Научно - исследовательская работа Гражданское общество в России: роль молодёжи

Одной из важнейших социально - политических задач современного развития России является формирование гражданского общества. Важнейшей политической функцией гражданского общества является участие населения в формировании государственных органов. Актуальность НИР  вполне очевидна: будущее России зависит именно от современной молодежи. От того насколько высок будет уровень правовой культуры молодёжи, будет зависеть жизнь многих поколений в будущем.НИР направлена на изучение определить причин низкой...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Выксунский металлургический колледж»












ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО В РОССИИ:

РОЛЬ МОЛОДЁЖИ







Выполнила: Клюшина Валерия,

cтудентка I курса ГБОУ СПО ВМК

Руководитель: преподаватель истории и

обществознания высшей

категории ГБОУ СПО ВМК

Рудько Ю.А.



Выкса, 2014

Содержание:

Введение………………………………………………………………........стр.3

Глава I. Избирательное право в гражданском обществе ………….стр.5

1. 1. Гражданское общество и сущность избирательного права ………стр.5

1. 2. Выборы - механизм реализации избирательных прав граждан,

факторы, влияющие на электоральную активность граждан…………...стр.9

1.3.Молодёжь - активный участник избирательного права………….стр.12

Глава II. Формы и методы повышения электоральной

активности молодёжи…………………………………………………....стр.15

2.1. Причины низкой электоральной активности……………………….стр.15

2.2. Формы и методы привлечения молодежи к участию в выборах…стр.17


Заключение…………………………………………………………………стр.19

Литература………………………………………......................................стр.21

Приложение………………………………………………………………...стр.23





ВВЕДЕНИЕ

Одной из важнейших социально - политических задач современного развития России является формирование гражданского общества. Важнейшей политической функцией гражданского общества является участие населения в формировании государственных органов. В современном обществе одним из ведущих институтов демократии являются выборы, так как с ними связана реализация политических прав граждан. Выборы являются главной формой проявления суверенитета народа. В процессе выборов происходит политическая социализация населения, развитие политического сознания и участия.

Социально - экономическое развитие страны зависит от политической активности граждан, как на национальном, так и на местном уровнях. В этом Россия отстаёт от развитых демократических обществ. Особенно настораживает низкий уровень правовой культуры и гражданской активности молодого поколения. Проблема участия молодёжи в выборах является сегодня одной из самых актуальных, т. к. именно эта возрастная группа людей представляет собой наиболее социально активную часть населения. Она наследует степень развития общества, формирует образ будущего и поэтому вопросы участия молодёжи в избирательном процессе становятся всё более значимыми на сегодняшний день.

Актуальность выбранной темы вполне очевидна: будущее России зависит именно от современной молодежи. От того насколько высок будет уровень правовой культуры молодёжи, будет зависеть жизнь многих поколений в будущем.

Исходя из всего сказанного, определилась проблема исследования: определить причины низкой избирательной активности молодёжи и механизмы привлечения молодых людей в избирательный процесс. Решение данной проблемы является целью исследования.

Задачи исследования:

1. Раскрыть сущность и содержание избирательного права и избирательного процесса;

2. Дать характеристику молодёжи, как активному участнику избирательного процесса;

3. Определить формы и методы повышения электоральной активности молодежи;

Для решения поставленных задач авторы работы использовали методы:

· анализ научной литературы;

· анализирование социологического опроса.







ГЛАВА I. ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО В ГРАЖДАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ

1.1. Гражданское общество и сущность избирательного права

Становление концепции гражданского общества относится ко второй половине XVIII - началу XIX веков. Философия Просвещения, немецкая классическая философия, в трудах представителей которых начинает осознаваться необходимость четкого различия между государством и гражданским обществом, отдавали приоритет во взаимодействии государства и гражданского общества государству.

Идея гражданского общества возникла в середине XVII века. Впервые термин "гражданское общество" был употреблен Г. Лейбницем (1646 - 1716), немецким философом, ученым и общественным деятелем. Значительный вклад в разработку проблем гражданского общества внесли Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье. Концепция гражданского общества в работах этих мыслителей базировались на идеях естественного права и общественного договора.

Современное гражданское общество стало складываться в результате буржуазных революций в странах Западной Европы. Основным достижением европейских буржуазных революций считается законодательное (конституционное) ограничение власти государства в лице монарха и формирование первого поколения прав человека. В число этих прав исторически вошли личные (гражданские) и политические права.

