Разработка урока по обществознанию по теме: «Молодёжь в современном обществе»

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:











Открытый урок по обществознанию

по теме: «Молодёжь в современном обществе»

11 Б класс

Учитель истории и обществознания -Цаликова И.М.









18.12.2015 г


Тема: Молодёжь в современном обществе

Задачи урока:

1. Дать характеристику молодежи как особой социальной группы;

2. Рассмотреть особенности социализации молодых людей, их проблемы в современном обществе, раскрыть специфические общественные функции

молодежи, как обновляющего ресурса развития современного общества;

3. Развивать навыки работы учащихся с различными видами источников информации, проведения социологических исследований, умение высказывать и аргументировать свою позицию, умение работать в группе, совершенствовать навыки выполнения заданий части С ЕГЭ - работы с текстом и написания эссе.

4. Воспитывать у учащихся лучшие нравственные и гражданские качества, ответственность не только за свою судьбу, но и за судьбу страны, стремление самосовершенствоваться.

План урока

  1. Молодежь как социальная группа

  2. Гражданское совершеннолетие

  3. Образование и профессиональная подготовка

  4. Начало трудовой деятельности

  5. Молодежная субкультура

Слайд № 1.

Наш сегодняшний урок посвящен вам, 16-17-летним, ещё сидящим за школьной партой, но уже устремлённым в иную, большую жизнь. Вы находитесь в той замечательной и очень ответственной поре жизни, которую и называют молодостью или юностью.

Эпиграф урока: Молодость - не преддверие жизни, а сама жизнь.

Слайд № 2. По ходу урока учащиеся, разбитые на группы, оформляют плакат «Современная молодежь»

Слайд № 3-4. Как оформлять плакат. Виды спайдограммм

Слайд № 5.

Некоторые представители старшего поколения считают, что значительна часть современной молодежи не живет, а проживает, не работает, а подрабатывает, не трудится, а делает вид, не так одеваются, не те мысли у них… Так ли это? Легко ли сегодня быть молодым? Попробуем это сегодня прояснить.

Взрослым свойственно пристально вглядываться в подрастающее поколения и пытаться определить, что несут они миру, чем схожи и в чем отличны от них самих. Это естественно: ведь молодежь - завтра любого общества. Поэтому, стремясь узнать молодежь, старшие пытались и пытаются как бы угадать, каким будет завтрашний день. Но иногда такое узнавание приобретает несколько своеобразный характер.

Слайд № 6. Четыре точки зрения на молодежь

«Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков. Наши нынешние дети стали тиранами; они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям. Попросту говоря, они очень плохие».

« Молодежь сегодня обожает роскошь, у них плохие манеры, и нет никакого уважения к авторитетам, они высказывают неуважение к старшим, слоняются без дела и постоянно сплетничают. Они все время спорят с родителями, они постоянно вмешиваются в разговоры и привлекают к себе внимание, они прожорливы и тиранят учителей…»

«Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь завтра возьмет в свои руки бразды правления, ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна»

«Наш мир достиг критической стадии. Дети больше не слушаются своих родителей. Видимо, конец мира уже не очень далек».

«Эта молодежь растлена до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Никогда они не будут

Слайд № 7. Как вы думаете, кто сказал эти слова и когда примерно были произнесены эти высказывания?

Первое заимствовано у Сократа (470-399 гг. до н. э.).

Второе у Гесиода (ок. 720 г. до н. э.).

Третье изречение принадлежит одному египетскому жрецу, жившему за 2000 лет до н. э.

Четвертое обнаружено на глиняном горшке, найденном среди развалин Вавилона. Возраст горшка-свыше 3000 лет.

Итак, проходили века и тысячелетия, а молодежь становилась все хуже и хуже. Остается непонятным, каким образом цивилизации удалось не только выжить, но и достичь огромных успехов, свидетелями которых мы являемся.

Какие выводы мы можем сделать?

Споры о молодежи существовали во все времена, существуют они и в наше время, при этом высказываются взгляды прямо противоположные.

Слайд № 8. Видеоролик «Что вы думаете о современной молодёжи»

Согласны ли вы с такой оценкой молодежи?

Слайд №9. Кто мы?

Для начала следует определить, кого считать молодежью, чем она отличается от других общественных групп.

Представьте собственное определение молодежи.

Слайд № 10. А теперь давайте сравним с научным определением.

Молодежь -это поколение людей, проходящих стадию взросления, т.е. становления личности, усвоения знаний, социальных ценностей и норм, необходимых для того, чтобы состояться как полноценный и полноправный член общества.

Молодежь - это большая социально-демографическая группа, выделяемая на основе возрастных характеристик, особенностей социального положения, социально-психологических свойств, которые определяются строем, культурой, закономерностями социализации, воспитания данного общества.

