- Преподавателю
- Обществознание
- Опыт работы по повышению правовой культуры учащихся
Опыт работы по повышению правовой культуры учащихся
Раздел | Обществознание |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Копанева И.И. |
Дата | 18.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ОПЫТ РАБОТЫ ПО ПОВЫШЕНИЮ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ
Автор: Копанева Ирина Ивановна,
учитель истории и обществознания
первой квалификационной категории
МКОУ СОШ №14 г. п.Приэтокского
Георгиевский район
2015 г
1.АКТУАЛЬНОСТЬ РАБОТЫ ПО ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ.
В настоящее время остро стоит вопрос о правовой культуре населения или, правильнее сказать, об ее отсутствии. Причин тому множество. Главная-общее правовое просвещение. В школе данный вопрос изучается на уроках «Обществознания», причем больше в теории. Страдает практическая часть, по сути самая важная: как защитить свои права? Необходим минимум знаний для простого (не юриста) гражданина. Это минимум диктуется презумпцией знания закона, что означает бесспорность представления о знании каждым закона страны, в которой он находится. Все законы гражданин знать не должен, но минимум, позволяющий ему быть защищенным в государстве, позволяющий не нарушать права граждан, минимум, с которым он сталкивается в повседневной жизни, в быту- обязан. Возникла потребность в практических занятиях с учащимися в этом направлении. Нашей школой был выбран региональный проект«Правознайка» ( автор-составитель: И.А.Скиперский). В 2012-2013 г. мною пройдено обучение в рамках социального проекта «Правознайка» по тренинговой программе.
2. ОПИСАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА «ПРАВОЗНАЙКА».
Цель - повысить уровень правовых знаний у школьников и учителей.
Задачи:
-формирование у слушателей ясного и осмысленного представления об основных правах, обязанностях человека и гражданина и основах юридической ответственности;
-формирование навыков анализа конкретных юридических казусов применительно к определенным жизненным ситуациям и поиска их оптимальных решений;
- развитие слушателей в духе уважения закона, соблюдения правопорядка.
Методическое обеспечение проекта «Правознайка»
Проект «Правознайка» направлен на повышение уровня правовых знаний и профилактику асоциальных норм поведения в молодежной среде посредством проведения комплекса правовых занятий по принципу « равный-равному» в школах Ставропольского края. Автор-составитель: И.А.Скиперский, руководитель и тренер проекта «Правознайка» СГМООО «Творческий союз «Звездный ветер», заведующий Лабораторией клинических методов обучения (Юридическая клиника) СФ МГТУ им. М.А.Шолохова. В комплекс наглядных учебно-методических материалов входят: Пособие «Правознайка- знай свои права!», рабочая тетрадь/пособие: «Правознайка- знай свои права!», Рабочая тетрадь «Развитие коммуникативных умений», Учебно-методические материалы для тренера, буклет-памятка «Защита прав», комплекс из 5 презентаций. Учебно-методические материалы проекта заняли 1 место по итогам Ставропольского краевого конкурса программ образовательных учреждений на лучшую организацию работы по профилактике правонарушений, беспризорности и безнадзорности среди несовершеннолетних, методических материалов и разработок по правовому воспитанию детей и подростков «Мир детства в мире взрослых» в номинации «Методические материалы: методические пособия, разработки, рекомендации, сценарии внеклассных мероприятий». Занятия апробированы в школах Ставропольского края.
3.ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА «ПРАВОЗНАЙКА» В МКОУ СОШ №14 П.ПРИЭТОКСКОГО.
На базе МКОУ СОШ №14 п.Приэтокского второй год работает районная экспериментальная площадка «Пути гражданского и духовного становления личности в ходе образовательного процесса». Одно из направлений площадки - формирование установок гражданского самосознания.
3.1 Анкетирование. В соответствии с авторским порядком проведения занятий на первом этапе было проведено входящее анкетирование среди учащихся 7-11 классов. Анализ результатов практически подтвердил данные анкетирования авторов проекта.
1.Считают необходимым знать свои права - 100%.
2.Предпочитаемая форма получения информации о правах-индивидуальная беседа , лекция и игровая форма.
4. Не знают права работника - 75%.
5. Для 43% незаконный способ защиты прав является приемлемым.
