Проект по обществознанию на тему «Семья XXI века. Духовные ценности»

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Частное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат № 7 среднего общего образования открытого акционерного общества «Российские железные дороги» Центрального района, города Волгограда.





Областной молодежный конкурс

исследовательских работ «Музей XXI века».





Проектная работа по теме:

«Семья XXI века.

Духовные ценности»

Автор проекта:

ученица 10 класса -

Попова Иулиания Сергеевна.

Координатор проекта:

учитель обществознания -

Несутулова Л.В.











Волгоград, 2014

Содержание. Стр.

1. Введение.........................................................................................................................................................3

2. Молитва преподобному старцу Паисию Величковскому...............................................5

3. Житие преподобного Паисия Величковского........................................................................7

4. Наследие преподобного Паисия Величковского.............................................................9

5. Заключение........................................................................................................................10

6. Список использованной литературы..............................................................................11

7. Приложение......................................................................................................................12









Введение.

«Если нет жизненных ценностей,

То остается лишь одно отчаяние»

Мей Ролло.

В настоящее время в законодательстве Российской Федерации не рассматривается проблема духовных ценностей: не существует нормативно закрепленного определения этого понятия, процедуры выявления и фиксации нематериальных ценностей, не поставлен вопрос об их сохранении, защите и использовании для государственных целей. А ведь духовные ценности тесно связаны с понятием культуры всего человечества.

«Культура» происходит от латинского - «возделывание», «воспитание», «образование». Само понятие вошло в обиход лишь во второй половине XVIII века. В «пайдейе», т.е. воспитанности например греки видели свое главное отличие от некультурных варваров. В Китае это понятие именуется «жень», в Индии - «дхарма».

Культура - это сочетание материальных и духовных ценностей. Последние, представляют особое значение в развитии общества. К ним относят произведения искусства, достижения науки, нормы нравственности, религию. Вообще, понятие культуры появилось не на пустом месте. Это результат человеческой деятельности, манеры общения (этикет), способы проявления своих чувств и эмоций, уровень мышления. И чем выше эти показатели, тем человек образованнее и ближе к самосовершенствованию, тем больше у него духовных ценностей.

Ну а что же современное общество? Не всё так плохо, как кажется на первый взгляд. Высказывания некоторых «взрослых» людей, что подростки ни чем не интересуются, пьют, курят и ругаются матом, уже давно устарели. Сегодня это не модно.

Технический прогресс не стоит на месте, как и не угасает стремление молодёжи чего-то добиться в жизни, стать по-настоящему взрослыми, образованными людьми. Но помимо сотовых телефонов, компьютеров и интернета нас всё ещё интересуют учебники и книги, произведения известных классиков. Нам хочется творить, любить, наслаждаться жизнью и верить - верить во что-то хорошее, незыблемое, вечное.

Актуальность нашей проблемы состоит в том, что все «хорошее, незыблемое, вечное» может в подростке заложить в первую очередь - его семья.

Совершенно не имеет значения общественная позиция, уровень образования, известности либо богатства, поскольку семья является местом, в котором формируется окружение заботы, длительных отношений. Семью можно с уверенностью назвать школой нравственности, школой любви, а также источником наиболее сокровенных ценностей каждого человека. Семья - это сама по себе уникальная ценность, которая влияет на развитие всех, имеет существенное значение в жизни всего государства, обеспечении прогресса и стабильности общества, а также воспитание духовных ценностей в следующих поколениях.

Таким образом, целью нашего проекта является формирование положительных взглядов на семейные ценности как необходимость в воспитании молодого поколения.

Задача нашего проекта показать на примере одной семьи и ее духовной реликвии как формируется духовное воспитание молодого поколения этой семьи.



Молитва преподобному старцу Паисию Величковскому.

Истинная икона вдохновляет человека
молиться Богу в уверенности,
что Он близ, что Он слышит молитву,
что Он готов прийти на помощь
и исполнить прошение.

Лето. Беззаботная пора. Где проводить каникулы как не в деревне, на речке с друзьями. Утренние лучи солнца проникают через окошко, слышен голос петуха, вдали звонит колокол, он зовет к утренней молитве, вкусно пахнет пирожками. Я нахожусь в гостях у своей подруги в станице Букановской.