Слайд № 11. Молодежь принято делить на четыре возрастные группы:

14-16 лет - подростки (это в основном учащиеся средних школ и профессиональных учебных заведений,

находящиеся, как правило, на иждивении родителей или государства)

17-19 лет - юношество (начало самостоятельной профессиональной деятельности или выбора и осуществления

качественно новой профессиональной учебы)

20-24 года - собственно молодежь (молодые люди, завершающие основную профессиональную подготовку,

вступающие в производственную деятельность и создающие собственные семьи)

25-30 лет - старшая молодежь (в этом возрасте на основе личного опыта производственной и семейной жизни, а также участия молодежи в политических отношениях завершается процесс формирования зрелой личности)

Слайд № 12. Сколько нас?

Статистика (в настоящее время в мире 18% населения - это молодежь, в РФ сегодня 39,6 миллионов молодых граждан - 27 % от общей численности населения страны, в Осетии 26,5 % , что составляет 187 тысяч человек)

Слайд № 13. Какие мы?

Слайд № 14. Видеоролик «Чем живет молодежь?»

Слайд № 15.

Пять определений, которые, по вашему мнению, могут наиболее полно охарактеризовать социальный слой

МОЛОДЁЖЬ. Объяснить, почему вы выбрили именно данную характеристику?

Серьезное отношение к учебе, сколько усилий прилагаете для поступления в ВУЗы, молодежь как и в прежние времена, готова прийти на помощь с риском для собственной жизни, подставить плечо, сколько таких примеров.

Слайд № 16-17. Результаты анкетирования учащихся 11-х классов

Слайд № 18. Какие у нас проблемы?

Слайд № 19. ПРОБЛЕМЫ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

СОКРАЩЕНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ МОЛОДЕЖИ,

СТАРЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ,

УХУДШЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ПОДРОСТКОВ (ПО РОССИИ- ТОЛЬКО 10% ВЫПУСКНИКОВ АБСОЛЮТНО ЗДОРОВЫ)

Сокращение рождаемости, возрастание детской смертности, числа абортов и патологии родов, увеличение смертности среди экономически активного молодого поколения.

Длительное нарушение медицинских норм питания, рост инфекционных заболеваний (включая туберкулез, венерические и СПИД), ухудшение экологической ситуации, увеличение стрессовых ситуаций в обществе, сокращение профилактических осмотров детей и подростков, отсутствие пропаганды здорового образа жизни в семье, школе и материалах СМИ.

Две трети молодых россиян живут за чертой бедности , 10% - нищенствуют. Падение уровня жизни всего населения, сокращение расходов на питание, отдых, образование, бытовые нужды привело к обнищанию (материальному и духовному) большой части молодежи. В связи с этим происходят негативные изменения в общественном сознании молодежи, растет число преступлений, совершаемых на почве корысти.

Попробуем взглянуть на молодежь, т.е. на себя со стороны

Слайд № 20. Видеоролик «Жизнь современной молодёжи»

Слайд № 21. Современная молодежь какая она?

Слайд № 22. Иерархия ценностей современной молодежи (оформляем свое мнение в плакате «Современная молодежь»). Результаты анкетирования

Работа в группах (каждая группа получает задание - работаем 5 минут)

Слайд № 23. Вопросы для первой группы.

Правовой статус молодежи

  • С какого периода согласно Конституции РФ гражданин может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности?

  • Какие права и свободы получает молодой человек?

  • С какого возраста молодые люди могут вступать в брак? Бывают ли исключения?

  • Что означает «полная правоспособность»?

  • Какие гражданские обязанности должен выполнять молодой гражданин РФ?

  • Как изменяется статус молодого человека с гражданским совершеннолетием?

Слайд № 24 . Социальные роли молодежи

Слайд № 25. КИМ.

Социологи провели репрезентативные опросы 1600 юношей и девушек станы Z. Им задавали вопрос:
«Что в наши дни формирует основы жизненного опыта молодёжи?»

Разработка урока по обществознанию по теме: «Молодёжь в современном обществе»


  1. Треть респондентов уверены, что основы жизненного опыта молодёжь приобретает в высших учебных заведениях.

2) Большая доля молодых людей считает, что основы жизненного опыта формирует семья.

3) Каждый третий юноша указал, что жизненный опыт, полученный в армии, имеет большое значение.

4) Равные доли опрошенных считают, что основы жизненного опыта формируются школой, компанией товарищей и средствами массовой информации.

5) Книги перестали быть основой жизненного опыта для около 90 % современной молодёжи

Слайд № 26. Вопросы для второй группы. Трудоустройство молодежи.

Слайд № 27. Льготы гарантированные несовершеннолетним работникам .

Заключение трудового договора допускается с 16 лет. Российское законодательство предусматривает легкого труда в свободное от учебы время.

Несовершеннолетним работникам гарантированы льготы.

  • ограничена продолжительность рабочей недели;

  • право на оплачиваемый отпуск от 31 календарного дня без права отзыва или замены денежной компенсацией;

  • право на профессиональное обучение за счет работодателя с последующим трудоустройством;

  • запрет на установление испытательного срока и приема на работу, которая требует специальной подготовки и знаний;

  • запрет труда на тяжелых, подземных работах, а также работах, связанных с опасными, вредными условиями труда;

  • запрет труда в ночных сменах, привлечение к сверхурочным работам, служебным командировкам, работе в выходные/праздничные дни;

  • запрет на работу вахтовым методом, по совместительству;

  • обязательное медицинское обследование (предварительное, периодическое);

  • запрет на привлечение к работе которая может причинить вред нравственному развитию (работа в ночных заведениях (клубы, кабаре), игорном бизнесе.

