Элективный курс «Азбука гражданственности»

 Вся моя деятельность строится на основе выбранной темы самообразования «Организация гражданско-патриотического воспитания через формирование информационно-коммуникативной компетенции на уроках истории и обществознания и во внеурочной деятельности».  Цель своей работы я вижув целенаправленном  формировании  у  учащихся   высокой социальной активности, гражданственности и патриотизма, чувства гордости и верности своему Отечеству, городу Лесному, готовности к выполнению гражданского долга и конст...   Для претворения поставленных целей и задач мной разработана  программа элективного курса  «Азбука гражданственности».     
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ " СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №76 имени Д.Е Васильева"

РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

на заседании ШМО Зам. директора по УВР Директор школы

протокол №……….

от……………………

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по элективному курсу

«Азбука гражданственности».

Класс 5-11



Разработана: Сидоровой И.Р.

учителем истории и обществознания

высшей квалификационной категории



Лесной

20…год

Программа элективного курса «Азбука гражданственности».

Класс 5-11

Планирование составлено на основе:

Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ( принят Государственной Думой РФ 21 декабря 2012 г.);

Федерального закона от 13 марта 1995г. № 32-ФЗ «О днях воинской славы (победных днях России) /с изменениями от 22 августа 2004г./;

Письма Минобразования РФ от 2 апреля 2002г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного процесса в общеобразовательном учреждении»;

Письма Минобразования РФ от 1 марта 2002г. № 30-151-31/16 «О рекомендациях "Oб организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации"»;

Концепция патриотического воспитания граждан РФ;

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010-2015 годы»;

учебного плана МАОУ «СОШ №76» г.Лесного.

Тематическое планирование содержит основные идеи, понятия и термины, умения и навыки развития личности обучающихся.

«Жить - вот ремесло, которому я хочу учить воспитанника. Выходя из моих рук, он будет не судьей, не солдатом, не священником: он будет, прежде всего, человеком: всем, чем должен быть человек, он сумеет быть в случае необходимости, так же хорош, как и всякий другой, и как бы судьба не перемещала его с места на место, он всегда будет на своем месте». (Ж.Ж.Руссо).

В современных условиях в содержании гражданско-патриотического воспитания хотелось бы выделить следующие духовно-нравственные ценности: гражданственность;

приоритет общественно-государственных интересов;

патриотизм;

преданность своему Отечеству;

преемственность, сохранение и развитие лучших традиций своего народа; гуманизм и нравственность, чувство собственного достоинства;

социальная активность;

нетерпимость к нарушениям норм морали и права;

сохранение лучших национальных качеств и изучение исторического прошлого не только своей Родины, но и своего города.

Характерными чертами курса являются:

- гуманистическая направленность;

- соответствие возрастным особенностям, интересам и потребностям учащихся;

- практически-прикладная ориентированность.

Структура и организация данной программы строится с учётом различных возрастных категорий учащихся, в связи со специфическими особенностями и задачами развития учащихся разного школьного возраста и учитывается степень подготовленности учащихся к жизни и деятельности в коллективе, их умения принимать решения и действовать самостоятельно.

Ожидаемый результат для субъектов образовательного процесса.

Для учащихся:

сформированность гражданской компетентности;

умение использовать современные информационные технологии для патриотического воспитания;

повышение учебной мотивации; активизация деятельности учащихся.

Для учителя:

Повышение качества преподавания истории и обществознания;

выработка новых форм и методов патриотического и гражданского становления личности, приобщив к этому коммуникотивно-информационные технологии.

Для родителей:

удовлетворение требования к образовательной подготовке ученика;

социализация личности.

учащиеся 5-8-х классов.

У подростков зарождается потребность анализировать и обобщать факты и явления действительности, вырабатывать собственные взгляды на окружающее, на нравственные требования и оценки, участвовать в различных конкурсах, соревнованиях, нпк.

Целью курса в 5-6-х классах является осознание своих ценностных ориентиров как молодого гражданина России, создание психолого-педагогических условий для становления личности патриота и гражданина России, успешной социализации личности подростка.

Целью курса в 7-8-х классах - понимание политического устройства страны, в котором живет гражданин, ее механизмов принятия решений, этнических и культурных особенностей России, формирование российской идентичности и гражданского самосознания.

Задачи:

*воспитание любви и уважения к Отечеству, к малой Родине, предкам, семье.

*расширение мотивации изучения обществознания и истории.

*привитие навыков исследовательской работы;

*формирование системы ценностей и установок поведения подростка;

*создание условий для самовыражения учащихся; формирования личностных качеств, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учетом правовых норм, установленных российским законодательством

*формирование способности противостоять негативному воздействию социальной среды

В результате освоения курса «Мы-Россияне» в 5-6 классе ученик сможет:

- понимать уникальность каждого человека и признавать человеческую жизнь в качестве высшей ценности; иметь представления о базовых ценностях личности и общества;

- определять ответственность как важное интегративное качество гражданина с переходом от следования внешним обязанностям к пониманию внутренней необходимости тех или иных действий;

- получать первые представления о социальных отношениях и государственном устройстве, понимать устройство страны, в которой живет;

- перечислять и описывать государственные символы России, рассказывать о российской символике, основных органах власти;

- формулировать правила поведения и общения с другими людьми и окружающей средой, определять отличия норм этикета, морали и законов;

- проводить мини-исследования с применением различных источников информации по темам курса;

- выработать конструктивную позицию по отношению к государству, ценности сотрудничества и взаимодействия для достижения общезначимых целей;

- научиться делать выбор с опорой на ценностную шкалу, включающую в себя такие основополагающие ценности, как добро, ответственность, свобода, гражданственность, патриотизм, толерантность;

- уметь выстраивать свое поведение в типичных жизненных ситуациях в соответствии с принятой ценностной шкалой, оценивать свой выбор с точки зрения морали, права, осознания целесообразности и позитивности того или иного;

- уметь проигрывать и рефлексивно анализировать различные социальные роли: товарища, гражданина, члена семьи;

- задуматься о необходимости определения своих целей и интересов, жизненной позиции, ценностных ориентиров, возможности участвовать в жизни своей страны; проводить самооценку своих личностных качеств и поступков.

