Статья О некоторых аспектах воспитания гражданственности и патриотизма

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья О некоторых аспектах воспитания гражданственности и патриотизма

Сергей Иванович Лазарев,

директор МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №38» г.о. Саранск, заслуженный работник образования Республики Мордовия.

О некоторых аспектах воспитания гражданственности

и патриотизма

Как-то в октябре прошлого года меня попросили выступить на отчетно-выборной конференции местного отделения партии «Единая Россия» в Пролетарском районе Саранска по вопросу о гражданском и духовно-нравственном воспитании молодежи. Когда в ходе выступления были затронуты причины, породившие бездуховность, социальную апатию и нигилизм части современной молодежи, председатель собрания прервал мое выступление сославшись на регламент. Вроде бы ничего особенного, порядок есть порядок, если бы не одно «но». Все предыдущие и последующие выступающие, акцентирующие внимание собравшихся на ремонте подъездов, и оборудование детских площадок песочницами, не были ограничены семиминутным регламентом и «ласкали» слух присутствующих объемом сделанного за отчётный период. И это понятно. Ремонт подъезда, песочница, пешеходная дорожка - это вещи реальные, осязаемые и ощутимые, а вот такие понятия как гражданственность, духовность, нравственность - это нечто абстрактное и сиюминутных дивидендов не приносящее.

Досадно. Досадно не за то, что не дали сказать о наболевшем, - а за людей, с масштабом мышления в рамках «песочницы», людей, представляющих правящую партию, призванных управлять, организовывать и даже планировать.

Но не это обстоятельство заставило меня взяться за эту статью - это всего лишь показатель актуальности проблемы, причины гораздо серьезнее - вопросы гражданственности, патриотизма, духовно-нравственного воспитания молодежи стали залогом будущего страны, её национальной безопасности, территориальной целостности и суверенитета.

Россия, обладающая огромной территорией, ресурсами и многонациональным народом, самим фактом своего существования мешает всякому, кто жаждет мирового господства. Все попытки силового уничтожения или раскола России не дали результата или давали обратный результат - мощь России после каждого акта агрессии только росла и преумножалась.

Во второй половине ХХ в. против нашей страны применили принципиально новый вид агрессии - воздействие на сознание человека, ( его психологическая обработка, изменение его мировоззрения, убеждений, интересов, потребностей и пр.) т.е. то, что сегодня называют манипулятивными технологиями. Обыватель, наблюдая по телевизору за «оранжевыми революциями», за появлением в спокойном ещё вчера регионе « национально-освободительного» движения или оппозиции, которая обещает решить все и сразу, сочтет это за проявление демократии, плюрализма и т.д. не задумываясь над тем, что является объектом психологической обработки. Культивируя потребительский образ жизни, иждивенчество, насилие, средства массовой информации сами того не осознавая, становятся проводниками чужой идеологии, чужого образа жизни, социальной апатии и бездуховности.

В новой войне, делающей упор на изменение сознания, это стало основным оружием разрушения. Идеологическая бомбардировка дала невероятный результат. Уничтожая фундаментальные узлы общества честь, совесть, веру, традицию, уклад, она параллельно культивирует чужую мировоззренческую базу, («человек человеку волк», «каждый сам за себя», «есть деньги - ты человек, нет денег - ты никто») которая в свою очередь начинает определять поведение человека. Незаметно для всех традиционное мировосприятие - «человек человеку друг и товарищ», чувство коллективизма, взаимопомощи сменилось потребительским. Структура страны стала разваливаться. Никто толком ничего не понимал, никто не охватывал весь трагизм ситуации. Уничтожение устоев общества понималось как развитие. Если государственные лидеры, с чем и боролись, так это исключительно со следствиями, но никак не с причиной.

Не бомбы и не войны раскололи СССР, его раскололи манипулятивные технологии , и по прогнозам некоторых западных политологов через 20 - 30 лет то же самое произойдет с Россией.

