Развернутое планирование по обществознанию Место искусства в духовной культуре

Данный развернутый план "Место искусства в духовной культуре" предназначен как для учителей обществознания, так и для обучающихся, и ориентирован на подготовку выпускников к единому государственному экзамену и на оптимизацию усвоения и систематизации обществоведческого материала. План содержит определение искусства, его признаки, особенности, функции, классификации структуры искусства, точки зрения философов античности, эпохи возрождения и нового времени на сущность искусства, концепции отражени...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Место искусства в духовной культуре


  1. Определение искусства:

    1. специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, которая представляет собой отражение окружающей действительности в художественных образах;

    2. форма культуры, связанная со способностью человека к эстетическому освоению реального мира, его воспроизведению образно-символическими средствами с опорой на ресурсы творческого воображения субъекта.

  2. Теории происхождения искусства:

    1. биологизаторская;

    2. игровая;

    3. магическая;

    4. трудовая.

  3. Признаки искусства:

  1. иррационализм;

  2. символизм;

  3. субъективизм;

  4. образность и наглядность.

  1. Специфика искусства:

    1. является образным и наглядным;

    2. большая роль в процессе познавания воображения и фантазии познающего объекта;

    3. специфические способы воспроизведения окружающей действительности (слово, звук, цвет).

  2. Сущность искусства:

    1. концепция отражения (подражания):

  • Античность:

  1. Платон:

    • искусство - подражание миру чувственных предметов;

    • художник создает копию копии - «тени теней»;

    • искусству присущ элемент удовольствия.

  2. Аристотель:

    • искусство основано на подражательной способности;

    • подражание - познавательная способность;

    • введение понятия катарсиса.

  • Эпоха Возрождения:

    • основанная задача искусства - отражение природы и величайшего ее творения - человека;

    • утверждение безграничности творческого потенциала человека.

  • Эпоха классицизма:

  • на первом плане - отражение человеческих типов;

  • искусство как «школа нравственности»;

    1. теория самовыражения:

        • искусство - безграничная сфера проявления творческого потенциала личности;

        • на первом плане неэстетические, житейские переживания человека; художественные образы - лишь средство их выражения.

    1. знаково-символическая концепция:

  • искусство как замкнутая, автономная сфера деятельности;

  • искусство как способ связи с иным, потусторонним миром;

  • произведение искусства является своеобразным шифром, несущим закодированную творцом информацию.

  1. Функции искусства:

    1. познавательная;

    2. информационная;

    3. коммуникативная;

    4. ценностно-ориентировочная;

    5. воспитательная;

    6. компенсаторная;

    7. эстетическая

    8. общественно-преобразующая;

    9. художественно-концептуальная;

    10. предвосхищения;

    11. гедонистическая (получение удовольствия, наслаждения);

    12. познавательно-эвристическая;

    13. внушающая.

  2. Виды искусства:

    1. архитектура (зодчество);

    2. живопись;

    3. скульптура;

    4. декоративно-прикладное искусство;

    5. литература;

    6. музыка;

    7. театр;

    8. цирк;

    9. балет;

    10. кино;

    11. фотоискусство;

    12. эстрада.

  3. Структура искусства:

    1. по утилитарности искусства:

        1. прикладные;

        2. изящные (чистые).

    2. по способам воплощения (Фридрих Шеллинг):

        1. реальные (музыка, живопись, пластика);

        2. идеальные (литература, поэзия).

    3. по среде реализации искусства:

        1. пространственные (пластические) виды (архитектура, изобразительное искусство, художественная фотография);

        2. временные (динамические) виды (литература, музыка);

        3. пространственно-динамические (синтетические, зрелищные) виды (театр, киноискусство, хореография, цирк).

  4. Тенденции развития современного искусства:

    1. отсутствие канонов и правил;

    2. развитие по пути «дегуманизации»;

    3. превращение знаковой компоненты из средства в сущность художественного образа;

    4. превращение процесса восприятия художественного произведения в расшифровку знаково-символических комбинаций;

    5. преодоление ограниченности коммуникативных возможностей национальных культур.


© 2010-2022