Урока по ОДП. 21 Право по теме «Теория государства»

"Описание материала: Методическая разработка открытого урока по ОДП.21. Право по теме: «Теория государства» составлена в соответствии с ФГОС третьего поколения и освещает вопросы теории государства и права. Материалы урока предназначены для учащихся общеобразовательных учреждении 10 - 11 классов и студентов начального профессиональных и средних профессиональных образовательных учреждений. Урок имеет логическую структуру, подробно описывает каждый этап урока и содержит интересный материал по дан...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Филиал государственного автономного образовательного учреждения

среднего профессионального образования Тюменской области

«Тюменский колледж водного транспорта»



СОГЛАСОВАНО:

Председатель цикловой комиссии

___________________ ________________

Протокол №____ от «__» ________ 2012 г.

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по УР

_________________ _________________

«__» ________ 2012 г.









Методическая разработка урока теоретического обучения

по дисциплине: ОДП.21. Право

по теме: «Теория государства»




Автор-разработчик:

Княжева Вера Витальевна, преподаватель общественных дисциплин филиала государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования Тюменской области «Тюменский колледж водного транспорта»

Группа: ПК 11-1

Дата проведения: 25.01.2012



Сумкино 2012

Тема раздела: «Правовое регулирование общественных отношений»


Тема урока: «Теория государства»


Цели:

1. Рассмотреть основные понятия урока и сущность государства в политической системе общества.

2. Характеризовать сущность государства как составной части политической системы общества.

3. Воспитывать патриотические качества обучаемых в отношении к государству.

Задачи:

1. Добиться усвоения обучаемыми основных понятий урока.

2. Выяснить с обучаемыми причины появления и укрепления государства, общие признаки и функции государства.

3. Рассмотреть существующие теории и причины происхождения государства.

Тип урока: изучения нового материала.

Вид урока: комбинированная (лекция/беседа/дискуссия).

Метод обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный.

Форма организации познавательной деятельности: коллективная, бригадная.

Средства обучения: учебник Яковлев А.И. Основы правоведения. - М.: ИЦ «Академия», 2008, методическая разработка урока, проектор, экран, компьютер, презентация Microsoft Office PowerPoint, схемы Признаки государства», «Государство - основной институт политической системы», «Элементы государства», «Функции государства», «Теории происхождения государства», политическая карта мира, гимн РФ.

Метод контроля: устный контроль.

Межпредметные связи: история, география, обществознание, политология, экономика, правоведение.

Внутрипредметные связи: введение, темы разделов I, II.

Основные понятия и термины: государство, признаки, функции государства, теории происхождения государства: теологическая (религиозная), патриархальная, органическая, договорная (естественно-правовая), психологическая, насилия, экономическая (историко-материалистическая, классовая); причины возникновения государства.

Формируемые компетенции: ОК.02.

Формируемые умения: составление конспекта, организация самостоятельной деятельности.

Формируемые навыки: ведение дискуссии, отстаивание собственного мнения.

Место проведения: учебная аудитория

Продолжительность занятия: 45 минут


Структура урока


Организационный момент

Актуализация опорных знаний

Формирование ориентировочных основ знаний

Первичное закрепление нового материала

Домашнее задание и инструкции по его выполнению

Подведение итогов урока

Рефлексия

3

5

28

5

2

1

1


Ход урока


I. Организационный момент.

- Приветствие обучаемых.

- Отметка по журналу присутствующих и отсутствующих обучаемых.

- Проверка готовности обучаемых к уроку.

- Организация внимания обучаемых.


II. Актуализация опорных знаний.

Устный опрос учителя по вопросам:

1. Объясните, что изучает наука юриспруденция?

2. Что такое право?

3. Назовите цели и задачи права в современном обществе.

Проверка обучаемых к готовности дискутировать по вопросу: «Государство обо мне заботится и помогает!» и «Государство обо мне не заботится и не помогает!»

III. Формирование ориентировочных основ знаний.


План изучения нового материала


1. Понятие государства

2. Признаки государства.

3. Элементы государства.

4. Функции государства

5. Теории происхождения государства

6. Причины возникновения государства

1. Понятие государства.

На прошлом вводном уроке мы рассмотрели вопросы, связанные с юриспруденцией и правом. Тема сегодняшнего урока посвящена теории государства. Власть в максимальной степени проявляется в государстве.

Основной институт политической системы - государство.

Почти 2 млн. лет назад люди жили без государства. От охоты и собирательства постепенно человечество перешло к земледелию, скотоводству, ремеслам, появились металлические орудия труда. Развилась торговля. С развитием и усложнением хозяйственной жизни люди стали делиться на богатых и бедных. Чтобы урегулировать эти непростые общественные отношения, нужна была специальная власть, которая должна была организовать жизнь людей в стране, следить за порядком.

Древние греки назвали такую форму общественного устройства - полис. Отсюда пошло название слово политики, что означает «государственная деятельность».

