• Преподавателю
  • Обществознание
  • Конспект по обществознанию Уголовное право 11 кл (в прил добавить статистику своего региона, города. .. .) Урок провожу в течении неск лет!

Конспект по обществознанию Уголовное право 11 кл (в прил добавить статистику своего региона, города. .. .) Урок провожу в течении неск лет!

Тема: Уголовное право. Наказание и его последствия. Уголовная ответственность несовершеннолетних и её особенности. Цели урока: 1.расширить и углубить знания учащихся о юридической ответственности; 2.рассмотреть особенности уголовной ответственности,  обстоятельства, исключающие уголовную ответственность 3.раскрыть особенности уголовной ответственности несовершеннолетних; 4.сформировать умение применять полученные знания при решении учебных ситуационных задач. Основные понятия: преступление, угол...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обществознание 11 класс

Тема: Уголовное право. Наказание и его последствия. Уголовная ответственность

несовершеннолетних и её особенности.

Цели урока:

1. расширить и углубить знания учащихся о юридической ответственности;

2. рассмотреть особенности уголовной ответственности, обстоятельства, исключающие уголовную ответственность

3. раскрыть особенности уголовной ответственности несовершеннолетних;

4. сформировать умение применять полученные знания при решении учебных ситуационных задач.

Основные понятия: преступление, уголовная ответственность, наказание, вина, необходимая оборона,

крайняя необходимость.

Ресурсы к занятию: Уголовный кодекс РФ; Конституция РФ; задачи по теме; статистика преступлений подростков (Россия, Златоуст)

План урока:

1. Уголовная ответственность и её отличия от других видов юридической ответственности.

2. Причины наступления уголовной ответственности.

3. Уголовная ответственность и наказание.

4.. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних.

Ход урока

Эпиграф: Незнание закона не освобождает от ответственности

1.Организация класса. Постановка целей урока.

2. Повторение пройденного материала.

3.Погружение:

-Послушайте три реальных истории, которые случились прошлым летом:

История первая. Вечером Иван поссорился с Николаем. А через два часа, когда наступила темнота, Иван подкрался к сидящему на берегу реки Николаю и со словами: «Я ведь предупреждал, что убью тебя!» - нанес ему удар по голове принесенным с собой топором. Николай скончался на месте.

История вторая. Вечером во дворе Костя и Миша устроили в шутку потасовку, они бегали друг за другом, боролись. Мише надоела эта игра, и когда Костя в очередной раз попытался его повалить на землю, он со словами: «Да отстань ты от меня!» - сильно толкнул Костю. Миша не заметил, что сзади лежат сваленные в кучу кирпичи. Костя упал, ударился виском о кирпич и скончался на месте.

Третья история. Игнатов, вооруженный охотничьим ружьем, распивавший спиртные напитки всю ночь, захватил в заложники воспитанников детского сада. Он требовал деньги на выпивку. Многочасовые переговоры с Игнатовым никаких результатов не дали. Тогда сотрудник правоохранительных органов ради спасения детей из снайперской винтовки убил Игнатова.

(В первом случае суд признал Ивана виновным в совершении умышленного убийства и назначил ему наказание в виде лишения свободы сроком на 8 лет.

Во втором случае суд признал Михаила виновным в причинении смерти по неосторожности и назначил наказание в виде лишения свободы сроком 6 месяцев.

А в третьем случае сотрудник правоохранительных органов вообще не привлекался к уголовной ответственности.)

-А теперь подумайте, почему, несмотря на то, что во всех случаях погибли люди, последствия были разные? (в первом случае убийство было продуманным, преднамеренным, т.е совершение преступления из корыстных или иных низменных побуждений, во втором случае - совершение преступления по неосторожности и несовершеннолетие виновного, в третьем совершение преступления под влиянием угрозы)

- Вы уже неплохо ориентируетесь в вопросах уголовного права, так как в 9 классе теоретические основы Уголовного права мы с вами изучали.

-Цель нашего сегодняшнего урока расширить знания по уголовному праву, рассмотреть особенности уголовной ответственности, меры наказания, а так же раскрыть причины уголовной ответственности несовершеннолетних. Опираться мы будем на единственный источник российского уголовного права?

