Программа факультативных занятий Трудные вопросы обществознания для 9 классов

Раздел Обществознание
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5 г. ТОМСКА




УТВЕРЖДАЮ:

Директор муниципального автономного общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы №5

___________________А.В. Новак

«_____»____________2014г.








Программа

Факультативных занятий по обществознанию

Для учащихся 9 класса

«Трудные вопросы обществознания».


Часов в год: 17

Часов в неделю: 0,5




Автор:

Прокопенко Мария Владимировна,

Учитель истории и обществознания







Томск 2014

Пояснительная записка.

Изучение обществознания в основной школе призвано создать условия для полноценного выполнения выпускником типичных для подростка социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; первичного анализа и использования социальной информации; сознательного неприятия антиобщественного поведения. Выпускник основной школы должен получить достаточно полное представление о возможностях, которое существуют в современном российском обществе для продолжения образования и работы, для самореализации в многообразных видах деятельности, а также об условиях достижения успеха в различных сферах жизни общества. Курс призван помогать предпрофильному самоопределению.

№ раздела

Количество часов по типовой программе

Раздел 1. Социальная сфера общества.

5

Раздел 2. Политическая сфера общества

7

Раздел 3. Экономическая сфера общества

7

Актуальность курса. В настоящее время предмет «обществознание» становится одним из самых наиболее востребованных дисциплин, поскольку является одним из необходимых для сдачи экзаменов при поступлении в ВУЗы, техникумы, училища, колледжи и т.д., в связи с этим данный курс направлен на подготовку к ГИА по обществознанию для 9 класса общеобразовательной школы.

Курс является интегративным, т.е. включает знания различных общественных наук (социологии, экономической теории, политологии, правоведения, психологии, этики).

Цель курса: формировать более глубокие представления о базовых обществоведческих понятиях, закономерностях, взаимосвязях.

Задачи курса:

- способствовать улучшению усвоения и углублению знаний учащимися курса «Обществознание» в соответствии с современными требованиями к Государственной итоговой аттестации в форме ГИА или экзамена;

- стимулировать познавательную активность и интерес учеников к предмету, в том числе в контексте выбора ими социально - гуманитарного профиля для дальнейшего обучения;

- отработка умения получать социальную информацию из разнообразных источников и ориентироваться в ней, в том числе для решения задач познавательного и практического характера.

Предлагаются следующие виды контроля:

  1. Практические работы по документам;

  2. Терминологические и хронологические диктанты;

  3. Тесты.

Описание форм, методов, способов и средств достижения цели

В преподавании данного курс используются разнообразные формы организации занятий:

  • Уроки-лекции, уроки-беседы, интегрированные, комбинированные уроки, практические и семинарские занятия.

Деятельность учащихся организуется через фронтальную, групповую, индивидуальную работу с учащимися.

Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса:

  • Словесные методы: объяснение и представление материала, беседа, обмен мнениями, дискуссии и диспуты, аргументация своей точки зрения;

  • Практические методы: работа с книгой, текстом, составление планов, работа с тестовыми заданиями ГИА.

В ходе изучения курса обучающимся предлагаются следующие виды контроля:

  • Проверочные работы;

  • Самостоятельные работы;

  • Тестовые задания по типу ГИА;

  • Практическая работа с текстами, документами;

  • Терминологические диктанты.

Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, положение человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важным содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания курса является опыт познавательной деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.

Курс рассчитан на второе полугодие учебного года, 17 учебных часов для учащихся 9 класса общеобразовательной школы и включает 3 раздела, охватывающих как общую характеристику современного общества как целостной динамично развивающейся системы, так и изучение отдельных аспектов его социальной, экономической, политической подсистем. Содержание курса, прежде всего, ориентировано на те темы и вопросы, которые присутствуют в итоговой аттестации, но недостаточно полновесно рассматриваются в базовом школьном курсе «Обществознание. 6-9 классы»

Отработка навыков проверки знаний осуществляется с использованием материалов «Типовых тестовых заданий для подготовки к Государственной итоговой аттестации». По итогам курса предполагается выполнение учениками зачётной работы по типу ГИА.

