Элективные курсы (обществознание 10-11 классы)

Раздел Обществознание
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Усть-Донецкий район, станица Нижнекундрюченская

муниципальное общеобразовательное учреждение

Нижнекундрюченская средняя общеобразовательная школа


«Утверждаю»:

Директор МБОУ НКСОШ

приказ от _________ № ___________

____________ / /

М.п.


Рабочая программа по элективному курсу: «Обществознание: теория и практика»

Уровень общего образования (класс) основное общее образование 10 класс

Количество часов - 34 часа

Учитель: Беляева Наталья Борисовна

2015-2016 учебный год

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.


  1. Элективный курс составлен на основе:

1.- Федерального компонента государственного стандарта общего образования по обществознанию ( от 05.03.2004 №1089);

  1. -Демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов ЕГЭ 2014 г по обществознанию;

  2. - Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2014г ЕГЭ по обществознанию.

  3. Учебный план МБОУ НКСОШ отводит на изучение элективного курса «Обществознание: теория и практика» в 10 классе 1 час в неделю в вариативной части, что составляет 34 часа в год.

  4. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и даёт распределение учебных часов по разделам курса.

Цель курса: систематизация, углубление и обобщение знаний и умений учащихся в рамках обществоведческого курса для более успешной сдачи ЕГЭ.

Задачи курса:

  1. преобразование содержания теоретического материала в более доступную для восприятия форму;

  2. выявление существенных признаков социальных объектов и явлений;

  3. раскрытие и понимание сущности обществоведческих понятий разной степени сложности;

  4. применение социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач;

  5. формирование и развитие у учащихся интеллектуальных и практических умений;

  6. воспитание социальной ответственности, трудолюбия и умения преодолевать трудности.


  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА

Обществознание - интегральная учебная дисциплина, цель которой состоит в том, чтобы, овладев основами социально-гуманитарных наук - наук о человеке и обществе, - учащиеся получили комплексное и целостное знание об обществе.

Этими науками являются философия, социология, социальная психология, социология, политология, правоведение, культурология, экономическая теория. Поэтому предмет обществознания чрезвычайно сложен и многомерен, требует неординарного поиска ответов на поставленные вопросы, оперирования понятиями всех перечисленных выше наук об обществе.

Данный учебный курс предназначен для эффективной подготовки старшеклассников к сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ) по обществознанию, который по своему содержанию соответствует государственному стандарту среднего (полного) образования по предмету. Курс призван оказать помощь в систематизации, углублении, обобщении знаний по модульным блокам: «Общество», «Духовная жизнь общества». «Человек. Познание», «Политика», «Экономика», «Социальные отношения», «Право».

Теоретический материал адекватен кодификатору элементов содержания по обществознанию, проверяемых в рамках ЕГЭ. Последовательность тем курса подчинена логике построения элементов кодификатора, что усиливает практическую направленность курса.

В процессе подготовки к ЕГЭ по обществознанию очень важно не только владеть содержанием курса, но и ориентироваться в типах заданий, на основе которых строится письменная работа, являющаяся формой проведения ЕГЭ. Поэтому после каждого модульного блока, учащиеся прорешивают задания типа части А, В, С. Данные задания и работа с ними призваны сформировать представления о форме контрольно-измерительных материалов по обществознанию, уровне их сложности, особенностях их выполнения, и нацелены на отработку умений, проверяемых в рамках ЕГЭ.


  1. МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

Учебный план МБОУ НКСОШ отводит на изучение предмета «Обществознание: теория и практика» в 10 классе 1 час в неделю в вариативной части, что составляет 34 часа в год.


  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА.

Введение 1 час

Общая характеристика особенности КИМов по обществознанию, спецификой проведения экзамена, знакомство с кодификатором, спецификацией, демонстрационной версией ЕГЭ

Раздел «Общество» 7 часов

Социум как особенная часть мира. Системное строение общества. Понятие «общество» в узком и широком смысле. Функции общества. Общественные отношения. Общество - динамическая система. Сферы общественной жизни. Спецефические черты общества.

