- Преподавателю
- Обществознание
- Рабочая программа учебного предмета «Право» (базовый уровень) для 10 класса
Рабочая программа учебного предмета «Право» (базовый уровень) для 10 класса
Раздел | Обществознание |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Крючков В.М. |
Дата | 11.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»
Рабочая программа
учебного предмета «Право»
(базовый уровень)
для 10 класса
Составитель
Крючков В.М. учитель истории и обществознания
г. Воскресенск
2015 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа по праву для 10 класса разработана в соответствии с современной нормативной правовой базой в области образования:
-
Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012;
-
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5.03.2004 №1089);
-
Образовательная программа среднего общего образования (III ступень) МОУ «СОШ №9» на 2015-2016 учебный год;
-
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных организациях (Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 №253)
-
Авторской программы А.Ф.Никитина: Правоведение. 10-11 классы: /А.Ф.Никитин. Базовый уровень - М.: Просвещение, 2011. (Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации).
Место предмета в базисном учебном плане
Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа в 10 классе, из расчета 1 час в неделю и является продолжением изучения правовой сферы в курсе обществознания в основной средней школе. Программа предусматривает реализацию авторского подхода в преподавании, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий
Содержание среднего (полного) общего образования по праву представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: государство, право, правовое регулирование общественных отношений. Изучение курса призвано содействовать формированию у учащихся целостного представления о тенденциях и закономерностях развития человеческого государства и права, становлению правосознания и гражданской позиции. Помимо знаний важными содержательными компонентами курса являются социальные навыки, умения, совокупность моральных и гуманистических ценностей. Данная дисциплина призвана помочь школьникам ориентироваться в текущих событиях общественно-политической жизни.
В соответствии с базисным учебным планом предмет «Право» относится к учебным предметам, обязательным для изучения на ступени среднего (полного) общего образования. Для обязательного изучения учебного предмета «Право» в 10 классе - 34 часа (из расчета 1 учебный час в неделю).
ЦЕЛЬ курса:
-
Развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы;
ЗАДАЧИ курса:
-
Воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства; дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым институтам, правопорядку;
-
Освоение знаний об основных принципах, нормах и институтах права, возможностях правовой системы России, необходимых для эффективного использования и защиты прав и исполнения обязанностей, правомерной реализации гражданской позиции;
-
Овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности с целью реализации и защиты прав и законных интересов личности; содействия подержанию правопорядка в обществе; решения практических задач в социально-правовой сфере, а также учебных задач в образовательном процессе;
-
Формирование способности и готовности к самостоятельному принятию правовых решений, сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом.
Межпредметные связи: содержание программы соответствует традиционным принципам: научности, актуальности, наглядности, соблюдения преемственности в образовании, дифференциации, прослеживания внутрикурсовых и межпредметных связей (обществознание, история, география, МХК и др.).
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
-
Лекции с постановкой проблемных заданий (в т.ч. с элементами беседы);
-
Семинары;
-
Экскурсии;
-
Видеоуроки;
-
Лабораторно-практические занятия на основе работы учащихся с различными источниками знаний;
-
Индивидуальные консультации;
-
Эвристическая беседа;
-
Уроки проверки знаний учащихся (тематические и итоговые);
-
Игровые формы уроков (урок - художественный салон, урок-суд);
-
Конференции
Формы контроля знаний: текущий, рубежный, итоговый, промежуточный, домашние самостоятельные работы, тематический, индивидуальные задания.
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
10 класс (34 ч)
Тема 1. История государства и права (5 ч)
Связь и зависимость государства и права. Основные теории происхождения государства и права: теологическая, патриархальная, договорная, теория насилия, органическая, психологическая, расовая, материалистическая.
