Методразработка. Самостоятельная работа обучающихся

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Цели методических рекомендаций:

- оказание методической помощи преподавателям экономической теории по организации самостоятельной работы обучающихся;

- ознакомление с различными формами самостоятельной работы, с методическими материалами, обеспечивающими самостоятельную работу учащихся и направленными на развитие логического мышления, умение самостоятельно мыслить и аргументировать свои ответы.

Организацию самостоятельной работы обучающихся необходимо начинать уже в период планирования: при составлении тематического плана, следует выделить те темы, которые будут рекомендованы студентам для самостоятельного изучения:

  1. Вопросы, которые обучающиеся должны изучить по данной теме.

  2. Практические, логические или проблемные задачи.

  3. Форму контроля результатов самостоятельной работы.

Те темы, которые изучаются непосредственно в аудитории, необходимо проанализировать, определить какой материал может изучаться обучающимися на занятии в виде различных форм самостоятельной работы.

Так, планируя тему « Экономическая теория как наука. Общие основы экономической теории», следует предложить обучающимся определённую последовательность и методику и работы.

В ходе изучения темы ответить на следующие вопросы:

  1. Что представляет собой экономический продукт?

  2. Каково изучение экономического роста?

  3. Определите источники экономического роста?

  4. Изобразите в структурированной форме факторы, критерии и типы экономического роста?

  5. Используя предложенную таблицу, определите различие индустриальной и информационной эры?

Различие индустриальной и информационной эры

Характер

труда

Источники

прибавочной

стоимости

Характер

развития

отрасли

Роль человека в производстве

Индустриальная


Информационная


Проблемные, логические задания могут быть отражены как в самом вопросе, так и даваться в качестве дополнительного задания.

Проблема: « Как защитить природу? »

В наше время общественное производство, как никогда, загрязняет окружающую среду. Если бы вам дали неограниченную власть в решении данной проблемы, какие бы меры вы приняли по защите флоры и фауны нашей планеты?

Предложите реальные и оригинальные идеи.

Решение данной проблемы возможно как во время занятия, так и в виде домашнего задания.

С целью закрепления изученного материала целесообразно дать тестовое задание.

Дайте ответы на тест:

  1. Экономический рост - это:

а) качественное изменение в производстве;

б) количественные изменения в ресурсах;

в) количественные и качественные изменения в ресурсах;

г) количественные и качественные изменения в производстве.

  1. Конечная цель экономического роста - это:

а) обеспечение стабильности;

б) получение прибыли;

в) повышение народного благосостояния.

  1. Экстенсивный и интенсивный пути развития - это:

а) критерии экономического роста;

б) факторы экономического роста;

в) типы экономического роста.

  1. Больше всего на НИОКР тратят отрасли:

а) сельское хозяйство;

б) машиностроение;

в) авиационная;

г) лёгкая промышленность;

д.) пищевая;

е) химическая.

  1. По затратам на НИОКР первое место в мире принадлежит:

а) Японии;

б) Англии;

в) США;

г) Франции.

  1. Какие фирмы первыми берут на себя освоение новой техники и технологии?

а) крупные компании;

б) средние фирмы;

в) малые фирмы.

  1. Сколько процентов своего товарооборота тратит средняя фирма на НИОКР?

а) 10%; б) 2%; в) 20%.

Решение: 1)-г; 2)-в; 3)-в; 4)-б, в, е; 5)-б; 6)-в; 7)-б.

Одной из разновидностей самостоятельной работы при изложении нового материала ( лекции ) может быть работа следующего характера:

- по основным положениям какого-либо вопроса ( точно указать, по какому конкретно) составить развёрнутый план.

Тогда, например, тема « Деньги. Товаро-денежные отношения » будет записана студентами примерно так:

  1. Эволюция денег.

  2. Функция денег.

  3. Денежная система.

  4. Виды денег.

  5. Инфляция и её причины.

  6. Экономически последствия инфляции.

  7. Экономическая политика в условиях инфляции.

Записи выборочно проверяются и анализируются, дополняются, исправляются - таким образом, проверка самостоятельной работы органично соединяется с таким элементом занятия, как закрепление.

На этапе первичного овладения знаниями эффективной является самостоятельная работа по составления схем, рисунков по ходу изложения материала преподавателем.

Методом аналогии изобразите типа инфляции в виде явлений природы, жизни с помощью рисунков. Изобразите ползучую, открытую, галопирующую и гиперинфляцию. (Вспомните рисунки своего детства).

Рост производства, благоприятные условия

Инфляция

вМетодразработка. Самостоятельная работа обучающихся год

Методразработка. Самостоятельная работа обучающихся

Падение производства, рост цен, кризис

Плывущие корабли в данном рисунке символизируют кредитно-финансовую систему и её зависимость от информационных процессов. Тому или иному тиру инфляции соответствует положение корабля в стихии рыночных отношений.

Так, корабль №1 олицетворяет экономику с ползучей инфляцией (<5%), №2 - с открытой инфляцией (>5%), №3 - экономику с галопирующей инфляцией (>25%), №4 - с гиперинфляцией (>50%), которую надо уже спасать, применяя крайние меры.

Одной из разновидностей самостоятельной работы является задание такого характера:

- В ходе изложения темы «Форма организации товарного производства » вы встретите определённые категории и понятия, запишите их.

В таком случае запись приобрела бы такой вид:

- натуральное хозяйство,

- товарное производство,

- товар,

- меновая стоимость,

- потребительская стоимость,

- стоимость,

- закон стоимости.

Далее самостоятельная работа может быть продолжена двумя путями:

  1. На занятии: обучающиеся при помощи словаря должны в части тетради дописать определения.

  2. Эта же работа даётся на дом, когда учащиеся должны дополнить конспект, пользуясь учебником, словарём и другими пособиями.

Если преподаватель избирает второй вариант, то целесообразно будет на следующем занятии провести контрольный диктант в одно слово:

  1. Тип хозяйства, в котором продукты

производятся лишь для внутрихозяйственного Натуральное

потребления, удовлетворения собственных хозяйство.

потребностей производства.

  1. Такая форма организации общественного Товарное

хозяйства, когда продукты производятся производство .

обособленными производителями для продажи

или обмена.

Формы контроля и учёта знаний по темам и вопросом, вынесенных на самостоятельное изучение, могут быть различными:

  1. Самостоятельное составление конспекта по конкретным вопросам.

  2. Индивидуальное собеседование.

  3. Групповой зачёт.

  4. Контрольная письменная работа.

  5. Письменный опрос по карточкам.

  6. Тестовый опрос разных категорий сложности.

  7. Выступление на семинарных занятиях, написание реферата.

Не зависимо от того, какая форма контроля будет избрана, результаты проверки должны быть проанализированы, доведены до студентов.

Систематическая и целенаправленная самостоятельная работа обучающихся развивает в них умение слушать преподавателя, выделяя главное, существенное; умение включаться в работу, найти нужный материал, логически связать его с ранее изученным.

Самостоятельная работа формирует характер обучающихся, уверенность в своих знаниях, дух здорового соперничества, что в конечном счёте поможет решать главную задачу: готовить грамотных и квалифицированных специалистов, способных принимать самостоятельные решения.


7


© 2010-2022