Ожидаемые результаты

Данная программа поможет учащимся получить необходимые навыки работы с заданиями ГИА, а также позволит уделить дополнительное учебное время для работы с темами, которые вызывают наибольшее затруднение в курсе «обществознания». В результате изучения курса учащиеся будут:

  • Уметь анализировать, сравнивать, обобщать, формулировать и отстаивать свою точку зрения;

  • Уметь работать с текстами, документами, нормативно-правовыми актами;

  • Понимать связь данного предмета с окружающим миром и другими дисциплинами;

  • Свободно и уверенно работать с заданиями по типу ГИА.

Основное содержание программы.

Раздел 1. Социальная сфера общества (5 часов):

  • Семья и семейные отношения. Роли в семье. Семейные ценности и традиции. Забота и воспитание в семье. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Человек в малой группе. Ученический коллектив, группа сверстников. Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты и пути их разрешения.

  • Социальная неоднородность общества: причины и проявления. Общество как взаимодействие индивидов и групп. Многообразие социальных общностей и групп в обществе.

  • Изменения социальной структуры общества с переходом в постиндустриальное общество. Влияние экономики на социальный состав общества. Историзм понятий «социальная справедливость» и «равенство». Средний класс и его место в современном обществе.

  • Основные социальные группы современного российского общества. Социальная политика Российского государства.

  • Нации и межнациональные отношения. Характеристика межнациональных отношений в современной России. Понятие толерантности.

Раздел 2. Политическая сфера общества (7 часов):

  • Власть. Властные отношения. Политика. Внутренняя и внешняя политика.

  • Сущность государства. Суверенитет. Государственное управление. Формы государства. Функции государства.

  • Наше государство - Российская Федерация. Государственное устройство России. Гражданство Российской Федерации.

  • Политический режим. Демократия. Парламентаризм.

  • Республика. Выборы и избирательные системы. Политические партии.

  • Верховенство права. Разделение властей. Гражданское общество и правовое государство. Местное самоуправление.

  • Органы власти Российской Федерации. Органы законодательной власти. Органы исполнительной власти. Правоохранительные органы. Судебная система.

  • Межгосударственные отношения. Международные политические организации.

  • Войны и вооружённые конфликты. Национальная безопасность. Сепаратизм. Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов.

  • Глобализация и её противоречия.

  • Человек и политика. Политические события и судьбы людей. Гражданская активность. Патриотизм.

Раздел 3. Экономическая сфера общества (7 часов):

  • Основные участники экономики - производители и потребители. Роль человеческого фактора в развитии экономики.

  • Труд в современной экономике. Профессионализм и профессиональная успешность. Трудовая этика. Заработная плата. Предприниматель. Этика предпринимательства.

  • Государственный бюджет. Налоги. Монополии. Конкуренция.

  • Денежная масса. Инфляция.

Учебно-тематическое планирование.

Раздел 1. Социальная сфера общества (4 часа).

Тема урока

Количество часов по теме

Творческие, нестандартные уроки по теме

Контроль

1.

Социальная структура общества. Социальная стратификация.

1

лекция

2.

Семья, ее виды и функции.

1

комбинированный урок

3.

Социальный статус личности. Социальная роль.

1

комбинированный урок

тестирование

4.

Социальный конфликт.

1

комбинированный урок

Терминологический диктант

Раздел 2. Политическая сфера общества (7 часов).

Тема урока

Количество часов по теме

Творческие нестандартные уроки по теме

Контроль

5.

Государства, его признаки и функции.

1

лекция


6.

Формы правления.

1

комбинированный урок

тестирование

7.

Формы государственного устройства.

1

лекция

тестирование

8.

Политические режимы.

1

лекция

тестирование

9

Избирательная система.

1

комбинированный урок

Проверочная работа

10.

