Методический материал к урокам обществознания Право

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методический материал к урокам обществознания Право

Методический материал к урокам обществознания Право

Методический материал к урокам обществознания Право

Методический материал к урокам обществознания Право


МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ К УРОКАМ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ. ЧАСТЬ 5. Право.

Учитель истории и права Куркина А.П.

Методический материал к урокам обществознания Право

ПравоМетодический материал к урокам обществознания Право

Право - это система обязательных правил поведения (норм), формально определенных и закрепленных в официальных документах, поддерживаемых силой государственного принуждения.

Правовые формы

правовой обычаи - формируется стихийно, на протяжении многих поколений.

прецедент - признание состоявшегося судебного решения образцом для решения всех подобных случаев в суде.

нормативный договор - соглашение субъектов, в котором содержатся юридические нормы, определяющие права и обязанности сторон.

нормативный правовой акт - официальный документ, созданный компетентными государственными органами и устанавливающий нормы права.Методический материал к урокам обществознания Право

Иерархия правовых актов (на примере Российской Федерации) представлена ниже (чем выше положение акта, тем большей юридической силой он обладает):

Конституция (основной закон);

законы;

подзаконные акты:

указы Президента Российской Федерации;

постановления Правительства Российской Федерации;

ведомственные нормативные акты;

нормативные акты органов местного самоуправления;

внугриорганизационные акты (приказы, распоряжения).

Методический материал к урокам обществознания Право

Субъектом правопонимания всегда выступает конкретный человек, например: гражданин, обладающий минимальным правовым кругозором, столкнувшийся с проблемами права вообще; юрист-профессионал, имеющий достаточный запас знаний о праве, способный применять и толковать правовые нормы; ученый, человек с абстрактным мышлением, занимающийся изучением права, обладающий суммой исторических и современных знаний, способный к интерпретации не только норм, но и принципов права, владеющий определенной методологией исследования.

Объектом правопонимания могут быть право в планетарном масштабе, право конкретного общества, отрасль, институт права, отдельные правовые нормы.

Содержание правопонимания составляют знания субъекта о его правах и обязанностях, конкретных и общих правовых дозволениях, запретах, а также оценка и отношение к ним как справедливым или несправедливы

Теории происхождения права.

Естественно-правовая теория берет начало еше в Древней Греции и Древнем Риме. Она связана с именами Демокрита, Сократа, Платона и отражает попытки выявления нравственных, справедливых начал в праве, заложенных самой природой человека. «Закон, - подчеркивал Демокрит, - стремится помочь жизни людей. Но он может этого достигнуть только тогда, когда сами граждане желают жить счастливо: для повинующихся закону закон - только свидетельство их собственной добродетели».

Позитивистская теория права (К. Бергбом, Г. Ф. Шершеневич) возникла в значительной степени как оппозиционная «естественному праву». В отличие от естественно-правовой теории, для которой основные права и свободы первичны по отношению к законодательству, позитивизм вводит понятие «субъективное право» как производное от объективного права, установленного, созданного государством. Государство делегирует субъективные права и устанавливает юридические обязанности в нормах права, составляющих закрытую совершенную систему. Позитивизм отождествляет право и закон.

Нормативистская теория основана на представлении о том, что право - это совокупность норм, внешне выраженных в законах и иных нормативных актах. Автором ее считают Г. Кельзена, по мнению которого право представляет собой стройную, с логически взаимосвязанными элементами иерархическую пирамиду во главе с «основной нормой». Юридическая сила и законность каждой нормы зависит от «вышестоящей» в пирамиде нормы, обладающей более высокой степенью юридической силы.Методический материал к урокам обществознания Право

Психологическая теория, родоначальником которой является Л. И. Петражицкий, правом признает конкретную психическую реальность - правовые эмоции человека. Последние имеют императивно-атрибутивный характер и подразделяются на переживание позитивного права, установленного государством, и переживание интуитивного, личного права. Интуитивное право и выступает регулятором поведения человека и потому рассматривается как реальное, действительное право.

