- Преподавателю
- Обществознание
- Рабочая программа элективного курса «Общество как динамическая система. »
Рабочая программа элективного курса «Общество как динамическая система. »
Раздел | Обществознание |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кожухова .Л. |
Дата | 01.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Рабочая программа элективного курса
« Общество как динамическая система»
для 11 класса
Кожухова Людмила Борисовна
МБОУ СОШ №1 г.Зверево
2013-2014уч.г.
Содержание рабочей программы.
1. Пояснительная записка.
2. Тематическое планирование.
3. Содержание программы.
4. Требования к уровню подготовки выпускников.
5. Литература для учителя.
Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного курса по обществознанию для 11 класса составлена с учетом федерального государственного образовательного стандарта. Курс является интегративным, то есть включает знания из различных отраслей науки (социальной философии, социологии, экономической теории, политологии, социальной психологии, антропологии, психологии и др.) в педагогически целесообразной целостной системе. Рабочая программа учебного курса составлена из расчета 18 часов (но может включать и 36ч.) на изучение курса обществознания в 11 классе школы. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Рабочая программа содействует реализации единой концепции обществоведческого образования.
Рабочая программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для составления тематического планирования курса.
Программа составлена на основе учебника, который входит в комплект учебно-методических пособий по курсу обществознания под редакцией Л.Н. Боголюбова. Обществознание. 10 класс,11 класс : учеб. для общеобразовательных учреждений: профильный уровень /[Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Н. М. Смирнова и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова и др. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2012,2013г..
Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по «Обществознанию» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.
Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку. Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и других учебных предметов.
Назначение курса - содействовать воспитанию свободной и ответственной личности её социализации, познанию окружающей действительности, самопознанию и самореализации.
Изучение обществознания в старшей школе направлено на достижение следующих целей:
-
развитие личности в период ранней юности, ее духовной культуры, социального мышления, познавательного интереса к изучению социально-гуманитарных дисциплин; критического мышления, позволяющего объективно воспринимать социальную информацию и уверенно ориентироваться в ее потоке;
-
воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции Российской Федерации;
-
освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения последующего профессионального образования и самообразования;
-
овладение умениями получения и осмысления социальной информации, систематизации полученных данных; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности в характерных социальных ролях;
-
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; в сферах: гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий, познавательной, коммуникативной, семейно-бытовой деятельности.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
-
определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
-
использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
-
исследование реальных связей и зависимостей;
-
умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
-
объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;
-
поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);
-
отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации;
-
передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
-
перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
-
выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
-
уверенная работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
-
владение навыками редактирования текста;
-
самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
-
участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
-
формулирование полученных результатов;
-
создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать;
-
пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
-
владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
эффективного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с социальными институтами;
-
ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; выработки собственной гражданской позиции;
-
оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации;
-
самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений;
-
критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации;
-
нравственной оценки социального поведения людей;
-
предвидения возможных последствий определенных социальных действий субъектов общественных отношений;
-
ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;
-
осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
№
урока, дата
Темы, содержание
уроков.
Виды и формы
учебных занятий.
Домашнее
задание
Основные понятия
и термины
Контроль
за знаниями учащихся
Виды,
формы
учебных
занятий
ЗУНы
Цели изучения темы. Сформировать представление о трёх уровнях рассмотрения общества: социально-философский, историко-типологический, конкретно-исторический. На историко-типологическом уровне исследования выделяют традиционное (аграрное), индустриальное (капиталистическое), постиндустриальное (цивилизационное) общества. Цивилизации западного и восточного типов.
Изучить особенности общественного прогресса. Отметить противоречивость прогресса, высокую «цену» общества за достижения в отдельных областях, выяснив критерии прогресса.
Создать условия для развития навыков самостоятельной работы
Способствовать развитию умения сопоставлять факты, устанавливать связи между явлениями, событиями, фактами, делать выводы.
Создать условия для повышения интереса к изучаемому материалу.
1/1
Происхождение человека и становление общества.
- Основные значения понятия «общество».
- Влияние общества на природу. Наука о происхождении человека.Становление культуры- неотъемлемая часть становления человека и человечества.
общество, природа,
человечество
- Как вы понимаете, утверждение о том, что общество включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения? - Правильно ли утверждение: общество - обособившаяся от природы часть реального мира? Ответ аргументируйте.