Развитие права в России до 19 века. Влияние на правовую мысль Киевской Руси религиозно-символического мышления. Первые памятники философско-правовой мысли. Русская правда. Судебник 1497г. Соборное Уложение 1649г. Государственно-правовые реформы Петра I. «Наказ» Екатерины II. Российское право в 19-начале 20 века. Совершенствование правовой системы в царствование Александра I. Деятельность М.М.Сперанского. Совершенствование системы управления, издание Полного собрания законов и Свода законов Российской империи Николаем I. Отмена крепостного права. Реформы местного самоуправления и судебная. Развитие правовой системы в начале 20 века. Манифест 17 октября 1905г. Деятельность государственной думы. Основные государственные законы - конституционные законы России.
Советское право 1917-1953г.г. Замена права «революционным правосознанием». Революционный террор. Репрессии 30-х г.г. «Сталинская» Конституция СССР 1936 г.
Советское право 1954-91г.г. Критика культа личности. Консервация административно-командной системы управления. Начало правозащитного, диссидентского движения. Принятие Конституции СССР 1977г. Кризис общества «развитого социализма».
Реформа российского права после 1991г. Распад СССР. Попытки превратить Россию в модернизированное государство с рыночной экономикой. «Изъятие» у населения сберегательных вкладов, аферы финансовых пирамид. Проведение приватизации в стране. Принятие Конституции РФ, Гражданского Кодекса РФ, Уголовного Кодекса РФ и др.
Тема 2. Вопросы теории государства и права (5 ч)
Понятие государства. «Общественный», «классовый», «политико-правовой» подходы к рассмотрению сущности государства. Признаки и функции государства. Форма правления, форма государственного устройства, политический режим. Понятие права. Система права. Законодательство. Отрасли и институты права. Признаки права. Объективное и субъективное право. Назначение права. Формы реализации (источники) права. Правовая норма, ее структура. Виды норм права.
Понятие и признаки правового государства. Верховенство закона. Законность и правопорядок. Разделение властей. Гарантированность прав человека.
Тема 3. Конституционное право (19 ч)
Понятие конституции, ее виды. Конституционное право России, его виды и источники. Конституционная система. Понятие конституционализма.
Конституционный кризис начала 90-х г.г. Принятие Конституции РФ и ее общая характеристика. Достоинства и недостатки Основного закона России.
Основы конституционного строя Российской Федерации. Содержание вступительной части Конституции. Российская Федерация - демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Социальное государство. Светское государство. Человек, его права и свободы - высшая ценность. Многонациональный народ России - носитель суверенитета и источник власти. Субъекты осуществления государственной власти. Прямое действие Конституции РФ.
Федеративное устройство России. Равенство субъектов Федерации. Целостность и неприкосновенность территории Российской Федерации. Виды субъектов РФ. Федеральное законодательство и законы субъектов РФ. Проблема сепаратизма.
Президент Российской Федерации. Статус главы государства. Гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Полномочия
Президента РФ. Условия досрочного прекращения полномочий Президента или отрешение его от должности.
Федеральное собрание Российской Федерации. Парламенты в европейской политической традиции. Парламентаризм. Две палаты Федерального Собрания - Совет Федерации и Государственная дума, их состав и способы формирования. Комитеты и комиссии обеих палат. Предметы ведения Совета Федерации и Государственной Думы. Порядок принятия и вступления в силу законов РФ.
Правительство РФ, его состав и порядок формирования. Полномочия Правительства РФ. Досрочное прекращение полномочий Правительства РФ.
Судебная власть в РФ. Судебная система: федеральные суды и суды субъектов РФ. Принципы судопроизводства. Присяжные заседатели. Прокуратура РФ как единая централизованная система. Функции прокуратуры. Генеральный прокурор РФ.
Местное самоуправление. Решение вопросов местного значения. Муниципальная собственность. Самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий. Структура и формирование местного самоуправления.
Содержание второй главы Конституции РФ. Права, свободы и обязанности человека и гражданина. Значение Всеобщей декларации прав человека. Виды прав человека. Положения философии прав человека.
Международные договоры о правах человека. Содержание международного Билля о правах человека.
