- Преподавателю
- Обществознание
- Рабочая программа по обществознанию, 10 класс
Рабочая программа по обществознанию, 10 класс
Раздел | Обществознание |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Куркина А.П. |
Дата | 13.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка к рабочей программе
по «Обществознанию»
для 10 класса
Программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта (полного) общего образования, Примерной программы среднего ( полного) общего образования по обществознанию.
«Обществознание» - учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируются на результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук (социология, экономическая теория, политология, культурология, правоведение, этика, социальная психология), а также философии. Такая комплексная научная база учебного предмета «Обществознание», многоаспектность изучения его предмета - общественной жизни - обусловливают интегративный характер обществознания, который сохраняется и в старшей школе. «Обществознание» как учебный предмет в основной школе акцентирует внимание учащихся на современных социальных явлениях.
Основные цели курса:
- способствовать формированию гражданско-правового мышления школьников, развитию свободно и творчески мыслящей личности;
- передать учащимся сумму систематических знаний по обществознанию, обладание которыми поможет им свободно ориентироваться в современном мире;
- формировать у учащихся представление о целостности окружающего мира при его территориальном многообразии, сложных проблемах, встающих перед человечеством, имеющих свои специфические особенности в разных странах;
- развить у школьника словесно - логическое и образное мышление;
- способствовать формированию гражданско-правовой грамотности.
- помочь учащимся разобраться в многообразии общественных отношений, в себе, в других людях;- помочь выработать собственную жизненную позицию;
Приоритетными задачами для учебного предмета Обществознание являются:
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;
- объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
- применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
- умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
- участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
- формулирование полученных результатов;
- создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;
- владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Личностными результатами изучения обществознания являются: мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни; заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны; ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания: умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность; умении объяснять явления и процессы социальной дейст-вительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей; владении различными видами публичных выступлений; умении выполнять познавательные и практические задания.
Предметные результаты изучения обществознания:
познавательной
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой;
ценностно-мотивационной
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
трудовой
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
• умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
• сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
• выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:
- на использование элементов причинно-следственного анализа;
- на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
- на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации
- на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
- на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей
среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Место предмета в учебном плане МОУ СОШ № 5.
В школе на изучение Обществознания в 10 классе выделяется 68 часов (2 урока в неделю, 34 учебные недели).
Разделы курса:
1. Общество и человек.
2. Основные сферы общественной жизни.
Основное содержание курса:
РАЗДЕЛ I. Общество и человек
Общество. Что такое общество. Общество как сложная динамичная система .Человек. Природа человека . Человек как духовное существо. Деятельность - способ существования людей . Познание и знание . Человек в системе социальных связей
РАЗДЕЛ II. Основные сферы общественной жизни
Духовная культура. Культура и духовная жизнь общества. Наука. Образование. Мораль. Религия . Искусство и духовная жизнь . Экономика. Роль экономики в жизни общества. Экономическая культура. Социальная сфер. Социальная структура общества . Социальные взаимодействия . Социальные нормы и отклоняющееся поведение . Нации и межнациональные отношения . Семья и быт. Социальное развитие и молодежь . Политическая сфер. Политика и власть. Политическая система . Гражданское общество и правовое государство. Демократические выборы и политические партии. Участие гражданина в политической жизни
РАЗДЕЛ III. Право
.Право как особая система нор. Право в системе социальных норм . Источники права . Правоотношения и правонарушения. Современное российское законодательство . Предпосылки правомерного поведения . Общество в развитии
Требования к уровню усвоения курса:
В результате изучения
обществознания ученик должен:
знать / понимать:
- биосоциальную
сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и
роль человека в системе общественных отношений;
- тенденции развития общества в
целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных
институтов;
- необходимость регулирования общественных
отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- особенности
социально-гуманитарного познания;
уметь:
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их
существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать информацию о
социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать
соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений
и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять причинно-следственные
и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие
человека и общества, важнейших социальных институтов общества и природной
среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- раскрывать
на примерах изученные
теоретические положения и
понятия социально-экономических
и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной
информации, представленной в различных
знаковых системах;
- извлекать из неадаптированных
оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать,
анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней
факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов
социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения
социальных норм, экономической рациональности;
- формулировать на основе
приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- подготовить устное
выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- применять социально-экономические и
гуманитарные знания в процессе решения
познавательных задач по
актуальным социальным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для:
- успешного выполнения типичных социальных ролей,
сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
- совершенствования собственной
познавательной деятельности;
- критического восприятия информации,
получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации, осуществления
самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной
информации;
- решения практических жизненных
проблем, возникающих в социальной деятельности;
-.ориентировки в актуальных
общественных событиях и процессах; определения личной
гражданской позиции;
- предвидения возможных
последствий определенных социальных действ
- оценки происходящих событий и
поведения людей с точки зрения морали и права;
- реализации и защиты прав
человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- осуществления конструктивного
взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.
Критерии оценивания устного и письменного ответа по обществознанию:
Отметку "5" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность в полном объеме соответствует учебной программе, допускается один недочет, объем ЗУНов составляет 90-100% содержания (правильный полный ответ, представляющий собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, умение применять определения, правила в конкретных случаях. Ученик обосновывает свои суждения, применяет знания на практике, приводит собственные примеры).
