Урок по обществознанию в 7 классе на тему Деньги и их функции

Раздел Обществознание
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок по теме «Деньги, их функции» 7 кл.

Цель: познакомить уч-ся с понятием деньги, их свойствами и функциями.

Задачи:

Образовательная: формировать представления учащихся о причинах возникновения денег; подвести к выводу об исторической необходимости и значимости появления денег.

Развивающая: продолжить работу по развитию умений: использовать свой жизненный опыт и ранее накопленные знания в решении учебных задач, извлекать информацию из печатных и иллюстративных источников, сравнивать свойства товаров, используемых в качестве денег, уметь анализировать, делать выводы.

Воспитательная: формировать личностное отношение к содержанию урока и действительности - разумное отношение к деньгам и их использованию в жизни.

Оборудование: презентация к уроку; учебник «Обществознание», 7 класс, под ред. Боголюбова Л.Н.; наглядный материал; карточки-задания.

Основные термины: деньги, функции денег, виды денег, бартер, эквивалент.

Ожидаемые учебные результаты. После изучения темы учащиеся должны:

- знать, что такое деньги, историю их возникновения;

- понимать, какую роль выполняют деньги в человеческом обществе, и каковы их функции;

- уметь определять функции денег.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок - исследование.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний.

На прошлом уроке мы с вами познакомились с понятиями обмен, торговля, реклама. Давайте вспомним, зачем люди обмениваются?

(Вы узнали, что обмен стал быстро развиваться с появлением разделения труда. Люди довольно быстро убедились в преимуществах обмена. Человеку не нужно всё производить самому. Зерно можно обменять на мёд, полотно на глиняную посуду. Необходимо знать лишь меновую стоимость и ты сразу сможешь приобрести все, что нужно. В Древней Руси большую роль играл бартер - мера эффективного и быстрого обмена различными товарами).

Тест (двое у доски, остальные в тетрадях)

III. Изучение нового материала

Сегодняшний урок мы начнем с разгадывания ребуса. Ответ будет темой нашего урока... Ребус перед вами на слайде.

Да, тема нашего урока: «Деньги, их функции».

Деньги - это, пожалуй, одно из наиболее великих изобретений человеческой мысли.

(Прием "Знаю - хочу узнать - узнал")

Заполните таблицу: Что вы знаете о деньгах? А какие чувства, ассоциации у вас вызывает слово "деньги"? Напишите их на доске. (Приём "Корзина чувств": на доске вывешивается слово "Деньги", а учащиеся подходят и дописывают к нему свои чувства. Например, торговля, богатство, магазин, копилка и т.д.)

- Что хотите узнать о деньгах?

План урока:

1. Как деньги стали деньгами.

2. Виды денег.

3. Функции денег.

1.1Несколько тысяч лет назад люди не знали, что такое деньги. (Давайте посмотрим фильм о том, как деньги стали деньгами). Они просто обменивались друг с другом различными предметами. Гончары меняли горшки и кувшины. Земледельцы - зерно, растительное масло, вино. Скотоводы - быков, овец, шерсть и кожи.

Но обмениваться очень сложно, ведь ценность вещей и продуктов разная. Она зависит от того, сколько труда затрачено, чтобы изготовить ту или иную вещь или продукт. За одного барана, например, можно было получить два топора, или одни штаны, или четыре кувшина. А за ожерелье из клыков и когтей леопарда - лодку или пару быков. Да ещё найти охотника на такой обмен! Чтобы упростить обмен, люди начали думать, какой предмет наиболее подходит для этого. Перепробовали многое: и скот, и продукты, и меха, и ткани. Но какие же это были неудобные деньги! Овец и быков нужно где-то держать и кормить. Продукты от хранения портятся. Меха портят моль. Ткани протираются… Постепенно люди поняли, что деньги должны быть не временными, а постоянными. Они не должны портиться при хранении и при переходе из рук в руки. Нужно, чтобы деньги легко было носить с собой и даже малое их количество равнялось по ценности и быку, и дому, и кораблю. Необходимо, чтобы они легко делились на мелкие части - ведь не все покупают быка или корабль. …..

Со временем выделились товары, обладавшие хорошей ликвидностью (ликвидность-это способность к реализации). Это были животные, меха, драгоценные камни, соль, зерно, посуда, мебель, обувь, одежда, драгметаллы и т.п. Как раз драгметаллы (по большей части золото, серебро) были выделены в качестве общего эквивалента. Эквивалент - нечто равноценное или соответствующее в определенном отношении другому товару.

Появились деньги как результат экономических взаимоотношений в хозяйственной жизни людей. Таким образом, получается, что деньги появились абсолютно объективно. Деньги являются товаром, а товар предназначен для обмена. Каковы преимущества металлов?

1) Ликвидность - легко реализуемые, легко обмениваемые

2 )Стабильность - стоимость денег должна быть более или менее одинакова и сегодня и завтра

3) Портативность - деньги должны быть удобны, малы, легки для транспортировки

4) Долговечность - материал для денег должен иметь значительный срок прочности (бумага высшего качества), должны быть сопротивляемы физическим воздействиям

5) Однородность - деньги одного и того же достоинства должны иметь равную стоимость

6) Делимость - деньги можно было разделить на части , возможность размена купюр и монет.

