Урок по обществознанию Труд и право (9 класс)

Урок "Труд и право" является частью раздела "Право". Цель: - способствовать созданию представлений обучающихся о труде, о трудовых правах несовершеннолетних. Задачи: - определить качественные характеристики труда с применением норм российского права; - способствовать развитию навыков самостоятельной и групповой работы, развивать умение  учащихся  работать с различными видами источников, делать выводы; - воспитание уважения к труду, трудолюбию.     Литература:   Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обще... Нормы трудового права. Прием на работу, увольнение. Правовой статус несовершеннолетних.  
Раздел Обществознание
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Шагеева Ильсуяр Ильгизаровна,

Учитель истории и обществознания МБОУ Державинской ООШ

Лаишевского муниципального района РТ

Урок по обществознанию в 9 классе по теме «Труд и право».

Цель: - способствовать созданию представлений обучающихся о труде, о трудовых правах несовершеннолетних.

Задачи:

- определить качественные характеристики труда с применением норм российского права;

- способствовать развитию навыков самостоятельной и групповой работы, развивать умение учащихся работать с различными видами источников, делать выводы;

- воспитание уважения к труду, трудолюбию.

Литература:

  1. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание. 9 класс. М.: "Русское слово"

  2. Конституция Российской Федерации

  3. Трудовой кодекс Российской Федерации

Оборудование: ноутбуки, трудовая книжка, паспорт, экземпляр трудового договора (копия), справка об окончании 8 класса, диплом об окончании ВУЗа, страховое свидетельство, другие документы, диски с мультфильмами и кинофильмами, где отражаются труд и работа; картины «Древнейшие люди», «Труд в Древней Греции», Леонардо да Винчи «Двор литейного цеха», «Книгопечатание», презентация «Труд и право».

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: изучение нового материала.

Понятия: трудовое право, детский труд.

Ход урока:

  1. Актуализация.

Учитель: Здравствуйте, начинаем следующий урок по изучению наших прав. Гость урока - директор нашей школы Тарасов А.П. Первым делом давайте проверим вашу подготовку к ГИА - ответим на тестовые вопросы по пройденной теме «Потребитель и его права».

Тест по теме «Потребитель и его права» (Приложение №1)

Учитель: (Слайд 2) «Кто не работает - тот не ест» гласит народная мудрость. Так же мы знаем по истории, что человечество достигло своего наивысшего уровня развития, благодаря разумному труду. На этих картинах вы видите эволюцию трудовой деятельности и вспоминаете, наверное, какие были условия труда в эти периоды жизни.

В священных текстах встречается немало упоминаний о труде, о том, какими принципами нужно руководствоваться, о взаимоотношениях между людьми и т.д. Например, в христианстве актуализируется изречение апостола Павла: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (Библия, 2 Фес. 3:10). Трудовая деятельность в исламе построена на принципе «халяль» - желательных действий: человек обязан трудиться. «Он сделал землю для вас колыбелью, проложил для вас на ней дороги и низвел с неба воду. Благодаря ей Мы взрастили различные растения. Вкушайте сами и пасите свой скот. Воистину в этом - знамения для обладающих разумом» (Коран 20:53, 54).
2.Изучение новых понятий и способов действия.

Учитель: Сегодняшний наш урок называется «Труд и право»(запись в тетрадях).

План урока: (слайд 3)

  1. Нормы трудового права.

  2. Прием на работу, увольнение.

  3. Правовой статус несовершеннолетних.

Для работы на уроке мы, как обычно, разделимся на группы. А теперь давайте посмотрим отрывки из любимых мультфильмов «Простоквашино» и «Ну,погоди!» и вы должны мне ответить на вопрос: что это за труд и как оплачивается эта работа?

1 группа отвечает, что в «Простоквашино» они занимаются уборкой комнаты, это работа на себя и неоплачиваемая, не регулируется законом.

2 группа отвечает, что в «Ну,погоди!» Волк работает на стройке и он должен получить зарплату. А если он нарушает дисциплину и трудовой распорядок, то его могут наказывать по закону.

Учитель: (слайд 4) (запись в тетрадях) Трудовое право регулирует отношения, которые возникают в процессе труда между работником и работодателем.

Нормы трудового права регулируются законодательными актами и прежде всего Трудовым кодексом РФ от 30.12.2001 года. Перед вами лежит этот документ и вы можете ознакомиться с ним. Обратите внимание на следующие статьи, где описывается прием на работу, какие особенности при работе лиц, не достигших 18-летия.(работа с документом)

Ребята, сегодня на нашем уроке присутствует мой работодатель - директор нашей школы. Давайте, из каждой группы по одному представителю попробует устроиться на работу к нему. Один из вас - как ученик, а другой - как учитель. На столе лежат документы, вы должны выбрать соответствующие документы при поступлении на работу и предоставить работодателю.

Ролевая игра - прием на работу. Директор объясняет, какие документы надо предоставить при приеме на работу, упоминает о трудовом договоре. (Слайд 5,6)

Работа с учебником- стр.108 - увольнение.

Учитель: (слайд 7) Основные принципы правового регулирования трудовых отношений отражены в Конституции РФ. Посмотрите еще раз этот документ и отметьте основные права и обязанности в трудовом отношении.

Ученики оглашают права и обязанности: (слайд 8,9)

Статья 37

1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2. Принудительный труд запрещен.

