Подготовка к ЕГЭ по обществознанию (35-36 задание) 2015

Ввиду того, что в 2014-2015 учебном году произошли существенные изменения в контрольно-измерительных материалах по обществознанию, поменялась структура экзаменационных работ, поменялись задания.По-прежнему остаются задания на составление развернутого плана(бывшее С8) и написание сочинения-эссе(бывшее С9). Здесь представлены примеры по работе над такими видами заданий.По типу задания 35 представлены 9 развернуиых планов по разным разделам, а также по заданию 36-дается алгоритм написания эссе(блоч...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Задание 35 -составление развернутого ответа.

Примерные планы:

1) «Место информации в современной экономике»

1) Информация - важный фактор производства в современной экономике.

2) Основные свойства информации как общественного блага:

а) возможность одновременного наличия у множества людей;

б) неуничтожимость при передаче и использовании;

в) сложность деления на отдельные части.

3) Стадии формирования информационной экономики:

а) проникновение информационных технологий в производство;

б) массовое внедрение информационных технологий и преобладание стандартизированных систем;

в) превышение производительности в сфере производства информации и информационных технологий над другими отраслями;

г) переход к преобладающему производству информации и знаний, наибольшую роль начинают играть фундаментальные науки, технологии производства научного знания.

4) Особый характер формирования цены на информацию (определяется полезностью информации).

5) Ограниченность использования информации во времени.

6) Основные виды информации:

а) по носителю (цифровая (статистическая), текстовая (вербальная), графическая, аудиовизуальная);

б) по характеру (техническая, социальная).

7) Особенности развития информационной экономики на современном этапе.

2) «Право в системе социальных норм»

1) Система социальных норм, ее состав.

2) Признаки права:

а) общеобязательность действия;

б) гарантированность силой государства;

в) формальная определенность;

г) разработка и принятие компетентным государственным органом.

3) Сферы действия норм права и морали.

4) Особенности действия норм права:

а) во времени;

б) в пространстве;

в) по кругу лиц.

5) Специфика действия норм права в современную эпоху.

3) «Особенности правового регулирования общественных отношений»

1) Право - важнейший социальный регулятор.

2) Основополагающие принципы права:

а) равенство (все люди, их объединения, оказавшись в сфере правового регулирования, равны между собой).

б) гуманизм (право должно быть направлено на обеспечение безопасности человека; человеку нельзя причинять физические страдания или унижать его достоинство).

в) состязательность сторон (рассмотрение юридических случаев с позиции защиты и обвинения).

г) взаимность в области международного, торгового права

д) неотвратимость ответственности

3) Особенности правового регулирования социальных отношений:

а) носит общеобязательный характер;

б) гарантировано силой государства;

в) распространяется на всех членов общества

4) Специфика правового регулирования в демократическом обществе.

4) «Источники (формы права»

1) Понятие об источниках (формах права)./ Источники права - внешнее закрепление правовых норм.

2) Основные источники права:

а) нормативно-правовые акты;

б) судебные и административные прецеденты;

в) правовые обычаи и деловые обыкновения;

г) договоры с нормативным содержанием.

3) Признаки нормативных актов - важнейших источников права:

а) издаются компетентным государственным органом;

б) обладают строгой иерархичностью;

в) закрепляются в установленной форме;

г) обладают общеобязательной силой.

4) Специфика источников права в современных правовых системах.

5) «Понятие и виды правоотношений»

1) Понятие о правоотношениях./ Правоотношения - общественные отношения, регулируемые нормами права.

2) Основания для возникновения правоотношений - юридические факты:

а) события (зависят от воли и желания людей).

б) действия (происходят помимо воли и желания людей).

3) Классификация юридических фактов по правовым последствиям:

а) правообразующие;

б) правоизменяющие;

в) правопрекращающие

4) Субъекты правоотношений:

а) физические лица (граждане)

б) юридические лица (предприятия, организации);

в) социальные общности (народы);

г) государство.

5) Правоспособность и дееспособность участников правоотношений.

6) Виды правоотношений по отраслям права:

а) гражданские;

б) конституционные;

в) административные;

г) трудовые;

д) уголовные;

е) процессуальные.

7) Особенности формирования и развития правоотношений в современном праве.