Гражданские права. Равенство прав и свобод людей. Право на жизнь. Запрет рабства и пыток. Равенство перед законом. Принцип презумпции невиновности. Право на свободу передвижения. Право на свободу совести.
Политические права. Право на свободу убеждений. Право на свободу мирных собраний и ассоциаций. Право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через избранных представителей.
Экономические, социальные и культурные права. Право владеть имуществом. Право на социальное обеспечение и на осуществление прав в экономической, социальной и культурной областях. Право на труд, на свободный выбор работы. Право на отдых. Право на образование. Право участвовать в культурной и научной жизни общества.
Права ребенка. Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка.
Избирательные права граждан. Активное избирательное право. Принципы демократических выборов. Избирательное законодательство.
Избирательный процесс. Основные избирательные системы: мажоритарная, пропорциональная, смешанная.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны:
знать/понимать:
-
права и обязанности, ответственность гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, работника, потребителя, супруга, абитуриента);
-
механизмы реализации и способы защиты прав человека и гражданина в России,
-
органы и способы международно-правовой защиты прав человека,
-
формы и процедуры избирательного процесса в России;
уметь:
-
правильно употреблять основные правовые понятия и категории (юридическое лицо, правовой статус, компетенция, полномочия, судопроизводство);
-
характеризовать: основные черты правовой системы России, порядок принятия и вступления в силу законов, порядок заключения и расторжения брачного контракта, трудового договора, правовой статус участника предпринимательской деятельности, порядок получения платных образовательных услуг; порядок призыва на военную службу;
-
объяснять: взаимосвязь права и других социальных норм; основные условия приобретения гражданства; особенности прохождения альтернативной гражданской службы;
-
различать: виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры; организационно-правовые формы предпринимательства; порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом;
-
приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, юридической ответственности;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
поиска, первичного анализа и использования правовой информации; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью;
-
анализа норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
-
выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав;
-
изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;
-
решения правовых задача (на примерах конкретных ситуаций).
НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ
ПО ПРАВУ
Оценка знаний предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе.
Оцениваются ответы на вопросы, участие в беседе, исправление ответов товарищей, умение использовать различные источники знаний, текст учебного пособия, текст Конституции РФ, рассказ учителя, наглядный материал, научно-популярную и художественную литературу, различного рода источники и документы, кинофильмы и другую информацию, почерпнутую на уроках по другим предметам, умение правильно анализировать явления окружающей жизни и т.д.
Оценка «5» ставится за ответ, обнаруживающий прочные знания, глубокое понимание материала, умение объяснить взаимосвязь событий, анализировать, делать логические выводы и обобщения, сравнивать, приводить свои примеры, при этом учащийся владеет экономической терминологией, объясняет причинно-следственные связи, дает оценку событиям и явлениям.
Оценка «4» ставится за ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускаются 2-3 недочета или 1-2 негрубых ошибки, которые ученик исправляет по требованию учителя.
Оценка «3» ставится за ответ, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данного вопроса, но излагает материал неполно и допускает несколько ошибок, не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести примеры.
Оценка«2» ставится за ответ, если ученик не знает большей части соответствующего материала, допускает ошибки, искажает смысл событий, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ ПО ПРАВУ
Оценка "5" - 81-100% выполненных заданий Оценка "4" - 61-80%
Оценка "3" - 51-60% Оценка "2" - менее 50%
Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса:
Литература и пособия для обучающегося:
-
Учебник «Право 10-11 классы» для общеобразовательных учреждений: базовый уровень / А.Ф. Никитин, М.: Просвещение, 2012 г.
Литература и пособия для учителя:
-
Азаров А. Я., Болотина Т. В. Права человека: Пособие для учителя.- М.,2002.
-
Алексеев С. С. Философия права.- М., 2002;
-
Исаев И. А. История государства и права России.- М., 2004.
-
Кашанина Т. В., Каманин А. В. Основы российского права.- М., 2007.
