- Преподавателю
- Обществознание
- Развернутое планирование по обществознанию Место искусства в духовной культуре
Развернутое планирование по обществознанию Место искусства в духовной культуре
Раздел | Обществознание |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Эсаулова В.В. |
Дата | 03.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Место искусства в духовной культуре
-
Определение искусства:
-
специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, которая представляет собой отражение окружающей действительности в художественных образах;
-
форма культуры, связанная со способностью человека к эстетическому освоению реального мира, его воспроизведению образно-символическими средствами с опорой на ресурсы творческого воображения субъекта.
-
-
Теории происхождения искусства:
-
биологизаторская;
-
игровая;
-
магическая;
-
трудовая.
-
-
Признаки искусства:
-
иррационализм;
-
символизм;
-
субъективизм;
-
образность и наглядность.
-
Специфика искусства:
-
является образным и наглядным;
-
большая роль в процессе познавания воображения и фантазии познающего объекта;
-
специфические способы воспроизведения окружающей действительности (слово, звук, цвет).
-
-
Сущность искусства:
-
концепция отражения (подражания):
-
-
Античность:
-
Платон:
-
искусство - подражание миру чувственных предметов;
-
художник создает копию копии - «тени теней»;
-
искусству присущ элемент удовольствия.
-
-
Аристотель:
-
искусство основано на подражательной способности;
-
подражание - познавательная способность;
-
введение понятия катарсиса.
-
-
Эпоха Возрождения:
-
основанная задача искусства - отражение природы и величайшего ее творения - человека;
-
утверждение безграничности творческого потенциала человека.
-
-
Эпоха классицизма:
-
на первом плане - отражение человеческих типов;
-
искусство как «школа нравственности»;
-
-
теория самовыражения:
-
-
-
-
-
искусство - безграничная сфера проявления творческого потенциала личности;
-
на первом плане неэстетические, житейские переживания человека; художественные образы - лишь средство их выражения.
-
-
-
-
-
знаково-символическая концепция:
-
-
искусство как замкнутая, автономная сфера деятельности;
-
искусство как способ связи с иным, потусторонним миром;
-
произведение искусства является своеобразным шифром, несущим закодированную творцом информацию.
-
Функции искусства:
-
познавательная;
-
информационная;
-
коммуникативная;
-
ценностно-ориентировочная;
-
воспитательная;
-
компенсаторная;
-
эстетическая
-
общественно-преобразующая;
-
художественно-концептуальная;
-
предвосхищения;
-
гедонистическая (получение удовольствия, наслаждения);
-
познавательно-эвристическая;
-
внушающая.
-
-
Виды искусства:
-
архитектура (зодчество);
-
живопись;
-
скульптура;
-
декоративно-прикладное искусство;
-
литература;
-
музыка;
-
театр;
-
цирк;
-
балет;
-
кино;
-
фотоискусство;
-
эстрада.
-
-
Структура искусства:
-
по утилитарности искусства:
-
-
прикладные;
-
изящные (чистые).
-
-
-
по способам воплощения (Фридрих Шеллинг):
-
-
реальные (музыка, живопись, пластика);
-
идеальные (литература, поэзия).
-
-
-
по среде реализации искусства:
-
-
пространственные (пластические) виды (архитектура, изобразительное искусство, художественная фотография);
-
временные (динамические) виды (литература, музыка);
-
пространственно-динамические (синтетические, зрелищные) виды (театр, киноискусство, хореография, цирк).
-
-
-
-
Тенденции развития современного искусства:
-
отсутствие канонов и правил;
-
развитие по пути «дегуманизации»;
-
превращение знаковой компоненты из средства в сущность художественного образа;
-
превращение процесса восприятия художественного произведения в расшифровку знаково-символических комбинаций;
-
преодоление ограниченности коммуникативных возможностей национальных культур.
-