Пояснительная записка по обществознанию 10-11 класс

Раздел Обществознание
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Актуальность

За последние годы в мире произошли значительные изменения приоритетов в образовании: переориентация на компетентностный подход, непрерывное самообразование, овладение новыми информационными технологиями и др. Система общего образования должна обеспечивать достаточную готовность ее выпускников к жизни в современном инновационном обществе. Такому обществу нужны высококвалифицированные, инициативные, способные к постоянному саморазвитию и повышению уровня своей профессиональной готовности молодые люди.

Цели и задачи

  • развитие личности в ответственный период социального взросления человека , ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

  • освоение на уровне функциональной грамотности знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

  • овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;

  • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

50% учебного времени в каждой теме отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. К этому добавляется время из резерва, выделенного для каждого года обучения. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:

  • работу с различными педагогически неадаптированными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);

  • критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

  • анализ явлений и событий, происходящих в современной социальной жизни, с применением методов социального познания;

  • решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы социально-гуманитарного знания;

  • участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;

  • участие в дискуссиях, диспутах, дебатах по актуальным социальным проблемам, отстаивание и аргументацию своей позиции, оппонирование иному мнению;

  • осуществление учебно-исследовательских работ по социальной проблематике, разработку индивидуальных и групповых ученических проектов;

  • подготовку рефератов, освоение приемов оформления результатов исследования актуальных социальных проблем;

  • осмысление опыта взаимодействия с другими людьми, социальными институтами, участия в гражданских инициативах и различных формах самоуправлени

Организация профильного обучения и изучение курса обществознания в классах и группах базового уровня предполагают формирование культуры поведения, общения, отношений, основных компетенций, необходимых для успешного взаимодействия между людьми в обществе. Кроме того, курс играет важнейшую роль в формировании зрелой личности с устойчивой системой ценностей и мировоззрением. Курс также предполагает формирование необходимых в будущей самостоятельной жизни умений и навыков.

Формы организации учебного процесса

  • коллективная;

  • групповая;

  • индивидуальная.

Форма обучения реализуется как органическое единство целенаправленной организации:

  • содержания;

  • обучающих средств;

  • методов обучения.

Виды учебных занятий: урок , лекция, практическое занятие, игры-обсуждения, проектная деятельность

Данная программа составлена на основе:

  • Программы по обществознанию 10-11 классы, базовый уровень(140). Авторы: Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая и др.: М., Просвещение, 2010

  • Федерального компонента государственного образовательного стандарта.

  • Обязательного минимума среднего общего образования

Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по «Обществознанию» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования. В том числе: в X и XI классах по 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.

Распределение часов учебного времени в рабочей программе :

34 учебные недели 2 часа в неделю = 68 часов в год

1 полугодие - 16 недель -32 урока

2 полугодие - 18 недель - 36 уроков

Формы и средства контроля


Текущий контроль знаний, умений и навыков осуществляется в форме проверочных работ, тестирования ,зачетов, подготовки презентаций, рефератов.

Изучение разделов завершается повторительно-обобщающими уроками ( в форме тестирования, работы с документами, написанием эссе), самостоятельным составлением тестовых заданий, созданием презентаций.

КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ


ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ


п/п

Тема

Кол-во

часов

Сроки

проведения

1

«Общество и человек 10 класс

1


2

«Социальная сфера» 10 класс

1


3

Политическая сфера 10 класс

1


4

Право как особая система норм 10 класс

1


5

Итоговая контрольная работа 10 класс

1


6

Проблемы экономического развития 11класс

1


7

Проблемы социального политического развития 11класс

1


8

Итоговая контрольная работа 11класс

1







ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

п/п

Тема

Кол-во

часов

Сроки

проведения

1

Многообразие социальных групп 10 класс

1


2

Форма государства 10 класс

1


3

Избирательные системы 10 класс

1


4

Законотворческий процесс 11 класс

1


5

Как открыть свое дело 11 класс

1


6

Способы защиты имущественных и неимущественных прав 11 класс

1


7

Решение познавательных задач «Отрасли права» 11класс

1





Учебно-тематический план 10 класс

п/п

Название темы

Количество часов

1



2

Общество и человек



Основные сферы общественной жизни

16

Духовная культура

8


Экономическая сфера

4


Социальная сфера

14


Политическая сфера

12

3

Право

10

4

Заключительные уроки

2


Резерв времени

2

Учебно-тематический план 11 класс


п/п

Название темы

Количество часов

1

Человек и экономика

28

2

Проблемы социально-политической и духовной жизни

16

3

Человек и закон

20

4

Итоговое повторение. Подготовка к ЕГЭ

4

Содержание тем учебного курса 10 класс

I Раздел «Общество и человек» (16 ч)

Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. Общество и культура. Науки об обществе. Структура общества. Общество как сложная динамичная система. Взаимосвязь экономической, политической и духовной сфер жизни общества. Социальные институты. Природа человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке. Человек как духовное существо. Духовный мир человека. Мировоззрение. Ценностные ориентиры личности. Патриотизм и гражданственность. Деятельность как способ существования людей. Деятельность и ее мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и дея­тельность. Человек в системе социальных связей. Личность, факторы, влияющие на ее формирование. Самосознание и самореализа­ция. Социальное поведение. Единство свободы и ответственно­сти личности. Познание и знание. Познание мира: чувственное и рацио­нальное, истинное и ложное. Истина и ее критерии. Многооб­разие форм человеческого знания. Социальное и гуманитарное знание.

II Раздел «Основные сферы общественной жизни» (38 ч.)

Тема: «Духовная культура» (8 ч.)

Духовная жизнь общества. Культура и духовная жизнь. Фор­мы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная. Диалог культур. Средства массовой информации. Наука и образование. Наука, ее роль в современном мире. Этика ученого. Непрерывное образование и самообразование. Мораль и религия. Мораль, ее категории. Религия, ее роль в жизни общества. Нравственная культура. Искусство и духовная жизнь. Искусство, его формы, основ­ные направления. Эстетическая культура. Тенденции духовной жизни современной России.

Тема: «Экономическая сфера» (4 ч.)

Роль экономики в жизни общества. Экономика как подсис­тема общества. Экономика как основа жизнеобеспечения обще­ства. Экономика и социальная структура. Взаимовлияние эконо­мики и политики. Экономическая культура. Экономический интерес, экономи­ческое поведение. Свобода экономической деятельности и соци­альная ответственность хозяйствующего субъекта. Культура про­изводства и потребления.

Тема: «Социальная сфера» (14 ч.)

Социальная структура. Многообразие социальных групп. Не­равенство и социальная стратификация. Социальные интересы. Социальная мобильность. Социальные взаимодействия. Социальные отношения. Социальный конфликт. Социальные аспекты тру­да. Культура труда. Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Многооб­разие социальных норм. Девиантное поведение, его причины и профилактика. Социальный контроль и самоконтроль. Национальные отношения. Этнические общности. Межна­циональное сотрудничество и межнациональные конфликты. Национальная политика. Культура межнациональных от­ношений. Семья и быт. Семья как социальный институт. Семья в со­временном обществе. Бытовые отношения. Культура бытовых отношений. Молодежь в современном обществе. Молодежь как соци­альная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возра­сте. Молодежная субкультура. Социальные процессы в современной России.

Тема: «Политическая сфера» (12 ч.)

Политика и власть. Политика и общество. Политические ин­ституты и отношения. Власть, ее происхождение и виды. Политическая система. Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Политические режимы. Демократия, ее основные ценности и признаки. Демократические реформы в России. Политическая жизнь современной России. Гражданское общество и правовое государство. Основные черты гражданского общества. Правовое государство, его при­знаки. Демократические выборы и политические партии. Избира­тельные системы. Многопартийность. Политическая идеология. Средства массовой коммуникации, их роль в политиче­ской жизни общества.

Участие граждан в политической жизни. Политический про­цесс. Политическое участие. Политическая культура.

III Раздел «Право» (10 ч)

Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Публичное и частное право. Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов. Правоотношения и правонарушения. Виды юридической от­ветственности. Система судебной защиты прав человека. Разви­тие права в современной России. Современное российское законодательство. Основы государственного, административного, гражданского, трудового, семей­ного и уголовного права. Правовая защита природы. Предпосылки правомерного поведения. Правосознание. Правовая культура.

Заключительные уроки (2ч.)

Общество в развитии. Многовариантность общественного развития. Прогресс и регресс. Современный мир и его противо­речия.

Содержание тем учебного курса 11 класс



Раздел 1. Человек и экономика (28 ч)

Экономика и экономическая наука. Что изучает эконо­мическая наука. Экономическая деятельность. Измерите­ли экономической деятельности. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Факторы экономичес­кого роста. Экономические циклы.

Рынок и рыночные структуры. Конкуренция и монопо­лия. Спрос и предложение. Факторы спроса и предложе­ния. Фондовый рынок. Акции, облигации и другие цен­ные бумаги.

Роль фирм в экономике. Факторы производства и фак­торные доходы. Постоянные и переменные издержки. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Налоги, уплачиваемые предприятиями.

Бизнес в экономике. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.

Вокруг бизнеса. Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.

Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Госбюджет. Государственный долг. Основы денежной и бюджетной политики. Защита конку­ренции и антимонопольное законодательство.

