- Преподавателю
- Обществознание
- Урок Юридические границы подросткового восраста
Урок Юридические границы подросткового восраста
Раздел | Обществознание |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Белоусова М.П. |
Дата | 17.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
ОТКРЫТЫЙ УРОК
ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
В 7 КЛАССЕ
ТЕМА: «ЮРИДИЧЕСКИЕ ГРАНИЦЫ
ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА»
Открытый урок
«Юридическая ответственность подросткового возраста».
Цель:
Понимать:
-взаимосвязь прав и обязанностей;
Знать:
- термины и понятия: «юридический возраст», «право»;
- юридические границы подросткового возраста;
- правила закона для несовершеннолетних.
Уметь:
- давать характеристику юридических границ подросткового возраста;
- высказывать суждения на обществоведческие темы;
- работать в группе, доказывать свою точку зрения, выступать публично;
- осмысливать теоретический материал, решать познавательные и проблемные задания;
- дать оценку и выразить свое отношение к роли и влиянию правовых норм на формирование подростка.
Оборудование: пакет документов к уроку.
Форма урока: урок-исследование.
Ход урока.
Как часто подростки попадают в сложные ситуации только потому, что не знают, как поступать в той или иной ситуации, не знают правовых норм. Я сейчас вам прочитаю одно письмо, которое является с одной стороны криком о помощи, а с другой - одновременно предостережением для тех, кто еще не осознал той ответственности, которую несет на себе человек, живя в обществе.
«Как говорится, незнание не освобождает от ответственности. Здесь много сидит людей из-за того, что они не знали, как сильно их накажут, если они совершат данный поступок.
Молодежь, которая находится сейчас на воле, должна хоть чуть-чуть знать о нашей жизни и как, из-за каких ошибок мы сюда попали. Их нужно познакомить с законами. И мне кажется, если примут такие меры, жизнь будет лучше для подростков и, тем более, для их родителей».
Вопросы к классу:
- О чем письмо?
- Как бы вы его озаглавили?
- К чему призывает подросток?
- От чего предостерегает?
- Как данное письмо связано с темой нашего урока?
Объявление темы. Тема нашего урока: «Юридическая ответственность подросткового возраста». Знакомство с целями урока.
Эпиграф: Право существует для пользы человечества.
Латинское изречение
Мы, ребята, в этом классе
Собрались лишь для того,
Чтоб узнать законы наши
О подростках и о детях,
Что мы можем и не можем
Что имеем и не имеем
И какие есть права.
План урока:
1. Юридические границы несовершеннолетних.
2. Роль права в жизни человека.
3. Гражданско-процессуальный кодекс для несовершеннолетних.
4. Юридическая ответственность.
Учитель: Итак, в 14 лет человеку в нашем государстве вручают паспорт. Это значит, что детство закончилось. Вручение данного документа означает вступление подростка в юность.
Задание: Внимательно посмотрите на схему и прокомментируйте ее.
Проверка задания.
Работа над понятиями:
Правоспособность - способность иметь права. Наступает с рождения.
Дееспособность - способность своими действиями приобретать и реализовывать права и обязанности.
1. Юридические границы подросткового возраста.
Задание: работая с текстом параграфа, составьте таблицу:
«Юридические границы подросткового возраста»
Категория
Сущность
Малолетние подростки
Возраст от 6 до 14 лет. Они имеют право совершать мелкие бытовые сделки.
С 10 лет мнению ребенка придается юридический смысл:
-
Выбрать школу;
-
Сменить фамилию родители не могут без учета мнения ребенка.
С 14 лет за защитой своего права могут обратиться в суд.
Несовершеннолетние подростки
Возраст от 14 до 18 лет. Это лица, не достигшие возраста, с которым закон связывает наступление дееспособности.
Законные интересы несовершеннолетних осуществляют их родители, иные законные представители, опекуны, попечители.
Закон предусматривает меры, которые охраняют права несовершеннолетних.
-
Они могут распоряжаться заработком или стипендией;
-
С 16 лет можно заниматься предпринимательской деятельностью.
-
Могут обратиться в суд с 14 лет.
-
Уголовная ответственность наступает с 16 лет.
-
С 14 лет наступает ответственность за особо тяжкие преступления.
-
Арест как мера наказания от 1 до 4 месяцев применяется к тем, кому уже исполнилось 16 лет.
-
Административная ответственность наступает с 16 лет.
