Школьная игра Правовая эстафета

Школьная игра «Правовая эстафета»Цели и задачи игры: 1. Актуализация знаний и умений учащихся по праву;2. Формирование правовой культуры и гражданской грамотности,3. Развитие у учащихся социальной активности и интереса к праву.Участники игры:· команды учащихся 5-8, 10 классов в составе 5 человек.Этапы игры:1. «Юные правоведы»2. «Правовые задачи»3. «Школа – наш дом»4. «Музыкально-литературно-правовая гостиная»Задан...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Школьная игра «Правовая эстафета»

Цели и задачи игры:

  1. Актуализация знаний и умений учащихся по праву;

  2. Формирование правовой культуры и гражданской грамотности,

  3. Развитие у учащихся социальной активности и интереса к праву.

Участники игры:

  • команды учащихся 5-8, 10 классов в составе 5 человек.

Этапы игры:

  1. «Юные правоведы»

  2. «Правовые задачи»

  3. «Школа - наш дом»

  4. «Музыкально-литературно-правовая гостиная»

Задания для игры разработаны на основе программ курсов обществознания и права для общеобразовательных учреждений.

Командам выдаются маршрутные листы, куда записываются баллы, полученные на кждом этапе.

Критерии оценки ответа:

  1. Каждый правильный ответ оценивается в 1(один) балл;

  2. За решение ситуаций - максимально 3 (три) балла;

В начале игры дается общий старт. Команды расходятся по станциям. Игра рассчитана по времени на 1 час. В конце игры общий сбор в актовом зале.

1 станция. «Юные правоведы»

Задание 1. Вам потребуется знание прав человека и гражданина, о них говорится в I главе Конституции РФ. Имеется 4 группы прав:

  1. Личные права

  2. Политические права

  3. Социально-экономические права

  4. Культурные права

К какой группе относятся следующие права:

А / Право на неприкосновенность жилища;

Б/ Право на личную неприкосновенность;

В/ Право человека владеть своим имуществом:

Г/ Право на свободное передвижение и выбор места жительства;

Д/ Право на отдых, досуг, развлечения;

Е/ Право на жизнь и свободу;

Ж/ Право на свободу слова, печати;

З/ Право на получение информации;

И/ Право на образование.

Правильные ответы:

  1. А, б, в, г, е;

  2. Ж;

  3. З, и;

  4. Д.

Задание 2. (для 5-7 классов)

Напишите известных вам сказочных персонажей, которые нарушали право на:

- жизнь (Серый волк, ведьма, Кощей Бессмертный, Карабас Барабас, Кот Базилио и Лиса Алиса, Баба Яга, Змей Горыныч и т.п.)

- труд (Карабас Барабас, Сеньор Помидор, Кот Базилио и Лиса Алиса, Поп, Ленивица, Емеля, Бармалей, Мышь и Крот, Старуха, Мачеха, Баба Яга и т.п.).

- имущество (Сын жабы, Ведьма, Сеньор Помидор, Лиса, Волк, Сватья Бабариха, Лиса Алиса и Кот Базилио, Купец, Кощей, Царь Додон, Фрекен Бок и т.п.)

Задание 2 (для 8, 10 классов) «Юридическая азбука»

А - факт нахождения подозреваемого вне места совершения преступления в момент его совершения __________________

Б - устойчивая вооруженная группа, созданная в целях нападения на граждан или организации __________________

В - народное собрание на Руси в X-XIV в. __________________

Г - лицо, принадлежащее на правовой основе к определенному государству __________

Д - выборный представитель населения в органы власти или самоуправления _________

И - человек (организация), предъявляющая иск __________________

К - основной закон государства __________________

Л - специализированное кредитное учреждение, выдающее ссуды под залог движимого и недвижимого имущества __________________

М - форма правления, при которой власть принадлежит единоличному главе государства __________________

Н - обязательный, индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с физических лиц и организаций в пользу государства __________________

О - лицо, которому получена охрана интересов, личных и имущественных прав недееспособных лиц __________________

П - документ, удостоверяющий личность и гражданство __________________

Р - всенародное голосование граждан по законопроекту, действующему закону и другим вопросам государственного назначения __________________

С - возраст, по достижении которого лицо становится полностью дееспособным __________________

Т - частный охранник, осуществляющий на договорной основе защиту жизни и здоровья __________________

У - синоним вреда. Может быть причинен имуществу и личности __________________

Ф - богиня правосудия в греческой мифологии __________________

Х - грубое нарушение общественного порядка, которое может сопровождаться применением насилия к гражданам и порчи чужого имущества __________________

Ш - денежное взыскание, мера материального воздействия __________________

Э - объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным __________________

А - арест

Б - банда

В - вече

Г - гражданин

Д - депутат

И - истец

К - Конституция

Л - ломбард

М - монархия

Н - налог

О - опекун

П - паспорт

Р - референдум

С - совершеннолетие

Т - телохранитель

У - ущерб

Ф - Фемида

Х - хулиганство

Ш - штраф

Э - эмансипация

Ю - юстиция

Я - явка

2 станция «Правовые задачи»

Существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях. Какая ответственность наступает при следующих нарушениях?

1. Уголовная ответственность - ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).

За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность

наступает с 14 лет

2. Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.