КАКОЙ? (УКРФ действующий с 1 января 1997г)

- Тема нашего урока и есть план работы.

4.- Скажите, зачем нам, по большому счёту законопослушным гражданам нужно знать Право вообще и Уголовное право в частности, читать и анализировать Уголовный кодекс, слушать такие страшные истории и решать грустные задачи?

(Нельзя построить дом, не зная законов физики и не владея навыками в строительном деле. Нельзя водить машину, не зная правил дорожного движения. Точно так же невозможно жить в современном обществе, не имея правовых знании. Человек, не разбирающийся в законодательстве, не знает о своих правах и обязанностях, не представляет, что нужно делать, если возникнет сложная ситуация, и беззащитен перед всевозможными неприятностями. Его можно заставить делать то, чего он не должен делать, или лишить того, на что он имеет право, можно запугать несуществующей ответственностью, безнаказанно унижать и не обращать внимания на его требования. Он не умеет цивилизованно защищаться и добиваться своего, не выходя за рамки закона, а вынужден терпеть унижения, вместо того чтобы призвать нарушителей к ответу. И часто мы даже не догадываемся, что в руках у каждого из нас есть мощное средство для решения наших проблем, которое называется «право» которым не так уж трудно воспользоваться, как кажется многим из нас)

-Всё верно, предупреждён, значит вооружен.

-И не забывайте такую весьма избитую фразу «Незнание закона не освобождает от ответственности»!

- Итак, что же такое уголовная ответственность?

Уг.от- обязанность лица отвечать за совершение преступления. (запись в тетрадь)

Уголовная ответственность возникает с момента совершения преступления и прекращается с погашением судимости, актом амнистии или помилования.

- А как называется мера государственного принуждения, применяемая к лицу, совершившему преступление? НАКАЗАНИЕ!

- Кто имеет право наказывать???? ГОСУДАРСТВО!!

- Только государство, а не потерпевший, пострадавший, обиженный и оскорблённый, только ГОСУДАРСТВО обладает функцией насилия, то есть может наказывать!

-А каковы цели наказания? (восстановление социальной справедливости, исправление осуждённого, предупреждение новых преступлений)

5. Практическая работа - Анализ УКРФ

-У вас на столе УКРФ, выпишите виды наказаний, предусмотренные УКРФ

(Видами наказаний являются:

а) штраф; (от 2,5 тыс, до 1 млн руб)

б) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; (от 6 мес до 5 лет)

в) лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград;

г) обязательные работы; (от 60 до 240 часов)

д) исправительные работы; (в пользу гос-ва вычитают от5 до 20 % заработка)

е) ограничение по военной службе; (от 3 мес до 2 лет)

ж) утратил силу. - Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ;

з) ограничение свободы; (от 2 мес, до 2 лет)

з.1) принудительные работы;

и) арест;

к) содержание в дисциплинарной воинской части; (от 3 мес до 2 лет)

л) лишение свободы на определенный срок; (от 2 мес до 20 лет)

м) пожизненное лишение свободы;

н) смертная казнь. (в 1997 г указом Президента наложен Мораторий (приостановление) и заменена на пожизненное заключение)

- !!!Арест и ограничение свободы не могут быть назначены беременным и женщинам имеющим детей до 8 лет, пожизненное лишение свободы не назначается мужчинам и женщинам, достигшим 65-летнего возраста.

-Сделайте вывод:

6. Решение задач

- Рассмотрим несколько ситуаций

-Из предложенных ситуаций выбрать те, за которые наступает уголовная ответственность.

1) Подростки залезли в чужой автомобиль и катались по городу.(+)

2) Друзья решили посмотреть, как устроено ружьё, купленное отцом одного из них. Играя, один из ребят направил ружьё на товарища и нажал на курок. Неожиданно для них обоих ружьё выстрелило, один из подростков погиб.(+)

3) Играя мячом во дворе, подросток разбил стекло (админ. отв)

4) На перемене подросток зашёл в раздевалку, забрал понравившуюся чужую шапку.(+)

5) Не успев подготовиться к контрольной работе, подросток позвонил директору и сообщил, что в школе заложена бомба.(+)

6) Подросток остановил первоклассника и потребовал у него денег.(+)

7) Подростки курили в туалете школы. (админ. отв)

8) Подросток перебежал улицу на запрещающий сигнал светофора. (админ. ответст)

9) Два подростка, увидев поздно вечером лежащего на обочине дороги пьяного мужчину, вынули из его карманов деньги. +

-Что объединяет все эти ситуации? (Они совершены подростками)

7. Пр.р. Анализ статистических данных (Приложение 1)

- Прочитайте документ (статистика преступлений подростков (Россия, Златоуст)

-О чём говорит документ? (огромное кол-во преступлений совершается подростками)

1) Как вы считаете, что заставляет детей идти на преступления? Чего им не хватает в жизни?

