Рабочая программа элективного курса «Общество как динамическая система. »

Рабочая программа элективного курса по обществознанию «Общество как динамическая система» для 11 класса составлена с учетом ФГОС.Курс является интегративным и включает знания из различных общественных дисциплин. Программа рассчитана на 18( 36) часов.Назначение курса-содействовать воспитанию свободной и ответственной личности ее социализации,познанию окружающей действительности и самореализации.Итоговой работой может стать социальный проект.
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа элективного курса

« Общество как динамическая система»
для 11 класса


Кожухова Людмила Борисовна

МБОУ СОШ №1 г.Зверево

2013-2014уч.г.

Содержание рабочей программы.

1. Пояснительная записка.

2. Тематическое планирование.

3. Содержание программы.

4. Требования к уровню подготовки выпускников.

5. Литература для учителя.

Пояснительная записка.

Рабочая программа учебного курса по обществознанию для 11 класса составлена с учетом федерального государственного образовательного стандарта. Курс является интегративным, то есть включает знания из различных отраслей науки (социальной философии, социологии, экономической теории, политологии, социальной психологии, антропологии, психологии и др.) в педагогически целесообразной целостной системе. Рабочая программа учебного курса составлена из расчета 18 часов (но может включать и 36ч.) на изучение курса обществознания в 11 классе школы. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Рабочая программа содействует реализации единой концепции обществоведческого образования.

Рабочая программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для составления тематического планирования курса.

Программа составлена на основе учебника, который входит в комплект учебно-методических пособий по курсу обществознания под редакцией Л.Н. Боголюбова. Обществознание. 10 класс,11 класс : учеб. для общеобразовательных учреждений: профильный уровень /[Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Н. М. Смирнова и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова и др. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2012,2013г..

Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по «Обществознанию» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.

Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку. Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и других учебных предметов.

Назначение курса - содействовать воспитанию свободной и ответственной личности её социализации, познанию окружающей действительности, самопознанию и самореализации.

Изучение обществознания в старшей школе направлено на достижение следующих целей:

  • развитие личности в период ранней юности, ее духовной культуры, социального мышления, познавательного интереса к изучению социально-гуманитарных дисциплин; критического мышления, позволяющего объективно воспринимать социальную информацию и уверенно ориентироваться в ее потоке;

  • воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции Российской Федерации;

  • освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения последующего профессионального образования и самообразования;

  • овладение умениями получения и осмысления социальной информации, систематизации полученных данных; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности в характерных социальных ролях;

  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; в сферах: гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий, познавательной, коммуникативной, семейно-бытовой деятельности.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

  • определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;

  • использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;

  • исследование реальных связей и зависимостей;

  • умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);

  • объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;

  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);

  • отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации;

  • передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

  • перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

  • выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • уверенная работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;

  • владение навыками редактирования текста;

  • самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

  • участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);

  • формулирование полученных результатов;

  • создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать;

  • пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

  • владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • эффективного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с социальными институтами;

  • ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; выработки собственной гражданской позиции;

  • оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации;

  • самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений;

  • критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации;

  • нравственной оценки социального поведения людей;

  • предвидения возможных последствий определенных социальных действий субъектов общественных отношений;

  • ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;

  • осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

урока, дата

Темы, содержание

уроков.

Виды и формы

учебных занятий.

Домашнее

задание

Основные понятия
и термины

Контроль

за знаниями учащихся

Виды,

формы

учебных

занятий


ЗУНы

Цели изучения темы. Сформировать представление о трёх уровнях рассмотрения общества: социально-философский, историко-типологический, конкретно-исторический. На историко-типологическом уровне исследования выделяют традиционное (аграрное), индустриальное (капиталистическое), постиндустриальное (цивилизационное) общества. Цивилизации западного и восточного типов.

Изучить особенности общественного прогресса. Отметить противоречивость прогресса, высокую «цену» общества за достижения в отдельных областях, выяснив критерии прогресса.

Создать условия для развития навыков самостоятельной работы

Способствовать развитию умения сопоставлять факты, устанавливать связи между явлениями, событиями, фактами, делать выводы.

Создать условия для повышения интереса к изучаемому материалу.

1/1


Происхождение человека и становление общества.
- Основные значения понятия «общество».

- Влияние общества на природу. Наука о происхождении человека.Становление культуры- неотъемлемая часть становления человека и человечества.