6. Не знают способы самозащиты прав - 97%.
7.Не знают, с какого возраста имеют право на защиту своих прав - 69%.
8.Не знают, с какого возраста имеют право самостоятельно обращаться за защитой в суд - 56%.
На вопрос «По каким вопросам права ты хотел бы получить информацию?» наибольший % респондентов ответили-защита трудовых прав, материальная ответственность, имущественные права супругов, обязанности детей. Больше всего желающих получить информацию о паспорте (35%), водительском удостоверении (30%) и свидетельстве о праве на наследство (15%).Проведение анкетирования позволяет скомпоновать полезные и интересные занятия именно для данной категории слушателей.
3.2 Условия проведения занятий. Численный состав слушателей: 12 человек, что соответствует авторскому. Помещение- кабинет с интерактивной доской.
3.3 Продолжительность занятий. Предполагается, что занятия образовательного комплекса должны проводиться комплексно в течение 2-3 дней, при этом на каждое занятие выделяется не менее 2 часов работы. Мы адаптировали занятия к условиям школы. Продолжительность занятия 1 час. Занятия распределены на четверть. Продолжительность занятия в 1 час была определена в соответствии возможностями тренера (начинающий тренер), возможностями слушателей(различная мотивация).
3.4 Тематика занятий.Тематика занятий напрямую зависит от результатов анкетирования. Образовательный комплекс состоит из 5 самостоятельных занятий:
-1 занятие «Правознайка-знай свои права!»: права, обязанности и ответственность человека и гражданина;
-2 занятие «Документы - надежный выход»;
-3 занятие «Я и моя семья»: семья, права и обязанности родителей и детей;
-4 занятие «Трудоустройство - надежный выход»;
5 занятие «Правознайка- защищай свои права»: защита прав, формы защиты, уполномоченные органы.
Методически каждое занятие обеспечено Рабочей тетрадью, Пособием для слушателей и учебно - методическими материалами для тренера, а также наглядной презентацией. На практике условия школьных занятий и возможности 1 часа не позволяют уложиться в эти 5 тем. Поэтому первая тема была разделена нами на 3 подтемы: «Правовой статус человека и гражданина», «Обязанности человека и гражданина», «Ответственность человека и гражданина». Во второй теме особо выделили подтему «Паспорт». В идеале хотелось бы иметь разработанную на год программу правового тренинга.
3.5 Тренер-активный участник занятия. Тренер образовательного комплекса «Правознайка»- это и учитель, дающий большой объем теоретических знаний, и тренер, создающий форму, в которой участники могли бы обмениваться мнениями, делать для себя новые открытия. Он работает как равный обучаемому. На занятиях был опробован метод парной работы, совместно с подготовленными учащимися в качестве помощников.
3.6 Методики проведения занятий. При проведении занятий тренер должен учесть проведение общих блоков упражнений для образовательного курса, которые значительно увеличивают результативность занятий:
-знакомство
-определение ожиданий
-выработка правил работы
-развитие группы, личное развитие участников
-деление группы на команды
-энерджайзеры
-диагностика настроения в группе
-рефлексия.
Упражнения по этим блокам расписаны в учебно-методических материалах для тренера. Можно отметить из опыта работы, что они стимулируют учащихся, оживляют работу и привлекают своей необычной формой. Задача тренера просто овладеть методикой проведения этих упражнений и правильно их использовать.
3.7 Содержание учебных материалов В Рабочей тетради содержится комплекс заданий по трем категориям в зависимости от сложности и направленности:
-1 категория- задания, направленные на формирование понятийного аппарата и общих представлений по теоретическим вопросам занятий (вопрос-ответ или запись ключевых моментов).
-2 категория - задания, направленные на формирование навыков работы с конкретными юридическими документами, решение конкретных юридических кейсов.
-3 категория- тематические игры, направленные на формирование отношения к отдельным проблемам права, развитие способности сделать вывод, принять решение.
В Рабочей тетради представлен большой объем заданий. Тренер, с учетом особенностей группы, времени и задач формирует индивидуальный набор заданий. Отдельные занятия могут даваться для домашнего выполнения. В рамках занятия нами были использованы презентации авторов проекта и собственная презентация по теме «Паспорт».
