• Преподавателю
  • Обществознание
  • Рабочая программа по обществознанию на 162 часа для среднего профессионального образования для студентов 1 курса на базе общего среднего образования

Рабочая программа по обществознанию на 162 часа для среднего профессионального образования для студентов 1 курса на базе общего среднего образования

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


























РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ


СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 34.02.01 «Сестринское дело»

очная форма обучения, 1 курс


БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ


СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ












2015



Содержание



Пояснительная записка....................................................................................4

Общая характеристика учебной дисциплины «Обществознание»..............5

Место учебной дисциплины в учебном плане...............................................6

Результаты освоения учебной дисциплины...................................................6

Содержание учебной дисциплины..................................................................9

Учебно- методическое и материально-техническое обеспечение

программы учебной дисциплины……………………………………………22

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины………………… 25



























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа рассчитана на 162 часа аудиторного времени, из вариативной части часов, в том числе 108 часов теоретических занятий (лекций 108 часов).

Занятия проводятся в виде лекционных. Предлагаемые в программе лекционные занятия закрепляют теоретические знания, позволяют наиболее детально и углубленно оценить единство структуры и функции.

Данная программа состоит из 6 разделов:

1. Человек и общество

2. Духовная культура человека и общества.

3. Экономика.

4. Социальные отношения.

5. Политика.

6. Право.

Форма итоговой аттестации - дифференцированный зачёт.

С целью повышения творческой активности предусмотрено использование в самостоятельной работе студентов, наряду с обязательной учебной литературой, разнообразных наглядно-методических обучающих материалов, мультимедийных программ.







1. Общая характеристика учебной дисциплины «Обществознание»

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы, в соответствии с ФГОС по специальности СПО:

34.02.01 «Сестринское дело»

Программа учебной дисциплины может быть использована на специальности.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Интегрированная учебная дисциплина «Обществознание» является учебным предметом обязательной предметной области «Общественные науки» ФГОС среднего общего образования.

В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Обществознание»2 изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).

В учебных планах ППКРС, ППССЗ место учебной дисциплины - в составе общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО или специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования.

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук; осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд);

- извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам;

- систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

- подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

- особенности социально-гуманитарного познания;

1.4. Результаты освоения учебной дисциплины:

Освоение содержания учебной дисциплины «Обществознание» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

• личностных:

−− сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

−− российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, уважение государственных символов (герба, флага, гимна);

−− гражданская позиция в качестве активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности;

−− толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; эффективно разрешать конфликты;

−− готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

−− осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

−− ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

• метапредметных:

−− умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

−− владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

−− готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках социально-правовой и экономической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

−− умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

−− умение определять назначение и функции различных социальных, экономических и правовых институтов;

−− умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

−− владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания;

• предметных:

−− сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;

−− владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;

−− владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;

−− сформированнность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;

−− сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;

−− владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;

−− сформированнность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.

1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

Максимальной учебной нагрузки обучающегося 162 часа, в том числе:

- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 108 часов;

-самостоятельной работы обучающегося 54 часов.



































2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины в виде учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

162

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

108

в том числе практические занятия


Самостоятельная работа обучающегося (всего)

54

в том числе:


составление конспектов

20

написание рефератов

6

создание мультимедийных презентаций по учебной теме

12

подготовка сообщений/эссе

12

составление кроссвордов

2

Итоговая аттестация - в форме дифференцированного зачета.

2

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Обществознание»


Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,

самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень усвоения

1

2

3

4

Введение

Знание особенностей социальных наук, специфика объекта их изучения.

2


Раздел I. Человек и общество


10


Тема 1.1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества.

Содержание учебного материала.

2

1

Человек, индивид, личность. Деятельность и мышление. Виды деятельности. Творчество. Человек в учебной и трудовой деятельности. Основные виды профессиональной деятельности. Выбор профессии. Профессиональное самоопределение

Тема 1.2. Философские представления о социальных качествах человека

Содержание учебного материала.

2


Философские представления о социальных качествах человека. Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности. Потребности, способности и интересы. Социализация личности. Самосознание и социальное поведение. Цель и смысл человеческой жизни. Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Виды человеческих знаний. Мировоззрение. Типы мировоззрения. Основные особенности научного мышления.

Самостоятельная работа при изучении темы:

1. Подготовить сообщения: «Проблема познаваемости мира в трудах ученых»

2


Тема 1.3. Свобода как условие самореализации личности.

Содержание учебного материала.

2

2

Свобода как условие самореализации личности. Свобода человека и ее ограничители (внутренние - со стороны самого человека и внешние - со стороны общества).

Выбор и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности.

Человек в группе. Многообразие мира общения. Межличностное общение и взаимодействие. Проблемы межличностного общения в молодежной среде. Особенности

самоидентификации личности в малой группе на примере молодежной среды. Меж-

личностные конфликты. Истоки конфликтов в среде молодежи.