общество, природа,

человечество

- Как вы понимаете, утверждение о том, что общество включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения? - Правильно ли утверждение: общество - обособившаяся от природы часть реального мира? Ответ аргументируйте.

урок изучения новых знаний


урок лекция

- знать/понимать биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений; тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

- разделять процессы на этапы, звенья, периоды;

- устанавливать причинно-следственные, временные, функциональные связи между частями и целым;

-сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по различным критериям и основаниям;

- различать факты, мнения, доказательства, гипотезы;

- решать задачи на основе заданных алгоритмов;

- рефлектировать основания мышления, поведения, общения;

- самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, критически оценивать полученные результаты;

- осознавать сферы своих познавательных интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности;

- выдвигать гипотезы;

- осуществлять их проверку;

- самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности.

2/2

Сущность человека как проблема философии.

- Великая тайна- человек.

- Человек- биосоциальная система.

-- Социальная сущность деятельности.

- Мышление и деятельность.Сущность человека как проблема философии.

- Мышление и язык.

темы сообщений

человек, субъект, деятельность, субъектность, субъективность, философская антропология

- Какие науки изучают человека?

- Что вносит философская антропология в постижение человека?

- Какие отличительные особенности человека выделяют антропологи?

урок изучения новых знаний


урок практикум

3/3

Общество и общественные отношения.

- Что отличает общество от социума.

- Уровни социально-философского анализа общества

- Общество и природа

«вторая природа»

- Общественные отношения

общество, социум, общественные отношения, культура, закономерности общественного развития,
законы, тенденции

- Каковы основные значения понятия «общество»? Как определяется общество в наиболее широком значении этого слова?

- В чем состоит различие между понятиями «социум» и «общество»?

- Каковы основные уровни рассмотрения общества?

- Как менялись представления людей о взаимосвязи общества и природы? Чем были вызваны эти изменения?

урок изучения новых знаний



4/4

Общество как развивающаяся система.

- Системный подход к обществу.

- Системное строение общества.- Сферы общественной жизни как подсистемы общества.

- Изменчивость и стабильность.

общество как система, общественный институт, сфера жизни общества

общество как система, общественный институт, сфера жизни общества

- Чем закономерности общественного развития отличаются от-законов природы? Как связаны общественные отношения, институты и сферы жизни общества? Проиллюстрируйте эту связь примерами.

комбинированный урок

5/5

Типология обществ.

- Традиционное общество.

- Становление индустриального общества.

- Индустриальное общество как техногенная цивилизация.

традиционное общество, индустриализация, техногенная цивилизация, постиндустриальноеобщество, западное общество, цивилизация восточного типа

- Какие черты традиционалистского мышления запечатлены в метафорах судьбы, рока? Почему так велико их значение в древнегреческих трагедиях?

- В чем отличие традиционалистского отношения к природе от индустриального?

- Почему человек традиционного общества воспринимал время как череду повторяющихся событий («колесо времен»), а человек индустриального общества - как прогресс («стрела времени»)?

- Какова роль науки в индустриальном обществе? Согласны ли вы с утверждением Ж.-Ж. Руссо, что науки и искусства лишь обвивают цветами цепи, сковывающие человека?

Обобщение знаний

6/6

Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории.

- Теория локальных цивилизаций.

- Теория общественно-экономических формаций.

- Теория постиндустриального общества.

- Две ветви стадиального подхода к истории: общее и различия.

цивилизация, общественно-экономическая формация, стадиальный подход к истории, локально-цивилизационный подход к истории,
культурно-исторический тип, творческое меньшинство, базис, надстройка

- Каковы основные значения понятия «история»?

- В чем состоят трудности постижения прошлого?

- Что понимал под культурно-историческим типом Н.Данилевский? Как определяет цивилизацию А.Тойнби? Какие факторы, по его мнению, влияют на цивилизационное развитие?

- Почему подход к истории, разработанный А.Тойнби,- Н.Данилевским, получил название «локально-цивилизационный»? В чем преимущества и недостатки этого подхода?

- Раскройте основные положения марксистского учения об общественно-экономических формациях.

- Каковы сильные и слабые стороны формационного подхода?

7/7

Исторический процесс.

- Типы социальной динамики.

- Факторы изменения социума.

- Роль народа в историческом процессе.

- Социальные группы и общественные объединения.

- Исторические личности.


исторический процесс, типы социальной динамики, факторы социальных изменений, субъекты исторического процесса.
философия истории, эволюция, революция, реформа, народные массы, историческая личность.

