Учебно-методическая разработка для преподавателя для проведения открытого урока по учебной дисциплине «Право»

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учебно-методическая разработка для преподавателя для проведения открытого урока по учебной дисциплине «Право»Учебно-методическая разработка для преподавателя для проведения открытого урока по учебной дисциплине «Право»Учебно-методическая разработка для преподавателя для проведения открытого урока по учебной дисциплине «Право»Учебно-методическая разработка для преподавателя для проведения открытого урока по учебной дисциплине «Право»Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Карталинский многоотраслевой техникум»



Учебно-методическая разработка

для преподавателя

для проведения открытого урока

по учебной дисциплине

«Право»





Тема:


«Семейные правоотношения»


для студентов технического профиля




Автор разработки

преподаватель права

Давыдова Светлана Анатольевна



Бреды

2015

Номер группы:05МО «Механизация сельского хозяйства»

Дисциплина: право.

Раздел программы: Основные отрасли права.

Тема:Семейные правоотношения.

Тип урока:использование личностно-ориентированных технологий.

Цели урока:

Образовательная:
1. Выяснить совокупность правовых норм, которая регулирует отношения между людьми в связи с вступлением в брак, созданием семьи.
Развивающая:
2. Развивать умение пользоваться соответствующей правовой нормой при разрешении конкретной жизненной ситуации, работать в группе, анализировать источники.

Воспитательная:
3. Подвести обучающихся к пониманию того, что семейные отношения должны выстраиваться на основе не только любви, но и на взаимоуважении, доверии, равенстве, иначе придётся разрешать вопросы в судебном порядке, что способствует нарушению психического и физического здоровья всех членов семьи.

Формирование общих компетенций (ОК):

  • ОК 1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

  • ОК 2.Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

  • ОК 3.Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

  • ОК4.Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

  • ОК 5.Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 6.Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий

Форма проведения урока: урок с применением ИКТ

Формы работы студентов: индивидуальная, фронтальная.

Методы обучения:

- словесные (приёмы: беседа, дискуссия)

- практические (приёмы: решение представленной ситуации, обсуждение вопросов в группах)

- контроль (самооценка, взаимооценка, оценка преподавателя)

Материально-техническое и учебно-методическое оснащение урока:

1.Гамола А.И. «Семейное право»

2.АРМ

3.Тестовые задания

4.Презентация урока

5.Вальс Мендельсона

Структура урока:

1.Организационный этап - 5 мин

2.Этап изучение нового материала - 40 мин

3.Этап общения и систематизации знаний - 25 мин

4.Заключительный этап - 10мин

Межпредметные связи: обществознание, история



Семья - это кристалл общества. (В.Гюго)(слайд2)


Ход занятия


Элементы внешней структуры урока

Элементы внутренней структуры урока

Деятельность преподавателя

Деятельность

студента

1.Вводная часть









2.Основная часть





































































3.Закрепление изученного материала.

Рефлексия - анализ себя и собственной активности


  1. организационный момент

1.2Выстраивание ассоциативного ряда





2.Усвоение определений по теме «Семейные правоотношения»



2.1Развитие умения работать с терминологией



2.2Формирование коммуникативной компетентности












Развитие умения определить свою позицию по проблеме, умение аргументировать

1 .Приветствие

проверка присутствующих

проверка готовности к уроку

1.2Формулирует тему занятия.

1.2Какие ассоциации у вас возникают с понятием брак?
(В результате беседы идёт выстраивание ассоциативного ряда: брак - любовный союз мужчины и женщины, брачный контракт, ЗАГС, семья, право, ответственность, семейный долг, рождение и воспитание детей и т.д).
На доску выводятся все названные слова. - К какой отрасли права относится данное понятие? (семейному праву)(слайд 3)

2.Дать определения понятий

Семейное право-система правовых норм, регулирующих личные и производные от них имущественные отношения, возникающие из брака, кровного родства, принятия детей в семью на воспитание.4

Семья - круг лиц, основанный на браке, родстве, принятии детей в семью на воспитание, характеризующийся общностью жизни, интересов, взаимной заботой.4

Источники семейного права: Конституция РФ, Семейный Кодекс РФ(1996 г.) и.др.5

Нормативные акты, регулирующие семейные правоотношения

Брак- Юридически оформленный, свободный, добровольный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи и порождающий для них взаимные права и обязанности.6

Бракслово образовалось от старославянского «брачите, брать»- брать на себя, отбирать, выбирать хорошее.

Найдите в Конституции РФ статьи, касающиеся семейных отношений.Равенство прав и свобод мужчины и женщины (ст.19п.3)

Равенство прав и обязанностей родителей по воспитанию детей (ст.38 п.2)

Обязанность трудоспособных детей заботиться о нетрудоспособных родителях

4.Создание семьи - ответственный шаг в жизни человека. Её создание начинается с брака.

