Конспект занятия по обществознанию на тему Политическая сфера общества. Политическая система

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект занятия по обществознанию на тему Политическая сфера общества. Политическая системаКонспект занятия по обществознанию на тему Политическая сфера общества. Политическая системаКонспект занятия по обществознанию на тему Политическая сфера общества. Политическая системаКонспект занятия по обществознанию на тему Политическая сфера общества. Политическая системаКонспект занятия по обществознанию на тему Политическая сфера общества. Политическая системаТехнологическая карта занятия

Учебная дисциплина___Обществознание________

ФИО преподавателя____Набиева Т.А.__________

Тема____Политическая сфера общества. Политическая система_____________

Ресурсы_____проектор, эран, компьютер, презентация__________

Тип занятия__изучение нового материала__________________

Цель занятия_____сформировать представление о политической сфере, познакомиться с политической системой общества.

Задачи:

1.Обучающая____ Формирование общей целостной характеристики современной политической сферы как системы взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, их комплексное воздействие на окружающую среду. Изучение и усвоение понятия «политическая система», структуры и функций политической системы. Раскрытие значимости политической системы для современного общества и человека. Закрепить навыки работы с основными понятиями темы, различными видами заданий; способствовать формированию умения от знания отдельных фактов переходить к их обобщению.

2.Развивающая___ развить коммуникативные навыки, навыки умения работать с текстом; способствовать развитию умения выделять главное, делать выводы, систематизировать знания по теме.

3.Воспитатывающая___ способствовать формированию политической культуры обучающихся, их познавательного интереса к изучению данной темы, привитию уважения к политике.

Формируемые компетенции - ОК1, ОК2, ОК 4, ОК 6, ОК 7

Ход занятия

Этап занятия

Деятельность преподавателя (содержание учебного материала)

Деятельность обучающихся

Оргмомент

Приветствие. Проверка отсутствующих.

Приветствуют преподавателя

Актуализация знаний

Задумывались ли вы когда-нибудь над вопросом о том, почему люди, независимо от их социального статуса, проявляют живой интерес к политике?

Почему, скажем рядовому инженеру или врачу, рабочему или сельскому труженику небезразлично, кто работает в высших органах государственной власти?

Почему многие из них часами сидят у экранов телевизоров, наблюдая за парламентскими дебатами, обсуждают законопроекты, участвуют в референдумах, ходят на митинги?

Конечно же, внимание к политике у всех разное, как и степень и формы участия в ней.

Однако полное равнодушие к политическим проблемам встречается не часто, видимо, потому, что от политики во многом зависит развитие общества и значит жизнь каждого человека, а порой и его судьба.

Кроме того, по мнению психологов, участие в политике удовлетворяет естественную потребность человека в общении, но в общении особом - с большими социальными группами людей на более высоком уровне.

Зачем людям политика? Может ли рядовой гражданин хорошо разбираться в политике? Может ли общество существовать без власти? Чем политическая власть отличается от других видов власти? Что такое государство и какую роль оно играет в политической жизни общества?

Сообщение темы и цели занятия.

Эпиграф: «Вы можете не заниматься политикой, все равно политика занимается вами». Ш. Монталамбер (французский писатель, оратор и политический деятель, член Французской академии)

Слушают






Записывают тему, формулируют цели

Изучение нового материала





Преподаватель: Какую роль на ваш взгляд играет политика в современной жизни человека?

Обсуждаются ответы учащихся.

- Может ли человек не зависеть от политики в своей жизни?

Слово «политика» у всех на слуху. Достаточно взять в руки газету или включить любую программу новостей. К вопросам политики отдельных государств и государственных деятелей вы неоднократно обращались на занятиях по многим гуманитарным дисциплинам.

Кто-нибудь из вас может усомниться: «Зачем мне знать о политике?» Ответ вы найдёте в словах французского писателя А. Ривароля: «Политика подобна сфинксу из сказки: она пожирает всех, кто не может разгадать её загадок».

