Открытый урок проводится в рамках мероприятий, посвященных 105-ти летию парламентаризма в России

Ø Понимать роль и место органов народного представительства в политической системе России прошлого и настоящего времени. План урока: 1.     Развитие парламентаризма в России. 2.     Итоги деятельности Государственной Думы в н. 20 века. 3.     Конституция РФ и Конституция РМЭ об основах современного парламентаризма. 4.     Правовые основы и порядок формирования законодательных органов власти РФ и РМЭ. 5.     Достижения и недостатки в работе представительных  органов РФ.     Основные понятия и термины урока: - разделение властей - суверенитет - демократия - избирательная система - референдум - Конституция – Основной Закон государства, - органы законодательной, исполнительной и судебной власти - формы участия граждан в политической жизни - политические партии - идеология - права человека.
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка:

Открытый урок проводится в рамках мероприятий, посвященных 105-ти летию парламентаризма в России. Продолжительность открытого урока составляет 1 час 30 минут. Урок проводится среди учащихся 9 и 10 классов.

Тема урока: «Твой выбор - твое будущее»

Цель урока:

  • Понимать роль и место органов народного представительства в политической системе России прошлого и настоящего времени.

Задачи урока:

Образовательные:

  • познакомиться с историческими этапами формирования парламентаризма в России, с современной деятельностью парламента;

  • называть и перечислять социально-политические явления, объекты и их существенные свойства (выборы, партии и их программы, идеологические течения и др.);

  • сравнивать и объяснять политические процессы и явления, приводить собственные примеры (политические позиции лидеров различных партий в России);

Развивающие:

  • формирование оценки достижений, недостатков и проблем в работе законодательных органов власти;

  • совершенствовать умение самостоятельно добывать знания (работа с документами, СМИ, материалами Интернета);

  • проявлять коммуникативные умения работы в команде, создание коллективных проектов;

Воспитательные:

  • продолжить выработку активной гражданской позиции;

  • формировать чувство ответственности за будущее своей страны;

  • формировать потребность высказывать свои суждения о ценности, уровне и значении социально-политических институтов и механизмов демократической власти в России.

План урока:

  1. Развитие парламентаризма в России.

  2. Итоги деятельности Государственной Думы в н. 20 века.

  3. Конституция РФ и Конституция РМЭ об основах современного парламентаризма.

  4. Правовые основы и порядок формирования законодательных органов власти РФ и РМЭ.

  5. Достижения и недостатки в работе представительных органов РФ.

Тип урока:

Повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры.

Основные понятия и термины урока:

- разделение властей

- суверенитет

- демократия

- избирательная система

- референдум

- Конституция - Основной Закон государства,

- органы законодательной, исполнительной и судебной власти

- формы участия граждан в политической жизни

- политические партии

- идеология

- права человека.

Оборудование:

  1. Обществознание. 10 класс. Под ред. Боголюбов Л.Н. - М.: Просвещение, 2010.

  2. Конституция РФ, Конституция Республики Марий Эл.

  3. Презентации учащихся:

- «Исторические этапы становления парламентаризма в России»;

- «Итоги деятельности Государственной Думы в н. 20 века»;

- «Конституция РФ и Конституция Республики Марий Эл об основах современного парламентаризма».

  1. Урна для сбора избирательных бюллетеней.

  2. Избирательные бюллетени.

  3. Определение основных позиций политических партий.

  4. Распечатанные таблицы «Разделение властей в РФ и РМЭ. Законодательная власть РФ. Законодательная власть Республики Марий Эл».

Участники ролевой игры:

Учащиеся поделены на группы, каждая из которых представляет платформу политической партии, участвующей в выборах в законодательный орган власти.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  1. Вступительное слово учителя:

Обобщим

  1. Вступительное слово директора школы.

  1. Вступительное слово депутата, присутствующего на открытом уроке.