На основании определения найдите признаки брака?

Признаки брака:

  • Союз мужчины и женщины

  • Свободный союз

  • Единобрачный союз

  • Равноправный союз

  • Союз, зарегистрированный в органах ЗАГСа

  • Союз, который порождает между супругами юридические права и обязанности

Вопрос о субъектах семейных правоотношений изучается с опорой на схему:

Субъекты семейных правоотношений

муж и жена (родители), дети, другие родственники,

усыновители и усыновленные. (слайд 5)

Вступление в брак и расторжение брака.

Задание:опираясь на статьи Семейного кодекса подготовить ответы на вопросы:

  1. Каковы два основных условия заключения брака?

  2. В каких случаях брак может быть заключен в день подачи заявления?

  3. Разрешает ли закон многоженство? Приведите положение Семейного кодекса, являющееся основанием для правильного ответа?

  4. Каковы обстоятельства, препятствующие браку?

  5. Какой брак считается фиктивным?

Дискуссия по теме:«Гражданский брак»

Определите ваше отношение к теме, выберите позицию «за» или «против», будьте готовы ее аргументировать

Семейное право регулирует отношения не только отношения между супругами, но и между родителями и детьми.

Права и обязанности супругов.

Данный вопрос рассматривается на основе составления схемы и привлечения материала учебника.

Права и обязанности супругов

Учебно-методическая разработка для преподавателя для проведения открытого урока по учебной дисциплине «Право»

Договорной режим имущества супругов

Брачный договор - соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке в случае его расторжения:6

а) права и обязанности по взаимному содержанию

б) способы участия в доходах друг друга

в) порядок несения каждым из них семейных расходов

г) имущество, которое будет передано каждому из супругов в случае расторжения брака

Понятие "брачный договор" появилось в российском законодательстве сравнительно недавно. Впервые возможность заключения между супругами договора о порядке владения имуществом была упомянута в 1994 году в Гражданском кодексе Российской Федерации (ст. 256 "Общая собственность супругов"). А в новом Семейном кодексе РФ 1996 года брачному договору уделена отдельная глава.


Права и обязанности детей:

  • Жить и воспитываться в семье

  • На общение с родителями и другими родственниками

  • На защиту

  • Выражать своё мнение

  • На имя, отчество, фамилию

  • Имущественные права

  • Обязанность трудоспособных детей заботиться о нетрудоспособных родителях

Решение задач, тест(см.приложение)



Определите свою собственную роль в процессе занятия:

1. Я - объект (что со мной делали?)

2. Я субъект (что я делал?)

Раскройте структуру своей учебной деятельности на данном уроке7

Подведение итогов урока, выставление оценок, комментирование работы студентов, инструктаж по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы.

Приветствие педагога,

адаптация к рабочему месту

1.2Размышления студентов над поставленной темой.

Тему урока записывают в тетрадь





Запись понятий









Самостоятельная работа студентов











Заполнение схемы



Самостоятельная работа с СК РФ











Студенты заполняют данную схему





Записывают в тетрадь.































Анализируют собственную деятельность науроке, записывают и осознают домашнее задание.











Литература


1.Гамола А.И. «Семейное право», издательство Академия 2011г.

2.Грудцына Л.Ю.Большой юридический справочник для физических и юридических лиц [Электронный ресурс]. Режим доступа: books-scan.ru/7257-grudcyna-l-yu-bolshoy-yuridicheskiy-spravochnik-dlya-fizicheskih-i-yuridicheskih-lic.html

3.Данилов Е.Л. Семейные споры и комментарий законодательства. Адвокатская и судебная практика. Образцы исковых заявлений и жалоб. - М., 2010

4.Певцова Е.А Право для профессий и специальностей социально-экономического профиля. Учебник для учреждений начального и среднего профессионального образования,издательство Академия 2013г.

5.«Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)

6.«Семейный кодекс Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 08.12.1995)
(действующая редакция от 20.04.2015)

7.Электронныйресурс:consultant

Приложение 1

1.В ходе судебного разбирательства по разделу имущества семьи Крюковых гражданка Крюкова попросила не включать в общую собственность золотое кольцо, полученную ею в наследство от деда .Как поступит суд? Свой ответ поясните.

2.Семья Петровых заключила брак 15 ноября 2011 года. В феврале 2012 года у них родилась дочь. Но семейные отношения не сложились. Муж подал заявление о расторжении брака в Суд. Когда будет расторгнут брак?

3.Андрей и Татьяна находящаяся на 6-м месяце беременности, подали заявление в органы ЗАГСа о заключении брака, высказав просьбу об уменьшении сроков ожидания дня регистрации. Им было отказано, сославшись на срок - 1 месяц.