В результате освоения курса «Патриотизм начинается с малого» в 7-8 классе ученик:

-имеет ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе;

-имеет знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним;

-обладает опытом ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного возраста,

неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации, видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей;

-обладает начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;

- называет особенности России как федеративного государства, жители которого представляют различные народы; называет народы, живущие в современной России; приводит примеры культурных особенностей разных народов России; рассказывает о государственном устройстве России; перечисляет и описывать способы участия граждан в жизни страны;

- объясняет, что такое толерантность и почему для общей пользы необходимо жить в мире и дружбе представителям разных народов и культур; сравнивает культурные особенности народов России с позиции уважения социального многообразия;

- объясняет , почему любовь к Родине - это одно из важнейших чувств человека; называет поступки, связанные с патриотическим отношением человека к своей стране; дает характеристику патриоту малой и большой Родины; объясняет, почему гражданственность предполагает проявление инициативы и активности в решении проблем своей малой родины;

- находит информацию о культурном многообразии России, используя различные источники, в том числе и электронные; проводить самостоятельные мини-исследования;

- задумывается о важности единства всех жителей страны, о важности своего участия граждан в жизни страны; осознает возможности своего участия в решении проблем местного сообщества; соотносит свои личностные качества с понятием «гражданственность»; проводит самооценку.

5-6 класс - 35часов/70часов

Мы - Россияне. Распределение учебного материала.

темы

содержание

формы

Мы - россияне

Россияне - союз разных народов. Народы, проживающие на территории России. Традиции, обычаи, праздники народов России Чем опасна вражда народов. Равенство всех народов и недопустимость вражды.

встречи с интересными людьми, игры, марафоны, викторины, экскурсии проектная деятельность, исследовательская деятельность

6/12

Страна, в которой мы живем

Государственные символы и их роль в обществе. Символы современной России. Гимн, Герб и Флаг Российской Федерации. История символов России. Роль символов в обществе. Государственные праздники

конкурсы, викторины по правовой тематике, устный журнал, проектная деятельность

6/12

Мой край родной

Малая родина в составе России. История города Лесного. Достижения земляков и их вклад в развитие страны. Что значит быть патриотом малой родины.

встречи с интересными людьми, игры, марафоны, викторины, экскурсии проектная деятельность, исследовательская деятельность

6/12

Связь поколений

Историческая память поколений. Герои России.

уроки мужества встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла, воинами-интернационалистами, посещение музеев,

праздники, посвященные памятным датам

6/12

Я и моя семья

Моя родословная. Семейные ценности. Семейные праздники

встречи с интересными людьми, игры, марафоны, викторины, проектная деятельность, исследовательская деятельность

6/12

Моя школа

История школы, традиции, известные выпускники, сотрудники школы

встречи с интересными людьми, игры, марафоны, викторины, проектная деятельность, исследовательская деятельность, выставки, экскурсии по школе

5/10


Занятия по темам.

1.«Мы - россияне»:

* «Мы - россияне». Анкетирование;

*«Поговорим о толерантности»;

* «Мы все такие разные». Конкурс рисунков;

*«Откуда я родом. Архивные раскопки»;

*«Подумай о других». Беседа с элементами игры.

2. «Страна, в которой мы живем»:

* «Геральдика - наука о гербах». Беседа;

* «Символика России»;

* «Дорогая моя столица». Заочное путешествие;

* «Флаги России». Беседа с творческим заданием;

* «С чего начинается Родина?» КВН.

3. «Мой край родной»:

* «Мой город». Конкурс сочинений;

* «Откуда я родом». Презентация;

* «Символы нашего края»;

* «Любимых окон негасимый свет». Презентация (приложение);

* «Любимые места горожан. Карта путешествия» (приложение).

4. «Связь поколений»:

* «Города - герои». Оформление альбома;

* «Есть такая профессия - Родину защищать». Встреча с воинами части;

*«Победа деда - моя победа». Мини - проекты о своих героических родственниках(приложение);

* «След Великой Отечественной войны в жизни родного края». Экскурсия в музей.

*»Бабушкины советы. Связь поколений»

5. «Я и моя семья»:

* Диагностика «Жизненные ценности в вашей семье?» Экспресс-анализ (приложение);

* «Невыдуманные рассказы: «Я и моя семья ». Создание презентаций;

* «Что значит быть хорошим сыном или дочерью?». Дискуссия;

* прикосновение к жизни семьи. Встреча с представителем семьи, в которой сохранились семейные реликвии;

* практикум: «Создание родословной»;

* «Я и моя семья». Фотовыставка;

* «Наша домашняя коллекция». Презентация;

* коллективное творчество. Семейный праздник. (Работа по творческим группам.);

* мини-КВН «День рождение» (приложение).

6. «Моя школа»

* «Школьный двор». Коллективная исследовательская работа. Защита проекта;

* акция «Подарок школе» (приложение);

* «Мой лучший школьный друг». Письмо другу;

* «Мир моих интересов». Беседа с творческим заданием;

* «Продолжаем изучать Школьный Устав»;

* «Я и мой класс». Конкурс рисунков.

7-8 класс - 35 часа/70 часов

Патриотизм начинается с малого. Распределение учебного материала.

темы

содержание

формы

Что мы знаем о патриотизме?

понятие «патриотизм», человек -патриот, патриотический поступок, Патриотизм - любовь к своей стране и забота о ее процветании. Ответственность гражданина за будущее страны. Кого можно считать патриотом.