Тема 1.4. Общество как сложная динамическая система

Содержание учебного материала.

2

2

Представление об обществе как сложной динамичной системе. Подсистемы и

элементы общества. Специфика общественных отношений. Основные институты

общества, их функции. Общество и природа. Значение техногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной. Противоречивость воздействия людей на природную среду. Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса. Смысл и цель истории. Цивилизация и формация. Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное).

Самостоятельная работа при изучении темы:

1. Составить самостоятельно конспект: «Мыслители прошлого об обществе»

2

3

Тема 1.5. Особенности современного мира

Содержание учебного материала.

2

2

Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм, его

причины и проявления. Современные войны, их опасность для человечества. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. Социальные и гуманитарные

аспекты глобальных проблем.

Самостоятельная работа при изучении темы:

1. Подготовить индивидуальные проекты: «Глобальные проблемы человечества».

2. Эссе по теме: Влияние характера человека на его взаимоотношения с окружающими людьми.

2

3

Раздел 2. Духовная культура человека и общества

14


Тема 2.1. Духовная культура человека и общества.

Содержание учебного материала.

2

2

Понятие о культуре. Духовная культура личности и общества, ее значение в

общественной жизни. Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура - продукт информационного общества. Особенности молодежной субкультуры.

Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров. Взаимодействие

и взаимосвязь различных культур. Культура общения, труда, учебы, поведения в

обществе. Этикет. Учреждения культуры. Государственные гарантии свободы доступа

к культурным ценностям.

Самостоятельная работа при изучении темы:

1. Составить конспект: «Современная массовая культура: достижение или деградация? ».

2

3

Тема 2.2. Наука и образование в современном мире



Содержание учебного материала.

2


Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Значимость труда ученого, его особенности. Свобода научного поиска. Ответственность ученого перед обществом. Образование как способ передачи знаний и опыта. Роль образования в жизни современного человека и общества. Правовое регулирование образования. Порядок

приема в образовательные учреждения профессионального образования. Система

образования в Российской Федерации. Государственные гарантии в получении образования. Профессиональное образование.

Самостоятельная работа при изучении темы:

1. Подготовить сообщения: «Наука в современном мире: все ли достижения полезны человеку? »

2


Тема 2.3. Научное позна-

ние. Многообразие путей

познания

Научное познание. Формы и методы научного познания.

2


Тема 2.4. Роль образования в жизни современного человека и общества.

Содержание учебного материала.

2

2

Образование как способ передачи знаний и опыта. Система образования в Российской Федерации. Государственные гарантии в получении образования. Профессиональное образование. Дополнительные образовательные услуги, порядок их предоставления.

Самостоятельная работа при изучении темы:

1. Подготовить рефераты по темам (на выбор): «Чувственное и рациональное познание мира», «Формы и методы современного научного познания»

4

6

Тема 2.5. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры.

Содержание учебного материала.

2

2

Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и

совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал.

Самостоятельная работа при изучении темы:

1. Эссе по теме религиозных притч о добре и зле.

2

3

Тема 2.6. Искусство как элементы духовной культуры.

Содержание учебного материала.

2


Искусство и его роль в жизни людей. Виды искусств.

Самостоятельная работа при изучении темы:

1. Составить конспект: «Искусство и его роль в жизни людей»

2


Тема 2.7. Религия как элементы духовной культуры.

Содержание учебного материала.

2


Религия как феномен культуры. Мировые религии. Религия и церковь в современном мире. Свобода совести. Религиозные объединения Российской Федерации.

Самостоятельная работа при изучении темы:

1.Составить конспект: «Происхождение и сущность основных мировых религий»

2


Раздел 3. Экономика.

26


Тема 3.1. Экономика и экономическая наука.

Содержание учебного материала.

2

2

Экономика семьи. Экономика как наука и хозяйство. Главные вопросы экономики. Потребности. Выбор и альтернативная стоимость. Ограниченность ресурсов.

Факторы производства.

Самостоятельная работа при изучении темы:

1. Подготовить презентацию: «Экономика современного общества»

2

3

Тема 3.2. Разделение труда.

Содержание учебного материала.

2


Разделение труда, его виды и формы. Специализация и обмен.

Тема 3.3. Экономические системы.

Содержание учебного материала.

2

2

Типы экономических систем: традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика.

Тема 3.4. Рынок. Фирма.

Содержание учебного материала.

2

2

Рынок одного товара. Спрос. Факторы спроса. Предложение. Факторы предложения.

Рыночное равновесие. Основные рыночные структуры: совершенная и несовершенная

конкуренция. Роль фирм в экономике. Издержки, выручка, прибыль. Производительность труда. Основные организационные формы бизнеса в России.

Тема 3.5. Основные источники финансирования бизнеса.

Содержание учебного материала.