Сегодня мы поставлены перед фактом сохранения государственности, территориальной целостности и суверенитета. Наивно думать, что Россия станет объектом военной агрессии, оккупации, насильственного насаждения «нового порядка». Всё может произойти абсолютно законным путём - через референдумы, выборы, национальные «оранжевые революции» и пр. - вариантов масса и главное - они дешевле классической войны и практически беспроигрышны, только если не противопоставить им чувство гражданского долга, патриотизм, духовно-нравственную чистоту, честь, достоинство, национальное самосознание и национальную гордость. Только духовное превосходство способно противостоять манипулятивным технологиям и замечательно, что государство, общество всё больше начинает обращать внимание на проблему гражданского и духовно-нравственного воспитания. То обстоятельство, что если этот вопрос поставлен сегодня на повестку дня, значит есть факт осознания актуальности данной проблемы. Постулат «Мы Россия!», «Мы единый народ!» независимо от национальной, религиозной, расовой принадлежности - проходит красной нитью в выступлениях главы государства, именно эта идея легла в основу широкомасштабных торжеств, посвященных единению мордовского народа с народами Российского государства. Историкам ещё предстоит оценить в полной мере всю масштабность и историческую значимость этого праздника для консолидации народов нашей страны, но уже сегодня никто не может отрицать тот факт, что Мордовия подчеркнула и сделала акцент на актуальности и общественно-политической значимости единства народов в составе Российского государства

Во время похода на Персию, А.Македонскому предложили напасть на превосходящие силы персидского царя Дария ночью, он ответил: «Я не краду победу». Многие сочли это безрассудством и мальчишеством, но Александр понимал, что такой мощный враг как Дарий не капитулирует из-за материального и человеческого урона. Обладая гигантскими ресурсами, персидский царь без труда восполнит любые потери, Дария можно было победить только сломив его боевой дух превосходством боевого духа греков. А это возможно было только в открытом бою.

Мы находимся в аналогичной ситуации. Наш противник, имея огромный материальный и интеллектуальный потенциал, ведет невидимую войну против нас. Победить его можно, противопоставив верность незыблемым идеалам, любовь и уважение к своей Родине, веру в свою исключительность в патриотическом понимании этого понятия и чувство гражданского долга.

Все что сказано было выше - это лишь актуализация проблемы, попытка ориентировать людей с мышлением в масштабах «песочницы» на решение общенациональных задач. Самый главный вопрос: - «Как воспитать гражданина, патриота, высоконравственную личность с чувством долга перед семьей, страной, обществом?»

Как отмечают психологи, педагоги, чтобы воспитать человека как личность, ответственного за себя, окружающих его людей и т.д, потребуется около 20 лет. Ровно столько, начиная с 90-х годов ХХ века, мы скорее занимались разрушением всего духовного, чем воспитанием. Это было время, когда мы были заняты физическим выживанием, дележом собственности, затем толкались локтями в погоне за материальным благополучием, обустройством своего быта с веяниями новой моды - т.е. всем, что превратило нас в рабов рынка, потребителей, чей кругозор не выходит за рамки своего «Я». Поэтому поколение 90-х ХХ века, первого десятилетия ХХ1 в. называют «потерянным», так как в подавляющем большинстве они не могут мыслить категориями «страна», «человечество», «государственный суверенитет», «патриотизм».

Первостепенная задача, которая стоит перед российском обществом в смысле обеспечения национальной безопасности - это воспитать нового человека с масштабом мышления, выходящего за рамки удовлетворения своих физиологических потребностей.

