Урок в 9 классе по теме «Роль права в жизни человека, общества, государства»

Урок по обществознанию проводился по учебнику «Обществознание.8-9» под редакцией Л.Н.Боголюбова. На уроке использовались методы групповой работы, работы в паре, исследование по  работе с документами, метод «мозгового штурма», диалоговая беседа, приём технологии критического мышления. Все используемые формы и методы способствовали не только развитию умений анализировать, оценивать изучаемый материал, проявлять активность, осознавать личное участие и ответственность, выполняя задания, но и способствовали формированию активной жизненной позиции, воспитанию правовой культуры.
Раздел Обществознание
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальный конкурс «Симфония урока»











Тема урока:

«Роль права в жизни человека,

общества, государства»,

обществознание,





ФИО учителя: Перебоева Ольга Васильевна,

учитель истории и обществознания,

высшая категория,

МОУ СОШ №42 пгт. Шерловая Гора.







март 2012г.



Пояснительная записка:

Урок спланирован согласно программе по обществознанию Министерства образования РФ. Разработка первого урока «Роль права в жизни человека, общества, государства» по главе V «Гражданин. Государство. Право».

Урок по обществознанию проводился по учебнику «Обществознание.8-9» под редакцией Л.Н.Боголюбова, Москва, Просвещение, 2010 г., в соответствии с требованиями Программы основного общего, использовалась дополнительно и Конституция РФ.

Для развития творческого мышления учащихся, познавательного интереса к предмету, воспитания правовой культуры разработан урок усвоения нового материала с элементами практической работы; исследовательской работы с текстом и документом, соответствующим материалом на сайте, диалоговой беседы по ситуациям из жизни и т.д.

На уроке соблюдены все психологические, дидактические и гигиенические требования: учтены возрастные и психологические особенности девятиклассников, созданы условия успешности учащихся, рационально используется ТСО, на уроке используются разнообразные приемов и методов работы, распределено время.

На уроке используется презентация по теме (не более 15 минут)

Применялись методы групповой работы, работы в паре, исследование по работе с документами, метод «мозгового штурма», диалоговая беседа, приём технологии критического мышления.

Применяемые формы и методические приемы способствовали не только развитию умений анализировать, оценивать изучаемый материал, проявлять активность, осознавать личное участие и ответственность, выполняя задания, но и способствовали формированию активной жизненной позиции, воспитанию правовой культуры, расширению общего кругозора, и, конечно же, подготовили их к усвоению последующих тем курс.

На уроке рассматриваются основные вопросы по изучаемой теме:

1. Гражданин и государство: взаимные права и обязанности.

2. Сущность права.

3. Право как мера свободы и ответственности.








Урок в 9 классе по теме «Роль права в жизни человека, общества, государства»

Эпиграф к уроку: Сущность закона - человеколюбие
У.Шекспир

Цели учителя

Цели ученика

Создать условия учащимся :

  • Для формирования представлений о естественности процесса возникновения права, о роли права в жизни человека, общества и государства о том, что в правовом государстве право выше власти;

  • Формирования умения применять знания в жизненных ситуациях, умения самостоятельно мыслить и анализировать;

  • Развития умения обобщать изученный материал и определять самостоятельно цели на урок

Способствовать развитию у учащихся коммуникативной компетенции через коллективную работу и работу в парах.

- анализировать ответы одноклассников во время мозгового штурма и самостоятельно делать вывод

- найти объяснение тому, что право четко устанавливает меру свободы людей.

- развивать учебные навыки работы со словарем, документами, текстом учебника, схемами для получения новой учебной информации;

- узнать о роли права в жизни человека, общества и государства.

Тип урока: Урок постановки учебной задачи.

Задачи урока:

  1. Учащиеся работают с понятиями: «закон», «нормативно-правовой акт», «подзаконный акт», «система права», «отрасль права», «частное право», «публичное право».

  2. Продолжить работу по развитию умений, навыков в устной логической речи, формулировании определений, понятий, комментировании, умению работать с документами, таблицами, умению работы со схемами, формулировать выводы;

  3. Продолжить работу по формированию черт законопослушного гражданина, патриота своего государства и формированию навыков толерантного общения.

Ожидаемые результаты

В результате занятия учащиеся смогут:

  • Давать объяснения понятиям: «закон», «нормативно-правовой акт», «подзаконный акт», «система права», «отрасль права»,»частное право», «публичное право».

  • Осознавать потребность общества в таком регуляторе общественной жизни как право.

  • Понимать каково основное назначение права в жизни человека, общества, государства.

  • Связывать права и обязанности гражданина перед государством и права и обязанности государства перед гражданином.

  • Признавать установленное государством позитивное право.

  • Уважать права и свободы других людей.

  • Различать отрасли публичного и частного права.

  • Приводить примеры действия правовых норм.

  • Занимать собственную аргументированную позицию по вопросу, в чем суть права.

Оборудование и материалы

  1. Учебник: Обществознание : учеб. Для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений / [Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.И. Матвеев и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова. - 12-е изд. - М. : Просвещение, 2010. § 29.

  2. Конституция РФ.

  3. Портреты И. Канта, В.С. Соловьева ( в презентации).