Вопросы обучаемым. Как вы думаете, что такое государство? С какой целью создаются государства у человека?

Государство - основной институт политической системы, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения индивидов, общественных групп, классов.

Власть, политика, право и государство неразрывно связаны.

Понятие «государство» ввел в научный оборот Н. Макиавелли еще в XVI в.

2. Признаки государства.

Вопрос обучаемым. Какими признаками должно обладать государство в отличие от первобытных обществ?

1. единство территории с естественными или искусственными границами, отделяющими ее от иных образований (не обязательно государств);

2. отделение публичной власти от общества, ее несовпадение с организацией всего населения, появление слоя профессиональных управленцев;

3. деление населения не по родовому, а по территориальному принцип;

4. наличие государственного суверенитета, т.е. независимость государственной власти от иной власти (политической, идеологической и т.д.) внутри страны и вне ее;

5. наличие аппарата управления, отделенного от основной массы населения;

6. наличие хотя бы примитивной налоговой системы; уплата налогов на общегосударственные, а не на личные нужды;

7. наличие правовой системы;

8. наличие армии и правоохранительных органов.

Схема «Признаки государства» на слайде (учебной доске).

Обучаемые чертят схему «Признаки государства» в конспект.

Урока по ОДП.21 Право по теме «Теория государства»

Обучаемым продемонстрировать политическую карту мира, обращая внимания на большое количество государств на земле и территориальные границы каждого политического образования, условно окрашенные в разные цвета на карте.



Урока по ОДП.21 Право по теме «Теория государства»

3. Элементы государства.

Задание обучаемым.Представьте, что вся группа оказалась на необитаемом острове, где нет никого, кроме великолепной, щедрой природы. Все мы хотим, чтобы жизнь на острове устроилась.

Вопрос обучаемым («мозговой штурм»). Какие органы власти нужно создать, чтобы был порядок?

Схема «Государство - основной институт политической системы» на слайде (учебной доске).

Обучаемые чертят схему «Государство - основной институт политической системы» в конспект.

Урока по ОДП.21 Право по теме «Теория государства»





4. Функции государства.

Вопрос обучаемым. Как вы думаете, какие функции приходится выполнять государству, что оно делает внутри страны и за ее пределами?

Схема «Функции государства» на слайде (учебной доске).

Обучаемые чертят схему «Функции государства» в конспект.

Урока по ОДП.21 Право по теме «Теория государства»

5. Теории происхождения государства.

В настоящее время существует множество теорий, по-разному истолковывающих причины возникновения государства, сущность государственной власти, ее цели, задачи и т.п. Во многом это объясняется сложностью и многогранностью государства как общественного и политического явления.

Рассмотрим несколько основных теорий происхождения государства.

Схема «Теории происхождения государства» на слайде (учебной доске).

Обучаемые чертят схему «Теории происхождения государства» в конспект.

Урока по ОДП.21 Право по теме «Теория государства»


















Теории происхождения государства


Теории происхождения государства

и ее представители

Основные положения

1. Теологическая (религиозная) теория.

Авторы:

Аврелий Августин (354 - 430),

Фома Аквинский (1225 - 1274).

1. Государство, как и человек, возникает по воле, образу и подобию Бога.

2. Идея незыблемости государства, его божественного предназначения.

Недостатки: теория ненаучная, в нее можно либо верить, либо нет. Логическими средствами доказать невозможно.

2. Патриархальная теория.

Авторы:

Аристотель (384 - 322 гг. до н.э.),

Ник. Михайловский 91842 - 1904).

1. Государство возникает в результате разрастания семьи.

2. Государственная власть - продолжение отцовской (патриархальной) власти, которая первоначально охватывает только семью, а затем распространяется на все население страны.

3. Данная теория обосновывает существование «отцовской» власти монарха в обществе, обязанность поданных повиноваться монарху, как отцу в семье.

Недостатки: неправомерно отождествлять законы развития семьи и государства.

3. Органическая теория.

Авторы:

Платон (427 - 347 гг. до н.э.),

Г.Спенсер (1820 - 1903).

1. Отождествление строения и функций государства со строением и функциями живого организма.

2. Государство рассматривается как продукт эволюции человеческого общества, итогом которой является создание единого организма - государства, в котором правительство выполнят функции мозга, управляющего всем организмом.

Недостаток: неправомерно отождествлять законы развития живого организма (биологические) и государства (социальные).

4. Договорная (естественно-правовая) теория.

Авторы:

Г. Гроций (1583 - 1646),

Д. Локк (1632 - 1704),

Т. Гоббс (1588 - 1679),

Д. Дидро (1713 - 1784),

Ж.-Ж. Руссо (1712 - 1778).

1. Государство образуется в результате общественного договора, т.е. свободного соглашения населения, которое добровольно ограничивает свою свободу ради достижения личной безопасности и «общего блага».

2. Содержание договора: источник политической власти - народ; верховенство закона; взаимная ответственность государства и личности; обеспечение прав и свобод личности в рамках государства.