4.Евгений (19 лет) и Ирина (15 лет) подали заявление о заключении брака в органы ЗАГСа. Им было отказано. Как должны поступить работники ЗАГСа?

5.Сергей и Наталья подали заявление в органы ЗАГС 15 февраля 2010 года. День регистрации брака был назначении им на 23 апреля 2010 года. В день регистрации брака Наталья оказалась в больнице. Сергей потребовал заключить брак, так как имеет нотариальную доверенность от Натальи. Как должны поступить работники ЗАГСа?


Статья 11. Порядок заключения брака

[Семейный кодекс РФ] [Глава 3] [Статья 11]

1. Заключение брака производится в личном присутствии лиц, вступающих в брак, по истечении месяца со дня подачи ими заявления в органы записи актов гражданского состояния.

При наличии уважительных причин орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации заключения брака может разрешить заключение брака до истечения месяца, а также может увеличить этот срок, но не более чем на месяц.

При наличии особых обстоятельств (беременности, рождения ребенка, непосредственной угрозы жизни одной из сторон и других особых обстоятельств) брак может быть заключен в день подачи заявления.

2. Государственная регистрация заключения брака производится в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния.

3. Отказ органа записи актов гражданского состояния в регистрации брака может быть обжалован в суд лицами, желающими вступить в брак (одним из них).

Статья 13. Брачный возраст

[Семейный кодекс РФ] [Глава 3] [Статья 13]

1. Брачный возраст устанавливается в восемнадцать лет.

2. При наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак, вправе по просьбе данных лиц разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет.

Порядок и условия, при наличии которых вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств может быть разрешено до достижения возраста шестнадцати лет, могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации.

Статья 11. Порядок заключения брака

[Семейный кодекс РФ] [Глава 3] [Статья 11]

1. Заключение брака производится в личном присутствии лиц, вступающих в брак, по истечении месяца со дня подачи ими заявления в органы записи актов гражданского состояния.

При наличии уважительных причин орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации заключения брака может разрешить заключение брака до истечения месяца, а также может увеличить этот срок, но не более чем на месяц.

При наличии особых обстоятельств (беременности, рождения ребенка, непосредственной угрозы жизни одной из сторон и других особых обстоятельств) брак может быть заключен в день подачи заявления.

2. Государственная регистрация заключения брака производится в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния.

3. Отказ органа записи актов гражданского состояния в регистрации брака может быть обжалован в суд лицами, желающими вступить в брак (одним из них).

Ответы:

1.Драгоценности отнесут к вещам личного пользования - не делиться.

2. У мужа не примут заявление в суд т. к. ребенку меньше года. Расторжение брака возможно только по достижению ребенком 1 года

3.Неправомерно. ЗАГС может произвести регистрацию без сроков ожидания исходя из особых обстоятельств - ожидаемая серьезная операция, близкое рождение ребенка.

4.Отказано правомерно, т. к Ирина (15 лет) не достигла брачного возраста.

5.Работники ЗАГС откажут , т.к . по закону личное присутствие сторон при заключении брака обязательно .

Приложение 2

Тест

Тестовые задания по вариантам (необходимо выбрать и отметить один или несколько правильных вариантов ответов).

1.Брачный возраст в России определён:

а. 16 лет; б. 18 лет.

2. Брак не может быть заключён между…

а. близкими родственниками; б. несовершеннолетними; в. лицами без определённого места жительства.

3. Какое из обстоятельств делает невозможным вступление в брак?

а. различие национальностей; б. одна из сторон уже состоит в браке; в. отсутствие денежных средств.

4. Согласно принципам семейного права

а. главой семьи является мужчина; б. вопрос решается по общему согласию супругов;

в. супруги обладают равными правами.

5. Брак в РФ заключается…

а. в суде; б. в церкви; в. в органах ЗАГС.

6. Над несовершеннолетними в возрасте до 14 лет устанавливается:

а. наблюдение; б. попечительство; в. опека.

7. Закончите следующее предложение: В случае если родители уклоняются от выполнения обязанностей родителей, закон предусматривает…

а. проведение с ними специальных разъяснительных бесед;

б. лишение родительских прав;

в. конфискацию имущества.

8. Для того, что бы приобрести полную дееспособность необходимо:

а. достичь 18 лет; б. вступить в брак; в. получить паспорт.

9. Несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно вправе:

а. совершать мелкие сделки; б. распоряжаться стипендией.

10. При взаимном согласии на расторжение брака и отсутствии совместных детей супруги будут разведены:

а. в суде; б. в ЗАГСе.



© 2010-2022