Беседа, дискуссии, проектная деятельность, исследовательская деятельность

2/4

К истокам Родины

История возникновения русского государства. Материал об историческом прошлом нашей Родины, о русских князьях и правителях, которые внесли большой вклад в сохранение и развитие земли русской.

Устные журналы, конкурсы, проектная деятельность, исследовательская деятельность

10/20

Времён связующая нить

Роль малой родины в судьбе России. Показать, что основой основ является семья, школа, школьная дружба. Привить уважение к детям с ограниченными возможностями. Ознакомить с талантливыми людьми родного края. Моя семья в истории России.

Устные журналы, беседы, игры, выставки, конкурсы, проектная деятельность, исследовательская деятельность

5/10

Память огненных лет

Героические подвиги русских людей. Земляки-герои и участники Великой Отечественной войны, воины - интернационалисты.

Исследовательская деятельность, социальные проекты, устные журналы, беседы выставки, конкурсы

6/12

Россия. Родина. Россияне.

Россия - многонациональное государство. Россияне-народы нашей великой страны. Толерантность. Что такое Родина для человека.

Беседа, дискуссии, проектная деятельность, исследовательская деятельность,

устные журналы, выставки, конкурсы

6/12

Гражданин России.

термин «гражданин России» как принадлежность к россиянам, как юридически оформленную связь человека с государством, определяющую взаимные обязательства и права.

Беседа, дискуссии, проектная деятельность, исследовательская деятельность,

устные журналы, выставки, конкурсы

6/12


Занятия по теме

«Что мы знаем о патриотизме?»:

* «Патриотизм: истоки и современность». Устный журнал;

* «Уважение к прошлому и настоящему своей страны». Кластер.

* «Вера в возрождение России». Дискуссия.

«К истокам Родины»:

* «Мы славяне» мини-проекты;

* «Легендарное и реальное в возникновении русского государства» Беседа

с элементами дискуссии;

* «Первые русские князья- созидатели Киевской Руси» Устный журнал;

* «Защитники русской земли». Исследование;

* «Богатырская наша сила». Игра (приложение);

* «Феномен самозванства». Исследование;

* «Минин и Пожарский в истории Смуты» Презентации.

* Алексей и Петр. Отец и сын на Российском престоле». Беседа.

* «Женщины на российском престоле». Мини-проекты;

* «Трагедия семей декабристов». Выставка рисунков, газет, книжек самиздата.

* «Судьбы реформаторов в России. Сперанский М. М., Витте С. Ю.,

Столыпин П. А.»

Исследовательские проекты.

«Времён связующая нить»:

* «Для чего я рожден?» Беседа с творческим заданием.

*. «Откуда я родом». Презентация;

* «Мой город». Конкурс сочинений;

*«Забота о родителях - дело совести каждого;

*. «У моих родителей - золотые руки». Выставка семейных поделок;

* «Моя семья - моя радость». Беседа с творческим заданием;

* «Уважения достойны». Беседа о пожилых людях;

«Память огненных лет»

* «О подвигах женщин в военное время». Просмотр и обсуждение фильма

«А зори здесь тихие»;

* «Герои России». Сообщения учащихся;

* «След Великой Отечественной войны в жизни родного края». Экскурсия в музей

* «Маленькие герои большой войны» Устный журнал;

* « Аллея славы». Посещение памятника героям ,отдавшим жизнь за Родину.

«Россия. Родина. Россияне».

*.«Наша страна - Россия». Путешествие по страницам журнала;

*.«Основной закон жизни нашего государства». Беседа;

* «Встреча с интересным человеком: «С чего начинается Родина?»;

* Экскурсия музей: «Культура и быт народов России»;

* «Государственный праздник- День Согласия и примирения»;

* «Поговорим о толерантности»

«Гражданин России»:

*«Что значит «быть гражданином», «гражданином быть обязан?»

* «Невыдуманные рассказы учащихся: «Когда я ощущал себя гражданином?»

* «Я - гражданин России». Игра - викторина;

* Диалоги о жизни: «Почему некоторые российские граждане навсегда

покидают Россию?»

* «Путешествие в страну Законию». Викторина

* Практикум: Чтение и комментирование Всеобщей декларации прав человека и Конституции РФ.

* «Можно» и «нельзя» в жизни. Игра - упражнение

Перечень учебно-методических средств обучения

1.Программы общеобразовательных учреждений. Обществознание. 5-9 классы/ Иоффе А.Н., Абдуллаева Э.Н., Крицкая Н.Ф., Мостяева Л.В.- М.: прсвещение, 2008.

2.Конвенция о правах ребенка (любое издание).

3.Шнекендорф З.К. Изучение Конвенции о правах человека в школе. Учебное пособие для учителей. М.: «Логос», 2001.

4.Пронъкин В.Н., Путников А.Б. Живое право. Занимательная энциклопедия практического права. Книга для ученика. Т. 1. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского института права им. Принца П.Г. Олъденбургского. 2000.

5.Горева И.Ю., Петрушкина О.Н., Широкова В.Г. Поурочное планирование по курсу «Я, ты, мы» // Организация преподавания права в общеобразовательном учреждении. Региональный опыт / Сборник материалов. - М.: Изд.дом «Новыйучебник», 2002. - С 66-72.

6. Я - гражданин России. Книга для учащихся. 5-7 классы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ Иоффе А.Н., Крицкая Н.Ф., Мостяева Л.В. - М.: Просвещение, 2009. - 143 с.

7. Я - гражданин России. Книга для учителя. 5-7 классы./ Иоффе А.Н., Крицкая Н.Ф., Мостяева Л.В. - М.: Просвещение, 2008.

8. Обществознание. Я - гражданин России: тетрадь-тренажер. 5 класс./ Иоффе А.Н., Крицкая Н.Ф., Мостяева Л.В.; Российская академия наук, Российская академия образования, изд-во «Просвещение»: М.: Просвещение, 2008. - 96 с

учащиеся 9-11-х классов.

