- Преподавателю
- Обществознание
- Конспект урока по обществознанию Самое утреннее из чувств
Конспект урока по обществознанию Самое утреннее из чувств
Раздел | Обществознание |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Кудряшова Е.В. |
Дата | 05.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
1. Кудряшова Елена Владимировна
2. МБОУ «Гимназия №1»
3. Учитель истории и обществознания
4. Обществознание
5. 8
6. «Самое утреннее из чувств», урок №17
7. Базовый учебник Л.Боголюбов. Обществознание. 8 класс. М., Просвещение 2010г.
8. Цель урока:
Подвести учащихся к пониманию роли любви в жизни человека.
9. Задачи:
Личностные: Способствовать формированию внутренней позиции учащихся, ориентировать на выполнение морально - нравственных норм.
Метапредметные: Развивать умение работать с различной информацией, обобщать, устанавливать аналогии, управлять своей деятельностью, речевую деятельность.
Предметные: Рассмотреть разнообразие, неповторимость чувства любви по содержанию и форме проявления.
10. Тип урока: Урок «открытия нового знания»
11. Формы работы учащихся:
12. Необходимое техническое оборудование:
13. Структура и ход урока:
Технологическая карта урока
Этапы урока
Действия учителя
Действия учащихся
УУД
Вре-мя
Этап мотивации к учебной деятель-ности
Приветствие учащихся.
Учитель задает вопрос, подводит учащихся к осознанию темы:
"Светиться от счастья" и "летать как на крыльях". Как вы пони-маете эти выска-зывания? Когда такое состояние случается с людьми?
Приветствие учителя. Рапортичка.
Тему формулируют сами учащиеся.
Ответы учащихся
Познаватель-ные, комму-никативные
2-3 мин.
Этап актуализа-ции проб-ного учеб-ного действия
Учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач.
Скажите пожалуйста, какие духовные ценности, по вашему мнению, являются глав-ными для человечес-кого счастья.
Подумайте какую цен-ность вы называли ча-ще всего? Что является важным в жизни каж-дого человека, какую бы тему урока в связи с этим вы предложили?
Все в жизни начинается с любви (А. Дементь-ев), а что такое любовь?
Наука дает следующее объяснение любви: это интимное глубокое чувство,устремленность на другую личность, предмет.
Любовь еще не все: не хлеб и не вода,
Не крыша в ливень, не нагим одежда,
Не ствол, плывущий к тонущим, когда
Уже иссякли силы и надежда.
Не заменяет воздуха любовь,
Когда дыханья в легких не хватает.
Не сращивает кость, не очищает кровь,
Но без любви порою умирают…
pozdravleniya.biz/
Что случается с чело-веком, когда он любит?
Какие вопросы связа-нные с данной темой можно рассмотреть?
Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания
Ответы учащихся
(Семья, дружба, любовь и т.д.)
Ответы учащихся:
Чаще всего мы слышали о любви. Я предлагаю…
Запись темы
Ответы учащихся
Ответы учащихся
Что такое любовь, к кому мы испытываем любовь, в каком возрасте можно ис-пытывать любовь, как она проявляется
Регулятивные целеполага-ния, комму-никативные
5 мин.
Этап выявления места и причины затрудне-ния
Как вы думаете, можем ли мы сразу ответить на все вопросы, которые мы себе наметили? В чем могут быть причины затруднения?
Ответы учащихся
Регулятивныекоммуника-тивные
3 мин.
Этап построения проекта выхода из затрудне-ния
Учитель помогает, советует.
Давайте с вами найдем способы, какими мож-но найти ответы на поставленные нами вопросы.
Планирование учащимися способов достижения намеченной цели.
Изучение параграфа в учебнике, дополнитель-ных текстов, рисунков, стихов, схем, через полилог…
Регулятивные планирования
3 мин.
Этап реализации построен-ного прое-кта
На данном этапе учитель консультиру-ет, задает наводящие вопросы.
А) Объекты любви.
