- Преподавателю
- Обществознание
- Школьная игра Правовая эстафета
Школьная игра Правовая эстафета
Раздел | Обществознание |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Никонов И.И. |
Дата | 07.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Школьная игра «Правовая эстафета»
Цели и задачи игры:
-
Актуализация знаний и умений учащихся по праву;
-
Формирование правовой культуры и гражданской грамотности,
-
Развитие у учащихся социальной активности и интереса к праву.
Участники игры:
-
команды учащихся 5-8, 10 классов в составе 5 человек.
Этапы игры:
-
«Юные правоведы»
-
«Правовые задачи»
-
«Школа - наш дом»
-
«Музыкально-литературно-правовая гостиная»
Задания для игры разработаны на основе программ курсов обществознания и права для общеобразовательных учреждений.
Командам выдаются маршрутные листы, куда записываются баллы, полученные на кждом этапе.
Критерии оценки ответа:
-
Каждый правильный ответ оценивается в 1(один) балл;
-
За решение ситуаций - максимально 3 (три) балла;
В начале игры дается общий старт. Команды расходятся по станциям. Игра рассчитана по времени на 1 час. В конце игры общий сбор в актовом зале.
1 станция. «Юные правоведы»
Задание 1. Вам потребуется знание прав человека и гражданина, о них говорится в I главе Конституции РФ. Имеется 4 группы прав:
-
Личные права
-
Политические права
-
Социально-экономические права
-
Культурные права
К какой группе относятся следующие права:
А / Право на неприкосновенность жилища;
Б/ Право на личную неприкосновенность;
В/ Право человека владеть своим имуществом:
Г/ Право на свободное передвижение и выбор места жительства;
Д/ Право на отдых, досуг, развлечения;
Е/ Право на жизнь и свободу;
Ж/ Право на свободу слова, печати;
З/ Право на получение информации;
И/ Право на образование.
Правильные ответы:
-
А, б, в, г, е;
-
Ж;
-
З, и;
-
Д.
Задание 2. (для 5-7 классов)
Напишите известных вам сказочных персонажей, которые нарушали право на:
- жизнь (Серый волк, ведьма, Кощей Бессмертный, Карабас Барабас, Кот Базилио и Лиса Алиса, Баба Яга, Змей Горыныч и т.п.)
- труд (Карабас Барабас, Сеньор Помидор, Кот Базилио и Лиса Алиса, Поп, Ленивица, Емеля, Бармалей, Мышь и Крот, Старуха, Мачеха, Баба Яга и т.п.).
- имущество (Сын жабы, Ведьма, Сеньор Помидор, Лиса, Волк, Сватья Бабариха, Лиса Алиса и Кот Базилио, Купец, Кощей, Царь Додон, Фрекен Бок и т.п.)
Задание 2 (для 8, 10 классов) «Юридическая азбука»
А - факт нахождения подозреваемого вне места совершения преступления в момент его совершения __________________
Б - устойчивая вооруженная группа, созданная в целях нападения на граждан или организации __________________
В - народное собрание на Руси в X-XIV в. __________________
Г - лицо, принадлежащее на правовой основе к определенному государству __________
Д - выборный представитель населения в органы власти или самоуправления _________
И - человек (организация), предъявляющая иск __________________
К - основной закон государства __________________
Л - специализированное кредитное учреждение, выдающее ссуды под залог движимого и недвижимого имущества __________________
М - форма правления, при которой власть принадлежит единоличному главе государства __________________
Н - обязательный, индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с физических лиц и организаций в пользу государства __________________
О - лицо, которому получена охрана интересов, личных и имущественных прав недееспособных лиц __________________
П - документ, удостоверяющий личность и гражданство __________________
Р - всенародное голосование граждан по законопроекту, действующему закону и другим вопросам государственного назначения __________________
С - возраст, по достижении которого лицо становится полностью дееспособным __________________
Т - частный охранник, осуществляющий на договорной основе защиту жизни и здоровья __________________
У - синоним вреда. Может быть причинен имуществу и личности __________________
Ф - богиня правосудия в греческой мифологии __________________
Х - грубое нарушение общественного порядка, которое может сопровождаться применением насилия к гражданам и порчи чужого имущества __________________
Ш - денежное взыскание, мера материального воздействия __________________
Э - объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным __________________
А - арест
Б - банда
В - вече
Г - гражданин
Д - депутат
И - истец
К - Конституция
Л - ломбард
М - монархия
Н - налог
О - опекун
П - паспорт
Р - референдум
С - совершеннолетие
Т - телохранитель
У - ущерб
Ф - Фемида
Х - хулиганство
Ш - штраф
Э - эмансипация
Ю - юстиция
Я - явка
2 станция «Правовые задачи»
Существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях. Какая ответственность наступает при следующих нарушениях?
1. Уголовная ответственность - ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).
За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность
наступает с 14 лет
2. Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.
3. Дисциплинарная ответственность - это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: прогул без уважительной причины.
4. Гражданско-правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.
Я бы хотела немного остановиться на уголовной ответственности, за какие правонарушения наступает ответственность с 14 лет.
