ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «КЕЙСА» НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В СИСТЕМЕ СПО

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «КЕЙСА» НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В СИСТЕМЕ СПО

Бороздинова Н.А.,

преподаватель гуманитарных дисциплин

ГБПОУ ВО «Семилукский

политехнический колледж»

В педагогической практике давно применяется термин «активные методы и формы обучения». Он объединяет группу педагогических технологий, достигающих высокого уровня активности учебной деятельности учащихся. В последнее время получил распространение ещё один термин - «интерактивное обучение».

Слово «интерактив» пришло к нам из английского от слова «interact». «Inter» - это «взаимный», «act» - действовать.

Интерактивный - означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с кем-либо (человеком) или чем-либо (например, компьютером). Следовательно, интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и студента.

В одной китайская притче говорится: «Скажи мне - и я забуду; покажи мне - и я запомню; дай сделать - и я пойму». В этих словах находит свое отражение суть интерактивного обучения.

При использовании интерактивных методов в системе СПО студент становится полноправным участником процесса восприятия, его опыт служит основным источником учебного познания. Преподаватель не даёт готовых знаний, но побуждает обучаемых к самостоятельному поиску.

Среди современных технологий и методов обучения в последнее время особое место в профессиональном образовании занимает технология «кейса». Существуют различные обозначения данной технологии обучения, хотя это различия в нюансах. В зарубежных публикациях приходилось встречаться с такими подходами, как метод изучения ситуаций (case studies), деловых историй (case stories) и, наконец, просто метод кейсов (case method). В российских, а также русскоязычных изданиях чаще всего говорится о методе конкретных ситуаций (КС), деловых ситуаций, кейс-методе. Его суть состоит в том, что слушателям дается описание определенной ситуации, которую необходимо рассмотреть и определить пути решения. При этом предполагается решение определенных целей и задач: развитие навыков анализа и критического мышления, соединение теории и практики, представление примеров принимаемых решений, демонстрация различных позиций и точек зрения, формирование навыков оценки альтернативных вариантов в условиях неопределенности. А также достигаются дополнительные эффекты: студенты получают коммуникативные навыки, развивают презентационные умения, формируют интерактивные умения, позволяющие эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения, приобретают экспертные умения и навыки, учатся самостоятельно отыскивать необходимые знания для решения ситуационной проблемы, и, надеюсь, что изменяют мотивацию к обучению.

Использование кейс-метода в изучении учебных дисциплин гуманитарного цикла является особенно значимым, так как применение импровизаций в учебном процессе требует максимального приближения студентов к реальным ситуациям и принятию адекватных решений. В практической профессиональной деятельности выпускникам придется сталкиваться с различными непредвиденными ситуациями. Конечно, готовых рецептов как поступать в той или иной ситуации дать невозможно. Поэтому, решая различные проблемные ситуации еще на учебных занятиях, у выпускника будет гораздо больше шансов успешно решать их в своей будущей профессиональной деятельности. Эффективность применения этого метода проявляется и в преподавательской деятельности: грамотно направляя дискуссию, преподаватель может выйти на новое решение проблемы, увидеть упущенные ранее грани рассматриваемой ситуации.

Грамотно созданный «кейс» провоцирует дискуссию, привязывая студентов к реальным фактам, позволяет промоделировать реальную проблему, с которой в дальнейшем придется столкнуться на практике.

Материалами для создания «кейса» являются проблемные реальные ситуации или литературные источники. Объем может быть различным - от нескольких предложений на одной странице до нескольких страниц. Однако, следует помнить, что большие «кейсы» вызывают затруднения у студентов, особенно при работе впервые. Использование кейс-метода позволяет предоставить студентам наибольшую меру самостоятельного и творческого поиска.

Кейс-метод можно успешно использовать по всем разделам курса «Обществознание». Хороший «кейс», как правило, учит искать нетривиальные подходы, поскольку не имеет единственно правильного решения. Студенты имеют возможность высказать свою точку зрения, отстоять свою позицию, выстроить доказательную базу.

Современный урок обществознания должен формировать следующие базовые компетентности современного человека и гражданина, а именно: информационную (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем); коммуникативную (умение эффективно сотрудничать с другими людьми); социальную (умение включиться в социум, успешность карьеры, создать семью предупреждение конфликтов, мобильность, толерантность);

Существует множество типов кейсов, которые можно применять в зависимости от ситуации: 1) проблемные кейсы (когда проблема заранее определена и студенты не имели раньше дело с кейсами); 2) проектные кейсы (в качестве результата выступает программа действий по решению проблем); 3) описательные кейсы (помимо описания проблемы даётся и решение, студенты должны обсудить плюсы и минусы этого решения); 4) интерактивные кейсы, требующие для решения проблемы исследований: соцопроса, анализа, наблюдения и пр.;

Существует множество источников, которые возможно брать за сюжетную канву, идею кейса: правовые или экономические задачи; художественная литература; иллюстрации, документы, публикации в СМИ; неисчерпаемым Интернет с его ресурсами; местный материала.

