Разработка по обществознанию на тему Стереотипы и их роль в жизни человека и общества

      Тема "Стереотипы и их роль в жизни человека и общества" чрезвычайно важна в условиях современного мира.  В разработке сделана попытка объснить учащимся природу возникновения и опасность использования стереотипов.В основу урока положен метод проектов, подкреплённый обязательной групповой работой. Группы, используя раздаточный материал ( вырезки из газет) определяют типы стереотипов и их значение.Особый интерес вызывает связь темы с уже имеющимися знаниями из произведений литературы и повсед...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УРОК Стереотипы и их роль в жизни человека и общества.

МЕТОДЫ: беседа, мини - лекция, работа в малых группах, дискуссия.

Цели и задачи:

Для ученика

Для учителя

Умение понимать связи между людьми в обществе - представление того, как возникают стереотипы.

Умение занимать свою позицию и строить отношения с людьми - осознание того, как влияют стереотипы на отношения в группе.

Умение действовать в рамках закона и нравственных норм - понимание того, как решить проблему возникновения стереотипа

-развитие УУД

-воспитание культуры дискуссии

-формирование умения отстаивать свои права, аргументировать своё мнение

Эпиграф к уроку «Не все одинаковое пригодно для всех».

Римский поэт Проперций

План урока:

1.Мотивация.

2.Входное тестирование

3.Мини - лекция.

4. Создание мини-проекта в группах

5.Презентация и обсуждение проектов

6.Рефлексия - анализ работы на уроке

Технологическая карта урока:

Этап урока

Действия учителя

Действия учащихся

УУД

Организация работы на уроке

1 минута

-Здравствуйте, ребята!

Сегодня мы будем работать в группах

Садятся за столы по группам

Регулятивные УУД:

-организация рабочего места, подготовка к работе

Мотивация деятельности учащихся

5 минут

Мужчины часто говорят: «Женщина за рулём, как обезьяна с гранатой, неизвестно куда она её бросит».Несмотря на то,что всё чаще женщина садится за руль,мужчины считают,что водить автомобиль-это мужское дело. Мотивируют свои слова,тем,что у женщин хуже реакция,не тем заняеа голова - наряды , сплетни,фантазии,они не разбираются в механизмах.

  • Является ли природной ситуация - женщина за рулём?

  • Как влияют негативные представления на поведение женщин на дороге?

  • Помогают ли в жизни такие обобщения?

  • Когда они мешают?

Попытка характеристики обобщений, их положительных и отрицательных сторон.

Познавательные УУД:

полученные знания

Регулятивные УУД:

-умение поставить цель/задачи урока

Коммуникативные УУД:

-умение сообщить свою мысль

-умение слушать и дополнять ответы других

ВХОДНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ.

5 минут

1.Есть ли чисто женские и чисто мужские профессии?

2.Какие представления имеют жители сёл о горожанах и наоборот?

3.Считаете ли вы, что внешность человека, его одежда,

дают возможность составить представление о нём?

4.Дадите ли вы работу мужчине с серьгой в ухе? Если да ,почему? Если нет, почему?

Учащиеся кратко отвечают на вопросы (2-3 чел.) Можно не объясняя.

Регулятивные УУД:

-умение действовать по алгоритму

Познавательные УУД:

-умение применять полученные знания

Коммуникативные УУД:

-умение высказывать свою мысль, отстаивать своё мнение, слушать других и принимать аргументированную критику

МИНИ-ЛЕКЦИЯ.

5 минут

Жизнь человека чрезвычайно сложная и многосторонняя. Ежедневно на нас сваливается большое количество информации. Чтобы в ней не захлебнуться, мы вынуждены использовать категоризацию, т.е. разложение разных обЪектов на группы на основе их характерных черт. Биологи классифицируют растения и животных на классы, группы, виды, подвиды. Мы тоже склонны классифицировать людей на высоких и низких, мужчин и женщин, молодых и старых, имеющих чувство юмора и нет, приятных и неприятных. Если люди, которые входят в группу подобных, мы с минимальными усилиями можем получить необходимую информацию о представителях этой группы - инспектора таможни, группы по борьбе с терроризмом, участковые - выделяют подозрительные лица. Дошколята проходят тестирование, из них выделяют способных и недалёких. Большей частью прогнозы оправдываются. И это связано не только с одарённостью или глупостью, или характерами детей, но и с установкой, которая была дана в самом начале, когда учеников разделили на категории и уделяли больше внимания тем, кто добивался лучших результатов. В одном случае категоризация пошла на пользу, а в другом принесла вред. Т.О. категоризация может быть опасной, она базируется ра обобщении, которое игнорирует некоторые индивидуальные характеристики, подчеркивая общие (ВСТРЕЧАЮТ ПО ОДЁЖКЕ, А ПРОВОЖАЮТ ПО УМУ!)Представим себе яблоки, стулья или карандаши - нам они представляются более однородными, чем на самом деле. Это же касается и людей. Оценивая людей разных групп спортсменов, охранников, учителей, мы преувеличиваем схожесть внутри группы. Категоризация ведет к возникновению стереотипов - это суждении о чертах и поведении, присущих представителям отдельной группы, которая не базируется на фактах.Наиболее распространенными являются этнические стереотипы, когда на оснoве ограниченной информации отдельных представителях этнической группы делаются предубежденные выводы относительно всей группы. Иногда воспринимаем тех фактов, которые не совпадают с нашими стереотипами.

Они могут быть:

1.Нейтральными: все итальянцы любят спагетти; все англичане на завтрак едят овсянную кашу; все украинцы любят сало.

2.Позитивными: все англичане очень вежливы и воспитанны; все французы любят и уважают женщин; все украинцы трудолюбивы.

3.Негативными: все англичане - консерваторы; все американцы очень шумные.

Они могут делиться на автостереотипы и гетеростереотипы.

-Учащиеся составляют кластер.

Познавательные УУД:

-умение применять полученные знания

Создание мини-проекта в группах

10 минут

Девушки и юноши - составьте типичные характеристики противоположных полов.

( если остаётся время - эффект Пигмалиона - царь о. Кипр-Галатея)

Используя правила работы в группе составляют портрет либо негативный либо идеальный.

Коммуникативные УУД:

-умение работать в группе

-умение высказывать свою мысль, отстаивать своё мнение, слушать других и принимать аргументированную критику

Презентация и обсуждение проектов

15 минут

-Теперь каждая группа презентует свой проект. Остальные в это время внимательно слушают и готовятся задать вопросы или высказать своё мнение. На каждую презентацию рассчитывается примерно по 3 минуты. Итого 15 минут

Учащиеся по группам презентуют свои проекты. Задают вопросы выступающим, комментируют, обсуждают предложенные задачи

Коммуникативные УУД:

-умение работать в группе

-умение высказывать свою мысль, отстаивать своё мнение, слушать других и принимать аргументированную критику

Рефлексия.

4 минуты

Что такое стереотипы , предубеждения, дискриминация?

  • Какую роль играют?

  • Какие проявления характерны для нашего общества?

  • Методы борьбы с ними?

-стереотипы - это…

- предубеждение - это…

- дискиминация - это…

- их роль…

- с ними можно бороться…

Регулятивные УУД:

-умение анализировать результаты своей деятельности

-умение оценивать свою деятельность и деятельность других

-предварительное планирование своей деятельности на следующий урок





© 2010-2022