урок изучения новых знаний
урок лекция
- знать/понимать биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений; тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
- разделять процессы на этапы, звенья, периоды;
- устанавливать причинно-следственные, временные, функциональные связи между частями и целым;
-сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по различным критериям и основаниям;
- различать факты, мнения, доказательства, гипотезы;
- решать задачи на основе заданных алгоритмов;
- рефлектировать основания мышления, поведения, общения;
- самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, критически оценивать полученные результаты;
- осознавать сферы своих познавательных интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности;
- выдвигать гипотезы;
- осуществлять их проверку;
- самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности.
2/2
Сущность человека как проблема философии.
- Великая тайна- человек.
- Человек- биосоциальная система.
-- Социальная сущность деятельности.
- Мышление и деятельность.Сущность человека как проблема философии.
- Мышление и язык.
темы сообщений
человек, субъект, деятельность, субъектность, субъективность, философская антропология
- Какие науки изучают человека?
- Что вносит философская антропология в постижение человека?
- Какие отличительные особенности человека выделяют антропологи?
урок изучения новых знаний
урок практикум
3/3
Общество и общественные отношения.
- Что отличает общество от социума.
- Уровни социально-философского анализа общества
- Общество и природа
«вторая природа»
- Общественные отношения
общество, социум, общественные отношения, культура, закономерности общественного развития,
законы, тенденции
- Каковы основные значения понятия «общество»? Как определяется общество в наиболее широком значении этого слова?
- В чем состоит различие между понятиями «социум» и «общество»?
- Каковы основные уровни рассмотрения общества?
- Как менялись представления людей о взаимосвязи общества и природы? Чем были вызваны эти изменения?
урок изучения новых знаний
4/4
Общество как развивающаяся система.
- Системный подход к обществу.
- Системное строение общества.- Сферы общественной жизни как подсистемы общества.
- Изменчивость и стабильность.
общество как система, общественный институт, сфера жизни общества
общество как система, общественный институт, сфера жизни общества
- Чем закономерности общественного развития отличаются от-законов природы? Как связаны общественные отношения, институты и сферы жизни общества? Проиллюстрируйте эту связь примерами.
комбинированный урок
5/5
Типология обществ.
- Традиционное общество.
- Становление индустриального общества.
- Индустриальное общество как техногенная цивилизация.
традиционное общество, индустриализация, техногенная цивилизация, постиндустриальноеобщество, западное общество, цивилизация восточного типа
- Какие черты традиционалистского мышления запечатлены в метафорах судьбы, рока? Почему так велико их значение в древнегреческих трагедиях?
- В чем отличие традиционалистского отношения к природе от индустриального?
- Почему человек традиционного общества воспринимал время как череду повторяющихся событий («колесо времен»), а человек индустриального общества - как прогресс («стрела времени»)?
- Какова роль науки в индустриальном обществе? Согласны ли вы с утверждением Ж.-Ж. Руссо, что науки и искусства лишь обвивают цветами цепи, сковывающие человека?
Обобщение знаний
6/6
Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории.
- Теория локальных цивилизаций.
- Теория общественно-экономических формаций.
- Теория постиндустриального общества.
- Две ветви стадиального подхода к истории: общее и различия.
цивилизация, общественно-экономическая формация, стадиальный подход к истории, локально-цивилизационный подход к истории,
культурно-исторический тип, творческое меньшинство, базис, надстройка
- Каковы основные значения понятия «история»?
- В чем состоят трудности постижения прошлого?
- Что понимал под культурно-историческим типом Н.Данилевский? Как определяет цивилизацию А.Тойнби? Какие факторы, по его мнению, влияют на цивилизационное развитие?
- Почему подход к истории, разработанный А.Тойнби,- Н.Данилевским, получил название «локально-цивилизационный»? В чем преимущества и недостатки этого подхода?
- Раскройте основные положения марксистского учения об общественно-экономических формациях.
- Каковы сильные и слабые стороны формационного подхода?
7/7
Исторический процесс.
- Типы социальной динамики.
- Факторы изменения социума.
- Роль народа в историческом процессе.
- Социальные группы и общественные объединения.
- Исторические личности.
исторический процесс, типы социальной динамики, факторы социальных изменений, субъекты исторического процесса.
философия истории, эволюция, революция, реформа, народные массы, историческая личность.