Теперь мы выясним, что такое политика?

Беседа: 1. Вспомните, кто и когда ввел в научный оборот понятие «политика»? (Аристотель)

2. Каково происхождение этого слова? Что оно обозначает? Что имел в виду Аристотель?

От слова «полис» происходит politike - государственное дело, искусство управления государством. Аристотель обобщил 158 созданных им и его учениками «политий», т.е. описание государственного устройства современных ему государств - полисов.

Постарайтесь самостоятельно сформулировать понятие «политика».

Политика - polis - город, государство, politikos - все то, что связано с государством и наполняющим его сообществом граждан; искусство управления государством

Формы политики

Проблемное задание: Вам знакомо высказывание типа: «Какая грязь эта политика. И слышать о политике ничего не хочу! Интриги, жестокость, подлость - это и есть политика». М.б. политика вовсе не нужна обществу? Согласны ли вы с этим мнением. Почему? Подумайте, для чего существует политика?

Мы выяснили, что политика необходима т.к. выполняет определенные функции в обществе.

На доске или экране мультимедиа:

Функции политики - это совокупность процессов выражающих ее назначение в обществе.

Функции политики.

Политика в современном мире:

- обеспечивает общественный порядок, целостность и стабильность общества;

- обеспечивает поддержание гражданского мира

- выполняет задачи, связанные с управлением и руководством жизнью общества;

- регулирует отношения между классами, социальными группами, нациями, людьми на принципах социальной справедливости;

- мобилизует на решение важных для общества задач;

- координирует деятельность участников общественной жизни;

- обеспечивает соблюдение прав и свобод людей, формирование их политического сознания и культуры.

Выполнение проблемного задания: каждая группа получает листы с заданием. Внимательно прочтите предложенные ситуации и ответьте на поставленные к ним вопросы. Поработайте и обсудите задание в группе (5 мин.)

Проблемное задание.

Проанализируйте следующие ситуации. Что общего можно заметить в отношениях людей, участвующих в них? Чем отличаются эти отношения?

  1. Отец возвращается из школы с родительского собрания. Сын открывает входную дверь и с ужасом слышит вопрос: «Какую оценку ты получил за контрольную работу по математике на этой неделе?»

  2. Один из самых чтимых в католицизме святых Св. Франциск Ассизский, собравшись с последователями своих идей, повелел одному из «братьев» (так называл он верующих) «говорить о Боге все, что внушил тому Дух Святой». И только начал тот исполнять приказание, как Св. Франциск «наложил на него молчание».

  3. В спорах и разногласиях, как вспоминают видные деятели правозащитного движения, мнение академика А.Д. Сахарова часто оказывалось решающим. Главную роль играли его безукоризненная честность и признаваемая всеми порядочность.

  4. Профсоюзный комитет крупной фирмы объявил о готовящейся забастовке, вызванной невыполнением администрацией условий трудового договора. Рабочий пенсионного возраста в забастовке участвовать отказался. «Я согласен с требованиями профсоюза, но боюсь остаться без работы».

  5. Журналист, известный своими скандальными разоблачениями реальных и мнимых прегрешений политиков, получил значительную сумму денег за серию публикаций, направленных против видного деятеля правительства.

  6. Президент подписал Указ об амнистии. Министры юстиции и внутренних дел возражали против его принятия, но после вступления принятого решения в законную силу подчинились и активно участвовали в его исполнении.

1 группа. Что общего вы заметили в отношениях людей, участвующих в данных ситуациях?

2 группа. По какому принципу строятся отношения в этих ситуациях?

По принципу

Господство Подчинение

(один главенствует, (другой подчиняется его воле,

проявляет свою волю, выполняет приказы или

утверждает ее) следует его мнению)

Как это проявляется в отдельных ситуациях?

Кто главенствует? Кто подчиняется?

