Опыт работы по повышению правовой культуры учащихся

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:








ОПЫТ РАБОТЫ ПО ПОВЫШЕНИЮ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ









Автор: Копанева Ирина Ивановна,

учитель истории и обществознания

первой квалификационной категории

МКОУ СОШ №14 г. п.Приэтокского






Георгиевский район

2015 г

1.АКТУАЛЬНОСТЬ РАБОТЫ ПО ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ.

В настоящее время остро стоит вопрос о правовой культуре населения или, правильнее сказать, об ее отсутствии. Причин тому множество. Главная-общее правовое просвещение. В школе данный вопрос изучается на уроках «Обществознания», причем больше в теории. Страдает практическая часть, по сути самая важная: как защитить свои права? Необходим минимум знаний для простого (не юриста) гражданина. Это минимум диктуется презумпцией знания закона, что означает бесспорность представления о знании каждым закона страны, в которой он находится. Все законы гражданин знать не должен, но минимум, позволяющий ему быть защищенным в государстве, позволяющий не нарушать права граждан, минимум, с которым он сталкивается в повседневной жизни, в быту- обязан. Возникла потребность в практических занятиях с учащимися в этом направлении. Нашей школой был выбран региональный проект«Правознайка» ( автор-составитель: И.А.Скиперский). В 2012-2013 г. мною пройдено обучение в рамках социального проекта «Правознайка» по тренинговой программе.

2. ОПИСАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА «ПРАВОЗНАЙКА».

Цель - повысить уровень правовых знаний у школьников и учителей.

Задачи:

-формирование у слушателей ясного и осмысленного представления об основных правах, обязанностях человека и гражданина и основах юридической ответственности;

-формирование навыков анализа конкретных юридических казусов применительно к определенным жизненным ситуациям и поиска их оптимальных решений;

- развитие слушателей в духе уважения закона, соблюдения правопорядка.

Методическое обеспечение проекта «Правознайка»

Проект «Правознайка» направлен на повышение уровня правовых знаний и профилактику асоциальных норм поведения в молодежной среде посредством проведения комплекса правовых занятий по принципу « равный-равному» в школах Ставропольского края. Автор-составитель: И.А.Скиперский, руководитель и тренер проекта «Правознайка» СГМООО «Творческий союз «Звездный ветер», заведующий Лабораторией клинических методов обучения (Юридическая клиника) СФ МГТУ им. М.А.Шолохова. В комплекс наглядных учебно-методических материалов входят: Пособие «Правознайка- знай свои права!», рабочая тетрадь/пособие: «Правознайка- знай свои права!», Рабочая тетрадь «Развитие коммуникативных умений», Учебно-методические материалы для тренера, буклет-памятка «Защита прав», комплекс из 5 презентаций. Учебно-методические материалы проекта заняли 1 место по итогам Ставропольского краевого конкурса программ образовательных учреждений на лучшую организацию работы по профилактике правонарушений, беспризорности и безнадзорности среди несовершеннолетних, методических материалов и разработок по правовому воспитанию детей и подростков «Мир детства в мире взрослых» в номинации «Методические материалы: методические пособия, разработки, рекомендации, сценарии внеклассных мероприятий». Занятия апробированы в школах Ставропольского края.

3.ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА «ПРАВОЗНАЙКА» В МКОУ СОШ №14 П.ПРИЭТОКСКОГО.

На базе МКОУ СОШ №14 п.Приэтокского второй год работает районная экспериментальная площадка «Пути гражданского и духовного становления личности в ходе образовательного процесса». Одно из направлений площадки - формирование установок гражданского самосознания.

3.1 Анкетирование. В соответствии с авторским порядком проведения занятий на первом этапе было проведено входящее анкетирование среди учащихся 7-11 классов. Анализ результатов практически подтвердил данные анкетирования авторов проекта.

1.Считают необходимым знать свои права - 100%.

2.Предпочитаемая форма получения информации о правах-индивидуальная беседа , лекция и игровая форма.

4. Не знают права работника - 75%.

5. Для 43% незаконный способ защиты прав является приемлемым.

6. Не знают способы самозащиты прав - 97%.

7.Не знают, с какого возраста имеют право на защиту своих прав - 69%.