Давайте рассмотрим вопрос, что является объектом любви.
У вас на столах текст. Искусство любить: Исследование природы любви. Немецко-амери-канского философа, пси-холога Фромма Э..
Прочитайте и ответьте на вопросы.
Вопросы:
1. Что автор данного фрагмента называет объектом любви?
2. Считаете ли вы, что любви достойны все люди; все в людях; весь мир? Ответ аргумен-тируйте.
Б). фронтальная беседа Любовь и ее содержание.
Любовь очень сложное и многогранное понятие. Какие еще аспекты, стороны любви вы знаете?
По ходу нашей беседы в тетрадях составьте схему по теме: что является содержанием любви.
- Давайте представим, что вот эта матрешка и есть любовь.
Любовь - это актив-ная заинтересованность в жизни и в развитии того, кого или что мы любим. Как взаимо-связаны любовь и ин-терес?
Если мы заинте-ресованы в развитии лю-бимого человека, то мы будем заботиться о нем. Как мы можем проявлять заботу?
Если мы говорим, что любим цветы, и забы-ваем их поливать, то это трудно назвать любовью.
Забота и заинтере-сованность ведут к дру-гому аспекту любви: к ответственности. Что такое ответственность, в чем она проявляется?
Ответственность не может существовать без уважения.
-Что такое уважение?
Уважение - это способность видеть человека таким, каков он есть, осознание его индивидуальности. Ува-жение существует только на основе любви.
-Как вы думаете, можно ли заставить любить?
Необходимо отме-тить и то, что любовь - это одно из проявлений человеческой свобо-ды. Никто не может заставить любить (многое можно заста-вить сделать: работать, даже совершать зло, но не любить) - ни другого, ни себя.
Сделайте вывод, что же можем назвать любовью?
Какая схема у вас получилась.
В) Работа по схеме: Виды любви.
А сейчас давайте рас-смотрим виды любви. Их можно соотносить по-разному. Самое прос-тое и достаточно есте-ственное их упорядо-чение - это предста-вление всего поля люб-ви в виде серии «наплы-вающих» друг на друга «кругов». Каждый из «кругов» включает в чем-то близкие виды любви.
В первый «круг любви» включена любовь к самому себе.
Любовь человека к самому себе является предпосылкой его су-ществования как лич-ности и, значит, усло-вием всякой его любви. Любовь к себе - это та начальная школа люб-ви (прежде всего люб-ви к человеку). Лю-бовь помогает ему проявиться, развивая в нём хорошее, положи-тельное, ценное.
- Как можно проявлять любовь к себе?
Второй «круг любви» - это любовь к ближнему.
«Мой дом - моя кре-пость», - гласит анг-лийская поговорка. В сложном современном мире рушатся идеалы, распадаются державы и среди всего этого остаются вечными, святыми и незыблемыми не так уж много цен-ностей, в их числе - семья.
Семья - это мир, где сохранились и царят в отношениях людей пре-данность, самопожерт-вование.
- Ребята, а зачем нам нужна семья?
Третий «круг любви» - любовь к человеку, юноше или девушке, по поводу которой ещё в древности было сказа-но, что она бывает только большая, нет маленькой любви. (стихотворение о любви по желанию)
Существует легенда о том, что когда-то на Земле жили прекрасные телом, умные и талант-ливые люди. Каждое существо соединяло в себе сразу два пола. И возгордились они, возо-мнили себя выше бога. И тогда разгневался на них бог и послал на Землю молнию, кото-рая разрезала каждого человека на две части: мужчину и женщину. Потом все половинки перемешались. И с тех пор каждая из них бродит по Земле и ищет свою вторую поло-винку. Если половинки находят друг друга, то они обретают истинное счастье - любовь. Вот так и мы, современные люди, живем с вечной тоской по нашей второй половинке и куда бы мы не шли: на дискотеку, в школу, в гости к друзьям - в сердце у нас звучит вопрос: "А вдруг сегодня, здесь я встречу Его или Её?"
