Конспект по русской литературе на тему «Проблемное изложение на уроках русской литературы»

"Описание материала:В данной статье подробно "описаны преимущества проблемного изложения на уроках русской литературы.Проблемное изложение наиболее уместно при изучении нового материалаВ статье приедены варианты проблемного изложения материала при изучении рассказов А.П.Чехова «Хамелеон» и И.С.Тургенева «Муму»Ответы учеников на проблемные вопросы могут быть разными, даже не всегда согласны с учителем, но учитель должен показать как минимум два взгляда на изучаемую проблему.Учитель должен рассказ...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проблемное изложение на уроках русской литературы

Наиболее широко применяемыми методами проблемного обучения являются проблемное изложение материала, поисковая беседа, самостоятельная поисковая и исследовательская деятельность учащегося, проблемные домашние задания. Рассмотрим более подробно каждый из перечисленных методов.

Проблемное изложение наиболее уместно в тех случаях, когда учащиеся не обладают достаточным объемом знаний, впервые сталкиваются с тем или иным явлением. В этом случае поиск осуществляет сам учитель. По существу, он демонстрирует учащимся путь исследования, поиска и открытия новых знаний, готовя их тем самым к аналогичной самостоятельной деятельности в дальнейшем. Проблемное изложение требует от учителя не только свободного владения учебным материалом, но и знаний о том, какими путями шла наука, открывая свои истины.

При проблемном изложении материала учитель руководит мыслительным процессом учащихся, ставит вопросы, которые заостряют их внимание на противоречивости изучаемого явления и заставляют задуматься. И прежде чем учитель даст ответ на поставленный вопрос, учащиеся уже могут дать ответ про себя и сверить его с ходом рассуждений и выводом учителя.

Целесообразно, чтобы учащиеся в тетрадях делали конспективные записи изложенного( хотя бы в форме плана). Подготавливая материал для проблемного изложения, учителю следует выделить то, что ученики должны записать в тетради. При проблемном изложении часто оказывается полезным разделять материал на отдельные логически связанные части. После изложения каждой такой части учащимся разрешается задавать вопросы.

Ниже показаны варианты проблемного изложения материала при изучении рассказов А.П.Чехова «Хамелеон» и И.С.Тургенева «Муму».

Начиная урок, учитель не говорит о том, что Чехов был «обличителем» или «обвинителелем», а просто выразительно читает рассказ.Вдоволь поиздевавшись над незадачливым Очумеловым,посмеявшись от души над другими персонажами рассказа,класс дружно осуждает «хамелеонство».Затем учитель делает небольшую паузу и спрашивает:

-Как вы думаете, почему главный герой рассказа стал таким «хамелеоном»?

Обычно в ответах -ссылки на такие качества героя,как трусость, чинопочитание, приспособленчество.

Учитель продолжает:

-На мой взгляд, разгадка заключена в самом начале рассказа. Послушайте и найдите, что здесь необычного: «Через базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке.За ним шагает рыжий городовой с решетом,доверху наполненным конфискованным крыжовником».

-Шинель! - кричит догадливый ученик. - Лето,жара, а он - в шинели !

-В новой шинели , - уточняет учитель. - Теперь подумайте: Почему полицейский надзиратель надел в жару новую шинель?

-Напугать хотел жителей своим видом.

-А разве его летняя форма не такая грозная?

Учитель подхватывает:

-А если он решил похвастаться новой шинелью, следовательно, она для Очумелова - значительная ценность , благодаря которой он просто вырастает в собственных глазах.

Учитель рассказывает об искусстве детали, о том , что в художественном произведении «все ружья стреляют»,т. е. Каждое слово, деталь несут определенную смысловую нагрузку.

Задача читателя - понять, «расшифровать» этот смысл.Иногда разгадка лежит за пределами произведения - в реальной жизни,в других произведениях и даже в творчестве другого писателя. И зачастую связующей нитью служит конкретный факт, деталь, на основе которых может быть построено произведение. Тогда давно знакомый нам текст может открыть нечто неожиданное.

На предыдущих уроках было найдено время прочитать не включенную в программу повесть Н.В.Гоголя «Шинель».Поэтому ребята без особого труда вспоминают,кому из литературных героев шинель была очень дорога.Ученики восстанавливают в памяти сюжет «Шинели», дружно жалеют Акакия Акакиевича.И тут учитель «подбрасывает» мысль

-Ребята,не кажется ли вам, что Очумелова и Башмачкина можно как-то сравнить?

-Да,у них есть что-то общее. Наверное, страх перед начальством,неуверенность в себе.

-Так уж и страх! А его наглость? - спорят ученики.

-И наглость его от страха!