6) «Институт президентства в РФ»

1) Институт президентства в РФ./ Президент РФ - гарант Конституции.

2) Конституционно-правовой статус Президента РФ:

а) правовые нормы, определяющие порядок выборов и вступления в должность Президента РФ;

б) правовые нормы, устанавливающие компетенцию Президента РФ;

в) правовые нормы, регулирующие порядок прекращения полномочий Президента РФ.

3) Основные функции Президента РФ:

а) является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

б) принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности.

в) обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

г) определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

д) представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

4) Требования, предъявляемые законом к кандидатам на пост РФ:

а) гражданство РФ;

б) постоянное проживание в РФ не менее 10 лет;

в) возрастной ценз - не менее 35 лет.

5) Порядок избрания и деятельности Президента РФ:

а) выдвижение и сбор подписей избирателей (один млн. подписей, число подписей от одного субъекта РФ не должно превышать 70 тыс.);.

б) представление кандидатом в Центризбирком сведений о своем имуществе и доходах за два года, предшествующих выборам;

в) избранным признается кандидат, получивший более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

г) полномочия Президента РФ заканчиваются с истечением срока (6 лет), на который он был избран, в момент принятия присяги вновь избранным Президентом РФ;

д) одно и то же лицо не может занимать данную должность более двух сроков подряд.

6) Институт президентства и тенденции укрепления конституционного строя в РФ.

7) «Правоохранительные органы в системе государственных органов РФ»

1) Понятие о правоохранительных органах. / Правоохранительные органы - органы, осуществляющие правоохранительную деятельность.

2) Функции правоохранительных органов:

а) охрана государственного и общественного строя;

б) защита прав и свобод человека и гражданина;

в) укрепление законности и правопорядка;

г) охрана законных прав и интересов организаций, предприятий и учреждений;

д) борьба с преступностью.

3) Виды правоохранительной деятельности:

а) конституционный контроль;

б) правосудие;

в) надзор за исполнением законов;

г) выявление и расследование преступлений;

д) оказание юридической помощи;

е) обеспечение законности и правопорядка.

4) Основные правоохранительные ораны РФ:

а) Конституционный суд и суды общей юрисдикции;

б) Прокуратура;

в) Министерство внутренних дел, органы внутренних дел;

г) Министерство юстиции;

д) Адвокатура.

5) Деятельность правоохранительных органов в развитии и укреплении демократических традиций.

8) «Международное гуманитарное право»

1) Понятие о международном гуманитарном праве. / Международное гуманитарное право - совокупность норм, определяющих единые для международного сообщества права и свободы человека.

2) Первичные принципы гуманитарного права, закрепленные Женевскими и Гаагскими конвенциями:

а) установление системы мирных средств для разрешения споров между государствами;

б) направление военных действий только против сражающихся армий;

в) защита мирного населения от военных нападений, военных действий;

г) обязанность заботиться о попавших в плен больных и раненых, проявляя гуманное отношение к военнопленным;

д) запрет на применение отравляющего оружия и средств, причиняющих страдания;

е) признание оккупации временным занятием территории неприятеля, во время которой нельзя отменять местные порядки и обычаи.

3) Основные источники международного гуманитарного права:

а) Всеобщая Декларация прав человека 1948 г.

б) Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.

в) Женевские конвенции 1949 г. о защите жертв войны и др.

4) Принципы современного международного права, закрепленные ООН:

а) принцип равноправия и самоопределения народов.

б) принцип уважения прав человека.

в) принцип ответственности государств за агрессию и другие международные преступления (геноцид, экоцид, расовую дискриминацию, апартеид и др.).

г) принцип международной уголовной ответственности индивидов.

5) Роль международного гуманитарного права в соблюдении и укреплении прав и свобод человека.

9) «Юридическая ответственность»

1) Понятие о юридической ответственности. / Юридическая ответственность - гарантия соблюдения правовых норм.

2) Принципы юридической ответственности:

а) законность (наличие вины за совершенное деяние, его противоправность и наличие предусмотренной государством ответственности);

б) справедливость (доказательность вины, одно наказание за одно правонарушение);

в) целесообразность (соответствие наказания тяжести деяния);

г) гуманизм (признание интересов человека основными);

д) неотвратимость;

е) индивидуальность.

