязательности, справедливости, подлинности;

- набор стабильных конституционно-правовых институтов, в котором отражаются демократизм общества и государства, свобода личности, демократические права; институтов власти, сочетающих прямое волеизъявление, и органов, формируемых демократическим путем, испытывающих на себе влияние народа, имеющих необходимые полномочия и средства воздействия друг на друга, при глубоком почитании связанности государства и общества правом и законом, политическом плюрализме и многопартийности; общественном сознании, построенном на убежденности в необходимости и пользе институтов власти и государственных законов, их оформляющих;

- наличие процессуальных механизмов защиты прав и свобод граждан, деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, создания и участия в государственно-политических делах общественных объединений;

- система защиты конституционного строя и ценностей Конституции через требование признания ее верховенства и обязательности соблюдения всеми государственными органами, органами местного самоуправления, любыми общественными объединениями, гражданами.

Согласно закону «О полиции» сотрудники полиции при работе должны руководствоваться Конституцией и рядом законов РФ. Полиция должна соблюдать права граждан, не нарушать их свободы, беспристрастно относится к ним и т.п.

В Федеральном законе от 30.11.2011 N 342-ФЗ (ред. от 25.11.2013, с изм. от 21.03.2014) "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" прописано, что все свои действия сотрудники ОВД должны совершать не нарушая прав граждан и опираясь на:

1) Конституцию Российской Федерации;

3) Федеральный закон от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Федеральный закон "О полиции"), Федеральный закон от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и другие федеральные законы, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел;

4) нормативные правовые акты Президента Российской Федерации;

5) нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации;

6) нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. Ранее был издан приказ от 24 декабря 2008 г. N 1138 "Об утверждении Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации". Позже, а именно 31.10.2013 был издан приказ № 883 " О ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМ СИЛУ ПРИКАЗА МВД РОССИИ ОТ 24 ДЕКАБРЯ 2008 Г. № 1138". В настоящее время сотрудники ОВД РФ руководствуются Типовым кодексом этики и служебного поведения государственных служащих РФ и муниципальных служащих.


1 Балаклеец И. И. Правовая культура: генезис, сущность, состояние, проблемы и перспективы развития: монография Калининград: Калининградский юридический институт МВД России. 2012. С. 12.; Венгеров А. Б. Теория государства и права: Учебник. 9-е изд., стер. М.: Издательство «Омега-Л», 2013.; Дмитриев Ю. А., Пиголкин А. С. Теория государства и права: Учебник. 2013; Марченко М. Н. Теория государства и права: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2013.; Любашиц В. Я. Теория государства и права: Учебник. Ростов-на-Дону: Феникс, 2010; Радько Т. Н., Лазарев В. В., Морозова Л. А. Теория государства и права: Учебник для бакалавров. М.: Проспект, 2014.; Сырых В. М. Теория государства и права: Учебник для вузов. Издательство: Юстицинформ, 2012 г.

2 Васильев А. А. Самобытность правовой культуры России в воззрениях славянофилов // Правовая культура. 2010. №2(9). С. 32-42.

3 Ильин И. А. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 6. М., 1998. С. 590.

4 Балаклеец И. И. Правовая культура: генезис, сущность, состояние, проблемы и перспективы развития: монография Калининград: Калининградский юридический институт МВД России. 2012. С. 17-19.

5 Индивидуальная (корпоративная) культура не может существовать вне общей культуры социума. Вместе с тем не только возможны, но и объективно предопределены противоречия между этими типами культур, обусловленные несовпадением либо противоречием публичных, корпоративных и частных интересов. Поэтому в рамках данного учебника представляется целесообразным различать общую культуру и в совокупности образующие ее субкультуры. Причем, являясь частью общей культуры, субкультура может вступать и достаточно часто вступает в столкновение с ней. Так, к примеру, наличие в стране организованной преступности предполагает наличие криминальной субкультуры. При этом ценностные детерминанты криминального мира и ценности, в соответствии с которыми строятся отношения в условиях правопорядка, носят взаимоисключающий характер, а это предполагает неизбежные конфликты между общей (и в ее рамках правовой) и криминальной культурами. (О.П. Егоршина, Д.И. Игнатенко, А.Г. Индык и др. Теория государства и права: Учебник. Изд.: «Юридический центр Пресс». 2005. С. 339)

6 Абсалямов И. С. Многообразие подходов к характеристике правовой культуры // Правовое государство: теория и практика. 2013. №3(33). С. 140-145.

