Урок по теме: Молодежь в современном мире

Тема: Молодежь в современном мире.Цели: 1. Познакомить учащихся с возрастными рамками молодежи, ее проблемами, особенностями субкультуры.2. Способствовать формированию чувства патриотизма и ответственности за свои поступки. 3. Развивать умения и навыки анализа ситуации и правил ведения дискуссии.Оборудование: мультимедиа, диск с фильмом, рабочие тетради.I.    Организационный моментII.    Изучение нового материала.- Ребята! Посмотрите на экран.Глядя на вопросы, я думаю, вам нетрудно будет догадат...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Молодежь в современном мире.

Цели:

1. Познакомить учащихся с возрастными рамками молодежи, ее проблемами, особенностями субкультуры.

2. Способствовать формированию чувства патриотизма и ответственности за свои поступки.

3. Развивать умения и навыки анализа ситуации и правил ведения дискуссии.

Оборудование: мультимедиа, диск с фильмом, рабочие тетради.

  1. Организационный момент

  2. Изучение нового материала.

- Ребята! Посмотрите на экран.

- Кто мы?

- Сколько нас?

- Какие мы?

- Какие у нас проблемы?

- Кем быть?

- Кто нас поймет?

- Для чего мы нужны?

Глядя на вопросы, я думаю, вам нетрудно будет догадаться о ком пойдет речь сегодня на уроке.

(ответы учащихся: о молодежи)

- Правильно о молодежи, а точнее о молодежи в современном мире.

Говорится тема урока, ставятся цели.



Тема нашего урока: Молодежь в современном мире.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с возрастными рамками молодежи, ее проблемами, особенностями субкультуры.

- Продолжим формировать чувства патриотизма и ответственности за свои поступки.

- Будем развивать умения и навыки анализа ситуации и правил ведения дискуссии.

- У вас на столах лежат тетради, в которых вы сегодня будете работать. Давайте откроим их и запишем тему нашего урока.

(учащиеся записывают тему урока)

Этот урок не только для вас, но и о вас. Именно вы, 16-17- летние, еще сидящие за школьной партой, но уже устремленные в большую жизнь, находитесь в той замечательной и ответственной поре, которую и называют - молодостью.

? - Ребята, кого относят к молодежи?

(ответы учащихся)

Молодежь - это социальная группа людей в возрасте от 16 до 30 лет.

- Давайте запишем это понятие в тетрадь.

(учащиеся записывают понятие)

- Обратите внимание на слайд. Согласно статистики, в России проживает около 55, 3 млн. молодых людей, это больше, чем треть населения нашей огромной страны.

У молодежи не так существенны возрастные границы, как характерные специфические черты молодежного сознания и поведения.

Одно из главных, по мнению психологов, обретение этого периода - открытие собственного «Я». Если для подростка важны в первую очередь внешние события, поступки, то со вступлением в пору юности все большую значимость для человека приобретает его внутренний мир. Собственные мысли и чувства становятся не меньшей реальностью, чем окружающая действительность. Человек все отчетливее и глубже осознает свою индивидуальность. И если в отрочестве у многих преобладало стремление быть такими, как другие, то в юности собственная уникальность осознается как ценность; ее развивают, ее демонстрируют.

Молодость это пора новых открытий, надежд, планирование своего будущего. Я предлагаю вам заглянуть в ваше недалекое будущее.

?- Каким вы его видите?

(ответы учащихся: экзамены, выпускной, поступление в учебные заведения, получение образования, профессии)

?- А какую роль играет образование в современных условиях?

(ответы учащихся)

И сегодня образование рассматривается как важнейший показатель социального статуса человека. Сделав выбор сейчас, вы планируете свое будущее.

На каких же принципах строится образование в нашем государстве?

В законе РФ об образовании говорится, что государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

Но в последнее время распространение получило платное образование.

?- Что положительного, а что отрицательного в платном образовании платного?

(ответы учащихся)

Сторонники платного образования указывают, что частные вузы привлекательнее, престижнее. К минусам государственных вузов относят так же и, то, что они слабо ориентированы на новые специальности, востребованные на рынке. Следствием этого является высокий уровень безработицы среди выпускников.

- Я думаю, вы согласитесь со мной, что престижность профессии в наше время играет не последнюю роль.

? - А какие профессии являются престижными на рынке труда?

Давайте с вами вместе попытаемся сделать вывод роли профессии и ее месте в нашей жизни.

(учащиеся формулируют вывод)

В последнее время, среди взрослых бытует мнение о том, что современная молодежь отходит от культуры, и создает свою собственную.

? Давайте с вами вспомним, что означает термин культура?

(учащиеся дают ответы)

? - Давайте обратим свое внимание на слайд и посмотрим, как же трактует понятие культура в словаре русского языка Ожегова.

Культура - это исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

(учащиеся записываю понятия в тетрадь)

? - А какие культуры создает молодежь? Приведите примеры? Как мы будем называть такую культуру?

(ответы учащихся: может ответят субкультура)

? - Давайте посмотрим, в чем различия культуры и субкультуры?

(ответы учащихся: приставка суб)

? - Кто-нибудь знает, что означает приставка суб?

(ответы учащихся)

- В большом энциклопедическом словаре приставка суб - трактуется следующим образом:

Суб - (лат. sub-) - приставка, означающая: расположение под чем-либо, ниже чего-либо; неполноту качества, свойства.

? - Тогда, что мы будем понимать под субкультурой?

(ответы учащихся: низшая культура)

- Давайте посмотрим, как трактует понятие субкультура словарь русского языка Ожегова.