Это период формирования научного мировоззрения, интеллектуального и физического развития человека, его профессионального самоопределения.

Идет не просто передача учащимся знаний, а происходит удовлетворение индивидуальных образовательных интересов, потребностей в вопросах права; создает основу для становления социально-правовой компетентности обучающихся; помогает осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Цель: удовлетворение индивидуальных образовательных интересов, потребностей в вопросах права; создает основу для становления социально-правовой компетентности обучающихся; помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Задачи:

*определение гражданской позиции, социально-политической ориентации;

*нравственное, духовное, физическое становление выпускников, полное раскрытие и развитие их способностей;

*Повышение правовой и политической культуры;

*сформировать психологическую и интеллектуальную готовность их к профессиональному и личностному самоопределению;

*сформировать личностные качества, необходимые для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учетом правовых норм, установленных российским законодательством

*обеспечение развития теоретического мышления, высокий уровень общекультурного развития.

Курс можно вести как 1 год в любом из классов (9,10 или 11), так и в течение 2-3 уч. годов (35/70/105 часов)

Правовые аспекты развития современного общества

Роль правовых знаний в жизни человека

Право как общественное явление и атрибут жизни государства.

Россия и правовое государство.

Конституция РФ. Конституционные основы Российской Федерации

Права и обязанности граждан РФ

Политические права и свободы человека и гражданина

Выборы. Понятие и принципы избирательного права. Избирательный процесс. Избирательная кампания.

Избирательные системы. Избирательные комиссии.

Референдум и выборы президента.

Законодательство Российской Федерации о выборах.

Гражданин и основы налогового законодательства

Основы административного права

Личность и право в современном мире

Основы гражданского законодательства

Предпринимательская деятельность граждан РФ

Формы и средства защиты частных интересов личности

в гражданско-процессуальном праве

Сделки в гражданском праве Гражданско-правовой договор

Основы семейного законодательства

Правовое регулирование хозяйственной деятельности

Основы трудового законодательства

Правовые основы социальной защиты и обеспечения граждан РФ

Основы уголовного и уголовно-процессуального права

Экологическое право

Международное гуманитарное право в условиях вооружённого конфликта

Процессуальное право

Профессия - юрист

Правовые знания- основа гражданствености.


Формы работы: дискуссии, практикумы, социологические исследования, работа с письменными источниками, познавательные беседы, деловые игры, конференции, лабораторные занятия с нормативными документами, встречи с людьми юридических профессий.

Виды контроля: рабочей программой предусмотрен входной, текущий (устный опрос, тесты, решение правовых задач), итоговый (написание эссе, подготовка проекта-презентации) контроль.

Формы контроля: тестирование; творческие задания; правовая игра; контрольные и самостоятельные работы, реферативные работы; зачёты, семинары, лабораторные и практические работы, творческие работы, презентации; анкетирование; собеседование по предлагаемой теме.

В результате реализации курса «Правовые аспекты развития современного общества» ученик должен:

1.Иметь четкие ценностные ориентиры гуманистической направленности

2.Осознавать социальную ценность права как средства защиты личности и общества.

3.Иметь четкую установку на законопослушание, негативно относиться к нарушению правопорядка.

4.Усвоить систему знаний о правах человека, правах и обязанностях гражданина России, порядке их реализации, возможностях и методах защиты прав личности.

5.Иметь представление о месте граждан России в существующей системе экономических и политических отношений.

6.Владеть знаниями об охране правопорядка , о регулировании правом отношений между гражданами и государством, о видах юридической ответственности граждан, о способах защиты гражданами своих прав.

7.Иметь представление о действиях и поступках, составляющих угрозу безопасности личности, знать о правилах, соблюдение которых способствует охране личной безопасности человека от преступных посягательств.

8.Усвоить совокупность конкретных правил поведения в семье, в доме, в школе, на улице, в учреждениях культуры, на зрелищных мероприятиях, в местах отдыха, ориентированных на уважение к правам и свободам других граждан.

9.Овладеть юридическими терминами и понятиями в объеме, необходимом для изучения основ права.

10.Знать содержание некоторых наиболее важных законодательных актов.

11.Иметь представления о наиболее значимых явлениях истории становления и развития права.

12.Уметь правильно пользоваться юридической терминологией, читать фрагменты юридических документов и объяснять их смысл.

13.Уметь применять правовые знания.

14.Уметь осуществлять свои права на практике в различных сферах.

15.Уметь правильно составлять некоторые официальные бумаги, не требующие специального юридического образования.

Один из видов тематического планирования

№ урока

Тема

Основные понятия и положения Предметно - информационная составляющая

Деятельностно-коммуникотивная составляющая

Пед. Условия и средства реализации ГОСа

Виды контроля

1

Роль правовых знаний в жизни человека

1

Дискуссия

2-3

Право как общественвое явление и атрибут жизни государства

2

Происхождение права. Право как явление культуры, отражение возникновения права в религиозных книгах и сказаниях

Право в государствах Древнего Востока и в античных государствах

Структура права. Норма права, ее регулятивная функция

Философский, психологический, политический аспекты права. Право и правосознание

Правовое положение личности в условиях различных политических режимов (тоталитарного, авторитарного, либерального и демократического)

Всеобщая декларация прав человека- юридический стандарт прав человека

Право в системе социальных норм общества

знать, что представляют собой социальные нормы и каково их
видовое разнообразие;

разъяснять сущность права, а также различные его значения;
уметь правильно употреблять понятие «право» в вариативных кон
текстах;

разъяснять сущность таких понятий, как «правосознание» и
«правовая культура» личности;

уметь пояснить систему права, раскрывая сущность основных
отраслей российского права;

уметь определить, нормами каких отраслей права регулируется
определенная жизненная ситуация и куда следует обратиться, чтобы
узнать модель верного поведения участников правоотношений;

давать определения следующим понятиям: право, источник
права, правовые нормы, отрасли права, система права, юридичес
кая ответственность.

