Рабочая программа по обществознанию для 6 классов в рамках ФГОС

Раздел Обществознание
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


«Рассмотрено»

Руководитель МО:

Познахирко Г.В._/___________/

Протокол № ___ от

«__»_августа_20_15__г.

«Согласовано»

Заместитель директора по НМР МОБУ «СОШ № 90»: Шнякина Л.А../__________/

«__»___августа__2015___г.

«Утверждаю»

Директор МОБУ «СОШ № 90»: Потоцкая Л.А.. /____________/

Приказ № ___ от «__»_августа____2015__г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ ДЛЯ 6 КЛАССА

ПАДАЛКО НИКОЛАЯ НИКОЛАЕВИЧА







Рассмотрено на заседании

лаборатории учителей

истории и обществознания

протокол № ____от

«__»_августа__2015 г.



2О15-2016


УЧЕБНЫЙ ГОД





Пояснительная записка


  • Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897.

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

  • Региональный учебный план для образовательных учреждений Иркутской области, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего общего образования на 2011-2012, 2012-2013 учебные годы», утверждённым распоряжением министерства образования Иркутской области от 12.08.2011г. № 920-мр.

  • Письмо министерства образования Иркутской области от 16.05.2011г. № 55-37-2727/11 «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений».

  • Письмом министерства образования Иркутской области от 4.06.2014г. №55-37-5064/14 «Об использовании регионального учебного плана общеобразовательными организациями Иркутской области».

  • Письмо министерства образования Иркутской области от 14.11.11 № 55-37-8480/11 «О планировании и организации урочной и внеурочной деятельности».

  • Распоряжение Министерства образования Иркутской области от 21.05.2012г. №640-мр «О пилотных площадках опережающего введения ФГОС основного общего образования».

  • Распоряжение министерства образования Иркутской области от 31.12.2010 № 1242-мр «Об организации дистанционного обучения детей-инвалидов» (приложение 1.6 к распоряжению министерства образования Иркутской области от 20.04.2010г. №164-мр с дополнением).

  • Основная образовательная программа основного общего образования муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №90 р. п.Чунский (2014-2019г.), утверждённой приказом МОБУ «СОШ №90» р. п. Чунский от 12.01. 2015 года №О-6

  • Учебный план МОБУ «СОШ №90» р. п. Чунский на 2015-2016 учебный год.

Рабочая программа реализуется на основе УМК, созданного под руководством . Н. И. Боголюбова, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая, учебника рекомендованного Министерством образования и науки РФ «Обществознание. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений» М. Просвещение. 2012.

В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.

Тематическое планирование рассчитано на 70 часов (2 часа в неделю).

Рабочая программа полностью соответствует «Федеральному государственному образовательному стандарту» (ФГОС ООО) и составлена на основе программы основного общего образования по обществознанию 5-9 классы автор Л.Н. Боголюбов, издательство «Просвещение», 2014г.

Общая характеристика учебного курса.

«Обществознание» - учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируются на результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук (социология, экономическая теория, политология, культурология, правоведение, этика, социальная психология), а также философии. Такая комплексная научная база учебного предмета «Обществознание», многоаспектность изучения его предмета - общественной жизни - обусловливают интегративный характер обществознания, который сохраняется и в старшей школе. «Обществознание» как учебный предмет в основной школе акцентирует внимание учащихся на современных социальных явлениях.

«Обществознание» в основной школе опирается на пропедевтическую обществоведческую подготовку учащихся в начальных классах в рамках учебного предмета «Окружающий мир». Полнота и глубина раскрытия содержания курса по обществознанию на втором этапе обучения ограничены познавательными возможностями учащихся младшего и среднего подросткового возраста. Наиболее сложные аспекты общественного развития рассматриваются в курсе по обществознанию в старших классах.

Обществознание представляется очень специфической школьной дисциплиной в российской системе образования. Уникальность обществознания состоит в том, что здесь не только рассматриваются новые содержательные области (например, вопросы права), но и происходит интеграция других школьных предметов (истории, литературы, географии, биологии и др.), а также привлекается социальный опыт школьников.

Тематическое планирование рассчитано на 70 часов (2 часа в неделю).

Рабочая программа полностью соответствует «Федеральному государственному образовательному стандарту» (ФГОС ООО) и составлена на основе программы основного общего образования по обществознанию 5-9 классы автор Л.Н. Боголюбов, издательство «Просвещение», 2014г.

Цель изучения: обществоведческого образования в основной школе состоят в том, чтобы средствами учебного предмета активно содействовать: воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации; развитию личности на исключительно важном этапе ее социализации - в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности; формированию у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина; овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства; Задачи курса: способствовать формированию у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, положение человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений.

Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежавшие в основе правомерного поведения.

Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.

Результаты обучения и усвоения содержания курса.

Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими.

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса, являются:

- мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;

- заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;

- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.

Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:

- умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

- умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

- способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;

- овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

- умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:

1) использование элементов причинно-следственного анализа;

2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;

3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов

4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

5)перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

6)подкрепление изученных положений конкретными примерами;

7)оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

8)определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются:

-относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

-знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;

-знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

-умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

-понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

•знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

-приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;I

-знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

-понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

-понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;

-понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

-знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

-знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

-понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

-понимание значения коммуникации в межличностном общении;

-умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

-знакомство с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов.

Содержание учебного предмета

Содержание первого этапа курса (5-7 классы), обращенное к младшему подростковому возрасту, посвящено актуальным для растущей личности проблемам жизни человека в социуме. Даются элементарные научные представления об обществе, о социальном окружении, Родине. Эти вопросы должны быть раскрыты через противопоставление добра и зла, справедливости и несправедливости. Основой содержания являются моральные и правовые нормы. Это создаст условия для единства обучения и воспитания, определяющего нравственные ориентиры, формирующего образцы достойного поведения.

В 6 классе содержание курса возвращает к изученному в предшествующем году, но на более высоком уровне: круг знаний о человеке в обществе расширяется. Тема «Человек в социальном измерении» даёт относительно развёрнутое представление о личности и её социальных качествах, о человеческой деятельности, включая познавательную. Проблеме качеств, свойственных человеку, посвящена и следующая тема - «Нравственные основы жизни», а тема «Человек среди людей» характеризует его взаимоотношения с другими людьми.

Тематическое планирование.




Содержание


Кол-во

часов

Теория

Практика

1

Человек в социальном измерении.

12

10

1

2.

Человек среди людей.

11

8

1

3.

Нравственные основы жизни

9

7

1

4.

Итоговое повторение.

3

3

0


Календарно - тематическое планирование

Дата



Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности ученика на уровне учебных действий



План



Факт

I. Обществознание (35 часов).

Введение (1час).

1

Вводный урок.

Как работать с учебником.

П.: Знать значение, использование термина «обществознание».

Иметь представление о связи обществознания с Л.:другими науками.

Осознавать какое значение и смысл имеет учение.

Раздел I. Человек в социальном измерении. (12часов).

2-3

Человек - личность.

П.:Научатся: понимать, что человек принадлежит обществу, живет и развивается в нем.

Л.:Получат возможность научиться: понимать себя, анализировать свои поступки, чувства, состояния.

К.: приобретает опыт, работать в группах и парах

4-5

Человек познает мир.

П.:Научатся: характеризовать свои потребности и способности, проявлять свои личностные свойства в основных видах деятельности.

К.:Получат возможность научиться: работать с текстом учебника.

Р.: анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения

6-7

Человек и его деятельность.

Л.: Научатся: формировать представление о деятельности человека.

К.: Получат возможность научиться: работать с текстом учебника.

Р.: Анализировать схемы и таблицы, высказывать собственное мнение, суждения.

8

Контрольная работа №1 «Человек - личность».

П.:Научатся: определять, что такое деятельность человека, его духовный мир,

получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать

логические задач.

Р.:Научатся оценивать свои знания .

9-10

Потребности человека.

П.:Научатся: раскрывать основные черты духовного мира человека. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника, анализировать таблицы, решать логические задачи. К.:высказывать собственное мнение, суждения

11-12

На пути к жизненному успеху.

Р.:Научатся: высказывать предположение как «образ жизни», влияет на составляющие жизненного

успеха.

П.:Получат возможность научиться, работать с текстом учебник, анализировать схемы и таблицы.

Р.: Научится высказывать собственное мнение, суждения

по воросу: «Какие

непростые жизненные ситуации встречаются на пути к жизненному успеху».

13

ПОУ «Человек в социальном измерении».

П.: Научатся: определять, что такое деятельность человека, его духовный мир.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать

логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения.

К.: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем.

Л.: Формируют своё личное отношение к палимом деятельности.

Раздел II. Человек среди людей. (9часов).

14-15

Межличностные отношения.

П.: Научатся: определять, в чем состоят особенности

межличностных отношений, анализировать взаимоотношения людей на конкретных примерах.

Р.: Научиться: высказывать понимание причин успеха и не успеха в учебе, формулировать собственную точку зрения, осуществлять поиск нужной информации, выделять главное. К.: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем

16

Контрольная работа №2 «Межличностные отношения».

17-18

Человек в группе.

П.: Научатся: определять, что такое культура общения человека; анализировать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ; К.: отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения.

П.: Получат возможность научиться: осуществлять поиск нужной информации.

Р.: Научится работать в группе создавая готовый продукт. понимание причин как можнодобится успеха в учебе. Л.: формулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное

19-20

Общение.

П.: Научатся: понимать, почему без общения человек не может развиваться полноценно.

К.: Получат возможность научиться: анализировать, делать выводы; давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения.

Р.: Написать эссе по теме: Общение.

21-22

Конфликты в межличностных отношениях.

Работа с карточками

23-24

Повторение и контрольная работа №3 по теме «Человек среди людей».

Раздел III. Нравственные основы жизни.(21час).