Общество и природа. Понятие «природа» в узком и широком смысле. «Вторая природа». Взаимодействие общества и природы. Противоречия общества и природы. Представления о взаимосвязи общества и природы.

Общество и культура. Понятия «культура». Система взаимоотношений общества и культуры.

Взаимосвязь экономической, социальной, политической, и духовной сфер общества.Взаимосвязь сфер общественной жизни общества. Взаимовлияние сфер.

Социальные институты. Социальный институт. Основные комплексы социальных институтов. Функции социальных институтов.

Многовариантность общественного развития. Типология обществ. Общественное развитие. Реформа и ее виды. Революция и ее виды. Модернизация. Традиционное общество. Индустриальное общество. Постиндустриальное общество. Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества. Западная и восточная цивилизации.

Понятие общественного прогресса. Различные взгляды на направленность общественного развития. Сущность понятий «прогресс» и «регресс». Особенности прогресса и его критерии. Стагнация.

Процессы глобализации и становление единого человечества. Глобализация. Основные направления глобализации. Последствия процесса глобализации. Единство современного мира. Основные факторы единства современного человечества.

Глобальные проблемы человечества. Термин «глобальные проблемы». Причины возникновения. Общие черты. Главные (приоритетные) глобальные проблемы. Основные направления разрешения глобальных проблем. Социальные прогнозы перспектив человечества.

Обобщение по теме «Общество». Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение заданий части А, В, С.

Раздел «Духовная жизнь общества» 9 часов

Культура и духовная жизнь. Подходы к пониманию культуры как явления общественной жизни. Понятие «культура». Материальная культура. Духовная культура. Основные функции культуры. Структура духовной жизни общества.

Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная; молодежная субкультура.Типология культур. Основные формы: элитарная, народная, массовая. Разновидности культуры: субкультура, контркультура. Влияние массовой культуры на духовную жизнь общества.

Средства массовой информации. СМИ и их роль в духовной жизни общества. Функции СМИ.

Искусство, его формы, основные направления. Понятие «искусство». Теории происхождения искусства. Предмет искусства. Виды и жанры. Специфические черты искусства. Функции искусства.

Наука. Понятие «наука». Виды наук. Модели развития научного знания. Функции современной науки.

Социальная и личностная значимость образования. Образование. Цель образования. Функции образования. Система образования в России. Сеть образовательных учреждений. Комплекс принципов, определяющих функционирование системы образования. Общие тенденции в развитии образования.

Религия. Роль религии в жизни общества. Мировые религии. Определение «религия». Происхождение религии. Религиозная вера. Культ. Атрибуты религиозного культа. Ранние формы религии: тотемизм, анимизм, фетишизм, магия. Национально-государственные религии. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам. Основные функции религии.

Мораль. Нравственная культура. Понятие «мораль». Развитие норм морали: табу, обычай, традиция, моральные правила. Происхождение морали. Понятие «нравственность». Мораль и право: общее и различия. Важнейшие функции морали в обществе. Нравственная культура личности. Важнейшие принципы современной нравственной культуры личности.

Тенденции духовной жизни современной России. Основные проблемы и тенденции современной культурной ситуации в России.

Обобщение по теме «Духовная жизнь общества». Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение заданий части А, В, С.

Раздел «Человек. Познание» 8 часов

Человек как результат биологической и социальной эволюции. Бытие человека. Теории происхождения человека. Человек - биологическое существо. Основные отличия человека от животного. Человек - существо социальное. Бытие человека. Потребности и интересы человека.

Деятельность человека, ее основные формы. Мышление и деятельность. Деятельность. Деятельность человека и активность животного. Основные компоненты деятельности. Виды действий. Игра как деятельность. Общение, структура общения. Функции общения. Учение. Труд. Основные классификации деятельности. Творческая деятельность. Мышление. Типы мышления.

Цель и смысл жизни человека. Самореализация. Цель жизни. Смысл жизни. Проблема смысла жизни человека. Самореализация.

Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида. Индивид. Индивидуальность. Личность. Структура личности. Социализация. Этапы социализации.