  1. Отец ………………………………………………………………….. Сын

  2. Св. Франциск……………………………………………………… Верующие

  3. А.Д.Сахаров………………………………………………Деятели правозащитного движения

  4. Профсоюз……………………………………………………………Рабочий

  5. Журналист………………………………………………………….. Деятель правительства

  6. Президент………………………………………………………….. Министры

3 группа. Можно ли назвать такие отношения равными или нет? Обоснуйте свой ответ.

( Нет, т.к. их участники не равны между собой: одни главенствует, другие подчиняются.)

Иначе говоря - это волевые отношения, т.к. состоят в возможности одного лица осуществлять свою власть.

Работа со слайдом - Что объединяет этих людей?

На доске и в тетради. Власть - это отношение руководства и подчинения, складывающиеся между людьми в процессе организации общественной жизни.

Власть - это влияние на основе закона или традиции, т.е. нефизическое воздействие, оказываемое на других людей в рамках закона или обычая; возможность навязывать свою волю или решения другим людям независимо от их желания.

Подберите синонимы к слову власть (2 мин.) и запишите их на листах.

Группы зачитывают слова, а один учащийся вешает их на доску.

На доске коллаж из слов: МОГУЩЕСТВО, ПРИНУЖДЕНИЕ, ВЛИЯНИЕ, ВОЛЯ, ГОСПОДСТВО, ПОВЕЛЕНИЕ, СИЛА, УПРАВЛЕНИЕ.

Т. о. содержание власти связано с проявлением воли и навязыванием ее другим людям. Древние резонно замечали, что «высшая из всех властей есть власть над собой».

Что они имели в виду? (т.е. организуйте себя, свое время, свои действия, научитесь координировать свои поступки с поступками других, с внешними обстоятельствами, и вы обретете власть над собой)

Обратимся ко второй части задания. Чем отличаются отношения, описанные в примерах?

Различие состоит в том, от кого исходит власть (отец, профсоюз, святой…), т.е. источниках власти и на кого она распространяется (сын, верующие, рабочий…), т.е. сферы воздействия.

Семейная сфера Отец __________________________________________________ Сын

Власть родителей над детьми

Идеологическая сфера (религия)

СВ. Франциск______________________________________________ Верующие

Власть идеи

Нравственная сфера

А.Д. Сахаров______________________________________________ Деятели правозащиты

Власть авторитета

Экономическая сфера

Профсоюз________________________________________________ Рабочий

Власть трудового коллектива

Информационная сфера

Журналист________________________________________________ Деятель правительства

Власть мнения

Государственная сфера

Президент________________________________________________ Министры

Власть государства

Обратите внимание на последнюю ситуацию, т.к. государственная власть - важнейший элемент политики.

Обратимся теперь к вопросу о политической власти. Она появилась 30-40 тысяч лет назад и первоначально оформилась в вождество. Закрепление политической власти произошло в связи с появлением 5 тысяч лет назад первых государств. Этот процесс получил название политогенеза.

Отличительные черты политической власти:

- легальность в использовании силы и других средств властвования в пределах страны;

- верховенство, обязательность ее решений для всего общества и для других видов власти;

- публичность, то есть всеобщность и безличность - обращение ко всем гражданам от имени всего общества с помощью права (закона);

- моноцентричность, то есть наличие единого центра принятия решений;

- многообразие ресурсов.

Ресурсы политической власти - экономические, социальные, юридические, административно-силовые и культурно-информационные.

Политическая власть - общественный институт, упорядочивающий социальные отношения и поведение людей.

Такая власть оказывает определяющее воздействие на поведение масс, групп, организаций с помощью средств, которыми обладает государство.

На местном уровне разновидностью политической власти можно считать власть местного самоуправления, которая согласно Конституции РФ, отделена от государственной власти, но взаимодействует с нею.

Существуют две основные характеристики власти - это легальность и легитимность. Оба слова происходят от латинского слова «lex» - закон.

Рис 1. Характеристики власти

Эти два качества могут сочетаться в любом порядке. Власть может быть легальной и легитимной, легальной и нелегитимной, нелегальной и легитимной, нелегальной и нелегитимной (рис. 4).