Ситуация 1. На перемене в одной из школ между подростками Ивановым и Петровым на почве личных неприязненных отношений произошла ссора, последний причинил Иванову телесные повреждения. Что будет с детьми и кто будет отвечать за увечья?
Ответ (В действиях Петрова усматриваются признаки состава преступления, предусмотренного статьей 116 УК РФ (побои), однако по данному факту в возбуждении уголовного действия будет отказано в связи с тем, что Петров не достиг возраста, с которого наступает уголовная ответственность. А вот в действиях родителей усматривается состав административного правонарушения, который влечет за собой штраф. При этом ребенка ставят на учет в милиции)
Ситуация 2.
В кинотеатре города шел очередной фильм. Через полчаса после начала в зале появилась группа парней и девиц. Смотреть фильм стало невозможно: выкрики, комментарии, нецензурные выражения. Один из парней этой компании стал приставать к девушкам, сидящим на соседнем ряду и оскорбил их. Кто-то из зрителей позвонил в милицию. Наряд прибыл мгновенно.
Задержанные искренне не понимали, за что их держат в дежурной части милиции, с какой стати лейтенант составляет протокол, почему в разговоре милиционеров упоминается административное правонарушение. О каком правонарушении идет речь, дайте название правонарушению, комментируйте какое должно последовать наказание и сделайте вывод.
«Хулиганство (Ст. 213 УК РФ), т.е. грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся применением насилия к гражданам, либо угрозой его применения, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, наказывается:
- арестом на срок до 2-х лет;
- до 5 лет;
С применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия:
- тюремное заключение на срок от 4-х до 7 лет».
А в статье 158 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения
говорится: «Мелкое хулиганство, есть нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и другие подобные действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан, - влечет наложение штрафа или исправительные работы, или арест на срок до 15 суток».
Ситуация 3
Подростка задержали на улице в 23 часа 40 минут без сопровождения взрослых. Какое наказание ему грозит? (административное)
Ситуация 4
Учащиеся 7 класса перед уроком физкультуры находились в раздевалке. После звонка все ушли в спортивный зал, а Дима задержался и похитил мобильный телефон у своего одноклассника. Какое преступление совершил подросток? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение? (уголовное)
3 станция. «Школа - наш дом»
Задание 1. Распределите права и обязанности школьника.
1.Уважение мнений всех учащихся и учителей.
2. Бесплатное образование.
3. Удобное рабочее место.
4. Посещение школы в предназначенное для этого время.
5. Активное приобретение знаний.
6. Защита личной собственности.
7. Примерное поведение на уроках и переменах.
8. Соблюдение техники безопасности и правил дорожного движения.
9. Бережное отношение к школьному имуществу.
10. Сотрудничество с учителями.
Права :
Бесплатное образование.
Удобное рабочее место.
Активное приобретение знаний.
Защита личной собственности
Сотрудничество с учителями.
Обязанности:
Уважение мнений всех учащихся и учителей.
Посещение школы в предназначенное для этого время.
Примерное поведение на уроках и переменах.
Соблюдение техники безопасности и правил дорожного движения.
Бережное отношение к школьному имуществу.
Задание 2. В каких документах говорится о правах и обязанностях ребенка?
Конвенция по правам ребенка
Устав школы
Кодекс школьника
Всеобщая декларация прав человека
Конституция РФ
Станция 4 « Музыкально- литературно -правовая»
- Ребята, Вы все читали сказки, давайте вместе с Вами постараемся ответить на вопросы викторины и узнать, знаете ли Вы, в каких сказках были нарушены права литературных героев (раздаем листы).
1. «Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Какая статья Конвенции была бы нарушена, если бы подобное происходило в наши дни?» (Ответ: ст. 31, признающая право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством)
2. Баба-Яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство. Что было нарушено (Ответ: статья 11 Конвенции предусматривает принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Здесь нарушается и Статья 16, выдержка из которой цитировалась раньше.
"Угадай-ка!". Угадай героя по описанию: командам зачитываются характеристики героев, и учащиеся должны угадать, о ком идёт речь (какая команда больше даст письменных правильных ответов, та и победила)
3) В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным? («Колобок».)
4) Этот герой многих русских сказок постоянно нарушал права других персонажей: покушался на их жизнь, содержал в рабстве, подвергал жестокому обращению, посягал на неприкосновенность жилища, вмешивался в личную жизнь других героев. (Кощей Бессмертный).
5)Герой жестоко обращается с другим членом семьи, дискриминирует его права, унижает его достоинство. (Старуха)
Пословицы к статьям. Какая статья Конституции РФ отражается в следующих пословицах?
6) Жить - родине служить. (статья 21: право принимать участие в управлении своей страной, статья 15: право на гражданство)
7) Грамоте учиться - всегда пригодится. (статья 26: право на образование)
8). Делу - время, а потехе - час. (статья 24: право на отдых и досуг)
9) Волка ноги кормят. (статья 13: право на свободу передвижения. статья 23: право на труд)