-
Каманина Т. В., Каманин А. В. Право и экономика: 10-11 кл.- М., 2000.
-
Коваленко А. Я. Правоведение: 10-11 кл.- М., 2003.
-
Кравченко А. И. Обществознание: 10-11 кл.- М., 2004.
-
Морозова С. А. Обществознание: 10-11 кл.- СПб., 2003.
-
Митинский В. О. Обществознание: 10 кл.- М., 2002.
-
Мушинский В. О. Основы правоведения: 10-11 кл.- М., 2004.
-
Никитин А. Ф. Обществознание: 10-11 кл.- М., 2003.
-
Никитин А. Ф. Основы обществознания: 8 кл.- М., 2002.
-
Никитин А. Ф. Основы обществознания: 9 кл.- М., 2002.
-
Никитин А. Ф. Школьный юридический словарь.- М., 2003.
-
Основы российского права.- М., 2007.
-
Певцова Е. А. Основы правовых знаний: Практикум для старших классов.- М.,2002.
-
Права человека. История, теория, практика.- М., 2005.
-
Сборник кодексов РФ.- М., 2008.
Перечень материально-технического обеспечения урока:
- экран; - проектор - компьютер - схемы.
Календарно-тематическое планирование
по праву для 10 класса
2015-2016 учебного года
№№ урока
по порядку
№№ урока в разделе, теме
Тема
Плановые сроки изучения учебного материала
Скорректированные сроки изучения учебного материала
Введение (1 ч.)
1
1
Вводный урок
01.09-05.09
Тема 1. История государства и права (5 ч.)
2
1
Связь и зависимость государства и права
07.09-12.09
3
2
Основные теории происхождения государства и права
14.09-19.09
4
3
Развитие права в России
21.09-26.09
5
4
Реформа российского права после 1991г.
28.09-05.10
6
5
Обобщающее повторение по теме: «История государства и права»
12.10-17.10
Тема 2. Вопросы теории государства и права (5.ч)
7
1
Понятие государства
19.10-24.10
8
2
Форма правления, форма государственного устройства, политический режим
26.10-31.10
9
3
Понятие права
02.11-07.11
10
4
Понятие и признаки правового государства
09.11-16.11
11
Обобщающее повторение по теме: «Вопросы теории государства и права»
23.11-28.11
Тема 3. Конституционное право
(19 ч.)
12
1
Понятие конституции, ее виды
30.11-05.12
13
2
Конституционный кризис начала 90-х г.г. Принятие Конституции РФ и ее общая характеристика
07.12-12.14
14
3
Основы конституционного строя Российской Федерации
14.12-19.12
15
4
Многонациональный народ России - носитель суверенитета и источник власти
21.12-26.12
16
5
Федеративное устройство России
28.12-09.01
17
6
Президент Российской Федерации
11.01-16.01
18
7
Федеральное собрание Российской Федерации
18.01-23.01
19
8
Правительство РФ
25.01-30.01
20
9
Судебная власть в РФ
01.02-06.02
21
10
Местное самоуправление
08.02-13.02
22
11
Права, свободы и обязанности человека и гражданина
15.02-20.02
23
12
Международные договоры о правах человека
29.02-05.03
24
13
Гражданские права
07.03-12.03
25
14
Политические права
14.03-19.03
26
15
Экономические, социальные и культурные права
21.03-26.03
27
16
Права ребенка
27.03-02.04
28
17
Избирательные права граждан
04.04-11.04
29
18
Избирательный процесс
18.04-23.04
30
19
Обобщающее повторение по теме: «Конституционное право»
25.04-30.04
Резерв (4 ч.)
31
1
Резервный урок
02.05-07.05
32
2
Резервный урок
09.05-14.05
33
3
Резервный урок
16.05-21.05
34
4
Резервный урок
23.05-25.05
Итого
Часов
В том числе:
Уроков повторения
Контрольных работ
По программе
34
Выполнено