2

2

Акции и облигации. Фондовый рынок. Основы менеджмента и маркетинга. Деньги. Процент. Банковская система. Роль Центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции. Антиинфляционные меры. Основы денежной политики государства.

Тема 3.6. Роль государства в экономике

Содержание учебного материала.

2

2

Частные и общественные блага. Функции государства в экономике. Понятие ВВП

и его структура. Экономический рост и развитие. Экономические циклы.

Тема 3.7. Основы налоговой политики в государстве.

Содержание учебного материала.

2

2

Виды налогов. Государственные расходы. Государственный бюджет. Государственный долг.

Тема 3.8. Рынок труда.

Содержание учебного материала.

2

2

Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Факторы предложения труда.

Человеческий капитал.

Самостоятельная работа при изучении темы:

1. Составить конспект: «Роль профсоюзов и государства на рынках труда».

2

3

Тема 3.9. Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия.

Содержание учебного материала.

2

2

Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия. Уровень жизни, прожиточный минимум. Рациональный потребитель. Защита прав потребителя.

Самостоятельная работа при изучении темы:

1.Самостоятельно составить таблицу: «Безработица в современном мире: сравнительная характеристика уровня и причин безработицы в разных странах»

2


Тема 3.10. Семейный бюджет: доходы и расходы

Содержание учебного материала.

2


Основные доходы и расходы семьи. Реальный и номинальный доход. Сбережения.

Тема 3.11. Основные проблемы экономики России. Блиц-турнир по разделу «Экономика».

Содержание учебного материала.

2

2

Становление современной рыночной экономики России. Особенности современной

экономики России, ее экономические институты. Основные проблемы экономики

России и ее регионов. Экономическая политика Российской Федерации. Россия в

мировой экономике.

Тема 3.12. Элементы международной экономики

Содержание учебного материала.

2

2

Организация международной торговли. Государственная политика в области

международной торговли. Глобальные экономические проблемы.

Раздел 4. Социальные отношения.

16


Тема 4.1. Понятие о социальных общностях и группах.

Содержание учебного материала.

2

2

Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах. Социальная стратификация. Социальная мобильность.

Тема 4.2. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе.

Содержание учебного материала.

2

2

Социальная роль. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе. Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной деятельности.

Тема 4.3. Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций.

Содержание учебного материала.

2

2

Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль. Девиантное поведение, его формы, проявления.

Самостоятельная работа при изучении темы:

1. Составить конспект: «Социальная и личностная значимость здорового образа жизни»

2

3

Тема 4.4. Социальные нормы и отклоняющиеся поведение

Содержание учебного материала.

2


Девиантное поведение. Деликвентное поведение. Преступления и преступность.

Тема 4.5. Социальный конфликт: причины и истоки возникновения.

Содержание учебного материала.

2

2

Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. Пути разрешения социальных конфликтов. Позитивное и деструктивное в конфликте.

Самостоятельная работа при изучении темы:

1. Составить конспект: «Конфликт и протестное движение»

2

3

Тема 4.6. Особенности социальной стратификации в современной России.

Содержание учебного материала.

2

2

Особенности социальной стратификации в современной России. Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы.

Тема 4.7. Этнические общности. Межнациональные отношения.

Содержание учебного материала.

2

2

Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.

Самостоятельная работа при изучении темы:

1. Подготовить сообщения: «Этносоциальные конфликты в современном мире»

2

3

Тема 4.8. Семья как социальная группа

Содержание учебного материала.

2


Семья как основа общества. Тенденции развития семьи в современном обществе


2

Раздел 5. Политика


12


Тема 5.1. Политика и власть

Содержание учебного материала.

2

2

Понятие власти. Типы общественной власти. Политика как общественное явление.

Политическая система, ее внутренняя структура. Политические институты. Государство как политический институт. Признаки государства. Государственный суверенитет.

Самостоятельная работа при изучении темы:

1.Составить самостоятельно конспект: «Политическая власть: история и современность»

2

2

Тема 5.2. Политическая система общества

Содержание учебного материала.

2

2

Внутренние и внешние функции государства. Особенности функционального на-

значения современных государств. Межгосударственная интеграция, формирование

надгосударственных институтов - основные особенности развития современной по-

литической системы.

Тема 5.3. Государство в политической системе

Содержание учебного материала.

2

2

Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство, политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее

основные ценности и признаки. Условия формирования демократических институтов

и традиций. Правовое государство, понятие и признаки. Гражданское общество и государство. Правовое государство, понятие и признаки.

Тема 5.4. Участники политического процесса

Содержание учебного материала.

2

2

Личность и государство. Политический статус личности. Политическое участие

и его типы. Причины и особенности экстремистских форм политического участия.

Политическое лидерство. Лидеры и ведомые. Политическая элита, особенности ее

формирования в современной России.

Самостоятельная работа при изучении темы:

1. Составить самостоятельно конспект: «Формы участия личности в политической жизни»

2

2

Тема 5.5. Политические партии и движения, их классификация.