7) Отличимость - деньги должно быть трудно подделать, и должны быть легко узнаваемы (водяные знаки, рисунок)

2.1 Виды денег

Существует два вида денег: наличные и безналичные. Наличные (монеты и купюры), безналичные (банковский чек и электронные карточки).

2.2 Ребята, хочу обратить ваше внимание, что статья 186 Уголовного Кодекса РФ предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от 5 до 8 лет за изготовление в целях сбыта или сбыт поддельных банковских билетов Центрального банка РФ. Поэтому купюры делают из специальной бумаги, покрывают специальной краской, наносят водяные знаки, чтобы купюры были отличимы, то есть их трудно подделать и легко узнать.

2.3 Язык монеты. А еще я хочу сегодня вас познакомить с языком монеты. Аверс- лицевая сторона монеты, Реверс - оборотная сторона монеты, Номинал - официально объявленная стоимость ценных бумаг, бумажных денег, банкнот, монет…,

Гурт - боковая поверхность монеты.

2.4 Что такое деньги? Давайте попробуем вместе сформулировать и ответить на этот вопрос. Деньги - это особый товар, который принимается всеми в обмен на любые товары и услуги.

2.5 Зачем же люди придумали деньги?

Деньги были созданы для облегчения и ускорения обмена.

Со временем деньги начинают выполнять и другие функции. Какие мы с вами узнаем после физкультминутки.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ( упражнения для глаз)

Чтоб глаза твои зоркие были,

Чтоб в очках тебе не ходить,

Эти лёгкие движенья

Предлагаю повторить.

Вдаль посмотри и под ноги,

Вправо, влево побыстрей.

Удивимся, что такое?

И закроем их скорей.

А теперь по кругу быстро,

Словно стрелочка часов,

Проведём глазами дружно,

Ну, а дальше будь здоров!

Раз - на цыпочки подняться.

Надо всем, друзья, размяться.

2 - нагнулись до земли

И не раз, раза три.

3 - руками помахали.

Наши рученьки устали.

На 4 - руки в боки.

Дружно делаем наклоны.

5 - присели раза два.

6 - за парты нам пора.

3.1 А СЕЙЧАС РАБОТА С УЧЕБНИКОМ. Откройте свои учебники на стр. 181 и найдите важнейшие функции денег.

Мера стоимости, средство обращения, средство платежа, средства накопления, мировые деньги - деньги как всеобщее платежное средство.

3.2 Выполнение упражнения для закрепления функций денег. (слайд 24)

3.3 СИНКВЕЙН.

3.4 Разбор проблемных вопросов

3.5 Тест (приложение)

IV. Домашнее задание. Параграф 13 читать, задания в классе и дома №3,7 письменно.

Для любознательных, темы сообщений: 1. Валюта разных стран мира, 2. Юбилейные монеты банка России.

V. Рефлексия.

Продолжите фразу: Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно…

Я научился… Мне захотелось…

Приложение

Тест


А1. Стоимость чего-либо на рынке, выраженная в денежной форме:

1) бартер 2) обмен 3) товар 4) цена

А2. Торговля, которая ведется по правилам, принятым во всем мире:

1) внутренняя 2) внешняя 3 ) национальная 4) местная

A3. Верны ли суждения о рекламе:

а) потребителю важно самому критически оценивать рекламу;

б) реклама повышает интерес к продаваемому товару?

1) верно только а 2) верно только б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А4. Верны ли суждения о торговле:

а) одним из двигателей торговли является реклама;

б) торговля стала причиной Великих географических открытий?

1) верно только а 2) верно только б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А5. При товарном хозяйстве обмен осуществляется в виде:

1) бартера 2) натурального обмена 3) денежного обмена 4) обмена товара на товар

А6. Вид торговли, осуществляемой в пределах одной страны:

1) межнациональная 2) внешняя 3) региональная 4) внутренняя

А7. Какие из приведенных примеров могут быть отнесены к понятию «бартер»?


  • натуральный обмен

  • использование наличных денег

  • безналичная форма оплаты

  • неравноценный обмен

  • сложность нахождения варианта обмена

Список литературы и интернет-ресурсы:


1. Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова «Обществознание, 7 класс» М., «Просвещение», 2011г.

2. О.А. Котова, Т.Е. Лискова «Обществознание, рабочая тетрадь, 7 класс», М., «Просвещение», 2014г.

3. Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др. «Обществознание, поурочные разработки», М., «Просвещение». 2013г.

4. Остальский А. В. Краткая история денег: откуда они взялись? Как работают? Как изменятся в будущем? / А. Остальский. - Санкт-Петербург: Амфора, 2008. - 269 с. - (Серия "Основные понятия").

5. Щелоков, А. А. Деньги мира: занимательные факты, курьезы, истории: [деньги минувших войн, загадки денежных знаков, долгожители банкнотного мира] / А. Щелоков. - Москва: Эксмо, 2011. - 239 с.

6. Мировая история финансов, банков и денег от средних веков до 1914 г.: / hist.msu.ru/Departments/Inf/Stud/FINANCE/index.html

7. Краткая история денег России.: / russian-money.ru/History.aspx?type=content&id=1#label

8. ru.wikipedia.org›

9. prezentacii.com

10. nsportal.ru›

11. festival.1september.ru





© 2010-2022