В доме у бабушки моей подруги, как и во многих деревенских семьях, есть Красный угол. Ещё в раннем детстве меня привлекали иконы, которые стоят здесь. Икон, как правило, бывает несколько. При размещении икон в Красном углу соблюдаются те же принципы, что и в иконостасе церковном. Главное место занимает икона Спасителя. На полочке ниже стоят иконы Казанской Богоматери и Николая Чудотворца. Я часто задавала вопросы, интересовавшие меня, бабушка давала ответы, но я, послушав, ничего не запоминала и убегала на улицу с подружкой.

Но приехав этим летом в гости, я вдруг увидела, как моя подруга стоит перед иконой и читает молитву. Сама я из православной семьи и тоже каждое утро читаю молитвы, но вот моя подруга раньше всегда смеялась надо мной, а тут вдруг шептала молитву.

« О великий наставниче, ревнителю и учителю премудрый всех чающих спасения и подвига духовнаго, преподобне отче наш Паисие! Услыши нас, грешных, тебе верою и любовию призывающих, и вонми прошением нашим. Ты от юности любве ради Божия оставил еси отечество твое и в иных странах безмолвия ища, во Святей Горе Афонстей и обителех иноческих Молдовлахии небесное богатство стяжал еси. Ты великим воздержанием, в трудех, теснотах и крайнем лишении плоть твою духови покорив, стяжал еси сокрушение сердечное, трезвение, истинное безстрастие, молитву сердечную и сим обновитель древняго иночества и столп Православия показался еси; темже десница Божия учителя, наставника и чадолюбиваго отца возведе тя и благоволи собрати священный вертоград ученик твоих, иже простре отрасли своя во вся концы Российския земли».

Икона была очень старая и вся потертая. Когда я подошла ближе я увидела, что это икона Паисия Величковского (см.приложение №1).

Мария Ивановна, бабушка моей подруги, рассказала, что эта икона в их семье - явление совершенно уникальное, настоящая реликвия. Икона особенно была дорога Марии Ивановне. Она принадлежала еще отцу ее мужа - отцу Никодиму, которого уже давно нет в этом мире.

Шла революция 1917 года - Россия стояла на пороге таких потрясений, которые неузнаваемо изменят облик и дух страны.

В храме Пророка Илии в одном небольшом городке близ Москвы шла служба. Это была последняя служба отца Никодима. Так как большевики начали реквизировать церковные ценности, обчищая церкви до нитки - выносили все, что представляло материальную ценность. В этом храме тоже уже было пусто, только чудом сохранившаяся икона Паисия Величковского, которую почему то не заметили большевики, уронившие ее на пол.

Отец Никодим последний раз провел службу в этом храме, взял икону, завернул ее и закрыв храм пошел домой. Но подойдя к своему дому, он увидел своего сына Ивана (будущий муж Марии Ивановны). Он бежал к нему на встречу крича, что у них дома бесчинствуют большевики. Отец Никодим отдал икону своему сыну и сказал: «Спрячь сынок икону и пусть она тебя хранит и все потомство твое». Перепуганный парень ничего лучше не придумал, как побежать за околицу и закопать икону у большого старого дуба. А когда он прибежал домой, отца уже не было в живых, его расстреляли большевики. Тогда Иван не придал значения ни словам отца, ни тому, что икона какая-то особенная.

Была объявлена "безбожная пятилетка". В Белорусской ССР, например, были закрыты практически все православные церкви и католические костелы. Если до революции действовало 60 тыс. приходов РПЦ, то к 1939г. - открыто было не более 100. С 1943г Сталин ввел послабление - и открыл 716 храмов. В ответ на то, что гитлеровцы на оккупированных территориях разрешили открыть почти 9000 храмов. На много лет Россия погрузилась в хаос и борьбу за выживание. Новая волна гонений началась при Хрущеве с 1958г., после войны. С 1959г. началось массовое закрытие монастырей и церквей. К 1987 году число открытых церквей в СССР было около 6,8 тыс.