Содержание учебного материала.

2

2

Политические партии и движения, их классификация. Современные идейно-

политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм.

Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации. Гражданские инициативы. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Абсентеизм, его причины и опасность. Избирательная кампания в Российской Федерации.

Самостоятельная работа при изучении темы:

1. Составить самостоятельно таблицу: «Сравнительная характеристика двух форм государства»

4

3

Тема 5.6. Роль средств массовой информации в политической жизни общества.

Содержание учебного материала.

2

2

Средства массовой информации. Политическая жизнь общества. Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Влияние СМИ на позицию избирателя во время предвыборных кампаний. Характер информации, распространяемый по каналам СМИ.

Раздел 6. Право.

28


Тема 6.1. Правовое регулирование общественных отношений

Содержание учебного материала.

2

2

Цели и задачи изучения права в современном обществе. Юриспруденция как общественная наука. Право в системе социальных норм. Правовые и моральные нормы. Система права: основные институты, отрасли права.

Тема 6.2. Частное и публичное право.

Содержание учебного материала.

2

2

Основные формы права. Нормативные правовые акты и их характеристика. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Порядок принятия и вступления в силу законов в Российской Федерации.

Правовые отношения и их структура. Материальная и юридическая сторона правовых отношений.

Тема 6.3.Основные формы права.

Содержание учебного материала.

2

2

Нормативные правовые акты и их характеристика. Порядок принятия и вступления в силу законов в РФ. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Правовые отношения и их структура. Правомерное и противоправное поведение. Виды противоправных поступков.

Самостоятельная работа при изучении темы:

1. Подготовить сообщения: «Развитие прав человека в ХХ - начале ХХI века»

2

3

Тема 6.4. Конституционное право как отрасль российского права.

Содержание учебного материала.

2

2

Конституционное право как отрасль российского права. Основы конституционного

строя Российской Федерации. Система государственных органов Российской Феде-

рации. Законодательная власть. Исполнительная власть. Институт президентства.

Местное самоуправление.

Самостоятельная работа при изучении темы:

1. Подготовить сообщения (на выбор): «Формы и процедуры избирательного процесса», «Право на альтернативную гражданскую службу»

2

3

Тема 6.5. Судебная система Российской Федерации.

Содержание учебного материала.

2

2

Правоохранительные органы Российской Федерации. Судебная система Российской

Федерации. Адвокатура. Нотариат.

Тема 6.6. Основные конституционные права Российской Федерации

Содержание учебного материала.

2

2

Основные конституционные права и обязанности граждан в России. Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства. Обязанность защиты Отечества. Основания отсрочки от военной службы. Право на благоприятную окружающую среду. Гарантии и способы защиты экологических прав граждан. Юридическая ответственность за экологические правонарушения. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.

Самостоятельная работа при изучении темы:

1. Подготовить мультимедийную презентацию: «Конституция - история возникновения»

2

3

Тема 6.7. Права и обязанности налогоплательщика.

Содержание учебного материала.

2

2

Понятие налогоплательщик. Права налогоплательщика в Российской федерации. Обязанности налогоплательщика в Российской федерации.

Тема 6.8. Гражданское право и гражданские правоотношения.

Содержание учебного материала.

2

2

Понятие гражданства. Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ. Гражданское право и гражданские правоотношения. Физические лица. Юридические лица. Гражданско-правовые договоры. Имущественные права. Правовое регулирование предпринимательской деятельности Право собственности на движимые и недвижимые вещи, деньги, ценные бумаги. Право на интеллектуальную собственность. Основания приобретения права собственности: купля-продажа, мена, наследование, дарение. Личные неимущественные права граждан: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.

Самостоятельная работа при изучении темы:

  1. Составить конспект: «Личные и имущественные права граждан» (Работа с Гражданским кодексом РФ (подбор статей по теме).

  2. 2. Решить ситуационные задачи.

4

3

Тема 6.9. Трудовое право

Содержание учебного материала.

2

2

Понятие трудовых правоотношений. Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства. Порядок приема на работу. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения. Коллективный договор. Трудовые споры и порядок их разрешения. Заработная плата. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.

Самостоятельная работа при изучении темы:

  1. Самостоятельно составит конспект по теме: «Роль профсоюзов в трудовых правоотношениях».

  2. Решить ситуационные задачи.

2

3

Тема 6.10. Правовое регулирование трудовой деятельности несовершеннолетних

Содержание учебного материала.

2

2

Особенности регулирования труда несовершеннолетних работников. Трудовой договор. Оформление приема на работу несовершеннолетних. Материальная ответственность несовершеннолетних. Режим труда несовершеннолетних. Оплата труда несовершеннолетних. Расторжение трудового договора с несовершеннолетними.

Самостоятельная работа при изучении темы:

1.Заполнить таблицу.

2.Решить ситуационную задачу.