25-26

Человек славен добрыми делами.

П.: Научатся: отличать добрые поступки от злых.

Р.: Научатся высказывать предположения о том, к каким последствиям для людей могут приводить злые поступки.

П.:Определять понятия «нравственность» и «безнравственность».

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; вы

сказывать собственное мнение, суждения.

К.: Обсуждение проблемных вопросов.

27-28

Будь смелым.

П.: Научатся: определять, всегда ли страх является плохим качеством человека, бороться со своими страхами.

К.: Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения

29-30

Человек и человечность.

П.: Научатся: строить свои взаимоотношения с другими людьми.

К.: Получат возможность научиться работать с текстом учебника высказывать собственное мнение, суждения.

Р.: Научатся выдвигать версии,

определяя, кого мы можем назвать человечными людьми.

К.:Выдвигает цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем.

31-32

Повторение и контрольная работа №4 по теме «Нравственные основы жизни».

П.: Научатся: анализировать свои поступки и отношения к окружающим людям.

Р.: Получит возможность оценить уровень своих знаний.

33

Повторение и систематизация изученного.

П,Р.:Итоговое контрольное тестирование по курсу :

«Обществознание» по образцу ГИА в упрощённом варианте.

34

Повторение и систематизация изученного.

П,К.Р.: Защита проектов .

35

Повторение и систематизация изученного.

Р,П,К.:Защита презентаций.

Контрольные работы


Темы

Кол-во часов

Вид работ

Дата

План

Факт


Обществознание


1

Введение.

-

2


1

Контрольная работа по теме: «Человек - личность».

3

Человек в социальном измерении.

2

Контрольная работа по теме: «Межличностные отношения».

4

Нравственные основы жизни.

1

Повторение и контрольная работа по теме: «Человек среди людей».

5



Повторение и систематизация изученного.

1

Итоговое контрольное тестирование по курсу : «Обществознание» по образцу ГИА в упрощённом варианте.



Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Методические пособия для учителя:


Учебно- методическое обеспечение

  1. Обществознание. 6 класс: учебник для общеобразоват. Учреждений/Л.Н.Боголюбов, Н.Ф.Виноградова, Н.И.Городецкая. - 4-е издание - М.:Просвещение, 2015

  2. Рабочая тетрадь по обществознанию к учебнику Боголюбова, Просвещение, 2015.


Дополнительная литература для учителя:


  1. Гражданский кодекс Российской Федерации.

  2. Кодекс об административных правонарушениях.

  3. Конституция Российской Федерации.

  4. Семейный кодекс РФ.

  5. Трудовой кодекс РФ.

  6. Александрова, И. Ю. Обществознание. Интенсивный курс / И. Ю. Александрова, В. В. Владимирова, Л. Ш. Лозовский. - М.: Айрис-Пресс, 2010.

  7. Бахмутощ Л. С. Методика преподавания обществознания : учеб. пособие для студентов пед. высш. учеб. заведений *. в 2 ч. / Л. С. Бахмутова. - М.: Гуманит. ИЦ ВЛАДОС, 2011.

  8. Бекешев, К. А. Обществознание : учеб. пособие / К. А. Бекешев. - М.: Проспект, 2012.

  9. Лозовский, Л. Ш. Практикум по обществознанию : вопросы и ответы; тесты с решениями / Л. Ш. Лозовский, Б. А. Райзберг. - М.: Рольф Айрис-Пресс, 2012.

  10. Политика и право. Школьный практикум. 10-11 кл. : пособие для учащихся общеобразоват. учеб. заведений / авт.-сост. М. И. Шилобод, В. Ф. Кривошеее. - М.: Дрофа, 1997.

  11. Сычев, Л А. Обществознание: учеб. пособие / А. А. Сычев. - М.: Альфа-М : ИНФРА-М, 2012.

  12. Тюляева, Т. И. Обществознание: настольная книга учителя / Т. И. Тюляева. - М.: Астрель, 2012.

Дополнительная литература для учащихся:


  1. Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию / Е. В. Домашек. - Ростов н/Д. : Феникс,2|012.

  2. Сазонова, Г. Г. Обществознание в таблицах и схемах / Г. Г. Сазонова. - М. : Виктория Плюс,

Образовательные сайты:

Яndex-энциклопедии. encycl.yandex.ru

Рубрикон. rubricon.ru/

Мегаэнциклопедия MEGABOOK.RU. megabook.ru/

Lib.ru Библиотека Максима Мошкова

rsnet.ru - Официальная Россия (сервер органов

государственной власти РФ)

president.kremlin.ru/ - Президент РФ

ant-m.ucoz.ru/ - "Виртуальный кабинет истории и

обществознания"

alleng.ru/edu/social2.htm - Образовательные ресурсы

Интернета - Обществознание

hpo.org - Права человека в России

chelt.ru - журнал «Человек и труд»

fw.ru - Фонд «Мир семьи»

Технические средства обучения.


  1. Мультимедийный компьютер.

  2. Мультимедийный проектор.

  3. Экран проекционный.



© 2010-2022