Но вернемся к нашей истории. Иван Никодимович попадает молодым парнем в 1941 году на фронт, но в 1943 году будет серьезно ранен. Он был на «волоске» от смерти. Много дней он не приходил в себя, а когда очнулся, то медсестра ему сказала, что он все время шептал какую-то молитву и говорил о какой-то иконе. Иван вспомнил, что как в бреду, к нему являлся образ его покойного отца, держал перед ним икону и читал молитву.

После войны Иван Никодимович вернулся в тот городок и нашел тот дуб. Он долго бродил вокруг дуба, вспоминая, куда он закопал икону. И какого же было его удивление, когда он нашел икону уже почти в истлевшей тряпке и с потрескавшейся краской, но невредимой.

Уже больше десяти лет нет в живых мужа Марии Ивановны - Ивана Никодимовича. Умирая, он завещал икону своей внучке - моей подружке Ирине.

Меня очень потряс этот рассказ и приехав домой я решила найти информацию о житие преподобного Паисия Величковского.

Житие преподобного Паисия Величковского.

Архимандрит Паи́сий (Паи́сий Ня́мецкий, в миру Пётр Величко́вский) родился 21 декабря 1722 в городе Полтава в украинской семье протоиерея Иоанна, потомственного священника, где был одиннадцатым ребёнком.

По матери прадедом старца был некто Мандя, славный и богатый купец еврейский, принявший крещение со всеми своим домом. Бабка старца по матери, дочь крестившегося еврея, поступила в монастырь и впоследствии была настоятельницей Покровского женского монастыря.

Пётр учился в Киевской духовной школе. После 3-х лет обучения он вернулся домой и сообщил матери о намерении оставить школу и уйти в монастырь - намерение, которое последняя не одобрила. По совету черниговского старца Пахомия, в 17 лет отправился в Любеч, к иеросхимонаху Иоакиму; но по прошествии 3-х месяцев его жизни в монастыре, с назначением нового настоятеля, Петру пришлось удалиться из монастыря. После скитаний по разным малороссийским обителям поступил в Медведовский монастырь под Чигирином; был пострижен в рясофор с именем Платон.После захвата Медведевского монастыря униатами перешёл в Киев, где работал в типографии Киево-Печерской лавры, овладев там искусством чеканки по меди ,направился в Молдо-Валахию, где жил в монастыре Св. Николая - Трейстены, а вскоре перешёл в скит Кырнул. В молдавских монастырях всего пробыл около трёх лет, подвизаясь под руководством старцев о. Василия, о. Михаила и о. Онуфрия.

Будучи 24 лет предпринял путешествие на Святую Гору Афон, куда он со своим спутником иеромонахом Трифоном прибыли 4 июля 1746 года, в канун памяти преподобного Афанасия Афонского; поселился в монастыре Пантократор. Жил в нищете около 4-х лет. В 1750 году на Святую Гору прибыл молдавский старец о. Платона - схимонах Василий, который постриг Платона в мантию с наречением ему имени Паисий.

В 1758, на 36-м году жизни, о. Паисий был рукоположён в иеромонаха. При увеличении числа своей братии, по их просьбе, о.Паисий испросил у Пантократора старую келию пророка Илии и приступил к устройству скита пророка Илии, став основателем одного из крупнейших скитов на Афоне. Со временем, ввиду военных действий между Россией и Турцией, в которую были вовлечены и греческие монахи Афона, решил уйти вместе со своей братией в Молдо-Валахию, где положил труды к совершенствованию тамошней монашеской жизни. По благословению митрополита Молдавского в Яссах получил в 1763 году Свято-Духов монастырь в Драгомирне в Буковине, где установил строгий общежительный порядок, причём богослужение совершалось и на церковнославянском, и на румынском. После того,как Драгомирня по окончании русско-турецкой войны (по договору 1774 года) перешла к Австро-Венгрии, управлял Секульским монастырём, откуда в 1779 году перешёл в Нямецкий (близ города Тыргу-Нямц (рум. Târgu Neamţ)). В 1790 году в Нямецком монастыре, который к тому времени был занят российскими войсками, архиепископом Екатеринославским и Херсонским Амвросием(Серебрениковым), (кафедра тогда была в Полтаве), за год до того назначенным местоблюстителем Молдо-Влахийской экзархии, был возведён в сан архимандрита.

