Конспект урока обществознания в 11 классе на тему Юридическая ответственность

Урок в 11 классе по теме «Юридическая ответственность» Цель: способствовать формированию правовой культуры учащихся на примере изучения темы «Юридическая ответственность» Задачи урока: 1. Формирование основ правовых знаний. Развитие понимания правонарушения как общественно опасного противоправного деяния. Развитие способности оценивать свои действия и действия окружающих с точки зрения права. 2. Формирование общенаучных и общекультурных навыков работы с информацией, умения правильно организоват...
Раздел Обществознание
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №1» г. Альметьевск РТ






Конспект урока по обществознанию

в 11 классе

по теме «Юридическая ответственность»






Разработала и провела: учитель обществознания и истории

Данилова Анастасия Валерьевна








2014-2015 учебный год

Урок в 11 классе

по теме «Юридическая ответственность»

Тип урока: комбинированный урок.

Цель: способствовать формированию правовой культуры учащихся на примере изучения темы «Юридическая ответственность»

Задачи урока:

1. Формирование основ правовых знаний. Развитие понимания правонарушения

как общественно опасного противоправного деяния. Развитие способности оценивать свои действия и действия окружающих с точки зрения права.

2. Формирование общенаучных и общекультурных навыков работы с информацией, умения правильно организовать информационный процесс.

3. Воспитание негативного отношения к противоправному поведению, представления о неотвратимости наказания за совершение правонарушений.

Учебные вопросы:

1. Правомерное поведение, его виды.

2. Понятие и признаки правонарушения.

3. Виды правонарушений.

4. Понятие юридической ответственности.

5. Виды юридической ответственности.

Оборудование:

1) компьютер, мультимедийный комплекс из проектора, большого экрана,

звуковых колонок. На компьютере установлена операционная система Windows XP;

2) электронная презентация, созданная средствами программы - редактора презентаций;

3) текст тестовой проверочной работы;

План урока:

1. Организационный момент (1,5-2 минуты).

2. Проверка домашнего задания и усвояемости ранее изученного материала (5-8 минут).

3. Изложение нового материала по 1-2 учебным вопросам. Составление учениками краткого конспекта текста лекции (до 10 минут).

4. Решение юридической задачи (до 5 минут)

5. Изложение нового материала по 3-5 учебным вопросам. Составление учениками краткого конспекта текста лекции (10 минут).

6. Тестовый контроль (до 5 минут).

7. Подведение итогов урока и доведение домашнего задания (2 минуты).

1. Проверка готовности к уроку: ученики выстраиваются в кабинете у рабочих мест. После приветствия учителя ученики занимают места в классе, в классном журнале отмечаются отсутствующие.

Преподаватель объявляет тему и цель урока, учебные вопросы; доводит порядок его проведения. На экране в это время демонстрируется слайд 1: тема урока, учебные вопросы.

Конспект урока обществознания в 11 классе на тему Юридическая ответственность





2. Проверка ранее изученного материала и домашнего задания

Ранее на уроках нами были изучены основные права человека, гарантированные Конституцией РФ, а также права ребенка, установленные Международной Конвенцией о правах ребенка. Вашим домашним заданием было привести примеры основных прав ребенка из знаменитых сказок. Давайте проверим! Ученики приводят различные примеры.

Молодцы, ребята! А теперь я буду приводить примеры их сказок, а вы определите нарушение норм права.

1. Вспомните сказку А. Пушкина «Сказка о царе Салтане». Там есть такие слова:

В бочку с сыном посадили,

Засмолили, покатили

И пустили в Окиян -

Так велел де царь Салтан.

Какое право было нарушено? (Главное право каждого человека - право на жизнь).

2. Сказка «Маша и медведь»

«Вернулся вечером медведь, увидел Машеньку, обрадовался.

- Ага, - говорит, - теперь не отпущу тебя! Будешь у меня жить. Будешь печку топить, будешь кашу варить, меня кашей кормить.

Потужила Маша, погоревала, да ничего не поделаешь. Стала она жить у медведя в избушке(право ребенка на сохранение своей индивидуальности, включая имя, семейные связи).

3. Сказка «Лиса и серый волк»

«В это время идёт баба с вёдрами за водой. Увидела волка и закричала:
- Волк, волк! Бейте его! Волк - туда-сюда, не может вытащить хвост. Баба бросила вёдра и давай его бить коромыслом. Била, била, волк рвался, рвался, оторвал себе хвост и пустился наутёк».