Когда после распада СССР к власти в стране пришли новые люди, на своих уроках истории и обществознания, я часто сравнивал наши правительства - как российское, так и региональные с днём самоуправления в школе, когда старшеклассники - дублеры администрации и учителей в этот день получают возможность управлять школой. Они охотно выступают в роли педагогов, контролируют учебный процесс но я не помню в своей практике чтобы ученики-дублеры ставили вопросы жизнеобеспечения школы. Так и в начале 90-х ХХ в. пришедшие к власти «новые» люди, получив в свои руки колоссальные ресурсы страны и огромные средства, бросились покупать дорогие игрушки - коттеджи, яхты, футбольные клубы, «ролс-ройсы» и никто не догадался заплатить за отопление, электричество и газ. Остальные дети, оставшись в школе без тепла, еды и света разбежались по своим классным комнатам и озлобились на всех и вся. Произошел раскол общества на богатых и бедных, где у каждого свои ценности, свои интересы, своя мораль. Произошёл идейный раскол, исчезла цементирующая идея. Теперь каждый сам за себя. Танки, самолеты, ракеты - это всего лишь железо, которыми управляют люди. В какую сторону полетит самолет? Выстрелит танк? Это зависит от сознания, убежденности, идейной зрелости, национального самосознания человека сидящего за рычагами танка и штурвалом самолета, человека, с мышлением, выходящим за пределы яхт, лимузинов и коттеджей.

То, что нам нужен человек ответственный, с обостренным чувством гражданского долга - признают все, а как и с чего начать его воспитание, однозначно ответить вряд ли кто сможет. Здесь мнения расходятся - от самых радикальных, до полного отрицания данной проблемы.

Чтобы ответить на этот вопрос необходимо проанализировать историю становления и развития России, её государственности. Найти ключевые, фундаментальные составляющие её уникальности и силы. На протяжении всей истории Россия являлась сильнейшей державой, которая если и не определяла ход мировой истории, то самим фактом своего существования вынуждала считаться с ней. И это не из-за экономического или военного могущества, а благодаря силе духа, основанной на консолидирующей российское общество национальной идее, которая на протяжении всей своей истории сплачивала многонациональные народы в единое целое.

В период становления Киевской Руси Великие князья относились к своей стране как своей вотчине. Защита своих поданных, обеспечение их безопасности считалось долгом князя. Личная храбрость, доблесть, готовность отдать жизнь за свой народ, за свою землю - вот что заставляло людей идти за своими князьями. Это была пусть примитивная, с точки зрения сегодняшнего дня, но абсолютно в духе того времени идея, которую князь Святослав выразил убийственной по своей простоте и патриотичности фразой

« Так не посрамим Земли Русской, но ляжем костьми, мёртвые сраму не имут!» и, сбросив доспехи вступил в бой в десятки раз превосходящими силами печенегов. Безрассудство, бессмысленная смерть - скажут многие современники. Но защита Родины, самопожертвование ради неё во все времена в России было высшей ценностью, являлось нечто большим чем рационализм.

В период удельной Руси, монголо-татарского ига, когда главной задачей было преодоление раздробленности страны и освобождение от ордынской зависимости, особенно остро встал вопрос объединения русских земель и обретение независимости. Выразителем и проводником этой идеи стала русская православная церковь. Благословление, данное Сергием Радонежским князю Дмитрию на битву с Мамаем, явилось фактически отказом от христианской заповеди не насилия во имя спасения Родины.

А, учитывая религиозное мировоззрение средневекового человека - можно представить чего это стоило для церкви.

Победа объединенных русских сил на Куликовском поле, явилось практической реализацией этой идеи, когда все русские князья, забыв междоусобицы, привели свои дружины на битву за единую Русь.

Когда задача национальной независимости была решена, встал вопрос объединения всех русских земель в единое государство с сильной центральной властью. Возникла новая идея - «Москва третий Рим, четвертому не бытии». Именно эта идея, ставшей национальной на три столетия сделала Русь великой империей, именно на её почве выросли Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский, Иван Сусанин. Именно эта идея дала стране людей такого масштаба, которые общенациональные интересы ставили выше личных.