3. Дисциплинарная ответственность - это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: прогул без уважительной причины.

4. Гражданско-правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.

Я бы хотела немного остановиться на уголовной ответственности, за какие правонарушения наступает ответственность с 14 лет.

Ситуация 1. На перемене в одной из школ между подростками Ивановым и Петровым на почве личных неприязненных отношений произошла ссора, последний причинил Иванову телесные повреждения. Что будет с детьми и кто будет отвечать за увечья?

Ответ (В действиях Петрова усматриваются признаки состава преступления, предусмотренного статьей 116 УК РФ (побои), однако по данному факту в возбуждении уголовного действия будет отказано в связи с тем, что Петров не достиг возраста, с которого наступает уголовная ответственность. А вот в действиях родителей усматривается состав административного правонарушения, который влечет за собой штраф. При этом ребенка ставят на учет в милиции)

Ситуация 2.

В кинотеатре города шел очередной фильм. Через полчаса после начала в зале появилась группа парней и девиц. Смотреть фильм стало невозможно: выкрики, комментарии, нецензурные выражения. Один из парней этой компании стал приставать к девушкам, сидящим на соседнем ряду и оскорбил их. Кто-то из зрителей позвонил в милицию. Наряд прибыл мгновенно.

Задержанные искренне не понимали, за что их держат в дежурной части милиции, с какой стати лейтенант составляет протокол, почему в разговоре милиционеров упоминается административное правонарушение. О каком правонарушении идет речь, дайте название правонарушению, комментируйте какое должно последовать наказание и сделайте вывод.

«Хулиганство (Ст. 213 УК РФ), т.е. грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся применением насилия к гражданам, либо угрозой его применения, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, наказывается:

- арестом на срок до 2-х лет;
- до 5 лет;

С применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия:

- тюремное заключение на срок от 4-х до 7 лет».

А в статье 158 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения

говорится: «Мелкое хулиганство, есть нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и другие подобные действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан, - влечет наложение штрафа или исправительные работы, или арест на срок до 15 суток».

Ситуация 3

Подростка задержали на улице в 23 часа 40 минут без сопровождения взрослых. Какое наказание ему грозит? (административное)

Ситуация 4

Учащиеся 7 класса перед уроком физкультуры находились в раздевалке. После звонка все ушли в спортивный зал, а Дима задержался и похитил мобильный телефон у своего одноклассника. Какое преступление совершил подросток? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение? (уголовное)

3 станция. «Школа - наш дом»

Задание 1. Распределите права и обязанности школьника.

1.Уважение мнений всех учащихся и учителей.

2. Бесплатное образование.

3. Удобное рабочее место.

4. Посещение школы в предназначенное для этого время.

5. Активное приобретение знаний.

6. Защита личной собственности.

7. Примерное поведение на уроках и переменах.

8. Соблюдение техники безопасности и правил дорожного движения.

9. Бережное отношение к школьному имуществу.

10. Сотрудничество с учителями.

Права :

Бесплатное образование.

Удобное рабочее место.

Активное приобретение знаний.

Защита личной собственности

Сотрудничество с учителями.

Обязанности:

Уважение мнений всех учащихся и учителей.

Посещение школы в предназначенное для этого время.

Примерное поведение на уроках и переменах.

Соблюдение техники безопасности и правил дорожного движения.

Бережное отношение к школьному имуществу.

Задание 2. В каких документах говорится о правах и обязанностях ребенка?

Конвенция по правам ребенка

Устав школы

Кодекс школьника

Всеобщая декларация прав человека

Конституция РФ

Станция 4 « Музыкально- литературно -правовая»

- Ребята, Вы все читали сказки, давайте вместе с Вами постараемся ответить на вопросы викторины и узнать, знаете ли Вы, в каких сказках были нарушены права литературных героев (раздаем листы).
1. «Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Какая статья Конвенции была бы нарушена, если бы подобное происходило в наши дни?» (Ответ: ст. 31, признающая право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством)
2. Баба-Яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство. Что было нарушено (Ответ: статья 11 Конвенции предусматривает принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Здесь нарушается и Статья 16, выдержка из которой цитировалась раньше.


"Угадай-ка!". Угадай героя по описанию: командам зачитываются характеристики героев, и учащиеся должны угадать, о ком идёт речь (какая команда больше даст письменных правильных ответов, та и победила)
3) В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным? («Колобок».)
4) Этот герой многих русских сказок постоянно нарушал права других персонажей: покушался на их жизнь, содержал в рабстве, подвергал жестокому обращению, посягал на неприкосновенность жилища, вмешивался в личную жизнь других героев. (Кощей Бессмертный).
5)Герой жестоко обращается с другим членом семьи, дискриминирует его права, унижает его достоинство. (Старуха)

Пословицы к статьям. Какая статья Конституции РФ отражается в следующих пословицах?

6) Жить - родине служить. (статья 21: право принимать участие в управлении своей страной, статья 15: право на гражданство)
7) Грамоте учиться - всегда пригодится. (статья 26: право на образование)

8). Делу - время, а потехе - час. (статья 24: право на отдых и досуг)
9) Волка ноги кормят. (статья 13: право на свободу передвижения. статья 23: право на труд)









© 2010-2022