-
С несовершеннолетними работают комиссии по делам несовершеннолетних.
-
За правонарушения они могут быть направлены в спец-школы лечебно-воспитательного характера от 11 до 14 лет.
-
С 14 лет - в специальное профессиональное училище.
Совершеннолетний
С 18 лет дается право голоса. Они становятся полноправными и политически активными гражданами. С этого момента подростки переходят в категорию взрослых, или в зрелый возраст.
2. Роль права в жизни человека
Учитель: понятие «право» получило свое название от «правда», «справедливость». Перед вами различные определения понятия «Право». Внимательно прочитайте их и найдите то, которое вам кажется наиболее правильным и точным.
Право - это…
-
Система общеобязательных социальных норм, установленных или санкционированных государством; в более широком смысле охватывает также правовые отношения и основные права гражданина, закрепляемые, гарантируемые и охраняемые государством.
-
Совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе, а также наука, изучающая эти нормы.
-
Охраняемая государством, узаконенная возможность что-нибудь делать, осуществлять.
-
Возможность действовать, поступать каким-нибудь образом.
-
Основание, причина.
Задание: попробуйте на основании предложенных вариантов составить общее определение понятия «Право».
-
Право - это система общеобязательных норм, установленных и санкционированных государством, которые регулируют отношения людей в обществе и дают возможность действовать и поступать каким-нибудь образом.
Учитель: Какова же роль права в жизни человека, общества, государства? Давайте сыграем в игру.
Игра «Незрячий-поводырь».
Ребята делятся на пары. Один участник завязывает глаза, напарник становится «поводырем», который должен помочь «незрячему» двигаться по классу.
-
Обсуждение игры после ее окончания:
- Ваши ощущения от игры?
- Легко ли было передвигаться?
- Что мешало?
- Какие изменения вы бы внесли в правила игры для ее успешных результатов?
- Какие выводы вы для себя сделали?
Учитель: Наука утверждает, что всякое человеческое общество - будь то небольшая группа или целое государство - нуждается или, как говорят ученые, испытывает потребность в четкой организации деятельности людей. Давно, очень давно люди поняли громадные преимущества порядка и страшную, разрушительную силу беспорядка. Действительно, как тяжело сказываются на судьбах людей раздоры, ссоры, нетерпимость, перерастающие в бесконечное кровопролитие войн, революций. Рушится все, что создавалось долгим трудом. Гибнут люди, гибнет природа. И ведь это не только уроки истории. Людям всегда был остро необходим такой регулятор поведения, который помог бы им спокойно договариваться по самым острым проблемам, мирно и справедливо улаживать любые конфликты. И такой регулятор был найден. Мудрость и здравый смысл, присущие человеку, привели к открытию права, предназначение которого как раз и состоит в том, чтобы предотвращать конфликты, а если они возникли - помогать преодолевать их мирно, культурно, т.е. цивилизованно. Постепенно в ходе истории, сложились общие правила (правовые нормы), которые точно указывали всем и каждому, как следует поступать в той или иной жизненной ситуации.
Право соединило в себе одновременно два смысловых значения.
Одно связано с понятием «править», «управлять», «регулировать». Если кто-нибудь нарушает порядок, то на него находят «управу», т.е. заставляют считаться с установленными нормами.
Другое связано со справедливостью, с правдой. Право всегда ориентируется на правду, справедливость. Не случайно многие правовые документы в старину так и назывались - «Русская правда», «Правда Ярославичей».
Итак, право - это особый регулятор общественных отношений, человеческого поведения. Право встает на защиту рядовых граждан.
Интересные факты: Жил в Древней Греции философ и общественный деятель Платон (427-347 гг. до н.э.). Однажды, потрясенный судом и казнью своего учителя Сократа, он решил разработать проект такого государственного устройства, которое было бы справедливым и сделало людей счастливыми. Он считал, что каждый человек должен заниматься своим делом и делать это мастерски. «Мера всех вещей - человек», считали наши предки, полагая, что все люди от природы равны.
Интересные факты: Известно, что еще в глубокой древности люди были не равны в правах. Рабами, например, распоряжались как вещью: могли убить, бросить на растерзание диким зверям, заставить выполнять тяжелую работу. Рабы были лишены собственного имени и назывались либо по месту своего происхождения, либо по имени своего хозяина.