8.Не знают, с какого возраста имеют право самостоятельно обращаться за защитой в суд - 56%.

На вопрос «По каким вопросам права ты хотел бы получить информацию?» наибольший % респондентов ответили-защита трудовых прав, материальная ответственность, имущественные права супругов, обязанности детей. Больше всего желающих получить информацию о паспорте (35%), водительском удостоверении (30%) и свидетельстве о праве на наследство (15%).Проведение анкетирования позволяет скомпоновать полезные и интересные занятия именно для данной категории слушателей.

3.2 Условия проведения занятий. Численный состав слушателей: 12 человек, что соответствует авторскому. Помещение- кабинет с интерактивной доской.

3.3 Продолжительность занятий. Предполагается, что занятия образовательного комплекса должны проводиться комплексно в течение 2-3 дней, при этом на каждое занятие выделяется не менее 2 часов работы. Мы адаптировали занятия к условиям школы. Продолжительность занятия 1 час. Занятия распределены на четверть. Продолжительность занятия в 1 час была определена в соответствии возможностями тренера (начинающий тренер), возможностями слушателей(различная мотивация).

3.4 Тематика занятий.Тематика занятий напрямую зависит от результатов анкетирования. Образовательный комплекс состоит из 5 самостоятельных занятий:

-1 занятие «Правознайка-знай свои права!»: права, обязанности и ответственность человека и гражданина;

-2 занятие «Документы - надежный выход»;

-3 занятие «Я и моя семья»: семья, права и обязанности родителей и детей;

-4 занятие «Трудоустройство - надежный выход»;

5 занятие «Правознайка- защищай свои права»: защита прав, формы защиты, уполномоченные органы.

Методически каждое занятие обеспечено Рабочей тетрадью, Пособием для слушателей и учебно - методическими материалами для тренера, а также наглядной презентацией. На практике условия школьных занятий и возможности 1 часа не позволяют уложиться в эти 5 тем. Поэтому первая тема была разделена нами на 3 подтемы: «Правовой статус человека и гражданина», «Обязанности человека и гражданина», «Ответственность человека и гражданина». Во второй теме особо выделили подтему «Паспорт». В идеале хотелось бы иметь разработанную на год программу правового тренинга.

3.5 Тренер-активный участник занятия. Тренер образовательного комплекса «Правознайка»- это и учитель, дающий большой объем теоретических знаний, и тренер, создающий форму, в которой участники могли бы обмениваться мнениями, делать для себя новые открытия. Он работает как равный обучаемому. На занятиях был опробован метод парной работы, совместно с подготовленными учащимися в качестве помощников.

3.6 Методики проведения занятий. При проведении занятий тренер должен учесть проведение общих блоков упражнений для образовательного курса, которые значительно увеличивают результативность занятий:

-знакомство

-определение ожиданий

-выработка правил работы

-развитие группы, личное развитие участников

-деление группы на команды

-энерджайзеры

-диагностика настроения в группе

-рефлексия.

Упражнения по этим блокам расписаны в учебно-методических материалах для тренера. Можно отметить из опыта работы, что они стимулируют учащихся, оживляют работу и привлекают своей необычной формой. Задача тренера просто овладеть методикой проведения этих упражнений и правильно их использовать.

3.7 Содержание учебных материалов В Рабочей тетради содержится комплекс заданий по трем категориям в зависимости от сложности и направленности:

-1 категория- задания, направленные на формирование понятийного аппарата и общих представлений по теоретическим вопросам занятий (вопрос-ответ или запись ключевых моментов).

-2 категория - задания, направленные на формирование навыков работы с конкретными юридическими документами, решение конкретных юридических кейсов.

-3 категория- тематические игры, направленные на формирование отношения к отдельным проблемам права, развитие способности сделать вывод, принять решение.

В Рабочей тетради представлен большой объем заданий. Тренер, с учетом особенностей группы, времени и задач формирует индивидуальный набор заданий. Отдельные занятия могут даваться для домашнего выполнения. В рамках занятия нами были использованы презентации авторов проекта и собственная презентация по теме «Паспорт».

