Урок по обществознанию на тему Коррупция в России

Тема занятия:         Коррупция в России. Тип занятия: Дебаты. Продолжительность занятия: 1 час 30 минут. Цель: Сформировать у студентов антикоррупционное мировоззрение и воспитать негативное отношение к коррупции. Задачи: 1.         Обучающие: •          Дать характеристику понятий «коррупция», «коррумпированность», познакомить с формами проявления коррупции, ее последствиями, а также нормами уголовной ответственности за коррупционную деятельность; •          Развивать умения высказывать свою т...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Томский Индустриальный техникум

Шутова Анастасия Николаевна

(преподаватель философии и обществознания)

[email protected]

Тема: «Открытый урок по обществознанию с элементами дебатов».

Формат дебатов - массовые дебаты.



Занятие по дисциплине: Обществознание

Специальность: СПО 100701 Коммерция (по отраслям) Курс: I

НПО Электромантер Курс II

Преподаватель: Шутова А.Н.

Тема программы: Понятие власти. Типология властных отношений. Политическая власть. Государство как главный институт политической власти. Функции государства.

Тема занятия: Коррупция в России.

Тип занятия: Дебаты.

Продолжительность занятия: 1 час 30 минут.

Цель: Сформировать у студентов антикоррупционное мировоззрение и воспитать негативное отношение к коррупции.

Задачи:

1. Обучающие:

• Дать характеристику понятий «коррупция», «коррумпированность», познакомить с формами проявления коррупции, ее последствиями, а также нормами уголовной ответственности за коррупционную деятельность;

• Развивать умения высказывать свою точку зрения, вести аргументированный разговор, делать выводы на основе анализа;

2. Воспитательные:

• Воспитывать ответственность за собственные действия и поступки, сознательность и социальную активность подростков;

3. Развивающие:

• Расширять кругозор студентов, развивать основы поисковой деятельности, формировать собственное мировоззрение на проблемы современного общества, развитие антикоррупционного сознания;

• Развивать критическое мышление при оценке того или иного тезиса, факта;

• Развивать умения вести учебный диалог, отстаивая свою точку зрения; развивать логику мышления на основе выявления причинно- следственных связей, сравнения;

Обеспечение занятия:

• Программное обеспечение (презентация, интерактивная доска);

• Раздаточный материал (выдержки из Уголовного кодекса, памятки для ведения дебатов).

Структурные элементы занятия:

1. Организационный момент (мотивация, актуализация темы) - 2 мин.

2. Актуализация опорных знаний. Погружение в тему «Коррупция» (презентация - дебаты) - 28 мин.

3. Обобщение знаний, перенос умения в нестандартную ситуацию. Дебаты. Тезис: «Можно ли победить коррупцию?» -35 мин.

4. Подведение итогов, оценивание, рефлексия, домашнее задание - 5 мин.

Список рекомендованной литературы:

1. Обществознание/ Важенин А.Г. 9-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 367с.

Ход занятия.

1. Организационный момент: (мотивация, актуализация темы)

Мотивация:

• Тот, кто становится пресмыкающимся, червём, может ли затем жаловаться, что его раздавили? И. Кант

• Позорно не наказание, а преступление. И. Гердер

Преподаватель акцентирует внимание на теме занятия, цели и объясняет план работы. «Сегодня мы поговорим о коррупции и борьбы с ней, а также попытаемся установить связь коррупции с уголовным кодексом, с правами и свободами граждан на примере Конституции РФ и состоянии дел в современной России».

Вступительное слово преподавателя о коррупции и знакомство с формой занятия (дебаты-презентация).

2. Актуализация опорных знаний. Погружение в тему «Коррупция» (презентация - дебаты)

Преподаватель: На сегодняшний день тема коррупции очень актуальна в России.

Коррупция (определение по словарю)

Коррупция - это использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам. Наиболее часто термин применяется по отношению к бюрократическому аппарату и политической элите.