Гражданское общество.

1

Урок-беседа


11.

Структура государственной власти в Российской Федерации.

1

комбинированный урок

семинар

Раздел 3. Экономическая сфера общества-(7 часов).

Тема урока

Количество часов по теме

Творческие, нестандартные уроки по теме

Контроль

12.

Что такое экономика. Типы экономических систем.

1

лекция

13.

Факторы производства.

1

лекция

тестирование

14.

Деньги, их функции. Инфляция, ее причины и виды.

1

комбинированный урок

тестирование

15.

Монополия, ее формы. Конкуренция.

1

комбинированный урок

выполнение проблемных заданий

16.

Государственный бюджет. Налоги.

1

лекция

17.

Заработная плата. Безработица и ее виды.

1

комбинированный урок

Терминоло

гический диктант

Программно-методическое обеспечение:

  1. Обществознание: 6-9 класс /Под ред. А.И. Кравченко, Е.А. Певцова - М.: Русское слово, 2010;

  2. Рабочие программы по обществознанию, экономике и праву», 10-11 классы, М.: «Глобус», 2009

  3. Тексты, документы, нормативно-правовые акты;

  4. Тестовые задания ГИА;

  5. Образовательные каталоги:

  6. lib.com.ua/ - электронная библиотека

  7. litportal.ru/ - электронная библиотека

  8. aldebaran.ru/ - электронная библиотека

  9. danur-w.narod.ru/ Обществознание в Интернете

  10. alleng.ru/edu/social1.htm Образовательные ресурсы Интернета - Обществознание.

Список литературы для учителя:

  1. Баранов П. А. Обществознание: полный справочник для подготовки к ГИА. - М., АСТ:Астрель, 2013.

  2. ГИА 2012(в новой форме) Обществознание. 9 класс. Типовые тестовые задания/ А. Ю. Лабезникова, О. А. Котова . - М.: Издательство «Экзамен»,2009.

  3. Кашанина Т. В. , Кашанин А. В. Право и экономика. - М., 2011

  4. Конституция РФ.- Санкт-Петербург 2012

  5. Мухаев Р. Т. Политология. И - М.,2000

  6. Обществознание: экспресс-репетитор для подготовки к ГИА 9 кл./ Баранов П.А. - М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ,2013.

  7. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ:2012:Обществознание/ авт. - сост. О. А. Котова, Т. Е. Лискова. М.: Астрель, 2012.

  8. Сборник кодексов РФ. - М.,2002

  9. Хрестоматия по курсу «Основы правовых знаний»: Пособие для учащихся 8-9 кл./ Сост.С. И. Володина и др.- М.: Вит.

  10. Обществознание. Поурочные планы по учебнику 5-9 классы А.И.Кравченко - Волгоград: Учитель, 2011г.

Литература для учащихся:

  1. А.В.Клименко, В.В.Румынина «Обществознание», учебное пособие для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы, М.: «Дрофа», 2006

  2. С.В.Краюшкина «Тесты по обществознанию», 9 класс, М.: Издательство «Экзамен»,2008

  3. Симоненко В. Д. Семейная экономика / В. Д. Симоненко, О. И. Шелепина. - М., 2000. - Гл. 1, 2.

  4. ГИА -2011: Экзамен в новой форме: обществознание: 9-й класс. Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме/авт.-сост.О.А.Котова, Т.Е.Лискова. - М.: АСТ: Астрель, 2012. [ФИПИ]

  5. Лазебникова А.Ю., ГИА 2010. Обществознание, 9 класс. Государственная итоговая аттестация (в новой форме). Типовые тестовые задания/А.Ю.Лазебникова, О.А.Котова - М.: Экзамен, 2012.

Перечень необходимых ресурсов:

  1. Компьютерные учебные программы;

  2. Методические пособия;

  3. Репродукции, фотографии;

  4. Тексты, проверочные задания;

  5. Задания в форме ГИА.

© 2010-2022