- Но как узнать свою любовь?
Работа по учебнику Продуктивное чтение
- Откройте, пожалуйста, учебник на с. 85-86. Прочитайте пункт «Люб-ви все возрасты покор-ны».
-С какой точкой зрения вы согласны? Почему?
- Чем влюбленность отличается от любви? Может ли влюбленность перерасти в любовь?
Работа по парам с ситу-ациями .
Ваше отношение к дан-ным ситуациям, можно ли назвать это любовью?
- Много талантливых людей посвятили свои произведения искусства, подвиги своим любимым. Кого вы можете назвать?
Четвертый круг «Любовь к Родине»
-А что такое Родина?
- Как вы думаете, в чем проявляется любовь к Родине?
- Что вы можете сделать для своей Отчизны?
Ребята, смотря на эту схему, какой можно сделать вывод?
Учащиеся осуществляют учебные действия по на-меченному плану
А) работают с текстом. Искусство любить: Исследование природы любви. Немецко-американского философа, психолога Фромма Э..
Любовь - это необязательно отношение к определенному человеку; это ориентация характера, которая задает отношение человека к миру вообще, а не только к одному «объекту» любви. Если человек любит только кого-то одного и безразличен к остальным ближним, его любовь - это не любовь... Большинство людей уверены, что любовь зависит от объекта, а не от собственной способности любить. Это похоже на состояние человека, который хочет рисовать, но вместо того, чтобы учиться живописи, твердит, что он просто должен найти достойную натуру: когда это случится, он будет рисовать великолепно, причем произойдет это само собой. Но если я действительно люблю какого-то человека, я люблю всех людей, я люблю мир, я люблю жизнь.
Ответы учащихся
Б) Фронтальная беседа по вопросу: Любовь и ее содержание.
Ответы учащихся по поставленным вопросам.
Составление ими схемы в тетради.
Интерес
Забота
Ответственность
Уважение
Свобода выбора
Ответы учащихся
Ответы учащихся
Ответы учащихся
Пример ответа.
Любящий человек чувст-вует себя ответственным за всех ближних, как он чувствует ответствен-
ность за самого себя. Эта ответственность, в при-мере с матерью и ребен-ком побуждает ее к забо-те, главным образом, о его физических и духов-ных потребностях.
Ответы учащихся
Ответы учащихся
Ответы учащихся
Подлинная любовь - это взаимосвязь интереса, заботы, уважения, ответственности и свободы выбора.
Ответы учащихся
Ответы учащихся
Ответы учащихся
Ответы учащихся
Работа по учебнику
Ответы учащихся
Ответы учащихся
Работа по парам с ситуациями
Ситуация №1
Однажды я встречалась с парнем. Мы с ним ходили в кино, театр, слушали классическую музыку. Нам было так хорошо вместе, и я думала, что люблю его. Но со вре-менем у нас стали изме-няться интересы: он стал ходить на дискотеку, уде-лять много времени спор-ту… я потеряла желание общаться с ним.
Ситуация №2С самого раннего детства я была недовольна своей внешностью: то мне каза-лось, что уши торчат, то нос мне не нравился, то ноги слишком худые… Я думала, что никогда не буду достойна любви, но всё равно ждала и наде-ялась. И когда мне испол-нилось 14 лет, со мной произошла такая история: мне предложил дружбу старшеклассник, мы стали встречаться… Я стала такой счастливой и реши-ла, что люблю его. Но со временем оказалось, что это было всего лишь моей благодарностью, влюблён-ностью за то, что он обратил на меня внима-ние.
Ответы учащихся
Ответы учащихся
Ответы учащихся
Любовь к Отечеству - одно из самых глубоких чувств, закрепленное в человеческой душе века-ми. Любовь к Родине означает любовь к родной земле и живущему на ней народу. Чувство патри-отизма делает человека частицей великого целого - своей Родины, с которой он готов разделить и радость, и скорбь.