Банковская система. Роль центрального банка. Основ­ные операции коммерческих банков. Финансовые инсти­туты. Виды, причины и последствия инфляции.

Рынок труда. Безработица. Причины и экономические последствия безработицы. Государственная политика в области занятости.

Мировая экономика. Государственная политика в об­ласти международной торговли. Глобальные проблемы экономики.

Экономика потребителя. Сбережения, страхование. За­щита прав потребителя. Экономика производителя. Рацио­нальное экономическое поведение потребителя и произво­дителя.

Раздел 2. Проблемы социально-политической и духовной жизни (14 ч)

Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия.

Демографическая ситуация в РФ. Проблема неполных семей.

Религиозные объединения и организации в РФ. Опас­ность тоталитарных сект.

Общественное и индивидуальное сознание. Социализа­ция индивида.

Политическое сознание. Политическая идеология. Политическая психология. Политическое поведение. Мно­гообразие форм политического поведения. Современный терроризм, его опасность. Роль СМИ в политической жизни.

Политическая элита. Особенности ее формирования в современной России.

Политическое лидерство. Типология лидерства. Лиде­ры и ведомые

.

Раздел 3 Человек и закон (20 ч)

Гуманистическая роль естественного права. Тоталитар­ное правопонимание. Развитие норм естественного права. Естественное право как юридическая реальность. Зако­нотворческий процесс в Российской Федерации.

Гражданин, его права и обязанности. Гражданство в РФ. Воинская обязанность. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика.

Экологическое право. Право граждан на благоприят­ную окружающую среду. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения.

Гражданское право. Субъекты гражданского права. Имущественные права. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имуществен­ных и неимущественных прав.

Семейное право. Порядок и условия заключения бра­ка. Порядок и условия расторжения брака. Правовое ре­гулирование отношений супругов.

Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключение и расторжение трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания плат­ных образовательных услуг.

Процессуальное право. Споры, порядок их рассмотрения. Особенности административной юрисдикции. Гражданский процесс: основные правила и принципы. Особенности уголовного процесса. Суд присяжных. Конституци­онное судопроизводство.

Международная защита прав человека. Международная система защиты прав человека в условиях мирного времени. Международная защита прав человека в усло­виях военного времени. Международное гуманитарное право.

Итоговое повторение(4 ч.)

Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Особенности современного мира. Компьютерная революция. Знания, умения и навыки в информационном обществе. Социальные и гуманистические аспекты глобальных проблем. Терроризм как важнейшая угроза со­временной цивилизации

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне ученик должен

Знать/понимать

· биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

· тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

· необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

· особенности социально-гуманитарного познания.

Уметь:

· характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

· анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

· объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

· раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

· осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

· оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

· формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

· подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

· применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

· успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

· совершенствования собственной познавательной деятельности;

· критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.

· решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

· ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

· предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

· оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

· реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

Критерии оценивания устного ответа

При оценке ответа обучающихся необходимо руководствоваться следующими критериями: полнота и правильность ответа; степень осознанности, понимания изученного; знание основных понятий, теорий, личностей.

Отметка «5» ставится, если материал усвоен в полном объеме; изложение логично; основные умения сформированы и устойчивы; выводы и обобщения точны и связаны с явлениями окружающей жизни, если ученик даёт развёрнутый ответ. Вывод характеризуется личностно обоснованной позицией. Ответ изложен литературным языком, без существенных нарушений. Ученик обнаруживает знание материала, может обосновать свои суждения, применять знания на практике.

Отметка «4» ставится, если в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное; отдельные умения недостаточно устойчивы; в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий требованиям для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет. 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении ответа.

Отметка «3» ставится, если в усвоении материала имеются пробелы, он излагается несистематизированное; отдельные умения недостаточно сформированы; выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки, если ученик обнаруживает знания и понимание основных положений темы, но:

излагает материал неполно , допускает неточности , 2-3 существенных ошибки;

не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения;

излагает материал не последовательно и допускает ошибки в звуковом оформлении.

Отметка «2» ставится, если основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет, если ученик обнаруживает незнание большей части материала, допускает ошибки, искажающие смысл. Ответ беспорядочный и неуверенный.

Критерии оценивания письменного ответа

Отметка «5». Работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работают полностью самостоятельно: подбирают необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, подбирают адекватные заданию примеры, показывают необходимые теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформляется аккуратно, в наиболее оптимальной для фиксации результатов форме.

Отметка «4». Работа выполняется учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата. Работа показывает знание учащихся основного теоретического материала, умения подбирать примеры, соответствующие заданию. В работе содержатся неточности, возможна небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка «3». Работа выполняется и оформляется учащимися при помощи учителя или хорошо подготовленных учащихся. На выполнение работы затрачивается много времени. Допущены ошибки, но они позволяют сделать частичные выводы, частично достичь целей.