Исторические корни коррупции восходят к обычаю делать подарки с целью добиться расположения. Дорогой подарок выделял человека среди других и тем самым способствовал выполнению его просьбы. Коррупция в России для многих уже обычное дело, но многие эксперты утверждают, что именно коррупция мешает росту экономики нашей страны.

А причины возникновения коррупции в той или другой стране мира можно объяснить формулой:

КОРРУПЦИЯ = МОНОПОЛИЯ + ПРОИЗВОЛ - ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Давайте выясним, ваше представление о коррупции

Изучение представлений о коррупции;

Вопрос: Как вы понимаете коррупцию?

Студенты отвечают: (примерные ответы)

«Это незаконное явление, связанное с хищением средств, злоупотреблением служебным положением»;

«Коррупция - это подкуп, продажность, взяточничество должностных лиц»;

«Коррупция - это преступление против государства»;

«Коррупция - это в злоупотреблении служебным положением в личных интересах»;

«Коррупция - это дача и получение взяток государственными служащими»;

Преподаватель: Около 70% учащихся понимают коррупцию как злоупотребление служебным положением в личных целях.

Опрос студентов техникума дал такой результат (слайд)

Изучение отношения учащихся к коррупци;(слайд)

Коррупция - явление многоплановое, приобретающее все новые формы для выживания. По уникальной способности приспосабливаться к изменяющимся условиям и мутировать коррупция напоминает вирус. Задумывались ли вы, почему коррупция процветает в нашей стране, которую все мы любим, и хотим, чтобы она стала богаче и сильнее.

Вопрос: Назовите причины, вследствие которых, на ваш взгляд, происходят все эти негативные явления в нашей жизни.

Студенты: конкуренция, рыночная экономика привела к тому, что одни разбогатели, а другие - стали бедными;

поменялись нравственные ориентиры - на первое место вышли деньги, материальные ценности, а не духовные качества человека.

Преподаватель:Опрос студентов техникума дал такой результат (слайд)

То что коррупцией пронизаны все слои общества подтверждают меткие высказывания народа (слайд)

Задание: Вспомните, какие пословицы и поговорки отражают коррупционную деятельность в современном обществе? И какой вид коррупции они отражают?

Студенты: «Не подмажешь, не поедешь» - вымогательство, взяточество.

«Рука руку моет» - групповая запланированная деятельность в подкупе.

«Загребать жар чужими руками» - несознательное соучастие в мошенничестве и аферах.

«Видит око, да зуб не мед» - безрезультативность действий борьбы с коррупцией.

Меры противодействия коррупции с точки зрения учащихся;

Студенты предлагают свои способы ликвидации коррупции:

1. повысить зарплату и не только чиновникам;

2. сделать стабильным социальный пакет;

3. прописать четкие законы об уголовной ответственности за взятки, вымогательство и др.;

4. а обычные россияне, у которых эти взятки вымогают, должны научиться их не давать;

5. честно и добросовестно выполнять свою работу, свои должностные обязанности;

6. повышение роли СМИ в воспитании честности («нечестность должна стать дурным тоном»).

7. менять сознание людей, ориентировать их на положительные поступки и т.д.

Преподаватель:

В России коррупция - словно яма.

С ней тщетно, как с бездорожьем, борются.

И чем настойчивей под неё копают,

Тем только больше она становится.

А вот в Китае действуют просто:

За взятки - к стенке, без колебаний!

А потом по почте получат родственники

Счёт за две пули - на восемь юаней*.

Автор: Сергей Васильев-Эклипс

* 8 юаней = 36 рублей

Вопрос: Только решительные меры со стороны государства могут повлиять на искоренение коррупции в странах? Подтвердите или опровергните это мнение. Ответ аргументируйте.

Студенты отвечают:

На предложение назвать + и- коррупции Опрос студентов техникума дал такой результат (слайд).