- В чем заключается смысл понятия «исторический процесс»?
- Чем различаются существующие в науке представления о типах социальной динамики?
- Каковы возможные варианты коренного, качественного обновления общества?
- Какие факторы воздействуют на характер исторического процесса?
- Какие участники исторического процесса являются движущими силами истории?
8/8
Проблема общественного прогресса.
- Прогресс и регресс.
- Противоречивость-прогресса Критерии прогресса.
- Многообразие путей и форм общественного развития.
общественный прогресс, регресс, многовариантность общественного развития,
историческая альтернатива, критерий прогресса
- Что означает слово «прогресс»?
- Чем объяснить разнообразие взглядов на прогресс?
- В чем заключается противоречивость общественного прогресса?
9/9
Свобода в деятельности человека.
- Почему невозможна абсолютная свобода.
- Свобода как познанная необходимость.- Свобода и ответственность.
- «Свобода от» или «свобода для».
- Что такое свободное общество.
§16, вопр., темы сообщений
деиндивидуализация, предопределение, свобода, свобода выбора, необходимость, ответственность, свободное общество
- Как понятие «свобода» было связано с политической борьбой в Новое и Новейшее время?
- К чему может приводить неограниченная свобода выбора?
- Как свобода трактуется в христианском вероучении?
- Покажите влияние природной необходимости на свободную деятельность людей.
- В чем выражается общественная необходимость?
урок изучения новых знаний
урок
дискуссия
10/10
Деятельность людей и ее многообразие.
- Сущность и структура деятельности.
- Потребности и интересы.
Содержание и формы духовной деятельности.
- Создание и освоение духовных ценностей.
- Духовная жизнь общества.
Трудовая деятельность.
- Труд как вид человеческой деятельности.
- Человеческий фактор производства.
- Социальное партнерство
деятельность, мотивы деятельности, потребности, интересы, творчество, цель, средства достижения цели, действия, бессознательное
- В чем заключается социальная сущность деятельности?
- Какова структура деятельности?
- Что такое субъект и объект деятельности?
- Как связаны между собой цель, средства и результат деятельности?
- Каковы мотивы деятельности?
- Как соотносятся потребности и интересы?
11/11
Политическая деятельность.
- Политика как деятельность.
- Цели и средства политической деятельности.
- Политические действия.
- Власть и властная
деятельность.
- Легитимность власти.
политика, власть, политическая власть, легитимность власти,
политические действия, властвование, харизма
- Каковы признаки политики как особого вида деятельности?
- Как связаны цели и средства в политике?
- Как можно классифицировать политические действия?
- Что такое власть?
- Чем отличается политическая власть от других видов власти?
- Какая власть признается легитимной?
- Чем характеризуются основные типы легитимности?
- В чем заключается властная деятельность?
12/12
Проблема познаваемости мира.
- Бытие и познание.
- Познаваемость мира как философская проблема.
- Познание как деятельность.
- Чувственное познание: его возможности и границы.
- Сущность и формы рационального познания.
знание, познавательная деятельность, онтология,
- В чем заключается философский смысл категории «бытие»?
- Что такое онтология?
- Как в истории философской мысли решался вопрос о соотношении бытия и познания (сознания)?
- Что изучает гносеология?
- В чем смысл философского вопроса о познаваемости мира?
урок изучения новых знаний
13/13
Истина и ее критерии.
- Объективность истины.
- Критерии истины.- Абсолютная и относительная истина.
- Истина и заблуждение.
эмпиризм, рационализм, практика как критерий истины, относительная истина, абсолютная истина,сенсуализм, критерийэмпиризм, рационализм, практика как критерий истины, относительная истина, абсолютная истина,
- Каково классическое определение истины как философского понятия?
- В чем выражается объективность истины?
- Чем, по мнению эмпириков, обеспечивается истинность наших знаний?
- Покажите познавательную и мировоззренческую ограниченность эмпиризма?
- Каков главный критерий истины с позиций рационалистов?
- В чем недостатки этого подхода?
- Что включает в себя практика как критерий истины?
- Раскройте возможности и границы использования критерия «практика» в оценке результатов познавательной деятельности.
урок лекция
14/14
Многообразие путей познания мира.
- Миф и познание мира.
- «И опыт, сын ошибок трудных...». - Народная мудрость и здравый смысл.- Познание средствами искусства.