5.ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Итогом деятельности в сфере формирования правовой культуры у каждой личности должно быть сформировано ясное представление о праве, как ценности в сфере общественных отношений, знание права, понимание его смысла, умения применять право в практической деятельности, использовать закон для защиты своих прав, свобод и законных интересов.





Приложение1.Анализ анкетирования учащихся 7-9, 11 классов МКОУ СОШ № 14 пос. Приэтокского на знание основных прав и обязанностей к проекту «Правознайка»

№ задания

Варианты ответов


а

б

в

г

д

е

ж

з

и

к

л

м

Другое

1

25













2

17

8












3

7

4

2

8

1









4

8

7

2

6

2









5

Гражданские права, Право на образование, на личную неприкосновенность, на жизнь

6

5

3

3

8

7









7

Учиться, отвечать за свои поступки, помогать родителям, не нарушать закон, гражданское право, право на образование, охрана природы,

8


7




2

3


3


1

8

1-всё

9

24

2


2

2

2

1







10

1

1

12

16










11

10

8

1

5


1








12

2

2

21










13

Право на отпуск, право на зарплату, увольнение,

14

8

13

4











15

5


2


5

1


1

8

1


1

16

13

4


2

2

1

5







17

25

9












18

8

8

4


2


3

1

1





19

1

2

2

16

2


1







20













В школе -3, дома, - 2,нигде -15, нет-1. Сверстники - 1, не знаю - 3

21

Нет - 8, личное пространство - 1, свобода действия- 2, оскорбления- 2

22













Нет- 21, родители оскорбляли в общественном месте - 4

23

3

15

1

1

1



3





Не знаю - 1

24

Поговорил бы с тем, кто нарушает права 7, доказывал бы свою правоту -32, игнорировал -2, прибегнул к помощи закона - 8, обратился к родителям - 4, побил - 2, ничего - 1,

25

15

7

3











26

12

11

1


1









27

10

5

5











28

10

10












29

2

10

8

3

1









30

10


10

5










31













Гос-во - 4, полиция - 11, суд - 7, не знаю - 3, прокуратура - 1

32


10

15











итого

25












11-дев., 14-мал.



Анализ анкетирования:

1.Считают необходимым знать свои права - 100%.

2.Предпочитаемая форма получения информации о правах-индивидуальная беседа , лекция и игровая форма.

3.Хотели бы получить информацию о паспорте, свидетельстве о праве собственности, заключении трудового договора, защите трудовых прав, заключении брака, имущественных правах супруга, правах детей.

4. Не знают права работника - 75%.

5. Не знают, кто должен защищать их права - 67%.

6. Для 43% незаконный способ защиты прав является приемлемым.

7. Не знают способы самозащиты прав - 97%.

8.Не знают, с какого возраста имеют право на защиту своих прав - 69%.

9.Не знают, с какого возраста имеют право самостоятельно обращаться за защитой в суд - 56%.

Выводы: требуется работа по повышению уровня правовых знаний среди учащихся 7-9, 11 классов







Приложение 2.Сценарий занятия образовательного комплекса «Правознайка».

Блок II. «Документы-надежный выход» Паспорт гражданина РФ.

Руководитель и тренер проекта: И.А.Скиперский, заведующий лабораторией клинических методов обучения (Юридическая клиника СФ МГТУ им.М.А.Шолохова,Ставрополь,2012 г.

Форма проведения: игровой тренинг.

Цель занятия: оказать помощь в понимании сути документов, с которыми человеку приходится встречаться в своей повседневной жизни, а именно паспорта; рассказать о процедуре получения этого документа, правилах обращения с ним, ответственности, связанной с порчей, потерей паспорта.

Оборудование: интерактивная доска, презентация, карточки.

Ход занятия

I.Деление на команды. Упражнение «Дерево». Из группы по требуемому количеству команд выбирается несколько участников. Каждый из них выбирает по одному человеку в свою команду. Те, кого выбрали в свою очередь выбирают следующих. Так по цепочке, продолжается до тех пор, пока не выберут всех участников.