(анализ жизненных ситуаций с точки зрения уровня правосознания

1 социологическое исследование

2 Лекция, практикум (работа с письменными источниками) сообщения учащихся

3Познавательная беседа

Итоги исследования

4-5

Российское государство и право

Россия на пути к правовому государству.

2

Основные этапы становления суверенитета России. Основные черты российского государства переходного периода

Основные направления обновления российского законодательства. Система и источники права Российской Федерации

Как рождается закон

Правовое государство. Гражданское общество Соотношение гражданского общества и правового государства.

разъяснять особенности законодательной власти в современной России;

знать, что представляет собой исполнительная власть;

уметь грамотно объяснить организацию местной власти, а так
же анализировать местное самоуправление того региона, где ученик живет;

знать, что представляет собой судебная система РФ и уметь
объяснить, в какой суд и как следует обратиться, если нарушено
конкретное право человека;

знать, что представляют собой правоохранительные органы
РФ, каково их функциональное назначение;

уметь объяснять, чем занимаются адвокаты, нотариусы, прокуроры, юрисконсульты и в каких случаях к ним нужно обращаться;

давать определения следующим понятиям: власть, закон, раз
деление властей, президент, правительство, Федеральное собрание, Государственная дума, судебная система, суд, арбитражный
суд, суд общей юрисдикции, Конституционный суд, третейский суд, нотариат,

Лекция и практическое занятие (анализ жизненных ситуаций с точки зрения уровня правосознания) социологическое исследование

Лекция, практикум (работа с письменными источниками)

сообщения учащихся

Разработка законопроекта

6-7

Конституционные основы Российской Федерации

2

Место и роль конституции в системе правовых актов государства. Поиски конституционного идеала (исторический обзор)

Из истории конституционного процесса в России

Конституция Российской Федерации: концепция, структура, характеристика разделов

Конституционные основы взаимоотношений государства и личности Гражданство России

Основные права и обязанности граждан РФ

Избирательная система в РФ, права избирателя

Состав и территория РФ. Государственное устройство

Система государственных органов Российской Федерации. Принципы разделения властей и его практическая реализация. Конституционные основы России

Конституция Российской Федерации

знать особенности и структуру Основного закона страны;

разъяснять сущность правового статуса личности;

знать реализацию своих прав и исполнения обязанностей в
конкретных жизненных ситуациях;

давать определения следующим понятиям: Конституция,

правовой статус человека.

Практикум (работа с материалами периодической печати) Деловая игра

Лекция в сочетании с беседой

Урок-конференция

Лабораторное занятие с текстом конституции РФ

Зачет

Зачет по КРФ

8-9

Основы налогового законодательства

2

Понятие «налоговая система». Отражение в налоговой системе экономической политики государства

Основные черты налоговой системы Российской Федерации. Виды налогов

Обязанности граждан как налогоплательщиков

Знать Понятие «налог», «сбор», «пошлина».

Разбираться в Основах налоговой системы Российской Федерации.

Знать Основные нормативные акты, регламентирущие налоговую систему.

Разбираться в Видах налогов.

Права и обязанности, ответственность налоговых органов и налогоплательщиков.

Лекция и лабораторное занятие с нормативными документами

Деловая игра

«Я - налогоплательщик»

самоконтроль

10-12

Основы административного права

3

Общая характеристика административного права Российской Федерации

Кодекс РФ об административных правонарушениях

Административная ответственность за отдельные виды правонарушений

Административная ответственность за правонарушения, совершенные на почве пьянства, алкоголизма, наркомании

Защита прав граждан в административном праве»

Знать характеристика административного права

Уметь работать с документами

Уметь работать в группах, решать юридические задачи.

Лекция

Лабораторная работа с текстом документа

Практикум: решение юридических задач, деловая игра «Защита прав граждан в административном праве»

тесты

13

Личность и право в современном мире

1

Личность и гражданин. Частное право, условия его возникновения и развития

Современные тенденции развития частного права в России Возможности защиты гражданином своих интересов, прав и свобод на основе российского законодательства

права и гражданского законодательства Российской Федерации

Уметь вести дискуссию, отстаивать свою т.з.

Знать права и свободы

Лекция

Регламентированная дискуссия

14-16

Основы гражданского законодательства

3

Участники гражданских правоотношений. Правоспособность и дееспособность гражданУсловия возникновения гражданских правоотношений. Понятие «сделка» Определение гражданским правом условий и порядка заключения сделок

Право собственности и формы собственности в Российской Федерации Защита гражданским правом интересов собственников, право собственности граждан. Право наследования. Юридическая защита прав наследников

Авторское право. Порядок осуществления прав авторов и их защиты Обязательственное право. Виды обязательств, отношения сторон

Договорные обязательства. Отдельные виды договоров, порядок их заключения Оформление юридических документов при гражданско-правовых отношениях.

