Методическая разработка интегрированного урока по обществознанию и музыке, посвященного 20-летию Конституции РФ

Раздел Обществознание
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №20»

городского округа город Октябрьский

Республики Башкортостан







Методическая разработка

интегрированного урока,

посвященного 20-летию Конституции РФ

по обществознанию и музыке

на тему


«И нет у нас Родины, кроме России»







Автор: учитель обществознания

МБОУ СОШ №20

Баширова Наиля Нафисовна













Методическая разработка

интегрированного урока,

посвященного 20-летию Конституции РФ

по обществознанию и музыке


Тема: «И нет у нас Родины, кроме России».

Цели урока:

- формирование у учащихся понятия «Конституция»;

- проследить исторический путь развития конституционного строя в России;

- формирование у обучающихся основ правовой культуры;

- расширять знания о символике России, в том числе о музыкальном символе страны (гимне);

-формирование у учащихся чувства патриотизма, любви и уважения к стране, ее историина примере вокальной музыки разных жанров;

- формирование умения анализировать, подбирать аргументы, строить логическую цепочку рассуждений, умение выдвигать гипотезы, предположения, строить прогнозы;

- формирование четкой гражданской и активной жизненной позиции;

- способствовать воспитанию сознательной дисциплины, общественно приемлемого стиля поведения.

Оборудование: компьютер, проектор, Конституция РФ, фоновая запись гимна, иллюстрация герба и флага России, слайды с информацией по теме урока, фонограммы песен, исполняемых в ходе урока.

Урок проводят учитель обществознания и учитель музыки.

Ход урока:

Вначале урока звучит музыка, выходит ученица и начинает читать стихотворение:

- Петр Синявский «Россия»

Здесь тёплое поле наполнено рожью,

Здесь плещутся зори в ладонях лугов.

Сюда златокрылые ангелы Божьи

По лучикам света сошли с облаков.

И землю водою святой оросили,

И синий простор осенили крестом.

И нет у нас Родины, кроме России -

Здесь мама, здесь храм, здесь отеческий дом.

Звучит фонограмма песни, исполняется песня о России.

Слово учителя обществознания с применением слайдов.

- Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня у нас с вами пройдет необычный урок - урок, посвященный 20-летию «Конституции Российской Федерации».

- А что же такое «Конституция»? Может, кто-нибудь из вас уже знает, и может объяснить, что такое Конституция? И почему она играет такую важную роль в жизни страны?

(высказывания учеников)

Конституция, /от лат. «устройство»/ - это основной закон страны, определяющий ее общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан.

Конституция - это как бы договор между государством и его гражданами.

Конституция любой страны имеет высшую юридическую силу. Это означает следующее:

- ее нормы выше любых других законов;

- сами законы принимаются только теми органами и в том порядке, который установлен Конституцией.

В нашей стране Конституция появилась только в ХХ веке. Обращение к слайдам:

В XVII веке в России появился документ «Соборное уложение 1649 года». Это был кодекс законов, принятых Земским собором и подписанных царем Алексеем Михайловичем. Соборное Уложение 1649 года - наиболее полный свод норм феодального права Русского государства, историческая памятка XVII века, первый в русской истории нормативно-правовой акт, охвативший все действующие правовые нормы, включая и так называемые «новоуказные» статьи. Соборное уложение состоит из 25 глав и 967 статей, регулирующих различные области жизни.

Первая Конституция принята в 1918 году. (Установила диктатуру пролетариата)

Вторая Конституция принята в 1924 году. (Закрепила отношения между гражданами и новым союзным государством - СССР)

Третья Конституция принята в 1936 году.

(Закрепила победу социализма в стране. В 1962 году Верховным Советом СССР было принято постановление об образовании комиссии, которой было поручено разработать проект новой Конституции; её возглавил Н. С. Хрущёв. В декабре 1964 года председателем комиссии стал Л. И. Брежнев. Конституция СССР 1936 года утратила силу в связи с принятием 7 октября 1977 года новой («брежневской») Конституции СССР.)

Четвертая Конституция принята в 1977 году. (Констатировала построение «развитого социализма»)

Пятая Конституция принята в 1993 году.(Закрепила демократические основы государственного устройства.

Эта Конституция принята самим народом в результате всеобщего голосования. Российская Конституция содержит преамбулу (вводную часть), где говорится об уважении к Отечеству и необходимости обеспечивать процветание и благополучие России. И в Конституции у нас 10 глав

Я попрошу________(Ф.И. ученика) зачитать преамбулу Конституции Российской Федерации.

(ученик зачитывает преамбулу)

Таким образом, 12 декабря 2013 года ныне действующей Конституции исполняется ровно 20 лет!