II. Личностное развитие-развитие группы. Упражнение на сплочение команд «Скульптура». Пять-шесть человек встают в центр помещения. Необходимо сделать скульптуру на предложенные чувства. Все должны согласованно, одновременно принять позы, но так, чтобы это была единая скульптура. С периодичностью 5-8 секунд ведущий дает темы: любовь, радость, ненависть, скука или жанровые сцены (встреча со стоматологом, разборка во дворе).

III.Определение ожиданий. Упражнение «Треугольник». На чистом листе А-4 нарисуйте треугольник. В каждой его вершине напишите ожидания от себя, от группы участников, от тренера. Прикрепите свой треугольник на стену общих ожиданий

IV.Выработка правил работы. Примеры правил:

-Равенство. Уважительное общение в группе на «ты». Отсутствие должностных регалий.

-Активность. Активно смотрим, слушаем, чувствуем себя, партнера и группу в целом.

-Отказ от ярлыков.

-Конфиденциальность. Недопустимо выносить на обсуждение личную информацию об участниках группы за пределами занятий.

-Искренность в общении. Во время работы мы говорим только то, что действительно чувствуем и думаем по поводу происходящего.

-Уважение к говорящему. Когда кто-то говорит, мы его внимательно слушаем, давая возможность высказаться.

-Правило поднятой руки. Чтобы не было хаоса среди говорящих, говорит только тот, кто поднимает руку- это означает, что он желает высказаться.

V.Задания. Тренер. В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с самыми разными документами. Что такое документ? Ответ на этот вопрос можно получить у любого человека.(Участники дают разные определения). Проверьте свои ответы. Слайд 2. А что отличает документы от других бумаг? Назовите обязательные реквизиты документов. Слайд 3.

1. Назови документы, которые ваша семья использует в повседневной жизни. Участники команд по очереди называют документы. Выигрывает та команда, которая закончит последней. Слайд 4.

3.Разработать и записать на ватмане правила обращения с документами. Слайд 5.

4.Запиши названия документов, удостоверяющих личность. Слайд 6.

5.Нарисовать макет 1-2 стр. паспорта. Слайд 7.

6.Вычеркни из списка отметки, необязательные для паспорта. На доске листы с перечнем отметок Один участник команды вычеркивает только одну запись. Побеждает команда, первая правильно закончившая работу. Слайд 8, 9.

7.Назовите сроки действия паспорта гражданина и документы, необходимые для получения паспорта. Слайд 10, 11.

8.Ситуация из жизни. Разыгрывают учащиеся. Ситуация1.Предоставление паспорта сотруднику полиции. Ситуация 2. Гражданин оставляет в залог паспорт. Участники команд ложны назвать неправильные действия сотрудника полиции, гражданина.

9.Карта действий. Каждая группа должна нарисовать на ватмане «карту действий» при утрате паспорта. Результат презентуется и обсуждается. Слайд 14.

10.Ответсвенность, связанная с порчей Слайд 15,16,17,18.

VI.Энерджайзеры. Упражнения, позволяющие снять усталость или напряжение участников после упражнений теоретического блока. Проводятся по мере необходимости. «Шерлок Холмс»

VII.Диагностика настроения в группе. Упражнение «Цвет».

Каждый участник называет цвет, которому в данный момент соответствует его настроение и кратко объясняет почему. Например: «Я желтого цвета, потому что у меня сейчас веселое солнечное настроение».

VII. Рефлексия. Упражнение «Дерево личных открытий». Тренер рисует большое дерево. Каждый из участников получает карточки трех цветов, из которых каждый сам вырезает фрукты. Красные- это созревшие фрукты (это я беру с собой, как успех или личное открытие). Зеленые - это несозревшие фрукты (это было хорошо, но можно было бы и побольше или надо доработать, открытые вопросы). Желтые - это падалица (это не удалось, это не должно больше случиться). Результаты комментируются в круге.











Литература

1.Конституция Российской Федерации (12.12.1993 г.)

2. Гражданский кодекс Российской Федерации.

3.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ

4.Постановление правительства РФ от 08.07.1997 №828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации».

5. Комплекс наглядных учебно-методических материалов проекта «Правознайка». Автор-составитель: И.А.Скиперский, СГМООО «Творческий союз «Звездный ветер», СФ МГТУ им. М.А.Шолохова, 2012 г.



© 2010-2022