Права человека являются одной из высших культурных ценностей, поскольку они ставят личность в центр всех процессов общественного развития, определяют его свободу и равноправие. [8]

Наиболее интенсивно вопросами формирования гражданского общества в России власти начали заниматься с начала 2000-х годов. В этом контексте следует отметить проведение «Гражданского форума», создание Общественных палат в центре и в регионах, учреждение Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека (до 2011 г. - Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека), создание Президентскими указами ряда общественных Фондов и организаций, выделение немалых бюджетных средств для развития гражданского общества и т.д.

Развитие гражданского общества в России во многом связано с изменениями в массовом сознании, а процесс изменения массового сознания - это исторически длительный процесс, успех которого зависит от многих факторов, и было бы наивно рассчитывать на быстрые результаты.

Неудачи в либеральном государственном строительстве российская политическая элита видит вовсе не в своих действиях, а в несформировавшемся гражданском обществе, т.е. отсталом российском народе. В этом смысле достаточно показательным явилось интервью ответ на вопрос корреспондента газеты «Time» второго Президента Российской Федерации В.В. Путина о возможности доверять населению прямые выборы губернатора: «Дело не в населении, а дело в том, что у нас, к сожалению, еще так называемое гражданское общество является недостаточно развитым, вот на что мы должны обратить внимание». Государством даже была создана «Федеральная программа повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов в Российской Федерации»[9].

Гражданское общество неразрывно связано с правовым государством. Современное правовое государство - это демократическое государство, в котором обеспечиваются права и свободы, участие народа в осуществлении власти непосредственно или через представителей, реализуемое в избирательном праве.

Избирательное право предметно регулирует вопросы приобретения и передачи власти, а избирательный процесс как разновидность политического процесса является технологией осуществления народовластия.

1. 2. Выборы - механизм реализации избирательных прав граждан, факторы, влияющие на электоральную активность граждан

Система организации выборов (избирательная система) и избирательное право являются необходимыми элементами осуществления народовластия - исходного принципа российской государственности.

В Конституции РФ обозначена конституционно-правовая формула взаимоотношений между демократией и выборами: это положения, согласно которым единственным источником власти в Российской Федерации является многонациональный народ, осуществляющий свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Институт выборов и разнообразие его функций следует понимать, прежде всего, как воплощение народовластия на практике, способ реализации политической правосубъектности граждан.

Игнорирование выборов негативно сказывается на всей системе общественно-политических институтов страны, ведь волеизъявление граждан - исходное условие легитимности власти, с помощью которого реализуются общественные ожидания, сдерживаются и разрешаются социальные конфликты.

Электоральное поведение избирателей во многом предопределяет уровень политический и правовой культуры. Избиратель должен знать, какими законами регламентированы выборы, каковы права и обязанности участников электорального процесса. На основании этих знаний у избирателя формируется позитивное отношение к выборам, вырабатываются навыки активного участия в политической жизни страны, региона, местного сообщества. Он уделяет больше времени изучению партийных программ, информации о кандидатах, мероприятиям, проводимым в агитационный период, не ограничиваясь лишь традиционным посещением избирательного участка в день выборов.

Низкая электорально - правовая культура, напротив, порождает как минимум два негативных явления. С одной стороны, она вызывает абсентеизм избирателей, с другой - формирует их неадекватное поведение, когда при решении вопроса, за кого отдать свой голос, возобладают эмоции, нередко управляемые отдельными недобросовестными участниками выборов.

Основная задача, стоящая перед организаторами выборов и их участниками, заключается в том, чтобы создать у избирателя положительную мотивацию участия в голосовании.

Важную роль здесь призваны сыграть средства массовой информации. Объективное, непредвзятое освещение избирательной кампании, предоставление аудитории разнообразных материалов о работе палат Федерального Собрания Российской Федерации, органов исполнительной власти и местного самоуправления, о деятельности политических партий и их региональных отделений будет способствовать формированию у избирателя адекватных представлений об избирательном процессе.

1.3 Молодёжь - активный участник избирательно права

В период становления правового государства существенное значение приобретает проблема гражданско - правовой культуры, прежде всего, у подрастающего поколения. В силу определённых причин у них недостаточно знаний, как в области политического устройства государства, так и в области выборного законодательства, что, в свою очередь, ведёт к низкой избирательной активности молодёжи.

В соответствии со Стратегией государственной молодёжной политики в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года N 1760-р к категории молодёжи в России относятся граждане России от 14 до 30 лет. Это - основной электоральный резерв общества: каждый четвёртый потенциальный избиратель - человек в возрасте до 30 лет.