Далее слово передается учителю музыки.

Слово учителя музыки с применением слайдов:

- Здравствуйте, ребята! Все вы хорошо со мной знакомы, я учитель музыки в школе. Вы сейчас, наверное, сидите и думаете, как вдруг можно Обществознание соединить с Музыкой. Спешу вас удивить: можно, и даже очень легко.

У каждого из нас есть свои любимые произведения, песни, танцы. Но есть особая группа музыкальных произведений, которые знают практически все люди. Например, кто не знает ритмов зажигательных кавказских или латиноамериканских танцев, или свадебный марш Мендельсона. Но есть, ребята, произведения, которые дают представления о русском народе, о России, его национальном характере. Их можно назвать русскими музыкальными символами.

А какие произведения дают представление о русском народе, его национальном характере? Какие песни или танцы можно назвать русскими музыкальными символами?

(ответы детей)

- Правильно, ребята! Все, что вы назвали можно отнести к музыкальным символам России. Еще величайший мудрец древнего Китая сказал: «Знаки и символы управляют миром...». И гимн является официальным музыкальным символом нашей страны.

Гимн - торжественное музыкальное произведение, призванное сплачивать, вдохновлять всю нацию.

Учитель обществознания: Статья 70 Конституции Российской федерации говорит нам о символах страны. Я попрошу ________(Ф.И. ученика) зачитать нам эту статью.

(зачитывается 1 пункт статьи)

Статья 70

1. Государственные флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом.

Учитель обществознания: Также во 2-м пункте этой статьи Конституции говорится о том, что столицей Российской Федерации является город Москва. Статус столицы устанавливается федеральным законом.

Государственные символы основаны на исторической преемственности и исторических традициях; любое надругательство над ними наказуемо законом.

Учитель музыки: Современный Гимн России объединяет всех людей нашей страны, всех тех, кто хочет ее процветания. Первое официальное исполнение Государственного Гимна России состоялось 30 декабря 2000 года. Авторами этого произведения являются А. Александров и Н. Михалков. Государственный Гимн России исполняется при вступлении в должность Президента Российской Федерации, на торжественных собраниях. Давайте мы вместе прослушаем отрывок из Гимна России, ощутим всю мощь этого музыкального произведения.

(прослушивание гимна)

Учитель обществознания: Какие мощные чувства лично у меня вызывает музыка гимна. Гордость за нашу страну, что все-таки непобедима. Но вернемся к Конституции. Согласно ее статьям, она еще и определяет правовой статус человека. То есть - систему признанных и гарантируемых государством (в законодательном порядке) прав, свобод и обязанностей. Права и свободы представляют собой социальные возможности гражданина, признанные и обеспеченные государством, обязанности - притязания государства к гражданину, его поведению.

Давайте узнаем, какими правами мы с вами обладаем по Конституции:

Вызываются заранее подготовленные ученики, которые рассказывают о правах граждан России.

1-й: Личные права.

Личные права являются правами каждого, и, хотя часто именуются гражданскими, не связаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него. Считаются прирождёнными и неотъемлемыми для каждого человека независимо от его гражданства, пола, возраста, расы, этнической или религиозной принадлежности. Необходимы для охраны жизни, достоинства и свободы человека. К личным правам обычно относят:

Наказуемость только по суду - запрет внесудебной расправы.

Неприкосновенность личности.

Неприкосновенность жилища.

Неприкосновенность переписки.

Запрет принудительного труда.

2-й. Политические права.

Политические права и свободы отличаются от личных, социальных, экономических и других прав тем, что, как правило, тесно связаны с принадлежностью к гражданству данного государства, являются одной из групп основных конституционных прав и свобод граждан, так как определяют их участие в общественной и политической жизни страны. Мы можем избирать и быть избранными. К политическим правам, как правило, причисляются:

Равенство перед законом - отсутствие сословий.

Свобода совести - право иметь любые убеждения, в том числе исповедовать любую религию или не исповедовать никакой.

Свобода слова и печати - запрет цензуры.

Свобода собраний - право проводить собрания, как в закрытом помещении, так и под открытым небом.

Свобода союзов - право создавать союзы, не спрашивая разрешения.

Свобода стачек.

Право петиций.

3-й: Социальные права.

Это возможности личности в сфере производства и распределения материальных благ, призванные обеспечить удовлетворение экономических и тесно связанных с ними духовных потребностей и интересов человека. К социально-экономическим правам относятся:

Трудовые права (право на труд и свободу труда).

Право на охрану семьи, материнства, отцовства и детства.

Право на социальное обеспечение.

Право на жилище.

