- Преподавателю
- Обществознание
- Открытый урок проводится в рамках мероприятий, посвященных 105-ти летию парламентаризма в России
Открытый урок проводится в рамках мероприятий, посвященных 105-ти летию парламентаризма в России
Раздел | Обществознание |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Акимова О.В. |
Дата | 09.04.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка:
Открытый урок проводится в рамках мероприятий, посвященных 105-ти летию парламентаризма в России. Продолжительность открытого урока составляет 1 час 30 минут. Урок проводится среди учащихся 9 и 10 классов.
Тема урока: «Твой выбор - твое будущее»
Цель урока:
-
Понимать роль и место органов народного представительства в политической системе России прошлого и настоящего времени.
Задачи урока:
Образовательные:
-
познакомиться с историческими этапами формирования парламентаризма в России, с современной деятельностью парламента;
-
называть и перечислять социально-политические явления, объекты и их существенные свойства (выборы, партии и их программы, идеологические течения и др.);
-
сравнивать и объяснять политические процессы и явления, приводить собственные примеры (политические позиции лидеров различных партий в России);
Развивающие:
-
формирование оценки достижений, недостатков и проблем в работе законодательных органов власти;
-
совершенствовать умение самостоятельно добывать знания (работа с документами, СМИ, материалами Интернета);
-
проявлять коммуникативные умения работы в команде, создание коллективных проектов;
Воспитательные:
-
продолжить выработку активной гражданской позиции;
-
формировать чувство ответственности за будущее своей страны;
-
формировать потребность высказывать свои суждения о ценности, уровне и значении социально-политических институтов и механизмов демократической власти в России.
План урока:
-
Развитие парламентаризма в России.
-
Итоги деятельности Государственной Думы в н. 20 века.
-
Конституция РФ и Конституция РМЭ об основах современного парламентаризма.
-
Правовые основы и порядок формирования законодательных органов власти РФ и РМЭ.
-
Достижения и недостатки в работе представительных органов РФ.
Тип урока:
Повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры.
Основные понятия и термины урока:
- разделение властей
- суверенитет
- демократия
- избирательная система
- референдум
- Конституция - Основной Закон государства,
- органы законодательной, исполнительной и судебной власти
- формы участия граждан в политической жизни
- политические партии
- идеология
- права человека.
Оборудование:
-
Обществознание. 10 класс. Под ред. Боголюбов Л.Н. - М.: Просвещение, 2010.
-
Конституция РФ, Конституция Республики Марий Эл.
-
Презентации учащихся:
- «Исторические этапы становления парламентаризма в России»;
- «Итоги деятельности Государственной Думы в н. 20 века»;
- «Конституция РФ и Конституция Республики Марий Эл об основах современного парламентаризма».
-
Урна для сбора избирательных бюллетеней.
-
Избирательные бюллетени.
-
Определение основных позиций политических партий.
-
Распечатанные таблицы «Разделение властей в РФ и РМЭ. Законодательная власть РФ. Законодательная власть Республики Марий Эл».
Участники ролевой игры:
Учащиеся поделены на группы, каждая из которых представляет платформу политической партии, участвующей в выборах в законодательный орган власти.
Ход урока:
-
Организационный момент.
-
Вступительное слово учителя:
Обобщим
-
Вступительное слово директора школы.
-
Вступительное слово депутата, присутствующего на открытом уроке.
-
Повторение материала:
Вопрос учителя:
Для вас, граждан России и будущих избирателей, должны быть ясны и понятны демократические принципы, заложенные в основу политической системы Конституцией РФ 1993года.
Что такое демократия?
Предполагаемый ответ учащихся:
Вопрос учителя:
Что значит разделение властей? Как называются ветви власти?
Предполагаемый ответ учащихся:
Вопрос учителя:
Для чего необходимо разделение властей в государстве?
Предполагаемый ответ учащихся:
Вопрос учителя:
А какие существуют формы демократии?
Предполагаемый ответ учащихся:
Вопрос учителя:
Как называется представительный (законодательный) орган России? Когда он впервые появился в России?
Предполагаемый ответ учащихся:
Слова учителя:
Ребята из 9-го класса подготовили нам историческую справку о том, когда и как формировался в России парламент.
Задание учащимся:
Прослушав сообщения учащихся, заполнить пропуски в тексте Приложение №1.
-
Выступление учащихся с презентациями:
«Исторические этапы становления парламентаризма в России»;
«Итоги деятельности Государственной Думы в н. 20 века»
-
Проверка выполнения задания учащимися.
Слова учителя:
А теперь давайте познакомимся с основным законом нашего государства - Конституцией РФ. Каким образом она закрепляет полномочия нашего парламента. Познакомимся мы и с Конституцией Республики Марий Эл - отведены ли в ней статьи, регулирующие деятельность парламента марийского народа?
Задание учащимся:
Прослушав сообщения учащихся, заполнить пропуски в тексте Приложение №2.
-
Выступление учащихся с презентацией:
«Разделение властей в РФ и РМЭ. Законодательная власть РФ. Законодательная власть Республики Марий Эл».
-
Проверка выполнения задания учащимися.
Задание учителя:
На нашем уроке мы не просто повторяем и обобщаем пройденный материал, но и применим свои знания в ролевой игре, которая называется «Избирательная кампания 2011г». Учащиеся 10 класса предстанут перед нами в роли активистов разных политических партий, познакомят нас со своей политической программой. Мы же должны будем проявить себя в качестве избирателей - проголосовать за представителей одной какой-либо партии.
Вопрос учителя:
Давайте вспомним основные принципы проведения выборов и избирательного права.
Предполагаемый ответ учащихся:
Вопрос учителя:
А какие избирательные системы существуют в нашей стране?
Предполагаемый ответ учащихся:
-
Ролевая игра «Избирательная кампания 2011г»
-
Подведение итогов игры.
-
Беседа с учащимися по вопросам:
Вопросы учителя:
-
Какие основные функции выполняет представительный орган в России?
-
Как вы оцениваете работу нашего парламента? Насколько практичны законы, которые принимаются парламентом?
-
Как вы относитесь к мнению о том , что «мой голос ничего не решит, все равно будет так, как захотят власть имущие»?
-
Что бы вы изменили в современной работе парламентского органа?
-
Заключительное слово директора.
14. Домашнее задание.
15. Подведение итогов урока.
Приложение №1.
Впервые российский парламент был создан в годы __________революции. Его создание ознаменовано Манифестом 17 октября 1905г, автором которого был император _______ . Но в России еще ранее были попытки создания проекта Конституции и представительного органа. Среди них можно назвать__________________________ ____________________________________.
Приложение №2.
Российское государство - это ____________________________ государство с _____________ формой правления. Республика Марий Эл - республика в составе ______________ . В РФ и РМЭ носителем суверенитета и единственным источником власти является ________ . Высшим непосредственным выражением власти народа является __________________ . Российский парламент называется __________________ . Он состоит из ________палат, которые называются ______________________________ . Государственное Собрание - это ________________ . Он состоит из _______ депутатов.
Государственная Дума России состоит из _________ депутатов, которые избираются по _______________ избирательной системе.
5