(Основными причинами явились: социальное неблагополучие семей, алкоголизация подростков, их незанятость, неорганизованность досуга, общение с лицами, склонными к совершению правонарушений, малоэффективная профилактическая работа органов системы профилактики, безнадзорность, низкий уровень правосознания; психологические особенности личности (неуравновешенность, подверженность влиянию);

Наиболее распространённое преступление - хулиганство (до 40%).

-Со скольки лет наступает уголовная ответственность несовершеннолетних? ( с 16,

За особо тяжкие преступления с 14 лет)

8. Практическая работа - Анализ УКРФ

-Особо тяжкие, это какие?

(Лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной ответственности за убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью, похищение человека, изнасилование , насильственные действия сексуального характера, кражу, грабеж, разбой, вымогательство, неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения, умышленные уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах, террористический акт, захват заложника, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, хулиганство при отягчающих обстоятельствах, вандализм, хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ, приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения)

2) Кто виноват в том, что подростки совершают такие преступления?

(семья, безнаказанность, слабая профилактика)

3) Что делать? Как преломить эту тенденцию?

ИТОГ: - Что нового и поучительного сегодня узнали? Почему важно изучать уголовное право?

(чтобы знать, как не приступить норму закона и не стать жертвой преступления)

Д/З: параграф 26 (Л.Н.Боголюбов), эссе «Подростковая преступность» (формула эссе: ВТААТААВ

Вступление - Тезис - Аргумент- Аргумент- Тезис - Аргумент- Аргумент- Вывод)

Приложение 1

Подростковая преступность в России

Согласно официальной статистике, в России насчитывается более 715 тысяч безнадзорных детей.

По другим оценкам, их от 3 до 5 млн. В полицейские подразделения ежегодно доставляются более 1 млн. детей и подростков. Несовершеннолетние совершают около 160 тысяч преступлений в год, что составляет почти 10% от общего числа зарегистрированных преступлений.

Часть из несовершеннолетних преступников отправляется отбывать наказания в воспитательные колонии. Всего в России таких 62 , там содержатся около 15 тысяч человек. После нескольких лет заключения подростки возвращаются все в ту же неблагополучную среду, где их чаще всего никто не ждет. 40% из них в течение первых трех лет после освобождения вновь совершают преступления.

Результаты оперативно-служебной деятельности за 2012 г (г.Златоуст)(сайт ЗГО)

Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних.

По итогам 2012 года отмечается снижение числа преступлений совершенных несовершеннолетними на 5,2%, в структуре подростковой преступности увеличилось число умышленных убийств на 100,0% (0-2), изнасилований на 100,0% (1-2), краж имущества на 18,3% (153-181), в том числе из квартир на 16,0% (25-29), кражами и угонами автотранспорта на 121,0% (19-42).

Вместе с тем, принимаемыми мерами по профилактике и пресечению правонарушений среди несовершеннолетних, службам МО МВД РФ «Златоустовский» Чел. обл. при взаимодействии с другими организациями города, занимающимися проблемами преступности среди несовершеннолетних, детской беспризорностью, удалось сократить, совершаемых несовершеннолетними, число преступлений по умышленному причинению тяжких телесных повреждений на 25,0% , разбойных нападений на 50,0% , грабежей на 60,4% .

В настоящее время на учете в подразделениях ПДН МО МВД РФ «Златоустовский» Челябинской области города состоит 209 несовершеннолетних, также поставлено на учет 65 родителей. С начала текущего года (2013) подразделениями и службами МО МВД РФ «Златоустовский» Челябинской области выявлено 133 несовершеннолетних - правонарушителей.


© 2010-2022