Рис 2. Характеристики власти

Легальность власти зависит от самой власти: соответствует она законам или нет

Легитимность власти означает ее признание народом. Автором наиболее распространенной теории легитимности был немецкий социолог Макс Вебер.

Согласно его концепции, легитимность может быть традиционная, рационально-легальная и харизматическая

Рис 4. Концепция власти М. Вебера

Вопрос: Всегда ли вы, ребята, проявляете общественную активность? Готовитесь ли вы к тому, чтобы взять на себя ответственность за судьбу города, России?

С известной долей условности актеров политического театра можно разделить на три группы (лидеры, элита, толпа).

Социолог Макс Вебер выделил три основных типа лидерства (традиционное, рациональное, харизматическое)

Самостоятельная работа с текстом учебника. Заполните таблицу «Формы политической власти»

Тип власти

Характерные признаки

Харизматическая

Традиционная

Легальная

К какому типу лидеров вы отнесете Петра 1, Николая 2, Ленина, Сталина, Путина?

Политологи подсчитали, что успех лидеров только на 7% зависит от того, что он говорит, и на 55% - от того, какое впечатление он производит.

- Ребята, а вам нравится какой-либо политик и почему?

Политическая сфера и политические институты

Политическая сфера - это одна из четырёх известных вам сфер жизни общества. Она включает в себя различные формы политической деятельности; отношения между людьми, возникающие в процессе этой деятельности; организации и учреждения, которые создаются для реализации политических целей и задач; политическое сознание людей, которое направляет их деятельность в сфере политики.

Важнейшее место в структуре политической сферы занимают политические институты. Они относятся к главным социальным институтам, реализующим основополагающие потребности общества. Политические институты удовлетворяют потребность общества в интеграции, безопасности и социальном порядке. Основным политическим институтом является государство.
К числу важнейших политических институтов относятся и политические партии. История партий в их традиционном виде не столь длительна, как история государства, но и она насчитывает до полутора столетий.


Политическая система общества.

Под политической системой общества понимают совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимодействий и взаимоотношений между ними, в которых реализуется политическая власть. Политическая система динамична, в ней протекают определённые, регулярно повторяющиеся политические процессы; обладает открытостью и целостностью.

Функции политической системы общества разнообразны:

1) функция целеполагания - определение целей, задач, путей развития общества;

2) организация деятельности общества по достижению поставленных целей;

3) регулятивная;

4) интегративная

5) распределение материальных и духовных ресурсов.

6) политическая социализация личности, приобщение людей к политической жизни.

Политическая наука выделяет четыре основных элемента политической системы, называемых также подсистемами:

1) организационную (институциональную);

2) коммуникативную;

3) нормативную;

4) культурно-идеологическую.



Проводится анализ схемы из презентации - Структура политической системы.

Элементы политической системы

Составные части

Институциональная

Государство, партии, группы давления, СМИ, церковь и др.

Нормативная

Политические, правовые, моральные, нормы

Коммуникативная

Все формы взаимодействия власти, общества и индивида

Культурная

Система политических ценностей, идеи, представления

Функциональная

Совокупность средств и способов реализации власти

К организационной (институциональной) подсистеме относятся политические организации (институты), среди которых особое место занимает государство. Из негосударственных организаций большую роль в политической жизни общества играют политические партии и общественно-политические движения.

Коммуникативная подсистема политической системы общества - это совокупность отношений и форм взаимодействия, складывающихся между классами, социальными группами, нациями, индивидуумами по поводу их участия в осуществлении власти, выработке и осуществлении политики. Политические отношения являются результатом многочисленных и разнообразных связей субъектов политики в процессе политической деятельности.