(Право на защиту от всех форм физического и психологического насилия, грубого обращения или эксплуатации, от пыток и жестокости, бесчеловечных или унижающих достоинств).

Отлично! Вы хорошо усвоили права человека! А теперь переходим к нашей сегодняшней теме.

3. Объяснение нового материла и конспект учащихся:

Правомерное поведение, его виды.

Совершая, те или иные действия в процессе повседневной жизни, люди должны оценивать их и представлять последствия своего поведения. Но не всякое поведение человека имеет юридическое значение, а только такое, которое урегулировано правовой нормой и влечет за собой определенные правовые последствия. Юридически значимое поведение может быть правомерным или противоправным. Правомерное поведение - это поведение участников правовых отношений, соответствующее нормам права, желательное и допустимое с точки зрения интересов общества.

Конспект урока обществознания в 11 классе на тему Юридическая ответственность

Такое поведение гарантируется и охраняется государством. Правоверное поведение как социально полезное поведение получает положительную оценку со

стороны общества и государства, поощряется ими и является в условиях правового

государства долгом каждого члена общества. Виды правоверного поведения разнообразны. Оно может быть как действием, так и бездействием, может совпадать с желанием других субъектов правоотношения, может не совпадать, оставаясь при этом полезным и желательным для государства и общества. В зависимости от характера правовых норм того, как они реализуются в деятельности и поведении субъекта, правомерное поведение может проявляться в следующих видах.

1. Соблюдение. Оно состоит в воздержании от совершения действий, запрещенных нормами права. Это пассивная форма поведения (бездействие). В форме пассивного поведения реализуются запрещающие нормы права. Пример: человек воздерживается от угона самолета, не совершает разбойных нападений.

2. Исполнение. Это вид правомерного поведения, который выражается в совершении активных действий, предусмотренных правовыми нормами. Исполнение связано с реализацией обязывающих норм, в которых предусмотрены обязанности субъекта, те действия, которые он должен совершить. Пример: каждый гражданин России обязан получить 9-летнее образование; обучение в школе и будет исполнением данной нормы права.

3. Использование. Такое правомерное поведение, при котором субъект реализует предоставленные ему права. В отличие от исполнения, которое является должным (обязательным) поведением, использование - поведение возможное, его осуществление или неосуществление зависят от воли и желания субъекта, который может реализовать свое право, а может и не реализовывать. Пример: в соответствии с Конституцией гражданин России имеет право участвовать в митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, будет ли он реализовывать это право, зависит от его воли.

4. Применение. Этот вид правомерного поведения связан с деятельностью государственных органов и должностных лиц по реализации правовых норм применительно к конкретным жизненным ситуациям. Оно осуществляется путем вынесения индивидуально-конкретных правовых предписаний (приказов, распоряжений, решений, приговоров и т.д.). Пример: работник предприятия образцово выполнил свои обязанности, в соответствии с трудовым законодательством руководитель предприятия подписал приказ о выдаче этому работнику премии. Применение имеет место в определенных случаях и определяется в специально установленных законом формах.

Конспект урока обществознания в 11 классе на тему Юридическая ответственность


Понятие и признаки правонарушения.

В отличие от правомерного поведения правонарушение является поведением

неправомерным, вредным для общества и государства и не поощряемым ими.

Правонарушение - это общественно опасное, противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое законодательством предусмотрена юридическая ответственность.

Конспект урока обществознания в 11 классе на тему Юридическая ответственность

Правонарушение - это не любое нарушение какой-то правовой нормы, а деяние (действие или бездействие), которое отвечает следующим признакам: оно должно быть

1) общественно опасным,

2) противоправным,

3) виновным,

4) совершенным деликтоспособным лицом.

