- Преподавателю
- Обществознание
- Конспект урока Духовные ценности современного мира (обществознание 9 класс)
Конспект урока Духовные ценности современного мира (обществознание 9 класс)
Раздел | Обществознание |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Липартелиани О.Н. |
Дата | 15.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Поурочное планирование.
Тема: Духовные ценности современной цивилизации
Место проведения:
Республика Татарстан, г. Набережные Челны
9 кл. общеобразовательной школы
Предмет: обществознание.
Цели урока:
-
Познакомить учащихся с представлениями ценностях современной цивилизации.
-
Закрепить умения анализировать взгляды товарищей, высказывать собственную точку зрения.
-
Воспитывать толерантное отношение к позиции собеседника, находить рациональное звено в высказывании оппонента.
Тип урока: урок-проект. Каждый ученик в течении четверти разрабатывал свой небольшой проект, консультируясь с учителем индивидуально. На данном уроке все проекты учеников должны вылиться в один проект по теме «Духовные ценности современной цивилизации».
Ход урока:
-
Вводное слово учителя.
-
Выступления учащихся.
-
Закрепление материала. Подведение итогов.
-
Вводное слово учителя:
Вопрос учащимся:
Мы живем в современной цивилизации. Что такое цивилизация?
Какие вы знаете локальные цивилизации? Охарактеризуйте их.
Определите факторы, характеризующие цивилизацию.
В ходе обсуждения учащиеся приходят к следующим выводам и записывают их в тетрадь:
К факторам, определяющим сущность цивилизации, ее неповторимое своеобразие, ученые относят следующие:
-
географическая (или природная) среда;
-
система ведения хозяйства (экономика);
-
социальная организация (тип общества, социальная структура);
-
религия (или идеология, возведенная в ранг религии);
-
духовные ценности;
-
политико-правовая система.
Учитель: Таким образом, современная наука понимает цивилизацию комплексно, отказавшись от односторонних воззрений. В таком случае термин «цивилизация» шире понятия «общество».
Цивилизация имеет две стороны - научно-техническую, духовную, социально-правовую. В данном случае мы рассмотрим духовную сторону цивилизации.
Наша цель - рассмотреть духовные ценности современной цивилизации.
Тип нашего урока - урок-проект
Предварительно ребята получили домашнее задание: используя данные дополнительной литературы, сети Интернет - подготовить выступления на 5 минут по работе над своими проектами о характере духовных ценностей современного общества города Набережные Челны. Проекты учащихся имели цель показать как культура какого-либо народа распространяется на наш социум, наше общество.
На доске: Наша задача - в конце урока сделать вывод о том
какие духовные ценности существуют в нашем обществе и как современная цивилизация влияет на их развитие?
Дом задание: напишите эссе на тему: Искусство - одна из составляющих духовных ценностей человечества. «Искусство состоит в том, чтобы найти необыкновенное в обыкновенном и обыкновенное в необыкновенном» (Д. Дидро)
Учитель:
- Описывая совокупность признаков цивилизации, культурологи особо выделяют менталитет как ее главное или собирательное свойство.
МЕНТАЛИТЕТ - образ мышления, мировосприятия, духовной настроенности, присущий обществу.
Цивилизация не является чем-то неподвижным. Она постоянно развивается. Как наш город.
г. Набережные Челны… Здесь проживают представители более 115 национальностей, представители более 12 религий. Их привело сюда желание - сделать благо для народа и страны - построить завод КАМАЗ. Живя в строительных вагончиках, работая в резиновых сапогах - их людей разных национальностей - объединяли идеи принести пользу стране, получить радость от труда, почувствовать добро и дружбу своих товарищей.
-
Выступления учащихся.
Выступление (по проекту одной ученицы) о гостеприимстве татарского народа и о том, что из татарской культуры принял в свой быт и культуру человек города Набережные Челны.
Учитель: Мы с вами часть мировой цивилизации, которая находится под влиянием множества стран и народов.
Республика Татарстан - это субъект РФ и мы живем по правам зафиксированных в Конституции РФ: каждый человек имеет право на труд, отдых, раскрывать свои творческие способности, активно участвовать в политической жизни и право создавать свои партии. Право выбирать язык общения, место жительства пришли в наш менталитет - наше сознание вместе со знакомством демократических свобод запада (Англии, Франции, США) - это наши правовые ценности.