2

3

Тема 6.11. Административное право


Содержание учебного материала.

2

2

Административное право и административные правоотношения. Административные проступки. Административная ответственность.

Самостоятельная работа при изучении темы:

1.Заполнить таблицу.

2.Решить ситуационную задачу.

3. Подготовить развернутый ответ по предложенному материалу.


2


3

Тема 6.12. Уголовное право

Содержание учебного материала.

2


Уголовное право. Преступление как наиболее опасное противоправное деяние. Со-

став преступления. Уголовная ответственность.

Тема 6.13. Уголовная ответственность несовершеннолетних

Содержание учебного материала.

2


Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность.


Дифференцированный зачет

2



Всего

162


Для характеристики уровня усвоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Оборудование учебного кабинета: столы, стулья для преподавателя и студентов, шкафы для хранения учебно-наглядных пособий и учебно-методической документации, доска классная.

Технические средства обучения: компьютеры с лицензионным программным обеспечением, мультимедийный проектор.

Средства обучения

Вид

Средства обучения

1

Учебно-методическая литература

1.1

Учебная

литература

  • учебники,

  • учебные пособия,

  • конспекты лекций,

1.2

Методическая

литература

  • методические пособия,

  • методические рекомендации,

  • методические разработки,

  • методические указания

2

Учебно-наглядные пособия

2.1

Изобразительные пособия

  • таблицы,

  • плакаты,

  • схемы,

3

Технические средства обучения

3.1

Оборудование кабинета в соответствии с требованиями, предъявляемыми к материально-техническому обеспечению дисциплины «Обществознание»


см. Паспорт кабинета

3.2

Аудиовизуальные

средства обучения

  • мультимедиапрезентации.


3.2.Информационное обеспечение обучения

Основные источники:


Боголюбов Л. Н. и др. Обществознание. 10 класс. Базовый уровень.- М., 2014.

Белокрылова О.С. и др. Обществознание. Пособие -репетитор. - Р-н-Д, 2014.

Котова О. А., Лискова Т. Е. ЕГЭ 2015. Обществознание. Тетрадь-тренажёр. - М.,2014.

Северинов К.М. Обществознание в схемах и таблицах. - М., 2013.

Конституция Российской Федерации 1993 г. (последняя редакция).

Интернет-ресурсы

openclass.ru (Открытый класс: сетевые образовательные сообщества).

school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).

festival.1september.ru (Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»).

base.garant.ru («ГАРАНТ» - информационно-правовой портал).

istrodina.com (Российский исторический иллюстрированный журнал «Родина»)




4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

ДИСЦИПЛИНЫ


Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов.


Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Введение

Знать: особенности социальных наук, специфики объекта их изучения;

Уметь: дифференцировать наук по направлениям.

Тема 1.1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества.

Знать: что такое характер, социализация личности, самосознание и социальное поведение. Понятие истины, ее критерии; общение и взаимодействие, конфликты.

Уметь: давать характеристику понятий: «человек», «индивид», «личность», «деятельность», «мышление».

- оценка результатов индивидуального контроля в форме конспектов;

- оценка устных ответов.

Тема 1.2. Философские представления о социальных качествах человека

Представление об обществе как сложной динамичной системе,

взаимодействии общества и природы.

- оценка результатов работы на занятии, выполнение самостоятельных и домашних работ;

-оценка результатов по созданию таблиц.

Тема 1.3. Свобода как условие самореализации личности

Знать: определение слова «свобода», «воля», «свобода выбора».

Уметь: соотносить свободу с понятием «необходимость», указывать атрибуты свободы.

- оценка результатов индивидуального контроля в форме конспектов;

- оценка устных ответов на занятиях.

Тема 1.4. Общество как сложная динамическая система

Знать: характерные черты общества как системы, социальные институты.

Уметь: выделять из предложенных компонентов те, которые являются социальными институтами.

оценка результатов работы на практических занятиях, выполнение самостоятельных и домашних работ.

- оценка правильности и точности знания основных информационных понятий;

- оценка результатов;

Тема 1.5. Особенности современного мира

Знать особенности современного мира.

Уметь находить информацию в источниках различного типа.

- оценка результатов индивидуального контроля в форме конспектов;

-тестирование по разделу.

Тема 2.1. Духовная культура человека и общества.

Знать: «культура», «духовная культура личности и общества»; демонстрация ее значения в общественной жизни, культуры общения, труда, учебы, поведения в обществе, этикета.

Уметь: различать культуру народную, массовую, элитарную. Освещать проблемы

духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде; взаимодействия и взаимосвязи различных культур.

- оценка правильности и точности знания основных информационных понятий;

-оценка результатов по созданию таблиц

- оценка результатов работы на занятии, выполнение самостоятельных и домашних работ;

Тема 2.2. Наука и образование в современном мире

Знать: порядок приема в образовательные учреждения профессионального образования. Система

образования в Российской Федерации.