Слово преподавателя:

Иногда чувствуешь свою беспомощность, видя, что зло побеждает добро, безнравственность одерживает победу над духовностью. Как жить? Каким ценностям отдать предпочтение? Может быть, вы пока не задумывались над этими вопросами, но я уверена, что рано или поздно вам придется сделать нравственный выбор и решить, как жить, и не просто жить, а жить достойно, то есть в соответствии и с нравственными критериями: добром и милосердием - по закону чести и достоинства, с верой, надеждой и любовью, в мире и согласии, утверждая свободу, истину и красоту. Поэтому мы не должны прятаться от проблем, как будто их нет. Наоборот, мы должны быть готовы бороться с проблемами и побеждать в этой нелегкой борьбе. По словам Президента РФ, «Коррупция - это угроза для любого государства. Она разлагает деловую среду, снижает дееспособность государства, отражается на имидже государства. Но самое главное - коррупция подрывает доверие граждан к власти, к тем проблемам, которыми власть должна заниматься». И мы с вами сегодня должны понять, что от поведения каждого человека, каждого из нас будет зависеть уровень коррупции в нашем государстве.

3.Обобщение знаний, перенос умения в нестандартную ситуацию. Дебаты. Тезис: «Можно ли победить коррупцию?»

А теперь давайте перейдём к главному вопросу нашего занятия:

Можно ли победить коррупцию в России?

Искать ответ мы будим с помощью дебатов, данная технология урока позволяет превратить урок в мастерскую идей и творчески дать всем ее разрешить.

(рассказ по презентации о дебатах)

Дебаты - это система формализованных дискуссий на актуальные темы, в которой команды "за" и "против" выдвигают аргументы и контраргументы по поводу предложенного тезиса, чтобы убедить членов жюри (судей) в своей правоте.

Распределение ролей:

Ведущий - преподаватель Шутова А.Н.

Таймкипер - 1-2 человека, ответственных за соблюдение регламента

Члены команды «Утверждения» - группа 121

Члены команды «Отрицания» - группа 336

Судьи - 6 человек (3 пары)

Дебаты:

Ход дебатов:

Задание. Найти и сформулировать аргументы «за» и «против» следующего тезиса «Можно ли победить коррупцию?»

Слово таймкиперам

I раунд:

Спикеры команд подтверждают своё отношение к теме.

А) Команда « Отрицания» приводит аргументы, что коррупция всегда в России была и имеет свои исторические корни в глубокой древности.

Б) Команда «Утверждения» приводят аргументы в защиту антикоррупционной политики в России.

II раунд:

Вопросы:

Спикер команды «отрицания» задает вопросы спикеру команды «утверждения»

- О чем гласит ст.290 и ст.291 УК РФ и какова их цель?

- Для борьбы с коррупцией был создан МОО Комитет по борьбе с коррупцией, какова его деятельность?

- Какое значение имеют законы, направленные на борьбу с теми лицами, которые дают и получают взятки?

Спикер команды «утверждения» задает вопросы спикеру команды «отрицания»

- Почему на протяжении нескольких столетий в России не удалось победить коррупцию?

- Угрожает ли коррупция национальной безопасности страны?

- Нужно ли антикоррупционное воспитание?

III раунд:

Спикеры приводят статистику подтверждающее свое утверждение.

Деятельность экспертов:

Отмечает слабые места аргументации команды оппонентов и ошибки в ходе дебатов. Сравнивают аргументацию команд и пытаются обосновать большую логичность, достоверность, объективность аргументов и контраргументов команд. Заполняют протокол.

Подведение итогов дебатов:

Слово экспертам

Завершающая речь преподавателя:

А) Оценка дебатерам.

На сегодняшнем примере мы разобрали одну из современных образовательных технологий - дебаты. Она способствует формированию следующих компетенций:

исследовательской

познавательной

коммуникативной

информационно-технологической

Оценка группам самопроверка. Преподаватель предлагает учащимся поставить оценку своим одноклассникам и аргументировать ее. Обобщение преподавателя.