Молодежь - главная сила созидания настоящего и будущего социально-экономического и культурного потенциала страны. Участие молодых избирателей в выборах характеризует степень зрелости их политического сознания и правовой культуры, готовность принять и продолжить эстафету старших поколений, взять на себя ответственность за будущее.

Общеизвестны модели негативного электорального поведения молодых людей. Первая модель - «На выборы не хожу, потому что никому не верю». Это объясняет неучастие молодёжи в выборах, исходя из общего неприятия действующей власти и института выборов. Молодые люди не хотят быть пешками в чужой игре и поэтому отказываются в ней участвовать. Вторая - «На выборы не хожу, потому что мой голос ничего не изменит». Исходя из этой модели неучастие молодёжи в выборах, объясняется тем обстоятельством, что на политической сцене отсутствуют политические силы, способные представлять и реализовать интересы молодёжи, что неизбежно ведёт к неверию молодых людей в собственные силы. И третья - «На выборы не хожу, потому что мне это вообще неинтересно». Эта модель характерна для значительной части молодёжи, которая занята своими собственными делами и для которой политическая жизнь вообще не представляет никакого интереса. Это удобная формула, за которой скрывается первая или вторая модель поведения.[5]

Другой причиной абсентеистского протеста является недоверие, как к окружающим людям, так и к политическим институтам. Уровень социального положения молодых людей и их семей также оказывает влияние на отношение к избирательному процессу.

В нашем учебном заведении обучаются 288 человек, достигших совершеннолетнего возраста. Работая над вопросом низкой избирательной активности молодёжи, я провела социологический опрос среди студентов нашего колледжа, среди рабочей молодёжи, бывших студентов нашего колледжа, среди бывших выпускников школ, сегодняшних студентов вузов. В опросе в итоге приняли участие 310 человек. В опрос были включены вопросы, касающиеся предстоящих выборов в Государственную думу - 2016, вопросы доверия к власти, на знание программ политических партий и их лидеров.

В целом, наша молодежь проявляет средний уровень политической активности. Всего лишь 17,2% молодежи не интересуются политикой, а 62,8% хотя бы иногда проявляют интерес к новостям политического характера, 20% постоянно следят за политическими событиями. (Приложение 1, рис.1 «Моё отношение к политике»).

Результаты опроса, проводимого среди студентов 3-4 курса колледжа показали, что существующие на сегодняшний день политические партии достаточно хорошо известны среди молодежи. Всего лишь 0,5% заявили, что не знают никаких партий, далее голоса распределились следующим образом: Единая Россия - 37,1 %, ЛДПР - 25,1%, Справедливая Россия - 19,6%, КПРФ - 18,2% (Приложение 1, рис 2. «Партии РФ»).

На вопрос, кого респонденты считают выдающимся политиком, проценты распределились следующим образом: Путин В.В. - 38,6%, Медведев Д.А. - 31,4, Миронов С.М - 6,3, Зюганов Г.А. - 2,4%, Жириновский В.В. - 21,3%. Остальные политики не выделяются из общей массы. (Приложение 1, рис.3. «Известные политики»)







ГЛАВА II. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭЛЕКТОРАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ

2.1. Причины низкой электоральной активности.

Вопрос электоральной активности молодёжи весьма актуален в современной России. Однако практика проведения выборов различных уровней показывает, что активность молодого избирателя в последнее время снижается.

Одну из важнейших причин, следует искать в государственной молодежной политике. Было бы неверным утверждение о том, что государство полностью отвернулось от молодежных проблем. В 90- е годы XX века была принята Федеральная целевая программа «Молодежь России», в 2011 году эта программа была скорректирована под цели и задачи государственной молодежной политики с приданием ей также статуса президентской программы.

Но принципиальное изменение отношения молодежи к политике, к институту выборов возможно лишь тогда, когда сама молодежь почувствует себя реальным участником и субъектом трансформационных процессов в нашей стране.

Доверие, как известно, является фундаментальным фактором политического поведения. Регулярное невыполнение политиками своих обещаний, политические скандалы, связанные с коррупцией, политической нечистоплотностью, нечестностью и непорядочностью перестали быть сенсациями и вплелись в естественную ткань обыденной коммуникации, резко противопоставившей власть обществу, власть молодежи.

Отвечая на вопрос «Как вы думаете, могут ли выборы в ГД изменить вашу жизнь и жизнь окружающих вас людей к лучшему?» респонденты ответили следующим образом: затруднились однозначно ответить на этот вопрос 34,7%, не верят, что выборы в ГД смогут изменить ситуацию к лучшему 44% и только 21,3% ответили на данный вопрос утвердительно.. (Приложение 2, рис 1 «Выборы в Государственную Думу»).