3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Учитель: По отношению к труду городских и в том числе сельских подростков условно можно разделить на активных и пассивных.(слайд 10)

Первые нацелены на поиск работы. Их отличает серьезное, ответственное отношение к своему труду. Такие подростки реально оценивают свои возможности, знают, на какую работу они могут рассчитывать. Работа нужна, прежде всего, им самим, а не их родителям или учителям. Ребята хотят иметь собственные деньги. Экономическая самостоятельность - основная причина. На вопрос «Чего хотите себе пожелать?», ребята из активной группы отвечали «Кучу денег».

(слайд 11) Пассивные подростки не стремятся найти работу, даже если они очень нуждаются в деньгах. Для них лучше «на улице побегать, к подружкам сходить» Яркий пример отношения к труду - школьный лагерь. Свою работу учащиеся воспринимают, как отработку. По существу она им не нужна. Успех для ребят из пассивной группы заключается в том, чтобы «хорошо закончить школу и поступить учиться дальше», в их жизни не было ситуаций, когда они реально сталкивались с нехваткой денег.

А теперь давайте немного отвлечемся от официальных документов и вспомним наших любимых героев из сказок и ответим на несколько вопросов.

1.Балда из сказки А. С. Пушкина «Сказание о попе и его работнике Балде», нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом на…(труд). (слайд 12)

2.Его приговорили утопить в загородном пруду как беспризорного и безработного. (Буратино).(слайд 13)

3.В какой сказке французского писателя Ш. Перро нарушено следующее право ребенка: «ребенок имеет право отдохнуть, поиграть, повеселиться?» (Золушка).(слайд 14)

Мы с вами тоже имеем право поиграть и повеселиться. Давайте, отдохнем с помощью физкультминутки.

Учитель: Продолжаем знакомиться с Трудовым Кодексом РФ. Статья 63 гласит:

С согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с учащимся, достигшим возраста четырнадцати лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и не нарушающего процесса обучения.

На основании этого закона в нашей стране детский труд разрешается во внеурочное время. Давайте запишем определение: Детский труд - это привлечение детей к работе на регулярной основе (слайд 15). На странице 109 учебника написано, что подросткам запрещено работать в ночное время, а также на тяжелых работах, закон запрещает использовать детский труд в ночных клубах, игорных заведениях или при продаже спиртных напитков.

Я приготовила для вас таблицу, где уже имеются вопросы и нормы права, а вы должны заполнить графу «возраст».

Правовой статус несовершеннолетних - самостоятельная работа с текстом Трудового Кодекса (приложение №2)

3.Формирование умений и навыков.

Ответьте на вопросы №2,3 учебника, страница 110.

4. Подведение итогов.

Ребята, что вы узнали сегодня нового и интересного?

5. Дифференцированная домашняя работа: (слайд 16)

1.§14 с.106-110 прочитать, выполнить практикум (составить трудовой договор).

2. §14 с.106-110 прочитать, выполнить практикум (составить трудовой договор), решить проблему, страница 110.

6. Оценка знаний.

За сегодняшний урок я вас хочу отблагодарить заработной платой в виде оценок, которая будет введена в вашу личную чековую книжку - электронный дневник.

Спасибо за урок!

Приложение № 1.

Тест по теме «Потребитель и его права»

1.Правами потребителя является все перечисленное, кроме:

А) права на информацию о товаре

Б) права на необходимое количество товара

В) права на замену товара низкого качества

Г) права на безопасность товара.

2. Какую социальную роль могут исполнять как подростки, так и взрослые

люди?

А) потребитель

б) избиратель

в) ученик средней школы

г) водитель

3. В случае приобретения товара (услуги, работы) ненадлежащего качества (в случае, если оно не было оговорено продавцом), потребитель вправе по своему выбору требовать:

А) безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

Б) соразмерного уменьшения покупной цены;

В) замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);

Г) все вышеперечисленные ответы.

4. Потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретён, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации в течении какого срока?

А) 6 дней

Б) 14 дней

В) 24 дня

Г) 30 дней

5. Защита прав потребителей может осуществляться:

А) самим потребителем

Б) органом по защите прав потребителей

В) судом

Г) все вышеперечисленные.

Приложение №2

Правовой статус несовершеннолетних - самостоятельная работа с текстом Трудового Кодекса

Вопросы

возраст

Нормы права

Приём на работу (ст.63)

(16 лет)

Допускается заключение трудового договора.

(15 лет)

В случае получения основного общего образования или оставления в соответствии с федеральным законом общеобразовательного учреждения.

(14 лет)

С согласия одного из родителей (опекуна или попечителя) и органа опеки-попечительства может заключаться трудовой договор с учащимся для выполнения в свободное от учёбы время лёгкого труда, не причиняющего вреда их здоровью и не нарушающего процесса обучения.

(До 14 лет)

С согласия одного из родителей (опекуна или попечителя) и органа опеки-попечительства может заключаться трудовой договор с организациями кинематографии, театрах, концертных организациях для создания - исполнения произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию.

Медицинское освидетельствование (ст.69, 265)

(До 18 лет)

Обязательное предварительное медицинское освидетельствование и ежегодный медицинский осмотр за счёт средств работодателя

Место работы

(До 18 лет)

Запрещается работа с вредными - опасными условиями труда, подземные работы, работы наносящие вред здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, кабаре, клубы, производство - перевозка - продажа спиртных напитков, табачных изделий, наркотических и токсических препаратов),

Продолжительность ежедневной работы - смены (ст.94)

(От 14 до 16 лет)

2,5 часа для учащихся общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, совмещающих учёбу с работой

(От 16 до 18 лет)

3,5 часа для учащихся общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, совмещающих учёбу с работой

(От 15 до 16 лет)

5 часов

(От 16 до 18 лет)

7 часов

7


© 2010-2022