Социологическая теория права зародилась в середине XIX в. Наиболее видными представителями социологической юриспруденции были Л. Дюги, С. А. Муромцев, Е. Эрлих, Р. Паунд. Социологическая теория рассматривает право как эмпирическое явление. Основной постулат ее состоит в том, что «право следует искать не в норме или психике, а в реальной жизни». В основу понятия права положено общественное отношение, защищенное государством. Нормы закона, правосознание не отрицаются, но и не признаются правом. Они являются признаками права, а само право - это порядок в общественных отношениях, в действиях людей. Выявить суть такого порядка, разрешить спор в той или иной конкретной ситуации призваны судебные или административные органы.

Принципы права

Принципы права - это законодательно закрепленные основополагающие начала, отражающие его сущность и определяющие содержание и порядок реализации правовых предписаний в социально значимых ситуациях.

Общие принципы права

Общие - исходные нормативно-руководящие начала, характеризующие сущность и социальную природу права в целом, к ним относятся:

1. принцип демократизма - выражается в законодательном предоставлении возможностей широким слоям населения принимать участие в обсуждении и принятии нормативных актов, влиять на содержание и практику применения уже действующих, реально использовать все формы представительной и непосредственной демократии;

2. принцип гуманизма - заключается в том, что право закрепляет такие отношения между обществом, государством и индивидом, которые основаны на человеколюбии, уважении личности, создании всех условий для ее нормального существования и развития, приоритетности прав и свобод человека (ст. 21 Конституции РФ).

3. принцип законности - означает, что все субъекты общественных отношений - государство, его органы, должностные лица, организации и граждане должны точно и неуклонно соблюдать законы и подзаконные акты, которые, в свою очередь, должны не противоречить друг другу, обеспечивая верховенство закона, соответствовать конституции и объективным закономерностям общественного развития (ст. 15 Конституции РФ);Методический материал к урокам обществознания Право

4. принцип равноправия - выражается в законодательном закреплении равенства всех граждан независимо от национальной, половой, религиозной и иной принадлежности, должностного или иного положения.

5. принцип справедливости - заключается в том, что при регулировании отношений преимущественно используются средства убеждения в необходимости определенного поведения, при правонарушении поступок человека оценивается в соответствии с моральными воззрениями большинства членов общества, а мера наказания - в соответствии с характером содеянного;

6. принцип единства прав и обязанностей - состоит в направлении поведения участников регулируемых отношений с помощью детально сбалансированных, взаимно корреспондирующих прав и обязанностей;

Межотраслевые принципы права - исходные положения, которые подчеркивают общность и специфику нескольких смежных отраслей права (принцип личной ответственности - в уголовном и административном праве; принцип состязательности - в процессуальных отраслях права и т. л.

Отраслевые - исходные положения, которые отражают специфику отношений в той или иной отрасли (принцип свободы расторжения договора в трудовом праве, принцип разделения властей - в конституционном праве и т. д.)

Функции права

Функции права - это основные направления правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общественных отношений.

Методический материал к урокам обществознания Право

Главная цель права - упорядочение, организация общественных отношений. Это означает, что с помощью права общественные отношения строятся по тем образцам, моделям, которые установлены в правовых нормах. Право проявляет себя в следующих функциях

Методический материал к урокам обществознания Право

Структура права

Структура права - это строение права, выступающее как единство устойчивых его элементов, частей.

Говоря о строении права, обычно выделяют нормы, институты, субинституты, отрасли, подотрасли, которые в свою очередь объединяются в ассоциации, группы, объединения норм или даже отраслей, например регулятивные и охранительные отрасли. В данном случае, конечно, речь идет лишь о праве, формируемом государством.

Вместе с тем более общий взгляд на право позволяет обнаружить в его структуре целые пласты, части и представить его в виде «многослойного пирога». Таких «слоев» в структуре права насчитывается шесть

Методический материал к урокам обществознания Право

Права человека (естественные права) - это возможности человека, позволяющие ему достойно жить и работать.

Принципы права. Это основные идеи, начала, руководящие положения, закрепленные в правовых нормах и выражающие сущность права.

Нормы, принятые на референдуме («референдумное право»). Эти нормы относятся к нормам позитивного права и регулируют наиболее важные принципиальные вопросы общественной жизни, вопросы, по которым воля народа должна быть выражена непосредственно, без каких-либо изменений и тем более без искажений, допускаемых иногда парламентом.

Нормы, изданные государством, или законодательные нормы. Эти нормы разрабатываются и принимаются различными федеральными государственными органами (Федеральным Собранием, Президентом, Правительством, министерствами).