5.ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Итогом деятельности в сфере формирования правовой культуры у каждой личности должно быть сформировано ясное представление о праве, как ценности в сфере общественных отношений, знание права, понимание его смысла, умения применять право в практической деятельности, использовать закон для защиты своих прав, свобод и законных интересов.
Приложение1.Анализ анкетирования учащихся 7-9, 11 классов МКОУ СОШ № 14 пос. Приэтокского на знание основных прав и обязанностей к проекту «Правознайка»
№ задания
Варианты ответов
а
б
в
г
д
е
ж
з
и
к
л
м
Другое
1
25
2
17
8
3
7
4
2
8
1
4
8
7
2
6
2
5
Гражданские права, Право на образование, на личную неприкосновенность, на жизнь
6
5
3
3
8
7
7
Учиться, отвечать за свои поступки, помогать родителям, не нарушать закон, гражданское право, право на образование, охрана природы,
8
7
2
3
3
1
8
1-всё
9
24
2
2
2
2
1
10
1
1
12
16
11
10
8
1
5
1
12
2
2
21
13
Право на отпуск, право на зарплату, увольнение,
14
8
13
4
15
5
2
5
1
1
8
1
1
16
13
4
2
2
1
5
17
25
9
18
8
8
4
2
3
1
1
19
1
2
2
16
2
1
20
В школе -3, дома, - 2,нигде -15, нет-1. Сверстники - 1, не знаю - 3
21
Нет - 8, личное пространство - 1, свобода действия- 2, оскорбления- 2
22
Нет- 21, родители оскорбляли в общественном месте - 4
23
3
15
1
1
1
3
Не знаю - 1
24
Поговорил бы с тем, кто нарушает права 7, доказывал бы свою правоту -32, игнорировал -2, прибегнул к помощи закона - 8, обратился к родителям - 4, побил - 2, ничего - 1,
25
15
7
3
26
12
11
1
1
27
10
5
5
28
10
10
29
2
10
8
3
1
30
10
10
5
31
Гос-во - 4, полиция - 11, суд - 7, не знаю - 3, прокуратура - 1
32
10
15
итого
25
11-дев., 14-мал.
Анализ анкетирования:
1.Считают необходимым знать свои права - 100%.
2.Предпочитаемая форма получения информации о правах-индивидуальная беседа , лекция и игровая форма.
3.Хотели бы получить информацию о паспорте, свидетельстве о праве собственности, заключении трудового договора, защите трудовых прав, заключении брака, имущественных правах супруга, правах детей.
4. Не знают права работника - 75%.
5. Не знают, кто должен защищать их права - 67%.
6. Для 43% незаконный способ защиты прав является приемлемым.
7. Не знают способы самозащиты прав - 97%.
8.Не знают, с какого возраста имеют право на защиту своих прав - 69%.
9.Не знают, с какого возраста имеют право самостоятельно обращаться за защитой в суд - 56%.
Выводы: требуется работа по повышению уровня правовых знаний среди учащихся 7-9, 11 классов
Приложение 2.Сценарий занятия образовательного комплекса «Правознайка».
Блок II. «Документы-надежный выход» Паспорт гражданина РФ.
Руководитель и тренер проекта: И.А.Скиперский, заведующий лабораторией клинических методов обучения (Юридическая клиника СФ МГТУ им.М.А.Шолохова,Ставрополь,2012 г.
Форма проведения: игровой тренинг.
Цель занятия: оказать помощь в понимании сути документов, с которыми человеку приходится встречаться в своей повседневной жизни, а именно паспорта; рассказать о процедуре получения этого документа, правилах обращения с ним, ответственности, связанной с порчей, потерей паспорта.
Оборудование: интерактивная доска, презентация, карточки.
Ход занятия
I.Деление на команды. Упражнение «Дерево». Из группы по требуемому количеству команд выбирается несколько участников. Каждый из них выбирает по одному человеку в свою команду. Те, кого выбрали в свою очередь выбирают следующих. Так по цепочке, продолжается до тех пор, пока не выберут всех участников.