  • увольнение подростка возможно с одобрения комиссии по делам несовершеннолетних и госинспекции труда.

Слайд № 28. Вопросы для третьей группы.

  • Тенденции развития современного образования

  • Какое значение в юношеском возрасте имеет проблема образования?

  • Что свидетельствует о сохранении престижа образования в нашем обществе?

  • Подберите аргументы за и против платного образования в России

Слайд № 29. КИМ.

В стране провели социологический опрос «Может ли бесплатное образование быть качественным?».

Разработка урока по обществознанию по теме: «Молодёжь в современном обществе»

Какой вывод можно сделать на основании данных диаграммы?
1) Большинство отвечавших испытали затруднение при ответе на вопрос.
2) Среди респондентов преобладают те, кто считает, что плата за образование гарантирует его качество.
3) Доля сторонников платного образования превышает долю тех, кто не считает оплату обучения гарантией его качества.
4) Пятая доля опрошенных относятся к образованию как к услуге.

Слайд № 30. КИМ.

Социологическими службами стран Z и Y был проведён опрос группы граждан. Был задан вопрос: «Удовлетворены ли Вы качеством образования в стране?».

Разработка урока по обществознанию по теме: «Молодёжь в современном обществе»

Какой вывод можно сделать на основе диаграммы?
1) В стране Z каждый третий опрошенный признаёт невысокое качество общего образования.
2) Наименьшие доли опрошенных обеих стран считают высоким качество начального образования.
3) Наибольшие доли опрошенных обеих стран считают качество образования удовлетворительным.
4) Доля людей, удовлетворённых качеством образования, в стране Z больше, чем в стране У.

Слайд № 31. Вопросы для четвертой группы. Проблемы молодежной субкультуры

  • Дайте определение, что такое молодёжная субкультура?

  • Чем субкультура отличаться от доминирующей культуры

  • Каковы основные мотивы, побуждающие молодёжь примыкать к тому или иному типу субкультур.

Слайд № 32.

Молодёжная субкультура- это культура определённого поколения, характеризующаяся общностью стиля жизни, манер поведения, групповых норм и стереотипов.

Панки - свободные от обязательств люди, хиппи - миролюбивые философы, скинхеды - защитники территории, эмо - депрессивная молодежь, готы- мрачные приверженцы мистики, рокеры, геймеры, байкеры, растаманы, рэперы

Слайд № 33. Факторы нарушения социализации молодежи

  • Дефекты воспитания.

  • Снижение воспитательной функции семьи.

  • Кризис системы школьного и профессионального образования. Перекладывание ответственности.

  • Проблемы занятости молодежи.

  • Отсутствие четких ценностных ориентаций в российском обществе.

  • Влияние средств массовой информации на подрастающее поколение.

  • Неорганизованность досуга молодежи.

Слайд № 34. Задания для пятой группы. Из перечисленных критериев выбрать те которые позволяют

определить, достиг ли молодой человек статуса взрослого.

Слайд № 35. Основные направления ГМП:

  • обеспечение соблюдения прав молодежи;

  • обеспечение гарантий в сфере труда и занятости молодежи;

  • государственная поддержка молодой семьи;

  • поддержка талантливой молодежи;

  • формирование условий, способствующих физическому и духовному развитию молодежи (привлечение молодежи к занятию спортом, развитие молодежных и детских клубов и организаций)

  • поддержка деятельности молодежных и детских объединений;

  • содействие международным молодежным обменам.

Слайд № 36. ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ.

Вставьте пропущенное слово: «Человек -раб, потому, что … трудна, рабство же легко» Н.А.Бердяев (СВОБОДА)

Слайд № 37. ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ. Вставьте пропущенное слово: Пессимист, оказавшись перед … из двух зол, выбирает оба».Оскар Уайльд (ВЫБОР)

Слайд № 38. ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ.

Вставьте пропущенное слово:«Нужно, чтобы человек понял, что он творец и хозяин мира, что на нём … за все несчастья земли и что ему принадлежит слава за всё хорошее, что есть в жизни» Р.Ролан (ОТВЕТСТВЕННОСТЬ)

Слайд № 39. Выскажите свою точку зрения по высказанной проблеме

  • Молодёжь в современном обществе ничего не решает, от неё мало что зависит.

  • Именно молодёжь знает, что ей нужно в будущем, и она определяет многое.

  • Молодёжи многое дано, но ещё больше предстоит сделать.

  • Молодежь может и готова отвечать за общество, в котором живет.

Слайд № 40. МОЛОДОСТЬ - ЭТО:

Слайд № 41. Вывод

Слайд № 42. Будущее это мы!

© 2010-2022