Б) Обобщение преподавателя. Подводя итог нашему мероприятию, хотелось бы отметить:

Россия на данный момент уверенно выбивается в мировые лидеры по коррупции. Коррупция пронизывает все слои общества, чем наносит невосполнимый вред стране. Это явление появилось не вчера и представляет собой серьезную опасность.

В сегодняшней России коррупция проявляется в весьма разнообразных формах. Со временем это многообразие расширяется, появляются новые формы, которые еще не имеют названия и точного описания.

Влияние коррупции столь велико, что она снижает эффективность рыночной экономики, разрушает существующие демократические институты, подрывает доверие людей к правительству, усугубляет политическое и экономическое неравенство, порождает организованную преступность, ставит под угрозу национальную безопасность страны. Масштабы коррупции в России так велики, что власти грозит полная утрата контроля над жизнедеятельностью государства. Коррупцию, однако, можно уменьшить путем принятия комплексных мер по борьбе с ней. Конечно же, ее нельзя устранить за один день, но все-таки должны осуществляться действия в этом направлении. Нельзя сказать, что в России борьба с коррупцией идет полным ходом, но, во всяком случае, эта проблема выносится на обсуждение и разрабатываются различные стратегии, что не маловажно. Можно сказать, что первый шаг - осознание вреда коррупции - уже сделан в России. Теперь дело стоит за правительством и самим президентом.

.

Суть проблемы при борьбе с коррупцией сформулировал Джеймс Мэдисон: «Если бы людьми правили ангелы, ни в каком надзоре над правительством - внешнем или внутреннем - не было бы нужды. Но при создании правления, в котором люди будут ведать людьми, главная трудность состоит в том, что в первую очередь надо обеспечить правящим возможность надзирать над управляемыми; а вот вслед за этим необходимо обязать правящих надзирать за самими собой».

Я рада, что к этому мероприятию вы отнеслись серьёзно, вы поработали с различными источниками знаний, нашли интересный материал, создали красивые работы, обсудили данную проблему и нашли верные решения. Я думаю, что сегодня каждый задумался : А как я буду жить в этом мире? Смогу ли устоять перед такими соблазнами? А это я считаю зависит от совести человека, и прав был Марк Аврелий Августин в своём высказывании: «Совесть-это тысяча свидетелей».

3. Подведение итогов урока (выставление оценок за работу, рефлексия, домашнее задание).

Рефлексия:

Каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Студенты по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

1.сегодня я узнал…

2.было интересно…

3.было трудно…

4.я выполнял задания…

5.я понял, что…

6.теперь я могу…

7.я почувствовал, что…

8.я приобрел…

9.я научился…

10.у меня получилось …

11.я смог…

12.я попробую…

13.меня удивило…

14.урок дал мне для жизни…

15.мне захотелось…

Домашнее задание: написать эссе на тему: «Коррупция зло или быстрый способ решения проблемы».



Приложение:

Дополнительный материал для студентов

Реальные шаги России

В 1995 году ООН учредила Международный день борьбы с коррупцией 9 декабря. 2003 года Россия подписала, а в 2006 году ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции.

В 2007 году Россия вошла в группу государств по борьбе с коррупцией (ГРЕКО).

2008 г. принят закон РФ «О противодействии коррупции».

В 2012 году Россия присоединилась к конвенции ОЭСР по борьбе с коррупцией

В марте 2012г был принят Национальный план противодействия коррупции на 2012-2013 годы.

Ответ «Как бороться с коррупцией»

Реальная борьба с коррупцией возможна лишь на основе осуществления комплекса согласованных мер. Они должны быть направлены на устранения причин и условий возникновения коррупции, определение и систематизации представлений о коррупции, определение ключевых направлений борьбы с ней, выработка стратегии и тактики противодействия ей и организация профилактической деятельности.