Отметку "4" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность или её результаты в общем соответствуют требованиям учебной программы и объем ЗУНов составляет 70-90% содержания (правильный, но не совсем точный ответ).
Отметку "3" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и её результаты в основном соответствуют требованиям программы, однако имеется определённый набор грубых и негрубых ошибок и недочётов. Учащийся владеет ЗУНами в объеме 50-70% содержания (правильный, но не полный ответ, допускаются неточности в определении понятий или формулировке правил, недостаточно глубоко и доказательно ученик обосновывает свои суждения, не умеет приводить примеры, излагает материал непоследовательно).
Отметку "2" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и её результаты частично соответствуют требованиям программы, имеются существенные недостатки и грубые ошибки, объем ЗУНов учащегося составляет 20-50% содержания (неправильный ответ).
№
Раздел. Тема. Урок.
к-во
час
сроки
Дом. задание
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
Раздел I. Общество и человек.
Тема 1. Общество.
Что такое общество.
Сферы общественной жизни.
Общество и культура.
Общество как сложная динамическая система.
Обобщение по теме: «Общество» Тесты ЕГЭ.
Тема 2. Человек.
Природа человека.
Человек как духовное существо.
Деятельность-способ существования людей.
Структура и мотивы деятельности.
Многообразие видов деятельности.
Обобщение по теме: «Человек». Тесты ЕГЭ.
Тема 3. Познание.
Познание и знание.
Человек в системе социальных связей.
Социальное поведение и социализация.
Единство свободы и ответственности личности.
Обобщение по теме: «Познание». Тесты ЕГЭ.
Раздел II. Основные сферы общественной жизни.
Тема 4. Духовная жизнь общества.
Культура и духовная жизнь общества.
Наука.
Образование
Р/К Учебные заведения Ставрополья.
Мораль.
Религия.
Р/К Конфессии в Ставропольском крае.
Искусство.
Духовная жизнь современной России.
Обобщение по теме: «Духовная жизнь общества». Тесты ЕГЭ.
Тема 5. Экономика.
Роль экономики в жизни общества.
Экономика и социальная структура общества.
Экономика и политика.
Экономическая культура.
Экономическая культура и деятельность.
Р/К Экономика Ставропольского края.
Обобщение по теме: «Экономика». Тесты ЕГЭ.
Тема 6. Социальная сфера.
Социальная структура общества.
Социальная стратификация.
Социальная мобильность.
Социальные интересы.
Социальные взаимодействия.
Социальные нормы.
Отклоняющееся поведение.
Нации и межнациональные отношения.
Р/К Межнациональные отношения в Ставропольском крае.
Семья и быт.
Социальное развитие и молодежь.
Р/К Положение молодежи в Ставропольском крае.
Обобщение по теме: «Социальная сфера». Тесты ЕГЭ.
Тема 7. Политическая сфера.
Политическая деятельность и общество.
Политическая власть.
Политическая система.
Политический режим.
Демократические перемены в России.
Р/К Органы власти в Ставропольском крае.
Гражданское общество в России.
Правовое государство.
Демократические выборы.
Политические партии.
Р/К Политические партии на Ставрополье.
Участие гражданина в политической жизни.
Р/К Символы Ставропольского края ( герб, флаг).
Р/К Органы местного самоуправления в Ставропольском крае.
Обобщение по теме: «Политическая сфера». Тесты ЕГЭ.
Тема 8. Право.
Право в системе социальных норм.
Источники права.
Правовые акты.
Правоотношения.
Правонарушения.
Конституция РФ.
Современное российское законодательство.
Предпосылки правомерного поведения.
Общество в развитии.
Обобщение по теме: «Право». Тесты ЕГЭ.
Итоговое обобщение по теме: «Общество и человек»
16
5
1
1
1
1
1
6
1
1
1
1
1
1
5
1
1
1
1
1
52
8
1
1
1
1
1
1
1
1
6
1
1
1
1
1
1
1
12
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
15
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
10
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
П.1(1-2)
П.1 (3)
П.1 (4)
П.2,пов. П. 1
П. 1-2
П.3
П.4
П.5(1)
П.5(2)
П.5(3),П.3-5
Пов. 3-5
П.6
П.7(1-2)
П.7 (3-4)
П.7(5),П.6-7
Пов. 6-7
П.8
П.9(1-2)
П.9(3)
П.10(1)
П.10 (2)
П.11(1-4)
П.11 (5),.8-11
Пов. 8-11
П.12(1-2)
П.12(3)
П.12(4)
П.13(1-2)
П.13(3-4), П.12-13
Пов. 12-13
П.14(1-2)
П.14 (3)
П.14(4)
П.14(5)
П.15
П.16(1-2)
П.16(3-4)
П.17
П.17
П.18
П.19,П.14-19
Пов. 14-19
П.20(1-3)
П.20(4)
П.21(1-2)
П.21(3)
П.21(4)
Конспект
П.22(3-5)
П.22(1-2)
П.23(1-2)
П.23(3)
Конспект
П.24
Конспект
Конспект
П.20-24
Пов.20-24
П.25
П.26(1-2)
П.26(3)
П.27(1)
П.27(2-5)
П.28
П.28
П.29,П.25-28
П.30, 1-29
Пов.1-30