Субкультура - это определенный стиль, способ жизни и мышления обособляющихся внутри общества отдельных социальных групп.

(учащиеся записывают понятие в тетрадь)

? - А какие субкультуры вам знакомы?

(ответы учащихся: эмо, готы, сатанисты, панки, скинхеды, рэперы, граффиттеры)

Изучая данный вопрос, я решила провести социологический опрос - людям разных возрастов задавался вопрос: Какие субкультуры вы знаете? Посмотрите, что у меня получилось. Посмотрите на слайд. Самыми популярными ответами были следующие.

(на слайде перечисляются субкультуры)

У нас в тетрадях дана незаполненная схема: «Виды субкультур». Давайте впишем наиболее распространенные субкультуры в пустые клеточки.

(учащиеся заполняют схему)

? - Может кто-нибудь из вас относится к одной из перечисленных субкультур? Сможет рассказать о своей субкультуре.

(ответы учащихся) Может кто-нибудь расскажет о своей субкультуре.

Эмо. У представителя данной субкультуры всегда неоднозначный стиль одежды и внешности вообще. Эмо - это отдельная идеология, причем безобидная, мы имеем право, как поддерживать ее, так и противостоять ей, но не стоит забывать, что каждый человека выбирает стиль своей одежды, любимую музыку и свою линию поведения и никто не вправе ущемлять человека в его правах.

Готы и сатанисты. Как правило, готы, это люди ищущие вдохновения, а значит творческие люди. И их увлечение данной субкультурой ничто иное, как просто способ насытиться энергией. А их вид (пусть даже кого-то пугающий), это просто ответ, созданный в противовес ничего настоящему гламуру, в котором за картинкой пустота. Здесь так же есть опасные подтечения. Существуют сатанисты. Их идеология - идеология эпатажа и бунт против церковно-традиционалистской системы. Именно люди из такой субкультуры могут пойти на осквернение церковных предметов, жертвоприношение и прочие действия, основанные на поклонение сатане.

Панки. В идеологии панков заложена идея угрозы. Она необходима, чтобы доказать жизнеспобность самой системы и ее правильный путь развития. Панк - это антисистема. И если бы система была плоха, панк бы смел ее. Раз ему это не удалось, значит система прекрасна. Молодежь, по мнению панков - спасение, нечто вроде сторожевой собаки.

Скинхэды. Идея субкультуры скинхэдов (бритая голова) - только сильные могут жить. Следовательно, нужно быть сильным, и не только телом, но и духом. Свою идею они принимают слишком буквально. Именно за скинхедами очень часто замечаются приступы без причинной агрессии по отношению к другим людям. Они совершенно не боятся убить "не своего", и даже в некоторой степени стремятся к этому.

Рэперы. Человек-рэпер не только занимается спортом в основном стритболом (уличный баскетбол), но он и проявляет себя творчески. А проявление таланта всегда приводит в росту личности. Субкультура рэперов достаточно демократична, не теряет связи с молодежной культурой, хотя очевидно, что ее идентичность поддерживается изнутри.

Граффиттеры. Граффити - изначально значит "нацарапанный". Именно представителей этой субкультуры можно увидеть на зданиям, заборах, они наносят строки песен и прочие надписи в огромном количестве.

? - Ребята, а как вы относитесь к таким проявлениям такой воли молодежи, стремление примкнуть к одной из субкультур?

(ответы учащихся «+» или «-»)

? - А как вы думаете, почему молодежь примыкает к субкультурным движениям?

(ответы учащихся)

Могут быть следующими:

  1. Потребность в общении.

  2. Отсутствие понимание со стороны взрослых.

  3. Проблемы в жизни, надежда найти понимание.

- Вот и мы подошли к изучению следующего вопроса: «Проблемы современной молодежи»

- У вас в тетрадях выделен заголовок: «Проблемы современной молодежи» и ниже даны пустые строчки. Я предлагаю вам самостоятельно заполнить их, а затем мы их озвучим.

- На выполнение этого задания вам дается 1 минута.

(учащиеся заполняют строки (1-2 минуты))

- Давайте посмотрим, что у вас получилось, озвучим проблемы вслух.

( учащиеся озвучивают проблемы)

- Посмотрите, а это проблемы, которые обозначили учащиеся нашей школы? Давайте сравним? Какой вывод можно сделать?

(учащиеся формулируют вывод)

- Да вы правильно отметили, что проблемы молодежи похожи.

? - А есть ли пути решения этих проблем?

(ответы учащихся: да)

? - Какие пути выходы из ваших проблем есть?

(учащиеся озвучивают пути)

? - К кому вы можете обратиться за помощью?

(ответы учащихся: родители, друзья, различные службы, телефон доверия)

- В настоящее время у нас в государстве существует множество служб поддержки молодежи, «Телефоны доверия», куда вы можете обратиться за помощью. Я предлагаю вам записать его себе в тетрадь. Он у нас на слайде.

____________________________

Вывод: Выход есть! Есть всегда! Из любой ситуации, любой проблемы, тем более, что есть люди, которые вас всегда поддержат, протянут руку помощи, не оставят вас в трудную минуту. Не замыкайтесь в себе.

- Я - это Я. Другой - иной, он не Я. И он имеет право быть!

- Сегодня на уроке я услышала от вас зрелые суждения. Наиболее активных - это … я жду на перемене с дневниками.

- А сейчас давайте посмотрим фильм, который возможно поможет вам ответить на поставленные в начале урока вопросы.

Просмотр фильма

- Спасибо за урок. Мне было приятно с вами работать. - До свидания!







© 2010-2022