У нас демократическое общество - это идеи английской революции……
В первую очередь - рассмотрим влияние западной цивилизации на духовные ценности нашего общества.
Выступление (с проектом второй ученицы) о влиянии культуры украинского народа и о том, что из его культуры принял в свой быт и культуру человек города Набережные Челны.
Выступление (с проектом третьей ученицы) о влиянии культуры Великобритании и о том, что из ее культуры принял в свой быт и культуру человек города Набережные Челны.
Во вторую очередь - рассмотрим влияние восточной цивилизации на духовные ценности нашего общества, т.к. основное население нашего города - татары народ восточный, тюркоязычный.
Выступление (с проектом четвертой ученицы) о влиянии культуры узбекского народа и о том, что из татарской культуры принял в свой быт и культуру человек города Набережные Челны.
Выступление (с проектом пятой ученицы) о влиянии культуры японского народа и о том, что из татарской японской культуры принял в свой быт и культуру человек города Набережные Челны.
Учитель: Молодежь - вы самое активное население нашего города, наше будущее. От того какова ваша культура, ваши духовные ценности зависит наша жизнь. Интернет позволяет вам получать информацию о моде, традициях и привычках народов самых неизвестных нам ранее стран. Например, в феврале 2013 года мы познакомились с культурой и языком южнокорейского народа, их менталитетом. Сегодня у нас в гостях учителя и ученики воскресной южнокорейской школы.
Выступление (с проектом шестой ученицы) о влиянии культуры южнокорейского народа и о том, что из южнокорейской культуры принял в свой быт и культуру человек города Набережные Челны.
Вопрос южнокорейцам: что в Татарстане напоминает вам о культуре и быте в Южной Корее?
-
Закрепление материала. Подведение итогов.
Учитель:
- Что такое цивилизация? (ступень общественно-экономического развития с определенным уровнем развития культуры)
- Цивилизованный человек…кто это? (уважающий традиции разных культур)
- Как взаимосвяно развитие цивилизации и культуры? Что такое культура? (все, что создано руками и умом человека - материальная и духовная, политико-правовая).
Под культурой надо понимать исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и фортах жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. В более узком смысле культура означает сферу духовной жизни людей.
- Стержнем культуры выступают ценности. Какие духовные ценности современной цивилизации вы можете выделить?
( Духовные ценности реализуются в деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения людей).
Религия строится вокруг добра, искусство - вокруг красоты. Это духовные ценности современного человека.
Из ответов учеников один из них приходит к следующему выводу:
Духовные ценности - это свобода вероисповедания, свобода выбора языка общения, участие в городских общественных праздниках, свобода заниматься любым видом экономической деятельности - это то, что мы называем духовными ценностями современной цивилизации. Они проявляются в нашей жизни, в городе Набережные Челны в том числе.
Учитель:
Духовные ценности каждого человека нашей страны и нашего города разнородны - это возможность получить вам
-
образование различного профиля, сдать ЕГЭ и поступить в любой вуз страны, получить образование за рубежом.
-
знание информационных технологий (Интернета), а через них научных достижений и поучаствовать в интернет-конкурсах.
Особняком стоит еще одна ценность - Свобода. Она нужна всем людям.
Вы свободны в развитии своих способностей через учреждения дополнительного образования (ГЦДТ, ДК, Шахматно-Шашечный клуб). Образование строится вокруг постижения истины, отзывчивости образовательного персонала, добра в распространении истины.
Таким образом, в широком смысле слова ценностями называются обобщенные, устойчивые представления о чем-то как о предпочитаемом, как о благе, т.е. о том, что отвечает каким-то потребностям, интересам, намерениям, целям, планам человека (или группы людей, общества). Нравственные ценности обязательны. Это добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и др.
Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном, идеалом для всех людей. Это Истина, Красота, Добро, Польза, Справедливость, Свобода.
Сдержанно, говорите, пожалуйста, сдержанно…
Бережно,… не спеша, подбирая слова…
Не кричите в сердцах. Всё так тонко… и нежная
Пред жестокостью слов беззащитна душа…
Временно, вы поймите, мы здесь с вами временно…
Времени не теряйте на злые дела…
Пусть дела будут добрыми, а дорога - светла!..(Анастасия Ларецкая)