II. Личностное развитие-развитие группы. Упражнение на сплочение команд «Скульптура». Пять-шесть человек встают в центр помещения. Необходимо сделать скульптуру на предложенные чувства. Все должны согласованно, одновременно принять позы, но так, чтобы это была единая скульптура. С периодичностью 5-8 секунд ведущий дает темы: любовь, радость, ненависть, скука или жанровые сцены (встреча со стоматологом, разборка во дворе).
III.Определение ожиданий. Упражнение «Треугольник». На чистом листе А-4 нарисуйте треугольник. В каждой его вершине напишите ожидания от себя, от группы участников, от тренера. Прикрепите свой треугольник на стену общих ожиданий
IV.Выработка правил работы. Примеры правил:
-Равенство. Уважительное общение в группе на «ты». Отсутствие должностных регалий.
-Активность. Активно смотрим, слушаем, чувствуем себя, партнера и группу в целом.
-Отказ от ярлыков.
-Конфиденциальность. Недопустимо выносить на обсуждение личную информацию об участниках группы за пределами занятий.
-Искренность в общении. Во время работы мы говорим только то, что действительно чувствуем и думаем по поводу происходящего.
-Уважение к говорящему. Когда кто-то говорит, мы его внимательно слушаем, давая возможность высказаться.
-Правило поднятой руки. Чтобы не было хаоса среди говорящих, говорит только тот, кто поднимает руку- это означает, что он желает высказаться.
V.Задания. Тренер. В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с самыми разными документами. Что такое документ? Ответ на этот вопрос можно получить у любого человека.(Участники дают разные определения). Проверьте свои ответы. Слайд 2. А что отличает документы от других бумаг? Назовите обязательные реквизиты документов. Слайд 3.
1. Назови документы, которые ваша семья использует в повседневной жизни. Участники команд по очереди называют документы. Выигрывает та команда, которая закончит последней. Слайд 4.
3.Разработать и записать на ватмане правила обращения с документами. Слайд 5.
4.Запиши названия документов, удостоверяющих личность. Слайд 6.
5.Нарисовать макет 1-2 стр. паспорта. Слайд 7.
6.Вычеркни из списка отметки, необязательные для паспорта. На доске листы с перечнем отметок Один участник команды вычеркивает только одну запись. Побеждает команда, первая правильно закончившая работу. Слайд 8, 9.
7.Назовите сроки действия паспорта гражданина и документы, необходимые для получения паспорта. Слайд 10, 11.
8.Ситуация из жизни. Разыгрывают учащиеся. Ситуация1.Предоставление паспорта сотруднику полиции. Ситуация 2. Гражданин оставляет в залог паспорт. Участники команд ложны назвать неправильные действия сотрудника полиции, гражданина.
9.Карта действий. Каждая группа должна нарисовать на ватмане «карту действий» при утрате паспорта. Результат презентуется и обсуждается. Слайд 14.
10.Ответсвенность, связанная с порчей Слайд 15,16,17,18.
VI.Энерджайзеры. Упражнения, позволяющие снять усталость или напряжение участников после упражнений теоретического блока. Проводятся по мере необходимости. «Шерлок Холмс»
VII.Диагностика настроения в группе. Упражнение «Цвет».
Каждый участник называет цвет, которому в данный момент соответствует его настроение и кратко объясняет почему. Например: «Я желтого цвета, потому что у меня сейчас веселое солнечное настроение».
VII. Рефлексия. Упражнение «Дерево личных открытий». Тренер рисует большое дерево. Каждый из участников получает карточки трех цветов, из которых каждый сам вырезает фрукты. Красные- это созревшие фрукты (это я беру с собой, как успех или личное открытие). Зеленые - это несозревшие фрукты (это было хорошо, но можно было бы и побольше или надо доработать, открытые вопросы). Желтые - это падалица (это не удалось, это не должно больше случиться). Результаты комментируются в круге.
Литература
1.Конституция Российской Федерации (12.12.1993 г.)
2. Гражданский кодекс Российской Федерации.
3.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ
4.Постановление правительства РФ от 08.07.1997 №828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации».
5. Комплекс наглядных учебно-методических материалов проекта «Правознайка». Автор-составитель: И.А.Скиперский, СГМООО «Творческий союз «Звездный ветер», СФ МГТУ им. М.А.Шолохова, 2012 г.