Интересные факты: наказывали в истории людей по-разному. В Греции в древнейшие времена рабов за побег и неповиновение клеймили, ссылали на рудники, а в Риме долгое время царил принцип «око за око, зуб за зуб», позволявший мстить за содеянное провинившемуся, его родственникам. Позднее в возмещение ущерба взимались денежные штрафы.
Учитель: Человечество давно задумывалось над тем, как защитить права человека в мире. С этой целью были выработаны международно-правовые документы.
Задание: познакомьтесь с ними.
Международно-правовые документы по правам человека (ребенка)
Всеобщая Декларация прав человека. 1948 г.
Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования. 1960 г.
Международный пакт о гражданских и политических правах. 1966 г.
Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказания за него. 1948 г.
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. 1966 г.
Декларация прав ребенка ООН. 1959 г.
20 ноября 1989 года - Конвенция о правах ребенка
3. Гражданско-процессуальный кодекс для несовершеннолетних
А как быть, если твои права нарушены?
Согласно Гражданско-процессуальному кодексу, имеешь право:
-
подать иск в суд с целью защиты своих прав,
-
а также поручать ведение своего дела своему представителю (адвокату, например) наступает в полной мере с 18 лет. Это называется гражданско-процессуальная дееспособность.
Интересные факты: В истории человеческого общества было немало примеров пренебрежительного отношения людей к жизни и правам других. Известный царь Иван Грозный жестоко казнил неугодных ему людей, приказывал вешать бояр и сжигать колдунов. Причем казни совершались публично. Вселяя страх в народ, представители власти пытались укрепить государство и свое положение в нем.
Учитель: Общество устроено таким образом, что права одного человека оборачиваются обязанностями для другого. Это примерно так же, как происходит в природе по известному закону сохранения вещества, открытого в 18 веке великим М.В.Ломоносовым. он писал: если в одном месте материи прибавилось, то это значит, что в каком-то другом ее убавилось.
Так и с правами гражданина. Ваше право накладывает на государство обязанность. Что вам дается, у него как бы отнимается. Для того граждане и платят налоги, чтобы государство занималось реальной защитой их безопасности. Оно - гарант безопасности человеческой жизни. Иными словами, пообещав беречь жизнь своих граждан, государство несет за это перед ними же ответственность.
4. Юридическая ответственность.
В нашей стране за убийство человека, а также любое другое причинение вреда его жизни наступает суровое наказание, которое выносится судом.
Что же такое ответственность?
-
Ответственность - это те неблагоприятные последствия, которые применяются к нарушителям права.
Задание: разбившись на группы, обдумайте ответы на следующие вопросы:
-
Какова цель юридической ответственности?
-
Сравните два документа. Какой из них вы считаете правильным, и от какого бы отказались? Позицию аргументируйте.
Документ № 1
-
Покарать.
-
Наказать, чтобы неповадно было.
-
Внушить страх.
Документ № 2
-
Возместить ущерб, нанесенный преступлением.
-
Духовно и физически восстановить (исцелить) жертву и преступника, чтобы они почувствовали, что жизнь снова имеет смысл.
-
Восстановить отношения между жертвой и преступником, то есть добиться примирения - полного раскаяния и прощения (в этом процессе принимают участие и окружающие люди).
Работа над понятиями:
Юридическая ответственность - государственное принуждение к исполнению требований права; ответственность за совершение правонарушений.
Подведение итогов
-
Что обозначает выражение «права и свободы человека»?
-
Как вы понимаете выражение: «Права одного человека заканчиваются там, где начинаются права других людей»?
-
Согласны ли вы с ним?
-
Какую роль играют правовые нормы для формирования подростка?
-
Задание: Прочитайте диалог. Объясните, о подростках какого возраста идет речь.
В каких случаях термины «малолетние» и «несовершеннолетние» различаются и почему?
Вчера вечером Коля с Машей и Женей опять играли в футбол и чуть не разбили окно на первом этаже! Что делать с этими несовершеннолетними!
- Да малолетние они еще! Ветер в голове, подрастут - будут серьезнее.
Домашнее задание:
Выучить §16 и выполнить разноуровневые задания:
1 вариант - привести примеры соблюдения прав и свобод человека и их нарушения из жизни современного российского общества.
2 вариант - продолжите фразы:
-
«В 16 лет подросток уже имеет право…»
-
«В 14 лет подросток уже отвечает по закону…»