Гражданско-правовые обязательства, возникающие вследствие причинения вреда

знать, что представляют собой имущественные правоотношения и каким должно быть поведение их участников;

236

разъяснять сущность института права собственности;

знать основные виды договоров, уметь разъяснить правила
поведения участников договорных отношений;

уметь защитить свои имущественные права и знать, в каких
случаях это можно сделать в судебном порядке;

Лекция

Лабораторное занятие: работа с юридическими документами; практикум: решение юридических задач,по анализу юридических казусов

деловая игра. «Права и обязанности сторон при заключении договоров различных' видов»

Итоги решения юридических задач

15

Предпринимательская деятельность и её регламентация

1

Предпринимательская

деятельность,

товарищество,

хозяйственные

общества,

производственный

кооператив, унитарное

предприятие

выяснить значение понятия

«предпринимательская

деятельность»;

определить особенности организационно-правовых форм предпринимательства;

выявить виды субъектов как профессиональных предпринимателей;

раскрыть характерные черты права собственности предпринимателей;

характеризовать правовые средства государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности;

Лекция

Лабораторная работа с текстом документа

Практикум: решение юридических задач

эссе

16

Формы и средства защиты частных интересов личности

в гражданско-процессуальном праве

1

Гражданский судебный процесс, участники процесса Способы защиты в гражданском судопроизводстве имущественных прав граждан «Негромкие дела» и судьбы людей

Особенности судебных дел о защите чести и достоинства

Участвовать в деловой игре, высказывать и защищать свою т.з., делать сообщения

Лекция

Деловая игра «Гражданский судебный процесс»

Сообщения учащихся, обзор публикаций

обзор публикаций

17-18

Сделки в

гражданском праве

Гражданско-правовой

договор

2

Сделка, правомерность,

Воля ,волеизъявление, действия, форма сделки, государственная регистрация, действительные и недействительные сделки,

реституция Договор,

принцип свободы договора,контрагент, оферта,

акцепт,аукцион,конкурс,

задаток,аванс,залог, поручительство, банковская гарантия,неустойка,купля-продажа,

мена,дарение, аренда,ссуда

раскрыть понятие

«договор»; показать значение договора для права и экономики; выявить условия и этапы заключения договора;

характеризовать условия надлежащего исполнения договоров; определить способы обеспечения исполнения договоров; 1) раскрыть суть понятия «наследование»;

определить формы наследования; установить способы определения места открытия наследства и его значение;

сравнить наследодателя и наследника; выяснить особенности наследования по завещанию;

охарактеризовать наследование по закону; дать характеристику принятия наследства и отказа от наследства

Лекция и практиче-ское занятие (анализ жизненных ситуаций с точки зрения уровня правосознания)

Тест

ПМ

19-20

Основы семейного законодательства

2

Характеристика семейного права и законодательства

Брак, условия и порядок его заключения. Расторжение брака

Права и обязанности членов семьи

Основания для признания отцовства

Защита интересов детей в семейном законодательстве

знать, что регулирует семейное право;

уметь разъяснять сущность правовых взаимоотношений су
пругов, их права и обязанности;

уметь составить брачный контракт;

знать правовые аспекты взаимоотношений родителей и детей;

знать основные права детей, уметь их реализовывать и защи
щать; давать определения следующим понятиям: брак, семья, брач
ный контракт, законный режим имущества супругов, права детей,
Семейный кодекс, Конвенция о правах ребенка

Лекция

Лабораторное занятие

Практикум: решение юридических задач

Деловая игра

презентации

21

Правовое регулирование хозяйственной деятельности

1

Экономические условия развития предпринимательства в России. Защита прав предпринимателей

Что надо знать предпринимателю?

Деловая игра

22-23

Основы трудового законодательства

2

Трудовое законодательство Российской Федерации

Трудовой договор, его разновидности. Понятие контракта в трудовом праве

Заключение контракта

Юридическая защита прав человека в сфере трудовых отношений

Юридическая ответственность работника в связи с трудовой деятельностью.

Право на забастовку и порядок его осуществления

знать, чем отличаются трудовые правоотношения от других
видов общественных отношений, предполагающих трудовую дея
тельность людей;

знать правовые модели поведения сторон при заключении или
расторжении трудового контракта;

знать, как регулируется законом продолжительность рабочего
времени и времени отдыха, какие льготы существуют у работающей
молодежи; уметь подсказать человеку, потерявшему работу, дальнейшие
шаги действий;

давать определение следующим понятиям: трудовое право,
трудовой договор (контракт), расторжение трудового договора,
сверхурочная работа.

Лекция

лабораторное занятие

Деловая игра Практикум

Деловая игра

Составления нормотивных документов

24

Правовые основы социальной защиты и обеспечения

1

Социальная защита, социальное обеспечение, право социального обеспеченияинвалид,

пенсии, пособия,

компенсационные выплаты,

социальное пособие,

субсидия, набор социальных

услуг, трудовой стаж, страховой стаж, общий трудовой стаж, специальный трудовой стаж,

непрерывный трудовой стаж

определить смысл понятия права социальной защиты и обеспечения;

установить )выяснить источники финансирования социального обеспечения; охарактеризовать трудовые пенсии;выявить особенности пенсий по государственному пенсионному обеспечению;

раскрыть характерные черты и виды трудового (страхового) стажа

Лекция

Лабораторное занятие

Практикум: решение юридических задач

Итоги практикума

25-26

Основы уголовного и уголовно-процессуального права

2

Общая характеристика уголовного права. Уголовное право РФ, тенденции и перспективы совершенствования

Уголовный кодекс Российской Федерации

61

Условия наступления уголовной ответственности. Обстоятельства, влияющие на уголовную ответственность

Уголовное наказание. Уголовная ответственность за отдельные виды преступлений

знать, что представляют собой проступки и преступления, со
вершаемые людьми;

уметь анализировать состав преступления и определять, явля
ется ли содеянное преступлением;

знать, что такое юридическая ответственность и какие виды
ответственности существуют;

знать, что представляет собой принцип «презумпция невиновности»;

знать наказания, которым могут подвергаться лица, совер
шившие преступления;

давать определения следующим понятиям: преступление,проступок, вина и ее формы, состав преступления, деяния, ответственность и ее виды, презумпция

Лекция

Лабораторная работа с текстом УК РФ

Практикум: решение юридических задач

Презентации

Итоги решения задач

27-28

Экологическое право

2

Экологическое право, окружающая среда, природный объект, природноантропогенный объект, антропогенный объект, благоприятная окружающая среда, экологическое нормирование, вред,