Корпоративные нормы. Это правила поведения, вырабатываемые организациями и распространяющиеся на их коллективы.

Договорные нормы. Римские юристы говорили: «Договор - это закон для двоих». Этим они хотели подчеркнуть, что договоры имеют нормативный характер, поскольку в процессе их заключения также вырабатываются и правила поведения.

Отрасли российского права

Методический материал к урокам обществознания Право

Методический материал к урокам обществознания Право

Методический материал к урокам обществознания Право

Демокрит Абдерский



Методический материал к урокам обществознания Право



Великий древнегреческий философ, предположительно ученик Левкиппа, один из основателей атомистики и материалистической философии.









ПЛАТОН

Методический материал к урокам обществознания Право





Древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля. Принято считать, что Платон является одним из основателей идеалистического направления в мировой философии.

Основными политическими произведениями Платона являются трактаты «Государство», «Законы» и диалог «Политик».

Наиболее известным диалогом Платона является «Государство». Он описывает политическую утопию, противопоставляемую круговороту реальных государственных форм.









СОКРАТ



Методический материал к урокам обществознания Право



Древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии - от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека. Его деятельность - поворотный момент античной философии. Своим методом анализа понятий (майевтика, диалектика) и отождествлением положительных качеств человека с его знаниями он направил внимание философов на важное значение человеческой личности. Сократа называют первым философом в собственном смысле этого слова. В лице Сократа философствующее мышление впервые обращается к себе самому, исследуя собственные принципы и приёмы.

Победоносцев Константин Петрович

Методический материал к урокам обществознания Право

Победоносцев Константин Петрович (1827-1907), русский политический деятель, ученый-правовед и публицист.

Сын профессора словесности Московского университета и внук священника, родился в Москве 21 мая (2 июня) 1827. В 1846 окончил училище правоведения, поступив на службу в департаменты Сената. В 1860-1865 занимал кафедру гражданского права в Московском университете. С 1861 преподавал законоведение великим князьям, в том числе будущим императорам - Александру III и Николаю II. Сенатор (1868), член Государственного совета (1872), обер-прокурор Св. Синода (1880).

Монтескье Шарль Луи де

Методический материал к урокам обществознания Право



Шарль Луи де Монтескье (родился 18 января 1689 - умер 10 февраля 1755) - французский писатель, правовед и философ, автор романа «Персидские письма», статей из «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремёсел». Собеседник французского исследователя спорных вопросов международного права Г. Мабли

Алексеев

Сергей Сергеевич

Методический материал к урокам обществознания Право



Алексеев Сергей Сергеевич, родившийся 28.07.1924, самый известный отечественный правовед. Занимавшийся в начале своей научной карьеры гражданским правом, позже он обратился к общей теории права. Именно он подготовил одно из самых востребованных в советское время пособий по общей теории права - «Общую теорию права», а затем - «Проблемы общей теории права».

СЕРГЕЙ АНДРЕЕВИЧ КОТЛЯРЕВСКИЙ

Методический материал к урокам обществознания Право



Сергей Александрович Котляревский родился 23.07.1873 года в семье действительного статского советника. С 1899-го года Котляревский преподавал в Московском императорском университете в звании приват-доцента на кафедре всеобщей истории. В 1902-м году Котляревский защитил магистерскую диссертацию об ордене францисканцев, а в 1904-м году - докторскую. Две его наиболее известные сейчас работы, «Власть и право» и «Конституционное государство», читаются и переиздаются до сих пор. В этих трудах, посвящённых конституционному праву и теории государства и права, автор пытался построить теорию разделения властей в Российской империи.

Федор Никифорович Плевако



Методический материал к урокам обществознания Право

Фёдор Никифорович Плевако (25 апреля 1842, Троицк - 5 января 1909, Москва)- адвокат, юрист, судебный оратор, действительный статский советник.







Муромцев

Сергей Андреевич





Методический материал к урокам обществознания Право



Сергей Андреевич Муромцев (23 сентября (5 октября) 1850, Петербург - 4 октября (17 октября) 1910, Москва) - русский правовед, публицист и политический деятель из дворянского рода Муромцевых. Представитель социологического подхода к праву. Профессор Московского университета. Председатель Первой Государственной думы (1906).

© 2010-2022