- В чем заключается смысл понятия «исторический процесс»?

- Чем различаются существующие в науке представления о типах социальной динамики?

- Каковы возможные варианты коренного, качественного обновления общества?

- Какие факторы воздействуют на характер исторического процесса?

- Какие участники исторического процесса являются движущими силами истории?


8/8

Проблема общественного прогресса.

- Прогресс и регресс.

- Противоречивость-прогресса Критерии прогресса.

- Многообразие путей и форм общественного развития.

общественный прогресс, регресс, многовариантность общественного развития,
историческая альтернатива, критерий прогресса

- Что означает слово «прогресс»?

- Чем объяснить разнообразие взглядов на прогресс?

- В чем заключается противоречивость общественного прогресса?

9/9

Свобода в деятельности человека.

- Почему невозможна абсолютная свобода.

- Свобода как познанная необходимость.- Свобода и ответственность.

- «Свобода от» или «свобода для».

- Что такое свободное общество.

§16, вопр., темы сообщений

деиндивидуализация, предопределение, свобода, свобода выбора, необходимость, ответственность, свободное общество

- Как понятие «свобода» было связано с политической борьбой в Новое и Новейшее время?

- К чему может приводить неограниченная свобода выбора?

- Как свобода трактуется в христианском вероучении?

- Покажите влияние природной необходимости на свободную деятельность людей.

- В чем выражается общественная необходимость?

урок изучения новых знаний


урок

дискуссия

10/10

Деятельность людей и ее многообразие.

- Сущность и структура деятельности.

- Потребности и интересы.

Содержание и формы духовной деятельности.

- Создание и освоение духовных ценностей.

- Духовная жизнь общества.

Трудовая деятельность.

- Труд как вид человеческой деятельности.

- Человеческий фактор производства.

- Социальное партнерство

деятельность, мотивы деятельности, потребности, интересы, творчество, цель, средства достижения цели, действия, бессознательное

- В чем заключается социальная сущность деятельности?

- Какова структура деятельности?

- Что такое субъект и объект деятельности?

- Как связаны между собой цель, средства и результат деятельности?

- Каковы мотивы деятельности?

- Как соотносятся потребности и интересы?

11/11

Политическая деятельность.

- Политика как деятельность.

- Цели и средства политической деятельности.

- Политические действия.

- Власть и властная

деятельность.

- Легитимность власти.

политика, власть, политическая власть, легитимность власти,
политические действия, властвование, харизма

- Каковы признаки политики как особого вида деятельности?

- Как связаны цели и средства в политике?

- Как можно классифицировать политические действия?

- Что такое власть?

- Чем отличается политическая власть от других видов власти?

- Какая власть признается легитимной?

- Чем характеризуются основные типы легитимности?

- В чем заключается властная деятельность?

12/12

Проблема познаваемости мира.

- Бытие и познание.

- Познаваемость мира как философская проблема.

- Познание как деятельность.

- Чувственное познание: его возможности и границы.

- Сущность и формы рационального познания.

знание, познавательная деятельность, онтология,

- В чем заключается философский смысл категории «бытие»?

- Что такое онтология?

- Как в истории философской мысли решался вопрос о соотношении бытия и познания (сознания)?

- Что изучает гносеология?

- В чем смысл философского вопроса о познаваемости мира?

урок изучения новых знаний

13/13

Истина и ее критерии.

- Объективность истины.

- Критерии истины.- Абсолютная и относительная истина.

- Истина и заблуждение.


эмпиризм, рационализм, практика как критерий истины, относительная истина, абсолютная истина,сенсуализм, критерийэмпиризм, рационализм, практика как критерий истины, относительная истина, абсолютная истина,

- Каково классическое определение истины как философского понятия?

- В чем выражается объективность истины?

- Чем, по мнению эмпириков, обеспечивается истинность наших знаний?

- Покажите познавательную и мировоззренческую ограниченность эмпиризма?

- Каков главный критерий истины с позиций рационалистов?

- В чем недостатки этого подхода?

- Что включает в себя практика как критерий истины?

- Раскройте возможности и границы использования критерия «практика» в оценке результатов познавательной деятельности.

урок лекция

14/14

Многообразие путей познания мира.

- Миф и познание мира.

- «И опыт, сын ошибок трудных...». - Народная мудрость и здравый смысл.- Познание средствами искусства.