  4. Схемы на слайдах: 1. «Норма права» (images.yandex.ru/yandsearch?text=&) 2. «Нормативно-правовой акт» (images.yandex.ru/yandsearch?p ) 3. «Характеристика отраслей российского права» (images.yandex.ru/yandsearch?text ) 4. «Система права». (images.yandex.ru/yandsearch?p =0&text) (Схемы даны в качестве учебного пособия к уроку).

  5. humanities.edu.ru/db/msg/41197

  6. krugosvet.ru/enc/istoriya/RUSSKAYA_PRAVDA.html

Опорные знания

.Даты и события: 12 декабря 1993 года - принятие Конституции РФ.

Понятия: гражданин, государство, гражданство, права человека, основной закон государства.

УУД (условные обозначения):

Регулятивные УУД - *

Личностные УУД - @

Познавательные УУД - #

Коммуникативные УУД - &

Учитывая тот момент, что тема «Роль права в жизни человека, общества, государства» является первой в главе V, целесообразно провести урок в форме изучения новой темы.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Предполагаемый результат этапа

Мотивационный блок

4 -5 мин.

Приветствие ребят, создание доброжелательной атмосферы на уроке.


В проведении мотивационной части занятия важным становится вступительное слово учителя и опора на знания учащихся, полученные в восьмом классе по теме «Гражданин и государство».





Учитель напоминает о правовой связи каждого из присутствующих на уроке с государством о правах человека. Выход на тему

Какие задачи будем решать в ходе урока?

&Приветствие учителя.

1. Диалог двух учащихся, заранее подготовленный к уроку:
Звучит запись первого крика ребенка. У доски стоят два ученика (опережающее задание - выучить слова своей роли) и ведут диалог.
- Человек родился?
- Человек родился.
- Человек!
- Получит свой первый документ - свидетельство о рождении и станет полноправным гражданином своей страны.
- Человек растет. Общается с окружающим его обществом.
- А общество живет по определенным правилам. Их называют социальными нормами.
- А для чего люди придумывают социальные нормы?
- Да чтобы не было ссор, обид. Правил много. В каждом случае свои.
- Затем, часть этих норм, превратились в законы, в которых прописаны права и обязанности. Эти законы охраняют права всех граждан и должны соблюдаться всеми. Если этого не происходит, то появляются конфликты между людьми и даже между государствами. Но как, же узнать, в каком случае, какой закон защищает наши права?

*@Учащиеся называют права человека.

# @Ребята самостоятельно

формулируют тему урока

Слайд 1

Учащиеся показывают свои знания по 8 классу по теме «Гражданин и государство», связывают права и обязанности гражданина перед государством и права и обязанности государства перед гражданином

Проблемный блок

9-12 мин.

Учитель ставит вопросы: Как сделать так, что бы ничьи права и свободы не ущемлялись? Возможно ли установить меру ограничения прав и свобод? Имеется ли необходимость в ограничении чьих-либо интересов, прав и свобод?

Например: то, что автомобилисты и пешеходы должны соблюдать правила дорожного движения (чтобы не было аварий, наездов, гибели людей и других неблагоприятных последствий), ограничивает их права или нет? Если ограничивает, то данные ограничение вредны или полезны человеку, обществу и государству?

& Данный отрезок занятия проводится в форме мозгового штурма. Все ответы записываются, а затем учащимся предлагается сделать вывод о регуляторах, определяющих меру свободы нашего поведения.

# @ Учащиеся работают с учебным материалом (с. 177-178) по группам:

I группа. Задание: прочитайте пункт « Гражданин и государство» (с.178), определите взаимосвязь человека и государства.

II группа. Задание: прочитайте пункт «Потребность в порядке и справедливости» (с.178,179), выпишите наиболее значимые цитаты, объясните их.

# @ желающим двум ребятам предлагается поработать с материалом сайта mos-ur.ru/articles.php?article_id=95

После мозгового штурма делают вывод о регуляторах, определяющих меру свободы их поведения.

Учитель напоминает, что некоторые народы долгое время обходились без конституций и кодексов. Писаные законы им заменяли иные социальные нормы. Так, в Древнем Китае придавали первостепенное значение нормам ритуала, в араб-ских странах - религиозным нормам. Среди других регуля-торов поведения людей широко распространены обычаи. Учитель подчеркивает, что со временем именно право стано-вилось более предпочтительным социальным регулятором. Право по возможности и необходимости вбирает в себя самые разные нормы. Общий характер (нормативность) и обязательность, подкрепленные авторитетом государства - основной признак и в то же время преимущество правовых

норм.


@ & * Учащимся предлагается, используя свой жизненный опыт, привести примеры, доказывающие преимущества права и его ценность в качестве социального регулятора.

Учащиеся приводят примеры действия правовых норм.

Информационно-аналитический блок.

17-20 мин.

Учитель предлагает поработать со словарем с понятиями «право», «норма права».

Данные понятия являются базовыми, поэтому дается дополнительное определение права. Право - регулятор поведения человека, выражающий меру его свободы и обеспеченный деятельностью государства (Сморгунов Л.В. Политология СПб., 1996.)