Причем эти четыре признака должны присутствовать одновременно. Отсутствие хотя бы одного из них будет означать, что действие нельзя рассматривать как правонарушение и его совершение не влечет за собой наступления юридической ответственности. Рассмотрим признаки правонарушения более подробно. Общественная опасность - это признак правонарушения, выражающий вредность такого поведения для общества, нанесение или реальную угрозу нанесения ущерба господствующим в нем общественным отношениям, образу жизни. Ущерб может быть экономическим, политическим, моральным, физическим или материальным; он может быть нанесен правам и законным интересам граждан, порядку управления, общественному порядку, государству, организации и т.д. В любом случае он связан с умалением какого-то блага. Противоправность - это внешние признаки того деяния, за совершение которого (при наличии других признаков) может наступить юридическая ответственность. Он означает, что такое действие запрещено законом, и за его совершение закон устанавливает применение мер юридической ответственности. Например, открытое похищение чужого имущества (грабеж) и т.д.

Конспект урока обществознания в 11 классе на тему Юридическая ответственность

Конспект урока обществознания в 11 классе на тему Юридическая ответственность

Вина, как признак правонарушения, представляет собой психическое отношение лица к своему противоправному поведению. Вина означает осознание лицом недопустимости (противоправности) своего поведения и связанных с ним результатов. Психически здоровый человек способен, исходя из окружающей обстановки, сознательно выбрать такой вариант своего поведения, который совпадает с интересами общества. Он должен предвидеть результаты своего поведения. Если же человек пренебрежительно относится к интересам общества или отдельных людей, осознает, что своими действиями должен или может нанести им ущерб, желает или допускает возможность причинения вреда, то в его действиях имеется вина.

Конспект урока обществознания в 11 классе на тему Юридическая ответственность

Вина выражается в одной из двух форм: в форме умысла или в форме неосторожности. Умысел характеризуется тем, что лицо, совершившее деяние, сознавало общественно опасный характер своего деяния, предвидело его общественно опасные последствия и желало (прямой умысел) или сознательно допускало (косвенный умысел) их наступление. По неосторожности правонарушение признается совершенным тогда, когда лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления общественно-опасных последствий своего действия или бездействия, но легкомысленно рассчитывало на его предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, но должно было и могло их предвидеть. Деликтоспособность - это способность осознавать свои действия, руководить ими и нести за них юридическую ответственность. Ее признаками являются достижение возраста деликтоспособности и вменяемость. Возраст деликтоспособности - это возраст, с достижением которого лицо способно самостоятельно отвечать за свои поступки и может быть привлечено к юридической ответственности. В Российской Федерации возраст деликтоспособности - 16 лет. За особо тяжкие преступления, например, убийство, кража, грабеж, разбой, возраст деликтоспособности - 14 лет.

Конспект урока обществознания в 11 классе на тему Юридическая ответственность

Невменяемым признается и не подлежит юридической ответственности лицо, которое в момент совершения деяния не могло осознавать своих действий и руководить ими вследствие хронического или временного психического расстройства, слабоумия либо иного болезненного состояния психики.

4. Решение юридической задачи

Давайте попробуем определить наличие признаков правонарушения на конкретном примере:

18-летний гражданин Розликов, находясь в нетрезвом состоянии, проходя вечером мимо магазина мебели, поджег деревянную тару, лежащую у склада магазина. В результате вспыхнувшего пожара магазину нанесен ущерб на сумму 6 млн. рублей. Судебно-медицинской экспертизой Розликов был признан вменяемым. Есть ли в его действиях все признаки правонарушения?

Есть ли в действиях Розликова общественная опасность? Как вы думаете?

Один из учеников дает ответ: да, его действия общественно опасны.

В чем в данном случае состоит общественная опасность?

Ответ: в том, что повреждено и уничтожено имущество магазина, его собственность, защищаемая законом. Причинен ущерб на 6 млн. рублей.

Являются ли действия Розликова противоправными?

Ответ: Да, являются.

Как вы это определили?

Ответ: такие действия запрещены законом и за их совершение предусмотрена ответственность.

Действительно, в приведенном примере действия Розликова подпадают под

статью 167 УК РФ «Умышленное уничтожение или повреждение имущества» либо под статью 168 УК РФ «Уничтожение или повреждение имущества по неосторожности», которыми предусмотрено уголовное наказание. А вот какую конкретно из этих статей можно применить, мы можем выяснить, ответив на вопрос: в какой форме выражена вина Розликова - умысла или неосторожности?

Ответ: вина выражена в форме умысла (поджог был совершен с косвенным

умыслом)

Нам осталось выяснить, деликтоспособен ли Розликов?

Ответ: да, деликтоспособен, поскольку достиг возраста деликтоспособности и признан вменяемым.