Уметь: объяснить роль образования в жизни

современного человека и общества.

оценка правильности и точности знания основных информационных понятий;

- оценка результатов индивидуального контроля в форме устных ответов;

- оценка результатов индивидуального контроля в форме конспектов;

Тема 2.3. Научное познание. Многообразие путей познания.

Знать, каковы главные задачи, цели. Основные черты науки, научных деятелей; почему наука-

«локомотив» НТП;

Уметь, доказывать, что высокие технологии

являются «локомотивом» промышленного

развития страны.

- оценка правильности и точности знания основных информационных понятий;

- оценка результатов индивидуального контроля в форме устных ответов;

- оценка результатов индивидуального контроля в форме конспектов;

Тема 2.4. Роль образования в жизни современного человека и общества.

Знать, что образование - непременное богатство страны, принципы образования; что самообразование-условие успешной профессиональной деятельности.

Уметь, доказывать, что фундаментальные исследования создают основы современных технологий и определяют качество образования

- оценка правильности и точности знания основных информационных понятий;

- оценка результатов;

- оценка результатов самостоятельной работы по теме;

Тема 2.5. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры

Знать термины, сущность морали, как мораль регулирует социальное поведение индивида, чем отличается должностная инструкция от морального кодекса;

Уметь, называть показатели нравственной зрелости личности.

- оценка правильности и точности знания основных информационных понятий;

- оценка результатов;

- оценка результатов самостоятельной работы по теме;

Тема 2.6. Искусство как элементы духовной культуры

Знать: понятие «искусство» и его виды, основные учреждения культуры, государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям.

Уметь: объяснить роль искусства в жизни людей.

- оценка правильности и точности знания основных информационных понятий;

- оценка результатов;

- оценка результатов самостоятельной работы по теме;

Тема 2.7. Религия как элементы духовной культуры.

Знать: мировые религии. Религиозные объединения Российской Федерации.

Уметь: объяснить роль религии и церкви в современном мире.

- оценка результатов индивидуального контроля в форме конспектов;

-оценка результатов по созданию таблиц;

-тестирование по разделу.

Тема 3.1. Экономика и экономическая наука

Знать: каковы место и роль экономики в жизни общества.

Уметь: называть приоритеты политики России в экономике.

- оценка результатов индивидуального контроля в форме конспектов;

- оценка устных ответов.

Тема 3.2. Разделение труда.

Знать: от каких факторов зависит объём выпускаемой продукции, как на производство влияет разделение труда.

Уметь: приводить примеры форм организации производства.

- оценка правильности и точности знания основных информационных понятий;

- оценка результатов;

- оценка результатов самостоятельной работы по теме;

Тема 3.3. Экономические системы.

Знать: основные виды экономических систем;

Уметь: находить основные различия в экономических системах.

- оценка результатов индивидуального контроля в форме конспектов;

- оценка устных ответов.

Тема 3.4. Рынок. Фирма.

Знать: термины по теме.

Уметь: определять факторы спроса и предложения.

оценка правильности и точности знания основных информационных понятий;

- оценка результатов индивидуального контроля в форме устных ответов;

- оценка результатов индивидуального контроля в форме конспектов;

Тема 3.5. Основные источники финансирования бизнеса.

Знать: основные организационные формы бизнеса в России;

Уметь: различать понятия издержки, выручка, прибыль.

- оценка правильности и точности знания основных информационных понятий;

- оценка результатов;

- оценка результатов самостоятельной работы по теме;

Тема 3.6. Роль государства в экономике

Знать: смысл понятий, в чём разница между понятиями бюджета в финансово-экономическом и юридическом смысле.

Уметь: предлагать свои способы погашения государственного долга

оценка правильности и точности знания основных информационных понятий;

- оценка результатов индивидуального контроля в форме устных ответов;

- оценка результатов индивидуального контроля в форме конспектов;

Тема 3.7. Основы налоговой политики в государстве.

Знать: смысл понятий - бюджет, профицит, дефицит, в чём разница между понятиями бюджета в финансово-экономическом и юридическом смысле. Государственный долг, налоги, прямые, косвенные.

Уметь: предлагать свои способы погашения государственного долга

- оценка результатов индивидуального контроля в форме конспектов;

- оценка устных ответов.

Тема 3.8. Рынок труда.

Знать: термины. Спрос на труд и его факторы.

Уметь: ориентироваться в предложениях по трудоустройству.

- оценка результатов индивидуального контроля в форме конспектов;

- оценка устных ответов.

Тема 3.9. Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия.

Знать: термины, виды безработицы.

Уметь: находить способы снижения безработицы.

- оценка правильности и точности знания основных информационных понятий;

- оценка результатов;

-оценка результатов самостоятельной работы по теме;

Тема 3.10. Семейный бюджет: доходы и расходы

Знать: отличия между реальным и номинальным доходом, основные источники доходов.