Политические отношения строятся на основе определенных правил (норм). Политические нормы и традиции, определяющие и регулирующие политическую жизнь общества, составляют нормативную подсистему политической системы общества. Наиболее важную роль играют в ней правовые нормы (конституции, законы, другие нормативно-правовые акты). Деятельность партий и других общественных организаций регламентируется их уставными и программными нормами. Во многих странах (особенно в Англии и ее бывших колониях) наряду с писаными политическими нормами большое значение имеют неписаные обычаи и традиции. Еще одну группу политических норм представляют этико-моральные нормы и ценности, в которых закреплены представления всего общества или его отдельных слоев о добре и зле, правде, справедливости.

Культурно-идеологическая подсистема политической системы представляет собой совокупность различных по своему содержанию политических идей, взглядов, представлений, чувств участников политической жизни. Политическое сознание субъектов политического процесса функционирует на двух уровнях - теоретическом (политическая идеология) и эмпирическом политическая психология). К формам проявления политической идеологии относятся взгляды, лозунги, идеи, концепции, теории, а к политической психологии - чувства, эмоции, настроения, предрассудки, традиции. Большую роль играет политическая культура.

Проводится минидискуссия, учащиеся приходят к выводу, что современное общество и человек зависят от политики и той политической системы, в которой они живут. Поэтому необходимо изучение структуры политической системы и различных ее видов.

Работа над понятием «Политика»


Работа со слайдом, запись в тетрадь

Выступление групп или отдельных студентов


Работа со слайдом, запись в тетрадь



Выполнение проблемного задания, ответы групп













Ответ - наличие власти



Метод «ассоциации»



Отвечают










Записи в тетради




























Работа с учебником, заполнение таблицы







Ответы: Система- совокупность взаимосвязанных, взаимодействующих друг с другом элементов, образующих единое целое. Да. Элементы: индивиды, социальные отношения, социальные институты, подсистемы.

Системы - общество, природа, человек, экономика.

Записи в тетради








записывают







Закрепление изученного материала

Закрепление материала.

Что такое политика?

Что такое власть?

Рефлексия

Ответы на вопросы по пройденному материалу

Подведение итогов занятия

Подведем некоторые итоги. Сегодня на занятии мы узнали, что ПОЛИТИКА - сложное социальное явление, очень многогранное, непременным спутником которой является власть. Она помогает политике сформироваться в качестве особой стороны человеческой деятельности связанной с целенаправленной организацией. Власть обладает способностью организовывать людей на достижение согласованных целей. Власть словно дирижерский пульт в оркестре многообразной общественной жизни. Представьте себе исполнение оперы в театре без дирижера. Хор будет петь сам по себе, солисты не будут знать, когда должны начаться их арии, музыканты оркестра собьются с ритма. В результате - страшная разноголосица, какофония, т.е. хаос звуков. Весь зрительный зал непременно разбежится. И только виртуозно властные руки и палочка дирижера превращает оперное действо в подлинный шедевр музыкального искусства.

Практические выводы.

1.Если вы хотите разгадать «загадки политики», подумайте, в чьих интересах принимаются определённые политические решения, осуществляются те или иные политические действия.

2.Чтобы выработать собственную политическую позицию, постарайтесь выяснить, какие политические цели формируют лидеры или организации, претендующие на то, чтобы представлять социальные группы, к которым принадлежите вы сами, ваша семья (наёмные рабочие или госслужащие, предприниматели или фермеры и т. д.). Подумайте, совпадают ли провозглашаемые цели и задачи с вашими интересами.

3.Помните, что очень большой общностью является весь многонациональный народ России. Отвечают ли его интересам заявления и призывы тех или иных лидеров, партий, организаций?

4.Постарайтесь оценить средства достижения цели, предлагаемые или используемые лидерами и организациями, привлекающими ваше внимание. Считаете ли вы эти средства достойными?

5.Поскольку вы тоже субъект политики, определите характер своих отношений с различными политическими институтами. Склоняетесь ли вы к их поддержке, намерены ли противостоять им, предпочтёте ли иные формы отношений?

слушают

Дз

«Работа органов местного самоуправления в нашем городе».

Записывают


© 2010-2022