Сегодня выделяют три стратегии противодействия коррупции:

А) общественное осознание опасности коррупции, и ее последствий:

-общий анализ ситуации и выработка антикоррупционной стратегии,

-антикоррупционное гражданское образование,

-построение антикоррупционных коалиций,

-свободный доступ к информации и независимые СМИ.

Б). Предупреждение и предотвращение коррупции (Хорошее управление)

-прозрачная власть, прозрачные процедуры,

-общественное участие в процессах предотвращения коррупции,

-уменьшение вмешательства государства в дела общества.

-кодексы этики для политиков, чиновников, предпринимателей.

В). Верховенство закона и защита прав граждан.

-Сильная и независимая судебная власть,

-неукоснительное исполнение законов,

- Законодательство, не допускающее возможность появления коррупции.

-правовая помощь и защита, внедрение института омбудсмена.

Приложение

КОДЕКС СУДЕЙСТВА

 Судьи должны поощрять честную игру и способствовать положительной обстановке во время дебатов;

 Роль судей в дебатах не "карать", а обучать;

 Судьи должны быть беспристрастными, справедливыми и честными;

 Судьи должны принимать независимые решения и уважать решения других судей;

 Судьи должны дать четкое объяснение своего решения в письменной форме (заполнить протокол);

 В случае запроса, судьи должны конструктивно отреагировать на игру участников дебатов;

 Участники дебатов должны уважать решение судей и считать его окончательным и бесспорным.









Памятка: как правильно ответить на вопросы.

1.Ответ должен быть правильным и точным. Если у вас нет полной уверенности в том, что ответ будет правильным и точным, нужно прямо и честно признаться, что сейчас на данный вопрос исчерпывающий ответ вы дать не можете. Известный афоризм гласит: «Лучше сказать «не знаю», чем сказать не зная». За такое признание вас не осудят, но желательно его обосновать. В отдельных случаях вы можете высказать личное мнение, подчеркнув при этом, что оно является только вашим. Ни при каких обстоятельствах нельзя отвечать "на авось" или выдавать за истину собственные домыслы.

2.Ответ должен даваться по существу заданного вопроса. Для реализации этого правила необходимо, прежде всего, понять смысл вопроса, отчетливо представить себе, о чем хочет узнать собеседник, с чем он не согласен или что ему не ясно. Следовательно, вам необходимо выслушать вопрос и вдуматься в него. Не следует отвечать, не выслушав вопрос до конца, каким бы длинным и многословным он ни был. Если вопрос сформулирован туманно, следует переспросить собеседника, что конкретно его интересует. Иными словами, чтобы ответить по существу, вам надо четко знать, о чем именно вас спрашивают. Однако этого недостаточно. Надо стремиться понять не только суть вопроса, но и уловить его оттенки и тонкости. Это поможет вам дать необходимый, попадающий прямо в цель ответ.

3.Ответ должен быть понятен аудитории. В процессе осмысления вашей речи у тех, кто вас слушает, возникает естественная необходимость что-то уточнить, выяснить, а иногда и просто понять какие-то моменты. Бывает так, что выступающий отвечает на вопросы правильно и по существу, но пользуется понятиями и словами, хорошо знакомыми и привычными ему, не учитывая, что они могут быть совершенно неизвестными и непонятными слушателям. Меткую характеристику таким ораторам дал Э. Рейлих: «Он умел хранить секреты. Ни одно из его выступлений нельзя было понять». Не уподобляйтесь таким ораторам, тем более при ответах на вопросы. Здесь речь должна быть простой, понятной и доступной. Фразы не должны быть излишне длинными, с многочисленными придаточными предложениями и деепричастными оборотами. Иностранные слова и специальные термины также сведите к минимуму.