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Право на восьмичасовой рабочий день, на справедливые условия труда, равную оплату за труд равной ценности и т.д.

4-й: Экономические права.

Свобода передвижения.

Свобода труда.

Свобода промышленности и торговли.

Свобода приобретения собственности и распоряжения ею.

5-й: Культурные права.

Культурные права обеспечивают духовное развитие личности. К ним относятся:

Свобода языка - право получать образование на родном языке и объясняться на родном языке на собраниях.

Право на образование.

Свобода наук и искусств (свобода литературного, научного и других видов творчества и преподавания).

Свобода преподавания.

Учитель обществознания: спасибо, ребята. Но, кроме прав, граждане России несут и определенные обязанности перед государством.

обязанности человека и гражданина:

• соблюдение Конституции и законов,

• уважение прав и свобод других лиц,

• забота о детях и нетрудоспособных родителях,

• уплата установленных законом налогов и сборов,

• сохранение природы и окружающей среды,

• защита Отечества.

Учитель музыки: Действительно, быть гражданином - значит служить своей стране, любить ее и делать все для ее процветания. Многое нами уже сделано, и многое предстоит сделать, но все-таки нам есть чем гордиться.И не могу не отметить, что песни играют огромную роль в построении будущего нашей страны. Ведь русский народ и в хорошие и в плохие времена всегда слагал песни о том, что происходило в стране. И, как ничто другое, нам говорят об этом военные песни, которые мы все любим и знаем.

А сейчас я предлагаю прослушать еще одну песню (слушается песня военных лет).

А теперь, давайте мы с вами исполним песню «Кто, если не я? Кто, если не ты?»

(Исполняется песня)

Учитель музыки: Спасибо исполнителям. А мы продолжаем.

Учитель обществознания: Итак, ребята,Конституция - это основной закон страны. Все принимаемые законы в государстве должны ориентироваться на Конституцию и не могут ей противоречить.

Перед Конституцией России стоят три задачи:

- закрепить и гарантировать права человека;

- упорядочить государственную власть.

- утвердить правосудие.

Первая задача означает, что в Конституции должна быть закреплена и гарантирована вся совокупность естественных и неотъемлемых прав человека и гражданина, признанных мировым сообществом.

Правам человека должна быть обеспечена полная и безусловная защита, а также беспрепятственное действие на всей территории России. В стране не должны издаваться законы, которые могли бы отменить, изменить или ограничить эти права. Все это и будет служить гарантией ненарушаемости личного достоинства и свободы человека.

Эта задача решена в главе 2.

Выполнение второй задачи требует такой организации власти, когда полностью исключается ее сосредоточение в одних руках. Для этого должно быть использовано ни в чем не превзойденное «изобретение» человечества - принцип разделения властей (у нас в стране действует принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную).

Третья задача требует такой организации «третьей власти», которая сможет утвердить торжество правосудия в России. А чтобы правосудие смогло выполнить свою задачу, оно должно стать независимой и сильной властью, способной защитить права человека.

Учитель музыки: Я же напомню о музыкальном символе России - гимне. А кто из вас знает, какие еще символы имеют государства? (ответы учеников) Вы правы, кроме гимна, есть еще герб и флаг.

Современный герб олицетворяет силу, мощь, независимость, единство Российского государства. Российский флаг состоит из трех цветов: белого, синего и красного. Белый цвет означает мир, чистоту, непорочность, совершенство; синий - цвет веры и верности, постоянства; красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.

Учитель обществознания: Государственные символы России должен знать каждый, ведь это история и традиции нашей страны. И наша с вами задача защищать и беречь наследие России. Сегодня вы сделали свои первые шаги в изучении Конституции Отечества. Уважение к закону в нашей повседневной жизни начинается с уважения к Конституции страны. Ведь, кто, если не вы, поведет страну в завтрашний день, кто, если не вы, будет управлять страной, кто, если не вы, покажет миру, что Россия - это сила!

Звучит фоновая музыка, учащиеся строятся для исполнения гимна года молодежи «Кто, если не мы».

После исполнения:

Учитель музыки: Наш урок подошел к концу, надеюсь, он вам понравился. Сегодня вы многое узнали о главном законе нашей страны.

Учитель обществознания: Теперь вы знаете, что такое Конституция, какую роль она играет в жизни государства.

Учитель музыки: За активную работу на уроке все вы получаете оценку «5».

Учитель обществознания: Домашнее задание: В качестве домашнего задания мы предлагаем написать мини-сочинение на тему «Моя страна в будущем!»

Методическую разработку урока

подготовила учитель обществознания МБОУ СОШ №20

городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан

Баширова Наиля Нафисовна.

© 2010-2022