- Преподавателю
- Обществознание
- Методразработка. Самостоятельная работа обучающихся
Методразработка. Самостоятельная работа обучающихся
Раздел | Обществознание |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Вислоухова В.А. |
Дата | 08.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Цели методических рекомендаций:
- оказание методической помощи преподавателям экономической теории по организации самостоятельной работы обучающихся;
- ознакомление с различными формами самостоятельной работы, с методическими материалами, обеспечивающими самостоятельную работу учащихся и направленными на развитие логического мышления, умение самостоятельно мыслить и аргументировать свои ответы.
Организацию самостоятельной работы обучающихся необходимо начинать уже в период планирования: при составлении тематического плана, следует выделить те темы, которые будут рекомендованы студентам для самостоятельного изучения:
-
Вопросы, которые обучающиеся должны изучить по данной теме.
-
Практические, логические или проблемные задачи.
-
Форму контроля результатов самостоятельной работы.
Те темы, которые изучаются непосредственно в аудитории, необходимо проанализировать, определить какой материал может изучаться обучающимися на занятии в виде различных форм самостоятельной работы.
Так, планируя тему « Экономическая теория как наука. Общие основы экономической теории», следует предложить обучающимся определённую последовательность и методику и работы.
В ходе изучения темы ответить на следующие вопросы:
-
Что представляет собой экономический продукт?
-
Каково изучение экономического роста?
-
Определите источники экономического роста?
-
Изобразите в структурированной форме факторы, критерии и типы экономического роста?
-
Используя предложенную таблицу, определите различие индустриальной и информационной эры?
Различие индустриальной и информационной эры
Характер
труда
Источники
прибавочной
стоимости
Характер
развития
отрасли
Роль человека в производстве
Индустриальная
Информационная
Проблемные, логические задания могут быть отражены как в самом вопросе, так и даваться в качестве дополнительного задания.
Проблема: « Как защитить природу? »
В наше время общественное производство, как никогда, загрязняет окружающую среду. Если бы вам дали неограниченную власть в решении данной проблемы, какие бы меры вы приняли по защите флоры и фауны нашей планеты?
Предложите реальные и оригинальные идеи.
Решение данной проблемы возможно как во время занятия, так и в виде домашнего задания.
С целью закрепления изученного материала целесообразно дать тестовое задание.
Дайте ответы на тест:
-
Экономический рост - это:
а) качественное изменение в производстве;
б) количественные изменения в ресурсах;
в) количественные и качественные изменения в ресурсах;
г) количественные и качественные изменения в производстве.
-
Конечная цель экономического роста - это:
а) обеспечение стабильности;
б) получение прибыли;
в) повышение народного благосостояния.
-
Экстенсивный и интенсивный пути развития - это:
а) критерии экономического роста;
б) факторы экономического роста;
в) типы экономического роста.
-
Больше всего на НИОКР тратят отрасли:
а) сельское хозяйство;
б) машиностроение;
в) авиационная;
г) лёгкая промышленность;
д.) пищевая;
е) химическая.
-
По затратам на НИОКР первое место в мире принадлежит:
а) Японии;
б) Англии;
в) США;
г) Франции.
-
Какие фирмы первыми берут на себя освоение новой техники и технологии?
а) крупные компании;
б) средние фирмы;
в) малые фирмы.
-
Сколько процентов своего товарооборота тратит средняя фирма на НИОКР?
а) 10%; б) 2%; в) 20%.
Решение: 1)-г; 2)-в; 3)-в; 4)-б, в, е; 5)-б; 6)-в; 7)-б.
Одной из разновидностей самостоятельной работы при изложении нового материала ( лекции ) может быть работа следующего характера:
- по основным положениям какого-либо вопроса ( точно указать, по какому конкретно) составить развёрнутый план.
Тогда, например, тема « Деньги. Товаро-денежные отношения » будет записана студентами примерно так:
-
Эволюция денег.
-
Функция денег.
-
Денежная система.
-
Виды денег.
-
Инфляция и её причины.
-
Экономически последствия инфляции.
-
Экономическая политика в условиях инфляции.
Записи выборочно проверяются и анализируются, дополняются, исправляются - таким образом, проверка самостоятельной работы органично соединяется с таким элементом занятия, как закрепление.
На этапе первичного овладения знаниями эффективной является самостоятельная работа по составления схем, рисунков по ходу изложения материала преподавателем.
Методом аналогии изобразите типа инфляции в виде явлений природы, жизни с помощью рисунков. Изобразите ползучую, открытую, галопирующую и гиперинфляцию. (Вспомните рисунки своего детства).
Рост производства, благоприятные условия
Инфляция
в год
Падение производства, рост цен, кризис
Плывущие корабли в данном рисунке символизируют кредитно-финансовую систему и её зависимость от информационных процессов. Тому или иному тиру инфляции соответствует положение корабля в стихии рыночных отношений.
Так, корабль №1 олицетворяет экономику с ползучей инфляцией (<5%), №2 - с открытой инфляцией (>5%), №3 - экономику с галопирующей инфляцией (>25%), №4 - с гиперинфляцией (>50%), которую надо уже спасать, применяя крайние меры.
Одной из разновидностей самостоятельной работы является задание такого характера:
- В ходе изложения темы «Форма организации товарного производства » вы встретите определённые категории и понятия, запишите их.
В таком случае запись приобрела бы такой вид:
- натуральное хозяйство,
- товарное производство,
- товар,
- меновая стоимость,
- потребительская стоимость,
- стоимость,
- закон стоимости.
Далее самостоятельная работа может быть продолжена двумя путями:
-
На занятии: обучающиеся при помощи словаря должны в части тетради дописать определения.
-
Эта же работа даётся на дом, когда учащиеся должны дополнить конспект, пользуясь учебником, словарём и другими пособиями.
Если преподаватель избирает второй вариант, то целесообразно будет на следующем занятии провести контрольный диктант в одно слово:
-
Тип хозяйства, в котором продукты
производятся лишь для внутрихозяйственного Натуральное
потребления, удовлетворения собственных хозяйство.
потребностей производства.
-
Такая форма организации общественного Товарное
хозяйства, когда продукты производятся производство .
обособленными производителями для продажи
или обмена.
Формы контроля и учёта знаний по темам и вопросом, вынесенных на самостоятельное изучение, могут быть различными:
-
Самостоятельное составление конспекта по конкретным вопросам.
-
Индивидуальное собеседование.
-
Групповой зачёт.
-
Контрольная письменная работа.
-
Письменный опрос по карточкам.
-
Тестовый опрос разных категорий сложности.
-
Выступление на семинарных занятиях, написание реферата.
Не зависимо от того, какая форма контроля будет избрана, результаты проверки должны быть проанализированы, доведены до студентов.
Систематическая и целенаправленная самостоятельная работа обучающихся развивает в них умение слушать преподавателя, выделяя главное, существенное; умение включаться в работу, найти нужный материал, логически связать его с ранее изученным.
Самостоятельная работа формирует характер обучающихся, уверенность в своих знаниях, дух здорового соперничества, что в конечном счёте поможет решать главную задачу: готовить грамотных и квалифицированных специалистов, способных принимать самостоятельные решения.
7