Любить Родину значит, желать ей добра, добиваться того, чтобы она сделалась лучше.
Ответы учащихся
Вывод: В движении от первого «круга» любви к ее последнему «кругу» достаточно отчетливо обнаруживаются некото-рые закономерности. По мере удаления от центра, уменьшается эмоциона-льная зависимость. Так любовь к другому чело-веку, к ребенку может заполнить всю эмоци-ональную жизнь челове-ка. Любовь к творчеству или к славе составляет только часть такой жизни.
Познаватель-ные, регуля-тивные, лич-ностные, ком-муникатив-ные
20 мин.
Этап пер-вичного закрепле-ния с про-говарива-нием во внешней среде
На что готов человек ради любви?
Ребята, с какого возраста человек начинает испытывать любовь? К кому мы можем испытывать любовь?
Ответы учащихся.
Любовь - величайшее счастье, доступное чело-веку. Ради любви человек готов измениться, стать лучше и интересней, готов на подвиг, самопожерт-вование…
Только в любви и через любовь человек становится человеком...
Она должна служить началом возвышенного и благородного в отноше-ниях двух людей. Сколько бы о ней ни было сказано слов, написано музыки, спето песен, никогда не иссякнет эта вечная и вечно юная тема-любовь!
Личностные, коммуника-тивные
3 мин.
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
учитель консультирует.
Тест: «Ваше отношение к любви»
Вы можете дать следующие ответы на вопросы
полностью согласен -
- 2 балла; -
отчасти согласен -
- 1 балл;
отношусь нейтрально - 0 баллов;
отчасти не согласен -- +1 балл;
полностью не согласен - +2 балла
1. Любовь близких людей является для меня обя-зательным и очень важ-ным условием жизни.
2. Если меня не любят, я чувствую себя поте-рянным.
3. Если меня не любят, причину этого я ищу в себе.
4. Если меня не любят, я чувствую себя несчаст-ным.
5. Если меня не любят, я теряю уверенность в себе.
Если ваш ответ со знаком «плюс» - ваше отношение к любви реалистично, вы трезво относитесь к жизни и у вас развито чувство собственного достоинства.
Если в ответах явный перевес «минусов» -- ваши требования в любви завышены, вы легко теряете независимость и чувство собственного достоинства.
Учащиеся осуществляют контроль применяют формы самоконтроля
Тест: «Ваше отношение к любви»
Регулятивные самоконтроля
3 мин.
Этап включения в систему знаний и повторе-ния
учитель консультирует, советует, помогает.
Все ли в жизни начинается с любви?
Учащиеся формулируют затруднения и осуществ-ляют коррекцию самосто-ятельно
Ответы учащихся
Все в жизни начинается с любви: жизнь, работа, мечта, искусство, подвиг. Даже такие чувства, как ненависть, ревность, зависть, начинаются с любви. В ней рождается красота, гармония, порядок, единство.
Регулятивные коррекции
2 мин.
Этап рефлексии учебной деятельности
В тетради напишите ответ на вопрос: что такое любовь для вас? Что нового вы узнали на уроке? Кто хочет зачитать, что вы написали…
учитель консультирует.
Чувства оценить очень сложно, кто-то может о них говорить вслух, кто-то нет. Но я увидела открытость, заинтересованность. Даже те, кто что-то не высказал вслух, сделал выводы и открытие для себя. Но попробуйте проанализировать ваше умение рассуждать и мыслить.
- Желаю вам настоящей любви и бесконечного счастья. Помните «Все в жизни начинается с любви…»
Домашнее задание
Ответы детей
Учащиеся дают оценку деятельности по ее результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей)
подобрать 2-3 высказывания о любви;
- сформулировать понятие "любовь" на основе своих собственных чувств;
- написать эссе на тему
"Все в жизни начинается с любви…" -1-2 стр.
Вы можете выполнить любое из предложенных заданий.
Регулятивные оценивания (самооценивания), регулятивные саморегуля-ции, комму-никативные.
3 мин.