Уметь: формировать семейный бюджет, сбережения, предлагать свои способы защиты прав.

- оценка правильности и точности знания основных информационных понятий;

- оценка результатов индивидуального контроля в форме устных ответов;

- оценка результатов индивидуального контроля в форме конспектов;

Тема 3.11. Основные проблемы экономики России

Знать: экономические институты в России, основные проблемы экономики России и ее регионов;

Уметь: объяснить причины экономических проблем в Росси и ее регионах.

- оценка результатов индивидуального контроля в форме конспектов;

- терминологический диктант по теме;

- оценка устных ответов.

Тема 3.12. Элементы международной экономики

Знать: меры, при которых государство регулирует внешнюю торговлю, глобальные экономические проблемы;

Уметь: указывать преимущества и недостатки политики протекционизма.

- оценка результатов индивидуального контроля в форме конспектов;

- тестирование по разделу;

Тема 4.1. Понятие о социальных общностях и группах.

Знать: какие социальные группы существуют в современном российском обществе, виды и каналы социальной мобильности,.

Уметь: приводить примеры разных видов групп, приводить примеры мобильности из различных периодов мировой и отечественной истории, уметь называть причины изменения статусов и ролей.

- оценка результатов индивидуального контроля в форме конспектов;

- оценка устных ответов.

Тема 4.3. Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций.

Знать: виды социальных норм.

Уметь: приводить примеры каждого вида норм.

оценка правильности и точности знания основных информационных понятий;

- оценка результатов индивидуального контроля в форме устных ответов;

- оценка результатов индивидуального контроля в форме конспектов;

Тема 4.4. Социальный конфликт: причины и истоки возникновения.

Знать: факторы взаимодействия людей. причины и стадии конфликтов.

Уметь: формулировать основные принципы компромиссного разрешения конфликта.

Называть и устранять проблемы во взаимодействии.

- оценка правильности и точности знания основных информационных понятий в виде теста;

- оценка результатов индивидуального контроля в форме устных ответов;

- оценка результатов индивидуального контроля в форме конспектов;

Тема 4.6. Особенности социальной стратификации в современной России.

Знать: в чём заключается экономическая, политическая и профессиональная стратификация.

Уметь: доказать, что социальное неравенство проявляется в обществах разного типа.

- оценка правильности и точности знания основных информационных понятий;

- оценка результатов;

-оценка результатов самостоятельной работы по теме;

Тема 4.7. Этнические общности. Межнациональные отношения. России.

Знать: термины, признаки нации, причины межнациональных конфликтов.

Уметь: называть функции исторической памяти и национального самосознания в формировании и сплочении нации, приводить примеры геноцида и шовинизма; называть документы, которые определяют в России национальную политику.

оценка правильности и точности знания основных информационных понятий;

- оценка результатов индивидуального контроля в форме устных ответов;

- оценка результатов индивидуального контроля в форме конспектов;

Тема 4. 8. Семья как социальная группа

Знать: в чём значение семьи, как социального института, о роли семьи в обществе об условиях и порядке заключения брака, о прекращении брака и его недействительности, права несовершеннолетних детей, права и обязанности родителей.

Уметь: приводить примеры влияния общества на семью, приводить примеры помощи общества семьям. Уметь анализировать статьи СК,

оценка правильности и точности знания основных информационных понятий;

- оценка результатов индивидуального контроля в форме устных ответов;

- оценка результатов индивидуального контроля в форме конспектов;

Тема 5.1. Политика и власть.

Знать: термины, виды и краткую характеристику власти, политического режима..

Уметь: приводить примеры стран и деятелей по видам власти, называть страны и лидеров с разными режимами.

- оценка результатов индивидуального контроля в форме конспектов;

-контрольная работа по разделу «Социальные отношения».

Тема 5.2. Политическая система общества. Знать: структуру политики как деятельности. Какие социальные отношения являются политическими.

Уметь: характеризовать партию как политический институт

- оценка результатов индивидуального контроля в форме конспектов;

- оценка устных ответов.

-оценка результатов по созданию таблиц.

Тема 5.3. Государство в политической системе.

Знать: функции и формы государства, отличительные признаки форм государственно-территориального устройства,.

Уметь: указывать отличительные черты федерации от конфедерации, называть страны с разными формами устройства.

- оценка правильности и точности знания основных информационных понятий;

- оценка результатов;

Тема 5.4. Участники политического процесса.

Знать: что такое политический процесс, типы процессов.

Уметь: выявлять структуру и стадии политического процесса, приводить примеры когда политическое участие не эффективно.

- оценка правильности и точности знания основных информационных понятий;

- оценка результатов;

Тема 5.5. Политические партии и движения, их классификация.

Знать: типы избирательных систем, принципы демократического избирательного права.

Уметь: приводить примеры стран с разными типами избирательных систем.