В конце XVIII века французская революция смела с европейских тронов монархии, и республиканские идеи грозили заразить Россию, а значит поставить под вопрос государственную целостность и статус сверхдержавы. Возникла потребность в новой государственной идеологии, призванной обосновать характер, существо и незыблемость традиционных устоев. Министром образования графом С.С.Уваровым новая идеология была выражена в единстве трёх ключевых понятий, на которых должно держаться могущество России - «Самодержавие, православие, народность», где самодержавная монархия рассматривалась как единственно приемлемая форма правления для России, опирающаяся на поддержку многонационального народа. Единство царя и народа скреплялось православием как господствующей религией при уважении и толерантности к другим конфессиям и придавало этому единению сакральный характер. За 100 лет господства этой идеи, несмотря на ярко выраженный её консерватизм, мы не вспомним ни одного национального или религиозного конфликта в многонациональной и многоконфессиональной России. Об эффективности этой идеи говорит тот факт, что когда началась Первая мировая война, на призывные пункты явились 96 % призывников, огромное количество добровольцев. Не напрасно многие историки называют начальный период этой войны Второй отечественной. На холодном оружии русских офицеров была популярной гравировка - «Вера царю, жизнь отечеству, честь никому». Сегодня наши военные в лучшем случае накалывают на своих предплечьях эмблему рода войск, где служат, где ни слова о Родине, вере, тем более чести.

С приходом к власти большевиков появилась другая национальная идея - строительство коммунизма и мировая коммунистическая революция.

Нет необходимости подробно останавливаться на действенности этой идеи. Многие пропагандисты и её носители ещё пребывают в добром здравии и благополучии. Эта идея породила небывалый энтузиазм в 20-30 гг. ХХ века в ходе индустриализации страны, массовый героизм в годы Великой отечественной войны и веру в безграничные возможности социализма в 50-60-е годы прошлого века.

Жизнеспособность и действенность национальных доктрин во многом объясняется тем, что у руля государства стояли люди национального и даже мирового масштаба: В.Мономах, Василий III, Пётр I, Екатерина II, Александр I, Александр II, П.А. Столыпин, С.Ю.Витте, В.И.Ленин, И.В.Сталин и др., для которых личные интересы были ничто по сравнению с общенациональными.

Современная Россия оправившись от реформ 90-х годов прошлого века, наевшись наконец-то, обувшись и одевшись встала перед проблемой поиска новой национальной идеи. Декларируемые постулаты «гражданственность». «патриотизм», «свободная гармонично развитая личность» пока работают слабо и это понятно. Если те, кто должен вырабатывать идеи и быть примером в их проведении играют в песочнице с коттеджами, яхтами, футбольными клубами или транжирят национальное достояние в Крушавеле, а жизненный уровень остальных поддерживается лишь как условие восстановления физических способностей к труду - эти идеи так и останутся лозунгами.

Но пространство не терпит пустоты. И если государство не сможет заполнить ее новым идейным содержанием, это сделают не совсем дружественные соседи. Но это уже будет чужая идея.

На обывательском уровне сейчас доминирует мнение, что человек должен посадить дерево, построить дом, воспитать ребенка. И это одобряется обществом. Но кто будет сажать лес, строить города, воспитывать народ?! Вот в чём вопрос. Ни один чиновник, ни один олигарх не сделает это не потому что он жадный или недалекий, а потому что у них мышление маленького человека, предопределяющего его поступки.

чтобы идея гражданственности, патриотизма дала всходы, необходимо сформировать человека с масштабами мышления, выходящими за рамки «песочницы». Есть два пути для решения этой задачи:

1. Установить монотеистическую идеологию, ограничить влияние извне, установить жёсткую цензуру в средствах массовой информации и тогда уже через 20 лет мы получим убежденного патриота с высокой гражданской ответственностью, как это было у нас в период строительства социализма, как это есть в Северной Корее, Венесуэле и в других тоталитарных государствах.

2. Сделать человека хозяином своей страны. В мире нет ни одного примера успешного ведения хозяйства без хозяина, воспитания без воспитателя. Чтобы вершить великие дела, человек должен чувствовать себя хозяином. Только это позволит сажать деревья, которые будут плодоносить внукам. США являются одним из устойчивых обществ потому, что большинство являются собственниками, пусть маленьким, но хозяином и, когда американец непроизвольно встает при исполнении национального гимна, он на подсознательном уровне своё благополучие связывает с могуществом своего государства.