  1. Повторение материала:

Вопрос учителя:

Для вас, граждан России и будущих избирателей, должны быть ясны и понятны демократические принципы, заложенные в основу политической системы Конституцией РФ 1993года.

Что такое демократия?

Предполагаемый ответ учащихся:

Вопрос учителя:

Что значит разделение властей? Как называются ветви власти?

Предполагаемый ответ учащихся:

Вопрос учителя:

Для чего необходимо разделение властей в государстве?

Предполагаемый ответ учащихся:

Вопрос учителя:

А какие существуют формы демократии?

Предполагаемый ответ учащихся:

Вопрос учителя:

Как называется представительный (законодательный) орган России? Когда он впервые появился в России?

Предполагаемый ответ учащихся:

Слова учителя:

Ребята из 9-го класса подготовили нам историческую справку о том, когда и как формировался в России парламент.

Задание учащимся:

Прослушав сообщения учащихся, заполнить пропуски в тексте Приложение №1.

  1. Выступление учащихся с презентациями:

«Исторические этапы становления парламентаризма в России»;

«Итоги деятельности Государственной Думы в н. 20 века»

  1. Проверка выполнения задания учащимися.

Слова учителя:

А теперь давайте познакомимся с основным законом нашего государства - Конституцией РФ. Каким образом она закрепляет полномочия нашего парламента. Познакомимся мы и с Конституцией Республики Марий Эл - отведены ли в ней статьи, регулирующие деятельность парламента марийского народа?

Задание учащимся:

Прослушав сообщения учащихся, заполнить пропуски в тексте Приложение №2.

  1. Выступление учащихся с презентацией:

«Разделение властей в РФ и РМЭ. Законодательная власть РФ. Законодательная власть Республики Марий Эл».

  1. Проверка выполнения задания учащимися.

Задание учителя:

На нашем уроке мы не просто повторяем и обобщаем пройденный материал, но и применим свои знания в ролевой игре, которая называется «Избирательная кампания 2011г». Учащиеся 10 класса предстанут перед нами в роли активистов разных политических партий, познакомят нас со своей политической программой. Мы же должны будем проявить себя в качестве избирателей - проголосовать за представителей одной какой-либо партии.

Вопрос учителя:

Давайте вспомним основные принципы проведения выборов и избирательного права.

Предполагаемый ответ учащихся:

Вопрос учителя:

А какие избирательные системы существуют в нашей стране?

Предполагаемый ответ учащихся:


  1. Ролевая игра «Избирательная кампания 2011г»

  1. Подведение итогов игры.

  1. Беседа с учащимися по вопросам:

Вопросы учителя:

  1. Какие основные функции выполняет представительный орган в России?

  2. Как вы оцениваете работу нашего парламента? Насколько практичны законы, которые принимаются парламентом?

  3. Как вы относитесь к мнению о том , что «мой голос ничего не решит, все равно будет так, как захотят власть имущие»?

  4. Что бы вы изменили в современной работе парламентского органа?

  1. Заключительное слово директора.

14. Домашнее задание.

15. Подведение итогов урока.



Приложение №1.

Впервые российский парламент был создан в годы __________революции. Его создание ознаменовано Манифестом 17 октября 1905г, автором которого был император _______ . Но в России еще ранее были попытки создания проекта Конституции и представительного органа. Среди них можно назвать__________________________ ____________________________________.

Приложение №2.

Российское государство - это ____________________________ государство с _____________ формой правления. Республика Марий Эл - республика в составе ______________ . В РФ и РМЭ носителем суверенитета и единственным источником власти является ________ . Высшим непосредственным выражением власти народа является __________________ . Российский парламент называется __________________ . Он состоит из ________палат, которые называются ______________________________ . Государственное Собрание - это ________________ . Он состоит из _______ депутатов.

Государственная Дума России состоит из _________ депутатов, которые избираются по _______________ избирательной системе.

5


© 2010-2022