виды и уровни человеческих знаний, мифологическое и рационально-логическое знание, жизненный опыт и здравый смысл,
гносеология, эсхатология, художественный образ, паранаука.

- В чем проявляется многообразие путей познания мира человеком?

- Какие пути познания мира, помимо научного познания, существуют? Что их объединяет? Чем они различаются?

- Чем отличается результат познания средствами искусства от иных результатовпознавательной деятельности человека?

урок изучения новых знаний


15/15

Научное познание.

- Особенности научного познания.

- Два уровня научного знания.

- Методы научного познания.

- Дифференциация и интеграция научного знания.

- Как происходят научные революции.

- Научное мышление и современный человек.

научная теория, эмпирический закон, гипотеза, научный эксперимент, моделирование, научная революция,
дифференциация, интеграция

Каковы основные отличия научного познания от обыденного?

- Чем характеризуется эмпирический уровень научных знаний?

- Что присуще теоретическому уровню науки?

- Соотнесите уровни и методы научного познания.

- Что отличает эксперимент от- наблюдения?

- Какова роль гипотезы в научном познании?

16/16

Социальное познание.

- Научное познание природы и общества.

- Основные принципы научного социального познания.- Обыденное и научное социальное знание.

- Социальные науки и гуманитарное знание.

комбинированный урок

17/17

Знание и сознание.

- Что такое сознание.

- Сознание индивидуальное -и общественное. Сущность и особенности общественного сознания.

- Теоретическое и обыденное сознание.


общественное , индивидуальное сознание, общественная психология, идеология,
сознание, массовое сознание, общественное мнение обыденное

- Как понималась сущность сознания сторонниками различных точек зрения?

- Как связаны между собой общественное сознание и духовная культура?

урок изучения новых знаний



18/18

Итоговое повторение по теме «Человек и общество».

Сравните реформы и революцию по следующим критериям: 1)глубина и масштаб воздействия на общественную жизнь; 2)роль народных масс; 3)прогнозируемость последствий.


Литература для учителя

  1. 1.Азаров А.Я., Болотина Т.В. Права человека: Пособие для учителя. М., 1995.

  2. 2.Алексеев С.С. Философия права. М., 1998.

  3. 3.Воскресенская Н.М., Давлетшина Н.В. Демократия: государство, общество. М., 1997.

  4. 4.Дидактические материалы по курсу «Человек и общество».- М., 2005.

5.Единый государственный экзамен 2010,2011,2012,2013г.: Контрольные измерительные материалы

  1. 6.Задания и тесты по обществознанию: 10 кл. - М., 2012-13.

  2. 7.Задания и тесты по обществознанию: 11 кл. - М., 2012-13.

  3. 8.Итоговая аттестация по обществознанию. - М., 2012.

  4. 9.Кармин А.С. Философия. М., 2001.

  5. 10.Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. М., 1997.

  6. 11.Кравченко А.И. Введение в социологию. М., 2010.

  7. 12.Крапивенский С.Э. Социальная философия. М., 1998.

  8. 13Методические рекомендации по курсу «Человек и общество»: 10 кл. - Ч. 1. - М., 2012.

  9. Методические рекомендации по курсу «Человек и общество»: 11 кл. - Ч. 2.- М., 2012.

  10. Обществознание: 10 кл.: базовый уровень: метод. рекомендации: пособие для учителя. /Под ред. Л.Н. Боголюбова. М., Просвещение, 2012.

  11. Обществознание: 11 кл.: базовый уровень: метод. рекомендации: пособие для учителя. /Под ред. Л.Н. Боголюбова. М., Просвещение, 2012.

  12. Оценка качества подготовки выпускников средней школы по обществознанию. - М., 2010,2012

  13. 17.Никитин А.Ф. Школьный юридический словарь. М., 2004.

  14. 18.Певцова Е.А. Основы правовых знаний: Практикум для ст. кл. М., 2000.

  15. 19.Права человека. История, теория, практика. М., 1995.

  16. Религии народов современной России: словарь. /Ред.-колл. М.П. Мчедлов и др. М., 2002.

  17. 21.Сборник кодексов РФ. М., 2010.

  18. 22.Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии. М., 2000.

  19. 23.Философия. Человек и жизнь. /Под ред. Н.С. Кожеуровой. М., 2002.

  20. 24.Экономическая теория: учеб. Для студентов вузов. /Под ред. В.Д. Камаева. М., 2003.

  21. 25.Юридическая энциклопедия. М., 2001.



12

© 2010-2022