Внутренний мир человека. Сознательное и бессознательное. Внутренний (духовный) мир человека. Структура духовного .о мира человека. Мировоззрение, структура мировоззрения. Типы мировоззрения. Менталитет. Сознание, структура сознания. Самосознание. Бессознательное. Отличие сознательного от бессознательного.

Самопознание. Свобода и ответственность личности. Самопознание. Самооценка. «Я»-концепция. Поведение. Виды социального поведения. Свобода и ответственность личности.

Познание мира. Формы познания. Познание. Процесс познания. Агностицизм, скептицизм, оптимизм. Чувственное познание: ощущение, восприятие, представление. Рациональное познание: понятие, суждение, умозаключение.

Истина и ее критерии. Относительность истины. Что есть истина? Относительная истина, абсолютная истина. Критерии истины. Функции практики в процессе познания.

Виды человеческих знаний. Научное познание. Знание. Виды знания. Формы знания. Научное познание. Уровни научного познания. Структура теории. Методы научного познания: анализ, синтез, индукция, дедукция, моделирование, абстракция.

Социальные науки, их классификация. Социальные науки. Классификация социальных наук. Важнейшие социальные науки. Социальное познание. Особенности социального познания. Социальный факт.

Обобщение по теме «Человек. Познание». Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение заданий части А, В, С.

Раздел «Политика» 10 часов

Власть, ее происхождение и виды. Подходы к решению вопроса о природе власти. Компоненты власти. Классификации (типологии) власти. Политическая власть и ее признаки и разновидности. Типы политической власти. Государственная власть. Теория разделения властей.

Политическая система, ее структура и функции. Политическая система общества и ее структура. Структурные компоненты (подсистемы) политической системы общества. Функции политической системы. Основные теории происхождения государства. Государство. Признаки государства. Функции государства. Формы правления: монархия, республика. Формы государственно-территориального устройства: унитарное, федеративное, конфедерация. Политические режимы.

Политические партии и движения. Становление многопартийности в России. Избирательные системы. Политическая партия и ее черты Виды политических партий. Партийная система, типы партийных систем. Политические движения. Виды политических движений. Основные этапы становления многопартийности в России.

Политический режим. Типы политических режимов. Политический режим. Демократический , тоталитарный, авторитарный режимы.

Политическая идеология. Политическая идеология. Основные этапы формирования идеологии. Уровни политической идеологии и функции. Типы политических идеологий.

Политическая культура. Политическая культура. Компоненты политической культуры. Функции политической культуры.

Гражданское общество. Основные подходы к определению сущности гражданского общества. Соотношение государства и гражданского общества. Предпосылки гражданского общества. Структура и функции гражданского общества.

Правовое государство. Правовое государство. Признаки (принципы) правового государства. Предпосылки создания правового государства. Пути формирования правового государства.

Человек в политической жизни. Политическое участие. Содержание политической жизни. Политический статус личности. Политическая роль личности. Типы политических ролей. Политический лидер. Особенности политического лидерства. Классификация типов политических лидеров. Политическое участие. Виды политического участия. Основные типы политической деятельности.

Обобщение по теме «Политика». Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение заданий части А, В, С.


  1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

№ п/п

Наименование тем курса

всего часов

Основные виды учебной деятельности

Виды контроля

Требования к результату

Дата

10 класс - 34 часа.


План

Факт

1

Введение

1

Вводная лекция


Раздел «Общество» 7 часов



2

Социум как особенная часть мира. Системное строение общества. Социальные институты

1

Лекция

Решение практических заданий части А, В, С

Уметь выполнять задания части А, В, С по теме

3

Общество и природа. Общество и культура

1

лекция

Решение практических заданий части А, В, С

Уметь выполнять задания части А, В, С по теме

4

Многовариантность общественного развития. Типология обществ.

1

лекция

Решение практических заданий части А, В, С

Уметь выполнять задания части А, В, С по теме

5

Понятие общественного прогресса.