экологические права и обязанности, экологическое правонарушение

дать общую характеристику экологического права;

раскрыть специфику экологических отношений;

выяснить составные части окружающей среды; охарактеризовать право человека на благоприятную окружающую среду;

установить основные экологические права граждан;

определить способы защиты экологических прав граждан;

выявить особенности экологического правонарушения; уяснить разные виды ответственности за экологические правонарушения

Лекция. Минипроекты «Защита экологического права»

проекты

29

Международное

право

1

Международное право,

современное

международное право,

международные

межправительственные

межгосударственныеор

ганизации, источники

международного права,

международный договор,

международный обычай,

нормы международного

права, отрасли

международного права

показать взаимосвязь и отличия

внутригосударственного (национального) права и международного права;

определить суть понятия «международное право»;

раскрыть наиболее важные положения и предмет регулирования международного права;

установить особенности современного международного права;

охарактеризовать субъекты международного права;

дать характеристику источников

международного права;

выявить черты актов международных конференций и организаций;

выяснить элементы структуры

Лекция

Лабораторное заня-тие: работа с юриди-ческими документа-ми; Практикум (работа с материалами периодической печати)

Обзор материалов СМИ

30

Международное гуманитарное право в условиях вооружённого конфликта

1

Принципы международного гуманитарного права, война,

вооружённый

конфликт, военнослужащий,

гражданское население,

гуманность,

нуждающиеся в защите

лица, Гаагское право (право войны, право ведения войны), нейтральное государство,

держава-покровительница

1) определить основные принципы международного гуманитарного права;

2) установить нормы международного гуманитарного права о защите прав человека;

3) выявить ограничения на ведение военных действий;

4) выяснить категории лиц под защитой Гаагского права и ответственность за нарушение международного гуманитарного права;

6) показать новые положения Конвенции 1977 г. в отношении бактериологического (биологического) и токсического оружия;

7) охарактеризовать обязанности государств в мирное время по международному гуманитарному праву;

8) дать характеристику функций державы- покровительницы и функций Международной комиссии по установлению фактов

Практикум (работа с материалами периодической печати)урок- конференция

самоконтроль

31-32

Процессуальное

право

2

Гражданский процесс, гражданское процессуальное право, участники

гражданского процесса,

суд, истец, ответчик,

доказательства,

процессуальные сроки,

исковое заявление,

апелляция, кассационное

производство,исполнительное

производство,

процессуальное право,

правосудие,

судопроизводство Арбитражный процесс, арбитражное процессуальное право, арбитражный апелляционный суд, кассационный суд Конституционное судопроизводство, Конституционный Суд РФ,

компетенция Конституционного Суда РФ,

конституционность

нормативно-правового

акта, пленум, палата,

конституционные права и свободы граждан

определить основные принципы процесса;

охарактеризовать участников судебного процесса;

раскрыть основные стадии прохождения дела в суде;

установить особенности исполнительного производства;

выявить черты процессуальных прав;

6выяснить требования, которым должно отвечать решение суда

Лекция

Лабораторное заня-тие: работа с юриди-ческими документа-ми

сообщения

33

Профессия - юрист

1

Профессия,

юрист,

следователь,

прокурор,

адвокат,

судья,

судья

Конституционного Суда РФ,

судья арбитражного суда,

судьи судов общей

юрисдикции, нотариус,

юрисконсульт

предприятия, организации

определить области применения юридических знаний;

установить качества человека, желающего заниматься юридической деятельностью;

показать необходимость юридических знаний в повседневной жизни;

раскрыть особенности работы следователя; выявить черты работы прокурора и адвоката;

выяснить специфику работы судьи и юрисконсульта предприятия, организации

беседа

34

Итоговое повторение

1

Повтор основных терминов за курс

Повторить, обобщить, закрепить и

систематизировать знания учащихся за курс права 11 класса

беседа

эссе

Программа элективного курса «Азбука гражданственности» отвечает двум основным условиям. Во-первых, сохраняется преемственность с содержанием историко-обществоведческих курсов основной и старшей школы, учитываются межпредметные и внутрикурсовые связи с учебными предметами «история» и «обществознание». Во-вторых, предусмотрено дальнейшее углубление и расширение знаний об истории России и о праве. Все содержательные линии программы нацелены на адекватное отражение основополагающих и социально значимых проблем современного правоведения и истории с учетом необходимой адаптации для учащихся общеобразовательной школы.

Элективный курс

• поддерживает изучение базовых предметов;

• служит для внутришкольной специализации и дифференциации обучения,

построения индивидуальной образовательной траектории учащихся;

• позволяет превысить содержание образования сверх стандарта;

• формирует у учащихся способы организации учебной деятельности;

• способствует формированию коммуникативной и социальной компетентностей; ориентирует в выборе профиля обучения и профессиональной карьеры;

• развивает навыки самоопределения, самоорганизации, самоконтроля, выбора и принятия решения;

• создает условия для общекультурного развития

Перечень учебно-методических средств обучения

Рабочая программа элективного курса «Право» для 11 класса ориентирована на использование учебника:

Матвеев А.И., Кудрявцев В.Н., Абросимова Е.Б. и др. Право. 11 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: профильный уровень / [А.И. Матвеев, В.Н. Кудрявцев, Е.Б. Абросимова и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова [и др.]. - М.: Просвещение, 2010.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПОСОБИЙ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:

Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Право: учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Базовый уровень образования /

Т.В. Кашанина, А.В. Кашанин. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008.

Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Матвеев А.И. и др. Обществознание. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень / [Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, А.И. Матвеев и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова [и др.]. - М.: Просвещение, 2009.

Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко; Под ред. П.А. Баранова. - М.: АСТ: Астрель, 2010.

Краткий словарь по социологии / Под общ. ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина. - М.: Политиздат, 1988.