# Работа со словарем, учащиеся делают записи в тетрадях по основным понятиям

Учащиеся могут дать определения по данным понятиям

Учитель просит учащихся прочитать высказывание В.С. Соловьева, содержащееся в методическом аппарате учебника (с. 184), и сравнить его с определением, данным современным политологом Л.В. Сморгуновым.

# & @ Исследовательская и аналитическая деятельность учащихся, после идет диалоговая беседа.

Учащиеся поймут, что право четко устанав-ливает меру свободы людей и определяет юридические обязан-ности гражданина, их ответственность.

Учитель предлагает поработать по Конституции России. Суть работы: найти во второй главе Конституции статьи, содер-жащие обязанности гражданина, номера статей записать в тетрадь. Учитель обращает внимание на название второй гла-вы Конституции, что само по себе говорит о взаимосвязи прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. Суть права именно состоит в этой взаимосвязи, что подчеркивал великий мыслитель И. Кант в своем категорическом императиве.

# &Исследовательская деятельность учащихся в группах по источникам. Учащиеся основные моменты записывают в тетрадь.

@ * Работают с дополнительным материалом (см. Приложение)

Располагая знаниями по конституционному праву как Конституция, учащиеся могут привести пример нормы конституционного права.

Право как сложная система включает в себя множество норм права. Учитель просит учащихся обратить внимание на третий пункт параграфа «Норма права. Закон».

По завершению работы со схемой учащимся предлагается задание: привести пример нормы права, проиллюстрировать один (по выбору) из признаков нормы права.

# & Проводится работа со схемой «Норма права». Слайд 2 (см. Приложение 1)

@ *Учащиеся по очереди приводят примеры нормы права

Учитель фокусирует внимание учащихся на том, что право должно воплощаться (выражаться) в законах и подзаконных актах, что в принципе следование закону и есть следование праву. Рассматривается схема (см. Приложение №2). Схема не представлена в готовом виде, она предлагается в качестве задания. Перед учащимися ставится проблема: Как вы думаете, почему отрасли права в данной схеме разделены на две части?

& #Работа со схемой вместе с учителем.


Смогут сделать соот-ветствующие выводы: есть конституционные нормы, нормы закона и подзаконного акта. Законы подразделяются на основной (Консти-туция) и обыкновенные.

Всю совокупность норм права называют системой права. В систему права входят отрасли права. Учитель разъясняет схему Слайд 3 (см. Приложение №3).

# Помогает учащимся справится с заданием материал параграфа (с. 180).

Учащиеся поймут, что отрасли права делятся на отрасли частного и публичного права.

Учитель предлагает поработать со схемой (см. Приложение №4)

@ # & Работа со схемой.

Ребята высказывают свою точку зрения по работе со схемой.

Учащиеся смогут различать отрасли публичного и частного права

Проводя анализ ответов учащихся, учитель подчеркивает, что разграничение права на частное и публичное достаточно условно, поскольку частный и публичный интересы взаимосвязаны. Далее предлагается поработать с понятием «позитивное право»

@ # Работа с текстом учебника по понятию «позитивное право». (Учебник, с. 181).

Дают определение данному понятию

Но есть и такое право, которое никем не создается и не «даруется». «Люди рождаются свободными и равными» эта формула выража­ет естественное право. Она под­разумевает, что права человека принадлежат ему от рождения, что он не обязан ими никакой высшей власти, которую он должен был бы посто­янно благодарить за этот дар. Права принадлежат человеку уже в силу того, что он человек. На этом основании их обычно называют естест­венными правами. Подразумевается, что они не только никем не предоставляются человеку, но и никем не могут быть у него отобраны: ни государством, ни любым демократичным голосованием.

Предлагается работа по источнику (Конституции РФ)

# @ Работают со ст. 17, которая гласит: «Основные права и свободы человека необсуж­даемы и принадлежат каждому от рождения».

Проанализировав статью, поймут, что надо уважать права и свободы других людей

Рефлексивно - оценочный блок:

3-4 мин.

Учитель просит открыть стр. 183 и поработать с вопросами 1-5 и заданием 3.

Ребята, давайте вместе подведем итоги нашему уроку. На ваших партах листочки, которые вы должны заполнить.

Предлагает оценить работу на уроке друг друга и поставить оценку себе.(выставляют оценки на листочках, где учащиеся проводят самоконтроль)

&*# Работа в парах по обсуждению вопросов и выбора ответа

&* Учащиеся проводят самоконтроль за усвоением основного содержания лекции, отвечая на вопросы письменно.
1) что на уроке было главным;
2) что на уроке было интересным;
3) что нового сегодня узнали;
4) чему научились?
5)Что вызвало затруднение

Учащиеся покажут при ответах, что изученный материал ими понят

Учащиеся смогут оценить не только деятельность другого ученика на уроке, но и свою деятельность.

Домашнее задание

§ 29 (пересказ), вопросы 1-3 устно. Предлагается записать в тетрадь ответ на вопрос «В чем ты видишь сходство и различие позитивного и естественного права?»

Задание на выбор: выполнить задание №5 или приготовить по теме презентацию.


© 2010-2022