4.Ответ, по возможности, надо дать в живой форме. Как известно, после нескольких выступлений слушатели бывают несколько утомлены. Это необходимо учитывать. Поэтому выступающему нельзя отвечать монотонно, смотреть в одну точку или куда-то в сторону. Ответы на вопросы - это диалог с собеседником, живое общение с ним. Не следует бояться шуток, вызывающих улыбки или даже смех аудитории. Полезно приводить больше примеров, ссылаться на собственный опыт, обращаться к опыту аудитории, пользоваться пословицами и поговорками. Однако все это нужно использовать к месту и по делу, чтобы ответы на вопросы не превратились в развлекательное представление.

5. Ответ должен быть кратким. Следует помнить, что ответы на вопросы - это не лекция. В них не должны освещаться заново все вопросы речи, анализироваться все точки зрения и т.д. В ответах надо сообщать лишь окончательные сведения, общие выводы, собственное мнение по данному вопросу. На некоторые вопросы иногда достаточно ответить просто «да» или «нет».

6. Ответ должен быть корректным. На вопросы любого характера следует отвечать спокойно, стремясь как можно яснее объяснить то или иное высказанное положение. Важно проявить максимум внимания и уважения к оппоненту, даже если вопрос сформулирован неточно. Однако нужно помнить, что вопросы порой ставятся не для того, чтобы выяснить суть дела, а, чтобы поставить оппонента в неловкое положение, выразить недоверие к аргументам, показать свое несогласие с его позицией, одержать победу над противником. Отвечая на неблагожелательные вопросы, следует выявить их провокационную суть, обнажить позицию оппонента, но ни в коем случае недопустимы раздражение и пренебрежительный тон.













Памятка участнику дебатов.

Как правильно формулировать вопросы.

Умей правильно формулировать вопросы и умело отвечать на них. Это во многом определит эффективность дебатов. Вопросы могут быть использованы как для разъяснения позиции, так и для выявления потенциальных ошибок у противника. Полученная в ходе вопросов информация может и должна быть использована в выступлениях следующих спикеров. Целью любого вопроса является получение новой информации в виде ответа. Для того, чтобы продуктивно использовать возможности вопросов в дебатах, необходимо очень четко представлять каких целей можно достигнуть в процессе и в результате раунда вопросов. Умение формулировать точные, а главное продуктивные, полезные вопросы - одно из важнейших умений участников дебатов.

Грамотно заданный вопрос дает возможность:

 уточнить точку зрения оппонента;

 получить от оппонента дополнительные сведения;

 лучше понять его отношение к обсуждаемой проблеме;

 принизить значение аргументов оппонента;

 обнаружить пробелы в логической цепочке рассуждений оппонента, то есть в стратегии противоположной команды;

 подготовить опровержение своей команды, то есть наметить стратегическую линию опровержения.

Аргументированный и точный ответ:

а) укрепляет собственную позицию участника дебатов;

б) усиливает аргументацию выдвинутого тезис;

в) укрепляет собственную позицию участника дебатов;

г) не позволяет нанести серьезный урон стратегии своей команды.



Рекомендации для участников

раундов перекрестных вопросов.

1. Во время перекрестных вопросов относитесь к оппоненту вежливо и уважительно. Ведите себя таким образом, чтобы показать уважение к оппоненту и судьям. Корректность, выдержка и спокойный тон лишь усиливают отстаиваемую позицию.

2. Лучше направлять свои замечания к судьям, чем друг к другу. Помните, что ваша задача убедить именно судей, а не оппонентов.

3. Сделайте перекрестные вопросы полезным для вашей команды периодом. Задавайте вопросы так, чтобы получить информацию, в которой вы нуждаетесь.

4. Информацию, которую вы получили в результате раунда перекрестных вопросов, обязательно используйте в своих выступлениях, чтобы опровергнуть аргумент другой команды.

5. Во время всего периода перекрестных вопросов оставайтесь уравновешенным, самоуверенным. Старайтесь убедить судей, что вы хорошо осведомлены в данном вопросе.

6. При формулировании вопроса и ответе на вопросы четко представляйте позицию своей команды и команды-оппонента.

7. Научиться задавать вопросы и отвечать на них поможет только практика









© 2010-2022