- Преподавателю
- Обществознание
- Рабочая программа по обществознанию
Рабочая программа по обществознанию
Раздел | Обществознание |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Киреева Н.Н. |
Дата | 21.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
рАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Обществознание (без права и экономики)
09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
-
СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
-
условия реализации учебной дисциплины
18
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
20
1. паспорт Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Обществознание
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии 09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: является базовой общеобразовательной дисциплиной.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
Цели:
- развитие личности в период ранней юности, ее духовно- нравственной и политической культуры, социального поведения, основанного на уважении принятых в обществе норм, способности к личному самоопределению и самореализации;
- воспитание гражданской ответственности, национальной идентичности, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- овладение системой знаний об обществе, его сферах, необходимых для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
-овладение умением получать и осмысливать социальную информацию, освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущности социальных норм, механизмов правового регулирования;
- особенности социально-гуманитарного познания.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять причинно- следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов ( правовых, научно- популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- применять социально- экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 57 ч. -, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 44 часа
самостоятельной работы обучающегося 13ч.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
57
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
44
в том числе:
контрольные работы
5
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
13
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Обществознание» - «Мастер обработки цифровой информации»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем
часов
Уровень
освоения
3 курс. 44 часа
Тема 1.Человек.
Содержание учебного материала
10
2
Человек как продукт биологической и социальной эволюции . Человек, индивид, личность. Бытие человека. Соотношение бытия и сознания. Деятельность человека . Общение Познание Духовный мир человека
Контрольная работа
Решение познавательных задач и выполнение проблемных заданий по теме: «Человек».
3
Самостоятельная работа обучающихся
Написание эссе по теме: «Природа человека, врожденные и приобретенные качества» («Человек немыслим вне общества»; «Создает человека природа, но развивает и образует его общество»).
Составление словарика темы «Человек»
Выполнение теста для выявления профессиональной направленности обучающегося.
2
2
Тема 2. Общество
Содержание учебного материала
Понятие общества. Сферы общества. Общество и природа.
Развитие общества. Культура и цивилизация. Типология обществ. Глобализация человеческого общества
9
2
Контрольная работа
Решение познавательных задач и выполнение проблемных заданий по теме: «Общество».
3
Самостоятельная работа обучающихся
Выполнение анализа текста по теме «Индивид и личность».
Творческое сочинение (эссе) «Роль насилия в жизни общества» или «Международный терроризм»
Составление словарика темы «Общество».
Составление памятки по темам «Правила общения в малых группах», «Культура общения в юношеском возрасте».
3
3
Тема 3. Духовная жизнь общества
Содержание учебного материала
Культура. Мораль. Наука. Религия. Искусство. Образование
7
2
Контрольная работа
Решение познавательных задач и выполнение проблемных заданий по теме: «Духовная жизнь общества»
3
Самостоятельная работа обучающихся
Изложение собственных суждений о роли образования в жизни каждого человека в форме эссе
Работа с источниками - заполнение сравнительной таблицы по теме «Мировые религии»
Составление словарика темы «Духовная жизнь общества»
Написание сообщений о культурной жизни современной России по теме «Культура»
3
Тема 4. Социальные отношения
Содержание учебного материала
Социальная стратификация. Социальное поведение. Этнические общества. Семья. Молодежь.
8
3
Контрольная работа
Решение познавательных задач и выполнение проблемных заданий по теме: «Социальные отношения»
Самостоятельная работа обучающихся
3
2
Решение отдельных социальных ситуаций с учетом личного опыта студента.
Составление словарика темы «Социальные отношения»
Изложение и аргументация собственных суждений о социальных реалиях и явлениях общественной жизни - написание эссе на тему: «Проблемы семьи в современной России» или «Межнациональные проблемы в России»
Анализ современной демографической ситуации в России. Подготовка доклада
Тема 5. Политика как общественное явление
Содержание учебного материала
Государство и политическая система общества. Механизм государства. Три составляющих формы государства. Форма правления. Форма государственного устройства и форма политического режима. Гражданское общество и правовое государство. Политическая идеология. Личность и политика
8
Контрольная работа
Решение познавательных задач и выполнение проблемных заданий по теме: «Политика как общественное явление»
3
Самостоятельная работа обучающихся
2
2
Написание эссе по теме «Проблема формирования гражданского общества».
Составление словарика темы «Политика»
Составление памятки «Как стать политическим лидером»
Работа с Конституцией РФ - отражение признаков демократии в конституции
Итоговая контрольная работа. Диф. зачет.
2
ВСЕГО: 44 часа
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Обществознание»
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебных схем;
- комплект заданий для тестирования и контрольных работ;
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедиапроектор;
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Нормативно-правовые источники:
1. Конституция Российской Федерации. Принята на референдуме 12 декабря 1993 г. - М., 2005.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 21 октября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. ФЗ от 26.06.2007 № 118-ФЗ)) // СЗ РФ. -1994. - № 32. - Ст. 3301.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. - 1996. - № 5. - Ст. 410.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья). Раздел V «Наследственное право» от 26 ноября 2001. № 146-ФЗ от 03.06.2006 № 73-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 29.12.2006 № 258-ФЗ) // СЗ РФ. - 2001. - № 49. - Ст. 4552.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) 18.12.2006 № 231-ФЗ СЗ РФ , 25.12.2006, № 52 (1 ч.), ст. 5496.
6. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 № 138-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. - 2002. - № 46. - Ст. 4532.
7. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. ФЗ от 24.07.2007 № 214-ФЗ)) // СЗ РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.
8. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. - 2002. - № 1. - Ст. 1.
9. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001. № 197-ФЗ // СЗ РФ. - 2002. - № 1. - Ч. 1. - Ст. 3.
10. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. - 2001. - № 52. - Ч.1. - Ст. 4921.
11. Закон Российской Федерации «Об образовании» 10 июля 1992 . № 3266-1 (в ред. ФЗ от 21.07.2007 № 194-ФЗ) / СЗ РФ. - 1996. - № 3. - Ст. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-Ф (в ред. ФЗ от 13.07.2007 № 131-ФЗ) // СЗ РФ . - 1996. - № 35. - Ст. 4135.
12. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (в ред. ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ) // СЗ РФ. - 1996. - № 52. - Ст. 5880.
13. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 30.06.2007 № 120-ФЗ)) // СЗ РФ. - 1998. - № 31. - Ст. 3802.
14. Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. - 1999. - № 26. - Ст. 3177.
15. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 9 января 1996 г. № 2 -ФЗ (в ред. от 25.11.2006 № 193-ФЗ) // СЗ РФ. - 1996. - № 3. - Ст. 140.
16. Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ (в ред. ФЗ от 18.07.2006 № 121-ФЗ) // СЗ РФ. - 2002. - № 22. - Ст. 2031.
17. Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ (вред. ФЗ от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. - 2003. - № 2. - Ст. 171.
Основные источники:
Для обучающихся:
1. Боровик В.С., Боровик С.С. Обществознание: учебник. - М., 2008.
2. Человек и общество: Обществознание: учебник для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. - Ч. 2. - 11 кл. - М., 2007.
3. Человек и общество: Обществознание: учебник для 10-11 кл. общеобразоват. Учреждений: в 2 ч. - Ч. 1: 10 кл. / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. - М., 2007.
4. Школьный словарь по обществоведению: учебник пособие для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и Ю. И. Аверьянова. - М., 2007.
5. Важенин А.Г. Обществознание: учебник. - М., 2005
6. Важенин А.Г. Практикум по обществознанию: учеб. пособие. - М., 2005
7. Кравченко А.И. Обществознание. 10 кл. - М., 2001-2008.
8. Кравченко А.И. Обществознание. 11 кл. - М., 2001-2008.
9. Человек и общество: учебник для 10-11 кл. / под ред. Л.Н. Боголюбова и А.Ю. Лазебниковой: в 2 ч. - М., 2006.
10. Обществознание. 10-11 кл. / под ред. А.Ю. Лазебниковой. - М., 2003.
12. Мушинский В.О. Обществознание. 10-11 кл. - М., 2002.
13. Кишенкова О.В. Тестовый контроль на уроках обществознания в 10-11 кл. - М., 2005.
14. Кишенкова О.В., Лискова Т.Е. Обществознание. Старшая школа. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. - М., 2006.
16. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. Обществознание. - М., 2003-2006.
Для преподавателей:
1. Введение в обществознание: учебник для 8-9 кл. общеобразовательных учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова. - 8-е изд., перераб. и доп. - М., 2008.
2. Методика преподавания обществоведения: учебник для студентов педвузов / под ред. Л. Н. Боголюбова. - М., 2008.
3. Кишенкова О.В., Иоффе А.Н. Основы обществознания. 8 кл. - М., 2008.
4. Кишенкова О.В., Иоффе А.Н. Основы обществознания. 9 кл. - М., 2008.
5. Готовимся к Единому государственному экзамену. Обществоведение. - М., 2009.
6. Певцова Е.А., Важенин А.Г. Теория государства и права: учеб. пособие для УСПО). - Ростов н/Д, 2006.
7. Певцова Е.А. Основы правовых знаний. - М., 2003.
8. Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры (9 кл.). - М., 2007.
9. Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры. 10-11 кл.: в 4 ч. - М., 2007.
10. Болотина Т.В., Певцова Е.А., Миков П.В., Суслов А.Б., Смирнов В.В. Права человека. - М., 2007.
11. Мушинский В.О. Основы правоведения. - М., 2003.
12. Яковлев А.И. Основы правоведения. - М., 2006.
13. Учебно-тренировочные материалы для сдачи ЕГЭ. - М., 2007.
Электронные ресурсы:
1. Обществознание 10-11 класс. Мультимедийное учебное пособие. Новый диск, 2006.
2. Электронные курсы. История, обществознание, право.- Волгоград, 2006.
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, контрольных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1
2
Умения:
характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития
устный индивидуальный и фронтальный опрос
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями
письменная работа в форме тестирования, индивидуальных заданий; устный индивидуальный опрос, практическое задание
объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества)
письменная работа в форме тестирования, эссе, индивидуальных заданий
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук
устный индивидуальный и фронтальный опрос
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы
устный индивидуальный опрос; письменная контрольная работа, практическое задание
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности
устный индивидуальный и фронтальный опрос, практическое задание
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам
устный контроль в форме дискуссии , индивидуальный опрос
подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике
устный контроль в форме реферата, проектной деятельности
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам
письменная контрольная работа в форме тестирования, эссе, практическое задание
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
совершенствования собственной познавательной деятельности;
критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
устный контроль в форме дискуссии, дебатов, рпактическое задание
Знания:
биосоциальная сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений
письменная работа в форме тестирования; устный опрос - индивидуальный и фронтальный, практическое задание
тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов
письменная работа в форме тестирования; индивидуальный и фронтальный опрос
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования
индивидуальный опрос; письменная контрольная работа, практическое задание
особенности социально-гуманитарного познания
индивидуальный и фронтальный опрос в форме зачета