Рабочая программа по обществознанию, 10 класс

Программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта (полного) общего образования, Примерной программы среднего ( полного) общего образования по обществознанию.«Обществознание» — учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируются на результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук (социол...
Раздел Обществознание
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка к рабочей программе

по «Обществознанию»

для 10 класса

Программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта (полного) общего образования, Примерной программы среднего ( полного) общего образования по обществознанию.

«Обществознание» - учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируются на результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук (социология, экономическая теория, политология, культурология, правоведение, этика, социальная психология), а также философии. Такая комплексная научная база учебного предмета «Обществознание», многоаспектность изучения его предмета - общественной жизни - обусловливают интегративный характер обществознания, который сохраняется и в старшей школе. «Обществознание» как учебный предмет в основной школе акцентирует внимание учащихся на современных социальных явлениях.

Основные цели курса:

- способствовать формированию гражданско-правового мышления школьников, развитию свободно и творчески мыслящей личности;

- передать учащимся сумму систематических знаний по обществознанию, обладание которыми поможет им свободно ориентироваться в современном мире;

- формировать у учащихся представление о целостности окружающего мира при его территориальном многообразии, сложных проблемах, встающих перед человечеством, имеющих свои специфические особенности в разных странах;

- развить у школьника словесно - логическое и образное мышление;

- способствовать формированию гражданско-правовой грамотности.

- помочь учащимся разобраться в многообразии общественных отношений, в себе, в других людях;- помочь выработать собственную жизненную позицию;

Приоритетными задачами для учебного предмета Обществознание являются:

- определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;

- объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;

- применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

- умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);

- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

- работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;

- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

- участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);

- формулирование полученных результатов;

- создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;

- владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Личностными результатами изучения обществознания являются: мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни; заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны; ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.

Метапредметные результаты изучения обществознания: умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность; умении объяснять явления и процессы социальной дейст-вительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей; владении различными видами публичных выступлений; умении выполнять познавательные и практические задания.

Предметные результаты изучения обществознания:

познавательной

• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания;

• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой;

ценностно-мотивационной

• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил;

• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;

трудовой

• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека;

• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

эстетической

• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;

• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

коммуникативной

• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

• умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

• понимание значения коммуникации в межличностном общении;

• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:

• сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

• владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

• выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:

- на использование элементов причинно-следственного анализа;

- на исследование несложных реальных связей и зависимостей;

- на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

- на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

- на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации

- на объяснение изученных положений на конкретных примерах;

- на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей

среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

- на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Место предмета в учебном плане МОУ СОШ № 5.

В школе на изучение Обществознания в 10 классе выделяется 68 часов (2 урока в неделю, 34 учебные недели).

Разделы курса:

1. Общество и человек.

2. Основные сферы общественной жизни.

Основное содержание курса:

РАЗДЕЛ I. Общество и человек

Общество. Что такое общество. Общество как сложная динамичная система .Человек. Природа человека . Человек как духовное существо. Деятельность - способ существования людей . Познание и знание . Человек в системе социальных связей

РАЗДЕЛ II. Основные сферы общественной жизни

Духовная культура. Культура и духовная жизнь общества. Наука. Образование. Мораль. Религия . Искусство и духовная жизнь . Экономика. Роль экономики в жизни общества. Экономическая культура. Социальная сфер. Социальная структура общества . Социальные взаимодействия . Социальные нормы и отклоняющееся поведение . Нации и межнациональные отношения . Семья и быт. Социальное развитие и молодежь . Политическая сфер. Политика и власть. Политическая система . Гражданское общество и правовое государство. Демократические выборы и политические партии. Участие гражданина в политической жизни

РАЗДЕЛ III. Право

.Право как особая система нор. Право в системе социальных норм . Источники права . Правоотношения и правонарушения. Современное российское законодательство . Предпосылки правомерного поведения . Общество в развитии

Требования к уровню усвоения курса:

В результате изучения

обществознания ученик должен:

знать / понимать:

- биосоциальную

сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и

роль человека в системе общественных отношений;

- тенденции развития общества в

целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных

институтов;

- необходимость регулирования общественных

отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

- особенности

социально-гуманитарного познания;

уметь:

- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их

существенные признаки, закономерности развития;

- анализировать информацию о

социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать

соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений

и обществоведческими терминами и понятиями;

- объяснять причинно-следственные

и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие

человека и общества, важнейших социальных институтов общества и природной

среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

- раскрывать

на примерах изученные

теоретические положения и

понятия социально-экономических

и гуманитарных наук;

- осуществлять поиск социальной

информации, представленной в различных

знаковых системах;

- извлекать из неадаптированных

оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать,

анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней

факты и мнения, аргументы и выводы;

- оценивать действия субъектов

социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения

социальных норм, экономической рациональности;

- формулировать на основе

приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

- подготовить устное

выступление, творческую работу по социальной проблематике;

- применять социально-экономические и

гуманитарные знания в процессе решения

познавательных задач по

актуальным социальным проблемам;

использовать приобретенные знания и умения в практической

деятельности и повседневной жизни для:

- успешного выполнения типичных социальных ролей,

сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

- совершенствования собственной

познавательной деятельности;

- критического восприятия информации,

получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации, осуществления

самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной

информации;

- решения практических жизненных

проблем, возникающих в социальной деятельности;

-.ориентировки в актуальных

общественных событиях и процессах; определения личной

гражданской позиции;

- предвидения возможных

последствий определенных социальных действ

- оценки происходящих событий и

поведения людей с точки зрения морали и права;

- реализации и защиты прав

человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

- осуществления конструктивного

взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.