В Нямецкой лавре он много трудился над переводами святоотеческих сочинений и создал славянский свод «Добротолюбия».

Был прославлен в лике святых на Поместном Соборе Русской православной церкви 1988 года. Память - 15 ноября по юлианскому календарю.

Наследие преподобного Паисия Величковского.

Рукописное наследие старца Паисия принадлежит двум культурам - российской и молдавской, - и двум поместным церквам. До того, как стать духовным наставником молдавских и российских монахов, возродителем старческого подвига и святоотеческих писаний, прп. Паисий с ранней юности искал себе живого руководителя-старца. В полной мере обрести духовное руководство он смог только в трудах отцов древней Церкви. Начав с «Лествицы» преп. Иоанна Синайского, переписанной им в Любеческом монастыре при свете лучины, преподобный всю жизнь свою посвящает переводу и переписыванию святоотеческих творений. Отец Паисий принял монашество в раннем возрасте и после долгих скитаний прожил семнадцать лет на Афоне - сначала в уединении, затем - во главе все возраставшей братии. На святой горе он освоил ново- и древнегреческий языки и начал перевод греческих рукописей на церковно-славянский.

Старец Паисий не только переводчик. Он в то же время являлся и систематизатором взглядов святых отцов по различным вопросам. Рукописи позволяют проследить, какую литературу старец считал необходимой для чтения в монастыре, какие вопросы практического и догматического богословия выделял в качестве важнейших. Большая часть рукописей старца и его учеников - переводы с греческого. В первую очередь переводились труды отцов древней Церкви - Василия Великого, Иоанна Златоуста, Дионисия Ареопагита, содержавшие неточности в предыдущих славянских переводах.

Грамматикой церковно-славянского языка старец блестяще владел не только в практическом ее применении. Он составил пособие «Грамматика церковно-славянского языка», не изданное, по нашим сведениям, до сих пор. «Грамматика» изложена последовательно по частям: орфография, этимология, синтаксис, просодия; также приведены парадигмы склонений имен существительных и прилагательных.

Заключение.

У многих чудотворных икон необыкновенная история. Среди православных ходят легенды о таких иконах, то чудесным образом обретенных, то таинственно исчезнувших, то по странному стечению обстоятельств- спасенных от уничтожения...

У иконы Пасия Величковского вроде самая обыкновенная история, но в жизнь этой семьи она, несомненно внесла свой неоценимый вклад - «свое чудо». Я это поняла, общаясь со своей подругой.

Бабушка - Мария Ивановна к сожалению скончалась в августе этого года, но икона не затерялась. Она осталась как наследие у моей подружки Ирины. Ира сказала, что будет очень бережно ее хранить и передаст своим будущим детям - как икону, так и эту необычную семейную повесть, а может и легенду кто знает?!





Список использованной литературы.

1.Белик, А. А. Культура и личность. Психологическая антропология. Этнопсихология. Психология религии: Учеб. Пособие. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т. 2001.
2.Основы культурологии: Учебное пособие/ Отв. ред. И. М. Быховская. - М.: Едиториал УРСС. 2005.
3.Шейн Э. Г. Организационная культура и лидерство. 3-е изд. - Питер.2008.
4. Зайнышева Л.А., Православная культура - основа духовного возрождения России.

Интернет-ресурсы.

1.propovednik2100.ru/2014/02/07/duxovnoe-vozrozhdenie-rossii-2/

2.otc-pavel.ortox.ru/katalog_statejj/view/id/1111748

3.gosgra.ru/articles/1543/





Приложение №1.

Икона Паисия Величковского.



Проект по обществознанию на тему «Семья XXI века. Духовные ценности»

Фрагменты иконы Паисия Величковского.

Проект по обществознанию на тему «Семья XXI века. Духовные ценности»

Проект по обществознанию на тему «Семья XXI века. Духовные ценности»

13


© 2010-2022