7 Венгеров А. Б. Теория государства и права: Учебник. 9-е изд., стер. М.: Издательство «Омега-Л», 2013. С. 585.

8 Марченко М. Н., Дерябина Е. М. Основы государства и права: Учебник. М.: ТК Велби, 2014. С. 473.

9 Абсалямов И. С. Многообразие подходов к характеристике правовой культуры // Правовое государство: теория и практика. 2013. №3(33). С. 140-145.

10 Предлагалось, в частности, введение в научный оборот понятий «правовая сфера жизни общества» и «юридическое бытие», что вряд ли является целесообразным, поскольку излишне усложняет категориальный аппарат.

11 Байниязов Р. С. Понятие правовой культуры как реализация // Правовая культура. 2011. 1(10). С. 8-12.

12 Байниязов Р. С. Понятие правовой культуры как реализация // Правовая культура. 2011. 1(10). С. 8-12.

13 Послание Президента РФ В. В. Путина Федеральному Собранию РФ от 12 декабря 2012 г. // URLL.: garant.ru/hotlaw/federal/436087/ (дата обращения: 04.11.2013 г.).

14 Public.ru . Статья «На очереди - воспитание духовности». Автор: П.Демидов. Изд.: Москва. 2013.

15 Послание Президента РФ В. В. Путина Федеральному Собранию РФ от 12 декабря 2012 г. // URLL.: garant.ru/hotlaw/federal/436087/ (дата обращения: 04.11.2013 г.).

16 Балаклеец И. И. Значение правовой культуры должностных лиц в условиях инновационного развития государства // Законность и правопорядок. Правовой научно-практический журнал Генеральной прокуратуры Республики Беларусь. 2011. С. 62-67. №1(17).

17 Балаклеец И. И. Значение правовой культуры должностных лиц в условиях инновационного развития государства // Законность и правопорядок. Правовой научно-практический журнал Генеральной прокуратуры Республики Беларусь. 2011. С. 62-67. №1(17).

18 Васильев А. А. Самобытность правовой культуры России в воззрениях славянофилов // Правовая культура. 2010. №2(9). С. 32-42.

19 Дмитриев Ю. А., Пиголкин А. С. Теория государства и права: Учебник. 2013. С. 345

20 Захарцев С. И. Правосознание: понятие и уровни // Правовое поле современной экономики. 2012. №2. С. 48-53.

21 Плахтий Е. В. Влияние правового нигилизма на уровень правовой культуры в России // Вестник Московского университета МВД России. 2011. №4. С. 14-148.

22 Захарцев С. И. Правосознание: понятие и уровни // Правовое поле современной экономики. 2012. №2. С. 48-53.

23 Плахтий Е. В. Влияние правового нигилизма на уровень правовой культуры в России // Вестник Московского университета МВД России. 2011. №4. С. 14-148.

24 Балаклеец И. И. Значение правовой культуры должностных лиц в условиях инновационного развития государства // Законность и правопорядок. Правовой научно-практический журнал Генеральной прокуратуры Республики Беларусь. 2011. С. 62-67. №1(17).

25 Балаклеец И. И. Правовая культура и кадры органов власти // Законы России: опыт, анализ, практика. 2010. № 7. С. 109-114.

26 Захарцев С. И. Правосознание: понятие и уровни // Правовое поле современной экономики. 2012. №2. С. 48-53.

27 Абсалямов И. С. Многообразие подходов к характеристике правовой культуры // Правовое государство: теория и практика. 2013. №3(33). С. 140-145.

28 Балаклеец И. И. Правовая культура и кадры органов власти // Законы России: опыт, анализ, практика. 2010. № 7. С. 109-114.

29 Захарцев С. И. Правосознание: понятие и уровни // Правовое поле современной экономики. 2012. №2. С. 48-53.

30 Балаклеец И. И. Правовая культура и кадры органов власти // Законы России: опыт, анализ, практика. 2010. № 7. С. 109-114.

31 Захарцев С. И. Правосознание: понятие и уровни // Правовое поле современной экономики. 2012. №2. С. 48-53.


© 2010-2022