Гаврилин А.В., Ищенко В.М. Базовое содержание и терминология школьного обществознания (гиперсловарь) / А.В. Гаврилин,

В.М. Ищенко: Учебное пособие. - Владимир: ВОИУУ, 2002.

Головатенко А.Ю., Никитин А.Ф., Суворова Н.Г., Тюляева Т.И. Правоведение. Школьные олимпиады. Вопросы, задания, ответы. 8 -11 классы: Учебно-методическое пособие / А.Ю. Головатенко, А.Ф. Никитин, Н.Г. Суворова, Т.И. Тюляева. - М.: Дрофа, 1998.

Конституция Российской Федерации. - М.: Издательство ЭКСМО, 2007.

Мирошникова В.А. Комментарии к Конституции Российской Федерации / В.А. Мирошникова. - М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство ЭКМОС, 1998.

Ищенко В.М. Изучаем Конституцию Российской Федерации / В.М. Ищенко. - Учебно-методическое пособие для преподавателей общественных дисциплин, учащихся старших классов, студентов учебных заведений. - Чебоксары: КЛИО, 1997.

Уголовный кодекс Российской Федерации. - М.: ООО «Издательство Новая Волна», 1998.

Гражданский кодекс Российской Федерации. - М.: ИНФРА-М, 2003.

Семейный кодекс Российской Федерации. - М.: ООО «Издательство Новая Волна», 1997.

Трудовой кодекс Российской Федерации. Новая редакция. - М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2007.

Кодексы и Законы Российской Федерации. - СПб.: ИГ «Весь», 2010.

Коротков А.П., Тимофеев А.В. 900 ответов на вопросы прокурорско-следственных работников по применению УПК РФ: Комментарий / А.П. Коротков, А.В. Тимофеев. - М.: Издательство «Экзамен», 2004.

Глазырин В.В., Надвикова В.В., Сытинская М.В., Шкатулла В.И. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / В.В. Глазырин, В.В. Надвикова, М.В. Сытинская, В.И. Шкатулла. - М.: Издательство «Экзамен», 2006.

Гуев А.Н. Постатейный комментарий к части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации / А.Н. Гуев. - М.: Издательство «Экзамен», 2006.

Гуев А.Н. Комментарий к гражданскому законодательству, не вошедшему в части первую - третью Гражданского кодекса Российской Федерации / А.Н. Гуев. - М.: Издательство «Экзамен», 2006.

Гаврилов Э.П., Ерёменко В.И. Комментарий к части четвёртой Гражданского кодекса Российской Федерации (постатейный) / Э.П. Гаврилов, В.И. Ерёменко. - М.: Издательство «Экзамен», 2009.

Жилин Г.А. Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации / Г.А. Жилин. - М.: ООО «ТК Велби», 2003.

Масленников М.Я. Порядок применения административных взысканий: Практическое руководство / М.Я. Масленников. - Тверь, «Прометей», 1995.

Родман М.Н. Твои права: юридические советы выпускникам детских домов и школ-интернатов / М.Н. Родман. - М.: Благотворительный центр «Соучастие в судьбе», 1996.

Лазебникова А.Ю., Брандт М.Ю. ЕГЭ. Обществознание. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ: учебно-методическое пособие / А.Ю. Лазебникова, М.Ю. Брандт. - М.: Издательство «Экзамен», 2007.

Сазонова Т.Г. Обществознание в таблицах и схемах / Т.Г. Сазонова. - СПб.: ООО «Виктория плюс», 2011.

Репин А.В. Обществознание. 11 класс. Проверочные работы / А.В. Репин. - Саратов: Лицей, 2008.

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:

Конституция Российской Федерации. - М.: Издательство ЭКСМО, 2007.

Баранов П.А. Обществознание в таблицах: 10 - 11 классы: справочные материалы / П.А. Баранов. - М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2008.

Мушинский В.О. Основы правоведения (для учеников старших классов средней школы) / В.О. Мушинский. - М.: Международные отношения, 1994.

Обществознание. 8 - 11 классы: Справочные материалы (Справочник-шпаргалка).

Чернавин Н.С. Словарь-справочник по обществоведению и основам Советского государства и права: книга для учащихся старших классов средних общеобразовательных школ / Н.С. Чернавин. - М.: Просвещение, 1990.

Морякова О.В., Шнейдорова Е.П. Обществознание. Ответы на вопросы. Устный экзамен, теория и практика / О.В. Морякова, Е.П. Шнейдорова. - М.: Издательство «Экзамен», 2002.

Котова О.А., Лискова Т.Е. Самое полное издание реальных заданий ЕГЭ: 2008: Обществознание / О.А. Котова, Т.Е. Лискова. - М.: АСТ: Астрель, 2008.

Котова О.А., Лискова Т.Е. ЕГЭ-2008: Обществознание: реальные задания / О.А. Котова, Т.Е. Лискова. - М.: АСТ: Астрель, 2008.

Котова О.А., Лискова Т.Е. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2009: Обществознание / О.А. Котова, Т.Е. Лискова. - М.: АСТ: Астрель, 2009.

Котова О.А., Лискова Т.Е. Самое полное издание реальных заданий ЕГЭ: 2012: Обществознание / О.А. Котова, Т.Е. Лискова. - М.: АСТ: Астрель, 2012.

Кишенкова О.В., Королькова Е.С., Котова О.А., Лазебникова А.Ю., Лискова Т.Е., Рутковская Е.Л. ЕГЭ - 2008. Обществознание. Тренировочный персональный комплект экзаменационных материалов / О.В. Кишенкова, Е.С. Королькова, О.А. Котова, А.Ю. Лазебникова, Т.Е. Лискова, Е.Л. Рутковская. - М.: АСТ: Астрель: Харвест, 2008.


Сидорова И.Р. учитель истории и обществознания. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 76 им. Д.Е.Васильева», г. Лесной Страница 22


© 2010-2022