Статья Современные образовательные технологиии в формировании компетенций обучающихся

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья Современные образовательные технологиии в формировании компетенций обучающихсяСовременные образовательные технологии в формировании компетенций обучающихся

Савина Т.А., преподаватель обществознания

ГАОУ СПО Тольяттинский колледж сервисных технологий и предпринимательства

Эдгар Дейл, будучи профессором Государственного университета штата Огайо, начал масштабное исследование, посвящённое выявлению наиболее эффективных способов обучения. Изучая проблемы усвоения вербального преподавания и тестирования «читаемости текстов», он пришёл к выводу, что обучение, основанное только на чтении лекций, приводит к низкому коэффициенту усвоения информации в опытной группе, тогда как «активное обучение» (то есть вовлечение участников образовательного процесса в различные виды активной познавательной деятельности) позволяет добиться лучших показателей. Результаты его исследований были оформлены в виде «Dale'sconeofexperience» (известном как конус Дейла).

Таким образом, на схеме мы видим, что эффективность обучения увеличивается пропорционально степени наглядности материала и вовлеченности студента. Современные технологии дают преподавателю возможность применять широкий спектр форм представления информации, среди которых на каждом из уровней пирамиды стоит выделить (в порядке возрастания эффективности): анализ письменных источников, проведение лекций, видеоуроки, презентации, дискуссии (в том числе коллоквиумы), подготовку студентом индивидуального доклада по заданной теме, моделирование ситуаций, требующих практического применения приобретённых навыков. Так, например, презентации пользуются большой популярностью у студентов по причине простоты, краткости и визуализированности изложенного материала, а дискуссии помогают каждому из участников формировать собственную обоснованную точку зрения на предмет обсуждения.

Только комплексное применение существующих методик позволяет в разы повысить процент запоминаемой студентами информации, заинтересовать и вовлечь в процесс изучения всю группу. Именно заинтересованность предметом является основой успешного освоения необходимых навыков и теоретических сведений, и здесь выбор подхода к проведению занятий индивидуален для каждого преподавателя.

Работа по формированию толерантного качества личности осуществляется в сочетании различных форм урочной и внеурочной деятельности. Особое место среди учебных дисциплин занимает курс «Обществознания», так как он имеет огромные возможности для формирования общечеловеческих ценностей, одной из которых является толерантность.

Практически в каждой теме курса «Обществознания» имеются эпизоды толерантности, остается только выбрать эффективный прием работы с этим эпизодом: тема « Этнические отношения» - организация специальных дискуссий для соотнесения их мнений в отношениях других культур; тема «Толерантность» - выполнение проектов и защита презентаций; тема: «Семья и брак»- метод диалоговой рефлексии: это диалог педагога и учащегося, способствующий формированию отношения ученика к какой-либо значимой проблеме, вопросу, проявляющегося в соответствующем поведении и поступках и т.д. Задача воспитания толерантности должна пронизывать деятельность всех социальных институтов и в первую очередь тех, кто оказывает непосредственное воздействие на формирование личности подростка. Ведь наша цель как педагогов - воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми независимо от национальной социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения,стилей мышления и поведения. Формирование толерантного сознания учащихся - постоянная и кропотливая работа, нужно специально создавать необходимые для формирования толерантности у подростков педагогические условия: критически мыслить, анализировать свою и чужие точки зрения, оказание помощи учащимся в овладении ими умениями вести диалог.



© 2010-2022