Однако на нормативном уровне молодежь понимает, что выборы - это необходимый механизм законной смены власти, так ответили 38,2% респондентов, выборы помогают отстоять интересы народа - 25,3% респондентов, что выборы - это способ возможного влияния на политический курс, проводимый правительством 21,8%. и 14,7 % респондентов придерживаются мнения о том, что выборы в стране не решают злободневных проблем и ничего не меняют в жизни простых людей, выборы - это способ обмануть избирателей. (Приложение 2, рис 2 «Что такое выборы?»)

Имеется еще один негативный фактор, снижающий электоральную активность молодежи, который отмечали респонденты, - это использование молодежи на выборах в качестве объекта манипулирования. Молодежь вовлекают в избирательный процесс, используя различного рода шоу, формируют эмоциональную связь, которая реализуется в акте голосования, а потом благополучно забывают о ней до следующих выборов.

Таким образом, низкий уровень электоральной активности молодежи является вполне закономерным результатом двух процессов. Первый - отстранение государства от молодежи и от решения ее проблем. Второй - использование молодежи в электоральном процессе более сильными социальными группами как средства достижения своих групповых целей.


2. 2. Формы и методы привлечения молодежи к участию в выборах.

За годы реформ в молодежной среде сложилась особая негативно-психологическая атмосфера, своя система ценностных ориентации. Переломить сложившееся политико-психологическое отчуждение молодежи возможно лишь реальными проектами политических и социальных институтов, созданием для нее правовых, экономических и организационных условий и гарантий, обеспечивающих ей субъектное отношение к проводимым в стране реформам.

Можно выделить две, наиболее распространённые формы привлечения молодёжи к участию в выборах: устную и письменную.

Письменная форма выражается с помощью таких методов, как изучение всевозможной литературы, работа в библиотеках, чтение популярной политической литературы и т. п., то есть, мы имеем дело с письменными либо электронными источниками. Выражение устной формы - это то, что мы воспринимаем, через органы слуха и зрения, когда смотрим телевизор, слушаем радио, участвуем во всевозможных обсуждениях.

Низкий уровень электоральной активности молодёжи показывает низкий уровень их правовой культуры, поэтому его необходимо кардинально и качественно повышать. Для этого необходимо создавать всевозможные молодёжные организации, клубы, где рассказывать их участникам о политической системе, системе выборов, проводить встречи с членами избирательных комиссий, политическими лидерами и другими людьми, которые непосредственно связаны с избирательным процессом.

Известно, что основную и ведущую роль в воспитании детей и подростков играют семья и образовательное учреждение, именно поэтому необходимо широко проводить мероприятия, повышающие правовое воспитание родителей. Важным фактором политической социализации молодёжи является пример родителей.

В учебном заведении для решения поставленной проблемы необходимо ввести дополнительные факультативы для обучающихся старших курсов, предоставить возможность обучающимся сформировать личное отношение к рассматриваемым проблемам, попытаться сформировать навыки участия в избирательном процессе, через проведение нетрадиционных форм занятий: обучающие семинары, практикумы и, конечно, деловые и ролевые игры.

Реализация перечисленных выше направлений способствует повышению правовой культуры обучающихся в сфере избирательного права и избирательного процесса.

Государству необходимо привлечь внимание общества к молодежи, найти пути и способы включения самой молодежи в решение собственных проблем, помочь молодежи мобилизовать социальные и финансовые ресурсы для их решения. Включение молодежи в решение собственных проблем - это стратегический путь политической социализации молодежи, поскольку только на этом пути она осознает необходимость своих представителей в органах власти и свое влияние на политику.
























ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время сложилась безрадостная картина электоральной реактивности и безынициативности, особенно в среде молодых людей.

Для преодоления негативных факторов, следует сделать следующее: выявить универсальные ценности, которые будут присущи молодому поколению, изложить данные ценности доступным для молодого поколения языком, без излишнего утрирования, создать коммуникации, через которые наладить связь между молодежью и органами власти, через которые распространить данные цели в среде молодежи [10].

По моему мнению, на данный момент больше следует уделять внимание правовому образованию, активизации личностного потенциала обучающейся молодежи и расширению возможностей реализации ее прав в конкретных жизненных ситуациях.

Незнание законов, собственных прав, в том числе и избирательных, делают жизнь молодежи политически - обособленной: отсутствие патриотизма, преследование в сферах деятельности собственных целей. Положительное отношение молодёжи к политике, к институту выборов возможно лишь тогда, когда она сама почувствует себя реальным участником всех происходящих процессов в стране.

