Методическая статья Влияние коммуникативной компетентности на успешность профессиональной деятельности

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Катанаева Е.Н.

«Влияние коммуникативной компетентности на успешность профессиональной деятельности»

Новые образовательные стандарты общего образования, а также высшего образования большое внимание уделяют формированию как у школьников, так и у студентов коммуникативной компетентности. Если сравнить содержание стандартов, то можно увидеть, что под разным названием компетенции скрывается, по сути, одна главная задача - развить у школьников основные коммуникативные компетентности.

Юрист в современном обществе - это специалист, профессионально обученный разрешать социальные конфликты с позиции права, т.е. справедливо, на разумной основе. При этом развитие новой системы взаимодействий между государством, организациями и гражданами требует более широкого использования различных способов речевой деятельности, и вопрос о коммуникативной подготовке юристов приобретает еще большую актуальность.

Проблема коммуникативной компетентности современного юриста представляется крайне важной, прежде всего, с практической точки зрения, т.к. именно качественная коммуникативная подготовка предопределят успех в профессиональной деятельности. Это можно также легко утверждать применительно к любой профессиональной деятельности.

Так как юриспруденция - это многопрофильное направление, включающее много специальностей, и каждая из них имеет свои особенности, юристу по роду своей деятельности приходится не только оперировать законами, но и разъяснять, объяснять, доказывать, убеждать и переубеждать. Поэтому он должен обладать высоким уровнем коммуникативной компетентности, т.е уметь активно использовать специальные приемы воздействия на людей, позволяющие ему достигнуть цели с наименьшими временными и энергетическими затратами.

Кроме этого, юрист должен хорошо владеть навыками публичной речи, т.к. представителям данной профессии часто приходится выступать на собраниях, заседаниях, конференциях. Все это требует хорошего знания основ ораторского мастерства и большого опыта публичных выступлений.

Сейчас в профильных вузах студенты уже со второго курса начинают заниматься юридической практикой, выступать на конференциях, участвовать в работе Юридических клиник и т.п., поэтому очень важно, чтобы приходя в ВУЗ, хотя бы основы коммуникативной компетентности были уже сформированы.

Т.е. начало формирования необходимой коммуникативной компетентности должно быть еще в общеобразовательной школе.

Таким образом, формирование коммуникативной компетентности будет происходить отлично, если :

- она будет осуществляться непрерывно в системе школа - ВУЗ;

- применять специальные упражнения, направленные на развитие коммуникативной компетентности;

- широкое использование в учебном процессе деловых игр, уроков-диспутов и других технологий интерактивного обучения.

Далее приведем несколько примеров конкретных упражнений на развитие коммуникативной компетентности, которые можно применять как со школьниками, так и со студентами.

Коммуникативное упражнение «Вертушка жалобщиков»

Из стульев составляется два круга: внешний и внутренний.

Один стул внешнего круга должен находиться напротив одного стула внутреннего круга.

Общее количество стульев должно соответствовать количеству учеников.

Таким образом, ученики разбиваются на две группы. В случае, если получилось нечетное количество учащихся на уроке, может подключиться сам учитель.

Одной группе уделяется роль "экспертов", они занимают места во внутреннем круге.

Вторая группа получает роль "жалобщиков", они занимают места во внешнем круге.

Ведущий сообщает, что каждый "жалобщик" должен будет пожаловаться каждому "эксперту". Для этого через каждую минуту все "жалобщики" дружно поднимаются и пересаживаются на соседнее место (по часовой стрелке). "Жалобщик" должен очень быстро и точно изложить суть своей жалобы. Желательно, чтобы жалоба была реальная, но можно использовать вымышленную.

Жалоба может касаться совершенно любой стороны жизни. У одного "жалобщика" жалоба одна для всех "экспертов". "Эксперт", быстро выслушав "жалобщика" так же быстро выдает свою рекомендацию по этой жалобе.

Когда "жалобщики" сделают полный круг, движение не прекращается. Повстречавшись с прежним "экспертом", "жалобщик" уже рассказывает про советы других "экспертов", которые успел услышать.

Задача "эксперта" на этом этапе - согласиться или опровергнуть рекомендации других экспертов. На это отводится тоже одна минута. После второго круга "жалобщики" и "эксперты" меняются ролями.

В конце происходит обсуждение:

- Какие индивидуальные различия в манере разговаривать, слушать, в невербальном поведении участники успели заметить друг у друга?
- Много ли можно успеть сказать и услышать за одну минуту?

Коммуникативное упражнение "Семеро с ложкой"

Ролевая игра, направленная на развитие умения точно передавать информацию.

Для упражнения понадобится, чтобы участников было не меньше двенадцати человек (восемь - участники ролевой игры, остальные наблюдатели).
Учитель вызывает восемь добровольцев.

Им сообщает, что все они работники - большой корпорации. Распределяются роли:

Рядовой исполнитель.

Заместитель начальника отдел

Начальник отдела.

Заместитель директора филиала.

Директор филиала.

Заместитель исполнительного директора.

Исполнительный директор.

Генеральный директор.

Все участники ролевой игры выходят из класса, остается лишь "генеральный директор".

От ведущего он получает "сообщение":

Вам стало известно от одного доброжелателя, что в Энском филиале работники в рабочее время играют в компьютерные игры. Было замечено, что в 10:05, то есть через пять минут после начала торговли, на дверях магазина висела табличка "Закрыто". При этом слово "Закрыто" было написано с ошибкой: "Зокрыто". Рядовой исполнитель ходит уже третью неделю в одной и той же рубашке, которая совсем грязная. А в производственном помещении пахнет испорченной едой. Вам надо срочно навести порядок. Для этого вы вызвали исполнительного директора, чтобы распорядиться...

"Сообщение" читается только один раз. Вызывается "исполнительный директор", которому "генеральный" дает распоряжение. После передачи распоряжения "генеральный директор" присоединяется к наблюдателям. "Исполнительный директор" вызывает своего заместителя... И так далее, по цепочке.

В конце игры проводится обсуждение:

- Как работает человеческая память?

- Почему мы запоминаем одно, но забываем другое?

- Важно ли уметь слушать собеседника внимательно?

- Какие действия надо совершать в уме, чтобы эффективно и качественно усвоить информацию?

Если есть возможность, ролевую игру можно записать на видео. После обсуждения ученики вместе с учителем смотрят видео, анализируют. Непосредственные участники комментируют.

© 2010-2022