-Действительно,- обобщает учитель- Возможно, Очумелов мог быть и неплохим человеком. Скорее всего, стать «хамелеоном» его вынудил страх перед начальством, неуверенность в себе - чувства, знакомые и Акакию Акакиевичу.Человек потерял себя, «очумел»,т.е. заразился отравой,разлитой вокруг,-чинопочитанием,беззаконием,несправедливостью.Люди перестали быть нормальными людьми.Видимо,поэтому человеческое выражение глаз отмечено Чеховым только у главного виновника переполоха - белого борзого щенка: «В слезящихся глазах его - выражение тоски и ужаса».Люди же в рассказе потеряли важные человеческие качества, и их фамилии подчеркивают это:Хрюкин, Очумелов, Елдырин, Пичугин, Жигалов... Нравственное падение человека обусловлено нездоровым климатом в обществе.Поэтому все выходки этого несчастного Очумелова вызывают не только раздражение и презрение,но и жалость.

Учитель выслушивает мнение учеников,убеждается,что они задумались над произведением, заинтересовались Чеховым.

Проблемно преподнести материал учитель может и при изучении рассказа И.С.Тургенева «Муму».

После первичного чтения учитель рассказывает о том,что сюжет его построен на реальном факте:прообразом богатыря Герасима послужил крепостной Варвары Павловны Тургеневой, матери писателя, немой дворник Андрей, и у него действительно была собака,но после ее гибели Андрей остался верен своей госпоже. По единодушному признанию критиков, образ богатыря Герасима вырос в нем до символа могучего, грозного в своем молчании народа, который вскоре покончит с дряхлым классом угнетателей: ведь произведение заканчивается уходом богатыря от сумасбродной барыни.

-Как вы думаете, ребята, Герасим является победителем или побежденным?

-Конечно,победителем,ведь он стал свободным, вернулся в родную деревню,занялся привычным делом - крестьянской работой.

-Все верно, Герасим вернулся в родные места. Казалось бы надо радоваться освобождению Герасима,но у нас остается какое-то тревожное,щемящее чувство. Чем оно вызвано?

-Гибелью Муму,-безошибочно отвечают ученики.

-Да,вы правы.Обратите внимание на то,как ведет себя Герасим после ухода от барыни.

Учитель перечитывает последнюю страницу расказа и останавливается на словах: «Герасим...как лев выступал бодро и сильно».

-Ребята,вспомните содержание рассказа Л.Н.Толстого «Лев и собачка».На мой взгляд, оно перекликается с «Муму» И.С.Тургенева.Как вы думаете,почему лев(зверь) погиб от тоски по своему другу, а человек, сильный,как лев, погубил единственного друга?

Мнения могут быть самыми разными.Выслушав их,учитель ставит совсем,казалось бы, неожиданную проблему:

Можно ли предположить, что гибель Муму явилась откупом Герасима от барыни за свою свободу? Ведь он мог уйти вместе с собакой, но предалсвоего друга, ценой жизни которого завоевал себе свободу. И не случайно Герасим остается навеки один - ни семьи, ни даже собаки нет у него.Вероятно, он, чувствуя свою вину, сам себя обрек на одиночество.Это стало его покаянием и страшным наказанием за однажды совершенное непоправимое преступление: «И живет до сих пор Герасим бобылем в своей одинокой избе...».

В этот момент необходимо выслушать учеников, дать им возможность поразмышлять, а затем перейти к заключительной части урока.

-Так как же нам понимать этот рассказ: как действительно происшедшую в жизни историю, но с несколько измененным писателем финалом; как произведение антикрепостническое, в котором богатырь Герасим, олицетворяющий собой могучий, но немой народ, во всех отношениях превосходит дряхлый класс угнетателей; или как рассказ о страшном преступлении человека - предательстве?

Обычно учащихся не устраивает ни одна из предложенных трактовок. Общий вывод, к которому они приходят с помощью учителя, таков: «Муму»- произведение, созданное на основе событий, действительно происходивших когда-то в семье Тургеневых, о могучих силах,таящихся в народе, о его бесправном положении в крепостном обществе, а также о том, что любое угнетение приводит к проявлению в людях самых низменных черт.

Пусть ученики не всегда согласны с учителем, - учителю не обязательно настаивать на своем, но он должен показать как минимум два взгляда на изучаемую проблему,ситуацию,анализируемое произведение. В этом - залог творческого роста школьников, становления их как людей мыслящих, способных самостоятельно, а не из-под палки, читать и постигать русскую классическую литературу, основной пафос которой - гуманизм, добро.

При проблемном подходе на уроках и применении эвристических методов каждый ребёнок имеет возможность раскрыть себя, развить свой творческий потенциал, преодолеть психологические барьеры.

Ребёнок учится не бояться и успешно разрешать встающие перед ним жизненные проблемы, развиваются ключевые жизненные компетенции ученика. На уроках осуществляется личностно-ориентированный подход. Между учителем и учеником устанавливаются уважительные, гуманные и доверительные отношения.

Уроки литературы должны стать школой любви к человеку,понимания,терпения, снисходительности. И пусть ребята лучше жалеют героев, чем презирают их, пусть пытаются понять их, а не клеймят с ходу. Жалость, сочувствие, внимание и понимание - верный путь к добру.


© 2010-2022