1

лекция

Решение практических заданий части А, В, С

Уметь выполнять задания части А, В, С по теме

6-7

Обобщение по теме «Общество»

2

Практическая работа

Решение практических заданий части А, В, С

Уметь выполнять задания части А, В, С по теме

Раздел «Духовная жизнь общества» 9 часов



8

Культура и духовная жизнь

1

Лекция с элементами беседы

Решение практических заданий части А, В, С

Уметь выполнять задания части А, В, С по теме

9

Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная; молодежная субкультура

1

Лекция с элементами беседы

Решение практических заданий части А, В, С

Уметь выполнять задания части А, В, С по теме

10

Средства массовой информации

1

Лекция с элементами беседы

Решение практических заданий части А, В, С

Уметь выполнять задания части А, В, С по теме

11

Искусство, его формы, основные направления. Наука

1

Лекция с элементами беседы

Решение практических заданий части А, В, С

Уметь выполнять задания части А, В, С по теме

12

Социальная и личностная значимость образования

1

Лекция с элементами беседы

Решение практических заданий части А, В, С

Уметь выполнять задания части А, В, С по теме

13

Религия. Роль религии в жизни общества. Мировые религии.

1

Практическая работа

Решение практических заданий части А, В, С

Уметь выполнять задания части А, В, С по теме

14

Мораль. Нравственная культура

1

Лекция с элементами беседы

Решение практических заданий части А, В, С

Уметь выполнять задания части А, В, С по теме

15

Тенденции духовной жизни современной России

1

Лекция с элементами беседы

Решение практических заданий части А, В, С

Уметь выполнять задания части А, В, С по теме

16-17

Обобщение по теме «Духовная жизнь общества»

1

Практическая работа

Решение практических заданий части А, В, С

Уметь выполнять задания части А, В, С по теме

Раздел «Человек. Познание» 8 часов



18

Человек как результат биологической и социальной эволюции. Бытие человека

1

Лекция с элементами беседы

Решение практических заданий части А, В, С

Уметь выполнять задания части А, В, С по теме

19

Деятельность человека, ее основные формы. Мышление и деятельность

1

Лекция с элементами беседы

Решение практических заданий части А, В, С

Уметь выполнять задания части А, В, С по теме

20

Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида.

1

Лекция с элементами беседы

Решение практических заданий части А, В, С

Уметь выполнять задания части А, В, С по теме

21

Самопознание. Свобода и ответственность личности

1

Лекция с элементами беседы

Решение практических заданий части А, В, С

Уметь выполнять задания части А, В, С по теме

22

Познание мира. Формы познания.

1

Лекция с элементами беседы

Решение практических заданий части А, В, С

Уметь выполнять задания части А, В, С по теме

23

Истина и ее критерии. Относительность истины

1

Лекция с элементами беседы

Решение практических заданий части А, В, С

Уметь выполнять задания части А, В, С по теме

24

Виды человеческих знаний. Научное познание

1

Лекция с элементами беседы

Решение практических заданий части А, В, С

Уметь выполнять задания части А, В, С по теме

25

Обобщение по теме «Человек. Познание.»

1

Практическая работа

Решение практических заданий части А, В, С

Уметь выполнять задания части А, В, С по теме

Раздел «Политика» 10 часов



26

Власть, ее происхождение и виды

1

Лекция с элементами беседы

Решение практических заданий части А, В, С

Уметь выполнять задания части А, В, С по теме

27

Политическая система, ее структура и функции

1

Лекция с элементами беседы

Решение практических заданий части А, В, С

Уметь выполнять задания части А, В, С по теме

28

Политические партии и движения. Становление многопартийности в России

1

Лекция с элементами беседы

Решение практических заданий части А, В, С

Уметь выполнять задания части А, В, С по теме

29

Политический режим. Типы политических режимов

1

Лекция с элементами беседы

Решение практических заданий части А, В, С

Уметь выполнять задания части А, В, С по теме

30

Политическая идеология Политическая культура

1

Лекция с элементами беседы

Решение практических заданий части А, В, С

Уметь выполнять задания части А, В, С по теме

31

32

Гражданское общество Правовое государство

2

Лекция с элементами беседы

Решение практических заданий части А, В, С

Уметь выполнять задания части А, В, С по теме

33

Человек в политической жизни. Политическое участие

1

Лекция с элементами беседы

Решение практических заданий части А, В, С

Уметь выполнять задания части А, В, С по теме

34


Обобщение по теме «Политика»

1

Практическая работа

Решение практических заданий части А, В, С

Уметь выполнять задания части А, В, С по теме


  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

1.Единый государственный экзамен 2014. Обществознание. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ авторы-составители: О.А. Котова, Т. Е. Лискова, Е.Л. Рутковская - М.: Интеллект-Центр, 2014.