виды и уровни человеческих знаний, мифологическое и рационально-логическое знание, жизненный опыт и здравый смысл,
гносеология, эсхатология, художественный образ, паранаука.
- В чем проявляется многообразие путей познания мира человеком?
- Какие пути познания мира, помимо научного познания, существуют? Что их объединяет? Чем они различаются?
- Чем отличается результат познания средствами искусства от иных результатовпознавательной деятельности человека?
урок изучения новых знаний
15/15
Научное познание.
- Особенности научного познания.
- Два уровня научного знания.
- Методы научного познания.
- Дифференциация и интеграция научного знания.
- Как происходят научные революции.
- Научное мышление и современный человек.
научная теория, эмпирический закон, гипотеза, научный эксперимент, моделирование, научная революция,
дифференциация, интеграция
Каковы основные отличия научного познания от обыденного?
- Чем характеризуется эмпирический уровень научных знаний?
- Что присуще теоретическому уровню науки?
- Соотнесите уровни и методы научного познания.
- Что отличает эксперимент от- наблюдения?
- Какова роль гипотезы в научном познании?
16/16
Социальное познание.
- Научное познание природы и общества.
- Основные принципы научного социального познания.- Обыденное и научное социальное знание.
- Социальные науки и гуманитарное знание.
комбинированный урок
17/17
Знание и сознание.
- Что такое сознание.
- Сознание индивидуальное -и общественное. Сущность и особенности общественного сознания.
- Теоретическое и обыденное сознание.
общественное , индивидуальное сознание, общественная психология, идеология,
сознание, массовое сознание, общественное мнение обыденное
- Как понималась сущность сознания сторонниками различных точек зрения?
- Как связаны между собой общественное сознание и духовная культура?
урок изучения новых знаний
18/18
Итоговое повторение по теме «Человек и общество».
Сравните реформы и революцию по следующим критериям: 1)глубина и масштаб воздействия на общественную жизнь; 2)роль народных масс; 3)прогнозируемость последствий.
Литература для учителя
-
1.Азаров А.Я., Болотина Т.В. Права человека: Пособие для учителя. М., 1995.
-
2.Алексеев С.С. Философия права. М., 1998.
-
3.Воскресенская Н.М., Давлетшина Н.В. Демократия: государство, общество. М., 1997.
-
4.Дидактические материалы по курсу «Человек и общество».- М., 2005.
5.Единый государственный экзамен 2010,2011,2012,2013г.: Контрольные измерительные материалы
-
6.Задания и тесты по обществознанию: 10 кл. - М., 2012-13.
-
7.Задания и тесты по обществознанию: 11 кл. - М., 2012-13.
-
8.Итоговая аттестация по обществознанию. - М., 2012.
-
9.Кармин А.С. Философия. М., 2001.
-
10.Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. М., 1997.
-
11.Кравченко А.И. Введение в социологию. М., 2010.
-
12.Крапивенский С.Э. Социальная философия. М., 1998.
-
13Методические рекомендации по курсу «Человек и общество»: 10 кл. - Ч. 1. - М., 2012.
-
Методические рекомендации по курсу «Человек и общество»: 11 кл. - Ч. 2.- М., 2012.
-
Обществознание: 10 кл.: базовый уровень: метод. рекомендации: пособие для учителя. /Под ред. Л.Н. Боголюбова. М., Просвещение, 2012.
-
Обществознание: 11 кл.: базовый уровень: метод. рекомендации: пособие для учителя. /Под ред. Л.Н. Боголюбова. М., Просвещение, 2012.
-
Оценка качества подготовки выпускников средней школы по обществознанию. - М., 2010,2012
-
17.Никитин А.Ф. Школьный юридический словарь. М., 2004.
-
18.Певцова Е.А. Основы правовых знаний: Практикум для ст. кл. М., 2000.
-
19.Права человека. История, теория, практика. М., 1995.
-
Религии народов современной России: словарь. /Ред.-колл. М.П. Мчедлов и др. М., 2002.
-
21.Сборник кодексов РФ. М., 2010.
-
22.Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии. М., 2000.
-
23.Философия. Человек и жизнь. /Под ред. Н.С. Кожеуровой. М., 2002.
-
24.Экономическая теория: учеб. Для студентов вузов. /Под ред. В.Д. Камаева. М., 2003.
-
25.Юридическая энциклопедия. М., 2001.
12