Преодолеть существующий правовой и политический вакуум возможно, но на это нужны годы и кропотливая работа всех участников общественно-политического процесса в стране. Ведь современное демократическое государство сегодня немыслимо без существования института выборов.

Гражданское общество и государство взаимно дополняют друг друга. Без зрелого гражданского общества невозможно построить правовое демократическое государство, поскольку именно сознательные свободные граждане способны к рациональной организации человеческого общежития.



ЛИТЕРАТУРА:

  1. Великошин И. И. Общество и право // «Основы государства и права», под ред. Шабалина Т. Н. - М.: 2003 г. №3, 78 - 83 с.

  2. «Всеобщая декларация прав человека», Москва, 1993 год, стр.29

  3. Галушко В.Ф. Базовые комиссии и правовое воспитание молодежи/В.Ф Галушко// Журнал о выборах. - 2006. - №1. - С.26 - 28.

  4. Ивойлов И.В. Управление правовой социализацией молодежи/И.В
    Ивойлов// Право и образование. - 2003. - №5. - СИЗ - 123

  5. Михайлова О.А, Ганичкина М.П. Участие молодежи в выборах по -молодежному/Михайлова О.А// Журнал о выборах. - 2002. - №4. - С.35 -36.

  6. Мясников А. П. Давайте определимся с определениями // «О выборах», - 2005. -№3, 18-20 с.

  7. Постников А. Е. Избирательное право России. М.:ИНФРА М-НОРМА, 1996

  8. Права человека. Учебник для вузов. Ответственный редактор - член-корр. РАН, доктор юридических наук Е.А. Лукашева. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА • М, 2001. - 573 с.

  9. «Предлагаю говорить по-честному…»: Владимир Путин/Интервью журналу Time // Российская газета. - 2007. - 21 декабря. - №287 (4550).

  10. Редькин А. Повышение электоральной активности молодежи [Электронный ресурс]. - Режим доступа: zhurnal.lib.ru/r/redxkin_aleksandr_aleksandrowich/msu.shtml

  11. Ромашов Р.А. Правовая культура молодежи и правовой нигилизм в молодежной среде/ Ромашов Р.А//История государства и права. - 2006. - № 2.-С.2-8

  12. Рутковская Е. Л. Гражданско - правовая компетентность российских подростков // «Основы государства и права», - 2003. - №3, 55 - 58 с.

  13. Самыгин П.С. Правовая культура молодежи в контексте модернизации правовой системы России (по материалам социологических опросов молодежи)/П.С Самыгин// с. 209 - 213.

  14. Тезикова А. В. Новые методы голосования // «О выборах», - 2005 - 30 - 31 с.

  15. Т. Н. Буханова, И. В. Зайцев, В. А. Климов Активность российских избирателей: проблемы и пути их решения // «О выборах», - 2005. -№4, 35 - 43с.

Законодательные и нормативные акты:

  1. Конституция Р.Ф. - М.: изд-во ОМЕГА - Л, 2006. - 40 с. - (Библиотека российского законодательства).

  2. Конституция и государственная символика Р. Ф. (с изменениями, внесёнными указами Президента Р. Ф. от 09. 01. 1996 г. №20, от 10.02. 1996 г. №173, от 09.06.2001 г. №679, от 25.07.2003г. №841, Федеральным конституционным законом от 25.03.2004 г. №1 ФКЗ): Официальный текст с алфавитно-предметным указателем. М: ЭКСМО, 2005. 62 с. (Российское законодательство).

  3. О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Р. Ф.: Федеральный закон от 18 мая 2005 г. № 51 - ФЗ: Принят Государственной Думой 22 апр. 2005 г.: Одобрен Советом Федерации 11 мая 2005 г. / Центральная избирательная комиссия Р. Ф. М., 2005. 272 с.

Интернет - ресурсы:

  1. ru.wikipedia.org;

  2. xserver.ru/user/ipiis/2.shtml;

  3. нмолодёжь.рф/page/strategy;

  4. newparlament.ru/docs/view/312;

  5. duma.gov.ru/

  6. uvauga.ru/HSD_chair/Political_science/T2_5.htm

Приложение 1.

Рис.1 Моё отношение к политике

Рис 2.Партии РФ

Приложение 1

Рис.3 Известные политики







Приложение 2

Рис.1. Выборы в Государственную Думу.





Рис.2. Что такое выборы?



© 2010-2022