Достоинства: данная теория носит гуманистический характер, т.к. утверждает приоритет прав личности и ограничивает чрезмерное вмешательство государства в общественную жизнь.

Недостатки: теория носит умозрительный характер, т.е. не подкреплена реальными историческими фактами.

5. Психологическая теория.

Авторы:

Л. Петражицкий (1867 - 1931),

Г. Тард (1843 - 1904).

1. Главная причина возникновения государства - психологическая потребность людей жить в организованном обществе.

2. Предпосылками возникновения государства служит психологическая необходимость слабых подчиняться более сильным (учитывая тот факт, что, по мнению этих ученых, большинство людей склонны перекладывать ответственность за принятие решений на других; те же, кто не боится ответственности, и составляет аппарат управления), осознание людьми справедливости определенных моделей поведения и т.п.

Достоинства: психологические причины преобразования государства действительно имеют место.

Недостатки: абсолютизация психологических причин.

6. Теория насилия.

Авторы:

Е. Дюринг (1833 - 1921),

Л. Гумплович (1838 - 1909),

К. Каутский (1854 - 1938).

1. Государство возникло в результате применения внешнего или внутреннего насилия одних людей над другими.

2. При этом под внешним насилием понимается завоевание одного народа другим, под внутренним - экономическое и политическое господство одних членов общества над другими.

Достоинства: применение принуждения при образовании государства действительно имеет место.

Недостатки: абсолютизация принуждения и насилия.

7.Экономическая

(историко-материалистическая, классовая) теория.

Авторы:

Л. Морган (1818 - 1881),

К. Маркс (1818 - 1883),

Ф. Энгельс (1820 - 1895),

В. Ульянов (Ленин) (1870 - 1924).

1. Государство рассматривается как результат действия объективных процессов экономического развития общества.

2. Главные причины возникновения государства - это появление частной собственности на средства производства, что приводит к расколу общества на классы с противоположными экономическими, а затем и политическими интересами.

Достоинства: эта теория является наиболее подтвержденной историческими фактами.

Недостатки: абсолютизация экономического фактора и чрезмерный упор на классовый подход.


6. Причины возникновения государства.

Вопрос обучаемым. Из всего вышесказанного и изученного, какие причины возникновения государства вы можете назвать?

1. увеличение плотности населения;

2. страх перед внешней агрессией и внутренними раздорами;

3. государство - это фактор силы;

4. экономическая причина (сбор налогов, деньги, производство и т.д.):

- имущественная дифференциация;

- рост производительности труда (изобретение металлических орудий);

- переход от родовой к соседско-территориальной общине;

- отделение ремесла от земледелия (порождает обмен и торговлю);

- социальная дифференциация (разбогатевшие общинники, военные вожди, жречество, родовые старейшины).

Так постепенно возникает государство со всеми его признаками. Процесс формирования государства не является единовременным, он, как правило, растягивается на десятки или даже на сотни лет.

IV. Первичное закрепление материала.

Дискуссия по вопросу: «Государство обо мне заботится и помогает!» и «Государство обо мне не заботится и не помогает!»

Прослушивание гимна РФ.

Чтение стихов Е.Попова «Государство».

Государство

В Российской Федерации

В согласии живут

Народности и нации

Что государство чтут.

На выборах слагается

Агломерат сперва

Которым избирается

Президент-глава.

Собранье Федеральное

Законы издает

Правительство легально

Дает им верный ход.

Все Министерства средства

Кладут в нашу казну

И служат непосредственно

Народу своему.

В государстве светском

С вами мы живем

Жизнь станет известна

Нам и в правовом.

Вопросы обучаемым:

Какую тему мы изучали?

Какова цель урока?

Достигли ли мы цели? Почему?

V. Домашнее задание и инструкция по его выполнению.

- учебник: Яковлев А.И. Основы правоведения. - М.: ИЦ «Академия», 2008 - п. 1 - 3 - С. 5 - 15;

- конспект урока;

- термины, понятия;

- придумайте свой проект идеального государства и расскажите о нем на следующем занятии (задание письменное).

VI. Подведение итогов урока.

Выставление оценок и их комментарий в журнал теоретического обучения.

VII. Рефлексия.

1. Понравился ли вам урок?

2. Что особенно вам понравилось и запомнилось на уроке?

3. Интересно было ли вам, что в роли преподавателя была обучаемая?

4. Хотели ли сами принять участие в роли преподавателя?


Литература


  1. Касьянов В.В. Обществознание: Учебное пособие для ссузов / В.В. Касьянов. - Изд. 4-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 416 с. - (СПО).

  2. Обществознание. 10 класс: поурочные план по учебнику А.И. Кравченко. - Волгоград: Учитель, 2006. - 128 с.

  3. Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 11 класс. - М.: ВАКО, 2009. - 272 с. - (В помощь школьному учителю).

  4. Яковлев А.И. Основы правоведения. - М.: ИЦ «Академия», 2008.


© 2010-2022