Выполнять кейсы рекомендуется в пять этапов:

  • первый этап - знакомство с ситуацией, её особенностями;

  • второй этап - выделение основной проблемы (основных проблем), выделение факторов и персоналий, которые могут реально воздействовать;

  • третий этап - предложение концепций или тем для «мозгового штурма»;

  • четвёртый этап - анализ последствий принятия того или иного решения;

  • пятый этап - решение кейса - предложение одного или нескольких вариантов (последовательности действий), указание на возможные проблемы, механизмы их предотвращения и решения.

Но все источники информации для кейсов представляют собой продукты человеческой деятельности. В них проявляются интересы людей, их субъективизм, а порой ложь и заблуждения. Такой подход требует проверки на истинность всех материалов и источников кейса. Вот почему к этому методу необходимо подходить крайне осторожно и тщательно проверять и перепроверят информационную базу кейса, стараться добиваться максимального соответствия ситуации кейса ситуации реальной жизни. Это позволяет с большой уверенностью добиться достоверности кейса.

Так как в образовательных стандартах значительно увеличены нормативы времени на самостоятельную работу студентов, то кейс технология сегодня наиболее эффективный метод образования, у которого, несомненно, большое будущее.

Кейс-технологии - это не повторение за преподавателем, не пересказ параграфа или статьи, не ответ на вопросы, это анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике.

Преподаватель и студент постоянно взаимодействуют, выбирают формы поведения, сталкиваются друг с другом, мотивируют свои действия, аргументируют их моральными нормами. В дальнейшем студенты могут анализировать свои поступки и действия, учатся нести ответственность, воспитывают в себе новые качества необходимые для адаптации в обществе.

В качестве примера приведу несколько кейсов.

Кейс 1.

«Предметный характер деятельности».

«Все виды материальной и духовной деятельности человека несут в себе его главную черту - творческое преобразование действительности, а в итоге и самого себя…Важная особенность деятельности состоит в том, что она всегда носит явный или неявный предметный характер, - все ее компоненты имеют то или иное предметное содержание, а сама она обязательно направлена на творческое созидание определенного материального или духовного продукта (так, благодаря деятельности рабочего создаются реальные машины, здания, а в деятельности писателя и художника создаются художественные произведения).

Если мы хотим осознано употребить слово «деятельность» применительно к той или иной сфере жизни человека, то обязательно должны представлять себе предметное содержание ее компонентов, содержание ее конечного «продукта». Но если в наблюдаемых нами жизненных событиях мы не можем выделить и определить содержание компонентов деятельности, не можем проследить реальное преобразование человеком той или иной материальной или духовной действительности, то термин «деятельность» к этим событиям применить нельзя. Жизнь некоторых людей лишь частично связана с полнокровной человеческой деятельностью, она лишь теплится у них в неразвитой форме».

В.В.Давыдов (социолог, психолог).

Вопросы и задания.

  1. Какова общая отличительная черта всех видов человеческой деятельности?

  2. На что направлена практическая и духовная деятельность человека? Что у них общего и каковы между ними различия? Сравните мнения авторов документа и учебника.

  3. Какой смысл вкладывается в выражение «преобразование материальной или духовной деятельности»? Что может быть конечным «продуктом» в том и другом случае? Отвечая на вопрос, опирайтесь на фрагмент документа.

Кейс 2

Молодежь как социальная группа

Молодежь - это один из скрытых ресурсов, который имеется в любом обществе и от которого зависит его жизнеспособность. Выживание и темпы прогресса каждой страны определяются тем, насколько значителен, развит этот ресурс, насколько он мобилизован, насколько полно используется.

Традиционные, статичные общества опираются прежде всего на опыт старших поколений. Такое общество боится стихии молодежи, используя молодежь по необходимости, механически, частично. Молодежь остается лишь скрытым ресурсом, не реализовавшим себя, и в этом смысле - потерянным поколением.

Динамичные общества рано или поздно вынуждены обращаться к молодежи. Если они этого не делают, то революции (или реформы) вскоре захлебываются. Старшие поколения могут лишь составить проект будущего, замыслить социальную перемену, дать ей толчок. Времени их человеческой жизни, жизненного потенциала на большее не хватает.

У молодежи практически нет собственного прошлого, ее сознание более конфликтно, открыто переменам. Умные, дальновидные реформаторы не могут не понимать этого, не видеть в молодежи обновляющую силу, оживляющий элемент, интеллектуальный и энергетический резерв, который выступает на передний план и вводится в действие, когда обществу надо произвести глубокую и быструю перемену и в то же время хорошо приспособиться к быстро меняющимся и качественно новым обстоятельствам. В этом состоит основная социологическая функция молодежи в обществе.

И.М. Ильинский. «О воспитании жизнеспособных поколений российской молодежи»

1) Как раскрывает автор отношение к молодежи в традиционных и динамичных обществах?

2) В чем видит автор основную социальную функцию молодежи?

3) Какие особенности молодежи как особой социальной группы позволяют ей играть эту роль?

4) Опираясь на характеристику различных обществ, данных в тексте, объясните, в каком обществе живет современная российская молодежь.

Литература.

  1. Русских Г.А. Дидактические основы современного урока: Учебно-практическое пособие. - М., Ладога-100, 2001.

  2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998.

  3. Смолянинова О.Г. Дидактические возможности метода CASE-STUDУ в обучении студентов. 2007.

  4. Сурмин Ю.А. Что такое кейс-метод? Взгляд теоретика и практика. 2007.



5

© 2010-2022