Таким образом, вся совокупность элементов состава правонарушения в наличии и, следовательно, Розликов подлежит привлечению к юридической ответственности.


5. Виды правонарушений

В зависимости от объекта посягательства, характера самих действий и причиненных ими последствий правонарушения подразделяются на виды. Основными видами правонарушений являются:

- гражданские,

- административные,

- дисциплинарные,

- уголовные.

Дисциплинарные правонарушения - это нарушения трудовой дисциплины. Они посягают на внутренний порядок деятельности организаций, предприятий, учреждений. Ими, например, могут быть невыполнение указаний администрации, прогул, опоздание на работу, преждевременный уход с работы. Кроме нарушений трудовой дисциплины к дисциплинарным правонарушениям относятся также нарушения служебной, воинской, учебной дисциплины.

Административные правонарушения - это нарушения норм, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Они посягают на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан. Например; нарушение правил дорожного движения, нарушение правил торговли, мелкое хулиганство, мелкое хищение.

Гражданские правонарушения - нарушения имущественных и связанных с ними неимущественных отношений, регулируемых нормами гражданского права. Например: неисполнение обязательств, невозвращение долга, причинение вреда чужому имуществу.

Уголовные правонарушения /преступления/- это нарушения норм уголовного права. Они связаны с посягательством на конституционный строй, собственность, жизнь, здоровье, свободу и достоинство личности, правосудие, порядок управления. Например: террористический акт, бандитизм, контрабанда, мошенничество, клевета, истязание и т.д.

Конспект урока обществознания в 11 классе на тему Юридическая ответственность

Конспект урока обществознания в 11 классе на тему Юридическая ответственность

Правонарушения также подразделяются по степени общественной опасности.

Различают преступления (уголовные) и проступки (административные, дисциплинарные, гражданские). Преступление характеризуется наиболее высокой степенью общественной опасности, по сравнению с той, которая присуща проступкам. Общественная опасность зависит, прежде всего, от важности тех общественных отношений, которым наносится вред. Наряду с этим общественная опасность правонарушения в конкретных случаях определяется способом действий, тяжестью его последствий, обстановкой совершенного деяния, характером вины, целей и мотивов, а также свойствами личности правонарушителя. За совершение конкретного правонарушения наступает юридическая ответственность соответствующего вида: административная, гражданская, дисциплинарная или уголовная.

Юридическая ответственность является одним из средств обеспечения правомерного поведения и борьбы с правонарушениями. Юридическая ответственность - государственное принуждение к исполнению требований права, обязанность лица претерпевать неблагоприятные последствия за совершение правонарушения.

Конспект урока обществознания в 11 классе на тему Юридическая ответственность

Юридическая ответственность характеризуется следующими признаками.

1. Она неразрывно связана с принудительной силой государства и носит государственно-принудительный характер.

2. Фактическим основанием наступления юридической ответственности является совершение правонарушения, юридическим основанием - наличие в совершенном деянии состава правонарушения.

3. Юридическая ответственность всегда предполагает связь государственного и общественного осуждения неправомерного поведения правонарушителя.

Целями юридической ответственности являются: охрана правопорядка, формирование у граждан правового сознания, воспитание населения в духе законопослушания, предупреждение правонарушений.

Виды юридической ответственности

Различаются четыре основных вида юридической ответственности, соответствующих видам совершенных правонарушений: ответственность уголовная, ответственность гражданская, административная ответственность и ответственность дисциплинарная.

Уголовная ответственность наступает за совершение преступления и выражается в применении к виновному государственного принуждения в форме наказания. Меры уголовного наказания могут быть различными: лишение свободы на определенный срок, исправительные работы, конфискация имущества, штраф и т.д. Виды уголовных наказаний предусмотрены Уголовным кодексом РФ. Привлечение к уголовной ответственности означает возбуждение уголовного дела, последующее расследование и судебное разбирательство, вынесение обвинительного приговора суда с назначением наказания, последующее отбытие наказания. Уголовная ответственность также наступает за приготовление к преступлению, за покушение на преступление, за соучастие в преступлении. Единственным субъектом, управомоченным на привлечение к уголовной ответственности и ее применение является государство и, более конкретно, только один из его органов - суд. Уголовная ответственность прекращается по отбытии осужденным наказания.