3) Цель юридической ответственности - ох­ра­на пра­во­по­ряд­ка и пре­дот­вра­ще­ние пра­во­на­ру­ше­ний.

4) Виды юридической ответственности:

а) уголовно-правовая ответственность (применяется за преступления и включает самые строгие меры государственного принуждения);

б) административно-правовая ответственность наступает за совершение административно-правовых нарушений (невыполнение общих правил - дорожного движения, охраны природы, общественного порядка);

в) дисциплинарная ответственность наступает в случае нарушения правил поведения, установленных различными уставами, положениями, правилами (законы о труде, правила внутреннего трудового распорядка);

г) гражданско-правовая ответственность состоит в применении санкций преимущественно имущественного характера.

5) Специфика юридической ответственности несовершеннолетних граждан.

6) Тенденции развития юридической ответственности в современном законодательстве.



Задание 36. Алгоритм ЭССЕ (новые критерии оценки)

Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы). При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

Делим наше Эссе на 6 блоков

БЛОК 1. О ЧЕМ ТЕМА, ЕЕ АКТУАЛЬНОСТЬ

Например, тема: «Сократ утверждал: «Государство растит людей. Прекрасное - хороших, противоположное - дурных»

А) (Пишем четкое определение проблемы, которая заложена в названии эссе, афоризме). Избранное мною высказывание затрагивает проблему воздействия государства на формирование нравственных качеств граждан. Б)(Обозначаем контекст значимости проблемы) Не секрет, что многие ученые в последние годы отмечают недостаток патриотических чувств у граждан… ИЛИ Издревле государство было заинтересовано в воспитании людей , которые поддерживали устои общества…..в) (Привязка к проблеме , в чем актуальность?)

БЛОК 2. РАСКРЫТЬ СМЫСЛ

  1. Представление автора и его мысли в чистом виде Ведь древнегреческий философ Сократ говорил (НЕ ПИСАЛ), что прекрасное государство…….

  2. Дать интерпретацию мысли…. Таким образом, Сократ убежден, что государство способно влиять на нравственные качества личности

  3. Отношение к этому формулируем (соглашаемся или нет)

  4. От себя формулируем понимание афоризм…. Разделяю точку зрения Сократа… Я считаю…..

БЛОК 3. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ АРГУМЕНТАЦИЯ ТЕМЫ. РАСПИСАТЬ ТЕОРИЮ НЕ МЕНЕЕ ЧЕМ В ТРЕХ АСПЕКТАХ СОДЕРЖАНИЯ

Прежде всего, коснемся государства ………………………….(это…)

Функции государства…………………………Сократ убежден , что государству присуща культурно-идеологическая функция…….

Форма политического режима………Охарактеризовать прекрасное - демократическое государство…У него ценности…..Сказать о противоположном - антидемократическом….

БЛОК 4. ПРИМЕРЫ. Подтверждение теории фактами….

Дать пример демократического государства + нравственные качества(гражданственность, гражданская активность, информированность…..)

Тоталитарное государство, фашистское государство, сталинское государство (иждивенчество, недоверие людей к друг другу…)Притча: в человеке воплощается два волка: белое - добро; черное - зло. От власти зависит какого волка можно разбудить

Пример из литературы: Войнович; Солженицын; Замятин, Шаламов

Примеры : два из истории + один из литературы

БЛОК 5. Личный опыт

Прекрасная школа воспитывает прекрасных учеников…..Есть органы самоуправления… Должно быть три элемента

БЛОК 6. ВЫВОДЫ (без баллов)

Вернуться в начало эссе, подать формулировку темы в резолютивном эссе

ПРЕДОСТЕРЕГАЕМ: НЕ брать темы:

  1. Если не ясна проблема ( Была тема «Мир - иероглиф истины»)

  2. Если тема сформулировано слишком длинно и пространно, размыта

  3. Если тема сформулирована описательно («Социализация - это…»)

  4. Если тема носит публицистический характер (Из интервью Д.А.Медведева….есть опасность уйти на бытовой уровень рассуждений)

  5. Если цитаты бизнесменов; тема выводит явно за рамки обществоведческого курса ( «О методологии исследования в современной социологии.»)

© 2010-2022