Отметка «2» выставляется в том случае, если полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Демонстрируется плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений.



Учебно-методическое обеспечение

Технические средства обучения.

Компьютер.

Мультимедийный проектор.

Интерактивная доска

Учебники

  1. Обществознание. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень. /под ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение, 2013

  2. Обществознание. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень. / под ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение, 2014

Методические пособия для учителя

1.Сорокина Е.Н. .Поурочные планы по обществознанию. Профильный уровень: 10 класс. - М.: ВАКО,2010

2.Сорокина Е.Н. Поурочные планы по обществознанию. Профильный уровень. 11 класс. - М.: ВАКО,2010

3.Лазебникова Анна Юрьевна: Обществознание. Практический справочник для подготовки к ЕГЭ. 10-11 классы. М.: АСТ, 2014

4.Махоткин А.В., Махоткина Н.В.. Обществознание в схемах и таблицах. Пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений и абитуриентов. М.:Эксмо, 2006

5.Обществознание. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ./ П. А, Баранов, А. В. Воронцов, С. В. Шевченко; под ред. П.А. Баранова, М.:АСТ, 2009.

6.Обществознание. Решение сложных заданий. «Интеллект - Центр» 2010 год.

7.«Обществознание. Уроки учительского мастерства. 10 -11 классы», составитель Т.А Корнева, Волгоград, издательство «Учитель». 2006 г.;

8.Рутковская Е.Л. типичные ошибки при выполнении заданий Единого государственного экзамена по обществознанию./ Е.Л, Рутковская, А.Ю, Лазебникова, Е.С, Королькова. М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2009.

Литература

  1. Стандарт среднего (полного) общего образования по обществознанию (включая экономику и право). Базовый уровень. / /mon.gov.ru - Официальный сайт Министерства науки и образования РФ. Федеральное агентство по образованию (Рособразование), 2005

  2. Программы общеобразовательных учреждений: Обществознание: 10-11кл.- М.: Просвещение, 2010

  3. Обществознание: учеб. для учащихся 10 кл. общеобразоват. учреждений: базовый уровень / [ Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая и др.] ; под ред. Л.Н. Боголюбова- М.: Просвещение, 2013

  4. Бегенеева Т.П. Поурочные разработки по обществознанию. Базовый уровень: 10 класс. М.: ВАКО, 2010

  5. Дидактические материалы по курсу «Человек и общество»: 10-11 кл.: пособие для учителя / [ Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.Ю. Басик и др. ]; под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Т. Кинкулькина. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2007

  6. Единый государственный экзамен 2015. Обществознание. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ. - М.: Интеллект - центр, 2015

  7. Медведева В.С., Степанько С.Н. Обществознание: 9 -11 класс. Компакт - диск для компьютера. Разработки уроков. Тестовый контроль. Дидактический материал. - Волгоград: Учитель, 2010

  8. Обществознание: 10 кл.: базовый уровень: метод. рекомендации: пособие для учителя / [ Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая и др.] ; под ред. Л.Н. Боголюбова.- М.: Просвещение, 2010

  9. Повторительно - обобщающие уроки по обществознанию. 8-11 классы./ Сост. Т.А. Корнева.- М.: Издательство «Глобус», 2009.

  10. Северина О.А. Обществознание. 6-11 классы: проектная деятельность учащихся. - Волгоград: Учитель, 2010

  11. Степанько С.Н. Обществознание. 5-11 классы. Развёрнутое тематическое планирование по программе Л.Н. Боголюбова.- Волгоград: Учитель, 2010

  12. Школьный словарь по обществознанию

Дополнительная литература

1. Гражданский кодекс Российской Федерации.

2. Кодекс об административных правонарушениях РФ.

3. Конституция Российской Федерации.

4. Семейный кодекс РФ.

5. Трудовой кодекс РФ.

Интернет ресурсы

1.rnon.gov.ru - официальный сайт Министерства образования и науки РФ

2.edu.ru-федеральный портал «Российское образование»

3..school.edu.ru - российский общеобразовательный Портал

4. ege. edu.ru-портал информационной поддержки Единого государственного экзамена

5.school-collection.edu. гu - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

6.apkpro.ru - Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

7.http:/ prosv.-ipk.ru - институт повышения квалификации Издательства «Просвещение»
8. http: // I september.ru - газета «История», издательство «Первое сентября»
9.it-n.ru - российская версия международного проекта Сеть творческих учителей
10.standart.edu.ru - государственные образовательные стандарты второго поколения
11.gumer.info/Name_Katalog.php - библиотека книг по истории и другим общественных наукам





12

© 2010-2022