Первый вариант мы уже проходили. И хотя он не исчерпал ещё своих возможностей, имеет ограниченный исторический ресурс.

Второй путь имеет большое будущее, но требует кардинальной ломки общественного сознания. Это не газопровод построить, это намного сложнее.

Сегодня главными институтами по воспитанию человека являются семья и школа. Если семья формирует житейски -бытовые ценности - построить дом, воспитать ребёнка, посадить дерево, то школа ориентирует на строительство городов, посадку лесов, на воспитание поколения, и это нормально. Противоречия нет. Но молодой человек, сталкиваясь в повседневной жизни с реалиями времени, где успешность определяется количеством денег на счете, выбирает реальную конфетку, чем абстрактную идею о гражданском долге и беззаветной любви к своей Родине. Чтобы сломать стереотипы сознания современного молодого человека, прежде всего надо сформировать национальную идею, которая станет основой конструкцуции общества, её цементирующей основой, залогом единства нации. О силе идеи, как консолидирующей субстанции, было уже сказано выше. «Какой должна быть эта идея?» Это ещё более сложный вопрос, но обязательно конкретной и понятной для всех.

Следующий шаг - это хороший политический пиар. Мы плохо знаем свою историю. А вся многовековая история России - это целая плеяда замечательных людей, чья жизнь ещё долго может являться примером служения Отечеству, гражданственности и патриотизма. Н.И.Меркушкин, будучи Главой республики Мордовия стал национальным лидером в том числе и потому, что на фоне реальных дел, деловых качеств и трудолюбия, организовал хороший пиар вокруг своего имени. И это дало замечательный результат. Вряд ли в Мордовии найдётся человек, который не связывает успешность республики с его именем.

Третий шаг - это сделать человека хозяином, наполнить его внутренний мир достоинством, верой в завтрашний день, в незыблемость общества, в котором он живет. Извиниться за чубайсовскую приватизацию и вернуть хотя бы символическую долю их собственности.

4. Если школа осталась практически единственным институтом пропагандирующим высокие идеалы, то она и должна занимать соответствующее место в структуре государства, а не быть камерой хранения, куда отводят детей, лишь бы те не болтались на улице. Поднять престиж образования, поставить успешность человека в жизни в прямую зависимость от его качества, обеспечить достойное существование учителя в соответствии с его социальной ролью - только тогда можно воспитать человека с масштабным мышлением.

5. Создать условия для самореализации личности, исключить мелочный контроль, возродить детские и юношеские организации, дать им самостоятельность в рамках своей компетенции - вот тогда мы можем получить хозяина, который реально увидит, что он не пятое колесо в телеге российской государственности.

6. Необходимо максимально ограничить количество развлекательных передач, шоу-программ на телевидении и в других средствах массовой информации или перенести их на ночное время. За державу обидно, когда ведущие и самые доступные каналы для массового зрителя культивируют насилие, иждивенчество, потребительский образ жизни, превращая людей в рабов рынка с социальными установками на получение денег любыми средствами, с психологией маркизы Помпадур «После нас хоть потоп!»

Читатель может задать закономерный вопрос: «А что? Разве кто против? Ты учитель, ты и воспитывай. Слава богу, никто не мешает и не отрицает всего этого». Наивно полагать, что одна школа или семья и даже государство воспитает нового человека, если это не станет делом всего общества. Опять же, понимание данной проблемы зависит от масштабности мышления. Если глава государства делает акцент на возрождении духовности, гражданственности и патриотизма - значит, вопрос созрел, и мы все должны включиться в этот процесс. Процесс сохранения государственности, территориальной целостности, преумножения величия и процветания России.

Лазарев Сергей Иванович, директор МОУ «Средняя школа

с углубленным изучением отдельных предметов №38» г.о. Саранск,

заслуженный работник образования Республики Мордовия.

© 2010-2022