Гражданская ответственность наступает за неисполнение или ненадлежащее исполнение лицом предусмотренных гражданским правом обязанностей, что связано с нарушением гражданских прав другого лица. Гражданская ответственность выражается в применении к правонарушителю (должнику) в интересах другого лица (кредитора) либо государства установленных законом или договором мер воздействия, влекущих для него отрицательные, экономически невыгодные последствие имущественного характера. Формы гражданской ответственности предусмотрены Гражданским Кодексом РФ. Это может быть: возмещение убытков, уплата неустойки (штрафа, пени), возмещение причиненных убытков и др. Привлечение к гражданской ответственности является компетенцией суда. Привлечение к гражданской ответственности означает возбуждение гражданского дела в суде, судебное разбирательство, вынесение решения суда и исполнение этого решения. В ряде предусмотренных законом случаев судебное разбирательство и вынесение решения, может быть передано по соглашению сторон в третейский суд. Гражданская ответственность носит компенсационный характер, поскольку ее цель - восстановление нарушенных прав кредитора, и поэтому размер ответственности обычно должен соответствовать размеру причиненных убытков или возмещаемого вреда. Гражданская, ответственность основывается на общем принципе полного возмещения ущерба, причиненного правонарушением.

Административная ответственность наступает за совершение административного правонарушения. Она выражается в наложении административных взысканий, которые предусмотрены в Кодексе РФ об административных правонарушениях. К административным взысканиям относятся: предупреждение, возмездное изъятие предметов, лишение специальных прав, штраф, конфискация имущества, исправительные работы, административный арест. Правом привлечения к административной ответственности обладает довольно широкий круг государственных органов; административные комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних, суды, а также судьи единолично, органы и должностные лица МВД, санитарного, ветеринарного, пожарного надзора, лесной охраны, начальники таможен, их заместители и др.

Дисциплинарная ответственность наступает за совершение дисциплинарных проступков. Она заключается в наложении на нарушителей трудовой дисциплины

дисциплинарных взысканий. Дисциплинарные взыскания налагаются администрацией того предприятия, учреждения, организации, где трудится работник, или вышестоящим в порядке подчиненности органом. Виды взысканий предусмотрены Трудовым кодексом Российской Федерации. К ним относятся; замечание, выговор, увольнение с работы. Для отдельных категорий работников законодательством, уставами и положениями о дисциплине могут быть предусмотрены и другие виды дисциплинарных взысканий. Привлечение к дисциплинарной ответственности предполагает затребование у работника письменного объяснения, издание приказа или постановления о применении взыскания с указанием мотивов его применения, объявление приказа работнику под расписку. До момента снятия взыскания к работнику не применяются меры поощрения.

Конспект урока обществознания в 11 классе на тему Юридическая ответственность






6. Тестовый контроль

Если у вас нет вопросов, то завершим наш урок небольшой проверочной тестовой работой. Проверим мы ее вместе и сразу же выставим оценки. Удачи!

Конспект урока обществознания в 11 классе на тему Юридическая ответственность


А теперь поменяйтесь листочками и давайте проверим работы друг друга. Правильные ответы: 1- б, 2- а, 3- б, 4- в, 5- б. Поменяйтесь листочками обратно. Поднимите руки те, у кого нет ни единой ошибки? Отлично. У кого одна ошибка? Хорошо. У кого две и более ошибок? Удовлетворительно.

7. Подведение итогов урока и доведение домашнего задания

Сегодня на уроке мы узнали, как оценивается поведение людей с точки зрения права, какое поведение является правомерным, а какое противоправным, познакомились с признаками правонарушения, классификацией правонарушений, получили представление о юридической ответственности и ее видах. А как наш урок оценили бы вы? Ответы учащихся о том, что полезного открыли они для себя в процессе урока, какие моменты были упущены и не до конца раскрыты; рациональные предложения по проведению урока.

Но на этом мы не заканчиваем знакомство с правонарушениями и юридической ответственностью. Следующий наш урок будет посвящен теме «Административные правонарушения и административная ответственность».

В качестве домашнего задания вам предлагается, опираясь на полученные сегодня знания, заполнить в тетради таблицу «Виды юридической ответственности», которую вы видите на экране.

Конспект урока обществознания в 11 классе на тему Юридическая ответственность

Спасибо за урок, до свидания!

© 2010-2022