- терминологический диктант;

-оценка правильности и точности знания основных информационных понятий;

-оценка результатов по созданию таблиц.

- оценка результатов;

Тема 5.6. Роль средств массовой информации в политической жизни общества.

Знать: что такое политическая культура.

Уметь: называть свои ориентации и образцы поведения с целью овладения политической культурой.

- оценка результатов индивидуального контроля в форме конспектов;

-тестирование по разделу;

Тема 6.1. Правовое регулирование общественных отношений

Знать: что право характеризуется как система, отрасли права, почему возникают правовые отношения.

Уметь: указывать роль системы права в регулировании общественных отношений, приводить примеры правовых отношений.

- оценка правильности и точности знания основных информационных понятий;

- оценка результатов;

Тема 6.2. Частное и публичное право.

Знать: термины, сущностные характеристики объектов.

Уметь: сравнивать, сопоставлять, оценивать, классифицировать объекты; объяснять изученные положения на конкретных примерах, приводить доказательства.

- оценка правильности и точности знания основных информационных понятий;

- оценка результатов;

Тема 6.3.Основные формы права.

Знать: общие черты и специфику отраслей российского права, основные источники права.

Уметь: доказывать, что российское право призвано стать мерой свободы и справедливости, давать характеристику источников права.

- оценка правильности и точности знания основных информационных понятий;

- оценка результатов;

Тема 6.4. Конституционное право как отрасль российского права.

Знать: историю и назначение конституции в России.

Уметь: анализировать статьи Конституции РФ.

- оценка правильности и точности знания основных информационных понятий;

- оценка результатов самостоятельной работы;

Тема 6.5. Судебная система Российской Федерации.

Знать: цели деятельности судебной системы.

Уметь: приводить примеры различных видов судебной защиты, доступных для граждан России.

- оценка правильности и точности знания основных информационных понятий;

- оценка результатов;

Тема 6.6. Основные конституционные права Российской Федерации

Знать: термины, сущностные характеристики объектов.

Уметь: сравнивать, сопоставлять, оценивать, классифицировать объекты; объяснять изученные положения на конкретных примерах, приводить доказательства

- оценка правильности и точности знания основных информационных понятий;

- оценка результатов;

Тема 6.7. Права и обязанности налогоплательщика.

Знать: термины, сущностные характеристики объектов.

Уметь: сравнивать, сопоставлять, оценивать, классифицировать объекты; объяснять изученные положения на конкретных примерах, приводить доказательства

- оценка правильности и точности знания основных информационных понятий;

- оценка результатов;

Тема 6.8. Гражданское право и гражданские правоотношения.

Знать: термины, сущностные характеристики объектов. Виды юридической ответственности.

Уметь: сравнивать, сопоставлять, оценивать, классифицировать объекты; объяснять изученные положения на конкретных примерах, приводить доказательства, приводить примеры правонарушений по видам ответственности.

- оценка правильности и точности знания основных информационных понятий;

- оценка результатов;

Тема 6.9. Трудовое право

Знать: термины, сущностные характеристики объектов.

Уметь: сравнивать, сопоставлять, оценивать, классифицировать объекты; объяснять изученные положения на конкретных примерах, приводить доказательства

- оценка правильности и точности знания основных информационных понятий;

- оценка результатов индивидуального контроля в форме устных ответов;

- оценка результатов индивидуального контроля в форме конспектов;

Тема 6.10. Правовое регулирование трудовой деятельности несовершеннолетних

Знать: порядок принятия на работу и законодательные статьи, регулирующие трудовые отношения несовершеннолетних.

Уметь: доказательно рассказать об основных понятиях трудового права.

- оценка правильности и точности знания основных информационных понятий;

- оценка результатов индивидуального контроля в форме устных ответов;

- оценка результатов индивидуального контроля в форме конспектов;

-оценка результатов по созданию таблиц.

Тема 6.11. Административное право

Знать: о целях и видах наказаний, о назначении наказания.

Уметь: анализировать статьи.

- оценка правильности и точности знания основных информационных понятий;

- оценка результатов индивидуального контроля в форме устных ответов;

- оценка результатов индивидуального контроля в форме конспектов;

-оценка результатов по созданию таблиц.

Тема 6.12. Уголовное право

Знать: о целях и видах наказаний, о назначении наказания, об освобождении от уголовной ответственности, об амнистии, помиловании, судимости..

Уметь: анализировать статьи УК

- оценка правильности и точности знания основных информационных понятий;

- оценка результатов индивидуального контроля в форме устных ответов;

- оценка результатов индивидуального контроля в форме конспектов;

-оценка результатов по созданию таблиц.

Тема 6.13. Уголовная ответственность несовершеннолетних

Знать: об особенностях уголовной ответственности и наказании несовершеннолетних.

Уметь: анализировать статьи УК.

- оценка результатов индивидуального контроля в форме конспектов;

- терминологический диктант;

- тестирование по разделу.

16


© 2010-2022