- Преподавателю
- Обществознание
- Конституция России -основной Закон
Конституция России -основной Закон
Раздел | Обществознание |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Мельниченко Н.А. |
Дата | 11.06.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Выполнила: Мельниченко Н. А.
учитель обществознания
ГБОУ СОШ с. Курумоч.
Тема урока: Конституция России.
Образовательная цель:
1) разъяснить учащимся сущность Основного закона страны, как документа, определяющего принципы устройства общества;
2) познакомить с правовым статусом гражданина РФ;
3) продолжить формирование конституционной грамотности учащихся;
4) показать практическую значимость Конституции РФ;
5) продолжить формирование у учащихся способности оптимизировать организацию учебной деятельности на уроках в рамках здоровьесберегающего компонента.
Воспитательная цель:
1) способствовать формированию правовой культуры учащихся;
2) воспитать осознанное отношение к праву, к Основному закону государства;
3) сформировать уважительное отношение к правам и обязанности друг друга;
4) развивать чувство патриотизма;
5) способствовать выработке гражданской позиции.
Развивающая цель:
1)развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск правовой информации по теме; делать выводы; рационально решать познавательные задания; раскрывать на примерах правовые теоретические положения; работать с документами;
2) формирование коммуникативных навыков.
Основные понятия: Конституция, правовой статус человека.
После изучения темы учащиеся должны знать и уметь:
-
особенности и структуру Основного закона страны;
-
разъяснить сущность правового статуса личности;
-
знать реализацию своих прав и исполнения обязанностей в конкретных жизненных ситуациях;
-
давать определения основным понятиям.
Оборудование и материалы: Конституция РФ, «Комментарий к Конституции РФ», «Обществознание 9кл.» Л. Н. Боголюбов; схема; «Право и политика» А.Ф. Никитин; карточки с заданиями в группах.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы на уроке: эвристическая беседа; самостоятельная работа учащихся по группам, фронтальный опрос.
Ход урока:
-
Организационный момент.
-
Изучение нового материала.
План:
-
Основной закон страны.
-
Правовой статус гражданина России: в чем заключаются наши права и обязанности.
Salus populi - suppema lex.
Благо народа - высший закон.
-
Основной закон страны.
Рассказ учителя и беседа с учащимися.
-
Какой праздник мы отмечаем 12 декабря?
-
Что такое конституция?
Конституция (лат. Constitutio - устройство) - Основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования государственных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан.
Она представляет собой совокупность зафиксированных в специальном документе (или нескольких документах) относительно стабильных правил (законов), определяющих основания, цели и устройство государства, принципы его организации и функционирования, способы политического образования и принятия решений, а также положения личности в государстве.
Первые акты конституционного типа были приняты в Англии. Но здесь так и не сложилось единого законодательного акта (1689г. - «Билль о правах»). В современной Великобритании есть Конституция, которая составляет акты с XIII в. («Великая хартия вольностей» 1215г.) до сегодняшних дней.
Конституция, как единый закон с определенной внутренней структурой появилась впервые в США в 1787г., с некоторыми изменениями она действует и поныне.
В Европе первыми Конституциями были Конституция Польши и Франции 1791г. («Декларация прав человека и гражданина»).
Некоторые юристы считают, что юридическим актом, имевшим значение Конституции, были основные законы Российского государства 1906г.
Первой Конституцией Советской власти считается Основной закон страны 1918г. («Декларация прав трудящихся и эксплуатируемого народа»). Другие конституции были приняты в 1924г., 1936г., 1977г.
Сегодня у нас действует Конституция РФ, принятая на референдуме 12 декабря 1993г.
Конституция выступает, как бы текстом «общественного договора, заключаемого между гражданами и государством и регламентирующего его деятельность». Принимаемая при согласии подавляющего большинства населения, она фиксирует тот минимум общественного согласия, без которого невозможно совместная жизнь людей.
Задания учащимся: (работа с Конституцией РФ).
-
Какова структура действующей Конституции?
-
Как доказать, что приоритеты личности стоят выше государственных? (см. гл.2)
-
Составьте путеводитель по Конституции для простого гражданина и разъясните, при каких обстоятельствах следует обращаться к её тексту. (Конституция имеет прямое действие. Если нарушаются права, свободы, записанные в ней, можно обратиться в суд, ссылаясь на Основной закон).
Вывод: Основные признаки Конституции.
Конституция
основа всего законодательства
стабильный закон
закрепляет базовые принципы гос-ного устройства, права и обязанности
принимается в особом порядке
-
Правовой статус гражданина России: в чем заключаются наши права и обязанности.
Самостоятельная работа учащихся по группам с текстом Конституции РФ
Правовой статус личности - составляет совокупность его прав и обязанностей.
Каждый гражданин должен хорошо его знать.
Задания учащимся: (раздаются карточки с заданиями).
1 группа: выписать из Конституции РФ личные права граждан. Инсценировать ситуации, когда они нарушаются в силу разных обстоятельств. Выбирать из группы ребят юрисконсульта, который в ясной форме разъяснит сущность этих прав.
2 группа: выписать политические права граждан и подобным образом разъяснить их сущность.
3 группа: выписать социально-экономические права граждан. Разъяснить их сущность.
4 группа: выписать культурные права, разъяснив их сущность.
( На выполнение задания 10 мин.; выступление - 3мин.)
Рефлексия. Обсуждение ответов учащихся.
Вопросы:
-
Почему в обществе не может быть прав без обязанностей?
-
Сравните обязанности личности по отношению к государству и альтернативные обязанности государства по отношению к личности.
Вывод: Конституция - это Основной закон государства. В нем определен правовой статус человека и гражданина в нашей стране. Выделяют личные, социально-экономические, политические, культурные права, которые неразрывно связаны с обязанностями гражданина.
Подведение итогов. Выставление оценок.
III. Домашнее задание. Параграф 12.