2.ЕГЭ-2014: Обществознание / ФИПИ авторы-составители: Т.Е. Лискова, О.А. Котова - М.: Астрель, 2014.

3.ЕГЭ-2013. Федеральный банк экзаменационных материалов (открытый сегмент). Обществознание/ ФИПИ авторы-составители: Е.Л. Рутковская, О.А. Котова, Т.Е. Лискова, О.В. Кишенкова, Е.С. Королькова - М.: Эксмо, 2013.

4.Государственная итоговая аттестация (по новой форме): 9 класс. Тематические тренировочные задания. Обществознание/ ФИПИ авторы- составители: О.А. Котова, Т.Е. Лискова - М.: Эксмо, 2012.

5.ГИА-2013. Экзамен в новой форме. Обществознание. 9 класс/ ФИПИ авторы- составители: О.А. Котова, Т.Е. Лискова - М.: Астрель, 2013.

6.Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Обществознание. 2010/ ФИПИ авторы составители: О.А. Котова, Т.Е. Лискова- М.: Интеллект-Центр, 2009.

7.Обществознание. Типичные ошибки при выполнении заданий Единого государственного экзамена/ ФИПИ авторы: Е.Л. Рутковская, А.Ю. Лазебникова, Е.С. Королькова - М: Русское слово, 2012.

8.ЕГЭ. Обществознание. Тематическая рабочая тетрадь/ФИПИ авторы: Е.Л. Рутковская, А.Ю. Лазебникова, Е.С. Королькова - М.: Экзамен,

2011.

7.. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОНКРЕТНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА И СИСТЕМА ИХ ОЦЕНКИ.

Предполагаемые результаты изучения курса:

  1. учащиеся систематизируют и обобщат знания курса обществознания;

  2. научатся успешно выполнять задания различных типов и уровней сложности;

  3. успешно подготовятся к сдаче ЕГЭ по обществознанию.

В процессе обучения происходит формирование основных знаний и умений, проверяемых в рамках ЕГЭ:

  • биосоциальная сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

  • тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

  • особенности социально-гуманитарного познания;

  • распознавать признаки понятий, характерные черты социального объекта, элементы его описания;

  • сравнивать социальные объекты, выявлять их общие черты и различия;

  • соотносить обществоведческие знания с социальными реалиями, их отражающими;

  • оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;

  • анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (схема, таблица, диаграмма);

  • распознавать понятия и их составляющие: соотносить видовые понятия с родовым и исключать лишнее;

  • устанавливать соответствие между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями;

  • применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определенного класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка;

  • различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;

  • называть термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому контексту, и применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия;

  • перечислять признаки какого-либо явления, объекты одного класса и т. п.;

  • раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук; приводить примеры определенных общественных явлений, действий, ситуаций;

  • применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;

  • осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных, неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);

  • формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам.

Курс позволит преодолеть определенный психологический барьер перед экзаменом, связанный с незнанием большинства экзаменуемых, как им следует оформить результат выполненного задания.

Система оценивания и формы контроля:

На протяжении всего курса обучения учащиеся выполняют задания различных уровней сложности. В конце изучения каждого модульного курса проводится контрольная письменная работа по заданиям ЕГЭ в рамках данной темы. В конце курса учащиеся пишут пробный ЕГЭ.

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

методического совета

МБОУ НКСОШ

от. №

Руководитель МС

______________ / /


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по учебной работе

______________ /Калашникова О.И. /

.

© 2010-2022