Критерии оценивания устного и письменного ответа по обществознанию:

Отметку "5" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность в полном объеме соответствует учебной программе, допускается один недочет, объем ЗУНов составляет 90-100% содержания (правильный полный ответ, представляющий собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, умение применять определения, правила в конкретных случаях. Ученик обосновывает свои суждения, применяет знания на практике, приводит собственные примеры).

Отметку "4" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность или её результаты в общем соответствуют требованиям учебной программы и объем ЗУНов составляет 70-90% содержания (правильный, но не совсем точный ответ).

Отметку "3" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и её результаты в основном соответствуют требованиям программы, однако имеется определённый набор грубых и негрубых ошибок и недочётов. Учащийся владеет ЗУНами в объеме 50-70% содержания (правильный, но не полный ответ, допускаются неточности в определении понятий или формулировке правил, недостаточно глубоко и доказательно ученик обосновывает свои суждения, не умеет приводить примеры, излагает материал непоследовательно).

Отметку "2" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и её результаты частично соответствуют требованиям программы, имеются существенные недостатки и грубые ошибки, объем ЗУНов учащегося составляет 20-50% содержания (неправильный ответ).





Раздел. Тема. Урок.

к-во

час

сроки

Дом. задание

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

Раздел I. Общество и человек.

Тема 1. Общество.

Что такое общество.

Сферы общественной жизни.

Общество и культура.

Общество как сложная динамическая система.

Обобщение по теме: «Общество» Тесты ЕГЭ.

Тема 2. Человек.

Природа человека.

Человек как духовное существо.

Деятельность-способ существования людей.

Структура и мотивы деятельности.

Многообразие видов деятельности.

Обобщение по теме: «Человек». Тесты ЕГЭ.

Тема 3. Познание.

Познание и знание.

Человек в системе социальных связей.

Социальное поведение и социализация.

Единство свободы и ответственности личности.

Обобщение по теме: «Познание». Тесты ЕГЭ.

Раздел II. Основные сферы общественной жизни.

Тема 4. Духовная жизнь общества.

Культура и духовная жизнь общества.

Наука.

Образование

Р/К Учебные заведения Ставрополья.

Мораль.

Религия.

Р/К Конфессии в Ставропольском крае.

Искусство.

Духовная жизнь современной России.

Обобщение по теме: «Духовная жизнь общества». Тесты ЕГЭ.

Тема 5. Экономика.

Роль экономики в жизни общества.

Экономика и социальная структура общества.

Экономика и политика.

Экономическая культура.

Экономическая культура и деятельность.

Р/К Экономика Ставропольского края.

Обобщение по теме: «Экономика». Тесты ЕГЭ.

Тема 6. Социальная сфера.

Социальная структура общества.

Социальная стратификация.

Социальная мобильность.

Социальные интересы.

Социальные взаимодействия.

Социальные нормы.

Отклоняющееся поведение.

Нации и межнациональные отношения.

Р/К Межнациональные отношения в Ставропольском крае.

Семья и быт.

Социальное развитие и молодежь.

Р/К Положение молодежи в Ставропольском крае.

Обобщение по теме: «Социальная сфера». Тесты ЕГЭ.

Тема 7. Политическая сфера.

Политическая деятельность и общество.

Политическая власть.

Политическая система.

Политический режим.

Демократические перемены в России.

Р/К Органы власти в Ставропольском крае.

Гражданское общество в России.

Правовое государство.

Демократические выборы.

Политические партии.

Р/К Политические партии на Ставрополье.

Участие гражданина в политической жизни.

Р/К Символы Ставропольского края ( герб, флаг).

Р/К Органы местного самоуправления в Ставропольском крае.

Обобщение по теме: «Политическая сфера». Тесты ЕГЭ.

Тема 8. Право.

Право в системе социальных норм.

Источники права.

Правовые акты.

Правоотношения.

Правонарушения.

Конституция РФ.

Современное российское законодательство.

Предпосылки правомерного поведения.

Общество в развитии.

Обобщение по теме: «Право». Тесты ЕГЭ.

Итоговое обобщение по теме: «Общество и человек»

16

5

1

1

1

1

1

6

1

1

1

1

1

1

5

1

1

1

1

1

52

8

1

1

1

1

1

1

1

1

6

1

1

1

1

1

1

1

12

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

15

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

10

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1


П.1(1-2)

П.1 (3)

П.1 (4)

П.2,пов. П. 1

П. 1-2

П.3

П.4

П.5(1)

П.5(2)

П.5(3),П.3-5

Пов. 3-5

П.6

П.7(1-2)

П.7 (3-4)

П.7(5),П.6-7

Пов. 6-7

П.8

П.9(1-2)

П.9(3)

П.10(1)

П.10 (2)

П.11(1-4)

П.11 (5),.8-11

Пов. 8-11

П.12(1-2)

П.12(3)

П.12(4)

П.13(1-2)

П.13(3-4), П.12-13

Пов. 12-13

П.14(1-2)

П.14 (3)

П.14(4)

П.14(5)

П.15

П.16(1-2)

П.16(3-4)

П.17

П.17

П.18

П.19,П.14-19

Пов. 14-19

П.20(1-3)

П.20(4)

П.21(1-2)

П.21(3)

П.21(4)

Конспект

П.22(3-5)

П.22(1-2)

П.23(1-2)

П.23(3)

Конспект

П.24

Конспект

Конспект

П.20-24

Пов.20-24

П.25

П.26(1-2)

П.26(3)

П.27(1)

П.27(2-5)

П.28

П.28

П.29,П.25-28

П.30, 1-29

Пов.1-30










© 2010-2022